СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный дизайнер" 5-9 кл

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Юный дизайнер" 5- 9 кл. (4 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный дизайнер" 5-9 кл»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОМАЛЫКЛИНСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Новомалыклинский районный центр внешкольной работы «Алые паруса»



ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

от «___»__________________2016 г.

Протокол №_________

УТВЕРЖДЕНО

Исполняющий обязанности директора МУ ДО Новомалыклинский РЦВР «Алые паруса»


_________________/А.Ю. Никулина


«__»_____________________2016 г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР»


Возраст обучающихся: 12-15 лет

Срок реализации: 1 год


Автор-составитель:

Сурадеева Любовь Дмитриевна,

педагог дополнительного образования


с. Новая Малыкла, 2016


СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

стр. 3- 6

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

стр. 7- 10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

стр. 11- 20

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

стр. 21

КАЛЕНДАРНО УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

стр. 22- 26

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

стр. 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

стр. 28



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность

Художественное

Актуальность (или новизна или отличительные особенности)

Среди предметов художественного цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художест­венного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический вид изделия или предмета.

В условиях повышения человеческого фактора большое значение приобретает проектная деятельность, целью которой является формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды, в которой живет и работает человек. Создание промышленных изделий, комплексов и предметов быта, отвечающих эксплуатационным характеристикам, не может быть осуществлено без дизайнера в непосредственном контакте с инженером, технологом, экономистом, экологом. В этой связи особую значимость приобретает прохождение программы “Юный дизайнер”, который является составной частью эстетической и трудовой подготовки учащихся.

Цель

- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в част­ности, естественного); в мире современных профессий, связанных с художественными знаниями;

- познакомить на практике со спецификой деятельности, соот­ветствующей данным профессиям; показать перспективность художественных знаний с точки зре­ния экономической эффективности;

- дать возможность ученику проявить себя и до­биться успеха.

Задачи

Обучающие:

- дать школьникам первое представление о дизайне как специфической художественно-творческой конструк­торской деятельности человека;

ознакомить с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;

- ознакомить с основными методами художественного проектирования;

- повысить графическую грамотность учащихся, спо­собствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого вообра­жения, художественно-конструкторских способностей;

- сформировать простейшие умения и навыки в ху­дожественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделиро­вание и т. д.).

Развивающие:

- содействовать формированию всесторонне развитой личности; развитию художественного вкуса;

- развивать креативное мышление;

- создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.

Воспитательные:

- способствовать эстетическому и трудовому воспи­танию, формированию у детей вкуса;

- формировать чувство коллективизма, гражданственности;

- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);

- воспитывать аккуратность, культуру поведения;

- формировать чувство самоконтроля.

Срок реализации

1 год

Возраст на который направленна программа (ступени, уровни)

12-15 лет

Основные формы, методы и приемы проведения занятий (согласно ступеням и уровням)

Формы организации занятий :

- комбинированный урок,

- конференция,

- круглый стол,

- индивидуальные и групповые беседы,

- экскурсии.

Методы обучения :

-объяснительно-иллюстративный,

- репродуктивный,

- метод практических упражнений,

- метод поисковых решений.

Режим проведения занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 45 минут (4 академического часа).

Ожидаемые результаты

1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

2. Умение воплощать в своих пластических работах свои собственные впечатления.

3. Создавать прекрасное своими руками.

4. Ценить свой труд, уважать чужой.

5. Уметь применять теоретические знания на практике.

6. Уметь пользоваться художественным материалом.

