УМК предмета экология
Раздела «Биосфера и Человечество» 9 класс
Пырьева С.А. учитель биологии и экологии высшей квалификационной категории, МБОУ г. Астрахани «СОШ №45»
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы составлена на основе программы курса «Биосфера и человечество», 9 класс (автор И.М. Швец).
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
Учебного плана МОУ «СОШ №45» на 2011 – 2012 учебный год
Данная рабочая программа подкреплена учебником Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2004.–144 с.
В 9 классе на реализацию курса экологии согласно базисному учебному плану из регионального компонента выделено 34 учебных часа (расчёта по 1 ч/нед.). Из них на теорию выделено 26 часов, на лабораторные работы – 2 часа, на практические работы – 5 часов, на защиту исследовательских и проектных работ – 1 час, резерв – 1час.
Тематический план курса «Биосфера и человечество»
Название главы | Кол. часов |
Влияние экологических факторов | 2 |
Влияние экологических факторов | 2 |
Воздействие человечества на биосферу | 7 |
Взаимосвязи между людьми | 8 |
Договор, как фактор развития человечества | 2 |
Устойчивое развитие сообщества и природы | 2 |
Человечество и информация о мире | 4 |
Познание мира и экологическое образование. | 5 |
Резерв | 2 часа |
Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:
преемственности экологического образования;
интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, история, обществознание, право, экономика);
гуманизации образования;
соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
личностной ориентации содержания образования;
деятельностного характера образования и направленности содержания на развитие общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой, исследовательской и проектной деятельности;
формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.
1.2. Цель и задачи учебной дисциплины «Биосфера и человечество»
Целевое назначение учебной дисциплины состоит в том, что бы сформировать у обучающихся знания о взаимоотношении людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы; раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем; определить значение устойчивого развития природы и человечества.
В соответствии с этим задачами курса являются:
формирование у учащихся взглядов на биосферу как единый макроорганизм, одним из компонентов которого является человек;
формирование знаний о происхождении и эволюции Земли, об основных законах, определяющих глобальные экологические процессы;
получение чёткого представления о масштабах и возможных последствиях экологического кризиса и его проявления;
формирование гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение и восстановление природного богатства планеты;
создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей;
развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Изложение материала предлагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом – от простого к сложному. Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и на биосферном уровне. Особое внимание уделяется положению человека в природе и влиянию на неё антропогенного фактора.
Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человека на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой являются основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия человечества. Курс планируется изучать на примерах конкретных экологических ситуаций, характерных для Астраханской области.
Содержание каждой главы курсов «Общая экология» и «Биосфера и человечество» структурировано по темам, к которым приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации опытов. Программа изучения экологии в 9 классе включает практикум с целью развития творческих способностей школьников, мышления, моделирования, проектирования.
Обучение учащихся 9-х классов экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников практической деятельности.
Ожидаемый результат изучения курсов экологии «Общая экология» и «Биосфера и человечество» направлен на реализацию деятельностного, практико - и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.
Формы и методы работы:
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения экологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; личностно - деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Для изучения и усвоения всех тем курса предполагается использование следующих форм работы на уроках:
Для оценки достижений учащихся по изучению данных курсов необходимо использовать следующие виды контроля: поурочный и тематический.
Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.
При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.
Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы.
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические разноуровневые тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.
1.4. Межпредметные связи курса
Учебная дисциплина «Природоведение» имеет следующие межпредметные связи с географией и экологией в форме интегрированных уроков.
1.5. Содержание программы
1.6.Требования к уровню подготовки обучающихся.
По окончании курса учащиеся должны
знать:
о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;
современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);
о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);
о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).
уметь:
решать простейшие экологические задачи;
использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
строить графики простейших экологических зависимостей;
применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
определять уровень загрязнения воздуха и воды;
устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;
прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;
проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;
проявлять активность в организации и проведении экологических акций;
уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
иметь навыки:
ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, науки, производства, истории цивилизации;
гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;
социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество, социальная мобильность;
познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной и Интернет-технологией.
