Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Азбука нравственности". 1 класс.»
Рабочая программа курса «Азбука нравственности» общеобразовательной школы составлена на основе программы:
Э.Козлова, В.Петровой, И.Хомякова. Духовно-нравственный курс «Азбука нравственности. Развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России».
Место курса «Азбука нравственности»
в базисном учебном плане
Программа данного курса представляет систему игровых занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения 1 раз в неделю (34 ч во 2, 3, 4 классах, 33 ч в 1 классе за учебный год) и реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
Личностным результатом изучения курса является формирование следующих умений и качеств:
формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
формировать правила поведения в общеобразовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
отличие понятий "этика" и "этикет";
правила вежливости и красивых манер;
уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавать это право и за другими;
соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
придерживаться "золотого правила " в общении с другими;
быть доброжелательными;
соблюдать заповеди;
сострадатьживотным, не обижать их;
придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома;
быть опрятными, соблюдать порядок на своем месте рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради;
не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
с указанием форм организации и видов деятельности
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Занятия строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы, яркую наглядность и электронные ресурсы. На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это занятия разъяснения, объяснения и обучения.
Подведение итогов работы реализации образовательной программы осуществляется в форме анкетирования, наблюдения.
Таким образом достигается основная цель обучения - пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Тематическое планирование
№ п/п | Тематика направлений занятий | Кол-во часов |
1 класс |
-
| Правила поведения в школе | 6 ч |
-
| О добром отношении к людям | 10 ч |
-
| Как стать трудолюбивым | 7 ч |
-
| Правила опрятности и аккуратности | 5 ч |
-
| Правила поведения на улице и дома | 2 ч |
-
| Школьный этикет | 3 ч |
| Итого | 33 часа |
Приложение № 1
Календарно - тематическое планирование
занятий "Азбука нравственности"
в 1 «А» классе
№ занятия | Развиваемые способности | Дата проведения занятия |
по плану | по факту |
1 | Правила поведения на уроке и на перемене. | | |
2 | Правила поведения в общественных местах. | | |
3 | Правила поведения в гардеробе. | | |
4 | Правила поведения в столовой. | | |
5 | Правила поведения в библиотеке. | | |
6 | Правила поведения в школьном дворе. | | |
7 | Что такое «добро и зло». | | |
8 | Что такое «добро и зло». | | |
9 | «Ежели вы вежливы». | | |
10 | «Ежели вы вежливы». | | |
11 | Добрые и не добрые дела. | | |
12 | Добрые и не добрые дела. | | |
13 | Ты и твои друзья. | | |
14 | Ты и твои друзья. | | |
15 | Помни о других – ты не один на свете. | | |
16 | Помни о других – ты не один на свете. | | |
17 | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | | |
18 | «Как быть прилежным и старательным». | | |
19 | «Как быть прилежным и старательным». | | |
20 | Наш труд в классе. | | |
21 | Наш труд в классе. | | |
22 | Мой труд каждый день дома. | | |
23 | Мой труд каждый день дома. | | |
24 | Культура внешнего вида. | | |
25 | Культура внешнего вида. | | |
26 | Каждой вещи своё место. | | |
27 | Каждой вещи своё место. | | |
28 | Умейте ценить своё и чужое время. | | |
29 | Как вести себя на улице и дома. | | |
30 | Как вести себя на улице и дома. | | |
31 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | | |
32 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | | |
33 | Чему нас научили уроки нравственности? | | |
Календарно - тематическое планирование
занятий "Азбука нравственности"
в 1 «Б» классе
№ занятия | Развиваемые способности | Дата проведения занятия |
по плану | по факту |
1 | Правила поведения на уроке и на перемене. | | |
2 | Правила поведения в общественных местах. | | |
3 | Правила поведения в гардеробе. | | |
4 | Правила поведения в столовой. | | |
5 | Правила поведения в библиотеке. | | |
6 | Правила поведения в школьном дворе. | | |
7 | Что такое «добро и зло». | | |
8 | Что такое «добро и зло». | | |
9 | «Ежели вы вежливы». | | |
10 | «Ежели вы вежливы». | | |
11 | Добрые и не добрые дела. | | |
12 | Добрые и не добрые дела. | | |
13 | Ты и твои друзья. | | |
14 | Ты и твои друзья. | | |
15 | Помни о других – ты не один на свете. | | |
16 | Помни о других – ты не один на свете. | | |
17 | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | | |
18 | «Как быть прилежным и старательным». | | |
19 | «Как быть прилежным и старательным». | | |
20 | Наш труд в классе. | | |
21 | Наш труд в классе. | | |
22 | Мой труд каждый день дома. | | |
23 | Мой труд каждый день дома. | | |
24 | Культура внешнего вида. | | |
25 | Культура внешнего вида. | | |
26 | Каждой вещи своё место. | | |
27 | Каждой вещи своё место. | | |
28 | Умейте ценить своё и чужое время. | | |
29 | Как вести себя на улице и дома. | | |
30 | Как вести себя на улице и дома. | | |
31 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | | |
32 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | | |
33 | Чему нас научили уроки нравственности? | | |
Календарно - тематическое планирование
занятий "Азбука нравственности"
в 1 «В» классе
№ занятия | Развиваемые способности | Дата проведения занятия |
по плану | по факту |
1 | Правила поведения на уроке и на перемене. | | |
2 | Правила поведения в общественных местах. | | |
3 | Правила поведения в гардеробе. | | |
4 | Правила поведения в столовой. | | |
5 | Правила поведения в библиотеке. | | |
6 | Правила поведения в школьном дворе. | | |
7 | Что такое «добро и зло». | | |
8 | Что такое «добро и зло». | | |
9 | «Ежели вы вежливы». | | |
10 | «Ежели вы вежливы». | | |
11 | Добрые и не добрые дела. | | |
12 | Добрые и не добрые дела. | | |
13 | Ты и твои друзья. | | |
14 | Ты и твои друзья. | | |
15 | Помни о других – ты не один на свете. | | |
16 | Помни о других – ты не один на свете. | | |
17 | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | | |
18 | «Как быть прилежным и старательным». | | |
19 | «Как быть прилежным и старательным». | | |
20 | Наш труд в классе. | | |
21 | Наш труд в классе. | | |
22 | Мой труд каждый день дома. | | |
23 | Мой труд каждый день дома. | | |
24 | Культура внешнего вида. | | |
25 | Культура внешнего вида. | | |
26 | Каждой вещи своё место. | | |
27 | Каждой вещи своё место. | | |
28 | Умейте ценить своё и чужое время. | | |
29 | Как вести себя на улице и дома. | | |
30 | Как вести себя на улице и дома. | | |
31 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | | |
32 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | | |
33 | Чему нас научили уроки нравственности? | | |
26