Способы и формы проверки выполнения учебного плана (промежуточная аттестация)

По окончании обучения по программе «Юный дизайнер», учащиеся должны

знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-приклад­ного искусства;

- о принципах художественной образности и специфике изо­бражения в фотографии;

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды;

- о декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;

- об основных композиционных элементах ландшафтного ди­зайна;

- о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной пер­спективы;

- о критериях подбора растений для озеленения определенного участка;

- о правилах составления проектов;

- о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства;

- об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территории разного назначения;

- об истории развития садово-паркового искусства;

уметь:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искус­ства (народного, классического, современного) связь конструктив­ных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

- создавать художественно-декоративные объекты предмет­ной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного исполь­зования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процес­се создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (витраж, роспись и т. п.);

- составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;

- представлять результаты работы в виде сводных таблиц, пла­нов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т. д.

Сформированы личностные качества:

- уметь общаться в коллективе;

- уважать свой труд и труд товарищей;

- уметь воспринимать общие дела, как собственные.














УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2016- 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД КРУЖКА «ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР»



Название разделов и тем


Количество часов

всего

теория

практика

  1. «Дизайн – что это такое?» (23часа)

  1. Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Техника безопасности, при выполнении практических работ.


2



1


1

  1. История возникновения и развития дизайна. Современные направления и виды дизайна.


6


2


4

  1. Особенности творчества художника и дизайнера.

6


1

5


  1. Графический стиль - основа профессионального творчества дизайнера.


5


2


3

  1. Средства выражения графического дизайна.

4


1


3


  1. Рекламный и полиграфический дизайн. (36 часов)


  1. Рекламный дизайн. Создание вывесок, рекламных щитов для социума.

6

1

5

  1. Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта.


4


1


3

  1. Полиграфический дизайн.


5

1

4

  1. Помощь в оформлении школьной газеты.

7

2

5

  1. Фотография в современном дизайне.


4


1


3

  1. Мир открыток.

10

3

7

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды разных эпох. (48 часов)


  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Древнего мира (Египет, Др. Греция, Др. Рим)


5


1


4

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, Готика)


4


1


3

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Возрождения


5


1


4

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко


5


1


4

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Рококо


5



1


4

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Классицизма


5


1


4

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды стиля Ампир


5


1


4

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики


4


1


3

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна


5


1


4

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай-тек и др.)


5


1


4

  1. Ландшафтный дизайн. (33 часа)

  1. Значение декоративного оформления участка.

1

1


  1. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве.


4


1


3

  1. Альпийские горки.

4

1

3

  1. Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения.


4


1


3

  1. Статуи в ландшафтном дизайне.

4

1

3

  1. Ажурные ограды.

5

1

4

  1. Фонари на улицах и в парках.

4

1

3

  1. Изготовление макета мини-участка.

4

1

3

Защита проекта.

1

1


  1. Многообразие профессий в области дизайна.

1

1


  1. Подведение итогов года.

1

1


Всего часов: 140 часов























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА


Раздел: «Дизайн – что это такое?» (23 часа)

Тема: «Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство и дизайн» (2часа)

Теория (1 час):

Техника безопасности, при выполнении практических работ.

Дизайн — что это такое? Возникновение дизайна. Де­коративно-прикладное искусство и дизайн.

Значение рисунка и чертежа в дизайне. Основные вы­разительные средства в художественном конструирова­нии (начальное ознакомление). Общие понятия и представления о форме. Соотноше­ние форм и их признаки.

Практика (1 час):

Изучение формы, конструкции, эстетических особен­ностей различных объектов дизайна (в натуре и по фото­графиям, репродукциям) — предметов быта (телефон, утюг и т. д.), архитектурных ансамблей (внутренний и внешний вид зданий), средств передви­жения (легковые автомашины).


Тема: «История возникновения и развития дизайна. Современные направления и виды дизайна». (6 часа)

Теория (2 час):

История зарождения и развития дизайна в России и в мире.

Форма — формообразование — композиция.

Стиль и мода в художественном конструировании, современные проблемы дизайна в России и за рубежом.

Практика (4 часа):

Разработка проектов сувениров. Изготовление кусудамы.


