СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Разговор о правильном питании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для учащихся 1-2 классов по формированию правильного питания. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Разговор о правильном питании"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кармановская средняя школа Гагаринского района Смоленской области

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по ВР Директор школы:

_________/ Лекомцева Н.Е.. / ___________/ Иванова Т.И./

Протокол № 1

от 30.08.2015 г. Приказ №195 от 3108.2015 г

Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании» Учителя начальных классов МБОУ «Кармановская средняя школа» С.Карманово Ивановой Натальи Родионовны. Телефон 8-481-35-7-71-48(8-906-667-86-62) 2015-2016 учебный год Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании» для 1-2 классов создана на основе: Федерального образовательного государственного стандарта (2009), авторской программы «Разговор о правильном питании», разработанной в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования под руководством М.М. Безруких, программы «Здоровое питание», созданной Ивановой Н.Р. учителем начальных классов МБОУ «Кармановская средняя школа».

Обучение ведётся по рабочей тетради «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011

Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек.

Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья и учить вести здоровый образ жизни нужно начинать в детстве.

Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей.

 Актуальность программы заключается в том, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Культура питания – это основа здорового образа жизни.

Реализация программы «Разговор о правильном  питании» в начальной школе поможет укрепить и сохранить здоровье каждому ребенку.

 Практическая направленность программы – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья.

Цель программы - формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Задачи:

- формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

 - формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

 - освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;

 - формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

 - информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

 - развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;

 - развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

 - просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

  

 Отличительные особенности программы:

Содержание программы "Разговор о правильном питании" отвечает следующим принципам:

 - возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;

 - научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;

 - практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;

 - динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;

 - вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;

 - культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

Для реализации программы подготовлены учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для ребенка или подростка, методическое пособие для учителей и родителей. В учебно-методический комплект для первой части программы дополнительно включены плакаты и брошюра для родителей.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.

 

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

Программа рассчитана на  школьников в возрасте 6-8 лет

Данная программа разработана для учащихся 1 класса общеобразовательной школы. Дети зачисляются в группы по желанию и запросу родителей. Занятия проводятся один раз в неделю.

Уровень результатов работы по программе:

1уровень - формирование у детей способности самостоятельно мыслить и действовать, добывать и применять знания, удовлетворять интеллектуальные запросы, чётко планировать свои действия.

2уровень - формирование универсальных учебных действий:  восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

3уровень - участие в конкурсах, конференциях, в выставках, соревнованиях, осознанное стремление к здоровому образу жизни.

  

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Обучающиеся должны знать:

-основные правила правильного питания.

Обучающиеся должны уметь:

- распознавать вкусовые качества наиболее употребляемых продуктов;

Обучающиеся должны иметь представление:

- об основных принципах гигиены питания;

- о необходимости и важности регулярного питания и соблюдения режима питания;

- о завтраке, обеде и ужине, как об обязательных компонентах ежедневного меню;

- о значении молока и молочных продуктов;

- о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков;

- о связи рациона питания с образом жизни, о высококалорийных продуктах питания;

- о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека, о разнообразии овощей, фруктов и ягод, их значении для организма;

- о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем.

Проверка результатов проводится через:

- анкетирование учащихся и  их родителей;

- тестирование;

- опросы учащихся и  их родителей;

-  рисунки учащихся.

 Планируется участие ребят в общешкольных мероприятиях по данной тематике.

Задачи:

  • формировать и развивать представления детей о здоровье, как   одной   из   важнейших   человеческих   ценностей;

  • формировать   у   школьников  знания   о   правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

  • создавать условий для формирования умения осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и других источниках;

  • формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • развивать творческие способности и кругозор учащихся, их интересы и познавательную деятельность;

  • развивать коммуникативных навыков у детей  и  умения эффективно   взаимодействовать   со   сверстниками   и   взрослыми   в процессе работы;

  • просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей, включение их в изучение программы вместе со своими детьми и активное участие в мероприятиях;

  • воспитывать у детей осознанное отношение к собственному здоровью;

Место курса в учебном плане

Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности. Для 1 класса запланировано с октября по май 18 занятий по 30 минут. Каждое занятие можно проводить как учебное занятие, так самостоятельное мероприятие в виде тематического праздника. Т.к. авторская программа рассчитана для учащихся 1-2 классов, я взяла для первого класса 9 тем и расширила изучение некоторых.   Остальные темы будут аналогично изучаться во 2 классе.



