Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г.Хабаровска
«Средняя школа № 10»
Принято на педагогическом совете № ______ от «___»__________2016г. _________/_____________ | | Утверждаю директор МАОУ «СШ № 10» _________/Струценко Т.И. «___»______________2016г. |
Рабочая программа
учебного курса
«Информатика и ИКТ»
в 10-11 классах
информационно-технологического профиля обучения
на 2016-2018 учебные годы
Составитель:
учитель информатики Чернышова Е.И.
2016 год
Пояснительная записка
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.) [1]. Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение 34 учебных недель в году общим объемом 272 учебных часа (из расчета 4 часа в неделю), в том числе в X классе – 136 учебных часов и в XI классе – 136 учебных часов.
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 10 класса [5] и для 11 класса [6].
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и ИКТ» на профильном уровне [3], разработанной автором учебников [5, 6] Угриновичем Н.Д., содержание которой соответствует [7] Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне [2], рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса. Так увеличено количество часов на повторение и подготовку к ЕГЭ, уменьшено количество часов на темы «Разработка Web–сайтов и Web–дизайн» и «Информационное общество» [4], изменена последовательность изложения материала. Для обучения основам объектно-ориентированного программирования используется язык Turbo Delphi, так как в основной школе обучение основам программирования проводилось на языке Turbo Pascal. Выполнение практических работ предполагается в среде программирования Lazarus и PascalABC.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:
информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;
математическое и компьютерное моделирование;
основы информационного управления.
Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых аппаратных и программных средств ИКТ. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, в том числе относящиеся к другим школьным предметам.
Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся, самостоятельно справившимся с ними.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;
подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Содержание дисциплины (272 часа)
10 класс (136 час.)
Архитектура компьютера – 10 час. (7+3)
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор и оперативная память. Внешняя (долговременная) память
Файл и файловые системы. Логическая структура носителя информации. Иерархическая файловая система
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 1 «Характеристики процессора и системной платы»
Задание 1 «Тестирование системной платы».
Задание 2 «Определение объемов кэш-памяти процессора».
Задание 3 «Определение температуры процессора».
Задание 4 «Производительность процессора».
задание 5 «Виртуальная память».
Практическая работа № 2 «Работа с файлами»
Задание 1 «Объем файла в различных файловых системах».
Задание 2 «Расширение и атрибуты файла».
Задание 3 «Копирование файлов».
задание 4 «Архивация файлов».
Практическая работа № 3 »Файловая система»
Задание 1 «Проверка файловой системы диска».
Задание 2 «Форматирование из командной строки».
Задание 3 «Дефрагментация диска».
Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
выполнять простейшие задачи системного администрирования, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов;
оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации и скорость передачи информации; устранять простейшие неисправности; инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при администрировании своего компьютера, при выполнении операций, связанных с использованием современных средств ИКТ.
Основные термины по разделу:
BIOS | Программы начальной загрузки, находящиеся в микросхеме памяти (англ. «Basic Input/Output System» — базовая система ввода/вывода) |
Blu-Ray | Оптический диск повышенной информационной емкости (англ. «Blue-Ray» — голубой луч) |
CD | Компакт-диск (англ. «Compact Disk») |
DDR | Тип модулей (англ. «Double Data Rate» — удвоенная скорость передачи данных). Модули памяти DDR имеют 184 разъема |
DDR2 | Тип модулей оперативной памяти, которые обладают меньшим энергопотреблением, чем модули DDR, и поэтому могут иметь большую частоту. Модули памяти DDR2 имеют 240 разъемов |
DVD | Цифровой универсальный диск (англ. «Digital Versatile Disk») |
HDDVD | Цифровой универсальный диск повышенной информационной емкости (англ. «High Definition DVD») |
SFX | Самораспаковывающийся архив (англ. «SelF-eXtracting») |
Мультисессия | При записи CD- или DVD-диска можно записывать файлы в несколько сессий (приемов) |
Полевой транзистор | Транзистор, в котором ток изменяется в результате действия перпендикулярного току электрического поля, создаваемого входным сигналом |
Информация. Системы счисления – 27 час. (22+5)
Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Хранение информации
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Непозиционные системы счисления. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Представление чисел в компьютере. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 4 «Перевод единиц измерения количества информации».
