СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Биология. Человек» 8 класс на 2017 - 2018 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г. Драгомирова, Р.Д. Маша Биология в основной школе: Программы. – М.: «Вентана-Граф», 2005 года, отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Биология. Человек» 8 класс на 2017 - 2018 учебный год»

бюджетное общеобразовательное учреждение

Вашкинский муниципальный район

«Андреевская основная школа»



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания МО Приказ руководителя ОУ

от .08 . 2017г. № от .08. 2017г.


.




Рабочая программа

курса

«Биология. Человек»

(В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой)

8 класс

на 2017 - 2018 учебный год







Составитель/Разработчик

программы Грушина О.А.

учитель первой квалификационной категории

Педагогический стаж 7 года










2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г. Драгомирова, Р.Д. Маша Биология в основной школе: Программы. – М.: «Вентана-Граф», 2005 года, отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Изучение биологии направлено на достижение

следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела «Человек» (8 класс )

  • обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников

  2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий.

  3. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.

  • развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.

  • воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков.

Место и роль курса. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю, 68 часов в год.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем; личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

а) литература для учителя:

  1. Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

«Биология: человек» (М., издательский центр «Вентана-Граф», 2009 г.)

2. Сонин Н.И. Сапин М.Р Биология человека – учебник для 8 класса (М.: «Дрофа», 2007 г.)

3. Бодрова Н.Ф..Изучение курса «Человек и его здоровье» книга для учителя (Воронеж, 2005 г.)

4. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии «Человек и его здоровье» (М.: «Просвещениеа», 1989 г.)

5. Резанова Е.А., Антонова И.П. и Резанов А.А. «Биология человека» в таблицах и схемах (М.: «Издат-школа 2000», 1999 г.)

6. Рохлов В.С., Драгомилов В.Н. «Тестовые задания по биологии» раздел «Человек» (М.: «Генжер», 1998 г.)

7. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах» 8-11 классы (Волгоград: «Учитель», 2007 г.)

8. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» (М.: «Просвещение», 1983 г.)

1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)

  1. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.

  2. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».

  3. Биология. 1С: Репетитор.


Нормативные правовые документы:

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании РФ»

  2. Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  3. Примерные программы по образовательным предметам

  4. Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах

Содержание учебной программы:

Тема 1. «Введение. Организм человека: общий обзор» - 5 часов.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

Тема 2. «Опорно-двигательная система» - 8 часов

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

Тема 3. «Кровь и кровообращение» - 10 часов

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Тема 4. «Дыхание» – 6 часа.

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 3 часа.

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

Тема 7, 8. «Выделение. Кожа». – 5 часов

Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

Тема 9, 10. «Нервная система. Эндокринная система». - 8 часов

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Тема 11. «Органы чувств» - 6 часа

Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

Тема 12. «Поведение и психика» - 7 часов

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

Тема 13. «Воспроизведение и развитие организма» - 5 часов

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.

Планируемые образовательные результаты

Тема 1. «Введение. Организм человека: общий обзор» - 5 часов.

В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • систематическое положение вида чело-век разумный

  • место человека в живой природе

  • биосоциальную природу человека

  • строение клетки

  • краткие сведения о строении и функ-циях основных тканей

  • основные процессы жизнедеятельности клетки

  • расположение основных органов в орга-низме человека

на повышенном уровне:

  • соответствие строения тканей выполняемым функциями

  • взаимосвязь органов и систем органов как основа целостности организма

  • уровни организации организма

  • нервно-гуморальная регуляция деятельности организма


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться микроскопом

  • распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах разные виды тканей

  • обосновывать взаимосвязь строения и функций тканей


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • анатомия (стр.6)

  • физиология (стр.7)

  • гигиена (стр.8)

  • ткань (стр.21)

  • орган (стр.25)

  • система органов (стр.25)

  • рефлекс (стр.28)

  • рефлекторная дуга (стр.28)

на повышенном уровне:

  • обмен веществ (стр.18)

  • синапс (стр.23)

  • нейроглия (стр.23)

  • гормоны (стр.30)

