СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Духовное краеведение Подмосковья"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на работу в 8 классе по учебнику Л.Л.Шевченко "Духовное краеведение Подмосковья". 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Духовное краеведение Подмосковья"»

Пояснительная записка



Рабочая программа курса «Духовное краеведение Подмосковья» разработана на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья» автора: Л.Л. Шевченко для 8-ого класса. На изучение отводиться 1 час в неделю, 34 часа в год.

Задачи изучения предмета.

Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно - историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).

В процессе обучения предмету «духовное краеведение» ставятся следующие задачи:

  • дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

  • дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;

  • способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:

  • формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

Основные понятия предмета.

«Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этические нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари указанное содержание определяют термином «культура». Христианская культура называла среди самых главных ценностей жизни христиан — веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Культурологическое



содержание предмета «духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории. 

Тематические образовательные блоки содержании.

Отбор содержания предмета «Духовное краеведение Подмосковья» был произведен на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Министерством образования Российской Федерации /М., 2002/.  С учетом специфики регионального компонента были определены семь образовательных линий содержания:

  1. Религиозное мировоззрение. (Историко-культурное содержание Библии. Основы религиозно-философской мысли.)

  2. Нравственно-этическая культура христианства.

  3. История религиозной культурной традиции России (образ жизни).

  4. Письменные источники христианской православной культуры.

  5. Религиозное искусство.

  6. Традиционные религии мира.

  7. Региональный компонент образования (объекты христианской православной культуры на землях Подмосковья).

Базовыми параметрами для определения содержания является специфика предмета «Духовное краеведение Подмосковья», относящегося к новой предметной области «Религиозная культура», структура общего образования (наличие образовательных ступеней), а также ценностные ориентации школьников с учетом возрастных особенностей.

Место учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» изучается на ступени основного общего образования в качестве компонента образовательного учреждения в 8 классе в общем объеме 34 часа, 1часа в неделю.

Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении десяти веков являлось православное христианство. Именно оно всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Содержание учебного пособия «Духовное краеведение» дает определение человека культурного как знающего и с уважением относящегося к культуре своего Отечества и проявляющего уважительное отношение к культуре других народов. Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека: о благочестии, любви к Родине, ответственности. Предмет позволяет дать школьникам знания о православной культуре на землях Московского края и о центрах духовной культуры — русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа.



Преподавание предмета позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.

Восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости, было доступно в дореволюционной России ребенку любой социальной среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Предмет «Духовное краеведение» дает школьникам знания о духовной основе жизни известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве.

Изучение истории христианской православной культуры на землях Подмосковья обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни народа. Христианская православная культура раскрывается в творчестве многих• выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье: например, поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Ф.И. Тютчева, ВА. Жуковского, писателей Ф.М.Достоевского, Н.В. Гоголя, ИС. Тургенева, Н.С. Лескова, композиторов М.И.Глинки, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, художников И.И. Шишкина. И.И. Левитана, А.А. Иванова В.М. и А.М. Васнецовых и многих других. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси как святые. Это иконописец преподобный Андрей Рублев, святые русские князья — страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Их жизнь была связана с историей Московского края.

Учебно-методический комплект

  1. Шевченко, Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Учебное пособие под ред. Л.Н. Антоновой.-2-е изд.-М, 2007. – 256 с.

  2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие. 8 год обучения. Книга 1,2. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. 192 с.

  3. Шевченко, Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Методич. пособие для учителя.-2-е изд. – М., 2007.-74с.

  4. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методич. пособие для учителя: 8-9 годы обучения. –М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 112 с.

  5. Шевченко, Л.Л. наглядное пособие «Иллюстрации» 8 год обучения. –М., 2008.

  6. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокасета, СD-диск).







СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Северное Подмосковье. К игумену Русской земли - преподобному Сергию Радонежскому (5 час)

 
Название учебного предмета. Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Основные понятия предмета. духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Преподобный Сергий Радонежский. Из истории Троице-Сергиевой Лавры. Что изучает духовное краеведение Подмосковья? Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла. Архитектурно-художественные ценности Троице-Сергиевой Лавры. Святыни Северного Подмосковья. Ученик преподобного Сергия Радонежского – преподобный Савва Сторожевский. К преподобному Савве Сторожевскому. Святыни Звенигородской земли.


Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее определение от Рождества Христова. Основные понятия православного христианства. Содержание православной религии. Основные положения христианства: догмат о Троице, о Боговоплощении. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Новый Завет. Изложение учения I4исуса Христа в Евангелиях. Евангелисты. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская  антропология — о природе человека. Положения христианской антропологии  в работах русских педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков.

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края. 
Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Литература древней Руси рассказывает о христианском понимании красоты русской земли. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие. Изображение святых в поэзии. Какие святые почитались на землях Московского края. Маршрут духовного краеведения: «Храмы Подмосковья, названные в честь святых».

Раздел 2. О христианстве и православии (4час)  
Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства древней Руси. Взаимосвязанность разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом — основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители — ученые, писатели, поэты, композиторы, художники. Два корня христианской православной культуры. Святая Земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на Святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси.

Раздел 3.Древнерусский монастырь — центр христианской православной культуры. 
Православие — традиционная религия России. Христианство в жизни русских людей. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к блаженным, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте — даре любви, данном человеку. Притча о талантах.



Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. История русского монашества. Святые Антоний и Феодосий Печерские, святой воин — богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор Летописец. Культурное просвещение христианской Руси. Как возводились русские монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные. Лужецкий Можайский монастырь и преподобный Ферапонт Белозерский. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры: К. Бальмонт, Н. Рубцов, Ф. Соллогуб. Подмосковная усадьба Лукино Ф. Соллогуба. Ее история и обычаи христианского благочестия, о которых она рассказывает. Отражение христианского мировоззрения в творчестве Ф. Соллогуба. А.С. Пушкин о значении монастырской культуры для русской истории и просвещения. Влияние митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова) на формирование христианского мировоззрения Пушкина. Поэтическая переписка святителя и поэта, Святитель и поэт обсуждают вопросы поведения христианства. Христианская этика. Места Подмосковья, связанные с именами святителя Филарета и А.С. Пушкина.

Раздел 4.Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. (6час)
Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библию. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живопись, литературе. Расположение событий Священной истории вокруг четырех основных тем: Сотворение мира — Боговоплощение (Рождество Христово) — Распятие (Крестная Жертва) — Воскресение Христово — создание Церкви. Отражение сюжетов этих тем в произведениях православной культуры и в традициях жизни христиан: иконописи, духовной поэзии, Музыке, христианских праздниках и др. Отражение содержания Священной истории в православном богослужении. Всенощная. Описание богослужения Всенощной в поэзии И.А. Аксакова. Маршрут духовного краеведения Подмосковья, указанный поэтом — село Холмы. Исследование а нем объекта православной культуры — православного храма.

Раздел 5. Язык древнерусского искусства (3час.)


Символы христианской православной культуры — крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: в ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение Креста. Храмы Подмосковья, названные в честь Воздвижения Креста Господня. 
В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни?

Раздел 6. Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. (2час.)
Храм дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Христианский храм в священной топографии Подмосковья. Названия православных храмов Подмосковья рассказывают о событиях Священной истории. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.



Раздел 7. Религиозная живопись. Как разговаривает икона. (2час.)

 
Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Из источников христианской духовной культуры о сохранении икон во времена иконоборчества. Представление иконы «Спас Нерукотворный» в иконописи и поэзии. Картина и икона. Их отличия.

Раздел 8. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский-язык. (5час.)
Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных. Духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие — первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Русские летописцы рассказывают о значении священных книг. Монастыри — центры просвещения и книжности. Литературные памятники древней Руси. Произведения духовной литературы и их авторы. Первые русские христианские писатели. Преподобный Феодосий Печерский, митрополит Илларион, митрополит Никифор, епископ Кирилл Туровский. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. «Слово о законе и благодати». По каким книгам обучались дети в древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Места Подмосковья, где они создавали свои произведения. Какие из написанных ими произведений относятся к произведениям духовной литературы. 

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету». Религиозная культура как предметная область включает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологических, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.





Виды контрольных заданий (для итогового контроля)



  1. Краткий вопрос типа: «Как называется…?», «Перечислите…», «Дайте определение…», «Что означает…?»

  2. Примеры заданий: Как называется главная часть православного храма? Перечислите крупные подмосковные монастыри. Назовите имя русского патриарха в период Смутного времени.»

  3. Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропуском значимого слова или части предложения. Примеры заданий: Вставьте пропущенные слова: «…-Сторожевский монастырь», «Никольская часовня …-Угрешского монастыря», «святые благоверные князья Борис и …», «Владимирская … Божией Матери», « русский иконописец преподобный Андрей…». Уточните датировку: «Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре-это памятник древнерусского зодчества…-…веков». Вставьте пропущенные слова и укажите источник текста: «Не произноси ложного свидетельства на….. твоего».

