СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование для 1-4 классов.
Пояснительная записка
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений. Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.
Однако далеко не всё может быть правильно понято ребенком при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к окружающему миру. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста.
Этому способствуют занятия по дополнительной образовательной программе «Разведчики природы».
Программа «Разведчики природы» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 1 класса А. А. Плешакова, М.Ю.Новицкой предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира.
В результате расширения реализуются следующие учебные цели:
Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что последние годы характеризуются интенсивной работой по перестройке содержания образования в школьных учреждениях.
Программа «Разведчики природы» имеет 4 ступени, соответствующие психо-возрастным особенностям детей. Деятельность младших школьников организуется в течение всего учебного года по сезонным циклам в форме занятий, игр-экспедиций, практических работ, экскурсий, конкурсов.
В 1 классе ребята знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.
На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы для «Разведчиков природы» становится парк, лесная зона. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.
Образовательное пространство третьего года обучения еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро- и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.
«Разведчики природы», четвертый год обучения, вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий. В целом курс «Разведчики природы» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах.
Таким образом, процесс познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира, расширяется и углубляется до выяснения причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социо-природной средой.
Отличительной особенностью программы «Разведчики природы» является то, что в содержание программы включены эколого-биологические знания не только о видовом составе флоры и фауны, их отдельных представителях, но и понятия и определения, законы и закономерности. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Новизна программы в том, что она позволяет обогащать практический опыт общения с окружающим миром природы через наблюдение за живыми объектами, опыты и эксперименты, экскурсии в природу.
Целью программы является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.
В основе построения программы лежит принцип единства познания, переживания, действия, который отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде. Принцип прогностичности ориентирует младших школьников на ознакомление с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить. Чтобы усилить доказательность реальности прогноза тех или иных изменений в окружающей природной среде необходимо вовлекать детей в доступные способы исследования. Взаимосвязь глобального и регионального, реализация этого принципа усиливает связь с жизнью, способствует развитию у детей младшего школьного возраста комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со средой обитания и трудовой деятельностью, содействует экологически грамотному поведению в повседневной жизни. Данные принципы взаимосвязаны и позволяют использовать в программе идеи развивающего обучения.
Каждый раздел данной программы начинается вводным занятием, где детьми создается обобщенная абстрактная модель научной картины живой природы с учетом возраста детей, которая затем конкретизируется и в конце каждого раздела эта модель просматривается на новом – обобщенно-конкретном уровне.
Благодаря данному подходу оказывается возможным решение следующих задач:
1. формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной реке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где ходит много людей, не растёт трава);
2. способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;
3. показать познаваемость явлений живой природы, осуществлять
наблюдение;
4. дифференцировать знания детей о природе и социальном мире: дикая
природа, окультуренная природа, деятельность человека и её результаты;
5. воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека.
Педагогическая целесообразность программы:
определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.
Условия реализации образовательной программы.
Программа «Разведчики природы» предназначена для детей 7-11 лет (младшего школьного возраста), рассчитана на 4 года обучения по 1 часу в неделю.
Программа может быть использована педагогами для работы кружков, факультативов, реализующих экологическое направление развития ребёнка.
Форма обучения – групповая.
В течение четырех лет обучения дети проходят весь курс обучения по программе «Разведчики природы».
При тематическом планировании особое внимание уделяется практической деятельности.
Почти каждое занятие включает в себя и теоретические знания, и практическую работу.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы
К концу обучения дети:
- понимают место человека в природе (не хозяин природы, а часть её); что человек обязан считаться со всеми, живущими на Земле; учатся рационально использовать дары и богатства природы.
- имеют представления о:
элементарных правилах поведения в природе и живом уголке;
условиях роста и развития растений и животных;
основных особенностях сезонной жизни людей, растений, животных;
растительном и животном мире разных частей света и родного края.