  • железы внешней секреции (стр.30)

  • железы внутренней секреции (стр.30)


Тема 2. «Опорно-двигательная система» - 8 часов

В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение опорно-двигательной системы

  • скелет человека, его отделы

  • типы соединения костей

  • виды костей

  • рост костей

  • мышцы, их функции

  • влияние ритма и нагрузки на работу мышц

  • утомление

  • роль физических упражнений для опор-но-двигательной системы

  • повреждения скелета

на повышенном уровне:

  • сходство скелетов человека и животных

  • особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением

  • микроскопическое строение костей

  • основные группы мышц тела человека

  • работа мышц: статическая и динамическая

  • роль нервной системы в регуляции дея-тельности мышц


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать отделы скелета и отдельные кости

  • узнавать типы мышечной ткани

  • оказывать первую помощь при травмах

  • уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах виды мышечной ткани

  • обосновывать необходимость активного отдыха для борьбы с гиподинамией

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • сустав (стр.38)

  • шов (стр.18)

  • надкостница (стр.34)

  • гладкая мышечная ткань (стр.51)

  • поперечнополосатая (стр.51)

  • сердечная (стр.51)

  • утомление (стр.55)

  • сколиоз (стр.58)

  • плоскостопие (стр.60)

на повышенном уровне:

  • мышцы-антагонисты (стр.55)

  • мышцы-cинергетики (стр.55)

  • геподинамия (стр.65)

  • лордоз (стр.58)

  • кифоз (стр.58)

  • статическая и динамическая работа (стр.56)

Тема 3. «Кровь и кровообращение» - 10 часов

В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • состав внутренней среды организма

  • значение крови и кровообращения

  • состав крови

  • иммунитет

  • СПИД

  • группы крови

  • переливание крови

  • инфекционные заболевания и меры борь-бы с ними

на базовом уровне:

  • инфекционные заболевания и меры борь-бы с ними

  • органы кровообращения

  • строение сердца

  • круги кровообращения

  • виды кровотечений

  • предупреждение сердечно-сосудистных заболеваний

влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

на повышенном уровне:

  • взаимосвязь между составными частями внутренней среды организма

  • свойства крови

  • состав плазмы

  • особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями

  • резус-фактор

  • донорство

  • виды иммунитета

  • роль Дженнера, Пастера, Мечникова в создании учения об иммунитете

  • особенности строения сосудов

  • работа сердца

  • движение крови по сосудам

  • кровяное давление

  • нервно-гуморальная регуляция деятель-ности сердца и сосудов

лимфообращение

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать клетки крови на рисунках

  • оказывать первую помощь при кровоте-чениях

  • соблюдать правила общения с инфекци-онными больными

выделять факторы, отрицательно влия-ющие на сердечно-сосудистую систему

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток крови человека и других животных

  • определять кровяное давление


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • внутренняя среда (стр.68)

  • плазма (стр.69)

  • эритроциты (стр.70)

  • лейкоциты (стр.70)

  • свертывание крови (стр.69)

  • фагоцитоз (стр.71)

  • иммунитет (стр.73)

  • вакцина (стр.75)

  • прививка (стр.74)

  • группы крови (стр.77)

  • артерии (стр.81)

  • вены (стр.81)

  • капилляры (стр.81)

  • большой круг кровообращения (стр.81)

  • малый круг кровообращения (стр.82)

  • предсердия (стр.80)

  • желудочки (стр.80)

  • клапаны (стр.80)

  • автоматия сердца (стр.91)

  • капиллярное кровотечение (стр.96)

  • артериальное кровотечение (стр.96)

венозное кровотечение (стр.96)

на повышенном уровне:

  • тканевая жидкость (стр.68)

  • лимфа (стр.68)

  • тромбоциты (стр.70)

  • фибриноген (стр.69)

  • фибрин (стр.69)

  • иммунитет клеточный (стр.74)

  • иммунитет гуморальный (стр.74)

  • тимус (стр.74)

  • донор (стр.78)

  • изоантигены (стр.77)

  • гемоглобин (стр.70)

  • лимфатическая система (стр.74)

  • лимфатические узлы (стр.74)

  • реципиент (стр.78)

  • кровяное давление (стр.86)

  • инфаркт (стр.86)

  • инсульт (стр.86)


Тема 4. «Дыхание» – 6 часа.