  4. Описание, характеристика или изложение (1-5предложений). Примеры заданий: Перескажите евангельскую притчу о блудном сыне и дайте нравственную оценку поведению ее персонажей. Что обозначает цветовая символика православной иконы. Кого в христианской религиозной традиции называют святыми людьми.

  5. Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач. Примеры заданий: Дайте буквальный перевод слова «Православие» и объясните смысл его составных частей. Продолжите предложение: «Бог есть…» и объясните смысл этого выражения. Назовите храм Новоиерусалимского монастыря, созданный по образу Иерусалимского храма. Укажите век его постройки и выделите архитектурные особенности. Объясните духовный смысл.

Примеры контрольных заданий (для текущего контроля)

  1. Вставьте пропущенные слова и укажите источник текста: «Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя богов кроме…..». Вставь пропущенные слова: «Апостолы – это ближайшие у……И…..Х…..; апостолы М….., М…, Л…, И,…. написали четыре Е…….. Вставь пропущенные слова: «На пятидесятый день после … на … сошел … в виде огненных языков»; «В этот день Православная Церковь отмечает праздник … …».

  2. Дай определение понятия « икона». Дай характеристику двум поступкам блудного сына. В русской иконографии используются следующие иконографические типы образа Пресвятой Богородицы: «Оранта», «Одигитрия», «…». Заполни пропуски и определи понятия: «Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Елеосвящение – это … Православной Церкви.

  3. Как называются части православного храма. Каких святых изображают на иконах. Кого называют просветителями славян. Кто, согласно христианскому преданию , первым проповедовал христианскую веру на землях Подмосковья.

  4. Перечисли символы христианской культуры. Объясни смысл праздника Рождество Христово. Объясни , почему христиане называют Христа Спасителем. Подбери слова противоположные по смыслу следующим: нетерпение, жестокость, зависть, гордость, себялюбие, непослушание.









Контроль знаний

Текущая проверка проводится в рамках урока, сочетаясь с заданиями по закреплению материала. Домашним заданием является составление маршрутов духовного краеведения Подмосковья и их оформления в выставку творческих работ: «Христианская православная культура на землях Подмосковья». Итоговый контроль может быть осуществлен в сочетании двух форм.

  • Проверка в рамках двух контрольных уроков по листам взаимоконтроля (методический прием В.Ф. Шаталова). Организация контроля. Учитель составляет список контрольных вопросов на основе итоговых контрольных заданий и вопросов учебника, и на первом уроке готовит учащихся, отвечая на каждый контрольный вопрос. После самостоятельной домашней подготовки по этим же вопросам, на следующем уроке ведется фронтальная письменная проверка: учащиеся письменно отвечают на 5 предложенных учителем вопросов из этого списка. Общее количество вопросов определяется количеством тем (30-40 вопросов).

  • Проверка в форме выставки творческих работ по маршрутам духовного краеведения. Организация . Учащиеся выступают в ролях «экскурсоводов» на оформляемой в процессе всех занятий выставки. Каждым учеником –«экскурсоводом» в процессе выполнения домашних заданий готовились тексты экскурсоводов. Экспозиция выставки – это образцы творческих работ школьников – стенды, плакаты, фотографии, вывешенные образцы иллюстраций, текстов, рисунков, составленных учащимися по изученным темам маршрутов духовного краеведения Подмосковья. Гостями выставки являются родители, учащиеся других классов, учителя. Обе формы контроля носят личностно-ориентированный, гуманный характер и позволяют реализовать побудительную, обучающую, воспитательную и развивающую функции контроля.

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Примерное количе­ство часов на са­мостоятельные работы учащихся

Уроки

Лабораторно-практические работы

Контрольные работы


1.

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – преподобному Сергию Радонежскому

5

5



3

2.

О христианстве и православии

4

4



5

3.

Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры

2

2



2

4.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры

6

6



6

5.

Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры

3

2


1

4

6.

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма

2

2



2

7.

Религиозная живопись. Как разговаривает икона?

2

2



5

8.

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык.

5

4


1

4

9.

Резерв учителя

5

5





ИТОГО

34

32


2


Учебно-тематическое планирование

Список литературы


  1. Азбука православного воспитания. — М., 1997.

  2. Алексеев С. Зримая истина. Энциклопедия православной иконы. М., 2003.

