СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Умелые руки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа

кружка «Умелые руки»

 художественно-эстетического направления

на 2014-2016 годы обучения.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

 

Организация деятельности кружка.

Программа работы творческого объединения рассчитана на двухгодичное обучение. Объединение комплектуется из учащихся 5-6-7 класса.

Режим работы кружка – 2 занятие в неделю по 2 часа.

Структура программы

Программа кружка «Умелые руки» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.   Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  1. Ниточная страна;
  2. Работа с тканью, шитье;
  3. Работа с бисером;
  4. Работа с лентами;
  5. Работа с соленым тестом;
  6. Работа с природным материалом;
  7. Вязание крючком;
  8. Выставки, экскурсии, праздники.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект
  2. Связь с современностью
  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз
  2. воплощение в материале
  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.

Формы и  методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

-   Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

-   Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

-  Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Условия реализации программы

  1. Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
  2. Занятия будут проходить в после урочное время в кабинете технологии.
  3. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
  4. Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы

Дидактический материал:

 журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы,      эскизы будущих изделий.

 

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  • в области композиции, аппликации;
  • о вышивке лентами;
  • о проектной деятельности.

      умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу
  • вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
  • уметь правильно шить
  • правильно воспользоваться с нитками, бисерами

 

 

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно

обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

 

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.

                                                           

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

кружка «Умелые руки» (1 час в неделю)

 

Раздел

Тема

Количество часов

 

Вводное занятие.

Беседа. Знакомство.

1

 

В чудесном лесу. Работа с природным материалом

Ваза из природных материалов

1

 

 

Аппликация

1

 

Ниточная страна.

Гномик

1

 

 

Осьминог

1

 

 

Мышонок из помпонов

1

 

Сувениры из ткачества

Улитка

2

 

 

Львенок

2

 

Вышивка лентами

Розочка

1

 

Работа с соленым тестом

 

2

 

Встречаем новый год

Снеговик

2

 

 

Колобок

2

 

Пуховая фантазия

Панно «Лето»

1

 

 

Птица

1

 

Дворец бисера

Цветочки, подарок маме

4

 

 

Бабочка

2

 

Вязание

Делаем воздушную петлю

1

 

Папье машье

 

3

 

Сувениры из вязаных петель

Ежик

3

 

Зачет

Защита практических работ

1

 

 

2-й год обучения

Направление

Тема

Час

1

Введение

Ознакомление с ТБ и ППБ. Планом кружка Умелые руки

1

2-5

Учимся шить. Мягкие игрушки

Сердечко для мамы

- выкройка сердечки

- шитье

- крепление атласовой ленты

- заключение

4

6-8

 

Щенок

-выкройка

-шитье

-заключение

3

9-11

 

Кролик

  • Выкройка
  • Шитье
  • Заключение

3

12-14

 

Совенок

  • Выкройка совенка
  • Шитье
  • Заключение

3

15-17

 

Улитка

  • Выкойка улитки
  • Шитье
  • Заключение

3

18

Работа с шелковыми лентами

Ознакомление.  Инструменты и материалы

1

19-22

 

Цветочная подушка

4

23

 

Ленточный стежок

1

24

 

Французский узелок

1

25

 

Прямой стежок

1

26-29

 

Весенние цветы

4

30-33

 

Букет роз

4

34

 

Заключение

1

 

                        Литература (для руководителя кружка):

 

  1. Зайцева А.А. Мягкие игрушки своими руками: мастер-классы для начинающих- М. Эксмо, 2014.-64с.-(Азбука рукоделия).
  2. Зайцева А.А. Забавные поделки в оригинальной лоскутной технике- М. Эксмо, 2014.-64с.-(Азбука рукоделия)
  3. Новикова И.В. Подарки и сувениры. Вяжем, плетем, вышиваем. –Ярославль: ООО «Академия развития», 2013-80 с, ил- (Своими руками: просто и красиво).
  4. Энн Кокс. Вышиваем шелковыми лентами. Изд группа «Контент», М, 2011, с 48.
  5. Папье-машье