Дети могут:
отличать некоторые растения и животных нашего края и других частей
света;
устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
различать и называть растения по коре, листьям и плодам;
ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными;
соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях
Знают:
основные различия между растительным и животным миром,
закономерности их развития;
о приспособленности растений и животных (в домашних условиях и
природе).
Дети младшего школьного возраста приобретают умения: общаться в различных социальных ситуациях, использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата, приобретают актуальные знания и практико-ориентированные навыки.
Формы подведения итогов реализации программы
Результатом на каждом этапе обучения являются контрольные задания.
Каждый продукт деятельности наглядно показывает возможности, усвоенные знания и умения каждого ребёнка.
Способы отслеживания и контроля результатов
В результате обучения по программе у детей формируется определённый набор знаний, умений и навыков, которые отслеживаются на занятиях с помощью контрольных заданий.
Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми практических действий по уходу за растениями и животными, а также в процессе поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности.
Кроме того, для проверки знаний в конце учебного года используются творческие игры, конкурсы и викторины.
Методическое обеспечение программы
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
Методы получения знаний:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
2) наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски);
3) практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа)
4) метод дидактической игры
Методы усвоения учебного материала:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемный;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский
Методы, стимулирующие интеллектуальную, познавательную и творческую активность детей:, методы эколого-психологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций.
Значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:
Проектная деятельность осуществляется в школе и дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
Техническое оснащение и дидактический материал
1.Инструкции по технике безопасности при работе с инструментами и канцелярскими принадлежностями.
2.Инструменты и вспомогательные приспособления: инвентарь, используемый для ухода за растениями и животными; канцелярские принадлежности: ножницы, кисточки, карандаши.
3.Материалы: гуашевые краски; клей-карандаш; восковые мелки
4.Специальная литература для педагогов, родителей и детей.
5.Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: гербарии; муляжи; таблицы; схемы; раздаточный материал, дидактические карточки; коллекции; глобус.
6.Натуральные объекты – комнатные растения и обитатели живого уголка.
В результате освоения содержания курса кружка «Разведчики природы» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.
Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю (33 часа).
Содержание
Природа — то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы.
Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания. Границы сред обитания.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Правила поведения в природе. Географическая карта и план.
Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Тематическое планирование
№ разд | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. | Природа вокруг нас. Природа — то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы.
| 2 ч. | Наблюдать объекты и явления природы Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их.
| Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
2. | Времена года. Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой. Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной. Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных). | 5 ч. | Понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Вести дневник наблюдений. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий «Времена года». Работать в группе Выбирать вид деятельности | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные
|
3. | Природа живая и неживая. Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания. Границы сред обитания. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
| 18 ч. | Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Описыватьих применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Определять части растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения,диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизничеловека (на примере своей мест_ ности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Называть и узнавать виды изученных лишайников. Знать роль лишайников в природе. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения. Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил. | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
4. | Единство живой и неживой природы. Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.
| 1 ч. | Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества. Характеризовать влияние человека на природные сообщества. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Обсуждать в группах полученные сведения | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД Смыслополагание. |
5. | Человек – часть природы. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.
| 3 ч. | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу. Выполнять групповые задания | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД Смыслополагание. |
6. | Наша страна на карте и глобусе. Правила поведения в природе. Географическая карта и план. | 2 ч. | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок) | Регулятивные УУД
Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебныедействия
У П логические Д
|
7. | Тело человека. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
| 1 ч. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.
| У П логические Д
Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебные действия
Регулятивные УУД
|
8. | Итоговое занятие. | 1 ч. | Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной) | Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
|
Календарное планирование
№ занятия | Кол-во часов | Тема занятия |
1 | 1 | Природа вокруг нас. Экологическая тропинка. Вводное занятие. |
2 | 1 | «Я и мир вокруг меня». Выполнение рисунков. |
3 | 1 | Времена года. Путешествие в страну Сезонию. Оформление дневника наблюдений Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.