  3. Афанасьева С. Основы христианской культуры. Занятия для детей младшего возраста (5-7 лет). Калининград, 2001.

  4. Библейский богословский словарь. / Под редакцией В. Михайловского. м., 1995.

  5. Библия. Издание Московской Патриархии. М., 1995.

  6. Бородина АВ. Основы православной культуры. — М. 2002.

  7. Вениамин (Пушкарь), архиепископ. Священная библейская история. СП6, Владивосток. 2004.

  8. Владимиров А., священник. Учебник жизни. М., 2001:

  9. Гнедич П.П. История искусств. (В 3-х т-г.). Репринтное издание 1897 г. Калининград, 1995.

  10. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х—ХХ вв. 1 Сост. С.С.Бычков. — М., 1992.

  11. История иконописи (УI ХУ вв.). М., 2002.

  12. Как подготовить праздник Рождества Христова. — Центр «Покров». М., 2001.

  13. Колмовский А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. М., 2000.

  14. Комеч А.Н. Русские монастыри. История и культура (Х — ХУIII вв.). М., 2001.

  15. Кошохов Д., священник. Школьное православное образование. — М., 1999.

  16. Коротких С., священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий. Материалы для школьных уроков. Часть 2-я (Первый и второй год обучения). — М., 2003.

  17. Костеров Н.А. Словарь краеведа Подмосковья. М., 2003.

  18. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. (В 4-х т-г.). М., 2001.

  19. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. — М., 1993.

  20. Майорова Н. Литература древней Руси. М., 2003.

  21. Монастыри в окрестностях Москвы. М., 2004.

  22. Новомученики и Исповедники земли Всероссийской. М., 2001.

  23. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижева и С. Фомина. М., 1993.

  24. Осень золотая. Праздничные инсценировки, материалы к урокам. Библиотечка еженедельника «Воскресная школю. М., 2000.

  25. По святым местам Егорьевского края. М., 2001.

  26. Поселявин. Е. Святые вожди земли русской. — М.-СПб., 2000.

  27. Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие. (Выпуски: сентябрь, октябрь). Под, ред. иеромонаха Киприана (Ященко). — М. 2003.

  28. Православная культура. Сборник программ. Под. ред. иеромонаха Киприана (Ященко) и Шевченко ЯЛ. — М., 2003.

  29. Праздник праздников, торжество торжеств. Пасхальный сборник. Кострома, 1998.

  30. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. — М., 1987.

  31. Прекрасный Божий мир /. — М., 1996.

  32. Русские монастыри. Искусство и традиции, ГРМ., 1997.

  33. Русские монастыри. Центральная часть России. М., 1995.

  34. Святыни земли домодедовской. М., 2004.

  35. Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян. СП6., 2002.

  36. Серия книг «Храмы Московской области» Владимир, 2001-2004 гг.

  37. Скоробогатько Н. Русские святые. М., 2004.

  38. Славянская энциклопедия. (В 2-х т.) М.: ((Олма-Пресс», 2001. )

  39. Собрание древнерусского искусства в Загорском Музее. Л.: «Аврора», 1968.

  40. Сорок сороков. М,, 2004.

  41. Сосувцов Е., священник. Первая книга преподавателя Священной Истории. — СП6. 1994.

  42. Справочник-путеводитель по монастырям и святыням Подмосковья. Сост. Крестников Ю. и др. М., 2001.

  43. Супрун В.И. Православия святые имена. Волгоград, 1996.

  44. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Часть 1. Педагогика. Школа. Человек. — Клин, 2000.

  45. Сурова Л.В. Церковный год. — М., 2000.

  46. Тимофей, священник, Берсенева Т.А. Уроки о здоровье и добродетели.—М., 1999.

  47. Тимофей, священник. Пособие по аскетике для современного юношества. —М., 1999.

  48. Григорий Богослов, святитель. Творения. — М., 1843.

  49. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

  50. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — СП6., 1995.

  51. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. — М., 1993.

  52. Ильин И.А. О грядущей русской культуре 1/Сб. «Родина и мы». — Смоленск, 1995.

  53. Ильин И.А. О России и русской душе 1/ Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. — М., 1994.

  54. Ильин И.А. О русской культуре /1 Собр. соч.: В 10 т. Т. б. — М., 1994.

  55. Ильин И.А. Основы христианской культуры 1/ Собр. соч.: В 10 т. Т. 1,—М., 1994.

  56. Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве!! Собр. соч.: В 10 т. Т. 6.—М., 1994. 

11