1.6. Перечень учебно-методического обеспечения.
Методические и учебные пособия
Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений – М.: «Дрофа», 2005. – 288 с.
Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2009. – 144 с.
Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2005. – 240 с.
Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2009. – 192 с.
Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2007. – 208 с.
«Экология» 10-11 (9) кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии» Н.М. Черновой и др.
Литература для учителя
Атлас Астраханской области.
Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М.: Советская энциклопедия, 1986. – 468 с.
Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995. – 104 с.
Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2006. – 416 с.
Литература для учащихся
Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 1998. – 270 с.
Конституция Российской федерации. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.
Красная книга Астраханской области.
Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – 448 с.
Оборудование и приборы:
Учебные таблицы: «Ярусность», «Смена растительных сообществ», «Жизненные формы животных», «Биоценоз дубравы», «Биоценоз пруда», «Агроценоз», «Круговороты веществ: углерода, азота, фосфора и др.», «Кривые роста населения Земли», «Приспособленности птиц: особенности клюва и лап», «Популяции», «Пищевые цепи», «Пирамиды биомассы»;
Географические карты: «Административная карта мира», «Население Земли», «Мировые минеральные ресурсы», «ООПТ России»;
Портреты учёных: В.И. Вернадский, Г.Ф. Гаузе, В.В. Докучаев;
1.7. Темы исследовательских проектов
Развитие экологического туризма в Астраханской области
Экологический паспорт школы.
Экологически комфортная среда школьника: проблема её создания.
Мода и экологический комфорт.
Энергетика будущего.
Тематическое планирование экология 9 класс
Программная тема | Кол-во часов | № урока | Тема урока | Дата |
Введение | 1 | 1 | | |
Влияние экологических факторов на развитие человечества | 2 | 2/1 | Важнейшие показатели взаимодействия природы и человечества. | |
| 3/2 | Возможности человечества к адаптации. | |
Воздействие человечества на биосферу. | 7 | 4/1 | Потребности людей в питании и её влияние на биосферу. | |
| 5/2 | Потребности людей в дыхании и её влияние на биосферу. | |
| 6/3 | Потребности людей в размножении и её влияние на биосферу. | |
| 7/4 | Значение информации для развития человечества. | |
| 8/5 | Экологическое и технологическое воздействие на биосферу. | |
| 9/6 | Экологические кризисы в истории человечества. | |
| 10/7 | Современный масштаб деятельности человечества. | |
Взаимосвязи между людьми | 8 | 11/1 | Внутреннее разнообразие человеческого общества. | |
| 12/2 | Увеличение плотности населения в процессе развития человечества. | |
| 13/3 | Потребности людей и их взаимодействие друг с другом. | |
| 14/4 | Формирование понятия о морали и нравственности. | |
| 15/5 | Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. | |
| 16/6 | Биоэтика. | |
| 17/7 | Социальные факторы: их влияние на человечество | |
| 18/8 | Война и голод – основные факторы, негативно влияющие на людей. | |
| 19/1 | Проблема голода. | |
Договор как фактор развития человечества | 2 | 20/1 | Договор как фактор развития человечества. | |
| 21/2 | Эволюция механизмов договорённости между людьми. | |
Устойчивое развитие общества и природы | 2 | 22/2 | Перспективы устойчивого развития общества и природы | |
| 23/3 | Концепция устойчивого развития. | |
Человечество и информация о мире | 4 | 24/1 | Разум и развитие взаимоотношений человечества с окружающим миром. | |
| 25/2 | Биосферная роль человека. | |
| 26/3 | Развитие представлений человечества о мире. | |
| 27/4 | Картины мира. | |
Познание мира и экологическое образование. | 5 | 28/1 | Научно – технический прогресс. | |
| 29/2 | Культура отношений человечества в природе. | |
| 30/3 | Учение В.И. Вернадского о биосфере. | |
| 31/4 | Ноосфера. | |
| 32/5 | Экологическое сознание. | |
Резерв | 2 | | | |