СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Разведчики природы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование для 1-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Разведчики природы".»



Пояснительная записка

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений. Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.

Однако далеко не всё может быть правильно понято ребенком при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к окружающему миру. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста.

Этому способствуют занятия по дополнительной образовательной программе «Разведчики природы».

Программа «Разведчики природы» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 1 класса А. А. Плешакова, М.Ю.Новицкой предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира.

В результате расширения реализуются следующие учебные цели:

  1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи

  2. Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.

  3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.



Актуальность данной программы обусловлена тем, что последние годы характеризуются интенсивной работой по перестройке содержания образования в школьных учреждениях.

Программа «Разведчики природы» имеет 4 ступени, соответствующие психо-возрастным особенностям детей. Деятельность младших школьников организуется в течение всего учебного года по сезонным циклам в форме занятий, игр-экспедиций, практических работ, экскурсий, конкурсов.

В 1 классе ребята знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.

На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы для «Разведчиков природы» становится парк, лесная зона. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.

Образовательное пространство третьего года обучения еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро- и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.

«Разведчики природы», четвертый год обучения, вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий. В целом курс «Разведчики природы» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах.

Таким образом, процесс познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира, расширяется и углубляется до выяснения причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социо-природной средой.

Отличительной особенностью программы «Разведчики природы» является то, что в содержание программы включены эколого-биологические знания не только о видовом составе флоры и фауны, их отдельных представителях, но и понятия и определения, законы и закономерности. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Новизна программы в том, что она позволяет обогащать практический опыт общения с окружающим миром природы через наблюдение за живыми объектами, опыты и эксперименты, экскурсии в природу.

Целью программы является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.

В основе построения программы лежит принцип единства познания, переживания, действия, который отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде. Принцип прогностичности ориентирует младших школьников на ознакомление с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить. Чтобы усилить доказательность реальности прогноза тех или иных изменений в окружающей природной среде необходимо вовлекать детей в доступные способы исследования. Взаимосвязь глобального и регионального, реализация этого принципа усиливает связь с жизнью, способствует развитию у детей младшего школьного возраста комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со средой обитания и трудовой деятельностью, содействует экологически грамотному поведению в повседневной жизни. Данные принципы взаимосвязаны и позволяют использовать в программе идеи развивающего обучения.

Каждый раздел данной программы начинается вводным занятием, где детьми создается обобщенная абстрактная модель научной картины живой природы с учетом возраста детей, которая затем конкретизируется и в конце каждого раздела эта модель просматривается на новом – обобщенно-конкретном уровне.

Благодаря данному подходу оказывается возможным решение следующих задач:

1. формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной реке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где ходит много людей, не растёт трава);

2. способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;

3. показать познаваемость явлений живой природы, осуществлять

наблюдение;

4. дифференцировать знания детей о природе и социальном мире: дикая

природа, окультуренная природа, деятельность человека и её результаты;

5. воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека.

Педагогическая целесообразность программы:

определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.

Условия реализации образовательной программы.

Программа «Разведчики природы» предназначена для детей 7-11 лет (младшего школьного возраста), рассчитана на 4 года обучения по 1 часу в неделю.

Программа может быть использована педагогами для работы кружков, факультативов, реализующих экологическое направление развития ребёнка.

Форма обучениягрупповая.

В течение четырех лет обучения дети проходят весь курс обучения по программе «Разведчики природы».

При тематическом планировании особое внимание уделяется практической деятельности.

Почти каждое занятие включает в себя и теоретические знания, и практическую работу.

Основной дидактический принципобучение в предметно-практической деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы

К концу обучения дети:

- понимают место человека в природе (не хозяин природы, а часть её); что человек обязан считаться со всеми, живущими на Земле; учатся рационально использовать дары и богатства природы.

- имеют представления о:

  • элементарных правилах поведения в природе и живом уголке;

  • условиях роста и развития растений и животных;

  • основных особенностях сезонной жизни людей, растений, животных;

  • растительном и животном мире разных частей света и родного края.