Практическая работа № 5 «Определение количества информации».
Практическая работа № 6 «Римская система счисления».
Практическая работа № 7 «Перевод десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа».
Практическая работа № 8«Арифметические операции в позиционных системах счисления».
Учащиеся должны знать/понимать:
виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче;
особенности протекания информационных процессов в природе, обществе, технике;
подходы к измерению информации, алфавитный и вероятностный подход;
связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
кодирование текстовой, графической и звуковой информации;
основные понятия систем счисления, алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
особенности представления целых и действительных чисел в ЭВМ.
Учащиеся должны уметь:
выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
определять вид информационного процесса;
работать с различными носителями информации.
Основные термины по разделу:
Бит | Количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза |
Глубина кодирования звука | Количество информации, которое необходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука |
Глубина цвета | Количество информации, которое используется при кодировании цвета точек изображения |
Пиксель | Минимальный элемент изображения (точка), которому можно задать цвет и яркость. Пиксель является элементом растра |
Равновероятные события | События называются равновероятными, если при возрастающем количестве испытаний (10, 100, 1000 и так далее) количество реализаций событий будут все более сближаться |
Разрешающая способность | Характеристика качества изображения. Разрешающая способность экрана монитора определяется количеством точек по горизонтали и вертикали |
Растр | Двумерный массив точек, упорядоченных в строки и столбцы, который используется для создания изображения на экране монитора |
Синергетика | Наука о самоорганизующихся системах в неживой и живой природе, обменивающихся веществом, энергией и информацией с окружающей средой |
Система счисления | Знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами |
Частота дискретизации звука | Количество измерений громкости звука за одну секунду |
Основы логики и логические основы компьютера – 18 час. (11+7)
Формы мышления. Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений.
Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 9 «Таблицы истинности».
Практическая работа № 10 «Определение истинности логического выражения».
Практическая работа № 11 «Функции импликации и эквивалентности».
Практическая работа № 12 «Электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ» в кострукторе схем
Практическая работа № 13 «Логические схемы логических функций» в редакторе схем
Практическая работа № 14. «Полусумматор и сумматор одноразрядных двоичных чисел» в редакторе схем
Практическая работа № 15 «Логическая схема триггера» в редакторе схем
Учащиеся должны знать/понимать:
логическую символику;
основные понятия формальной логики;
основные операции и законы алгебры логики;
назначение таблиц истинности;
реализацию логических операций средствами электроники;
принципы построения схем из логических элементов.
Учащиеся должны уметь:
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности;
преобразовывать логические выражения;
строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.
Основные термины по разделу:
Высказывание | Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о реальных предметах, их свойствах и отношениях между ними. Высказывание может быть либо истинно, либо ложно |
Логика | Наука о формах и способах мышления |
Понятие | Форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта |
Умозаключение | Форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких высказываний (посылок) может быть получено новое высказывание (вывод) |
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование – 66 час. (33+32)
Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
История развития языков программирования
Введение в объектно-ориентированное визуальное программирование. Объекты: свойства и методы. События. Проекты и приложения
Система объектно-ориентированного программирования Lazarus. Переменные. Графический интерфейс. Процедуры и функции. Итерация и рекурсия.
Алгоритмы перевода чисел и их кодирование на языке объектно-ориентированного программирования Lazarus. Алгоритм перевода целых чисел. Алгоритм перевода дробных чисел
Графика в языке программирования Lazarus. Компьютерная и математическая системы координат. Анимация.
Модульный принцип построения решений и проектов.
Чтение и запись данных в файлы.
