Рабочая программа
коррекционно-развивающих
логопедических занятий
на группу учащихся 1 класса
с ОНР и ФН
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Цель: устранение недостатков устной речи и предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся 1 классов.
Адресат: обучающиеся 1 классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи 3 – 4 уровня, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Программа способствует решению следующих задач:
развивать звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения;
формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;
закреплять звуко-буквенные связи;
формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
развивать лексический запас и грамматический строй речи; в течение всего учебного года – работа по уточнению и расширению словаря;
развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;
развивать коммуникативную готовность к обучению.
Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
Козырева Л.М.Комплект логопедическихтетрадей. Ярославль, 2006.
Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. Пособие. М.,1995г.
Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М.,2007г.
Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007г.
Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, групповая/ парная работа, индивидуальная работа.
Программа рассчитана на 87 – 90 часов в год (3часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение 2 проверочных работ: диктант, списывание.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся к концу коррекционного обучения:
Обучающиеся должны знать:
все звуки и буквы русского языка;
все основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим.)
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове, знать способы их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком;
вычленять слова из предложений;
чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы и их соединения;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
Содержание программы:
Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Речь. Предложение. Слово. Слог. (11ч).
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Формирование психологических предпосылок (внимания, восприятия, памяти)
Звуки и буквы.(64ч)
Речевые/неречевые звуки. Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных звуков от согласных. Гласные звуки и буквы 1 ряда. Признаки гласных звуков. (10ч.)
Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука) анализ слов, выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со словом-моделью.
Понятие о согласных. Звукобуквенный и слоговой анализ слов.(5ч)
Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Гласные 2 ряда.
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з, в –ф. к-г, ш-ж.
Свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты (19ч)
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат.
Дифференциация звуков: с-ш, з-ж, р-л, ч-щ, с-щ, ш-щ, ц-с, ц-т. ц-ч.
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами 2 ряда.
Дифференциация парных гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, ё-ю. Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком.
Разделительный –ь-, -ъ-
Звукобуквенный анализ слов. (2ч.) Подстановочные упражнения. (6 ч.)
Работа над словом. (6ч)
Слова, обозначающие предмет (одушевленный/неодушевленный). Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.
Итоговая контрольная работа (1ч)
Для данных детей характерны нарушения фонетико-фонематического компонента речи: дефектное произношение оппозиционных звуков: свистящих, сонорных, аффрикат;
Недостаточная сформированность фонематических процессов: трудности в выделении нужного звука, определении места звука, количества звуков даже в односложных словах типа «мак», трудности синтеза и фонематических представлений;
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы (путают, в основном, сложные предлоги: из-за =за, из-под = под).
Недостаточно развита связная речь: испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеют отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.
Наблюдаются психологические особенности: неустойчивое внимание, недостаточное развитие самоконтроля, недостаточное развитие способности к переключению.
Календарно – тематическое планирование:
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
-
| Речь. Правила речи. Развитие слухового внимания. | 1 | | |
-
| Развитие зрительного внимания. | 1 | | |
-
| Развитие слухового и зрительного внимания. | 1 | | |
-
| Развитие слухового восприятия. | 1 | | |
-
| Развитие зрительного восприятия. | 1 | | |
-
| Развитие слухового и зрительного восприятия. | 1 | | |