Дети могут:

  • отличать некоторые растения и животных нашего края и других частей

света;

  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

  • различать и называть растения по коре, листьям и плодам;

  • ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными;

  • соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях

Знают:

  • основные различия между растительным и животным миром,

  • закономерности их развития;

  • о приспособленности растений и животных (в домашних условиях и

природе).

Дети младшего школьного возраста приобретают умения: общаться в различных социальных ситуациях, использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата, приобретают актуальные знания и практико-ориентированные навыки.

Формы подведения итогов реализации программы

Результатом на каждом этапе обучения являются контрольные задания.

Каждый продукт деятельности наглядно показывает возможности, усвоенные знания и умения каждого ребёнка.

Способы отслеживания и контроля результатов

В результате обучения по программе у детей формируется определённый набор знаний, умений и навыков, которые отслеживаются на занятиях с помощью контрольных заданий.

Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми практических действий по уходу за растениями и животными, а также в процессе поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности.

Кроме того, для проверки знаний в конце учебного года используются творческие игры, конкурсы и викторины.

Методическое обеспечение программы

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

Методы получения знаний:

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

2) наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски);

3) практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа)

4) метод дидактической игры

Методы усвоения учебного материала:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемный;

4) частично-поисковый или эвристический;

5) исследовательский

Методы, стимулирующие интеллектуальную, познавательную и творческую активность детей:, методы эколого-психологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций.

Значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:

  1. Проектная деятельность осуществляется в школе и дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.

  2. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.

  3. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.

Техническое оснащение и дидактический материал

1.Инструкции по технике безопасности при работе с инструментами и канцелярскими принадлежностями.

2.Инструменты и вспомогательные приспособления: инвентарь, используемый для ухода за растениями и животными; канцелярские принадлежности: ножницы, кисточки, карандаши.

3.Материалы: гуашевые краски; клей-карандаш; восковые мелки

4.Специальная литература для педагогов, родителей и детей.

5.Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: гербарии; муляжи; таблицы; схемы; раздаточный материал, дидактические карточки; коллекции; глобус.

6.Натуральные объекты – комнатные растения и обитатели живого уголка.

В результате освоения содержания курса кружка «Разведчики природы» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.

Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю (33 часа).


Содержание


Природа — то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы.

Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания. Границы сред обитания.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.

Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Правила поведения в природе. Географическая карта и план.

Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.







Тематическое планирование

разд

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Природа вокруг нас.

Природа — то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы.



2 ч.

Наблюдать объекты и явления

природы

Характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Приводить примеры веществ, описывать их.


Познавательные Общеучебные действия

  • Знаково-символические;

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Выбор критериев для сравнения

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

2.

Времена года.

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы

(короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой. Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной. Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных).

5 ч.

Понимать тексты о природе.

Описывать сезонные изменения в

природе.

Характеризовать признаки времен

года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Вести дневник наблюдений.

Проводить групповые наблюдения

во время экскурсий «Времена года».

Работать в группе

Выбирать вид деятельности

Познавательные Общеучебные действия

  • Знаково-символические;

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Выбор критериев для сравнения

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

Личностные

  • самоопределение

3.

Природа живая и неживая.

Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания. Границы сред обитания.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.

Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.


18 ч.

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам

Различать природные объекты и

изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Наблюдать простейшие опыты по

изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе.

Наблюдать простейшие опыты по

изучению свойств полезных ископаемых.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

Описыватьих применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Приводить примеры хвойных и

цветковых растений, выделять их

отличия (на примере своей местности).

Определять части растения.

Сравнивать и различать деревья,

кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в

природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения,диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизничеловека (на примере своей мест_

ности).

Выращивать растения в группе (из

семян, побегов, листа).

Различать съедобные и ядовитые

грибы (на примере своей местности).

Называть и узнавать виды изученных лишайников.

Знать роль лишайников в природе.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира

Характеризовать способы питания,

размножения; условия, необходимые для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в

природе и жизни людей.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

Различать растения и животных,

используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать)

объекты природы по признакам:

домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения.

Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил.

Познавательные Общеучебные действия

  • Знаково-символические;

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Выбор критериев для сравнения;

  • Синтез как составление частей целого;

  • доказательство

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

  • Смыслополагание.

  • самоопределение

4.

