СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа составлена в соответствии с ФГОС.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название предмета (курса): «Школа точной мысли»
Возраст, класс (параллель): 9-11 класс
Срок реализации программы: 1 год
Уровень: базовый
Педагог: Сысоева Ю.А.
2016 год
I. Пояснительная записка 3
II. Общая характеристика учебного предмета 6
III. Описание места учебного предмета в учебном плане 9
IV. Планируемые результаты изучения курса 10
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 12
VI. Содержание учебного предмета 15
VII. Календарно тематическое планирование 17
VIII. Контрольно-измерительные материалы 27
Примерные вопросы итоговой диагностики 27
IX. Темы исследовательских проектов по математике 27
X. Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 28
Направленность программы: «Школа точной мысли»
по содержанию является: научно - популярной;
по функциональному назначению: учебно - познавательной;
по форме организации: групповой;
по времени реализации: одногодичной.
Программа кружка по математике «Школа точной мысли» составлена на основе программы курсов по выбору по математике 9 – 11 классов для предпрофильной подготовки учащихся.
Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предметов обусловливает и её особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. При этом когнитивная составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом необходимый уровень математической подготовки, так и повышенный уровень, являющийся достаточным для углубленного изучения предмета.
Вместе с тем, очевидно, что положение с обучением предмету «Математика» в основной школе требует к себе самого серьёзного внимания. Анализ состояния преподавания свидетельствует, что школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. Они являются и целью, и средством обучения. Важным условием правильной организации этого процесса является выбор рациональной системы методов и приемов обучения, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач.
Целью изучения курса математики в 5 классах является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Выбор данного направления в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, во-первых, обусловлен тем, что программа имеет целью в научно – популярной форме познакомить их с различными направлениями применения математических знаний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ориентировать в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием математических умений и навыков; во-вторых, предоставить возможность расширить свой кругозор в различных областях применения математики, реализовать свой интерес к предмету, поддержать тематику уроков, проверить свои профессиональные устремления, утвердиться в сделанном выборе.
Программа рассчитана на базовый уровень овладения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики.
Новизна программы состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна обучающимся. Начинать изучение программы можно с любой темы; каждая из них имеет развивающую направленность. Предлагаемая программа рассчитана на обучающихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных знаний о профессиях.
Актуальность программы обусловлена тем, что данная программа может способствовать созданию более сознательных мотивов учения. Она содержит обзорную базовую информацию, аналогичную содержанию элективных курсов, поэтому позволит подготовить обучающихся к профильному обучению на старшем этапе. Предпрофильная подготовка реализуется в различных вариантах индивидуального учебного плана ученика. Содержание данной программы представлено несколькими разделами.
Особое внимание в программе уделяется решению прикладных задач, чтобы обучающиеся имели возможность самостоятельно создавать, а не только анализировать уже готовые математические модели. При этом такие задачи, которые требуют для своего решения, кроме вычислений и преобразований, еще и измерения.
Эти задачи отличаются интересным содержанием, а также правдоподобностью описываемой в них жизненной ситуации. В них производственное содержание сочетается с математическим.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что сочетает в себе учебный и воспитательный аспекты, рассчитана на один год. Включение в данную программу примеров и задач, относящихся к вопросам техники, производства, сельского хозяйства, домашнего применения, убеждают учащихся в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, способны создавать уверенность в полезности и практической значимости математики, ее роли в современной культуре. Такие задачи вызывают интерес у обучающихся, пробуждают любознательность.
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
II. Общая характеристика учебного предмета
Основная цель – формирование представления о математике как о теоретической базе, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни.
Выделяются следующие дополнительные цели:
формирование устойчивого интереса к математике и предоставление им возможности реализовать свой интерес к выбранному предмету;
выявление и уточнение уровня готовности к освоению предмета «Математика» и развитию математических способностей;
способствовать созданию более осознанных мотивов изучения математики;
создавать условия для подготовки к экзаменам по математике как по вероятному предмету будущего профилирования;
предоставить возможность утвердиться в желании избрать математический профиль.
Задачи:
расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры;
способствовать пониманию значимости математики для общественного прогресса;
убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в практической деятельности;
расширить сферу применения математических знаний (фигуры на плоскости и в пространстве, приближенные вычисления, совершенствование измерительных умений, применение функций, векторов и др.);
формировать навыки перевода прикладных задач на язык математики;
развивать мышление;
формировать представления об объективности математических отношений, проявляющихся во всех сферах деятельности человека, как форм отражения реальной действительности;
готовить к профильному обучению и выбору профильных курсов в старших классах;
ориентировать на профессии, которые связаны с математикой.
