Рабочая программа химического кружка « В мире химических веществ»
7-10 классы
Пояснительная записка
Познание начинается с удивления.
Аристотель.
Не секрет, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведения истоков познавательного интереса только в содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечёны в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Формируя познавательный интерес школьников к химии, особое место отвожу к такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету.
Внеклассная работа по химии – это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Её разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии.
Цели организации кружка «В мире химических веществ»:
- воспитание у школьников познавательного интереса к науке химия;
- сформировать логическое мышление у школьников;
- обучить навыкам практической, лабораторной работы;
- подготовка к выбору будущей профессии;
-формирование ученического актива, расширение и углубление знаний учащихся по предмету;
- формирование и закрепление полученных знаний и навыков в конструировании простейших приборов, при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ;
-формирование у обучающихся умения применять приобретённые ими знания в повседневной жизни.
Для осуществления целей мы ставим перед собой следующие основные задачи:
- учащиеся должны знать области применения химических веществ в быту и окружающей жизни;
- способствовать развитию у учащихся общеучебных УУД – умения анализировать и делать выводы по химическому эксперименту;
- воспитывать коммуникативные УУД – умение работать в команде.
Задачами изучения химии являются:
учебные:
формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
объяснить свойства соединений и химические процессы, протекающие в мире и используемые человеком;
показать связь химии с окружающей средой и жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека;
предоставить учащимся возможность применять химические знания на практике, формировать общенаучные и химические умения и навыки, необходимые в деятельности экспериментатора и полезные в повседневной жизни;
развивающие:
-развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;
-создать условия для формирования и развития у учащихся самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, конспектами, иными источниками информации;
-научить учащихся работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
воспитательные:
-формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
-выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.
-обучение правилам поведения в химической лаборатории, практическим навыкам сбора химического оборудования использования химических реактивов.
- познакомить детей с основными правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории;
-выработка умений оценивать степень экологической опасности загрязнения окружающей среды и здоровью человека;
Структура:
1. Предлагаемая программа кружка «В мире химических веществ» рассчитана на школьников 7-10 классов.
2. Объем курса рассчитан на 20 часов (6 часов теоретических, 14 часов практических занятий)
3. Продолжительность занятий – 1 час 1 раз в неделю.
4. Для более эффективного усвоения учебного материала будет применяться дифференцированный подход: всем детям будет предлагаться материал в максимально популярной форме, включающей наиболее занимательные химические опыты, а детям более заинтересованным в различных областях химии - более научный материал с подготовкой к научно-практической конференции.
5. Данная программа насыщена практическими занятиями и занимательными опытами, которые демонстрировались самим учителем и лаборантом.
6. Программа так же направлена на приобретение учащимися знаний и умения самостоятельно планировать и вести научно-исследовательскую работу.
7. Работа кружка построена на освоении следующих модулей: «Первоначальные понятия химии», «Вещества на кухне», «Домашняя аптечка», «Оказание первой медицинской помощи при ожогах, травмах, порезах, ранениях».
Формы, методы и средства обучения, технологии
При проведении занятий ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно -ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, проектная деятельность.
Используются следующие формы обучения: учебные занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа, презентация. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов.
Планируемые результаты
При изучении химии обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Личностные:
формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
формирование творческого отношения к проблемам;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности
формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
2. Метапредметные:
навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое мнение к фактам и явлениям окружающей действительности; к прочитанному, увиденному, услышанному;
способность организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
умение взаимодействовать с людьми
3. Предметные:
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
проводить химический эксперимент, обращаться с веществами, используемыми в экспериментальном познании химии и в повседневной жизни, в соответствии с правилами техники безопасности;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
овладевать предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
делать выводы и умозаключения из наблюдений изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из др. источников;
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Требования к результатам обучения.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен знать и выполнять правила техники безопасности работы в химическом кабинете; типологию химических реакций по различным признакам; сущность ЭД и реакций ионного обмена; названия, состав и свойства важнейших классов неорганических соединений; ОВР; способы разделения смесей; способы получения и собирания и свойства кислорода, водорода; способы очистки воды и ее роль.
Учащийся должен уметь:
использовать при характеристике превращений веществ понятия: «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно-восстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической реакции», «скорость химической реакции», «катализатор»;
характеризовать химические элементы 1—3-го периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева: химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям, простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов)
давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию катализатора;
наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
составлять аннотацию текста;
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме;
определять виды классификации (естественную и искусственную);
осуществлять прямое дедуктивное доказательство,
применять следующие понятия: простое и сложное вещество; окислительно-восстановительный процесс; химическая реакция и ее классификации; обратимость химических реакций; ЭД; гидраты; кристаллогидраты;
разъяснять смысл химических формул и уравнений; составлять уравнения химических реакций; определять по составу принадлежность химических веществ к различным классам; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений;
обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений.