В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение дыхания

  • строение и функции органов дыхания

  • жизненная емкость легких

  • инфекционные болезни: грипп, туберку-лез

  • гигиена органов дыхания

  • вредное влияние курения на органы ды-хания

  • приемы искусственного дыхания

на повышенном уровне:

  • особенности строения дыхательных пу-тей в связи с их функциями

  • дыхательные движения

  • газообмен в легких и тканях

  • нервно-гуморальную регуляцию дыхания

  • взаимосвязи органов дыхания с другими системами органов

  • охрана воздушной среды

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках и таблицах орга-ны дыхания

  • владеть приемами искусственного дыха-ния


на повышенном уровне

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями

  • выявлять факторы, вызывающие болезни органов дыхания

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • воздухоносные пути (стр.101)

  • плевра (стр.103)

  • грипп (стр.111)

  • туберкулез (стр.112)

  • жизненная емкость легких (стр.114)

на повышенном уровне

  • спирометр (стр.114)

  • легочное дыхание (стр.104)

  • тканевое дыхание (стр.104)

  • эфизема легких (стр.107)

  • реанимация (стр.118)

Тема 5. «Пищеварение» - 6 часов.

В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • пищевые продукты

  • питательные вещества

  • строение и функции органов пищеваре-ния

  • зубы, виды зубов

  • пищеварительные железы

  • всасывание

  • гигиена питания

  • предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

  • влияние никотина и алкоголя на пище-варение

на повышенном уровне

  • методы изучения пищеварения

  • пищеварительные ферменты, их значение

  • внутреннее строение зуба

  • роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения

  • функции пищеварительных желез

  • регуляция процессов пищеварения


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках органы пищева-рения

  • владеть приемами оказания первой помо-щи при отравлениях

на повышенном уровне:

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями

  • определять топографию органов пищева-рения

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • пищевые продукты (стр.122-123)

  • питательные вещества (стр.122-123)

  • пищеварение (стр.125)

  • пищеварительные железы (стр.125-128)

  • зуб: коронка, шейка корень (стр.130)

  • резцы, клыки, большие и малые корен-ные (стр.130)

  • дизентерия (стр.141)

  • холера (стр.141)

на повышенном уровне:

  • ферменты (стр.132, 133, 135)

  • аппендикс (стр.127)

  • лизоцим (стр.132)

  • эмаль, дентин, пульпа (стр.130)

  • пристеночное пищеварение (стр.135)

  • фистула (стр.138)

  • гастрит (стр.142)

  • цирроз


Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 3 часа.

В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика обмена веществ и энергии

  • пластический обмен, энергетический об-мен и их значение

  • значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей

  • влияние никотина и алкоголя на обмен веществ

  • витамины

  • способы сохранения витаминов в пище-вых продуктах

  • рациональное питание

  • режим питания школьников

на повышенном уровне

  • взаимосвязь пластического и энергети-ческого обмена

  • обмен воды и минеральных солей

  • обмен органических веществ

  • роль витаминов в обмене веществ

  • нормы питания

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять правила гигиены на практике

на повышенном уровне:

  • составлять суточный рацион питания


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • обмен веществ (стр.147)

  • пластический обмен (стр.147)

  • энергетический обмен (стр.148)

  • витамины (стр.153)

  • авитаминоз (стр.153)

  • цинга (стр.154)

  • рахит (стр.154)

на повышенном уровне:

  • гиповитаминоз (стр.153)

  • гипервитаминоз (стр.153)

  • гликоген (стр.154)

  • бери-бери (стр.154)

Тема 7, 8. «Выделение. Кожа». – 5 часов

В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение выделения

  • органы мочевыделительной системы

  • профилактика заболеваний почек

  • строение и функции кожи

  • роль кожи в терморегуляции

  • закаливание организма

  • первая помощь при поражении кожи

  • гигиенические требования к одежде и обуви

на повышенном уровне:

