СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 1 класса

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для обучающихся 1 классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи 3 – 4 уровня, испытывающих стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 1 класса»








Рабочая программа  

коррекционно-развивающих

логопедических занятий

на группу учащихся 1 класса

с  ОНР и ФН





























Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

  • Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.


Цель: устранение недостатков устной речи  и предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся 1 классов.


Адресат: обучающиеся 1 классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи 3 – 4 уровня, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.


Программа способствует решению следующих задач:

  • развивать  звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения;

  • формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;

  • закреплять звуко-буквенные связи;

  • формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

  • развивать лексический запас и грамматический строй речи; в течение всего учебного года – работа по уточнению и расширению словаря;

  • развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;

  • развивать коммуникативную готовность к обучению.








Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.

  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.

  • Козырева Л.М.Комплект логопедическихтетрадей. Ярославль, 2006.

  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.

  • Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.

  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. Пособие. М.,1995г.

  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М.,2007г.

  • Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007г.

Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, групповая/ парная работа, индивидуальная работа.

Программа рассчитана на 87 – 90 часов в год (3часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение 2 проверочных работ: диктант, списывание.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся к концу коррекционного обучения:

Обучающиеся должны знать:

  • все звуки и буквы русского языка;

  • все основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим.)

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове, знать способы их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком;

  • вычленять слова из предложений;

  • чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы и их соединения;

  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

  • грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;




Содержание программы:

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Речь. Предложение. Слово. Слог. (11ч).

Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием  графических схем. Формирование психологических предпосылок (внимания, восприятия, памяти)

Звуки и буквы.(64ч)

Речевые/неречевые звуки. Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных звуков от согласных. Гласные звуки и буквы 1 ряда. Признаки гласных звуков. (10ч.)

Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука) анализ слов, выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со словом-моделью.

Понятие о согласных. Звукобуквенный и слоговой анализ слов.(5ч)

Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Гласные 2 ряда.

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з, в –ф. к-г, ш-ж.

Свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты (19ч)

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат.

Дифференциация звуков: с-ш, з-ж, р-л, ч-щ, с-щ, ш-щ, ц-с, ц-т. ц-ч.

Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами 2 ряда.

Дифференциация парных гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, ё-ю. Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком.

Разделительный –ь-, -ъ-

Звукобуквенный анализ слов. (2ч.) Подстановочные упражнения. (6 ч.)

Работа над словом. (6ч)

 Слова, обозначающие предмет (одушевленный/неодушевленный). Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.

Итоговая контрольная работа (1ч)


Для данных детей характерны нарушения фонетико-фонематического компонента речи: дефектное произношение оппозиционных звуков: свистящих, сонорных, аффрикат;

Недостаточная сформированность фонематических процессов: трудности в выделении нужного звука, определении места звука, количества звуков даже в односложных словах типа  «мак», трудности синтеза и фонематических представлений;

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы (путают, в основном, сложные предлоги: из-за =за, из-под = под).

Недостаточно развита связная речь: испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеют отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Наблюдаются психологические особенности: неустойчивое внимание, недостаточное развитие самоконтроля, недостаточное развитие способности к переключению.

   



Календарно – тематическое планирование:

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

Речь. Правила речи. Развитие слухового внимания.

1



Развитие зрительного внимания.

1



Развитие слухового и зрительного внимания.

1



Развитие слухового восприятия.

1



Развитие зрительного восприятия.

1



Развитие слухового и зрительного восприятия.

1



Развитие слуховой памяти.

1



Развитие зрительной памяти.

1



Развитие слуховой и зрительной памяти.

1



Знакомство с предложением.

Предложение состоит из слов (2-х, 3-х, 4-х, ...)

1



Знакомство со слогом.

Слово состоит из слогов.


1



Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков.

1



Дифференциация гласных звуков от согласных.

1



Гласные звуки и буквы. Признаки гласных звуков.

1



Гласный звук А. Выделение звука из удобных позиций.

1



Гласный звук О. Выделение звука из удобных позиций.

1



Гласный звук У. Выделение звука на фоне слога, слова.