Описание ценностных ориентиров

Французскому физиологу Брйат - Саварену принадлежит выражение: «Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться». «Уметь питаться» ничего общего не имеет с утолением голода. Умение питаться предполагает разумное, умеренное и своевременное питание, то есть культуру питания. И этой очень непростой науке – культуре питания – необходимо учиться, учиться смолоду, пока человек ещё не приобрёл болезней от неумеренного питания. Питание в школе выполняет оздоровительную роль и приучает детей к строгому режиму, закрепляя гигиенические навыки рационального приёма пищи. У некоторых родителей сформировалось негативное отношение к школьному питанию, поэтому они дают детям с собой бутерброды. Однако еда всухомятку, даже и высококачественная, менее полезна, чем горячая пища. Школьникам необходимо прививать навыки культурной еды, правильного поведения за столом.

Умение есть аккуратно и красиво – одно из качеств культурного человека. Это важно как с эстетических позиций, так и с гигиенических, поскольку еда, принятая « с чувством, с толком, расстановкой», усваивается лучше. Ребёнок за едой не должен спешить, отвлекаться, ему следует внушить важность тщательного пережёвывания пищи: чем больше она измельчена, тем лучше переваривается и усваивается. Навыки культурного приёма пищи вырабатываются быстрее, если дети видят за столом те же действия, которым их учат. Пример аккуратной еды, правильного поведения за столом родителей – весьма эффективное средство обучения школьников.

Содержание курса

Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

1. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры (можно приложение), что наиболее соответствует возрастным особенностям младших школьников, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Кроме того, дидактические игры формируют у детей навыки учебного сотрудничества, развивают творческие способности, умение работать самостоятельно, индивидуально и в группах, способствуют развитию психических процессов.

2. Задания, предлагаемые в рабочей тетради (авторы:Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.) также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе. В процессе выполнения заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают. Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, формирует реалистичный образ изучаемых объектов, доставляет удовольствие детям.

3. В целях более эффективной реализации программы, кроме традиционных словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и метод демонстраций) методов, существуют формы занятий, которые предусматривают трансформацию и оригинальность стандартных способов организации:

  • встреча «Какую пищу можно найти в лесу»;

  • сказка «Путешествие зёрнышка», «В гостях у тётушки Запасницы»;

  • экскурсия «Где и как готовят пищу», «Как хлеб на стол пришёл»;

  • блиц-турнир «Где найти витамины зимой»;

  • практикум «Накрываем стол к обеду»;

  • проектная деятельность «Чипсы: вкусно или вредно» «Молоко. Состав молока» проект «Как правильно питаться, если занимаешься спортом», «Вкусная азбука»;

  • театрализация «Там, на неведомых дорожках» (о грибах и ягодах);

  • диалог «Чем не стоит делиться», «Правила гигиены»;

  • диспут «Как правильно вести себя за столом»;

  • панорама «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»;

4. Использование в работе технических средств обучения:

а) презентации (как авторские, так и презентации других педагогов, адаптированные в соответствии с особенностями учеников класса, целями и задачами конкретного занятия).

б) видео:

  • мультфильмы из серии «Семья Почемучек»;

  • фрагменты мультфильмов и художественных фильмов (например: м/ф «Дракоша на шоколадной фабрике», фрагмент х/ф «Девчата» о блюдах из картофеля, фрагмент х/ф «Джентельмены удачи» о приглашении к столу, фрагмент х/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» о правилах гигиены (пирожки, яблочки) и меню бабы Яги, фрагмент х/ф «Иван Васильевич меняет профессию» о блюдах старинной кухни).

в) диафильмы (собраны с помощью родителей, помогают повысить качество чтения):

  • «Как мужик гусей делил»;

  • «Каша из топора»;

  • «Война грибов»;

  • «Лиса и Журавль»;

  • «Горшочек каши»; др.

  1. Демонстрация детских творческих работ создаёт положительную учебную мотивацию, ответственное отношение к учебному труду.

  2. Для придания занятиям практической целесообразности системы проводится дегустация продуктов питания под названием «Скатерть самобранка». Дети стараются отгадать продукт, который они попробовали с закрытыми глазами. При этом они описывают свои ощущения. В случае затруднения можно снять с глаз ребёнка повязку.

Задачи метода.

1. Учить распознавать продукты с опорой на собственное восприятие.

2. Развивать описательную речь, чувства восприятия окружающего мира: цвет, запах, вкус, плотность, сочность,

3. Воспитывать терпение, умение слушать товарища.

С успехом проведены дегустации:

  • молочных продуктов:

  • фруктов;

  • некоторых овощей (которые можно употреблять в сыром виде);

  • зимних заготовок (консервированные овощи и фрукты, варенье, размороженные ягоды, сухофрукты);

  • блинов (в походных условиях на празднике Масленицы);

  • блюд из картофеля (в походных условиях на празднике в честь картофеля);

  • хлебобулочных изделий (с помощью работников школьной столовой)

  • каш (с помощью работников школьной столовой).

