СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Геометрическая мозаика" 6 кл.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Математическая мозаика» (общеинтеллектуальное направление развития личности школьника),  6 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Геометрическая мозаика" 6 кл.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 65 им. Б.П.Агапитова

с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла»

города Магнитогорска



Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по ВР Директор МОУ «СОШ №65

Кутдусова Е.Ф.______________ им.Б.П.Агапитова УИПМЭЦ» г.Магнитогорска

«____"_______________2016г. Чмеленко Е.Ю. _________________________

Приказ №______от______________________




Рабочая программа
  1. внеурочной деятельности

«Геометрическая мозаика»

(общеинтеллектуальное направление развития личности школьника)

6 класс

.





Составитель:

Кузьмина Светлана Анатольевна







г. Магнитогорск

2016-2017 учебный год





1. Планируемые результаты освоения курса


Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять,  высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.

  • Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.


Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

  • познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;

  • познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;

  • освоить логические приемы, применяемые при решении задач;

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию

  • познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.

  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;

  •  познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;

  • познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;

  • приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;

  • приобрести опыт презентации собственного продукта.




























2. Содержание учебного курса


Тема

Кол-во часов

Содержание

Компетентности

Продукт, полученный в результате деятельности

Форма организации деятельности

1

Задачи на логическое мышление

9

Методика решения текстовых задач; понятие текстовой задачи, сюжетной задачи, виды задач.

Чтение условия задачи, анализ условия задачи.

Задачи с недостающими данными, задачи с избыточными данными.

Работа с информацией. Представление информации.

Логические задачи, головоломки, ребусы


Уметь:

Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач.

Выдвигать гипотезы.

Использовать компьютерное моделирование и эксперимент.

Строить диаграммы, проводить социологические исследования, обрабатывать данные.

Обсуждать особенности математического языка. 

Решатьзадачи, в том числе задачи с практическим содержанием, с реальными данными.

Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

- выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче

Конкурс «Лучший логик»

Обсуждение


Практикум

2

Задачи на комбинаторику

6

Перебор вариантов. Правило суммы. Правило произведения.

Понятие вероятности.

Вероятность событий.

Граф. Дерево.

Уметь:

Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. 

Решать комбинаторные задачи с помощью перебора возможных вариантов, в том числе, путем построения дерева возможных вариантов.

 Строить теоретико-множественные модели некоторых видов комбинаторных задач.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • решать логические задачи и задачи а перебор вариантов

Генеалогическое дерево

Практикум


Проблемная беседа

3

Задачи, требующие нетрадиционного мышления.

9

Центральная симметрия.

Осевая симметрия.

Построение точек, симметричных относительно центра и оси.

Симметричные фигуры.

Конструирование симметричных фигур.

Создание орнаментов, паркета.

Уметь:

Распознавать, вырезать  плоские фигуры, симметричные относительно прямой.

Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе компьютерных технологий. 

Формулировать свойства двух фигур, симметричных относительно плоскости используя эксперимент, наблюдение, моделирование.  

Находить в окружающем нас мире плоские и пространственные симметричные фигуры.

Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии.

Вырезать из бумаги, изображать от руки и с помощью инструментов.

Проводить ось симметрии фигуры.

Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помошью компьютерных технологий.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

применять свойства симметрии при решении жизненных задач

Исследовательская работа

Практикум


Исследовательская работа

4

Занимательная криптография

5

Занимательные задачи

Сюжетные задачи

Моделирование задачи

Поиск решения задачи

Нетрадиционные способы решения сюжетных задач




Уметь:

Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. 

Выдвигать гипотезы.

Использовать компьютерное моделирование и эксперимент.

Выделять этапы решения задачи;

Интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:


Защита проекта

Практикум



5

Решение олимпиадных задач

5

Задачи на логику

Задачи на перебор вариантов

Задачи на переливания

Задачи на работу

Задачи на проценты

Уметь:

Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. 

Решать задачи, в том числе задачи с практическим содержанием, с реальными данными.

Выдвигать гипотезы. 

Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты.

Использовать компьютерное моделирование и эксперимент

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

- выдвигать гипотезы о возможных решениях задачи.

