СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа химического кружка

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Химические вещества в повседневной жизни человека". Такая тема кружка, я думаю, заинтересует многих детей, которые интересуются химией и биологией. Работа в кружке предназначина для учеников с 7-9 классы, содержит большое количество практических работ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа химического кружка»

Рабочая программа химического кружка « В мире химических веществ»

7-10 классы




Пояснительная записка


Познание начинается с удивления.

Аристотель.


Не секрет, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведения истоков познавательного интереса только в содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечёны в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Формируя познавательный интерес школьников к химии, особое место отвожу к такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету.

Внеклассная работа по химии – это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Её разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии.

Цели организации кружка «В мире химических веществ»:


- воспитание у школьников познавательного интереса к науке химия;

- сформировать логическое мышление у школьников;


- обучить навыкам практической, лабораторной работы;

- подготовка к выбору будущей профессии;

-формирование ученического актива, расширение и углубление знаний учащихся по предмету;

- формирование и закрепление полученных знаний и навыков в конструировании простейших приборов, при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ;

-формирование у обучающихся умения применять приобретённые ими знания в повседневной жизни.



Для осуществления целей мы ставим перед собой следующие основные задачи:

- учащиеся должны знать области применения химических веществ в быту и окружающей жизни;

- способствовать развитию у учащихся общеучебных УУД – умения анализировать и делать выводы по химическому эксперименту;

- воспитывать коммуникативные УУД – умение работать в команде.

Задачами изучения химии являются:

учебные:

  • формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

  • объяснить свойства соединений и химические процессы, протекающие в мире и используемые человеком;

  • показать связь химии с окружающей средой и жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека;

  • предоставить учащимся возможность применять химические знания на практике, формировать общенаучные и химические умения и навыки, необходимые в деятельности экспериментатора и полезные в повседневной жизни;



развивающие:

-развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;

-создать условия для формирования и развития у учащихся самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, конспектами, иными источниками информации;

-научить учащихся работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

воспитательные:

-формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;

-выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.

-обучение правилам поведения в химической лаборатории, практическим навыкам сбора химического оборудования использования химических реактивов.

- познакомить детей с основными правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории;

-выработка умений оценивать степень экологичес­кой опасности загрязнения окружающей среды и здоровью человека;

Структура:

1. Предлагаемая программа кружка «В мире химических веществ» рассчитана на школьников 7-10 классов.

2. Объем курса рассчитан на 20 часов (6 часов теоретических, 14 часов практических занятий)

3. Продолжительность занятий – 1 час 1 раз в неделю.


4. Для более эффективного усвоения учебного материала будет применяться дифференцированный подход: всем детям будет предлагаться ма­териал в максимально популярной форме, включающей наиболее занимательные химические опыты, а детям более заинтересованным в различных областях химии - более научный материал с подготовкой к научно-практической конференции.


5. Данная программа насыщена практическими занятиями и занимательными опытами, которые демонстрировались самим учителем и лаборантом.


6. Программа так же направлена на приобретение учащимися знаний и умения самостоятельно планировать и вести научно-исследовательскую работу.


7. Работа кружка построена на освоении следующих модулей: «Первоначальные понятия химии», «Вещества на кухне», «Домашняя аптечка», «Оказание первой медицинской помощи при ожогах, травмах, порезах, ранениях».


Формы, методы и средства обучения, технологии


При проведении занятий ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно -ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, проектная деятельность.

Используются следующие формы обучения: учебные занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа, презентация. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов.




Планируемые результаты

При изучении химии обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

1. Личностные:

  • формирование чувства гордости за российскую химическую науку;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;

  • понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;

  • формирование творческого отношения к проблемам;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;

  • развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности

  • формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.

2. Метапредметные:

  • навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

  • умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  • умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

  • умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

  • умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое мнение к фактам и явлениям окружающей действительности; к прочитанному, увиденному, услышанному;

  • способность организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;

  • способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • умение взаимодействовать с людьми

3. Предметные:

  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;

  • проводить химический эксперимент, обращаться с веществами, используемыми в экспериментальном познании химии и в повседневной жизни, в соответствии с правилами техники безопасности;

  • описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

  • классифицировать изученные объекты и явления;

  • овладевать предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из др. источников;

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.


Требования к результатам обучения.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен знать и выполнять правила техники безопасности работы в химическом кабинете; типологию химических реакций по различным признакам; сущность ЭД и реакций ионного обмена; названия, состав и свойства важнейших классов неорганических соединений; ОВР; способы разделения смесей; способы получения и собирания и свойства кислорода, водорода; способы очистки воды и ее роль.

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике превращений веществ понятия: «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно-восстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической реакции», «скорость химической реакции», «катализатор»;

характеризовать химические элементы 1—3-го периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева: химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям, простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов)

давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию катализатора;

наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;


Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;

составлять аннотацию текста;

создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме;

определять виды классификации (естественную и искусственную);

осуществлять прямое дедуктивное доказательство,

применять следующие понятия: простое и сложное вещество; окислительно-восстановительный процесс; химическая реакция и ее классификации; обратимость химических реакций; ЭД; гидраты; кристаллогидраты;

разъяснять смысл химических формул и уравнений; составлять уравнения химических реакций; определять по составу принадлежность химических веществ к различным классам; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений;

обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений.


