бюджетное общеобразовательное учреждение
Вашкинский муниципальный район
«Андреевская основная школа»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания МО Приказ руководителя ОУ
№ от .08 . 2017г. № от .08. 2017г.
.
Рабочая программа
курса
«Биология. Человек»
(В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой)
8 класс
на 2017 - 2018 учебный год
Составитель/Разработчик
программы Грушина О.А.
учитель первой квалификационной категории
Педагогический стаж 7 года
2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г. Драгомирова, Р.Д. Маша Биология в основной школе: Программы. – М.: «Вентана-Граф», 2005 года, отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Изучение биологии направлено на достижение
следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Человек» (8 класс )
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников
продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий.
продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков.
Место и роль курса. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю, 68 часов в год.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем; личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
а) литература для учителя:
Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.
«Биология: человек» (М., издательский центр «Вентана-Граф», 2009 г.)
2. Сонин Н.И. Сапин М.Р Биология человека – учебник для 8 класса (М.: «Дрофа», 2007 г.)
3. Бодрова Н.Ф..Изучение курса «Человек и его здоровье» книга для учителя (Воронеж, 2005 г.)
4. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии «Человек и его здоровье» (М.: «Просвещениеа», 1989 г.)
5. Резанова Е.А., Антонова И.П. и Резанов А.А. «Биология человека» в таблицах и схемах (М.: «Издат-школа 2000», 1999 г.)
6. Рохлов В.С., Драгомилов В.Н. «Тестовые задания по биологии» раздел «Человек» (М.: «Генжер», 1998 г.)
7. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах» 8-11 классы (Волгоград: «Учитель», 2007 г.)
8. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» (М.: «Просвещение», 1983 г.)
1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)
Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
Биология. 1С: Репетитор.
Нормативные правовые документы:
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании РФ»
Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Примерные программы по образовательным предметам
Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах
Содержание учебной программы:
Тема 1. «Введение. Организм человека: общий обзор» - 5 часов.
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
Тема 2. «Опорно-двигательная система» - 8 часов
Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.
Тема 3. «Кровь и кровообращение» - 10 часов
Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Тема 4. «Дыхание» – 6 часа.
Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.
Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 3 часа.
Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.
Тема 7, 8. «Выделение. Кожа». – 5 часов
Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.
Тема 9, 10. «Нервная система. Эндокринная система». - 8 часов
Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Тема 11. «Органы чувств» - 6 часа
Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.
Тема 12. «Поведение и психика» - 7 часов
Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.
Тема 13. «Воспроизведение и развитие организма» - 5 часов
Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.
Планируемые образовательные результаты
Тема 1. «Введение. Организм человека: общий обзор» - 5 часов.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне: систематическое положение вида чело-век разумный место человека в живой природе биосоциальную природу человека строение клетки краткие сведения о строении и функ-циях основных тканей основные процессы жизнедеятельности клетки расположение основных органов в орга-низме человека | на повышенном уровне: соответствие строения тканей выполняемым функциями взаимосвязь органов и систем органов как основа целостности организма уровни организации организма нервно-гуморальная регуляция деятельности организма |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: | на повышенном уровне: |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: | на повышенном уровне: |
Тема 2. «Опорно-двигательная система» - 8 часов
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне: значение опорно-двигательной системы скелет человека, его отделы типы соединения костей виды костей рост костей мышцы, их функции влияние ритма и нагрузки на работу мышц утомление роль физических упражнений для опор-но-двигательной системы повреждения скелета | на повышенном уровне: сходство скелетов человека и животных особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением микроскопическое строение костей основные группы мышц тела человека работа мышц: статическая и динамическая роль нервной системы в регуляции дея-тельности мышц |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: показывать отделы скелета и отдельные кости узнавать типы мышечной ткани оказывать первую помощь при травмах уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие | на повышенном уровне: |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: | на повышенном уровне: мышцы-антагонисты (стр.55) мышцы-cинергетики (стр.55) геподинамия (стр.65) лордоз (стр.58) кифоз (стр.58) статическая и динамическая работа (стр.56) |
