СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка внеурочной деятельности "Чудеса аппликации" для учащихся 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"»




Рабочая программа



Наименование кружка: «Чудеса аппликации»

Классы: 1 – 4 классы

Уровень общего образования: начальное общее образование

Срок реализации программы – 4 года (2017 – 2021 гг.)

Количество часов по учебному предмету:1 час в неделю, 1-4 классы – 34 часа



Программа составлена на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Устава школы, Концепции модернизации российского образования в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального образования


Цель и задачи программы кружка

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить задачи:

  • приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

  • выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

  • разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

  • разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

  • создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

  • подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности;


Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников:

  • формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, гностических умений,

  • становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др. Однако, учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности.

  • обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.

Место кружка «Чудеса аппликации» в учебном плане.

В начальной школе кружок ведется с 1 по 4 класс. Учебный план составляет 135 учебных часов.

Программа рассчитана на следующее количество часов:

  • для 1 классов - 33 часа, в неделю 1 час

  • для 2 классов - 34 часа, в неделю 1 час

  • для 3 классов - 34 часа, в неделю 1 час

  • для 4 классов -34 часа, в неделю 1 час


Планируемые результаты кружка «Чудеса аппликации».

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные.

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает

  • деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  • действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Метапредметные.

а) Регулятивные:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии;

  • способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.


б) Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


в) Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Предметные.

Учащиеся будут:

Уметь извлекать пользу из опыта;

• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

• организовывать свои собственные приемы изучения;

• уметь решать проблемы;

• самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

• запрашивать различные базы данных;

• опрашивать окружение;

• консультироваться у эксперта;

• получать информацию;

• уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

• уметь противостоять неуверенности и сложности;

• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

• уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

• уметь сотрудничать и работать в группе;

• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

• уметь договариваться;

• уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

• включаться в проект;

• нести ответственность;

• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

• доказывать солидарность;

• уметь организовывать свою работу;

• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

• показывать стойкость перед трудностями;

• уметь находить новые решения.





СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

             Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

           Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

         Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Особенность подхода к работе над проектами в начальной школе.

Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.

Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.

Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.

Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.


Метод проекта используется всеми учащимися с 1-4 класс по любому предмету, у любого учителя, который освоил данный метод проектирования. Учебный проект может разрабатываться в рамках одного урока, предметной темы или раздела образовательной программы, одного предмета или нескольких предметов.

В течение учебного года каждый ученик должен выполнить 1-2 проекта.


Структура работы и этапы работы над проектом:

1. Подготовка. Определение целей и темы проекта.

2. Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.

3. Принятие решений проблемы. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

4. Выполнение. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.

5. Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.

6. Защита проекта. Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией












Список литературы:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002.

2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.

3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004.

4. Новикова Е.Б. Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы //Управление начальной школой. – 2010, № 3.

5. Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе.

6. Чуракова О.В. Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности». – Самара: Изд-во «Профи», 2003.

Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.

7. Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться.

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. – Москва: Генезис, 1998.

Интернет-ресурсы:

1. Метод проектов.

http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements&CODE=about

2. http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200501404\

3. http://festival.1september.ru/articles/505343/































Календарно-тематическое планирование занятий в 1 классе

( 1 час в неделю )


№ п/п

Дата

Раздел, тема

Основные виды учебной деятельности

план

факт

план

факт

1




Азбука безопасности

Беседа «Как выбрать тему проекта?» Безопасный маршрут «Дом- школа»

2




Краски осени

Изготовление аппликации «Осеннее дерево»

3




Волшебный лист осенний

Изготовление осеннего кленового листа

4




Учительница первая моя

Изготовление открытки ко Дню учителя

5




Осенний урожай

Групповая работа на кружке. Изготовление аппликации «овощи», выставка работ.

