МОУ «Л-Конобеевская СШ»
Рабочая программа
математического кружка
«Эрудит»
(для учащихся 5-6 классов)
Разработала
учитель математики:
Воронкина Н.И.
Пояснительная записка
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начинается расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике; на тех, кто добивается при изучении материала лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике в системе урочных и внеклассных занятий.
Кроме того, одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся, (а иногда и полное отсутствие всякого интереса) к предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой. Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качественной постановки учебной работы на уроке. В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий, можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Наряду с учащимися, безразличными к математике, имеются и другие, увлекающиеся этим предметом. Им мало тех знаний, которые они получают на уроке. Они хотели бы больше узнать о своем любимом предмете, узнать, как он применяется в жизни, решать интересные и более трудные задачи. Разнообразные формы внеурочных занятий открывают большие возможности в этом направлении.
Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благоприятно сказывается и на качестве уроков.
Программа «Эрудит» направлена на расширение математического кругозора учащихся 5-6 классов, обобщение и систематизацию знаний учащихся по отдельным темам математической дисциплины, способствует развитию интереса к изучению предмета, развивает творческие способности детей, знакомит с вариантами новых нетрадиционных подходов решения математических заданий. Практическая отработка творческих способностей учащихся есть на каждом занятии. В основе – алгоритмы, которые создаются совместными усилиями учащихся и учителем в процессе работы.
Все вышесказанное определило актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является процесс обучения математике в основной школе.
Предметом исследования является процесс организации кружковой работы в основной школе.
Научная проблема состоит в обосновании и разработке некоторых методических положений об организации кружковой работы в основной школе.
Целью работы является выбор методики и методические рекомендации по проведению кружковых занятий в основной школе.
Гипотеза исследования заключается в том, что предложенная методика будет способствовать сохранению достаточно высокого общекультурного уровня математического образования, раскрытию индивидуальных возможностей учащихся, формированию их личности.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда конкретных задач, а именно:
Определить психолого-педагогические и методические особенности кружковой работы в основной школе.
Изучить содержание и методику организации кружковой работы в основной школе.
Предложить методические рекомендации по проведению кружковых занятий по математике в основной школе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны и апробированы:
Учебные материалы для организации кружковой работы в основной школе.
Составлено планирование на год из расчета 1 час в неделю для 5-6 классов.
Таким образом, в качестве основных результатов исследования выступают:
Методические положения об организации кружковой работы в основной школе через уровневую и профильную дифференциацию;
Разработка содержания и методики организации кружковой работы в основной школе;
Методические рекомендации для учителей по практическому применению данной темы.
Задачи обучения:
Обучающие задачи
учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;
учить быть критичными слушателями;
учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.
изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
демонстрировать высокий уровень межпредметных умений;
достигать более высоких показателей в основной учебе;
синтезировать знания.
Развивающие задачи
- повышать интерес к математике;
- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
- развивать эмоциональную отзывчивость
- развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.
Воспитательные задачи
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
развивать пространственное воображение;
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
- воспитывать трудолюбие;
- формировать систему нравственных межличностных отношений;
- формировать доброе отношение друг к другу.
Программа опирается на применение информационно-коммуникативных технологий.
Структура программы:
Программа рассчитана для обучающихся 5-6 классов. Общее количество часов 64. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс (34 часа)
№ занятия | Наименование темы | Часы |
1 | Вводное занятие. Как решать задачи? Задачи-шутки. | 1 |
2-3 | Арифметика и наглядная геометрия «Метод Прокруста» . | 2 |
4-5 | Без карандаша и бумаги. Быстрый счет. Числовые головоломки | 2 |
6-7 | Нехватки и избытки. | 2 |
8-9 | Перекладывание спичек. Разрезание фигур на равные части. | 2 |
10-11 | Геометрические головоломки. | 2 |
12-13 | Принцип Дирихле. | 2 |
14-15 | Взаимное расположение предметов. Расстановки. Перекладывания | 2 |
16-17 | Решение задач с конца. | 2 |
18-19 | Решение задач без составления систем уравнений. | 2 |
20-23 | Переправы. Переливания. Дележи. | 3 |
24-25 | Логические задачи. Табличный способ решения. | 2 |
26-27 | Логические задачи. Решение задач с помощью графов. | 2 |
28-29 | Логические задачи. Истинность и ложность высказываний. | 2 |
30-31 | Задачи на проценты. | 2 |
32-33 | Комбинаторика. Перебор вариантов. Деревья. | 2 |
34 | Игра «Математический калейдоскоп». | 1 |
ИТОГО | | 34 ч |
6 класс (34 часа)
№ занятия | Наименование темы | Часы |
1 | Вводное занятие. Веселые вопросы. Задачи на внимание, смекалку. | 1 |
2 | Много ли это? Числа – великаны. | 1 |
3 | Чередование. Четность. Нечетность. Разбиение на пары. | 1 |
4 | Четность и нечетность в задачах. | 1 |
5 | Эйлеровы пути. Инварианты. | 1 |
6 | Делители и кратные. Количество делителей | 1 |
7 | Простые и составные числа. Деление с остатком в натуральных числах. | 1 |
8 | Признаки делимости (на 2, 3, 5,9) | 1 |
9 | Признаки делимости (на 4, 8,11,) | 1 |
10 | Остатки от деления. Периодичность остатков | 1 |
11 | Китайская теорема об остатках. | 1 |
12 | Применение НОД и НОК чисел к решению задач. Алгоритм Евклида. | 1 |
13 | Разложение на множители. | 1 |
14 | Дроби. Ряды Фарея. | 1 |
15 | Дроби. Вычислительные упражнения. | 1 |
16-17 | Задачи на дроби и проценты повышенной сложности. | 2 |
18-19 | Решение задач с помощью пропорций. Решение задач на части. | 2 |
20 | Решение геометрических задач арифметическим способом. | 1 |
21 | Задачи на разрезание и моделирование геометрических фигур. Задачи на конструирование. | 1 |
22-24 | Составление уравнений по условию задачи. | 3 |
25 | Неравенства в решении задач. | 1 |
26 | Сумма и среднее арифметическое. Средняя скорость | 1 |
27 | Считаем быстро. (Быстрое возведение в квадрат. Применение способа группировки) | 1 |
28-30 | Решение текстовых задач. | 3 |
31-32 | Решение задач на смеси и сплавы с помощью схем | 1 |
33 | Решение олимпиадных задач | 1 |
34 | Решение олимпиадных задач | 1 |
ИТОГО | | 34 ч |
Список используемой литературы:
1. А.В. Спивак, « Тысяча и одна задача по математике», М. « Просвещение», 2013г.
2.Ф.Ф. Нагибин, « Математическая шкатулка», М. « Просвещение», 1988г.
3. И.Н. Сергеев, « Примени математику», М, « Наука», 1989г
4. Н.Н. Аменитский, « Забавная арифметика», М , « Наука», 1991г.
5.С.Н. Олехник, « Старинные занимательные задачи», М, «Наука», 1988
6. Ф.Ф. Лысенко, « Математика. Подготовка к олимпиадам; основные идеи, темы, типы задач», Ростов. « Легион», 2014
7. Ресурсы сети Интернет.