Массивы. Заполнение массивов. Поиск элемента в массивах. Сортировка числовых массивов. Сортировка строковых массивов
Компьютерный практикум:
Выполнение проектов в среде объектно-ориентированного программирования Lazarus:
Практическая работа №16 Проект «Приветствие»
Практическая работа № 17 Проект «Переменные». (2 ч)
Практическая работа № 18 Проект «Отметка». (2 ч)
Практическая работа № 19 Проект «Функции преобразования типов».
Практическая работа № 20 Проект «Передача по ссылке и по значению».
Практическая работа № 21 Проект «Функция».
Практическая работа № 22 Проект «Факториал (итерация)».
Практическая работа № 23 Проект «Факториал (рекурсия)».
Практическая работа № 24 Проект «Перевод целых чисел». (2 ч)
Практическая работа № 25 Проект «Перевод дробных чисел». (2 ч)
Практическая работа № 26 Проект «Графический редактор». (3 ч)
Практическая работа № 27 Проект «Треугольник». (2 ч)
Выполнение практических работ в среде PascalABC
Практическая работа № 28 «Заполнение массива».
Практическая работа № 29 «Поиск в массиве».
Практическая работа № 30 «Сортировка числового массива». (2 ч)
Практическая работа № 31 «Обработка строковых величин» (2 ч)
Практическая работа № 32 «Сортировка строкового массива». (2 ч)
Учащиеся должны знать/понимать:
свойства алгоритмов и основные алгоритмические структуры;
основные принципы объектно-ориентированного программирования;
понятия класса, объекта;
структуру модуля;
основные понятия: события, свойства объектов, методы объектов.
Учащиеся должны уметь:
составлять оптимальный алгоритм решения задачи, выбирая для реализации соответствующие алгоритмические конструкции;
определять минимальный объем переменных, необходимых для решения поставленной задачи и описывать их в программе;
разрабатывать алгоритм и анализировать его;
использовать в программах процедуры и функции пользователя;
создавать несложные проекты;
производить отладку проекта.
Основные термины по разделу:
Алгоритм | Строго детерминированная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью понятных исполнителю команд |
Атрибут | Признак или свойство, характеризующее объект |
Консольное приложение | Приложение, не имеющее графического интерфейса |
Обработчик события | Процедура, которая начинает выполняться после реализации определенного события |
Процедура | Подпрограмма, которая не возвращает значения и начинает выполняться после ее вызова из другой процедуры |
Синтаксис | В естественных языках – совокупность правил построения предложений. В языках программирования - правила записи операторов, методов и так далее |
Форма | Объект, представляющий собой окно на экране, в котором размещаются элементы управления |
Функция | Подпрограмма, которая возвращает значение и может входить в состав выражений |
Элементы управления | Объекты, являющиеся элементами графического интерфейса проекта и реагирующие на события, производимые пользователем или другими программными объектами |
Защита информации –8 часов (5+3).
Назначение и состав операционной системы. Загрузка операционной системы
Защита информации от вредоносных программ. Антивирусные программы. Компьютерные вирусы. Сетевые черви. Троянские программы. Рекламные и шпионские программы. Спам.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 33
задание 1«Ознакомление с системным реестром Windows».
задание 2 «Защита от компьютерных вирусов».
задание 3 «Защита от сетевых червей».
Практическая работа № 34
задание 1 «Защита от троянских программ».
задание 2 «Защита от рекламных и шпионских программ».
задание 3 «Защита от файлов cookies».
Практическая работа № 35
задание 1 «Защита от спама».
задание 2 «Настройка межсетевого экрана».
Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
устранять простейшие неисправности, связанные с некорректной работой программного обеспечения компьютера; инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при администрировании своего компьютера, при выполнении операций, связанных с использованием современных средств ИКТ.