  • микроскопическое строение почек

  • образование первичной и вторичной мочи

  • взаимосвязь строения кожи с выполняе-мыми функциями

  • механизм образования тепла

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы, слои и структурные элементы кожи

  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах

на повышенном уровне:

  • устанавливать связи функций кожи с функциями кровеносной, выделительной и других систем органов

  • обосновывать гигиенические правила


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • почка: корковый и мозговой слой, почеч-ная лоханка (стр.158)

  • эпидермис (стр.163)

  • дерма (стр.163)

  • гиподерма (стр.163)

  • пигменты (стр.163)

  • закаливание (стр.168)

  • терморегуляция (стр.168)

на повышенном уровне:

  • нефрон, капсула и каналец нефрона

(стр.157)

  • рецепторы (стр.163)

  • меланин (стр.163)

  • альбинизм (стр.163)

  • термический и химический ожоги

(стр.166)


Тема 9, 10. «Нервная система. Эндокринная система». - 8 часов

В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение нервной системы

  • отделы нервной системы

  • строение и функции спинного мозга

  • строение и функции головного мозга

  • факторы, нарушающие функции нервной системы

  • значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме


на повышенном уровне:

  • особенности строения отделов нервной системы

  • особенности строения головного мозга в связи с социальным поведением

  • вегетативная и соматическая нервные системы

  • отличие гуморальной регуляции функций в организме от нервной


  • анализаторы

  • взаимодействие анализаторов

  • органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга

  • находить на таблице железы внутренней секреции


на повышенном уровне:

  • сравнивать гормоны, витамины и фер-менты, как биологически активные ве-щества

  • составлять схемы зрительных и слуховых восприятий

  • объяснять соответствие строения органов и выполняемых ими функций

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • центральная нервная система (стр.178)

  • периферическая нервная система (стр.178)

  • серое вещество (стр.187)

  • белое вещество (стр.187)

  • спиномозговая жидкость (стр.186)

  • продолговатый мозг (стр. 190)

  • мозжечок (стр.190)

  • средний мозг (стр.190)

  • промежуточный мозг

  • кора (стр.190)

  • большие полушария головного мозга (стр.191)

  • гормоны (стр.173)

  • адреналин (стр.176)

  • инсулин (стр.176)

  • гормон роста (стр.177)

  • тироксин

на повышенном уровне

  • чувствительные, вставочные и двигательные нейроны (стр.178)

  • вегетативные узлы (стр.180)

  • симпатический отдел (стр.181)

  • парасимпатический отдел (стр.181)

  • мост (стр.190)

  • ядра (стр.190)

  • таламус (стр.191)

  • гипоталамус (стр.191)

  • сахарный диабет (стр.175)

  • кретинизм (стр.175)

  • микседема (стр.175)

  • базедова болезнь (стр.175)


Тема 11. «Органы чувств» - 6 часа

В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • органы чувств и их значение

  • строение и функции органов зрения и слуха

  • гигиена зрения

предупреждение нарушений слуха

на повышенном уровне:

  • анализаторы

  • взаимодействие анализаторов

  • органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • узнавать на моделях части органов зре-ния и слуха

на повышенном уровне:

  • составлять схемы зрительных и слуховых восприятий

  • объяснять соответствие строения органов и выполняемых ими функций

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • белочная оболочка (стр.198)

  • роговица (стр.198)

  • сосудистая оболочка (стр.198)

  • радужка (стр.198)

  • зрачок (стр.198)

  • хрусталик (стр.198)

  • стекловидное тело (стр.198)

  • сетчатка (стр.199)

на повышенном уровне

  • анализатор (стр.196)

  • желтое пятно (стр.200)

  • вестибулярный аппарат (стр.206)

  • децибел (стр.205)

  • тактильные рецепторы (стр.208)

  • токсикомания (стр.209)

  • обонятельные рецепторы (стр.209)

  • вкусовые рецепторы (стр.209)

Тема 12. «Поведение и психика» - 7 часов

В соответствии со Стандартом биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика ВНД