Учебно-методическое обеспечение


Методическое обеспечение:

1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Программа курса, тематическое и поурочное планирование. 8 класс:— М.: Русское слово, 2012.

2. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. Стандарты второго поколения / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 г.

3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Сборник самостоятельных работ 8 кл.:— М.: Русское слово, 2012.

Дидактическое обеспечение:

1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Химия. 8 кл.: Учебник.— М.: Русское слово, 2012.

2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 8 кл. Тетрадь для практических работ. «ТИД «Русское слово» - РС», 2012.

Интернет- ресурсы:

1. Алхимик: сайт по химии. Сайт, победитель конкурса образовательных ресурсов в Рунете, проведенного Фондом Сороса: о химических веществах и явлениях интересно, содержательно, доступно, полезно для широкого круга читателей, от самых маленьких до студентов и учителей.

http://alhimik.ru/index.htm 
2. Методические материалы по химии. Методические материалы к уроку, опубликованные в

газете "Химия" издательского дома "1 сентября": подробный рубрикатор по темам.

http://him.1september.ru/urok/ 

3. Мир химии: интересные материалы и факты Музей сайта "Мир химии": хроника химии, нобелевские премии по химии, происхождение названий элементов, истории из жизни великих ученых, любопытные факты и т.д. 

http://www.chemworld.narod.ru/museum/index.html 
4. Обучающая энциклопедия: химия. Теоретические основы общей, неорганической и органической химии, тесты, справочные материалы.  http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html 
5. Популярная библиотека химических элементов. Сборник популярных статей, посвященных истории открытия, свойствам, применению химических элементов. 
http://n-t.ru/ri/ps/ 
6. Химия. Школьная энциклопедия /Систематизированные и иллюстрированные справочные материалы к школьному курсу химии, система навигации как по алфавиту, так и по разделам, справочные таблицы, методы решения задач.

 http://www.chemistryenc.h11.ru 
7. Энциклопедия «Кругосвет»: химия. Популярные иллюстрированные статьи, посвященные широкому кругу химических понятий. Энциклопедия регулярно обновляется.

http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/51


Планируемые экскурсии:

1.Музей «Мирового Океана» - выставка «Лаборатория воды»

2.Экологический центр – учебное занятие по определению качества воды (2 часа)

3.БФУ им. И. Канта – химический факультет, биологический факультет – знакомство с лабораториями разной направленности

4.Посещение аптеки и ознакомление с особенностями ее работы

5.Медицинский кабинет МАОУ лицей №49 - «Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, травмах».

6.Музей стекла в Калининграде «Рыбная деревня»






Тематическое планирование кружка «В мире химических реакций»

№ п/п

занятия

Сроки

Количество часов

Тема занятия

Виды деятельности


1


1

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете, химической лаборатории.


Лекция

Вводный инструктаж по т/б



Модуль 1. Первоначальные химические понятия

2


1

  1. Химия – наука о веществах их свойствах и превращениях.

  2. Практическая работа№1

«Изучение физических свойств, встречающихся в моем доме»:

- воды, уксусной кислоты, спирта;

- пищевой соды и крахмала;

- сахарного песка и поваренной соли;

- муки и извёстки.


Практическая работа №1

Лекция




3


1

  1. Химические явления

  2. Практическая работа №2 «Изучение признаков химических реакций. Условия протекания химических реакций».

-гашение соды уксусом



Лекция, практическая работа№2


4


1

  1. Чистые вещества и смеси.

  2. Лабораторная работа «Способы разделения смеси:

- речного песка и поваренной соли.


Лекция, практическая работа №3


5


1

  1. Проблема очистки воды

  2. Практическая работа №4

«Проблема очистки воды и исследование ее качества» в школьной лаборатории

Практическая работа №4



6


1

Проведение занятия на базе музея «Мирового Океана» по определению качества воды



7


1

Проведение занятий на базе Экологического центра по определению качества воды




8


1

  1. Семинар по экскурсии

  2. Планирование научной работы


семинар


9


1

1. Классификация веществ по происхождению.

2. Практическая работа №5«Вещества созданные природой: крахмал, жиры, белки. Минеральные вещества: сода, поваренная соль. Вещества, созданные человеком: стекло, полиэтилен».


Презентации учеников, семинар, практическая работа№5


10


1

1. Вещества на вашей кухне.

2. Вещества, используемые для изготовления посуды.

1. Металлы, сплавы металлов. Стекло. Фарфор.

2. Практическая работа №6 «Посуда»



Презентации учеников, практическая работа№6


11


1

  1. Чистящие вещества на вашей кухне.

  2. Практическая работа №7 «Изучение рН среды различных чистящих средств»



Лекция, практическая работа №7


12


1

  1. Пища на вашей кухне.