Единство живой и неживой природы.

Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.


1 ч.

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

Характеризовать природные сообщества.

Характеризовать влияние человека

на природные сообщества.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Обсуждать в группах полученные сведения

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

5.

Человек – часть природы.

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.



3 ч.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Приводить примеры зависимости

удовлетворения потребностей людей от природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Выполнять групповые задания

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

6.

Наша страна на карте и глобусе.

Правила поведения в природе. Географическая карта и план.

2 ч.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

Познавательные Общеучебныедействия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений


7.

Тело человека.

Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.


1 ч.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой

помощи при несчастных случаях.

Характеризовать правила оказания

первой помощи при несчастных

случаях.


У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Личностные УУД

Смыслополагание.

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция


8.

Итоговое занятие.

1 ч.

Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной)

Личностные УУД

  • Смыслополагание.

  • Самоопределение

Регулятивные УУД

  • Оценка;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера (оценка, коррекция)














Календарное планирование

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

1

1

Природа вокруг нас.

Экологическая тропинка. Вводное занятие.

2

1

«Я и мир вокруг меня». Выполнение рисунков.

3

1

Времена года. Путешествие в страну Сезонию. Оформление дневника наблюдений

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.


4

1

В гости к золотой осени. Экскурсия.

5

1

Природа живая и неживая. Что изучает экология?

6

1

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.


7

1

Круговорот воды в природе.

8, 9

2


Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.

«Кто живет в пруду?» Изготовление поделок.

10

1

Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

«Нам нужен чистый воздух». Изготовление плакатов.


11

1

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.

12

1

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Почва. Знакомство с рассказом М. Ильина и Е. Сегала «О чудесной кладовой»


13

1

«Огород на подоконнике». Проектная деятельность.

14

1

Путешествие в страну Сезонию. Оформление дневника наблюдений. Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей).Погода зимой.

15

1

В гости к Зимушке-зиме. Экскурсия. Кормушки для птиц.

16

1

Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы.

«В мире растений». Игра-ознакомление с многообразием растений

17

1

. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

«Некультурные». Знакомство с дикорастущими растениями.


18

1

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Зеленая аптека. Лекарственные растения. Первая помощь при укусах насекомых, ушибах, порезах.

«Чудо-растение». Презентация.

19

1

Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

«Что вырастет из семечка?». Проектная деятельность.


20

1

«Цветы для мамы». Проектная деятельность.

21

1

Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе.

«Что в корзине?». Игра-ознакомление с царством грибов.

22

1

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных.

«В мире животных». Презентация.

23

1

Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

«Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог». Рисунки и рассказы о домашних питомцах

24

1

Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Викторина «Знатоки природы».

25

1

«Цветы для мамы». Проектная деятельность Завершающий этап.

26

1

Единство живой и неживой природы. Природные сообщества родного края.

Деревья нашего города. Мини-исследование.

27

1

Путешествие в страну Сезонию. Оформление дневника наблюдений. Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилёт птиц, весенние растения). Погода весной.

28

1

«Весна! Весна на улице!..» Экскурсия

29

1

Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

«Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе.

30

1

Наша страна на карте и глобусе.

Правила поведения в природе. Географическая карта и план.

31

1

Тело человека.

Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Практическая работа.

32

1

Путешествие в страну Сезонию. Оформление дневника наблюдений. Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных). Экскурсия.

33

1

Итоговое занятие. Подведение итогов.


















Основные требования к уровню подготовки по окончании курса

ЗУН

Учебные действия

Универсальные учебные действия

Природа вокруг нас.


Обучающиеся должны знать:

Определение «природа». Основные типы веществ. Называть явления природы

Обучающиеся должны уметь:

Характеризовать особенности веществ и явлений природы

Наблюдать объекты и явления

природы

Характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Приводить примеры веществ, описывать их.


Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

  • Смыслополагание.

  • Самоопределение

Времена года

Обучающиеся должны знать:

Основные признаки времен года

Обучающиеся должны уметь:

Описывать и узнавать по описанию времена года

Понимать тексты о природе.

Описывать сезонные изменения в

природе.

Характеризовать признаки времен

года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Вести дневник наблюдений.

Проводить групповые наблюдения

во время экскурсий «Времена года».