Учебно-методическое обеспечение
Методическое обеспечение:
1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Программа курса, тематическое и поурочное планирование. 8 класс:— М.: Русское слово, 2012.
2. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. Стандарты второго поколения / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 г.
3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Сборник самостоятельных работ 8 кл.:— М.: Русское слово, 2012.
Дидактическое обеспечение:
1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Химия. 8 кл.: Учебник.— М.: Русское слово, 2012.
2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 8 кл. Тетрадь для практических работ. «ТИД «Русское слово» - РС», 2012.
Интернет- ресурсы:
1. Алхимик: сайт по химии. Сайт, победитель конкурса образовательных ресурсов в Рунете, проведенного Фондом Сороса: о химических веществах и явлениях интересно, содержательно, доступно, полезно для широкого круга читателей, от самых маленьких до студентов и учителей.
http://alhimik.ru/index.htm
2. Методические материалы по химии. Методические материалы к уроку, опубликованные в
газете "Химия" издательского дома "1 сентября": подробный рубрикатор по темам.
http://him.1september.ru/urok/
3. Мир химии: интересные материалы и факты Музей сайта "Мир химии": хроника химии, нобелевские премии по химии, происхождение названий элементов, истории из жизни великих ученых, любопытные факты и т.д.
http://www.chemworld.narod.ru/museum/index.html
4. Обучающая энциклопедия: химия. Теоретические основы общей, неорганической и органической химии, тесты, справочные материалы. http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html
5. Популярная библиотека химических элементов. Сборник популярных статей, посвященных истории открытия, свойствам, применению химических элементов.
http://n-t.ru/ri/ps/
6. Химия. Школьная энциклопедия /Систематизированные и иллюстрированные справочные материалы к школьному курсу химии, система навигации как по алфавиту, так и по разделам, справочные таблицы, методы решения задач.
http://www.chemistryenc.h11.ru
7. Энциклопедия «Кругосвет»: химия. Популярные иллюстрированные статьи, посвященные широкому кругу химических понятий. Энциклопедия регулярно обновляется.
http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/51
Планируемые экскурсии:
1.Музей «Мирового Океана» - выставка «Лаборатория воды»
2.Экологический центр – учебное занятие по определению качества воды (2 часа)
3.БФУ им. И. Канта – химический факультет, биологический факультет – знакомство с лабораториями разной направленности
4.Посещение аптеки и ознакомление с особенностями ее работы
5.Медицинский кабинет МАОУ лицей №49 - «Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, травмах».
6.Музей стекла в Калининграде «Рыбная деревня»
Тематическое планирование кружка «В мире химических реакций»
№ п/п занятия | Сроки | Количество часов | Тема занятия | Виды деятельности | |
1 | | 1 | Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете, химической лаборатории. | Лекция Вводный инструктаж по т/б | |
Модуль 1. Первоначальные химические понятия |
2 | | 1 | Химия – наука о веществах их свойствах и превращениях. Практическая работа№1 «Изучение физических свойств, встречающихся в моем доме»: - воды, уксусной кислоты, спирта; - пищевой соды и крахмала; - сахарного песка и поваренной соли; - муки и извёстки. | Практическая работа №1 Лекция | |
3 | | 1 | Химические явления Практическая работа №2 «Изучение признаков химических реакций. Условия протекания химических реакций». -гашение соды уксусом | Лекция, практическая работа№2 | |
4 | | 1 | Чистые вещества и смеси. Лабораторная работа «Способы разделения смеси: - речного песка и поваренной соли. | Лекция, практическая работа №3 | |
5 | | 1 | Проблема очистки воды Практическая работа №4 «Проблема очистки воды и исследование ее качества» в школьной лаборатории | Практическая работа №4 | |
6 | | 1 | Проведение занятия на базе музея «Мирового Океана» по определению качества воды | | |
7 | | 1 | Проведение занятий на базе Экологического центра по определению качества воды | | |
8 | | 1 | Семинар по экскурсии Планирование научной работы | семинар | |
9 | | 1 | 1. Классификация веществ по происхождению. 2. Практическая работа №5«Вещества созданные природой: крахмал, жиры, белки. Минеральные вещества: сода, поваренная соль. Вещества, созданные человеком: стекло, полиэтилен». | Презентации учеников, семинар, практическая работа№5 | |
10 | | 1 | 1. Вещества на вашей кухне. 2. Вещества, используемые для изготовления посуды. 1. Металлы, сплавы металлов. Стекло. Фарфор. 2. Практическая работа №6 «Посуда» | Презентации учеников, практическая работа№6 | |
11 | | 1 | Чистящие вещества на вашей кухне. Практическая работа №7 «Изучение рН среды различных чистящих средств» | Лекция, практическая работа №7 | |