Тема: «Особенности творчества художника и дизайнера». (6 часов)

Теория (1 час):

Формообразующие, функци­ональные и эргономические требования и их учет в про­цессе конструирования. Линейные, плоскостные и объ­емные формы. Величина формы, ее размеры, положение в пространстве. Геометрическая основа строения формы Предметов. Органичность и целостность формы. Зависи­мость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства.

Практика (5 часов):

Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) макета упаковки для овощей, фруктов, ягод, мороженого (индивидуальные и коллективные работы).

Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) игрушек, состоящих из геометрических форм (кубиков, шаров, пирамид, конусов и т. п.).

Тема: «Графический стиль - основа профессионального творчества дизайнера».(5 часов)

Теория ( 2 часа):

Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основ­ные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронталь­ная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамиче­ское равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции — все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).

Практика (3 часа):

Выполнение натюрморта в графическом стиле или с помощью бумагопластики.


Тема: «Средства выражения графического дизайна». (4 часа)

Теория (1 час):

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразитель­ность линии и пятна, интонационность и многоплановость.

Практика (3 часа):

Выполнение рисунка в технике «граттаж».


Раздел: «Рекламный и полиграфический дизайн». (36 часов)

Тема: «Рекламный дизайн. Создание вывесок, рекламных щитов для социума». (6 часов)

Теория (1 час):

Многообразие современной материально-вещ­ной среды. Плоскостная композиция в дизайне. Разнообразие по­лиграфического дизайна, его художественно-композиционные, ви­зуально-психологические и социальные аспекты.

Практика (5 часов):

Выполнение эскиза на свободную или заданную тему.


Тема: «Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта». (4 часа)

Теория (1 час):

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типо­графской строки как элементов плоскостной композиции.

Практика (3 часа):

Выполнение шрифтовых композиций (название учеб­ного предмета, учебного кабинета и т. п.).


Тема: «Полиграфический дизайн». (5 часов)


Теория (1 час):

Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляю­щие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.


Практика (4 часа):

1) макет разворота или обложки книг;

2) макет разворота журнала.


Тема: «Помощь в оформлении школьной газеты». (7 часов)

Теория (2 часа):

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стили­стика изображений и способы их композиционного расположения в пространстве плаката.

Практика (5 часов):

Выполнение макета плаката.


Тема: «Фотография в современном дизайне». (4 часа)

Теория (1 час):

Художественно-композиционные моменты в съемке.

Выбор объекта съемки — это искусство видения. Идея художни­ка и съемка.

Свет — изобразительный язык фотографии. Роль света в вы­явлении формы и фактуры вещи. Свет в натюрморте — постано­вочный, в пейзаже — природный. Передача светоцветового состо­яния природы — средство образно-эмоциональной выразительнос­ти фотопейзажа.

Цвет в фотографии: превраще­ние «природности» цвета в «художественность».

Графическое искусство черно-белой фотографии.

Постановочный и репортажный портреты: состояние и мгновение. Грамота порт­ретной съемки: определение точки и места съемки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого.

Практика (3 часа):

расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; под­готовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения;

начало создания коллекции фотографий «Мой фо­тоальбом»; поиск и подбор в «Мой фотоальбом» пейзажных и натюрмортных черно-белых и цветных фотографий (найденных в журналах, сделанных кем-то или собственных), а также их ана­лиз и обсуждение с точки зрения решения художественно-компо­зиционных и светоцветовых задач;

фотосъемка натюрморта: грамотная постановка света, тренинг по выбору точки съемки, ракурса и плана (крупный, мелкий) при статичной съемке небольшого предмета (ваза с цвета­ми, статуэтка, графин с водой и т. д.);

съемка пейзажа: решение композиционных и цвето-световых задач при съемке пейзажа, передача настроения в пейзаже.

фотосъемка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах;

оперативная фотосъемка человека в момент какого-либо действия.


Тема: «Мир открыток». (10часов)

Теория (23 часа):

Стили­стика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве поздравительной открытки.

