СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Культура Родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Культура Родного края" для 4 класса. Изучение модульного курса "Брянский край" введён в план внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Культура Родного края"»





















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по курсу « Культура родного края» для 4 класса разработана на оснаве Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и в соответствии с авторской программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова. Программа составлена на основе рекомендаций Департамента образования и науки Брянской области по преподаванию регионального компонента - курса «Культура родного края».

Рабочая программа подкреплена учебником: Культура родного края. Учебное пособие для учащихся 4-х кл. общеобразовательных школ. Авт. – сост. В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.- Брянск: «Курсив», 2012.

Изучение модульного курса «Брянский край» введён в план внеурочной деятельности В 4 классе изучается «Культура родного края».

   Цель курса – знакомство учащихся с культурно – историческим наследием региона.

   Задача курса – пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. Культура родного края».

   Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край. Культура родного края»:

- краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьников;

- содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную творческую проектно – исследовательскую деятельность;

- личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.

Общая характеристика курса

Стержневой основой курса служит история, которая предполагает не столько обеспечение учащихся знаниями об опыте человечества с древнейших времен, сколько обучение чувственному, образному восприятию духовной и материальной культуры человечества. Он формирует интерес к миру и ориентирован на передачу первоначальных духовно-нравственных, национальных, культурных, религиозных устоев и традиций своего народа

Главная цель курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, знакомство учащихся с культурно – историческим наследием региона.

Задача курса – пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. Культура родного края». Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно - исторического, социально – экономического развития региона. Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества. Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Цели
•формирование познавательной потребности в освоении краеведческого материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

формирование гармонически развитой и духовно богатой личности,

воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся,

расширение их историко-географических и культурных представлений о своём крае,

воспитание чувства любви и гордости за своё родное село, родной край.

• формирование умения и навыка общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитание патриотизма.

Задачи:

Образовательные:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные: 

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:

  1. групповая работа;

  2. экскурсии;

  3. беседы, викторины;

  4. коллективные творческие дела;

  5. смотры-конкурсы, выставки;

  6. экскурсии, поездки, походы;

  7. трудовые дела.

Место учебного курса в учебном плане

В 4 классе на изучение курса отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Срок реализации программы – 1 год.







Ценностные ориентиры содержания учебного курса

  • Жизнь – ценность жизни и здоровья человека, всего живого в природе, окружающем мире.

  • Патриотизм – ценность любви к Родине, родному краю, своему народу, служение им; осознание своей гражданственности.

  • Наука – ценность научного познания мира.

  • Семья – ценность любви самых близких, родных людей, почитание и забота о них.

  • Преемственность – ценность культурно-исторической преемственности на уровне семьи, этноса, общества как залог жизнеспособности этого общества.

  • Труд и творчество – ценность созидательного труда, творчества, целеустремленности, работоспособности и бережливости.

  • Красота и гармония – ценность красоты, гармонии культурных и природных явлений, эстетических чувств человека.


Результаты освоения курса «Культура родного края»


Личностные результаты

освоения предмета «История и культура родного края» полностью совпадают с содержательным составляющим личностных результатов освоения основной образовательной программы начального образования ФГОС НОО. Отдельные положения этих документов можно конкретизировать применительно к региональным условиям функционирования общеобразовательных организаций.

Личностные результаты освоения курса «История и культура родного края» начального общего образования в конечном итоге должны отражать:

  • формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; уважение государственных символов России;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий; уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре чувашского и других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в поликультурном и полиэтничном обществе; в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • осознание безусловной ценности семьи, взаимопомощи, почитания родителей и предков, достойного продолжения рода, ответственности за других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни и трудолюбие;

  • формирование основ экологической культуры, развитие начального опыта экологически ориентированной деятельности в жизненных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей через знакомство с художественным наследием чувашского народа и народов России;

  • формирование установки на бережное отношение к историческим и современным материальным и духовным ценностям России и всего человечества.


Метапредметные результаты,

описанные в разделе «Требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования» ФГОС НОО полностью соответствуют метапредметным результатам освоения курса истории и культуры родного края и включают в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные), обеспечивающими овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями.

К универсальным учебным действиям, формирующимся в результате освоения курса ИКРК на ступени начального общего образования, относятся:

регулятивные действия:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

познавательные действия:

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

коммуникативные действия:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.


К предметным результатам освоения курса «Культура родного края» на ступени начального общего образования, относятся:
  • формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • овладение первоначальными научными знаниями о природе России;
  • формирование элементарных основ для понимания особенностей явлений культуры, знакомства с культурой русского народов и воспитания уважения к ним; представлений о единстве и многообразии и культурного пространства России;

  • готовность применять знания о культуре и истории русского народа для взаимопонимания и бесконфликтного общения в современном поликультурном обществе;

  • освоение доступных для младших школьников способов изучения культурных явлений современного общества с получением и анализом информации, в том числе из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве.



































Содержание курса

Что такое культура? (1ч)

Как жили славяне (3ч)

Занятия славян Язычество древних славян

Принятие христианства на Руси. (2ч)

Свенский монастырь.Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.

Крестьянский дом. (2ч)

Мастера Злынки. Резные кружева.

Занятия крестьян. (9ч)

Не боги горшки обжигают. Долог день до вечера По одёжке встречают Делу время, потехе час.

Жители России (1ч)

«Что даёт мой край стране» (5ч)

Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотской конезавод. Дятьковский хрустальный завод. Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы - город текстильщиков.

Парки и усадьбы (2ч)

Музей деревянной скульльптуры. Парк культуры и отдыха им. А.К.Толстого. «Соловьи. Городской парк Трубчевска – на родине Бояна.