|
4 | 1 | В гости к золотой осени. Экскурсия. |
5 | 1 | Природа живая и неживая. Что изучает экология? |
6 | 1 | Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
|
7 | 1 | Круговорот воды в природе. |
8, 9 | 2 |
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. «Кто живет в пруду?» Изготовление поделок. |
10 | 1 | Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. «Нам нужен чистый воздух». Изготовление плакатов.
|
11 | 1 | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. |
12 | 1 | Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Почва. Знакомство с рассказом М. Ильина и Е. Сегала «О чудесной кладовой»
|
13 | 1 | «Огород на подоконнике». Проектная деятельность. |
14 | 1 | Путешествие в страну Сезонию. Оформление дневника наблюдений. Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей).Погода зимой. |
15 | 1 | В гости к Зимушке-зиме. Экскурсия. Кормушки для птиц. |
16 | 1 | Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. «В мире растений». Игра-ознакомление с многообразием растений |
17 | 1 | . Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. «Некультурные». Знакомство с дикорастущими растениями.
|
18 | 1 | Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Зеленая аптека. Лекарственные растения. Первая помощь при укусах насекомых, ушибах, порезах. «Чудо-растение». Презентация. |
19 | 1 | Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). «Что вырастет из семечка?». Проектная деятельность.
|
20 | 1 | «Цветы для мамы». Проектная деятельность. |
21 | 1 | Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе. «Что в корзине?». Игра-ознакомление с царством грибов. |
22 | 1 | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных. «В мире животных». Презентация. |
23 | 1 | Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог». Рисунки и рассказы о домашних питомцах |
24 | 1 | Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Викторина «Знатоки природы». |
25 | 1 | «Цветы для мамы». Проектная деятельность Завершающий этап. |
26 | 1 | Единство живой и неживой природы. Природные сообщества родного края. Деревья нашего города. Мини-исследование. |
27 | 1 | Путешествие в страну Сезонию. Оформление дневника наблюдений. Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилёт птиц, весенние растения). Погода весной. |
28 | 1 | «Весна! Весна на улице!..» Экскурсия |
29 | 1 | Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу. «Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе. |
30 | 1 | Наша страна на карте и глобусе. Правила поведения в природе. Географическая карта и план. |
31 | 1 | Тело человека. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Практическая работа.
|
32 | 1 | Путешествие в страну Сезонию. Оформление дневника наблюдений. Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных). Экскурсия. |
33 | 1 | Итоговое занятие. Подведение итогов. |
Основные требования к уровню подготовки по окончании курса
ЗУН | Учебные действия | Универсальные учебные действия |
Природа вокруг нас.
Обучающиеся должны знать: Определение «природа». Основные типы веществ. Называть явления природы Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности веществ и явлений природы | Наблюдать объекты и явления природы Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их.
| Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Времена года Обучающиеся должны знать: Основные признаки времен года Обучающиеся должны уметь: Описывать и узнавать по описанию времена года | Понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Вести дневник наблюдений. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий «Времена года». Работать в группе Выбирать вид деятельности | |
Природа живая и неживая Обучающиеся должны знать: Признаки живого. Знать виды растений и животных и их признаки. Правила ухода за растениями и животными Обучающиеся должны уметь: Отличать объекты живой и неживой природы. Применять на практике основные знания по уходу за растениями
| Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Определять части растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизничеловека (на примере своей мест_ ности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Называть и узнавать виды изученных лишайников. Знать роль лишайников в природе. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения. Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил. | |
Единство живой и неживой природы Обучающиеся должны знать: О круговороте веществ в природе Обучающиеся должны уметь: Прогнозировать влияние деятельности человека на экосистему
| Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества. Характеризовать влияние человека на природные сообщества. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Обсуждать в группах полученные сведения | |
Человек – часть природы Обучающиеся должны знать: О пагубном влиянии человека на природу Обучающиеся должны уметь: Бережно относится к природным объектам | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу. Выполнять групповые задания | |
Наша страна на карте и глобусе Обучающиеся должны знать: Основные условные обозначения Обучающиеся должны уметь: Составлять план местности | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок) | |
Тело человека Обучающиеся должны знать: Основные приемы оказания первой мед.помощи Обучающиеся должны уметь: Оказать помощь при порезе, ушибе | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.