Тема 3. «Кровь и кровообращение» - 10 часов
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне: состав внутренней среды организма значение крови и кровообращения состав крови иммунитет СПИД группы крови переливание крови инфекционные заболевания и меры борь-бы с ними на базовом уровне: влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды | на повышенном уровне: взаимосвязь между составными частями внутренней среды организма свойства крови состав плазмы особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями резус-фактор донорство виды иммунитета роль Дженнера, Пастера, Мечникова в создании учения об иммунитете особенности строения сосудов работа сердца движение крови по сосудам кровяное давление нервно-гуморальная регуляция деятель-ности сердца и сосудов лимфообращение |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: распознавать клетки крови на рисунках оказывать первую помощь при кровоте-чениях соблюдать правила общения с инфекци-онными больными выделять факторы, отрицательно влия-ющие на сердечно-сосудистую систему | на повышенном уровне: |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: внутренняя среда (стр.68) плазма (стр.69) эритроциты (стр.70) лейкоциты (стр.70) свертывание крови (стр.69) фагоцитоз (стр.71) иммунитет (стр.73) вакцина (стр.75) прививка (стр.74) группы крови (стр.77) артерии (стр.81) вены (стр.81) капилляры (стр.81) большой круг кровообращения (стр.81) малый круг кровообращения (стр.82) предсердия (стр.80) желудочки (стр.80) клапаны (стр.80) автоматия сердца (стр.91) капиллярное кровотечение (стр.96) артериальное кровотечение (стр.96) венозное кровотечение (стр.96) | на повышенном уровне: тканевая жидкость (стр.68) лимфа (стр.68) тромбоциты (стр.70) фибриноген (стр.69) фибрин (стр.69) иммунитет клеточный (стр.74) иммунитет гуморальный (стр.74) тимус (стр.74) донор (стр.78) изоантигены (стр.77) гемоглобин (стр.70) лимфатическая система (стр.74) лимфатические узлы (стр.74) реципиент (стр.78) кровяное давление (стр.86) инфаркт (стр.86) инсульт (стр.86) |
Тема 4. «Дыхание» – 6 часа.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне: значение дыхания строение и функции органов дыхания жизненная емкость легких инфекционные болезни: грипп, туберку-лез гигиена органов дыхания вредное влияние курения на органы ды-хания приемы искусственного дыхания | на повышенном уровне: особенности строения дыхательных пу-тей в связи с их функциями дыхательные движения газообмен в легких и тканях нервно-гуморальную регуляцию дыхания взаимосвязи органов дыхания с другими системами органов охрана воздушной среды |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: | на повышенном уровне |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: | на повышенном уровне |
Тема 5. «Пищеварение» - 6 часов.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне: пищевые продукты питательные вещества строение и функции органов пищеваре-ния зубы, виды зубов пищеварительные железы всасывание гигиена питания предупреждение желудочно-кишечных заболеваний влияние никотина и алкоголя на пище-варение | на повышенном уровне методы изучения пищеварения пищеварительные ферменты, их значение внутреннее строение зуба роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения функции пищеварительных желез регуляция процессов пищеварения |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: | на повышенном уровне: |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: пищевые продукты (стр.122-123) питательные вещества (стр.122-123) пищеварение (стр.125) пищеварительные железы (стр.125-128) зуб: коронка, шейка корень (стр.130) резцы, клыки, большие и малые корен-ные (стр.130) дизентерия (стр.141) холера (стр.141) | на повышенном уровне: ферменты (стр.132, 133, 135) аппендикс (стр.127) лизоцим (стр.132) эмаль, дентин, пульпа (стр.130) пристеночное пищеварение (стр.135) фистула (стр.138) гастрит (стр.142) цирроз |
Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 3 часа.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне: общая характеристика обмена веществ и энергии пластический обмен, энергетический об-мен и их значение значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей влияние никотина и алкоголя на обмен веществ витамины способы сохранения витаминов в пище-вых продуктах рациональное питание режим питания школьников | на повышенном уровне взаимосвязь пластического и энергети-ческого обмена обмен воды и минеральных солей обмен органических веществ роль витаминов в обмене веществ нормы питания |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: | на повышенном уровне: |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: | на повышенном уровне: гиповитаминоз (стр.153) гипервитаминоз (стр.153) гликоген (стр.154) бери-бери (стр.154) |
Тема 7, 8. «Выделение. Кожа». – 5 часов