Работать в группе

Выбирать вид деятельности

Природа живая и неживая

Обучающиеся должны знать:

Признаки живого. Знать виды растений и животных и их признаки. Правила ухода за растениями и животными

Обучающиеся должны уметь:

Отличать объекты живой и неживой природы. Применять на практике основные знания по уходу за растениями



Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам

Различать природные объекты и

изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Наблюдать простейшие опыты по

изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе.

Наблюдать простейшие опыты по

изучению свойств полезных ископаемых.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Приводить примеры хвойных и

цветковых растений, выделять их

отличия (на примере своей местности).

Определять части растения.

Сравнивать и различать деревья,

кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в

природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизничеловека (на примере своей мест_

ности).

Выращивать растения в группе (из

семян, побегов, листа).

Различать съедобные и ядовитые

грибы (на примере своей местности).

Называть и узнавать виды изученных лишайников.

Знать роль лишайников в природе.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира

Характеризовать способы питания,

размножения; условия, необходимые для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в

природе и жизни людей.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

Различать растения и животных,

используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать)

объекты природы по признакам:

домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения.

Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил.

Единство живой и неживой природы

Обучающиеся должны знать:

О круговороте веществ в природе

Обучающиеся должны уметь:

Прогнозировать влияние деятельности человека на экосистему


Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

Характеризовать природные сообщества.

Характеризовать влияние человека

на природные сообщества.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Обсуждать в группах полученные сведения

Человек – часть природы

Обучающиеся должны знать:

О пагубном влиянии человека на природу

Обучающиеся должны уметь:

Бережно относится к природным объектам

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Приводить примеры зависимости

удовлетворения потребностей людей от природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Выполнять групповые задания

Наша страна на карте и глобусе

Обучающиеся должны знать:

Основные условные обозначения

Обучающиеся должны уметь:

Составлять план местности

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок)

Тело человека

Обучающиеся должны знать:

Основные приемы оказания первой мед.помощи

Обучающиеся должны уметь:

Оказать помощь при порезе, ушибе

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой

помощи при несчастных случаях.

Характеризовать правила оказания

первой помощи при несчастных

случаях.


















Учебно-тематический план 2-го года обучения



№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

Форма контроля

теория

Практика

всего

1

Правила разведчиков природы

1


1

Придумать свои правила разведчиков природы

2

Этажи леса

1

1

2

Рисунок в технике «Мятая бумага»

3

Прогулка-игра «Где клад»

1

1

2

Составление схемы маршрута для поиска «клада»

4

В гости к сосне

1

1

2

Зарисовать строение дерева

5

Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее»

2

-

2


6

Воздух и его обитатели

1

1

2

Продемонстрировать некоторые свойства воздуха с помощью несложных опытов

7

Куда дует ветер

1

1

2

Нарисовать ветер

8

Экскурсия на предприятие микрорайона

1

-

1

Выставка рисунков

9

Кто как приготовился к зиме

1

1

2

Вычерчивание маршрута для наблюдений, которые произошли в природе

10

Свет, тепло и жизнь

1

1

2

Сделать зарисовки в календаре по наблюдениям и написать вывод

11

Зимняя сказка: на снегу и под снегом

1

1

2

Рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе фотосинтеза

12

Здравствуй, Солнце!

1

1

2

Изготовить коллаж «Восход Солнца»

13

Кто живет в почве

1

1

2

Нарисовать обитателей почв

14

Проект Цветы для мамы»




1

3

4

Вырастить комнатные цветы в подарок маме.

15

Встреча с весенним лугом

1

1

2

В календарях природы сделать схему взаимоотношений растений и животных луга

16

Прогулка к озеру

1

1

2

Написать цепь питания

17

Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы»

2

-

2

Обобщение полученных знаний


Итого:

19

15

34






Содержание программы 2-го года обучения

  1. Правила разведчиков природы

Практическая работа: придумать правила разведчиков природы

  1. Этажи леса

Наблюдение: за этажами леса

Практическая работа: выполнить рисунок в технике «мятая бумага»

Дидактические игры: «Старичок Листовичок»

3. Прогулка-игра «Где клад»