6




Семья

Изготовление открытки

7




Удивительная бабочка

Изготовление аппликации «Бабочка»

8




Осенний букет

Изготовление аппликации «Осенний букет»

9




Доброта спасет мир

Изготовление аппликации

10




Сороконожка на необычных ножках

Изготовление аппликации «Сороконожка»

11




Милая мама

Изготовление открытки ко Дню Матери

12




Зима на пороге

Изготовление аппликации «Зима»

13




Снежинки

Изготовление снежинок

14




Пушистая елка

Изготовление объемной елки

15




Елочные игрушки

Изготовление елочных игрушек

16




Снеговик

Коллективная работа: изготовление снеговика из ладошек

17




Зимний лес

Изготовление аппликации леса зимой

18




Синицы зимой

Изготовление аппликации «Синичка»

19




Сувенир в подарок

Изготовление сувенира

20




Открытка

Изготовление открытки

21




Вертолет

Изготовление аппликации «Вертолет»

22




Водный транспорт

Изготовление аппликации « Кораблик»

23




Букет

Изготовление открытки «Букет» к 8 Марта

24




Тортик

Изготовление аппликации «Тортик»

25




Весенние цветы

Изготовление аппликации

« Подснежники»

26




Цыпленок

Изготовление аппликации «Цыпленок»

27




Азбука

Изготовление макета странички Азбуки

28




Водный мир

Изготовление аппликации «Водный мир»

29




Домашние питомцы

Изготовление аппликации «Щенок»

30




Пасхальные украшения

Изготовление аппликации «Пасхальные яйца»

31




День Победы

Изготовление открытки ко Дню Победы

32




Счастливая открытка

Изготовление открытки

33




Экскурсия к памятнику славы


34




Экскурсия в парк











Календарно-тематическое планирование занятий во 2 классе

( 1 час в неделю )


№ п/п

Дата

Раздел, тема

Основные виды учебной деятельности

план

факт

план

факт

1




Азбука безопасности

Беседа «Как выбрать тему проекта?» Безопасный маршрут «Дом- школа»

2




Осенний коврик

Изготовление осеннего кленового листа

3




Цветы осени

Изготовление аппликации «Осеннее буйство цветов»

4




Школа- второй дом

Изготовление открытки ко Дню учителя

5




Дары леса

Изготовление аппликации «Грибы»

6




Моя любимая мама

Изготовление открытки

7




Божья коровка

Изготовление аппликации «Божья коровка»

8




Дружба народов

Изготовление открытки

9




Добрым будь

Изготовление сувенира

10




Деревенский двор

Изготовление аппликации «Петушок»

11




Открытка

Изготовление открытки ко Дню матери

12




Зима у ворот

Изготовление аппликации «Зима»

13




Зимние узоры на стекле

Изготовление снежинок

14




Фонарики

Изготовление новогодних фонариков

15




Елочные игрушки

Изготовление елочных игрушек

16




Новогодние свечи

Изготовление аппликации «Свечи»

17




Снегири-синички

Изготовление аппликации «Синичка»

18




Кормушка для птиц

Изготовление кормушки для птиц

19




Сувенир в подарок

Изготовление сувенира

20




Сердечки

Изготовление сувенира ко Дню Влюбленных

21




Кораблик

Изготовление сувенира ко Дню защитников Отечества

22




Самолет

Изготовление сувенира ко Дню защитников Отечества

23




Цветы

Изготовление открытки «Цветы» к 8 Марта

24




Зонтик

Изготовление аппликации «Зонтик»

25




Первые весенние цветы

Изготовление аппликации «Первоцвет»

26




Солнышко в подарок

Изготовление аппликации «Солнышко»

27




Моя любимая сказка

Изготовление макета странички из сказки

28




Обитатели моря

Изготовление аппликации «Морское дно»

29




Лебеди

Изготовление аппликации «Лебеди»

30




Пасхальные яйца

Изготовление аппликации «Пасхальные яйца»

31




Великий праздник

Изготовление открытки ко Дню Победы

32




Сувенир в подарок

Изготовление сувенира

33




Экскурсия к памятнику славы


34




Экскурсия в парк




Календарно-тематическое планирование занятий в 3 классе

( 1 час в неделю )


№ п/п

Дата

Раздел, тема

Основные виды учебной деятельности

план

факт

план

факт

1




Наша безопасность

Беседа «Как выбрать тему проекта?» Безопасный маршрут «Дом- школа»

2




Волшебная осень

Изготовление аппликации «Осень»

3




Кудрявый клен

Изготовление осеннего кленового листа

4




Сказка осени

Изготовление аппликации «Осень»