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что решение выделенных в программе задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, понимании единства мира, осознании положения об универсальности математических знаний.
Данная программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.
С целью повышения познавательной активности обучающихся, формирования способности самостоятельного освоения материала школьники имеют возможность познакомиться с научно – популярной литературой по проблеме применения математики.
В основе содержания обучения математике лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены главные содержательно-целевые направления развития учащихся средствами курса «Математика. 5 класс».
Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомлённость школьников о системе основных математических представлений и овладение ими необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.
Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).
Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.
Общекультурная компетенция. Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании таких важнейших черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др.
Содержание математического образования в основной школе формируется на основе фундаментального ядра школьного математического образования. В программе оно представлено в виде совокупности содержательных разделов, конкретизирующих соответствующие блоки фундаментального ядра применительно к основной школе. Программа регламентирует объем материала, обязательного для изучения в основной школе.
Содержание курса служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Программа содержит материал, дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на один год обучения (70 занятий в течение учебного года).
Возраст детей: предлагаемая программа кружка «Школа точной мысли» предназначена для обучающихся 9 - 11 классов общеобразовательных учреждений, с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.
Условия реализации программы:
Программа будет успешно реализована, если
будет выдан весь предусмотренный программой теоретический материал и проведено его закрепление на практике;
создана библиотека специализированной литературы и дидактический материал по программе курса;
будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
будут учтены их мотивация и уровень притязания.
Формы занятий: лекции с элементами беседы, вводные, эвристические и аналитические беседы, работа по группам, тестирование, выполнение творческих заданий, познавательные и интеллектуальные игры, практические занятия, консультации, семинары, собеседования, практикумы.
IV. Планируемые результаты изучения курса
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
2) в метапредметном направлении:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие качества:
независимость и критичность мышления;
воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
система заданий учебников;
представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно-деятельностного подхода в обучении, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
1) Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология системно-деятельностного подхода на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2) Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать математические модели;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника.
3) Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование на уроках технологии личностно-ориентированного и системно - деятельностного обучения.
Количество часов: 2 часа в неделю.
Всего: 70 часов
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы необходимо применять работу в группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа математического кружка рассчитана на 70 часов. Она состоит из четырех разделов. Отработка и закрепление основных умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности. Так как школьники учатся анализировать, замечать существенное , подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.
Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать свои способы решения, задавать вопросы, публично выступать. Реферативная и исследовательская деятельность учащихся позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы, выявлять их индивидуальные возможности, т. Е максимально индивидуализировать обучение.
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается написание учащимися научно-исследовательской работы. Реферата, проекта.
Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующей применение высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое решение. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности повышенный.
Тема 1. Понятие функции и графика.
На первых двух занятиях учащимся цель и значение данного кружка. Выявляются и систематизируются их знания о функциональной зависимости. Определяется понятийный аппарат, круг доступных задач, предоставляется дополнительная информация для расширения возможностей учащихся. При этом целесообразно использование разнообразного наглядного материала.
Тема 2.Преобразование графиков.
При построении графиков многих функций можно избежать проведения подробного исследования. Изложению методов, упрощающих аналитическое выражение функции и облегчающих построение графиков, посвящены следующие уроки. В результате учащиеся получают практическое руководство для построения эскизов графиков многих функций.
Тема 3. Действия над функциями. Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований.
Графики суммы (разности), произведения и частного двух функций также можно построить без применения методов математического анализа, используя определенные правила. Особенно эффективен этот метод в случае, когда исходные функции являются элементарными. В этой же теме рассматривается построение графиков функций, содержащих знак модуля.
Тема 4. Дополнительный материал.