  2. Практическая работа №8 «Определение белков, углеводов, жиров в продуктах»


Практическая работа №8


13


1

1.Практическая работа №9 «Определение рН среды в пищевых продуктах»



Практическая работа №9


Модуль 2. Домашняя аптечка


14


1

  1. Вещества в маминой аптечке.

  2. «Классификация веществ по назначению»


2.1. Обезболивающие лекарственные препараты.


    1. Антибиотики и бактерицидные лекарственные препараты

    2. Перевязочные материалы



Презентации и доклады учащихся


14


1

Химические средства гигиены и косметика

Сообщения учащихся.


15


1

Практическая работа № 10

«Приготовление различных растворов, разной концентрацией»



Практическая работа № 10



16.


1

  1. Вещества в вашей ванной.

  2. Практическая работа №11 « Определение рН веществ личной гигиены»



Практическая работа №11


17


1

1.Препараты бытовой химии – наши помощники?

2. Вредные вещества в вашем доме и их источники

Сообщения и презентации учащихся


18


1

Практическая работа №12 «Выведение пятен препаратами бытовой химии»

Практическая работа №12


Модуль 3. «Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, травмах».


19


1

Практическое занятие «Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, травмах».

Лекция


20


1.

Заключительный урок
































Ожидаемые результаты

К концу обучения ученики будут знать:

  • назначение химической посуды и лабораторного оборудования;

  • правила организации рабочего места;

  • правила техники безопасности при выполнении практических работ;

  • методы выполнения проекта;

  • иметь представление о веществах применяемых в быту.

Уметь:

  • записывать уравнения химических реакций и объяснять сущность химических превращений;

  • наблюдать, анализировать, вести расчеты;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

  • пользоваться различными источниками информациями (справочная литература; журналы; Интернет);

  • выполнять и защищать проект;

  • работать в группах.

Способы определения результативности:

  • Начальный контроль (сентябрь) в виде визуального наблюдения педагога за соблюдением воспитанниками техники безопасности, поведением при работе с последующим обсуждением;

  • Текущий контроль (в течение всего учебного года) в виде визуального наблюдения педагога за процессом выполнения учащимися практических работ, проектов, индивидуальных заданий, участия в предметной неделе естествознания;

  • Промежуточный контроль (тематический) в виде предметной диагностики знания детьми пройденных тем;

  • Итоговый контроль (май) в виде изучения и анализа продуктов труда учащихся (проектов; сообщений, рефератов), процесса организации работы над продуктом и динамики личностных изменений.


Оценки за правильно выполненные рефераты, презентации и доклады, а также за текущий контроль будут выставляться в журнал по предмету химия.


Формы подведения итогов реализации программы.

  • Опрос;

  • Обсуждение;

  • Самостоятельная работа;

  • Тестирование;

  • Презентация и защита творческой работы (проекты и др.).

В конце учебного года обучающийся должен выполнить и защитить проект.

Критерии оценивания результатов

Показатели и критерии оценки результатов соотнесены с основными задачами кружка.

Знание областей применения химии в быту и окружающей жизни

Знает 5 областей применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами – 4балла;


Знает 3-4 области применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами – 3балла;


Знает 1-2 области применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами – 2 балла;


Знает 4-5 областей применения химии в быту и окружающей жизни , но не может подтвердить химическими формулами – 1 балла;


Знает 2-3 области применения химии в быту и окружающей жизни без примеров– 1 балла;


Не знает области применения химии – 0 баллов.


Умение анализировать и делать выводы по химическому эксперименту

Умеет анализировать и делать выводы по химическому эксперименту – 5баллов;

Не умеет анализировать и делать выводы по химическому эксперименту – 0 баллов;

Умение работать в команде

Ученик удерживает внимание членов команды, говорит убедительно и спокойно, тактично, умеет слушать других -5 баллов;


Ученик удерживает внимание членов команды, говорит убедительно и спокойно, тактично, но других не слушает -3 баллов;


Ученик удерживает внимание членов команды, но при этом нервничает, может не тактично обратиться к другим , но умеет выслушать другое мнение -1 баллов;


Ученик не удерживает внимание членов команды, может не тактично обратиться к другим , не умеет выслушать другое мнение -0 баллов;


Продуктом работы кружка планируется выступление на школьной научно- практической конференции с научно-исследовательской работой. По окончании работы кружка дети получат сертификаты с занесением дополнительной отличной оценки в журнал


Комитет по образованию

администрации городского округа

« Город Калининград»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №49


«РАССМОТРЕНО»

на заседании кафедры

________/И.П. Лептина/

Протокол №1

« » сентября 2015 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УМР

________/С.И. Минина/


« » сентября 2015 г

«Утверждаю»

Директор МАОУ лицей №49

_____ /Л.Г.Осипова/


« » сентября 2015г








Рабочая программа учебного курса

химического кружка

«В мире химических веществ»

7-10 классы

1 час в неделю (20 часов в год)






Учитель: Волкова И.А.








2015год