СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Биосфера и человечество» для 9 класса средней общеобразовательной школы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы составлена на основе программы курса «Биосфера и человечество», 9 класс  (автор И.М. Швец). 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Биосфера и человечество» для 9 класса средней общеобразовательной школы»

УМК предмета экология

Раздела «Биосфера и Человечество» 9 класс


Пырьева С.А. учитель биологии и экологии высшей квалификационной категории, МБОУ г. Астрахани «СОШ №45»


Пояснительная записка

Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы составлена на основе программы курса «Биосфера и человечество», 9 класс (автор И.М. Швец).

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

  1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

  2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  3. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

  4. Учебного плана МОУ «СОШ №45» на 2011 – 2012 учебный год

Данная рабочая программа подкреплена учебником Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2004.–144 с.

В 9 классе на реализацию курса экологии согласно базисному учебному плану из регионального компонента выделено 34 учебных часа (расчёта по 1 ч/нед.). Из них на теорию выделено 26 часов, на лабораторные работы – 2 часа, на практические работы – 5 часов, на защиту исследовательских и проектных работ – 1 час, резерв – 1час.

Тематический план курса «Биосфера и человечество»


Название главы

Кол. часов

Влияние экологических факторов

2

Влияние экологических факторов

2

Воздействие человечества на биосферу

7

Взаимосвязи между людьми

8

Договор, как фактор развития человечества

2

Устойчивое развитие сообщества и природы

2

Человечество и информация о мире

4

Познание мира и экологическое образование.

5

Резерв

2 часа


Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:

  • преемственности экологического образования;

  • интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, история, обществознание, право, экономика);

  • гуманизации образования;

  • соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

  • личностной ориентации содержания образования;

  • деятельностного характера образования и направленности содержания на развитие общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой, исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

1.2. Цель и задачи учебной дисциплины «Биосфера и человечество»

Целевое назначение учебной дисциплины состоит в том, что бы сформировать у обучающихся знания о взаимоотношении людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы; раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем; определить значение устойчивого развития природы и человечества.

В соответствии с этим задачами курса являются:

  1. формирование у учащихся взглядов на биосферу как единый макроорганизм, одним из компонентов которого является человек;

  2. формирование знаний о происхождении и эволюции Земли, об основных законах, определяющих глобальные экологические процессы;

  3. получение чёткого представления о масштабах и возможных последствиях экологического кризиса и его проявления;

  4. формирование гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение и восстановление природного богатства планеты;

  5. создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей;

  6. развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Изложение материала предлагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом – от простого к сложному. Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и на биосферном уровне. Особое внимание уделяется положению человека в природе и влиянию на неё антропогенного фактора.

Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человека на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой являются основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия человечества. Курс планируется изучать на примерах конкретных экологических ситуаций, характерных для Астраханской области.

Содержание каждой главы курсов «Общая экология» и «Биосфера и человечество» структурировано по темам, к которым приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации опытов. Программа изучения экологии в 9 классе включает практикум с целью развития творческих способностей школьников, мышления, моделирования, проектирования.

Обучение учащихся 9-х классов экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников практической деятельности.

Ожидаемый результат изучения курсов экологии «Общая экология» и «Биосфера и человечество» направлен на реализацию деятельностного, практико - и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.

Формы и методы работы:

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения экологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; личностно - деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Для изучения и усвоения всех тем курса предполагается использование следующих форм работы на уроках:

  • опросы;

  • работа в малых группах;

  • тестирование;

  • блиц - опросы;

  • проектная деятельность;

  • письменные контрольные работы;

  • практические работы;

  • тренинги;

  • конференции;

  • зачёты.

Для оценки достижений учащихся по изучению данных курсов необходимо использовать следующие виды контроля: поурочный и тематический.

Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические разноуровневые тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.

1.4. Межпредметные связи курса

Учебная дисциплина «Природоведение» имеет следующие межпредметные связи с географией и экологией в форме интегрированных уроков.

1.5. Содержание программы


1.6.Требования к уровню подготовки обучающихся.

По окончании курса учащиеся должны

знать:

  • о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

  • о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные осо­бенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

  • о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

  • социально-экологические закономерности роста численности населения Зем­ли, возможности влияния и перспективы управления демографическими про­цессами, планирование семьи;

  • современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила ох­раны природы, правовые основы охраны природы);

  • о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные соору­жения, безотходная технология);

  • о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расхо­дование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффектив­ность, использование оборотных вод);

  • об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сы­рья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);

  • о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);

  • о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лес­ных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

  • о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воз­действие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).

уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;

  • использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

  • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и ус­тойчивости в популяциях и биоценозах;

  • строить графики простейших экологических зависимостей;

  • применять знания экологических правил при анализе различных видов хо­зяйственной деятельности;

  • использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природ­ных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и обще­ства;

  • определять уровень загрязнения воздуха и воды;

  • устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

  • объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;

  • прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;

  • проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;

  • проявлять активность в организации и проведении экологических акций;

  • уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

иметь навыки:

  • ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, науки, производства, истории цивилизации;

  • гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

  • социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество, социальная мобильность;

  • познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

  • информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной и Интернет-технологией.

1.6. Перечень учебно-методического обеспечения.

Методические и учебные пособия

  1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.

  2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений – М.: «Дрофа», 2005. – 288 с.

  3. Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2009. – 144 с.

  4. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2005. – 240 с.

  5. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2009. – 192 с.

  6. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2007. – 208 с.

  7. «Экология» 10-11 (9) кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии» Н.М. Черновой и др.

Литература для учителя

  1. Атлас Астраханской области.

  2. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М.: Советская энциклопедия, 1986. – 468 с.

  3. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.

  4. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995. – 104 с.

  5. Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2006. – 416 с.

Литература для учащихся

  1. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 1998. – 270 с.

  2. Конституция Российской федерации. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.

  3. Красная книга Астраханской области.

  4. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – 448 с.

Оборудование и приборы:

  1. Учебные таблицы: «Ярусность», «Смена растительных сообществ», «Жизненные формы животных», «Биоценоз дубравы», «Биоценоз пруда», «Агроценоз», «Круговороты веществ: углерода, азота, фосфора и др.», «Кривые роста населения Земли», «Приспособленности птиц: особенности клюва и лап», «Популяции», «Пищевые цепи», «Пирамиды биомассы»;

  2. Географические карты: «Административная карта мира», «Население Земли», «Мировые минеральные ресурсы», «ООПТ России»;

  3. Портреты учёных: В.И. Вернадский, Г.Ф. Гаузе, В.В. Докучаев;

1.7. Темы исследовательских проектов

  1. Развитие экологического туризма в Астраханской области

  2. Экологический паспорт школы.

  3. Экологически комфортная среда школьника: проблема её создания.

  4. Мода и экологический комфорт.

  5. Энергетика будущего.



Тематическое планирование экология 9 класс

Программная тема

Кол-во часов

№ урока

Тема урока

Дата

Введение

1

1



Влияние экологических факторов на развитие человечества

2

2/1

Важнейшие показатели взаимодействия природы и человечества.



3/2

Возможности человечества к адаптации.


Воздействие человечества на биосферу.

7

4/1

Потребности людей в питании и её влияние на биосферу.



5/2

Потребности людей в дыхании и её влияние на биосферу.



6/3

Потребности людей в размножении и её влияние на биосферу.



7/4

Значение информации для развития человечества.



8/5

Экологическое и технологическое воздействие на биосферу.



9/6

Экологические кризисы в истории человечества.



10/7

Современный масштаб деятельности человечества.


Взаимосвязи между людьми

8

11/1

Внутреннее разнообразие человеческого общества.



12/2

Увеличение плотности населения в процессе развития человечества.



13/3

Потребности людей и их взаимодействие друг с другом.



14/4

Формирование понятия о морали и нравственности.



15/5

Зарождение новых взаимоотношений в человечестве.



16/6

Биоэтика.



17/7

Социальные факторы: их влияние на человечество



18/8

Война и голод – основные факторы, негативно влияющие на людей.



19/1

Проблема голода.


Договор как фактор развития человечества

2

20/1

Договор как фактор развития человечества.



21/2

Эволюция механизмов договорённости между людьми.


Устойчивое развитие общества и природы

2

22/2

Перспективы устойчивого развития общества и природы



23/3

Концепция устойчивого развития.


Человечество и информация о мире

4

24/1

Разум и развитие взаимоотношений человечества с окружающим миром.



25/2

Биосферная роль человека.



26/3

Развитие представлений человечества о мире.



27/4

Картины мира.


Познание мира и экологическое образование.

5

28/1

Научно – технический прогресс.



29/2

Культура отношений человечества в природе.



30/3

Учение В.И. Вернадского о биосфере.



31/4

Ноосфера.



32/5

Экологическое сознание.


Резерв

2