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне: значение выделения органы мочевыделительной системы профилактика заболеваний почек строение и функции кожи роль кожи в терморегуляции закаливание организма первая помощь при поражении кожи гигиенические требования к одежде и обуви | на повышенном уровне: микроскопическое строение почек образование первичной и вторичной мочи взаимосвязь строения кожи с выполняе-мыми функциями механизм образования тепла |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы, слои и структурные элементы кожи оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах | на повышенном уровне: устанавливать связи функций кожи с функциями кровеносной, выделительной и других систем органов обосновывать гигиенические правила |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: | на повышенном уровне: (стр.157) (стр.166) |
Тема 9, 10. «Нервная система. Эндокринная система». - 8 часов
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне: значение нервной системы отделы нервной системы строение и функции спинного мозга строение и функции головного мозга факторы, нарушающие функции нервной системы значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме | на повышенном уровне: особенности строения отделов нервной системы особенности строения головного мозга в связи с социальным поведением вегетативная и соматическая нервные системы отличие гуморальной регуляции функций в организме от нервной анализаторы взаимодействие анализаторов органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга находить на таблице железы внутренней секреции | на повышенном уровне: сравнивать гормоны, витамины и фер-менты, как биологически активные ве-щества составлять схемы зрительных и слуховых восприятий объяснять соответствие строения органов и выполняемых ими функций |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: центральная нервная система (стр.178) периферическая нервная система (стр.178) серое вещество (стр.187) белое вещество (стр.187) спиномозговая жидкость (стр.186) продолговатый мозг (стр. 190) мозжечок (стр.190) средний мозг (стр.190) промежуточный мозг кора (стр.190) большие полушария головного мозга (стр.191) гормоны (стр.173) адреналин (стр.176) инсулин (стр.176) гормон роста (стр.177) тироксин | на повышенном уровне чувствительные, вставочные и двигательные нейроны (стр.178) вегетативные узлы (стр.180) симпатический отдел (стр.181) парасимпатический отдел (стр.181) мост (стр.190) ядра (стр.190) таламус (стр.191) гипоталамус (стр.191) сахарный диабет (стр.175) кретинизм (стр.175) микседема (стр.175) базедова болезнь (стр.175) |
Тема 11. «Органы чувств» - 6 часа
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне: предупреждение нарушений слуха | на повышенном уровне: анализаторы взаимодействие анализаторов органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: | на повышенном уровне: |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: белочная оболочка (стр.198) роговица (стр.198) сосудистая оболочка (стр.198) радужка (стр.198) зрачок (стр.198) хрусталик (стр.198) стекловидное тело (стр.198) сетчатка (стр.199) | на повышенном уровне анализатор (стр.196) желтое пятно (стр.200) вестибулярный аппарат (стр.206) децибел (стр.205) тактильные рецепторы (стр.208) токсикомания (стр.209) обонятельные рецепторы (стр.209) вкусовые рецепторы (стр.209) |
Тема 12. «Поведение и психика» - 7 часов
В соответствии со Стандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне: общая характеристика ВНД характеристика условных и безусловных рефлексов понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга значение сна гигиена умственного и физического труда режим дня школьника вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему | на повышенном уровне: роль И. Сеченова и И. Павлова в создании учения о ВНД образование и торможение условных рефлексов, их биологическое значение социальная обусловленность поведения человека изменение работоспособности в трудовом процессе профилактика нервно-психических раст-ройств |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: | на повышенном уровне: |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: | на повышенном уровне импринтинг (стр.214) динамический стереотип (стр.215) рассудочная деятельность (стр.217) торможение (стр.219) явление доминанты (стр.220) быстрый сон (стр.222) медленный сон (стр.222) ощущения (стр.224) восприятия (стр.224) динамический стереотип (стр.233) |
Тема 13. «Воспроизведение и развитие организма» - 5 часов
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне: система органов размножения оплодотворение и внутриутробное разви-тие рождение ребенка рост и развитие ребенка характеристику подросткового периода вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство | на повышенном уровне: основные этапы внутриутробного разви-тия периоды развития ребенка после рожде-ния и их характеристика (физиологичес-кие и психические изменения) условия правильного развития биосоци-ального существа |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: | на повышенном уровне: |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: | на повышенном уровне эмбриональный период плодный период постэмбриональный период акселерация физиологическая зрелость психологическая зрелость социальная зрелость |
Календарно – тематическое планирование
по биологии 8 класс курс «Анатомия человека»,
2 часа в неделю «68 часов».