Олимпийский турнир

Соревнование

10

Итоги года

1

Творческий отчет



Смотр-конкурс творческих работ




3. Тематическое планирование курса



Название темы

Количество

часов

Количество часов, планируемое учителем

Контроль

1

Задачи на логическое мышление

9

9

9

Конкурс «Лучший логик»

2

Задачи на комбинаторику

6

6

6

Генеалогическое дерево

3

Задачи, требующие нетрадиционного мышления

9

9

9

Исследовательская работа

4

Занимательная криптография

5

5

5

Защита проекта

5

Решение олимпиадных задач

5

5

5

Олимпийский турнир

10

Итоги года

1

1

1

Конкурс творческих работ


Итого

35

35

35






Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Дата проведения

Форма проведения


Задачи на логическое мышление




1

Схема построения, сюжетной задачи, виды задач.



Беседа

2

Чтение условия задачи, анализ условия задачи.



Проблемная беседа

3

Поиск плана решения задачи.



Проблемная беседа

4

Задачи с недостающими данными, задачи с избыточными данными.



Обсуждение

5

Работа с информацией: получение, передача, хранение



Проблемная беседа

6

Работа с информацией: преобразование



Соревнование

7

Представление информации различными способами



Практикум

8

Решение логических задач



Практикум

9

Решение математических головоломок и ребусов



Практикум


Задачи на комбинаторику




10

Перебор вариантов.



Проблемный поиск

11

Правило суммы.



Практикум

12

Правило произведения.



Практикум

13

Понятие вероятности.



Проблемная беседа

14

Вероятность событий.



Проблемная беседа

15

Граф. Дерево.



Моделирование


Задачи, требующие нетрадиционного мышления




16

Центральная симметрия.



Практикум

17

Осевая симметрия.



Практикум

18

Построение точек, симметричных относительно центра и оси.



Практикум

19

Симметричные фигуры.



Практикум

20

Конструирование симметричных фигур.



Конструирование

21

Конструирование правильных многогранников



Конструирование

22

Конструирование призм, пирамид



Конструирование

23

Создание орнаментов



Конструирование

24

Создание паркета



Конструирование


Занимательная криптография




25

Занимательные задачи



Практикум

26

Сюжетные задачи



Практикум

27

Моделирование задачи



Практикум

28

Поиск решения задачи



Практикум

29

Нетрадиционные способы решения сюжетных задач



Исследовательская работа


Решение олимпиадных задач




30

Задачи на логику



Обсуждение

31

Задачи на перебор вариантов



Практикум

32

Задачи на переливания



Практикум

33

Задачи на работу



Практикум

34

Задачи на проценты



Практикум

35

Итоги года



Смотр-конкурс творческих работ





Методическое обеспечение курса:


  1. Аменицкий Н. Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика: [для сред, и ст. шк. возраста] М. : Просвещение, 2008. — 144 с. : ил.

  2. Гордиенко Н., Гордиенко С. Большая книга логических игр и головоломок / Редактор Е. Рудакова - Изд.: АСТ, Астрель, Харвест, 2005 г., 320 стр.

  3. Деркач О. А., Быков В. В. 1000 заданий на смекалку. — М.: АСТ-ПРЕСС СКД. — 304 с.

  4. Дружинина М. В. Большая книга досуга. Сто затей для друзей: Головоломки. ребусы, загадки, путаницы / Ил. Н. Кудрявцевой, И. Новикова. — М.: Дрофа-Плюс, 2007. — 80 е.: ил.

  5. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5—7 кл./А. В. Спивак.— М. : Просвещение, 2002. — 207 с. : ил.

  6. Шарыгин И. Ф. Стандарт по математике : 500 геометрических задач : кн. для учителя / И. Ф. Шарыгин.— 2-е изд.— М. : Просвещение, 2007.— 205 с. : ил.

  7. Шарыгин И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы/И. Ф. Шарыгин. - 2-е изд., стереотип.: - М., Дрофа, 2009. - 156 с.

  8. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: учебник / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 189 с. [3]с.: ил.

  9. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. 5-6 кл. – М.: Просвещение, 2010.






Медиаресурсы:

  1. http://www.math-on-line.com - Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике

  2. http://rumultik.ru/zanimatelnaya_geometriya/ - Занимательные уроки: Занимательная геометрия.