Обязательные условия проведения дегустации:

    • Дегустация проводится только по желанию ребёнка, с учётом индивидуальных особенностей детей.

    • Все продукты должны находиться в отдельных контейнерах (я использую стеклянные баночки с герметичными крышками из-под детского питания: они легко стерилизуются, что позволяет их использовать многократно, эстетично выглядят, небольшого размера).

    • Ложки или вилки необходимо приготовить на каждого ребёнка (я беру их в школьной столовой), хранить их ручками вверх, использовать две ложечницы: для чистых приборов и для использованных.

    • Соблюдать температурный и временной режим при хранении до занятия (я договариваюсь с работниками столовой, оставляя продукты в холодильнике на некоторое время – 5-6 часов в зависимости от времени проведения занятия).

    • Все продукты должны быть высокого качества (см. срок годности, производителя).



Планируемые результаты работы:

личностные – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, на использование здорового питания, формирование знаний о негативных факторах риска здоровью;

метапредметные – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

познавательные - формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и других источниках;

коммуникативные - развитие  коммуникативных навыков у детей  и  умения эффективно   взаимодействовать   со   сверстниками   и   взрослыми   в процессе работы;

регулятивные - формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

предметные – осознание целостности окружающего мира, освоение норм здоровьесберегающего поведения, основ культуры питания, приобретение и совершенствование навыков самообслуживания;



Место курса в учебном плане

Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности. Для 1 класса запланировано с октября по май 18 занятий по 30 минут. Каждое занятие можно проводить как учебное занятие, так самостоятельное мероприятие в виде тематического праздника. Т.к. авторская программа рассчитана для учащихся 1-2 классов, я взяла для первого класса 9 тем и расширила изучение некоторых.   Остальные темы будут аналогично изучаться во 2 классе.

Учебно - тематическое планирование занятий в 1 классе



Тема занятия

Кол-во

часов

Цель занятия

1.Знакомство с учебником и героями программы.

1

Ознакомление учащихся с учебником и героями программы

2.Если хочешь быть здоров.

1

Формирование представления о важности правильного питания

3..Самые полезные продукты

1

Формирование представления о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день

4.Практическое занятие «Выбираем полезные продукты»

Презентация.

1

Обучение умению выбирать самые полезные продукты

5.Как правильно есть.


1

Формирование у учащихся представления об основных принципах гигиены питания

6.Удивительные превращения пирожка.


1

Формирование представления о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания

7. Зубы. Уход за зубами. Жевательная резинка.

1

Формирование у учащихся представления об основных принципах гигиены полости рта

8. Из чего варят каши.


Формирование представления о растениях, из которых получают крупы, разнообразии каш.

9.Как сделать кашу вкусной.


1

Формирование у учащихся представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню,

10. Необычные блюда на завтрак

1

Формирование представления о различных вариантах завтрака

11. Плох обед, если хлеба нет.


1

Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре

12.Первые блюда

1

Формирование представления о разнообразии первых блюд и необходимости регулярного приёма их во время обеда

13.Блюда из рыбы и мяса

1

Показать важность использования в своём питании блюд из рыбы

14.Время есть булочки.


1

Ознакомление детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах

15. Всё в шоколаде

1

Ознакомление детей с вариантами полдника, дать представление о значении шоколада, его видах, способе изготовления

  1. Пора ужинать.


1

Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе

  1. Где найти витамины весной

1

Ознакомление детей со значением витаминов и минеральных веществ

  1. Заключительное занятие «Я знаю правила здорового питания»

1

Закрепление полученных знания о законах здорового питания, ознакомление с полезными блюдами для праздничного стола

Итого

18часов






Учебно – тематическое планирование занятий в 2 классе



Тема занятия

Кол-во

часов

Цель занятия

1. На вкус и цвет товарищей нет.

1

Ознакомление учащихся с разнообразием продуктов питания, их ценностью для здоровья.

2.Работа над проектом «Что ели наши предки?»

1

Формирование умения планировать свою деятельность, ориентироваться в поиске информации.

3. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.

1

Формирование представления о том, какие ягоды и фрукты полезны и необходимы человеку каждый день

4. Всякому овощу своё время.

1

Обучение умению выбирать самые полезные овощи

5 – 6.Проект «.Праздник урожая».Презентация

2

Формирование у учащихся умений представлять свои работы, представлений о пользе овощей и фруктов из наших садов.

7. Практическая работа «Язык – орган вкуса».

1

Формирование представления о работе органов, связанных с пищеварением

8. Как утолить жажду .

