Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Геометрическая мозаика" 6 кл.»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 65 им. Б.П.Агапитова
с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла»
города Магнитогорска
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по ВР Директор МОУ «СОШ №65
Кутдусова Е.Ф.______________ им.Б.П.Агапитова УИПМЭЦ» г.Магнитогорска
«____"_______________2016г. Чмеленко Е.Ю. _________________________
Приказ №______от______________________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Геометрическая мозаика»
(общеинтеллектуальное направление развития личности школьника)
6 класс
.
Составитель:
Кузьмина Светлана Анатольевна
г. Магнитогорск
2016-2017 учебный год
1. Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:
познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;
познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;
освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию
познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.
расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;
познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
приобрести опыт презентации собственного продукта.
2. Содержание учебного курса
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание | Компетентности | Продукт, полученный в результате деятельности | Форма организации деятельности |
1 | Задачи на логическое мышление | 9 | Методика решения текстовых задач; понятие текстовой задачи, сюжетной задачи, виды задач. Чтение условия задачи, анализ условия задачи. Задачи с недостающими данными, задачи с избыточными данными. Работа с информацией. Представление информации. Логические задачи, головоломки, ребусы | Уметь: Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Выдвигать гипотезы. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент. Строить диаграммы, проводить социологические исследования, обрабатывать данные. Обсуждать особенности математического языка. Решатьзадачи, в том числе задачи с практическим содержанием, с реальными данными. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты. В повседневной жизни и при изучении других предметов: - выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче | Конкурс «Лучший логик» | Обсуждение Практикум |
2 | Задачи на комбинаторику | 6 | Перебор вариантов. Правило суммы. Правило произведения. Понятие вероятности. Вероятность событий. Граф. Дерево. | Уметь: Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Решать комбинаторные задачи с помощью перебора возможных вариантов, в том числе, путем построения дерева возможных вариантов. Строить теоретико-множественные модели некоторых видов комбинаторных задач. В повседневной жизни и при изучении других предметов: | Генеалогическое дерево | Практикум Проблемная беседа |
3 | Задачи, требующие нетрадиционного мышления. | 9 | Центральная симметрия. Осевая симметрия. Построение точек, симметричных относительно центра и оси. Симметричные фигуры. Конструирование симметричных фигур. Создание орнаментов, паркета. | Уметь: Распознавать, вырезать плоские фигуры, симметричные относительно прямой. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе компьютерных технологий. Формулировать свойства двух фигур, симметричных относительно плоскости используя эксперимент, наблюдение, моделирование. Находить в окружающем нас мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Вырезать из бумаги, изображать от руки и с помощью инструментов. Проводить ось симметрии фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помошью компьютерных технологий. В повседневной жизни и при изучении других предметов: применять свойства симметрии при решении жизненных задач | Исследовательская работа | Практикум Исследовательская работа |
4 | Занимательная криптография | 5 | Занимательные задачи Сюжетные задачи Моделирование задачи Поиск решения задачи Нетрадиционные способы решения сюжетных задач | Уметь: Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Выдвигать гипотезы. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент. Выделять этапы решения задачи; Интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи; В повседневной жизни и при изучении других предметов: | Защита проекта | Практикум |
5 | Решение олимпиадных задач | 5 | Задачи на логику Задачи на перебор вариантов Задачи на переливания Задачи на работу Задачи на проценты | Уметь: Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Решать задачи, в том числе задачи с практическим содержанием, с реальными данными. Выдвигать гипотезы. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент В повседневной жизни и при изучении других предметов: - выдвигать гипотезы о возможных решениях задачи. | Олимпийский турнир | Соревнование |