|
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п | Название раздела программы | Количество часов | Форма контроля | ||
теория | Практика | всего | |||
1 | Правила разведчиков природы | 1 |
| 1 | Придумать свои правила разведчиков природы |
2 | Этажи леса | 1 | 1 | 2 | Рисунок в технике «Мятая бумага» |
3 | Прогулка-игра «Где клад» | 1 | 1 | 2 | Составление схемы маршрута для поиска «клада» |
4 | В гости к сосне | 1 | 1 | 2 | Зарисовать строение дерева |
5 | Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее» | 2 | - | 2 |
|
6 | Воздух и его обитатели | 1 | 1 | 2 | Продемонстрировать некоторые свойства воздуха с помощью несложных опытов |
7 | Куда дует ветер | 1 | 1 | 2 | Нарисовать ветер |
8 | Экскурсия на предприятие микрорайона | 1 | - | 1 | Выставка рисунков |
9 | Кто как приготовился к зиме | 1 | 1 | 2 | Вычерчивание маршрута для наблюдений, которые произошли в природе |
10 | Свет, тепло и жизнь | 1 | 1 | 2 | Сделать зарисовки в календаре по наблюдениям и написать вывод |
11 | Зимняя сказка: на снегу и под снегом | 1 | 1 | 2 | Рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе фотосинтеза |
12 | Здравствуй, Солнце! | 1 | 1 | 2 | Изготовить коллаж «Восход Солнца» |
13 | Кто живет в почве | 1 | 1 | 2 | Нарисовать обитателей почв |
14 | Проект Цветы для мамы»
| 1 | 3 | 4 | Вырастить комнатные цветы в подарок маме. |
15 | Встреча с весенним лугом | 1 | 1 | 2 | В календарях природы сделать схему взаимоотношений растений и животных луга |
16 | Прогулка к озеру | 1 | 1 | 2 | Написать цепь питания |
17 | Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы» | 2 | - | 2 | Обобщение полученных знаний |
| Итого: | 19 | 15 | 34 |
|
Содержание программы 2-го года обучения
Правила разведчиков природы
Практическая работа: придумать правила разведчиков природы
Этажи леса
Наблюдение: за этажами леса
Практическая работа: выполнить рисунок в технике «мятая бумага»
Дидактические игры: «Старичок Листовичок»
3. Прогулка-игра «Где клад»
Практическая работа: ориентирование и преодоление препятствий на примере тренировочных игр
Дидактическая игра: «Через ручеек», «По тропинке»
4. В гости к сосне
Наблюдение: за строением сосны
Практическая работа: рассмотреть взаимосвязи сосны с животными и другими растениями
5. Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее»
6. Воздух и его обитатели
Наблюдение: за свойствами воздуха и обитателями воздушной среды
Практическая работа: демонстрирование некоторых свойств воздуха с помощью несложных опытов
7. Куда дует ветер
Наблюдение: за ветром и его ролью в жизни растений
Практическая работа: несложные опыты по образованию ветра
Дидактическая игра: «Летающие семена»
8. Экскурсия на предприятие микрорайона
Наблюдение: за взаимосвязями в обществе
9. Кто как приготовился к зиме
Наблюдение: за сезонными изменениями в жизни растений и животных
Практическая работа: сравнить изменения, произошедшие в лесу и около их дерева, окопать свое дерево снегом
10. Свет, тепло и жизнь
Наблюдение: за ростом лука в разных условиях
Практическая работа: посадка лука в банке и наблюдение за состоянием луковицы, с созданными для роста разными условиями
11. Зимняя сказка: на снегу и под снегом
Наблюдение: за приспособлением животных и растений к среде обитания в зимних условиях
Практическая работа: рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе фотосинтеза
12. Здравствуй, Солнце!
