РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружковой работы Жуковой Оксаны Юрьевны
Кружок «Умники и умницы»
1 класс
33 часа
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа данного кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализовывается в рамках «Внеучебной деятельности».
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2009 года. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развивать психические познавательные процессы: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формировать навыки творческого мышления и развивать умение решать нестандартные задачи;
развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается при участии всего класса.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Продолжительность каждого занятия не должна превышать 35 минут.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность, творческие работы
самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание кружка «Умники и умницы»
Математика – это интересно. (9 часов)
Как люди научились считать. Интересные приемы устного счёта. Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. Логические загадки. Задачи в стихотворной форме. Математические ребусы. Учимся отгадывать ребусы. Решение нестандартных задач.
Математические горки. (4 часа)
Построение рисунка (на листе в клетку) по алгоритму. Рисуем по клеточкам узор.
Волшебная линейка. (5 часов)
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Построение математических цепочек. Сложение и вычитание в пределах 10. Праздник числа10. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Игра «Весёлый счёт». Конструирование предметов по точкам с использованием числовой последовательности.
Лего - конструкторы. (2 часа)
Знакомство с деталями конструктора, схемам - инструкциями и алгоритма построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
Весёлая геометрия (2 часа)
Из истории геометрии. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Математические игры (2 часа)
Построение «математических» пирамид/ «Сложение в пределах 10». Построение «математических» пирамид: «Вычитание в пределах 10».
«Спичечный конструктор» (2 часа)
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
Задачи – смекалки. (2 часа)
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
Числовые головоломки (2 часа)
Решение и составление кроссвордов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку – магический квадрат).
Танграм: древняя китайская головоломка. (3 часа)
Составление картинки с заданным разбиением на части. Составление картинки с частично заданным разбиением на части. Составление картинки без заданного разбиения на части.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Характеристика деятельности |
Математика – это интересно. |
1 | | Вводное занятие | |
2 | | Как люди научились считать. | Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» |
3 | | Интересные приемы устного счёта. | Устный счёт |
4 | | Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. | Выполнение заданий тренажёра «Занимательная математика» |
5 | | Логические загадки. Задачи в стихотворной форме. | Использовать представленную информацию для получения новых знаний |
6 | | Математические ребусы | Выполнять задания творческого и поискового характера. |
7 | | Учимся отгадывать ребусы. | Составление математических ребусов Конкурс на лучший математический ребус |
8 | | Практикум «Подумай и реши». | Тестовые задания |
9 | | Решение нестандартных задач. | Игра «Муха» (Муха перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки) |
Математические горки |
10 | | Путешествие точки. Построение рисунка (на листе в клетку) по алгоритму. Рисуем по клеточкам узор. | Работа с алгоритмом |
11 | | Рисуем по клеточкам ракету. | Выполнять задания творческого и поискового характера |
12 | | Рисуем по клеточкам рыбку | Выполнять задания творческого характера, применять знания и способы действий. |
13 | | Построение собственного рисунка и описание его шагов. | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий. |
Волшебная линейка. |
14 | | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | Использовать представленную информацию для получения новых знаний. |
15 | | Построение математических цепочек. Сложение и вычитание в пределах 10. | Выполнять задания творческого и поискового характера |
16 | | Праздник числа10. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий. |
17 | | Игра «Весёлый счёт». | Разноуровневые игры. Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).Числа от 1 до 20 расположены в таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице. |
18 | | Конструирование предметов по точкам с использованием числовой последовательности. Проверка работы. | Моделировать разнообразное расположение объектов. |
Лего - конструкторы. |
19 | | Знакомство с деталями конструктора, схемам - инструкциями и алгоритма построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. | Учиться работать со схемами - инструкциями; Понятие слова алгоритм |
20 | | Групповая работа. Построение конструкции по заданному образцу. | Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом. |
Весёлая геометрия |
21 | | Из истории геометрии. | Презентация по теме. Отгадывание математических кроссвордов |
22 | | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | |
Математические игры |
23 | | Построение « математических» пирамид: « Сложение в пределах 10». | Использовать представленную информацию для получения новых знаний. |
24 | | Построение « математических» пирамид: «Вычитание в пределах 10». | Моделировать изучение арифметической зависимости. |
«Спичечный конструктор» |
25 | | Построение конструкции по заданному образцу. | Использовать представленную информацию для получения новых знаний. |
26 | | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | Моделировать разнообразное расположение объектов. |
Задачи - смекалки |
27 | | Задачи с некорректными данными. | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий. |
28 | | Задачи, допускающие несколько способов решения. | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий. |
Числовые головоломки |
29 | | Решение и составление кроссвордов, содержащих числа. | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий. |
30 | | Заполнение числового кроссворда ( судоку – магический квадрат). | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий. |
Танграм: древняя китайская головоломка. |
31 | | Составление картинки с заданным разбиением на части. | Моделировать разнообразное расположение объектов. |
32 | | Составление картинки с частично заданным разбиением на части. | Моделировать разнообразное расположение объектов. |
33 | | Составление картинки без заданного разбиения на части. Проверка выполнения работы. | Моделировать разнообразное расположение объектов. |
Список использованной литературы
Болдырева А.И. Справочник школьника. (1-4)
Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика.
Гордеев Э.В. «1200 задач и примеров по математике»
Ефрёмушкина О.А. Школьные олимпиады для начальной школы.
Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. 1-4 классы.
Королева Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Методические рекомендации.
Лабоскина Е.А. Рабочая программа кружка «Умники и умницы»
Ларионова Т. Н. Рабочая программа кружка «Умники и умницы»
Ленхобоева Т.С Особенности работы с одарёнными младшими школьниками.
Минскин Е.М. От игры к знаниям. Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителя.
Никольская А.В. Гимнастика для ума. Книга для учащихся начальной школы.
Рудницкая В.Г. 2000 задач по математике.
Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики
Ярославль « Академия развития»
Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для начальной школы.