1



Гласный звук Ы. Выделение звука на фоне слога,слова.

1



Гласный звук Э. Выделение звука на фоне слога, слова.

1



Гласный звук И. Выделение звука на фоне слога, слова.

1



Выделение гласных звуков из слов. Составление схем.

1



Выделение гласных звуков из односложных слов.

1



Выделение гласных звуков из двусложных слов

1



Выделение гласных звуков из трехсложных слов

1



Деление слов на слоги. Одно,2-х, 3-х сложные слова.

1



Слоговой состав слова. Характеристика частей слова. Ударение.

1



Согласные звуки и буквы. Признаки согласных.

1



Выделение первого и последнего согласного из слова.

1



Звонкие и глухие согласные.

1



Твердые и мягкие согласные.

1



Звуки М, М’ Буква Мм.

1



Звуки Н,Н’ Буква Нн.

1



Звуки Л,Л’ Буква Лл.

1



Звуки Р,Р’ Буква Рр.

1



Дифференциация Р-Л.

1



Звук Й.

1



Звук «ЙА». Буква Яя.

1



Звук «ЙО».Буква Ёё.

1



Звук «ЙУ». Буква Юю.

1



Звук «ЙЭ». Буква Ее.

1



Звуки Д,Д’ Буква Дд

1



Звуки Т,Т’ Буква Тт.

1



Дифференциация Т-Д.

1



Звуки З,З’ Буква Зз.

1



Звуки С,С’ Буква Сс.

1



Дифференциация С-З.

1



Звуки Г,Г’ Буква Гг.

1



Звуки К,К’ Буква Кк

1



Дифференциация К-Г.

1



Звуки В,В’ Буква Вв

1



Звуки Ф,Ф’ Буква Фф.

1



Дифференциация В-Ф.

1



Звуки Б,Б’ Буква Бб

1



Звуки П,П’ Буква Пп.

1



Дифференциация П-Б.

1



Звук Ж. Буква Жж.

1



Звук Ш. Буква Шш.

1



Дифференциация Ш-Ж. /* Правописание Ши- жи./

1



Дифференциация Ж-З.

1



Дифференциация Ш-С.

1



Звук Ч. Буква Чч. /* Сочетания Ча-Чу/

1



Звук Щ. Буква Щщ. /* Сочетания Ща, Щу/

1



Дифференциация Ч-Щ.

1-2



Звук Ц. Буква Цц.

1



Дифференциация С-Ц. /* Дифференциация Ц-Т’/

1



Дифференциация Ч-Ц. /* Дифференциация Ч-Т’/

1



Дифференциация Ш-Щ.

1



Смягчение согласных с помощью гласных 2 ряда.

1



Дифференциация гласных А-Я.

1



Дифференциация гласных О-Ё.

1



Дифференциация гласных У-Ю.

1



Дифференциация гласных Ё-Ю.

1



Обозначение мягкости согласных с помощью –ь - в конце слова;

*в середине слова

1

1



Разделительный –ь-

1



Разделительный –ъ-

1



Звукобуквенный анализ (односложных, двусложных и трёхсложных) слов.

1



Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных.

1



Подстановочные упражнения / стол – стул /.

1



Обратные подстановочные упражнения / ток – кот /.

1



Упражнения на добавление букв в начале, середине, конце слова (рот – рота, крот)


1



Упражнения на исключение букв из слова. (роса – оса)

1



Упражнения на перестановку букв в слове.

1



Комбинированные упражнения (лист – лиса)

1



Работа над словом. Слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопрос ЧТО? КТО? Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов.



1-2



Слова, обозначающие действия предметов.

1



Дифференциация слов-предметов от слов- действий.

1



Слова, обозначающие признаки предметов.

1



Дифференциация слов-предметов от слов-действий и от слов-признаков.

1



Список использованной и рекомендуемой литературы:

  • Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)

  • Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.

  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.

  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.

  • Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

  • Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996

  • Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2003г.

  • Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.

  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.

  • Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей  от 6  до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.

  • Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.

  • Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.

  • Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии.  Конспекты занятий для логопедов. М.,2006.

  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.

  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.