1

Формирование у учащихся представления об основных способах утоления жажды.

9. Полезные напитки.

1

Формирование представления о пользе молока, соков, морсов и т.д.

10. Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1

Формирование у учащихся представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, о правилах питания.

11. Практическая работа «Составь меню для спортсмена».

1

Формирование умений оценивать продукты питания со стороны их питательной ценности и содержанию витаминов.

12-14.Работа над проектом « Правильное питание – крепкое здоровье».

3

Формирование умения планировать деятельность, находить информация, знаний о пользе правильного питания.

15 - 16.Презентация проектов

2

Формирование представления о разнообразии первых блюд и необходимости регулярного приёма их во время обеда

17.Экскурсия в кухонный цех школьной столовой.

1

Формировать понятие о необходимости полноценного питания, знакомить с работой повара.

18.Заключительное занятие «Я знаю правила правильного питания» с чаепитием.

1

Закрепление полученных знания о законах здорового питания, ознакомление с полезными блюдами для праздничного стола

Итого

18часов




Мониторинг эффективности занятия в соответствии с требованиями ФГОС удобно использовать оценочный лист эффективности занятия.

Критерии

Показатели

Балл

1.

Учебно-познавательная атмосфера урока

Школьники увлечены и участвуют в различных видах деятельности, активно проявляют интерес к учебному процессу. Самостоятельно формулируют проблему, цель, задачи урока, планируют пути их достижения.

2.

Учебная самостоятельная

деятельность

Школьники проявляют:- активность при выполнении заданий,

- самостоятельность при выполнении заданий; - творческий подход к выполнению заданий








3 б

3.

Работа с учебной информацией

Школьники работают с разными источниками информации: используют проекты, рабочую тетрадь и блокнот, понимают и выполняют предложенные учителем задания, адекватно формулируют ответы на поставленные вопросы.

4.

Взаимопонимание и взаимодействие учителя и учащихся

Школьники понимают учителя, правильно отвечают на его вопросы, участвуют в беседе, знают, что должны делать, действуют самостоятельно и эффективно, работают в группах, взаимодействуя друг с другом.

5.

Формирование УУД


Личностные

Школьники проявляют личностное отношение к процессу обучения: позитивное - к учителю, сверстникам, учебной деятельности; этические чувства (стыд, вина, совесть, как регуляторы морального поведения); понимают чувства других людей.


Коммуникативные














Школьники адекватно используют речь для диалога и согласования действий с партнером или учителем. Конкретно и ясно излагают содержание и отвечают на поставленные вопросы, убедительно аргументируют и представляют выполненное задание.


Познавательные


Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Учащиеся самостоятельно планируют пути достижения целей, выбирают эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Узнают, называют и определяют объекты и явления окружающей действительности.







Регуляторные


Школьники регулируют собственную учебную деятельность: принимают и выполняют учебные задания; планируют свою деятельность; вносят коррективы в собственную деятельность, следят за временем выполнения задания.

6.

Компетентность

Школьники самоопределяются к обучению по теме и самоорганизуются для выполнения учебных заданий, используя знания и умения.

7.

Рефлексивная

деятельность

Школьники самостоятельно и адекватно оценивают собственные достижения и результаты других учащихся, анализируют успехи и неудачи, предлагают способы их устранения. Заполняют оценочные листы.

8.

Результативность

Школьники успешно выполняют задания. Создают продукт

компьютерную игру «Угадай-ка» и с её помощью повторяют и закрепляют материал по теме.

9.

Использование дидактического электронного сопровождения (ДЭС)

Ученики создают компьютерную игру, находят материал в интернете, изменяют и сохраняют информацию, осуществляют проверку знаний с помощью игры

Сумма баллов





35б



Критерии оценки: 3б- показатель наблюдается у %

2б - показатель наблюдается у %

1б- показатель наблюдается у %

Исходя из данных критериев, урок можно считать эффективным.

Урок можно считать эффективным ещё и потому, что на нём используются базовые образовательные технологии:

проектная деятельность; уровневая дифференциация; информационно – коммуникационные технологии; обучение на основе «проблемных ситуаций», деятельностный подход (большую часть времени урока (90%) учащиеся заняты практической деятельностью), и использование здоровьесберегающих технологий.



Описание методического обеспечения



1. Алямовская В.Г. Беседы о поведении ребёнка за столом – Москва: «Сфера», 2011

2. А.Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе- М.: Просвещение, 2008

3Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-Медиа Групп,2011

4. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-Медиа Групп,2011

5. Материалы с сайтов: nsportal.ru/, metodisty.ru, festival.1september.ru/

6.Зайцев Г., Зайцев А. Твое здоровье, 1997.

Фото с практических занятий