-
| Развитие слуховой памяти. | 1 | | |
-
| Развитие зрительной памяти. | 1 | | |
-
| Развитие слуховой и зрительной памяти. | 1 | | |
-
| Знакомство с предложением. Предложение состоит из слов (2-х, 3-х, 4-х, ...) | 1 | | |
-
| Знакомство со слогом. Слово состоит из слогов. | 1 | | |
-
| Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков. | 1 | | |
-
| Дифференциация гласных звуков от согласных. | 1 | | |
-
| Гласные звуки и буквы. Признаки гласных звуков. | 1 | | |
-
| Гласный звук А. Выделение звука из удобных позиций. | 1 | | |
-
| Гласный звук О. Выделение звука из удобных позиций. | 1 | | |
-
| Гласный звук У. Выделение звука на фоне слога, слова. | 1 | | |
-
| Гласный звук Ы. Выделение звука на фоне слога,слова. | 1 | | |
-
| Гласный звук Э. Выделение звука на фоне слога, слова. | 1 | | |
-
| Гласный звук И. Выделение звука на фоне слога, слова. | 1 | | |
-
| Выделение гласных звуков из слов. Составление схем. | 1 | | |
-
| Выделение гласных звуков из односложных слов. | 1 | | |
-
| Выделение гласных звуков из двусложных слов | 1 | | |
-
| Выделение гласных звуков из трехсложных слов | 1 | | |
-
| Деление слов на слоги. Одно,2-х, 3-х сложные слова. | 1 | | |
-
| Слоговой состав слова. Характеристика частей слова. Ударение. | 1 | | |
-
| Согласные звуки и буквы. Признаки согласных. | 1 | | |
-
| Выделение первого и последнего согласного из слова. | 1 | | |
-
| Звонкие и глухие согласные. | 1 | | |
-
| Твердые и мягкие согласные. | 1 | | |
-
| Звуки М, М’ Буква Мм. | 1 | | |
-
| Звуки Н,Н’ Буква Нн. | 1 | | |
-
| Звуки Л,Л’ Буква Лл. | 1 | | |
-
| Звуки Р,Р’ Буква Рр. | 1 | | |
-
| Дифференциация Р-Л. | 1 | | |
-
| Звук Й. | 1 | | |
-
| Звук «ЙА». Буква Яя. | 1 | | |
-
| Звук «ЙО».Буква Ёё. | 1 | | |
-
| Звук «ЙУ». Буква Юю. | 1 | | |
-
| Звук «ЙЭ». Буква Ее. | 1 | | |
-
| Звуки Д,Д’ Буква Дд | 1 | | |
-
| Звуки Т,Т’ Буква Тт. | 1 | | |
-
| Дифференциация Т-Д. | 1 | | |
-
| Звуки З,З’ Буква Зз. | 1 | | |
-
| Звуки С,С’ Буква Сс. | 1 | | |
-
| Дифференциация С-З. | 1 | | |
-
| Звуки Г,Г’ Буква Гг. | 1 | | |
-
| Звуки К,К’ Буква Кк | 1 | | |
-
| Дифференциация К-Г. | 1 | | |
-
| Звуки В,В’ Буква Вв | 1 | | |
-
| Звуки Ф,Ф’ Буква Фф. | 1 | | |
-
| Дифференциация В-Ф. | 1 | | |
-
| Звуки Б,Б’ Буква Бб | 1 | | |
-
| Звуки П,П’ Буква Пп. | 1 | | |
-
| Дифференциация П-Б. | 1 | | |
-
| Звук Ж. Буква Жж. | 1 | | |
-
| Звук Ш. Буква Шш. | 1 | | |
-
| Дифференциация Ш-Ж. /* Правописание Ши- жи./ | 1 | | |
-
| Дифференциация Ж-З. | 1 | | |
-
| Дифференциация Ш-С. | 1 | | |
-
| Звук Ч. Буква Чч. /* Сочетания Ча-Чу/ | 1 | | |
-
| Звук Щ. Буква Щщ. /* Сочетания Ща, Щу/ | 1 | | |
-
| Дифференциация Ч-Щ. | 1-2 | | |
-
| Звук Ц. Буква Цц. | 1 | | |
-
| Дифференциация С-Ц. /* Дифференциация Ц-Т’/ | 1 | | |
-
| Дифференциация Ч-Ц. /* Дифференциация Ч-Т’/ | 1 | | |
-
| Дифференциация Ш-Щ. | 1 | | |
-
| Смягчение согласных с помощью гласных 2 ряда. | 1 | | |
-
| Дифференциация гласных А-Я. | 1 | | |
-
| Дифференциация гласных О-Ё. | 1 | | |
-
| Дифференциация гласных У-Ю. | 1 | | |
-
| Дифференциация гласных Ё-Ю. | 1 | | |
-
| Обозначение мягкости согласных с помощью –ь - в конце слова; *в середине слова | 1 1 | | |
-
| Разделительный –ь- | 1 | | |
-
| Разделительный –ъ- | 1 | | |
-
| Звукобуквенный анализ (односложных, двусложных и трёхсложных) слов. | 1 | | |
-
| Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных. | 1 | | |
-
| Подстановочные упражнения / стол – стул /. | 1 | | |
-
| Обратные подстановочные упражнения / ток – кот /. | 1 | | |
-
| Упражнения на добавление букв в начале, середине, конце слова (рот – рота, крот) | 1 | | |
-
| Упражнения на исключение букв из слова. (роса – оса) | 1 | | |
-
| Упражнения на перестановку букв в слове. | 1 | | |
-
| Комбинированные упражнения (лист – лиса) | 1 | | |
-
| Работа над словом. Слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопрос ЧТО? КТО? Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов. | 1-2 | | |
-
| Слова, обозначающие действия предметов. | 1 | | |
-
| Дифференциация слов-предметов от слов- действий. | 1 | | |
-
| Слова, обозначающие признаки предметов. | 1 | | |
-
| Дифференциация слов-предметов от слов-действий и от слов-признаков. | 1 | | |
Список использованной и рекомендуемой литературы:
Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)
Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2003г.
Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.
Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.
Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М.,2006.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.
Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.