Наблюдение: за солнечной системой, созвездиями, сторонами горизонта
Практическая работа: изготовить коллаж «Восход Солнца»
13. Кто живет в почве
Наблюдение: за образованием почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными
Практическая работа: проделывание несложных опытов
14. Проект Цветы для мамы»
Учить детей ухаживать за комнатными растениями
Практическая работа: вырастить цветы из луковиц
Дидактические игры: «С кочки на кочку», «Узелок»
15. Встреча с весенним лугом
Наблюдение: за строением и размножением растений на примере растений луга
Практическая работа: зарисовать схему взаимоотношений растений и животных на лугу
Дидактическая игра: «На лугу»
16. Прогулка к озеру
Наблюдение: за водоемом, как природным сообществом
Практическая работа: составить цепь питания водоема
Дидактическая игра: «Рыбаки»
17. Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы»
Обобщение полученных знаний
Требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании программы второго класса
По окончании программы второго класса у детей младшего школьного возраста формируются:
Представления:
- о экологическом значении растений на Земле;
- о воздухе и его обитателях;
- о сезонных изменениях в жизни растений и животных;
- о образовании почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными.
Знания:
- строения и размножения растений;
- приспособлений животных и растений к среде обитания в зимних условиях;
- роли ветра в жизни растений;
- свойств воздуха.
Умения:
- находить связи между растениями и окружающей средой;
- зарисовывать природные объекты при помощи топографических знаков;
- определять стороны горизонта по местным признакам;
- составлять различные цепи питания.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п/п | Название раздела программы | Количество часов | Форма контроля | ||
теория | Практика | всего | |||
1 | Знакомство с нравственным кодексом юного эколога | 1 | - | 1 | Составление нравственного кодекса юного эколога |
2 | Лес – природное сообщество | 1 | 2 | 3 | Сформулировать 1-й экологический закон: «Все со всем взаимосвязано» |
3 | Кто чем питается | 1 | 1 | 2 | Сделать карточки с изображением кормов различных животных |
4 | К древнему морю | 1 | 1 | 2 | Вычертить маршрут своей экскурсии |
5 | Знакомый незнакомец | 1 | 1 | 2 | Изготовить коллаж «Радуга» |
6 | Дает корова молоко | 1 | 1 | 2 | Конкурс рисунков |
7 | Откуда берутся дождь и снег | 2 | 1 | 3 | Выполнить несложные опыты |
8 | «Все куда-нибудь девается» | 1 | 1 | 2 | Провести скрининг воды в своей квартире |
9 | Идем по следу | 2 | 1 | 3 | Зарисовать взаимосвязи в лесном сообществе |
10 | Сокращение места обитания | 1 | - | 1 | Записать причины сокращения мест обитания |
11 | Жизненное пространство | 2 | 2 | 4 | Составить график процесса роста растения |
12 | Энергия | 1 | 1 | 2 | Конкурс рисунков |
13 | Солнечная система | 1 | 2 | 3 | Наблюдение за Луной в различных фазах |
14 | Все животные важны, все животные нужны | 1 | 1 | 2 | Определить к какой группе относится животное |
15 | Поход «По экологической тропе» | 2 | - | 2 | Обобщение знаний |
| Итого: | 18 | 16 | 34 |
|
Содержание программы 3-го года обучения
Знакомство с нравственным кодексом юного эколога
Составление нравственного кодекса юного эколога
Лес – природное сообщество
Наблюдение: за лесом, как природным сообществом; знакомство с экологическим законом «Все со всем взаимосвязано»
Практическая работа: сформулировать первый экологический закон: «Все со всем взаимосвязано»
3. Кто чем питается
Наблюдение: за питанием разных групп животных
Практическая работа: изготовить набор карточек с изображением кормов различных животных
4. К древнему морю
Познакомить детей с понятиями «ориентирование», «план», «масштаб», «рельеф», «карта»
Практическая работа: учиться исследовать рельеф местности, тренироваться в ориентировании с помощью компаса и местных признаков
5. Знакомый незнакомец
Познакомить детей с понятиями «облако», «гроза», «радуга». «атмосфера» и некоторыми свойствами воздуха
Практическая работа: изготовить коллаж «Радуга»