№ п/п | Название темы урока | Название темы лабораторной или практической работы | Метод проведения | Домашнее задание |
Введение (1 час) |
1 | Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Биологическая и социальная роль человека. Место и роль человека в системе органического мира. Методы изучения организма человека. Науки о человеке и их значение | | Рассказ, объяснение, беседа | §1 |
Тема 1. Обшей обзор строения организма человека (5 часов) |
2 | Структура тела человека. Место человека в мировой природе. Уровни организации организма | | Рассказ, объяснение, беседа | §2 |
3 | Клетка и её строение | | Рассказ, объяснение, беседа | §3 |
4 | Клетка, её химический состав и процессы жизнедеятельности. | | Рассказ, объяснение, беседа | §3 |
5 | Основные ткани животных и человека. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности живого организма. | Л/р №1 «Клетки и ткани под микроскопом» | | §4 |
6 | Органы, Системы органов. Организм – единое целое. Нервная и гуморальная регуляция | Л/р №2 «Получение мигательного рефлекса и его торможение» | Контрольная работа (тест) №1 | §5 |
Тема 2. Опорно-двигательная система (6 часов) |
7 | Общий план строения и функции опорно-двигательной системы. Скелет. Кости: химический состав, строение, способы соединения. | Л/р №3 «Строение костной ткани». | | §6 |
8 | Основные отделы скелета человека. Скелет головы и туловища | Л/р №4 «Состав костей» | | §7 |
9 | Скелет верхних и нижних конечностей | | Рассказ, объяснение | §8 |
10 | Первая помощь при травмах: растяжение связок, вывихах суставов, переломах костей. Профилактика травматизма. | . | Знакомство с приёмами оказания первой помощи при повреждениях скелета | §9 |
11 | Типы мышц их строение и значение. Их работа. | | Выявление факторов, влияющих на развитие утомления мышц. | §10- 11 |
12 | Нарушение осанки и плоскостопие. Профилактика искривления осанки | П/р №1 «Проверка правильности осанки» | | §12, П/р № 2 «Есть ли у вас плоскостопие» |
13 | Развитие опорно-двигательной системы. | П/р №3 «Определение гибкости позвоночника» | | §13 |
14 | Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система». | | Контрольная работа (тест) №2 | §6 - §12 |
Тема 3. Кровь и кровообращение (10 часов) |
15 | Транспорт веществ. Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Значение постоянства внутренней среды организма | Л/р №5 «Сравнение крови человека и лягушки» | Рассказ, объяснение | §14 |
16 | Иммунитет. Значение работ Л. Пастера. Факторы влияющие на иммунитет. Значение работ М.И. Мечникова в области иммунитета. | | Рассказ, объяснение | §15 |
17 | Тканевая совместимость и переливание крови. Группы крови | | Рассказ, объяснение | §16 |
18 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения | П/р №4 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца» | Рассказ, объяснение | §17 |
19 | Движение лимфы. Причины движения крови по сосудам | Л/р №6 «Последствия перетяжки указательного пальца: застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов» | Рассказ, объяснение | §18 |
20 | Пульс. Скорость кровотока. Перераспределение крови в организме. | Л/р №7 «Измерение пульса на лучевой артерии, проведение сердечнососудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозировки нагрузки (20 приседаний)» | Рассказ, объяснение | §19 |
21 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов | | Рассказ, объяснение | §20, П/р № 5 «Рефлекторный приток крови к мышцам, включившихся в работу» П/р № 6 «Доказательство вреда курения» |
22 | Предупреждение и профилактика заболеваний сердца и сосудов | | Рассказ, объяснение | §21 |
23 | Первая помощь при кровотечениях | | Рассказ, объяснение | §22 |
24 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Кровь. Кровообращение» | | Рассказ, объяснение Контрольная работа (тест) №3 | §14 - 22 |
Тема 4. Дыхание (6 часов) |
25 | Значение дыхания. Органы дыхания | Л/р №8 «определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | | §23- 24 |
26 | Дыхательные движения | Л/р № 9 «Вычисление расчётной ЖЁЛ исходя из возраста и пола» | Демонстрация модели Дондерса | §25 |
27 | Регуляция дыхания | | | §26, П/р № 7 «Измерение обхвата грудной клетки» |
28 | Болезни органов дыхания их предупреждение. Гигиена дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики и защиты организма | Л/р №10 «Выявление загрязнения воздуха учебного помещения» | | §27 |
29 | Первая помощь при поражении органов дыхания (при отравлении угарным газом, спасении утопающего) | | Рассказ с элементами беседы | §28 |
30 | Согласованная работа кровеносной и дыхательной системы | | Рассказ с элементами беседы Контрольная работа (тест) №4 | §14-28 |
Тема 5. Пищеварение (6 часов) |
31 | Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как биологическая основа жизни. | | Рассказ с элементами беседы | §29 |
32 | Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. Зубы | | | §30 – 31, П/р №8 «Места положения слюнных желёз» |
33 | Пищеварение в ротовой полости и желудке. Роль ферментов в пищеварении | Л/р №11 «Действие ферментов слюны на крахмал» | | §32 |
34 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | Л/р № 12 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | Рассказ с элементами беседы | §33 |
