СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Эрудит"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка по математике для 5-6 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Эрудит"»

МОУ «Л-Конобеевская СШ»











Рабочая программа

математического кружка

«Эрудит»

(для учащихся 5-6 классов)











Разработала

учитель математики:
Воронкина Н.И.















Пояснительная записка


Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начинается расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике; на тех, кто добивается при изучении материала лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике в системе урочных и внеклассных занятий.

Кроме того, одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся, (а иногда и полное отсутствие всякого интереса) к предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой. Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качественной постановки учебной работы на уроке. В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий, можно значительно повысить интерес школьников к математике.

Наряду с учащимися, безразличными к математике, имеются и другие, увлекающиеся этим предметом. Им мало тех знаний, которые они получают на уроке. Они хотели бы больше узнать о своем любимом предмете, узнать, как он применяется в жизни, решать интересные и более трудные задачи. Разнообразные формы внеурочных занятий открывают большие возможности в этом направлении.

Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благоприятно сказывается и на качестве уроков.

Программа «Эрудит» направлена на расширение математического кругозора учащихся 5-6 классов, обобщение и систематизацию знаний учащихся по отдельным темам математической дисциплины, способствует развитию интереса к изучению предмета, развивает творческие способности детей, знакомит с вариантами новых нетрадиционных подходов решения математических заданий. Практическая отработка творческих способностей учащихся есть на каждом занятии. В основе – алгоритмы, которые создаются совместными усилиями учащихся и учителем в процессе работы.

Все вышесказанное определило актуальность выбранной темы.

Объектом исследования является процесс обучения математике в основной школе.

Предметом исследования является процесс организации кружковой работы в основной школе.

Научная проблема состоит в обосновании и разработке некоторых методических положений об организации кружковой работы в основной школе.

Целью работы является выбор методики и методические рекомендации по проведению кружковых занятий в основной школе.

Гипотеза исследования заключается в том, что предложенная методика будет способствовать сохранению достаточно высокого общекультурного уровня математического образования, раскрытию индивидуальных возможностей учащихся, формированию их личности.

Реализация поставленной цели потребовала решения ряда конкретных задач, а именно:

  1. Определить психолого-педагогические и методические особенности кружковой работы в основной школе.

  2. Изучить содержание и методику организации кружковой работы в основной школе.

  3. Предложить методические рекомендации по проведению кружковых занятий по математике в основной школе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны и апробированы:

  1. Учебные материалы для организации кружковой работы в основной школе.

  2. Составлено планирование на год из расчета 1 час в неделю для 5-6 классов.

Таким образом, в качестве основных результатов исследования выступают:

  1. Методические положения об организации кружковой работы в основной школе через уровневую и профильную дифференциацию;

  2. Разработка содержания и методики организации кружковой работы в основной школе;

  3. Методические рекомендации для учителей по практическому применению данной темы.













Задачи обучения:

Обучающие задачи

  • учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;

  • учить быть критичными слушателями;

  • учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;

  • учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;

  • учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.

  • изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;

  • демонстрировать высокий уровень межпредметных умений;

  • достигать более высоких показателей в основной учебе;

  • синтезировать знания.


Развивающие задачи

- повышать интерес к математике;

- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

- развивать эмоциональную отзывчивость

- развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.



Воспитательные задачи

- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;

- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;

- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;

развивать пространственное воображение;

- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;

- воспитывать трудолюбие;

- формировать систему нравственных межличностных отношений;

- формировать доброе отношение друг к другу.






Программа опирается на применение информационно-коммуникативных технологий.



Структура программы:


Программа рассчитана для обучающихся 5-6 классов. Общее количество часов 64. Занятия проводятся 1 раз в неделю.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


5 класс (34 часа)

№ занятия

Наименование темы


Часы

1

Вводное занятие. Как решать задачи?
Задачи-шутки.

1

2-3

Арифметика и наглядная геометрия
«Метод Прокруста» .

2

4-5

Без карандаша и бумаги. Быстрый счет.
Числовые головоломки

2

6-7

Нехватки и избытки.

2

8-9

Перекладывание спичек. Разрезание фигур на равные части.

2

10-11

Геометрические головоломки.

2

12-13

Принцип Дирихле.

2

14-15

Взаимное расположение предметов. Расстановки. Перекладывания

2

16-17

Решение задач с конца.

2

18-19

Решение задач без составления систем уравнений.

2

20-23

Переправы. Переливания. Дележи.

3

24-25

Логические задачи. Табличный способ решения.

2

26-27

Логические задачи. Решение задач с помощью графов.

2

28-29

Логические задачи. Истинность и ложность высказываний.

2

30-31

Задачи на проценты.

2

32-33

Комбинаторика. Перебор вариантов. Деревья.

2

34

Игра «Математический калейдоскоп».

1

ИТОГО


34 ч




6 класс (34 часа)

№ занятия

Наименование темы


Часы

1

Вводное занятие. Веселые вопросы. Задачи на внимание, смекалку.

1

2

Много ли это? Числа – великаны.

1

3

Чередование. Четность. Нечетность. Разбиение на пары.

1

4

Четность и нечетность в задачах.

1

5

Эйлеровы пути. Инварианты.

1

6

Делители и кратные. Количество делителей

1

7

Простые и составные числа. Деление с остатком в натуральных числах.

1

8

Признаки делимости (на 2, 3, 5,9)

1

9

Признаки делимости (на 4, 8,11,)

1

10

Остатки от деления. Периодичность остатков

1

11

Китайская теорема об остатках.

1

12

Применение НОД и НОК чисел к решению задач. Алгоритм Евклида.

1

13

Разложение на множители.

1

14

Дроби. Ряды Фарея.

1

15

Дроби. Вычислительные упражнения.

1

16-17

Задачи на дроби и проценты повышенной сложности.

2

18-19

Решение задач с помощью пропорций. Решение задач на части.

2

20

Решение геометрических задач арифметическим способом.

1

21

Задачи на разрезание и моделирование геометрических фигур. Задачи на конструирование.

1

22-24

Составление уравнений по условию задачи.

3

25

Неравенства в решении задач.

1

26

Сумма и среднее арифметическое. Средняя скорость

1

27

Считаем быстро. (Быстрое возведение в квадрат. Применение способа группировки)

1

28-30

Решение текстовых задач.

3

31-32

Решение задач на смеси и сплавы с помощью схем

1

33

Решение олимпиадных задач

1

34

Решение олимпиадных задач

1

ИТОГО


34 ч






Список используемой литературы:

1. А.В. Спивак, « Тысяча и одна задача по математике», М. « Просвещение», 2013г.

2.Ф.Ф. Нагибин, « Математическая шкатулка», М. « Просвещение», 1988г.

3. И.Н. Сергеев, « Примени математику», М, « Наука», 1989г

4. Н.Н. Аменитский, « Забавная арифметика», М , « Наука», 1991г.

5.С.Н. Олехник, « Старинные занимательные задачи», М, «Наука», 1988

6. Ф.Ф. Лысенко, « Математика. Подготовка к олимпиадам; основные идеи, темы, типы задач», Ростов. « Легион», 2014

7. Ресурсы сети Интернет.