6. Дает корова молоко
Наблюдение: за дикими и домашними млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в природе
Практическая работа: самостоятельно узнать о жизни домашних животных
7. Откуда берутся дождь и снег
Наблюдение: за круговоротом воды и ролью растений в круговороте воды
Практическая работа: проведение несложных опытов
Дидактическая игра: «Дерево»
8. «Все куда-нибудь девается»
Наблюдение: за зависимостью состояния здоровья человека от состояния факторов неживой природы
Практическая работа: скрининг воды в своей квартире
9. Идем по следу
Наблюдение: за жизнью зимнего леса и взаимосвязями в лесном сообществе
Практическая работа: рассмотреть иллюстрации следов зверей, птиц, зимующих в своем крае
10. Сокращение места обитания
Наблюдение: за последствиями сокращения мест обитания
11. Жизненное пространство
Наблюдение: за представлением о жизненном пространстве, как о важном факторе среды
Практическая работа: посадка гороха и составление графика процесса роста растения
12. Энергия
Наблюдение: за распределением солнечной энергии по звеньям цепи питания
Практическая работа: нарисовать круговорот энергии
13. Солнечная система
Наблюдение: за планетами солнечной системы и явлениями в природе, которые происходят не зависимо от воли человека
Практическая работа: наблюдение по вечерам за Луной в различных фазах
14. Все животные важны, все животные нужны
Наблюдение: за пресмыкающимися, их строением и ролью в природе
Практическая работа: определить к какой группе относятся животные
15. Поход «По экологической тропе»
Обобщение полученных знаний
Требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании программы третьего класса
По окончании программы третьего класса у детей младшего школьного возраста формируются:
Представления:
- о жизненном пространстве, как о важном факторе среды;
- о пресмыкающихся, их строении и роли в природе;
- о распределении солнечной энергии по звеньям цепи питания;
- о круговороте воды
Знания:
- главного экологического закона;
- природных сообществ;
- планет солнечной системы;
- роли растений в круговороте воды
Умения:
- исследовать рельеф местности;
- ориентироваться с помощью компаса и местных признаков;
- определять к какой группе относятся животные;
- составлять график процесса роста растения.
Учебно-тематический план 4-го года обучения
№ п/п | Название раздела программы | Количество часов | Форма контроля | ||||
теория | практика | Экскурсии | всего |
| |||
1 | Тайны за горизонтом | 2 | 2 | - | 4 | Работа с картой | |
2 | Жили - были динозавры…и не только они | 2 | 2 | 1 | 5 | Конкурс рисунков; работа с энциклопедиями | |
3 | Тайны камней | 2 | 1 | 1 | 4 | Рассмотрение образцов камней и определение названий | |
4 | Загадки растений | 2 | 2 | 1 | 5 | Работа с гербарием | |
5 | Утконос и компания | 3 | - | 1 | 4 | Работа с энциклопедиями | |
6 | Планета насекомых | 2 | 1 | 1 | 4 | Работа с коллекциями насекомых и определение названий | |
7 | Загадки под водой и под землей | 2 | 1 | 1 | 4 | Конкурс рисунков | |
8 | Что такое НЛО | 4 | - | - | 4 | Работа с энциклопедиями | |
| Итого: | 19 | 9 | 6 | 34 |
|
Содержание программы 4-го года обучения
Тайны за горизонтом
Наблюдение: за географическими открытиями в древности
Практическая работа: работа с картой
Жили – были динозавры…и не только они
Наблюдение: за развитием жизни на нашей планете в разные периоды
Практическая работа: рассматривание окаменелостей
3. Тайны камней
Наблюдение: за разнообразием камней
Практическая работа: рассматривание образцов
4. Загадки растений
Наблюдение: за удивительными открытиями растений
Практическая работа: рассматривание растений в гербариях
5. Утконос и компания
Наблюдение: за открытиями удивительных животных
6. Планета насекомых
Наблюдение: за разнообразием и многочисленностью насекомых, их ролью в природе и жизни человека
Практическая работа: рассматривание насекомых в коллекциях
7. Загадки под водой и под землей
Наблюдение: за подводным миром
Практическая работа: определение животных по карточкам
8. Что такое НЛО?