Практика (7 часов):

изготовление поздравительной открытки.




Раздел: Особенности архитектуры, интерьера и одежды разных эпох. (48 часов)

Тема: Особенности архитектуры, интерьера и одежды Древнего мира (Египет, Др. Греция, Др. Рим) (5 часов)

Теория (1 час):

Подчеркивание власти, могу­щества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно­го искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. От­личие одежд высших и низших сословий общества.

Практика (4 часа):

выполнение эскизов одежды, украшений (браслетов, ожерелий) по мотивам декоративного искусства Древнего Египта;

создание папки-раскладушки.

Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, Готика)» (4 часа)

Теория (1 час):

Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, Готика).

Практика (3 часа):

Выполнение витражной композиции (роспись по стеклу).

Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Возрождения» (5 часов)

Теория (1 час):

Одежда, костюм, как знак положения человека в обще­стве и его намерений, его роли.

Практика (4 часа):

индивидуально-коллективная работа — создание де­коративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявле­ние социальных принципов в изображаемых костюмах).


Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко» (5 часов)

Теория (1 час):

Барокко, как один из главенствующих стилей в евро­пейской архитектуре и искусстве XVI — середины XVIII в. Изучение дворцово-парковых ансамблей: храмы XVII в. Московского Крем­ля, Большой дворец в Петергофе (Петродворце), Зимний дворец в Петербурге, павильон «Эрмитаж»; Большой (Екатерининский) дворец в Пушкино (Царском Селе). Рассматриваются интерьеры дворцов Кремля, Зимнего дворца, ограды Петербурга. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко.

Практика (4 часа):

Выполнение эскиза (копирование) мебели стиля барокко.


Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды Рококо». (5 часов)

Теория (1 час):

иллюзорность, идиллический мир театраль­ной игры стиля Рококо.

Практика (4 часа):

Рисование (повтор) мотивов рокайля.

Рисование (повтор) акварелью цветочных декора­тивных мотивов в колорите рококо (легкие, изящные бу­кетики, бантики, гирлянды).

Копирование цветочной росписи с фарфоровых из­делий стиля рококо из собрания музея керамики в Кус­ково.


Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Классицизма».

(5 часов)

Теория (1 час):

Классицизм, как художественный стиль в европейском искусстве XVII — начала XIX в.

Изделия из камня. Петербургские гранильные фабри­ки. Работы Я. Коковкина и Г. Налишова на гранильных фабриках. Применение ценных пород камня в отделке дворцовых интерьеров. Проекты декоративных ваз из камня.

Практика (4 часа):

Выполнение эскиза замка в стиле клас­сицизма.

Выполнение эскиза вазы (фарфоровой и каменной) в стиле классицизма.

Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды стиля Ампир» (5 часов)

Теория (1 час):

Мебель. Русский ампир — эпоха расцвета отечествен­ного мебельного искусства.

Наиболее важные центры мебельного производства (мастерские при усадьбах в Останкине и Архангельском).

Практика (4 часа):

Разработка серии эскизов по мотивам русского ам­пира в мебели. Стол, стулья, кресло (белый цвет, золоче­ние).

Оформление интерьеров дворцов. Создание проектов мебели, декоративных ваз, осветительных приборов.


Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики»

(4 часа)

Теория (1 час):

Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики.

Практика (3 часа):

Выполнение эскиза интерьера.


Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна» (5 часов)

Теория (1 час):

Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна.

Практика (4 часа):

Зарисовки архитектурных ансамблей в стиле Модерн.


Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай-тек и др.)» (5 часов)

Теория (1 час):

История архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай-тек и др.)

Практика (4 часа):

Проектная разработка города будущего (и его отдель­ных фрагментов). Коллективная работа.


Раздел: «Ландшафтный дизайн» (33 часа)

Тема: «Значение декоративного оформления участка».(1 час)

Теория (1 час):

Понятие о ландшафтной архитектуре, садово-парковом искус­стве. История использования человеком травянистых и древесных декоративных растений. Основные направления мирового паркостроения, история и современность.