5




Мир профессий

Изготовление открытки ко Дню учителя

6




Грибы и мы

Изготовление аппликации «Грибы»

7




Веселые нотки

Изготовление аппликации «Веселые нотки»

8




Узоры на посуде

Изготовление аппликации «Кувшин»

9




День единения

Изготовление открытки

10




Дари добро людям

Изготовление открытки

11




Утро в деревне

Изготовление аппликации «Деревенский двор»

12




День Матери

Изготовление открытки ко Дню матери

13




Зимний лес

Изготовление аппликации «Зима»

14




Зимняя страничка

Изготовление снежинок

15




Гирлянда

Изготовление новогодней гирлянды

16




Новогодние подарки

Изготовление елочных игрушек

17




Снежная Королева

Изготовление аппликации «Снежная Королева»

18




Птицы зимой

Изготовление аппликации «Снегири»

19




Сувенир в подарок

Изготовление сувенира

20




Сова

Изготовление аппликации «Сова» из ладошек

21




Сердце

Изготовление сувенира ко Дню Влюбленных

22




Галстук

Изготовление сувенира ко Дню защитников Отечества

23




Речной флот

Изготовление сувенира ко Дню защитников Отечества

24




Корзина с цветами

Изготовление открытки «Цветы» к 8 Марта

25




Щенок

Изготовление аппликации «Щенок»

26




Одуванчики

Изготовление аппликации «Одуванчики»

27




Орхидея

Изготовление аппликации «Орхидеи»

28




Мир книги

Изготовление макета странички из любимой книги

29




Океанариум

Изготовление аппликации «Подводный мир»

30




Матрешки

Изготовление аппликации «Матрешки»

31




Святой вечер

Изготовление аппликации «Пасха»

32




День Победы

Изготовление открытки ко Дню Победы

33




Сувенир в подарок

Изготовление сувенира

34




Экскурсия в парк





Календарно-тематическое планирование занятий в 4 классе

( 1 час в неделю )


№ п/п

Дата

Раздел, тема

Основные виды учебной деятельности

план

факт

план

факт

1




Наша безопасность

Беседа «Как выбрать тему проекта?» Безопасный маршрут «Дом- школа»

2




Осенние краски

Изготовление аппликации «Осень»

3




Листик к листику

Изготовление осеннего кленового листа

4




Школа будущего

Изготовление открытки ко Дню учителя

5




Мир грибов

Изготовление аппликации «Грибы»

6




Сказочный букетик

Изготовление аппликации «Букет»

7




Разнообразие природы нашего края

Изготовление аппликации «Озеро»

8




Сладости

Изготовление аппликации «Тортик»

9




Делай добро

Изготовление открытки

10




Сказочный лес

Изготовление аппликации «Сказка в лесу»

11




День Матери

Изготовление открытки ко Дню матери

12




Зимняя сказка

Изготовление аппликации «Зима»

13




Волшебный мир снежинок

Изготовление снежинок

14




Украшаем класс к Новому году

Изготовление елочных игрушек

15




Сувенир в подарок

Изготовление сувенира

16




Снежный замок

Изготовление аппликации «Замок»

17




Зимняя страничка

Изготовление аппликации «Зима»

18




Пряничный домик

Изготовление аппликации «Пряничный домик»

19




Открытка

Изготовление открытки

20




День Святого Валентина

Изготовление сувенира ко Дню Влюбленных

21




Боевые корабли

Изготовление сувенира ко Дню защитников Отечества

22




Воздушный шар

Изготовление сувенира ко Дню защитников Отечества

23




Объемные цветы

Изготовление открытки «Цветы» к 8 Марта

24




Дерево весны

Изготовление аппликации «Дерево весны»

25




Весенний букет

Изготовление аппликации «Букет»

26




Почтовая открытка

Изготовление открытки

27




Моя любимая книга

Изготовление макета странички из любимой книги

28




Океанариум

Изготовление аппликации «Подводный мир»

29




Одуванчики

Изготовление аппликации «Одуванчики»

30




Пасха

Изготовление аппликации «Пасха»

31




День Победы

Изготовление открытки ко Дню Победы

32




Люди, идущие на праздник

Изготовление открытки ко Дню Победы

33




Экскурсия в парк


34




Экскурсия к памятнику славы