В качестве дополнительного материала рассматриваются приемы построения графиков суперпозиций простейших функций и их свойства. Рассматривается функционально-графический подход к решению задач.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- защита презентаций и отчетов
- творческие работы учащихся;
- участие в конкурсах
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
№ п/п |
Раздел, название урока в поурочном планировании |
Дидактические единицы образовательного процесса | Контроль знаний учащихся | Коли- чество часов | УУД | ||
|
|
|
| | познавательные | регулятивные | Коммуниа-тивные |
1 | Вводное занятие. знакомство с планом работы | | Комбинированный урок | 1 | | | |
2-3 | Историко-генетический подход к понятию «функция» | Знать: понятие функции, области определения и множества значений функции, понятие множества Уметь: строить графики основных элементарных функций, описывать свойства функции по графику
| Комбинированный урок | 2 | Поиск и выделение необходимой информации для выделения необходимых признаков; установление причинно-следственных связей; логических цепочек рассуждений | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; постановка вопросов с целью поиска необходимой информации |
4-13 | Понятие функции и графика: зависимость. | Знать: понятие графика функции, зависимую и независимую переменные, понятие нулей функции, промежутков знакопостоянства, возрастания и убывания Уметь: находить координаты необходимых точек по графику функции, промежутков знакопостоянства и монотонности | Уроки усвоения новых знаний, умений и навыков. | 10 | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи; осознают формулы и формулировки заданий по теме | Выделяют и осознают то, что подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей т и ошибок, намечать способ их устранения | Учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, участвуют в коллективном обсуждении проблем |
14-17 | Преобразование графиков: перенос вдоль оси ординат; перенос вдоль оси абсцисс. | Знать: преобразование параллельного переноса вдоль осей координат; графики основных элементарных функций Уметь: работать с графиками произвольных функций | Комбинированные уроки; уроки учебной практики; уроки самостоятельной работы | 4 | Умеют строить рассуждения в форме связи простых рассуждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способ их устранения. Регулируют весь процесс выполнения задания и четко выполняют требования познавательной задачи. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам; вступают в диалог с коллективом по обсуждению поставленной задачи. |
18-19 | Преобразование графиков: сжатие (растяжение) вдоль оси ординат. | Знать графики основных элементарных функций; Уметь применять приобретенные ЗУН при решении задач и преобразовании графиков | Лекция | 2 | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать соотношения между ними. Анализируют условия и требования задания. Выполняют операции со знаками и символами. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Выделяют и осознают то, что подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей | Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют работать в малых группах: планируют способы работы, проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. |
20-21 | Преобразование графиков: сжатие (растяжение) вдоль оси абсцисс. | Знать графики основных элементарных функций; Уметь применять приобретенные ЗУН при решении задач и преобразовании графиков | Лекция | 2 | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения заданий | Оценивают достигнутый результат | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
22-25 | Преобразование графиков. | Знать графики основных элементарных функций; Уметь применять приобретенные ЗУН при решении задач и преобразовании графиков | Комбинированные уроки; урок закрепления и повторения. | 4 | Выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы и самостоятельный поиск её решения; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений их характеризующих | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
26-27 | Действия над функциями: сумма (разность) функций. | Знать графики основных элементарных функций; Уметь применять приобретенные ЗУН при решении задач и преобразовании графиков | Лекция | 2 | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения заданий | Оценивают достигнутый результат | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
28-31 | Действия над функциями: произведение функций. | Знать графики основных элементарных функций; Уметь применять приобретенные ЗУН при решении задач и преобразовании графиков | Лекция и семинар - практикум | 4 | Подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Планирование собственной учебной деятельности и сотрудничества с учителем и учащимися; постановка вопросов – инициативное сотрудничество с целью поиска нужной информации |
32-33 | Действия над функциями частное двух функций. | Знать графики основных элементарных функций; Уметь применять приобретенные ЗУН при решении задач и преобразовании графиков | Лекция | 2 | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Планирование собственной учебной деятельности и сотрудничества с учителем и учащимися; постановка вопросов – инициативное сотрудничество с целью поиска нужной информации |
34-35 | Действия над функциями: функции, содержащие операцию взятия модуля. | Знать графики основных элементарных функций; Уметь применять приобретенные ЗУН при решении задач и преобразовании графиков | Уроки - практикумы | 2 | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения заданий | Оценивают достигнутый результат | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
36-39 | Действия над функциями. | Знать графики основных элементарных функций; основные преобразования графиков функций Уметь строить графики функций с помощью преобразований и комбинации преобразований | Комбинированные уроки; урок закрепления и повторения. Самостоятельная и проверочная работы | 4 | Выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы и самостоятельный поиск её решения; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений их характеризующих | Составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний | Планирование собственной учебной деятельности и сотрудничества с учителем и учащимися; постановка вопросов – инициативное сотрудничество с целью поиска нужной информации |
