Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа"Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алые Паруса»
Рабочая программа
«Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте»
Подготовила:
учитель- логопед
Брындина Н.П.
Сеченово
2016
Актуальность
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи. Всё это обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Цели и задачи
Цель программы – сформировать у дошкольников с речевой патологией полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, сформировать навыки учебной деятельности.
В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:
Образовательные:
- формировать навыков учебной деятельности;
- подготовить детей к обучению грамоте;
- расширять представления детей об окружающем мире, формирование целостной картины мира;
Коррекционно – развивающие:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников;
- -воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
Воспитательные:
- воспитание коммуникативности, успешности в общении;
- воспитание гармоничной личности, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
Принципы
- принцип опережающего подхода;
- принцип развивающего подхода;
- принцип полифункционального подхода;
- принцип сознательности и активности детей;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип постепенного повышения требований;
- принцип наглядности;
Кроме этого, успешность коррекционно-развивающей деятельности на логопункте в условиях ФГОС ДО обеспечивается реализацией таких принципов, как:
- единство диагностики и коррекции;
- деятельностный принцип коррекции;
- учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- комплексность методов психологического воздействия;
- активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Характеристика контингента воспитанников
1. Фонетическое нарушение речи ( ФН ) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).
При ФН нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ( ФФНР ) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем.
Формы и задачи организации деятельности
Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий.
Индивидуальные – цель которых – подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии.
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- Развитие артикуляционной моторики.
- Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.
- Развитие речевого дыхания и голосообразования.
- Постановка отсутствующих или искажённых звуков.
- Автоматизация и дифференциация звуков.
Частота проведения индивидуальных занятий
Продолжительность индивидуальных занятий у детей 6-7 года жизни 15-20 минут.
- ФН – 2 раза в неделю;
- ФФНР – 2-3 раза в неделю;
- ОНР – 2-3 раза в неделю.
Структура индивидуального логопедического занятия
- Закрепление навыков произношения изученных звуков.
- Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.
- Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов.
- Расширение лексического запаса в процессе автоматизации звуков.
- Закрепление грамматических категорий.
- Развитие связной речи.
Ожидаемые результаты логопедической работы
В конце обучения в подготовительной к школе группе ребенок должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:
- Понимание речи.
- Представления о таких областях окружающего мира как «овощи», «фрукты», «игрушки», «дикие и домашние животные», «одежда», «обувь», «мебель», «посуда», и др. лексические темы.
- Способность к обобщению, знание обобщающих понятий по соответствующим темам.
- Умение различать понятие «звук», «слово», «предложение».
- Умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой.
- Начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном.
- Умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие).
- Представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно.
- Умение мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами (картинки, помощник), цвета, формы, вкуса, материала и другое.
- владение средствами общения и способами взаимодействия, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками.
Логопедическая ода : Делай всё возможное и невозможное наступит.
Спасибо за внимание!