Практическая работа: ориентирование и преодоление препятствий на примере тренировочных игр

Дидактическая игра: «Через ручеек», «По тропинке»

4. В гости к сосне

Наблюдение: за строением сосны

Практическая работа: рассмотреть взаимосвязи сосны с животными и другими растениями

5. Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее»

6. Воздух и его обитатели

Наблюдение: за свойствами воздуха и обитателями воздушной среды

Практическая работа: демонстрирование некоторых свойств воздуха с помощью несложных опытов

7. Куда дует ветер

Наблюдение: за ветром и его ролью в жизни растений

Практическая работа: несложные опыты по образованию ветра

Дидактическая игра: «Летающие семена»

8. Экскурсия на предприятие микрорайона

Наблюдение: за взаимосвязями в обществе

9. Кто как приготовился к зиме

Наблюдение: за сезонными изменениями в жизни растений и животных

Практическая работа: сравнить изменения, произошедшие в лесу и около их дерева, окопать свое дерево снегом

10. Свет, тепло и жизнь

Наблюдение: за ростом лука в разных условиях

Практическая работа: посадка лука в банке и наблюдение за состоянием луковицы, с созданными для роста разными условиями

11. Зимняя сказка: на снегу и под снегом

Наблюдение: за приспособлением животных и растений к среде обитания в зимних условиях

Практическая работа: рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе фотосинтеза

12. Здравствуй, Солнце!

Наблюдение: за солнечной системой, созвездиями, сторонами горизонта

Практическая работа: изготовить коллаж «Восход Солнца»

13. Кто живет в почве

Наблюдение: за образованием почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными

Практическая работа: проделывание несложных опытов

14. Проект Цветы для мамы»

Учить детей ухаживать за комнатными растениями

Практическая работа: вырастить цветы из луковиц

Дидактические игры: «С кочки на кочку», «Узелок»

15. Встреча с весенним лугом

Наблюдение: за строением и размножением растений на примере растений луга

Практическая работа: зарисовать схему взаимоотношений растений и животных на лугу

Дидактическая игра: «На лугу»

16. Прогулка к озеру

Наблюдение: за водоемом, как природным сообществом

Практическая работа: составить цепь питания водоема

Дидактическая игра: «Рыбаки»

17. Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы»

Обобщение полученных знаний



Требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании программы второго класса

По окончании программы второго класса у детей младшего школьного возраста формируются:

Представления:

- о экологическом значении растений на Земле;

- о воздухе и его обитателях;

- о сезонных изменениях в жизни растений и животных;

- о образовании почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными.

Знания:

- строения и размножения растений;

- приспособлений животных и растений к среде обитания в зимних условиях;

- роли ветра в жизни растений;

- свойств воздуха.

Умения:

- находить связи между растениями и окружающей средой;

- зарисовывать природные объекты при помощи топографических знаков;

- определять стороны горизонта по местным признакам;

- составлять различные цепи питания.





Учебно-тематический план 3-го года обучения

№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

Форма контроля

теория

Практика

всего

1

Знакомство с нравственным кодексом юного эколога

1

-

1

Составление нравственного кодекса юного эколога

2

Лес – природное сообщество

1

2

3

Сформулировать 1-й экологический закон: «Все со всем взаимосвязано»

3

Кто чем питается

1

1

2

Сделать карточки с изображением кормов различных животных

4

К древнему морю

1

1

2

Вычертить маршрут своей экскурсии

5

Знакомый незнакомец

1

1

2

Изготовить коллаж «Радуга»

6

Дает корова молоко

1

1

2

Конкурс рисунков

7

Откуда берутся дождь и снег

2

1

3

Выполнить несложные опыты

8

«Все куда-нибудь девается»

1

1

2

Провести скрининг воды в своей квартире

9

Идем по следу

2

1

3

Зарисовать взаимосвязи в лесном сообществе

10

Сокращение места обитания

1

-

1

Записать причины сокращения мест обитания

11

Жизненное пространство

2

2

4

Составить график процесса роста растения

12

Энергия

1

1

2

Конкурс рисунков

13

Солнечная система

1

2

3

Наблюдение за Луной в различных фазах

14

Все животные важны, все животные нужны

1

1

2

Определить к какой группе относится животное

15

Поход «По экологической тропе»