40-49 | Построение графиков, содержащих модуль на основе геометрических преобразований. | Знать графики основных элементарных функций; основные преобразования графиков функций Уметь строить графики функций с помощью преобразований и комбинации преобразований | Уроки решения задач и закрепления полученных знаний, уроки самостоятельной работы и создания исследовательских мини-проектов | 10 | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения заданий | Оценивают достигнутый результат | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
50-55 | Графики кусочно- заданных функций. | Знать графики основных элементарных функций; основные преобразования графиков функций Уметь строить графики функций с помощью преобразований и комбинации преобразований | Лекция + уроки решения задач | 6 | Выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы и самостоятельный поиск её решения; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений их характеризующих | Составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний | Планирование собственной учебной деятельности и сотрудничества с учителем и учащимися; постановка вопросов – инициативное сотрудничество с целью поиска нужной информации |
56-59 | Метод линейного сплайна. | Уметь находить различные способы решения задач | Урок контроля ЗУН | 4 | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения заданий | Оценивают достигнутый результат | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
60-67 | Дополнительный материал: функционально-графический подход к решению задач | Знать графики линейной функции, понятие расстояния, скорости и время, формулу для вычисления пути; Уметь применять графики линейных функций для решения текстовых задач | Комбинированный уроки | 8 | Подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Планирование собственной учебной деятельности и сотрудничества с учителем и учащимися; постановка вопросов – инициативное сотрудничество с целью поиска нужной информации |
68-69 | Функция: просто, сложно, интересно. | | Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний». | 1 | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Планирование собственной учебной деятельности и сотрудничества с учителем и учащимися; постановка вопросов – инициативное сотрудничество с целью поиска нужной информации |
70 | Итоговая диагностика. | Уметь находить различные способы решения задач | Урок контроля ЗУН | 1 | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения заданий | Оценивают достигнутый результат | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
1.Построить с помощью преобразований графики функций:
а) y = 3x – 6;
б) ;
в) ;
г) y = -2sin (3x – π/4);
д) y =
2. Решить графически уравнение:
а)
б)
3. Сколько корней имеет уравнение в зависимости от параметра а.
4. Выяснить сколько решений имеет система и если имеет, то сколько
5. Решить неравенства:
а)
6. Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения:
1) (-1; 0); 2) (1; 2); 3) (0;1); 4) ( - ∞; 0).
7. Пусть (. Найти сумму
Выбор тем и выполнение проектных работ. Обучение использованию литературы и других источников информации по предмету. Самостоятельное (сопровождающееся консультациями учителя), подробное изучение отдельных вопросов математики, не относящихся напрямую к школьной программе, или углубленное изучение отдельных вопросов школьной программы по математике. Приобретение умения устно и письменно излагать изученный материал, наглядно представлять результаты работы, отвечать на вопросы по изученной теме.
Построение графиков функций, содержащих знак модуля.
Графики дробно-линейных функций.
Графический метод решения задач с параметром.
Степенно-показательные функции и из графики.
Графический метод решения систем уравнений и неравенств.
1. Библиотечный фонд
нормативные документы: Примерная программа основного общего образования по математике, Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по математике;
авторские программы по курсам математики;
учебники: по алгебре для 9 - 11 классов, по алгебре и геометрии для 9-11 классов;
учебные пособия: рабочие тетради, дидактические материалы, сборники контрольных работ;
пособия для подготовки и/или проведения государственной аттестации по математике за курс основной школы;
учебные пособия по элективным курсам;
научная, научно-популярная, историческая литература;
справочные пособия (энциклопедии, словари, справочники по математике и т.п.);
методические пособия для учителя.
2. Печатные пособия
таблицы по математике;
портреты выдающихся деятелей математики.
3. Информационные средства
мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики;
инструментальная среда по математике.
4. Учебно-методическое обеспечение
1. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 2008.
2. Дорофеева В.А. Страницы истории на уроках математики. М.: Просвещение, 2007.
3. Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. – М.: Просвещение, 2003.
4. Н.В.Заболотнева .Задачи для подготовки к олимпиадам. Волгоград : Учитель,2007.
5. Л.М.Лоповок . Математика на досуге. М., ПРОСВЕЩЕНИЕ,1981г
6. Л.Ф.Пичурин. За страницами учебника алгебры. М, ПРОСВЕЩЕНИЕ,1990г
7. З.А.Скопец . Геометрические миниатюры.М,: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990.
8. И.Ф.Шарыгин.Л.Н.Ерганжиева « Наглядная геометрия» ДРОФА, Москва- 2008.
9. Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике. М.,1978.
Вирченко Н.А., Ляшко И.И., Швецов К.И. Графики функций: Справочник. Киев.
Ершов Л.В., Райхмист Р.Б. Построение графиков функций: Книга для учителя. М., 1994.
Егерев В. К., Радунский Б.А., Тальский Д. А.. Методика построения графиков функций. М., 1967.
Шилов Г.Е. Как строить графики? М., 1982.
Чудаева Е.В. Функционально-графический подход к решению задач с параметром и модулем. Элективный курс.
М.Е. Козина Сборник элективных курсов « Математика 8-9 классы», изд. «Учитель». 2006.
5. Техническое обеспечение
Персональный компьютер с доступом в интернет
Сканер
Принтер
Микрофон, наушники или колонки.