  • характеристика условных и безусловных рефлексов

  • понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга

  • значение сна

  • гигиена умственного и физического труда

  • режим дня школьника

  • вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему

на повышенном уровне:

  • роль И. Сеченова и И. Павлова в создании учения о ВНД

  • образование и торможение условных рефлексов, их биологическое значение

  • социальная обусловленность поведения человека

  • изменение работоспособности в трудовом процессе

  • профилактика нервно-психических раст-ройств


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять упражнения по тренировке внимания и памяти

  • составлять режим дня школьника

на повышенном уровне:

  • сравнивать условные и безусловные реф-лексы

  • вырабатывать условные рефлексы у до-машних животных

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • поведение (стр.215)

  • мышление (стр.216)

  • сон (стр.222)

  • сновидения (стр.222)

  • память (стр.225)

  • воображение (стр.225)

  • мышление (стр.226)

  • воля (стр.227)

  • эмоции (стр.228)

  • внимание (стр.230)

  • работоспособность (стр.232)

на повышенном уровне

  • импринтинг (стр.214)

  • динамический стереотип (стр.215)

  • рассудочная деятельность (стр.217)

  • торможение (стр.219)

  • явление доминанты (стр.220)

  • быстрый сон (стр.222)

  • медленный сон (стр.222)

  • ощущения (стр.224)

  • восприятия (стр.224)

  • динамический стереотип (стр.233)

Тема 13. «Воспроизведение и развитие организма» - 5 часов

В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • система органов размножения

  • оплодотворение и внутриутробное разви-тие

  • рождение ребенка

  • рост и развитие ребенка

  • характеристику подросткового периода

  • вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство

на повышенном уровне:

  • основные этапы внутриутробного разви-тия

  • периоды развития ребенка после рожде-ния и их характеристика (физиологичес-кие и психические изменения)

  • условия правильного развития биосоци-ального существа


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • выделять факторы, влияющие на здо-ровье потомства

на повышенном уровне:

  • составлять «кодекс» здорового образа жизни будущих родителей

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • яичники (стр.238)

  • яйцеклетка (стр.238)

  • семенники (стр.239)

  • сперматозоиды (стр.239)

  • половое размножение (стр.240)

  • оплодотворение (стр.244)

  • матка (стр.244)

  • плацента (стр.244)

  • пуповина (стр.244)

  • рост (стр.246)

  • развитие (стр.246)

на повышенном уровне

  • эмбриональный период

  • плодный период

  • постэмбриональный период

  • акселерация

  • физиологическая зрелость

  • психологическая зрелость

  • социальная зрелость



Календарно – тематическое планирование

по биологии 8 класс курс «Анатомия человека»,

2 часа в неделю «68 часов».


п/п


Название темы урока

Название темы лабораторной или практической работы

Метод проведения

Домашнее

задание

Введение (1 час)

1

Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Биологическая и социальная роль человека. Место и роль человека в системе органического мира. Методы изучения организма человека. Науки о человеке и их значение


Рассказ, объяснение, беседа

§1

Тема 1. Обшей обзор строения организма человека (5 часов)

2

Структура тела человека. Место человека в мировой природе. Уровни организации организма


Рассказ, объяснение, беседа

§2

3

Клетка и её строение


Рассказ, объяснение, беседа

§3

4

Клетка, её химический состав и процессы жизнедеятельности.


Рассказ, объяснение, беседа

§3

5

Основные ткани животных и человека. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности живого организма.

Л/р №1 «Клетки и ткани под микроскопом»


§4

6

Органы, Системы органов. Организм – единое целое. Нервная и гуморальная регуляция

Л/р №2 «Получение мигательного рефлекса и его торможение»

Контрольная работа (тест) №1

§5

Тема 2. Опорно-двигательная система (6 часов)

7

Общий план строения и функции опорно-двигательной системы. Скелет. Кости: химический состав, строение, способы соединения.


Л/р №3 «Строение костной ткани».


