Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано и рекомендовано для утверждения на заседании МО учителей начальных классов Протокол №______от _________ Руководитель МО:____________ ФИО_______________________ | | Утверждаю Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» __________________М.А.Медведева Приказ № _________от__________ |
Рабочая программа курса
«Говорим, читаем, пишем»
(развитие речи детей мигрантов начальных классов,
слабо владеющих русским языком)
Программу составила
Уразаева Рита Нажавовна,
учитель-логопед МБОУ «СОШ№2»
Мегион, 2014г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………... 3-4
Краткая характеристика программы курса «Говорим, читаем, пишем»….5
Описание места курса «Говорим, читаем, пишем» в учебной деятельности…………………………………………………………………….6
Характеристика результатов изучения курса «Говорим, читаем, пишем» для начальных классов.……………………………………………………………7-8
Содержание курса «Говорим, читаем, пишем» ………………………….9
Ожидаемые результаты…………………………………………………….9
Материально-техническое обеспечение…………………………………10-11
Приложение………………………………………………………………..11
1. Пояснительная записка.
Как показывает опыт работы, дети мигрантов, приезжающие в нашу страну на постоянное жительство, и для которых русский язык является иностранным, попадая в русскую языковую среду, быстро осваивают достаточно широкий круг бытовой лексики (500 -700 лексических единиц), обрывки этикетных фраз и пытаются активно общаться. Основное затруднение для них - это невозможность правильно грамматически оформить своё высказывание. Но коммуникация при таком уровне владения языком становится в какой-то степени возможной, особенно для той среды, где они вращаются (рынки, торговые точки, иностранные общежития, места компактного проживания мигрантов). Их речь с точки зрения русского языка представляет собой поток несвязных между собой слов, так как в качестве грамматической базы дети используют строй родного языка. При этом, многие из них считают, что они хорошо говорят по-русски и не связывают свои неуспехи в изучении школьных предметов с незнанием русского языка. Родители этих детей, которые или совсем не говорят или говорят на таком же “русском языке” также поддерживают их в этом мнении. Но такой уровень владения языком не даёт им возможности поступить в общеобразовательную школу и получить образование. Те же из них, кто приходит в школьные классы, испытывают огромные трудности: психологическую подавленность, дискомфорт и т.д. Сталкиваясь с данным контингентом, педагоги должны в первую очередь показать этим детям, что строй русского языка сильно отличается от их родного, что им необходимы специальные занятия, и что причина их неуспеваемости в школе кроется в незнании русского языка. Другими словами, они должны сформировать у них понятие речевой ошибки, психологически переориентировать их на сознательное отношение к изучению русского языка, создать мотивацию.
Языковая адаптация детей мигрантов.
Целью языковой адаптации является достижение продуктивности владения языком. Продуктивным является осознанное владение языком во всех ситуациях и сферах общения.
Важно понимать, что работа по адаптации детей мигрантов совершается в условиях учебной деятельности, которая является для них основной. Следовательно, первым важнейшим этапом языковой работы является введение реципиента сначала в школьную микросреду, а затем постепенное расширение ее рамок для введения субъекта обучения в русскоязычную культурную среду, во все сферы и ситуации общения.
Основные цели и задачи курса «Говорим, читаем, пишем»:
1.Достижение овладения русским языком как средством межличностного общения.
2. Корректировка и развитие навыков произношения и интонирования речи.
3. Развитие навыков говорения, слушания и письма.
4.Освоение грамматической базы русского языка в пределах первого сертификационного уровня государственных стандартов по русскому языку для иностранцев.
5.Освоение лексики, обеспечивающее общение в рамках обозначенных тем бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения.
6.Освоение культурно-страноведческой информации, необходимой для адаптации ребёнка к новым условиям жизни (формирование фоновых знаний).
7.Пробуждение у обучающихся положительного мотивационного отношения к изучению русского языка, а также желания овладеть им в доступной данному возрасту степени.
8. Развитие восприятия звучащей речи на слух.
9. Овладение способами построения словосочетаний и предложений.
10. Овладение навыками общения с учетом особенностей диалогической речи.
11. Развитие монологической речи.
12.Формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
Общая цель обучения – практическое владение русской речью.
Ведущий аспект обучения – коммуникативный.
Известно, что для успешной адаптации в новой среде, чтобы ребенок мог предпринимать социальные действия, решать различные коммуникативные задачи, он в первую очередь должен адекватно аудировать и говорить. Для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт, как интеграция, т. е. сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.
2. Краткая характеристика программы курса
«Говорим, читаем, пишем».
В программе курса «Говорим, читаем, пишем» сохранена традиционная разбивка материала по четырем основным темам, связанным с временами года. Внутри каждой основной темы имеются подтемы, содержание которых доступно пониманию обучающихся данного возраста. Речевой материал, подлежащий усвоению, разбит на занятия.
Основу занятия (или цикла занятий) составляет художественный текст, доступный пониманию обучающихся. В связи с работой над текстом художественного произведения предлагается проведение предтекстовых и послетекстовых заданий и упражнений.
При работе над текстами необходимо иметь в виду следующее: тексты, имеющие предуведомление — прочитайте дома сказку (рассказ) и т. д. — предназначаются для совместного домашнего чтения родителей с детьми. И если дети не овладели в должной степени навыками чтения, то текст читают им взрослые.