2

-

2

Обобщение знаний


Итого:

18

16

34






Содержание программы 3-го года обучения

  1. Знакомство с нравственным кодексом юного эколога

Составление нравственного кодекса юного эколога

  1. Лес – природное сообщество

Наблюдение: за лесом, как природным сообществом; знакомство с экологическим законом «Все со всем взаимосвязано»

Практическая работа: сформулировать первый экологический закон: «Все со всем взаимосвязано»

3. Кто чем питается

Наблюдение: за питанием разных групп животных

Практическая работа: изготовить набор карточек с изображением кормов различных животных

4. К древнему морю

Познакомить детей с понятиями «ориентирование», «план», «масштаб», «рельеф», «карта»

Практическая работа: учиться исследовать рельеф местности, тренироваться в ориентировании с помощью компаса и местных признаков

5. Знакомый незнакомец

Познакомить детей с понятиями «облако», «гроза», «радуга». «атмосфера» и некоторыми свойствами воздуха

Практическая работа: изготовить коллаж «Радуга»

6. Дает корова молоко

Наблюдение: за дикими и домашними млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в природе

Практическая работа: самостоятельно узнать о жизни домашних животных

7. Откуда берутся дождь и снег

Наблюдение: за круговоротом воды и ролью растений в круговороте воды

Практическая работа: проведение несложных опытов

Дидактическая игра: «Дерево»

8. «Все куда-нибудь девается»

Наблюдение: за зависимостью состояния здоровья человека от состояния факторов неживой природы

Практическая работа: скрининг воды в своей квартире

9. Идем по следу

Наблюдение: за жизнью зимнего леса и взаимосвязями в лесном сообществе

Практическая работа: рассмотреть иллюстрации следов зверей, птиц, зимующих в своем крае

10. Сокращение места обитания

Наблюдение: за последствиями сокращения мест обитания

11. Жизненное пространство

Наблюдение: за представлением о жизненном пространстве, как о важном факторе среды

Практическая работа: посадка гороха и составление графика процесса роста растения

12. Энергия

Наблюдение: за распределением солнечной энергии по звеньям цепи питания

Практическая работа: нарисовать круговорот энергии

13. Солнечная система

Наблюдение: за планетами солнечной системы и явлениями в природе, которые происходят не зависимо от воли человека

Практическая работа: наблюдение по вечерам за Луной в различных фазах

14. Все животные важны, все животные нужны

Наблюдение: за пресмыкающимися, их строением и ролью в природе

Практическая работа: определить к какой группе относятся животные

15. Поход «По экологической тропе»

Обобщение полученных знаний



Требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании программы третьего класса

По окончании программы третьего класса у детей младшего школьного возраста формируются:

Представления:

- о жизненном пространстве, как о важном факторе среды;

- о пресмыкающихся, их строении и роли в природе;

- о распределении солнечной энергии по звеньям цепи питания;

- о круговороте воды

Знания:

- главного экологического закона;

- природных сообществ;

- планет солнечной системы;

- роли растений в круговороте воды

Умения:

- исследовать рельеф местности;

- ориентироваться с помощью компаса и местных признаков;

- определять к какой группе относятся животные;

- составлять график процесса роста растения.





Учебно-тематический план 4-го года обучения



№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

Экскурсии

всего


1

Тайны за горизонтом

2

2

-

4

Работа с картой

2

Жили - были динозавры…и не только они

2

2

1

5

Конкурс рисунков; работа с энциклопедиями

3

Тайны камней

2

1

1

4

Рассмотрение образцов камней и определение названий

4

Загадки растений

2

2

1

5

Работа с гербарием

5

Утконос и компания

3

-

1

4

Работа с энциклопедиями

6

Планета насекомых

2

1

1

4

Работа с коллекциями насекомых и определение названий

7

Загадки под водой и под землей

2

1

1

4

Конкурс рисунков

8

Что такое НЛО

4

-

-

4

Работа с энциклопедиями


Итого:

19

9

6

34






Содержание программы 4-го года обучения



  1. Тайны за горизонтом

Наблюдение: за географическими открытиями в древности

Практическая работа: работа с картой

  1. Жили – были динозавры…и не только они

Наблюдение: за развитием жизни на нашей планете в разные периоды

Практическая работа: рассматривание окаменелостей

3. Тайны камней

Наблюдение: за разнообразием камней

Практическая работа: рассматривание образцов

4. Загадки растений

Наблюдение: за удивительными открытиями растений

Практическая работа: рассматривание растений в гербариях

5. Утконос и компания

Наблюдение: за открытиями удивительных животных

6. Планета насекомых

Наблюдение: за разнообразием и многочисленностью насекомых, их ролью в природе и жизни человека

Практическая работа: рассматривание насекомых в коллекциях

7. Загадки под водой и под землей

Наблюдение: за подводным миром

Практическая работа: определение животных по карточкам

8. Что такое НЛО?

Наблюдение: за свидетельствами, сомнениями, предположениями о существовании НЛО

Требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании программы четвертого класса

По окончании программы четвертого класса у детей младшего школьного возраста формируются:

Представления:

- о разнообразии и многочисленности насекомых;

- о роли насекомых в природе и жизни человека;

- о подводном мире;

- о за развитии жизни на нашей планете в разные периоды.

Знания:

- географических открытий в древности;

- исторических и палеонтологических сведений;

- о разнообразии растений, животных, насекомых

Умения:

- работать с картой;

- работать с коллекциями, гербариями;

- самостоятельно пользоваться энциклопедиями.



Список использованной литературы:

1. Акимушкин, И. Мир животных [Текст] /И.Акимушкин. // Мир животных - М., 1984.

2. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана [Текст]

/В.А.Алексеев. // 300 вопросов и ответов о жизни животных океана - Ярославль: Академия развития, 1997.- 239с.

3. Брем, А.К. Жизнь животных [Текст] / А.К.Брем.// Юный натуралист.- 1995.- №5.- С.42.

4. Брукс, Ф. Моря и океаны: энциклопедия окружающего мира [Текст] /Ф.Брукс. // Моря и океаны: энциклопедия окружающего - М.: Росмэн, 1997.

5. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц [Текст] /К.Н.Благосклонов. // Охрана и привлечение птиц - М.: Просвещение, 1972.-237с.

6. Головкин Б.Н. Комнатные растения [Текст] /Б.Н.Головкин. // Комнатные растения - М.,1989

7. Дитрих А.К. Почемучка [Текст] /А.К.Дитрих, Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. // Почемучка – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 384с.:ил.

8. Ефремов А.В. Аквариум и его обитатели [Текст] /А.В.Ефремов // Аквариум и его обитатели.- Новосибирск, 1992.-19с.

9. Крылов Г.В. Зелёная аптека Кузбасса [Текст]. /Г.В.Крылов, // Зелёная аптека Кузбасса Н.Ф.Козакова, Э.В.Степанов.- Кемерово, 1989.-325с.

10. Кошо В.Н. Живой океан [Текст] / В.Н.Кошо. // Живой океан - М.: Планета, 1997.- 240с.

11. Колвин А. Живой мир: энциклопедия для детей [Текст] /А.Колвин. // Живой мир: энциклопедия для детей - М.: Росмэн,1997.- 32с.

12. Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей [Текст] /А.Ликум // Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей.- М., 1994.

13. Симонова Л.П. Ключи от природы, или этические беседы по экологии [Текст]. /Л.П.Симонова. // Ключи от природы, или этические беседы по экологии - М.: Агар, 1997.- 134с.

14. Уот Ф. Планета Земля: энциклопедия окружающего мира [Текст] / Ф.Уот // Планета Земля: энциклопедия окружающего мира.- М.: Росмэн, 1997.

15. Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях [Текст] /Д.Г.Хессайон.- М.,1996.- 255с.

16. Черкасова М.В. Амфибии, рептилии, рыбы [Текст] / М.В. Черкасова. // Амфибии, рептилии, рыбы - М.: Агропромиздат, 1988.

17. Я познаю мир: детская энциклопедия. Растения [Текст] /Сост. Л.А.Багрова, О.Г.Хинн. // Я познаю мир: - М.: ТКО «АСТ», 1996.- 512с.