§6

8

Основные отделы скелета человека. Скелет головы и туловища

Л/р №4 «Состав костей»


§7

9

Скелет верхних и нижних конечностей


Рассказ, объяснение

§8

10

Первая помощь при травмах: растяжение связок, вывихах суставов, переломах костей. Профилактика травматизма.

.

Знакомство с приёмами оказания первой помощи при повреждениях скелета

§9

11

Типы мышц их строение и значение. Их работа.


Выявление факторов, влияющих на развитие утомления мышц.

§10- 11


12

Нарушение осанки и плоскостопие. Профилактика искривления осанки

П/р №1 «Проверка правильности осанки»


§12, П/р № 2 «Есть ли у вас плоскостопие»

13

Развитие опорно-двигательной системы.

П/р №3 «Определение гибкости позвоночника»



§13

14

Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система».


Контрольная работа (тест) №2

§6 - §12

Тема 3. Кровь и кровообращение (10 часов)


15

Транспорт веществ. Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Значение постоянства внутренней среды организма

Л/р №5 «Сравнение крови человека и лягушки»


Рассказ, объяснение

§14


16

Иммунитет. Значение работ Л. Пастера. Факторы влияющие на иммунитет. Значение работ М.И. Мечникова в области иммунитета.



Рассказ, объяснение

§15

17

Тканевая совместимость и переливание крови. Группы крови


Рассказ, объяснение

§16

18

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

П/р №4 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца»

Рассказ, объяснение

§17

19


Движение лимфы. Причины движения крови по сосудам

Л/р №6 «Последствия перетяжки указательного пальца: застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов»

Рассказ, объяснение

§18

20

Пульс. Скорость кровотока. Перераспределение крови в организме.

Л/р №7 «Измерение пульса на лучевой артерии, проведение сердечнососудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозировки нагрузки (20 приседаний)»

Рассказ, объяснение

§19

21

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов


Рассказ, объяснение

§20, П/р № 5 «Рефлекторный приток крови к мышцам, включившихся в работу»

П/р № 6 «Доказательство вреда курения»


22

Предупреждение и профилактика заболеваний сердца и сосудов


Рассказ, объяснение

§21


23

Первая помощь при кровотечениях


Рассказ, объяснение

§22

24


Обобщение и систематизация знаний по теме: «Кровь. Кровообращение»


Рассказ, объяснение

Контрольная работа (тест) №3

§14 - 22

Тема 4. Дыхание (6 часов)

25

Значение дыхания. Органы дыхания

Л/р №8 «определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»


§23- 24

26

Дыхательные движения

Л/р № 9 «Вычисление расчётной ЖЁЛ исходя из возраста и пола»

Демонстрация модели Дондерса

§25

27

Регуляция дыхания



§26, П/р № 7 «Измерение обхвата грудной клетки»

28

Болезни органов дыхания их предупреждение. Гигиена дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики и защиты организма

Л/р №10 «Выявление загрязнения воздуха учебного помещения»


§27

29

Первая помощь при поражении органов дыхания (при отравлении угарным газом, спасении утопающего)


Рассказ с элементами беседы

§28

30

Согласованная работа кровеносной и дыхательной системы


Рассказ с элементами беседы

Контрольная работа (тест) №4

§14-28

Тема 5. Пищеварение (6 часов)

31

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как биологическая основа жизни.


Рассказ с элементами беседы

§29

32

Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. Зубы



§30 – 31, П/р №8 «Места положения слюнных желёз»

33

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Роль ферментов в пищеварении

Л/р №11 «Действие ферментов слюны на крахмал»


§32

34

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

Л/р № 12 «Действие ферментов желудочного сока на белки»

Рассказ с элементами беседы

§33

35

Регуляция пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения


Рассказ с элементами беседы

§34,

сообщения

36

Заболевания органов пищеварения. Гигиена питания. Профилактика гепатита и кишечных инфекций


Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Контрольная работа (тест) №5

§35

Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 часа)

37

Обмен веществ и энергии. Регуляция обмена веществ.