Тема: «Биологические и декоративные особенности рас­тений, используемых в зеленом строительстве». (4 часа)

Теория (1 час):

Понятие о древесных растениях; деревья, кустарники, лианы; вечнозеленые, листопадные. Декоративность: размер и форма кро­ны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, ве­личина и окраска цветков и плодов. Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Классификация растений по продолжительности жизни: одно-, дву-« Многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые; па­поротники; красивоцветущие, декоративно-лиственные, декора­тивно-плодовые, сухоцветы, вьющиеся, ковровые и др.

Практика (3 часа):

Составление ассортимента древесно-кустарниковых и тра­вянистых растений для озеленения пришкольного участка.


Тема: «Альпийские горки». (4 часа)

Теория (1 час):

Понятие об альпийских горках. Декоративность: размер и форма. Общие сведения.

Практика (3 часа):

Создание эскизов и макетов альпийских горок.

Тема: «Композиционные элементы ландшафтного ди­зайна и их использование в насаждениях разного назначения» (4 часа)

Теория (1 час):

Типы посадок травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников: клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордеры, газоны. Массивы, рощи, групповые и одиночные посад­ки, аллеи, живые изгороди, вертикальное озеленение.

Практика (3 часа):

Проектирование цветочного оформления на фоне газона.

Варианты: 1) двусторонней рабатки; 2) треугольной клумбы с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордера из многолетников.


Тема: «Статуи в ландшафтном дизайне». (4 часа)

Теория (1 час):

Статуи в ландшафтном дизайне. Садово-парковый дизайн известных дворцов России и зарубежья.

Практика (3 часа):

Зарисовка известных парковых статуй.

Тема: «Ажурные ограды».(5 часа)

Теория (1 час):

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в род­ном городе, деревянный ажур наличников.

Практика (4 часа):

создание проекта ажурной решетки или ворот — вы­резание из сложенной цветной бумаги.


Тема: «Фонари на улицах и в парках». (4 часа)

Теория (1 час):

Художественные образы фонарей. Форму и украшение фона­рей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт-Петербурга, других городов.

Практика (3 часа):

графическое изображение или конструирование фор­мы фонаря из бумаги.


Тема: «Изготовление макета мини-участка». (4 часа)

Теория (1 час):

Особенности размещения элементов цветочного и древесно-кустарникового оформления в насаждениях разного назначения. Насаждения по функциональному признаку: насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары и т. д.), ограниченного поль­зования (посадки в производственной зоне, вокруг детских лечеб­ных учреждений и т. п.), специального назначения (например, за­щитные), утилитарные (у частных домов, подъездов и т. д.). Осо­бенности подбора и расположения растений в них.

Практика (3 часа):

Составление проекта озеленения территории.

Варианты: пришкольного участка, подхода к админи­стративному зданию, зоны «тихого» отдыха в парке с использова­нием специального обозначения.


Тема: Защита проекта. (1 час)


Тема: «Многообразие профессий в области дизайна». (1 час)

Теория (1 час):

Дизайнер - ученый, художник или экономист? Сведения о профессии, типичные виды деятельности; учреждения, готовящие специалистов в этой области; трудоустройство, востре­бованность и т. д.


Тема: «Подведение итогов года».(1 час)

Выставка и презентация отчетных ра­бот учащихся. Подведение итогов прохождения курса.


Всего часов: 140 часов






















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Весь курс делится на беседы и практические работы и рассчитан на 4 ч в неделю. Как правило, беседы предшествуют прак­тическим работам, а некоторые из них проводятся в про­цессе практических работ — все зависит от темы задания и задач всего курса в каждом классе. Практические работы выполняются на бумаге, картоне карандашом, акварель­ными и гуашевыми красками, тушью. При необходимости используются чертежные инструменты, клей, ножницы, пластилин, обрезки фанеры и другие при­родные материалы. Но в основном для эскизов, моделей и макетов применяют бумагу, картон, гуашевые краски, тушь. Отдельные работы выполняются в виде апплика­ций, коллажей.