10 | Итоги года | 1 | Творческий отчет | | | Смотр-конкурс творческих работ |
3. Тематическое планирование курса
№ | Название темы | Количество часов | Количество часов, планируемое учителем | Контроль |
6а | 6б |
1 | Задачи на логическое мышление | 9 | 9 | 9 | Конкурс «Лучший логик» |
2 | Задачи на комбинаторику | 6 | 6 | 6 | Генеалогическое дерево |
3 | Задачи, требующие нетрадиционного мышления | 9 | 9 | 9 | Исследовательская работа |
4 | Занимательная криптография | 5 | 5 | 5 | Защита проекта |
5 | Решение олимпиадных задач | 5 | 5 | 5 | Олимпийский турнир |
10 | Итоги года | 1 | 1 | 1 | Конкурс творческих работ |
| Итого | 35 | 35 | 35 | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения | Форма проведения |
6а | 6г |
| Задачи на логическое мышление | | | |
1 | Схема построения, сюжетной задачи, виды задач. | | | Беседа |
2 | Чтение условия задачи, анализ условия задачи. | | | Проблемная беседа |
3 | Поиск плана решения задачи. | | | Проблемная беседа |
4 | Задачи с недостающими данными, задачи с избыточными данными. | | | Обсуждение |
5 | Работа с информацией: получение, передача, хранение | | | Проблемная беседа |
6 | Работа с информацией: преобразование | | | Соревнование |
7 | Представление информации различными способами | | | Практикум |
8 | Решение логических задач | | | Практикум |
9 | Решение математических головоломок и ребусов | | | Практикум |
| Задачи на комбинаторику | | | |
10 | Перебор вариантов. | | | Проблемный поиск |
11 | Правило суммы. | | | Практикум |
12 | Правило произведения. | | | Практикум |
13 | Понятие вероятности. | | | Проблемная беседа |
14 | Вероятность событий. | | | Проблемная беседа |
15 | Граф. Дерево. | | | Моделирование |
| Задачи, требующие нетрадиционного мышления | | | |
16 | Центральная симметрия. | | | Практикум |
17 | Осевая симметрия. | | | Практикум |
18 | Построение точек, симметричных относительно центра и оси. | | | Практикум |
19 | Симметричные фигуры. | | | Практикум |
20 | Конструирование симметричных фигур. | | | Конструирование |
21 | Конструирование правильных многогранников | | | Конструирование |
22 | Конструирование призм, пирамид | | | Конструирование |
23 | Создание орнаментов | | | Конструирование |
24 | Создание паркета | | | Конструирование |
| Занимательная криптография | | | |
25 | Занимательные задачи | | | Практикум |
26 | Сюжетные задачи | | | Практикум |
27 | Моделирование задачи | | | Практикум |
28 | Поиск решения задачи | | | Практикум |
29 | Нетрадиционные способы решения сюжетных задач | | | Исследовательская работа |
| Решение олимпиадных задач | | | |
30 | Задачи на логику | | | Обсуждение |
31 | Задачи на перебор вариантов | | | Практикум |
32 | Задачи на переливания | | | Практикум |
33 | Задачи на работу | | | Практикум |
34 | Задачи на проценты | | | Практикум |
35 | Итоги года | | | Смотр-конкурс творческих работ |
Методическое обеспечение курса:
Аменицкий Н. Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика: [для сред, и ст. шк. возраста] М. : Просвещение, 2008. — 144 с. : ил.
Гордиенко Н., Гордиенко С. Большая книга логических игр и головоломок / Редактор Е. Рудакова - Изд.: АСТ, Астрель, Харвест, 2005 г., 320 стр.
Деркач О. А., Быков В. В. 1000 заданий на смекалку. — М.: АСТ-ПРЕСС СКД. — 304 с.
Дружинина М. В. Большая книга досуга. Сто затей для друзей: Головоломки. ребусы, загадки, путаницы / Ил. Н. Кудрявцевой, И. Новикова. — М.: Дрофа-Плюс, 2007. — 80 е.: ил.
Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5—7 кл./А. В. Спивак.— М. : Просвещение, 2002. — 207 с. : ил.
Шарыгин И. Ф. Стандарт по математике : 500 геометрических задач : кн. для учителя / И. Ф. Шарыгин.— 2-е изд.— М. : Просвещение, 2007.— 205 с. : ил.
Шарыгин И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы/И. Ф. Шарыгин. - 2-е изд., стереотип.: - М., Дрофа, 2009. - 156 с.
Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: учебник / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 189 с. [3]с.: ил.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. 5-6 кл. – М.: Просвещение, 2010.
Медиаресурсы:
http://www.math-on-line.com - Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике
http://rumultik.ru/zanimatelnaya_geometriya/ - Занимательные уроки: Занимательная геометрия.