Л/р № 13 «Примерное определение энергозатрат по числу пульсовых ударов»


§36

38

Нормы питания и их связь с энергетическими тратами организма

Л/р № 14 «определение норм питания, составление пищевых рационов»


§37

39

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Появление авитаминозов и меры их предупреждения

Л/р № 15 «Функциональная проба Серкина с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

Рассказ с элементами беседы

§38

Тема 7. Выделение (2 часа)

40

Значение выделения. Строение и функции почек


Рассказ

§39

41

Предупреждение заболевание почек. Питьевой режим. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья

Л/р № 16 «Оценка загрязнённости воды из талого снега путём определения её прозрачности»


§40

Тема 8. Кожа (4 часа)

42

Значение кожи. Строение и функции кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями.

Гигиена одежды и обуви

Л/р № 17 «Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти с помощью лупы»


§41

43

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

Л/р № 18 «Определение жирности кожи на разных участках лица с помощью бумажной салфетки»


§42

44

Роль кожи в терморегуляции. закаливание

Л/р № 19 «Выявление тактильных и холодовых рецепторов кожи»

Контрольная работа (тест) №6

§43

Тема 9. Гормональная регуляция и вегетативная нервная система (эндокринная система) (3 часа)

45



Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны





Рассказ с элементами беседы


§44



46

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма


Рассказ с элементами беседы

§45

47

Развитие половых желёз и выделение ими гормонов, определяющих появление вторичных половых признаков


Рассказ с элементами беседы

§45

Тема 10. Нервная система (3 часа)

48

Значение, строение и функционирование нервной системы. Автономный отдел нервной системы

П/р № 9. «Действие прямых и обратных связей»

Рассказ с элементами беседы

§46-47

49

Нейрогуморальная регуляция. Спинной мозг. Строение, значение

Л/р № 20 «Штриховое раздражение кожи»

Рассказ с элементами беседы

§48-49

50

Головной мозг: строение, функции

П/р № 10. «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка»

Рассказ с элементами беседы

Контрольная работа (тест) №7

§50

Тема 11. Органы чувств и анализаторы (6 часов)

51

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь


Рассказ с элементами беседы

§51

52

Орган зрения и зрительный анализатор

Л/р № 21 «Выявление радужки и хрусталика, нахождение слепого пятна»


§52

53

Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения


Рассказ с элементами беседы

§53

54

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы

Л/р № 22 «Определение остроты слуха»


§54

55

Орган осязания, обоняния, вкуса

Л/р № 23 «Определение чувствительности тыльной и ладонной поверхности кисти и подушечек пальцев на ладонной стороне кисти»


§55

56

Обобщение знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы»

П/р № 11. «Проверка вестибулярного аппарата»

Контрольная работа (тест) № 8

§51-55

Тема 12. Поведение и психика (7 часов)

57

Врождённые и приобретённые формы поведения. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина

П/р № 12. «Получение навыка зеркального письма»


§56

58

Закономерности работы головного мозга. Высшая нервная деятельность


Рассказ с элементами беседы

§57

59

Биологические ритмы. Сон и его значение. Биологические ритмы. Бодрствование.


Рассказ с элементами беседы

§59

60

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Условные и безусловные рефлексы


Рассказ с элементами беседы

§60

61

Воля и эмоции, внимание Память и её виды.

Л/р № 24 «Определение колебания внимания при непроизвольном внимании (опыт усечённой трапеции)


§61

62

Работоспособность и режим дня.


Рассказ с элементами беседы

§62

63

Обобщающий урок по теме «Поведение и психика».


Контрольная работа (тест) №9

§56-62

Тема 13. Индивидуальное развитие организма (5часа).

64

Половая система человека. Половые и возрастные особенности


Рассказ с элементами беседы

§63

65

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни передающиеся половым путём. Роль генетических заболеваний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье человека. ВИЧ – инфекция и её профилактика


Рассказ с элементами беседы

§64

66

Внутриутробное развитие человека. Развитие после рождения.


Рассказ с элементами беседы

§65

67

О вреде наркотических веществ Психологические особенности личности


Рассказ с элементами беседы

§66, §67

68

Итоговая контрольная работа (тест) №10





Итого по курсу – 68 часов, л/р – 24, пр/р – 12, к/р (тест) – 10






21