Очень важно на занятиях художественным констру­ированием активно использовать знания, умения и на­выки, полученные школьниками на уроках труда, изо­бразительного искусства и черчения.

Для активизации познавательной деятельности уча­щихся, развития их интереса к дизайну следует как мож­но чаще организовывать экскурсии к памятникам архитектуры, в центры народного творчества, на выставки различ­ных технических средств связи, автомобилей, мебели, бытовых предметов и т. п.

Многие учебные работы важно выполнять коллектив­но. Коллективное выполнение проектов, макетов, моде­лей, художественных конструкций всегда рождает повы­шенный интерес, творческий настрой и желание успеш­но завершить работу.

















КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК



п/п

Дата проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

По плану

По факту

1

2

16.09

16.09


Беседа

2

Вводное занятие. Декоративно- прикладное искусство и дизайн. Техника безопасности, при выполнении практических работ.

школа

Ответы на вопросы

3

4

5

6

7

8

20.09

20.09

23.09

23.09

27.09

27.09


Комбинированные занятия

6

История возникновения и развития дизайна. Современные направления и виды дизайна.

Школа

Викторина

9

10

11

12

13

14

30.09

30.09

04.10

04.10

07.10

07.10


Комбинированные занятия

6

Особенности творчества художника и дизайнера

Школа

Викторина

Кроссворд

15

16

17

18

19

11.10

11.10

14.10

14.10

18.10


Комбинированные занятия

5

Графический стиль- основа профессионального творчества дизайнера

Школа

Мини-тест

20

21

22

23

18.10

21.10

21.10

25.10



Комбинированные занятия

4

Средства выражения графического дизайна

Школа

Викторина

24

25

26

27

28

29

25.10

28.10

28.10

01.11

01.11

04.11


Практические занятия

6

Рекламный дизайн. Создание вывесок, рекламных щитов для социума


Школа

Практическая работа

30

31

32

33

04.11

08.11

08.11

11.11


Комбинированные занятия

4

Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта

Школа

Практическая работа

34

35

36

37

38

11.11

15.11

15.11

18.11

18.11


Комбинированные занятия

5

Полиграфический дизайн

Школа

Кроссворд

викторина

39

40

41

42

43

44

45

22.11

22.11

25.11

25.11

29.11

29.11



Практические занятия

7

Помощь в оформлении школьной газеты

Школа

Практическая работа

46

47

48

49

02.12

02.12

06.12

06.12


Комбинированные занятия

4

Фотография в современном дизайне

Школа

Парк

Практическая работа

Выставка работ

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

09.12

09.12

13.12

13.12

16.12

16.12

20.12

20.12

23.12

23.12


Комбинированные занятия

10

Мир открыток

Школа

Тест

Практическая работа

Участие в акции

Участие в конкурсе

60

61

62

63

64

27.12

27.12

30.12

30.12

03.01


Комбинированные занятия

5

Особенности архитектуры, интерьера и одежды Древнего мира (Египет, Др. Греция, Др.Рим)

Школа

Тест

Практическая работа

Кроссворд

65

66

67

68

03.01

06.01

06.01

10.01


Комбинированные занятия

4

Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, готика)

Школа

Викторина

Практическая работа

69

70

71

72

73

10.01


Комбинированные занятия

5

Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Возрождение

Школа

Тест

Викторина

74

75

76

77

78



Комбинированные занятия

5

Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко

Школа

Тест

Кроссворд

79

80

81

82

83



Комбинированные занятия

5

Особенности архитектуры, интерьера и одежды Рококо

Школа

Викторина

Тест

84

85

86

87

88



Комбинированные занятия

5

Особенности архитектуры, интерьера и одежды Классицизма

Школа

Тест


90

91

92

93

94



Комбинированные занятия

5

Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Ампир

Школа

Тест

Презентация

95

96

97

98



Комбинированные занятия

4

Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики

Школа

Викторина

99

100

101

102

103



Комбинированные занятия

5

Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна

Школа

Кроссворд

104

105

106

107

108



Комбинированные занятия

5

Особенности архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай- тек и др.)