35 | Регуляция пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения | | Рассказ с элементами беседы | §34, сообщения |
36 | Заболевания органов пищеварения. Гигиена питания. Профилактика гепатита и кишечных инфекций | | Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся Контрольная работа (тест) №5 | §35 |
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 часа) |
37 | Обмен веществ и энергии. Регуляция обмена веществ. | Л/р № 13 «Примерное определение энергозатрат по числу пульсовых ударов» | | §36 |
38 | Нормы питания и их связь с энергетическими тратами организма | Л/р № 14 «определение норм питания, составление пищевых рационов» | | §37 |
39 | Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Появление авитаминозов и меры их предупреждения | Л/р № 15 «Функциональная проба Серкина с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | Рассказ с элементами беседы | §38 |
Тема 7. Выделение (2 часа) |
40 | Значение выделения. Строение и функции почек | | Рассказ | §39 |
41 | Предупреждение заболевание почек. Питьевой режим. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья | Л/р № 16 «Оценка загрязнённости воды из талого снега путём определения её прозрачности» | | §40 |
Тема 8. Кожа (4 часа) |
42 | Значение кожи. Строение и функции кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви | Л/р № 17 «Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти с помощью лупы» | | §41 |
43 | Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика | Л/р № 18 «Определение жирности кожи на разных участках лица с помощью бумажной салфетки» | | §42 |
44 | Роль кожи в терморегуляции. закаливание | Л/р № 19 «Выявление тактильных и холодовых рецепторов кожи» | Контрольная работа (тест) №6 | §43 |
Тема 9. Гормональная регуляция и вегетативная нервная система (эндокринная система) (3 часа) |
45 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны | | Рассказ с элементами беседы | §44 |
46 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | | Рассказ с элементами беседы | §45 |
47 | Развитие половых желёз и выделение ими гормонов, определяющих появление вторичных половых признаков | | Рассказ с элементами беседы | §45 |
Тема 10. Нервная система (3 часа) |
48 | Значение, строение и функционирование нервной системы. Автономный отдел нервной системы | П/р № 9. «Действие прямых и обратных связей» | Рассказ с элементами беседы | §46-47 |
49 | Нейрогуморальная регуляция. Спинной мозг. Строение, значение | Л/р № 20 «Штриховое раздражение кожи» | Рассказ с элементами беседы | §48-49 |
50 | Головной мозг: строение, функции | П/р № 10. «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка» | Рассказ с элементами беседы Контрольная работа (тест) №7 | §50 |
Тема 11. Органы чувств и анализаторы (6 часов) |
51 | Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь | | Рассказ с элементами беседы | §51 |
52 | Орган зрения и зрительный анализатор | Л/р № 21 «Выявление радужки и хрусталика, нахождение слепого пятна» | | §52 |
53 | Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения | | Рассказ с элементами беседы | §53 |
54 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы | Л/р № 22 «Определение остроты слуха» | | §54 |
55 | Орган осязания, обоняния, вкуса | Л/р № 23 «Определение чувствительности тыльной и ладонной поверхности кисти и подушечек пальцев на ладонной стороне кисти» | | §55 |
56 | Обобщение знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы» | П/р № 11. «Проверка вестибулярного аппарата» | Контрольная работа (тест) № 8 | §51-55 |
Тема 12. Поведение и психика (7 часов) |
57 | Врождённые и приобретённые формы поведения. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина | П/р № 12. «Получение навыка зеркального письма» | | §56 |
58 | Закономерности работы головного мозга. Высшая нервная деятельность | | Рассказ с элементами беседы | §57 |
59 | Биологические ритмы. Сон и его значение. Биологические ритмы. Бодрствование. | | Рассказ с элементами беседы | §59 |
60 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Условные и безусловные рефлексы | | Рассказ с элементами беседы | §60 |
61 | Воля и эмоции, внимание Память и её виды. | Л/р № 24 «Определение колебания внимания при непроизвольном внимании (опыт усечённой трапеции) | | §61 |
62 | Работоспособность и режим дня. | | Рассказ с элементами беседы | §62 |
63 | Обобщающий урок по теме «Поведение и психика». | | Контрольная работа (тест) №9 | §56-62 |
Тема 13. Индивидуальное развитие организма (5часа). |
64 | Половая система человека. Половые и возрастные особенности | | Рассказ с элементами беседы | §63 |
65 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни передающиеся половым путём. Роль генетических заболеваний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье человека. ВИЧ – инфекция и её профилактика | | Рассказ с элементами беседы | §64 |
66 | Внутриутробное развитие человека. Развитие после рождения. | | Рассказ с элементами беседы | §65 |
67 | О вреде наркотических веществ Психологические особенности личности | | Рассказ с элементами беседы | §66, §67 |
68 | Итоговая контрольная работа (тест) №10 | | | |
Итого по курсу – 68 часов, л/р – 24, пр/р – 12, к/р (тест) – 10
21