Коммуникативная направленность обучения обуславливается тем, что освоение материала с первых же шагов ведется на базе речевых моделей (предложения).
Одной из наиболее трудных для обучающихся мигрантов грамматических тем в русском языке является категория рода. Так как это явление историческое и не может быть объяснено логически, его усвоение происходит постепенно с освоением новой лексики. Причем без усвоения рода невозможно продвижение в изучении русской грамматики.
Большое место в программе отводится работе над произношением, интонацией, техникой чтения. Наиболее типичными упражнениями на этом этапе являются упражнения чисто грамматического характера, языковые игры, составление небольших текстов на основе изучаемой конструкции и лексической темы, заучивание небольших стихотворных фрагментов, построенных на изучаемом грамматическом явлении, фонетических стишков, скороговорок, «чистоговорок», считалок, поговорок и пословиц.
Проводится работа с текстом преимущественно повествовательного характера, построенного на основе яркого, запоминающегося сюжета. Такой текст должен быть по возможности приближен к естественной речи. В него могут быть включены устойчивые словосочетания, фразеологизмы, пословицы, ограниченно может быть использована синонимия, сравнения, прямая речь. По тематике эти тексты должны носить познавательный характер: это рассказы о животных, о событиях школьной или семейной жизни, сказки. Работа с текстом даёт возможность интенсифицировать обучение и решить целый ряд важных методических задач: во-первых, обращение к запоминающемуся сюжету повышает мотивацию к обучению, способствует развитию аналитических способностей учащихся, во-вторых, наблюдение изучаемого явления в ткани повествования помогает ученику лучше понять его значение и запомнить уже на ассоциативной основе.
На базе связного текста необходимо формировать у учащихся представление о способах образования частей речи и новых слов. В предтекстовых упражнениях должны присутствовать задания на анализ однокоренных слов. Кроме того, работа с текстом предполагает введение целого ряда заданий нового типа, таких как письменные и устные ответы на вопросы, пересказ близко к тексту, работа над расширением и сужением текста, выписывание фрагментов, выполнение специальных грамматических заданий и др.
Обращение к классической поэзии поможет постепенно накапливать в сознании учащихся образцы художественной речи, расширит их представление об изобразительных средствах русского языка, ритмики слова, познакомит с духовными ценностями русской культуры, особенностями менталитета. Вся эта работа должна идти на фоне постоянной отработки навыков произношения, интонирования речи, правильной постановки ударения.
Должна быть расширена работа, направленная на связь изучаемого материала с базовой школьной программой. Это должно отразиться как в выборе текстов для чтения и заучивания, так и в специальных заданиях, включающих разбор слова по составу и разбор по членам предложения.
3. Описание места курса «Говорим, читаем, пишем»
в учебной деятельности.
Программа занятий курса для детей мигрантов начальных классов рассчитана на 34 часа - 34 недели (по 1 часу). Но поскольку занятия с детьми начались со 2-ой четверти учебного года, программа должна быть пройдена за 25 недель за счёт объединения тем (всего 26 часов).
4. Характеристика результатов изучения
курса «Говорим, читаем, пишем» для начальных классов.
Личностные результаты:
-достижение овладения русским языком как средством межличностного общения;
–осознание роли речи в жизни людей; разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
- достижение эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
Метапредметные результаты:
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
- формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
- пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
- отличать подробный пересказ от краткого;
- знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
- пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа; - пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить),
- формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
- реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
- при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
- знать особенности диалога и монолога;
- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
Предметные результаты:
- различать устное и письменное общение;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм,
- обращаться к нормативным словарям за справкой;
- определять тему, основную мысль несложного текста;
- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
- анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.
5. Содержание курса «Говорим, читаем, пишем». (26 часов)
1. «Здравствуй, осень золотая!»
«Ученье — путь к уменью»
«В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт»
«Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится» ...
«У страха глаза велики»
«Родимая сторона — мать, чужая — мачеха»
2. «Идёт волшебница-зима»
«Декабрь год кончает — зиму начинает».
«Открываем календарь — начинается январь».
«Вьюги-метели под февраль полетели».
3. «Увидел грача — весну встречай»
«При солнышке тепло, при матери добро».
«О птицах и зверях и других твоих друзьях».
«К нам весна идёт быстрыми шагами».
4. «Лето красное идёт»
«Нет друга — ищи, а нашёл — береги».
«Здравствуй, лето, жизнь лесная, солнце, воздух и вода!».
Словарь.
6. Материально-техническое обеспечение
1. Голованова М.В., Карашева Н.Б., «Говорим, читаем, пишем», пособие по развитию речи для учащихся 1-2 классов малокомплектной школы, Специальная литература, 2006.
2.И. А. Орехова «Русский мир» и Н. А. Маркина, «Практический курс русского языка», 2007.
3. О.Н. Каленкова, Программа по русскому языку как иностранному для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6–7), 2000.
4. Т.В. Савченко и Е.В. Какорина, Программа по русскому языку как иностранному для детей 8–12 лет, не владеющих или слабо владеющих русским языком, 2006.
5. О.Н. Каленкова, Учебно-методический комплект «Уроки русской речи», 2000.
7. Приложение.
Календарно-тематическое планирование занятий курса «Говорим, читаем, пишем» (начальные классы).
8