Школа

Кроссворд

Выставка

109



Беседа

1

Значение декоративного оформления участка

Школа

Ответы на вопросы

110

111

112

113



Комбинированные занятия

4

Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве

Школа

Практическая работа

114

115

116

117



Комбинированные занятия

4

Альпийские горки

Школа

Практическая работа

118

119

120

121



Комбинированные занятия

4

Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения

Школа

Экскурсия

Практическая работа

122

123

124

125



Комбинированные занятия

4

Статуи в ландшафтном дизайне

Школа

Практическая работа

126

127

128

129

130



Комбинированные занятия

5

Ажурные ограды

Школа

Практическая работа

131

132

133

134



Комбинированные занятия

4

Фонари на улицах и в парках

Школа

Выставка работ

135

136

137

138



Практические занятия

4

Изготовление макета мини- участка

Школа

Практическая работа

139



Отчетное занятие

1

Защита проекта «Многообразие профессий в области дизайна»

Школа

Проект

140



Комбинированные занятия

1

Подведение итогов года

Школа

Выставка работ







ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  1. День семьи. Беседа «Как ладить с другими людьми», «Здоровый образ жизни»

2. Проведение праздничных программ:

  • «Золотая осень»

  • «День матери»

  • «Новогодняя сказка»

  • «День защитника Отечества»

  • «Женский день 8-е марта»

  • День Победы

3.Посещение выставок, музеев, картинных галерей

4. Участие в школьных творческих конкурсах «Новогодняя открытка»

5. Участие в районных творческих конкурсах: «Новогодняя открытка»

6. Участие в региональных, всероссийских, международных творческих конкурсах.












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Рекомендуемая литература для педагога:

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. — М., 1982.

Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники. — М., 1972.

Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. — Ташкент, 1988.

Графический дизайн США. — М., 1989.

Джексон Джун. Поделки из бумаги. — М., 1979.

Клике Р. Р. Художественное проектирование экспози­ции. — М., 1978.

Минервин Г. Б., Мунипов В. М. О красоте ма­шин и вещей. — М., 1981.

Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. — М., 1994.

Пузанов В. И., П е т р о в Г. П. Тексты в художествен­ном конструировании. — М., 1984.

Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. — М., 1974.

Сомов Ю. С. Композиция в технике. — М., 1987.

Устинов А. Г. Дизайн в японской школе // Техниче­ская эстетика. — 1988. — № 6.

Холмянский Л. М. Макетирование и графика в худо­жественном конструировании. •— М., 1978.

Холмянский Л. М., ЩипановА. С. Дизайн. — М., 1985.

Художественное проектирование / Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. - М., 1979.

Цыганкова Э. У истоков дизайна. — М., 1977.

Овчаренко Л. А. История костюма. Основы проектирования. – Волгоград, 2006.

Сборник программ по курсу «Изобразительное искусство». – М., Дрофа, 2001.


Рекомендуемая литература для ученика:

Нерсесов Я. Я познаю мир. Детская энциклопедия. – М., 1998.

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. — М., 1982.

Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. — Ташкент, 1988.

Джексон Джун. Поделки из бумаги. — М., 1979.

Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. — М., 1994.

Пузанов В. И., П е т р о в Г. П. Тексты в художествен­ном конструировании. — М., 1984.

Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. — М., 1974.

Холмянский Л. М. Макетирование и графика в худо­жественном конструировании. — М., 1978.

Холмянский Л. М., ЩипановА. С. Дизайн. — М., 1985.

2