12 | | 1 | Пища на вашей кухне. Практическая работа №8 «Определение белков, углеводов, жиров в продуктах» | Практическая работа №8 | |
13 | | 1 | 1.Практическая работа №9 «Определение рН среды в пищевых продуктах» | Практическая работа №9 | |
Модуль 2. Домашняя аптечка | |
14 | | 1 | Вещества в маминой аптечке. «Классификация веществ по назначению» 2.1. Обезболивающие лекарственные препараты. Антибиотики и бактерицидные лекарственные препараты Перевязочные материалы | Презентации и доклады учащихся | |
14 | | 1 | Химические средства гигиены и косметика | Сообщения учащихся. | |
15 | | 1 | Практическая работа № 10 «Приготовление различных растворов, разной концентрацией» | Практическая работа № 10 | |
16. | | 1 | Вещества в вашей ванной. Практическая работа №11 « Определение рН веществ личной гигиены» | Практическая работа №11 | |
17 | | 1 | 1.Препараты бытовой химии – наши помощники? 2. Вредные вещества в вашем доме и их источники | Сообщения и презентации учащихся | |
18 | | 1 | Практическая работа №12 «Выведение пятен препаратами бытовой химии» | Практическая работа №12 | |
Модуль 3. «Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, травмах». | |
19 | | 1 | Практическое занятие «Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, травмах». | Лекция | |
20 | | 1. | Заключительный урок | | |
Ожидаемые результаты
К концу обучения ученики будут знать:
назначение химической посуды и лабораторного оборудования;
правила организации рабочего места;
правила техники безопасности при выполнении практических работ;
Уметь:
записывать уравнения химических реакций и объяснять сущность химических превращений;
наблюдать, анализировать, вести расчеты;
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
Способы определения результативности:
Начальный контроль (сентябрь) в виде визуального наблюдения педагога за соблюдением воспитанниками техники безопасности, поведением при работе с последующим обсуждением;
Текущий контроль (в течение всего учебного года) в виде визуального наблюдения педагога за процессом выполнения учащимися практических работ, проектов, индивидуальных заданий, участия в предметной неделе естествознания;
Промежуточный контроль (тематический) в виде предметной диагностики знания детьми пройденных тем;
Итоговый контроль (май) в виде изучения и анализа продуктов труда учащихся (проектов; сообщений, рефератов), процесса организации работы над продуктом и динамики личностных изменений.
Оценки за правильно выполненные рефераты, презентации и доклады, а также за текущий контроль будут выставляться в журнал по предмету химия.
Формы подведения итогов реализации программы.
В конце учебного года обучающийся должен выполнить и защитить проект.
Критерии оценивания результатов
Показатели и критерии оценки результатов соотнесены с основными задачами кружка.
Знание областей применения химии в быту и окружающей жизни
Знает 5 областей применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами – 4балла;
Знает 3-4 области применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами – 3балла;
Знает 1-2 области применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами – 2 балла;
Знает 4-5 областей применения химии в быту и окружающей жизни , но не может подтвердить химическими формулами – 1 балла;
Знает 2-3 области применения химии в быту и окружающей жизни без примеров– 1 балла;
Не знает области применения химии – 0 баллов.
Умение анализировать и делать выводы по химическому эксперименту
Умеет анализировать и делать выводы по химическому эксперименту – 5баллов;
Не умеет анализировать и делать выводы по химическому эксперименту – 0 баллов;
Умение работать в команде
Ученик удерживает внимание членов команды, говорит убедительно и спокойно, тактично, умеет слушать других -5 баллов;
Ученик удерживает внимание членов команды, говорит убедительно и спокойно, тактично, но других не слушает -3 баллов;
Ученик удерживает внимание членов команды, но при этом нервничает, может не тактично обратиться к другим , но умеет выслушать другое мнение -1 баллов;
Ученик не удерживает внимание членов команды, может не тактично обратиться к другим , не умеет выслушать другое мнение -0 баллов;
Продуктом работы кружка планируется выступление на школьной научно- практической конференции с научно-исследовательской работой. По окончании работы кружка дети получат сертификаты с занесением дополнительной отличной оценки в журнал
Комитет по образованию
администрации городского округа
« Город Калининград»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №49
«РАССМОТРЕНО» на заседании кафедры ________/И.П. Лептина/ Протокол №1 « » сентября 2015 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УМР ________/С.И. Минина/ « » сентября 2015 г | «Утверждаю» Директор МАОУ лицей №49 _____ /Л.Г.Осипова/ « » сентября 2015г |
Рабочая программа учебного курса
химического кружка
«В мире химических веществ»
7-10 классы
1 час в неделю (20 часов в год)
Учитель: Волкова И.А.
2015год