Наблюдение: за свидетельствами, сомнениями, предположениями о существовании НЛО
Требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании программы четвертого класса
По окончании программы четвертого класса у детей младшего школьного возраста формируются:
Представления:
- о разнообразии и многочисленности насекомых;
- о роли насекомых в природе и жизни человека;
- о подводном мире;
- о за развитии жизни на нашей планете в разные периоды.
Знания:
- географических открытий в древности;
- исторических и палеонтологических сведений;
- о разнообразии растений, животных, насекомых
Умения:
- работать с картой;
- работать с коллекциями, гербариями;
- самостоятельно пользоваться энциклопедиями.
Список использованной литературы:
1. Акимушкин, И. Мир животных [Текст] /И.Акимушкин. // Мир животных - М., 1984.
2. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана [Текст]
/В.А.Алексеев. // 300 вопросов и ответов о жизни животных океана - Ярославль: Академия развития, 1997.- 239с.
3. Брем, А.К. Жизнь животных [Текст] / А.К.Брем.// Юный натуралист.- 1995.- №5.- С.42.
4. Брукс, Ф. Моря и океаны: энциклопедия окружающего мира [Текст] /Ф.Брукс. // Моря и океаны: энциклопедия окружающего - М.: Росмэн, 1997.
5. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц [Текст] /К.Н.Благосклонов. // Охрана и привлечение птиц - М.: Просвещение, 1972.-237с.
6. Головкин Б.Н. Комнатные растения [Текст] /Б.Н.Головкин. // Комнатные растения - М.,1989
7. Дитрих А.К. Почемучка [Текст] /А.К.Дитрих, Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. // Почемучка – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 384с.:ил.
8. Ефремов А.В. Аквариум и его обитатели [Текст] /А.В.Ефремов // Аквариум и его обитатели.- Новосибирск, 1992.-19с.
9. Крылов Г.В. Зелёная аптека Кузбасса [Текст]. /Г.В.Крылов, // Зелёная аптека Кузбасса Н.Ф.Козакова, Э.В.Степанов.- Кемерово, 1989.-325с.
10. Кошо В.Н. Живой океан [Текст] / В.Н.Кошо. // Живой океан - М.: Планета, 1997.- 240с.
11. Колвин А. Живой мир: энциклопедия для детей [Текст] /А.Колвин. // Живой мир: энциклопедия для детей - М.: Росмэн,1997.- 32с.
12. Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей [Текст] /А.Ликум // Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей.- М., 1994.
13. Симонова Л.П. Ключи от природы, или этические беседы по экологии [Текст]. /Л.П.Симонова. // Ключи от природы, или этические беседы по экологии - М.: Агар, 1997.- 134с.
14. Уот Ф. Планета Земля: энциклопедия окружающего мира [Текст] / Ф.Уот // Планета Земля: энциклопедия окружающего мира.- М.: Росмэн, 1997.
15. Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях [Текст] /Д.Г.Хессайон.- М.,1996.- 255с.
16. Черкасова М.В. Амфибии, рептилии, рыбы [Текст] / М.В. Черкасова. // Амфибии, рептилии, рыбы - М.: Агропромиздат, 1988.
17. Я познаю мир: детская энциклопедия. Растения [Текст] /Сост. Л.А.Багрова, О.Г.Хинн. // Я познаю мир: - М.: ТКО «АСТ», 1996.- 512с.