Дорогие мои земляки (2ч)

Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А.К.Толстой. Рыленков. А.И.Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец. Георгиевская.

Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинскаясельхозакадемия (1ч)

По памятным местам. (4ч)

Партизанская поляна. Памятник 206 продотряду. Мемориальный комплекс «Речечка». К 30 летию аварии на ЧАЭС

Образование, спорт, искусство, литература сегодня (2ч)

Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина.

Итоговое занятие (защита проектов) (1 ч)



Календарно-тематическое планирование

4 класс «Культура родного края»


№ урока

№ урока в разделе

Тема занятия

Характеристика учебной деятельности учащихся

Дата проведения

Дата план

Дата факт

Что такое культура?(1 ч)

1.

1

Вводный урок. Что такое культура.

Знать, что такое культура.



Как жили славяне (3ч)

2.

1

Как жили славяне

Знать особенности жизни славян.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное,

Знать, чем занимались славяне

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное,



3.

2

Занятия славян



4.

3

Язычество древних славян



Принятие христианства на Руси. (2ч)

5.

1

Принятие христианства на Руси..

Знать понятия религия, язычество, славянские боги.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное,



6.

2

Храмы Брянского края. Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери

Знать понятие «христианство», храмы Брянщины.

Уметь объяснить значение христианства для Руси.




Крестьянский дом. (2ч)

7.

1

Крестьянский дом.

Знать убранство крестьянского дома. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное,



8

2

Мастера Злынки. Резные кружева. 



Занятия крестьян. (9ч)

9

1

Занятия крестьян.

Знать, чем занимались крестьяне.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное




10,

11

2,3

Не боги горшки обжигают.

Знать ремёсла славян. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное



12,

13

4,5

Долог день до вечера.

Знать, чем занимались крестьяне.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное



14-15.

6,7

По одёжке встречают.

Знать, как одевались славяне.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное



16,

17

8,9

Делу время, потехе час.

Знать славянские праздники. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное



Жители России (1ч)

18

1

Жители России

Знать, какие сословия жили на Руси.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное



«Что даёт мой край стране» (5ч)

19

1

«Что дает мой край стране». Свенская ярмарка.

Знать, какое значение имеет Брянщина для страны.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное



20

2

«Рысаки из Локтя». Локотский конезавод»


Знать, какое значение имеет Брянщина для страны.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное



21

3

Дятьковский хрустальный завод.

Знать, какое значение имеет Брянщина для страны.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное



22

4

Предприятия. БМЗ.

Знать парки, музеи Брянщины, готовить сообщения о них.



23

5

«Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцовский автокрановый завод (КАЗ)

Знать парки, музеи Брянщины, готовить сообщения о них.



Парки и усадьбы (2ч)

24

1

Парки и усадьбы. Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им.А.К.Толстого. «Соловьи».

Знать людей, прославивших наш край.

Уметь рассказать о Ф.И. Тютчеве.



25

2

Городской парк Трубчевска − на родине Бояна.



Дорогие мои земляки (2ч)

26

1

«Дорогие мои земляки». Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева.

Знать людей, прославивших наш край.

Уметь рассказать о А.К. Толстом.



27

2

Путешествие в Красный Рог. А.К.Толстой. Рыленков. А.И. Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец. Георгиевская. 



Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинскаясельхозакадемия (1ч)

28

1

Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия.

Знать учебные заведения Брянщины.



По памятным местам. (4ч)

29.

1

Партизанская поляна в городе Брянске

Знать памятные места Брянщины.



30

2

Памятник 206 продотряду в городе Клинцы



31.

3

Мемориальный комплекс «Речечка»




4

К 30 летию аварии на ЧАЭС



Образование, спорт, искусство, литература сегодня (2ч)

32

1

Брянские театры

Знать, чем живёт сегодня ДДТ им. Ю.А. Гагарина



33

2

Образование, спорт, искусство, литература сегодня. Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина



Итоговое занятие (1 ч)

34.

1

Итоговое занятие «Я люблю тебя, родной край».

Уметь создать презентацию о родном крае и защитить её.




Требования к уровню подготовки


  учащиеся должны знать:

- обычаи и верования своих предков;

- символику Брянской области, Клинцовского района;

- названия крупных административных центров Брянской области;

- исторические места Брянского края края;

- известных людей России, чьи имена связаны с Брянским краем;


учащиеся должны уметь:

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- отличать и узнавать герб и флаг Брянска, Клинцов

- осознавать своё место в историческом времени и культурном пространстве на основе эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой;

- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в группах от разработки до демонстрации готового продукта;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое (в зависимости от цели чтения);

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные).


Перечень учебно-методического обеспечения


В.Н.Лупоядов, Л.Ю.Лупоядова «Культура родного края» Книга для учащихся 4 класса – Брянск : «Курсив», 2012 г.

Электронные образовательные ресурсы.

Презентации с сайтов:

• http://www.rusedu.ru/subcat_30.html

• http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3

• http://www.proshkolu.ru/

• http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=69001&tmpl=lib&page=1

• http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888

• http://www.nachalka.info/about/193/

• http://roditel.edu54.ru/node/16047

Список литературы:


1.Е.К. Монина «Музыкальная культура Брянщины», издательство «Курсив», 2012 г.

2.Н.Е. Пряникова «С азбукой по родному краю», издательство «Курсив», 2012 г.

3. Н.Е. Пряникова «Природа родного края», издательство «Курсив», 2007 г.

 4. В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова «Культура родного края»,  издательство «Курсив», 2012 г.

Интернет ресурсы.

Краеведческий материал.

















28