Основные термины по разделу:
FAT | Таблица размещения файлов (англ. «File Allocation Table») |
CDFS | Файловая система для работы с оптическими дисками, предназначенная для использования под управлением различных операционных систем (англ. «Compact Disk File System» — файловая система для компакт-дисков) |
HFS | Журналируемая файловая система для операционной системы Mac OS (англ. «Hierarchical File System» — иерархическая файловая система) |
POST | Система самотестирования компьютера при включении (англ. «Power On Self Test») |
ReiserFS | Журналируемая файловая система для операционной системы Linux (англ. «ReiserFS» — файловая система Райзера). |
UDF | Файловая система для работы с файлами на оптических дисках (англ. «Universal Disk Format» — универсальный дисковый формат) |
Кластер | Логическая единица хранения данных в таблице размещения файлов, объединяющая группу секторов (англ. «cluster») |
Хакер | Компьютерный злоумышленник, который организует сетевые атаки на Интернет-серверы, а также проникает на них с неблаговидными целями |
Повторение, подготовка к ЕГЭ – 7 час. (7+0)
11 класс (136 час.)
Моделирование и формализация – 36 час. (20+16)
Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Приближенное решение уравнений. Вероятностные модели. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные модели. Оптимизационное моделирование в экономике. Экспертные системы распознавания химических веществ. Модели логических устройств. Информационные модели управления объектами.
Графы, подграфы и деревья. Ориентированные графы. Взвешенные графы. Описание графа с помощью матрицы смежности.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 1 «Исследование физических моделей. Модель движения тела, брошенного под углом к горизонту» в среде Lazarus.
Практическая работа № 2 «Исследование физических моделей. Модель движения тела, брошенного под углом к горизонту» в электронных таблицах.
Практическая работа № 3 « Исследование математических моделей: графический способ решения уравнений» в электронных таблицах
Практическая работа № 4 «« Исследование математических моделей: приближенное решение уравнений методом половинного деления» в электронных таблицах
Практическая работа № 5 «Исследование математических моделей: приближенное решение уравнений методом последовательных приближений» в электронны таблицах.
Практическая работа № 6 «Вероятностные модели. Метод Монте-Карло» в среде Lazarus.
Практическая работа № 7 «Исследование биологических моделей развития популяций» в среде Lazarus
Практическая работа № 8 «Исследование биологических моделей развития популяций» в электронных таблицах
Практическая работа № 9 «Исследование оптимизационных моделей» в среде Lazarus
Практическая работа № 10 «Исследование оптимизационных моделей» в электронных таблицах
Практическая работа № 11 «Построение логических моделей» в электронных таблицах.
Практическая работа № 12 «Построение информационных моделей управления объектами» в среде Lazarus (2 ч).
Практическая работа № 13 «Построение остовного связного дерева графа» (2 ч).
Учащиеся должны знать/понимать:
сущность процесса информационного моделирования;
сущность понятия адекватности модели объекту и цели моделирования;
виды и свойства моделей;
этапы построения моделей.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять системный подход при моделировании;
анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования;
строить информационные модели, выбирая оптимальную форму представления модели;
исследовать учебные модели.
Основные термины по разделу:
Взвешенный граф (сеть) | Граф, ребрам или дугам которого поставлены в соответствие числовые величины |
Граф | Позволяет визуализировать связи между объектами в сложноорганизованных системах, объекты представляются с помощью множества вершин (точек), а связи – с помощью множества ребер (дуг), соединяющих некоторые пары вершин |
Дерево | Иерархический граф, который используется для визуализации иерархических информационных моделей |
Маршрут графа | Последовательность чередующихся вершин и ребер |
Ориентированный граф | Граф, каждое ребро которого имеет одно направление |
Подграф | Подграфом графа G называется граф, у которого все вершины и ребра принадлежат графу G |
Технологии создания и обработки текстовой информации – 15 час. (7+8)
Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций.
Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей. Использование цифрового оборудования.
Использование систем распознавания текстов.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 14 «Установка конвертора в формат PDF для Microsoft Office 2007»
Практическая работа № 15 «Создание плаката в Microsoft Word 2007»
Практическая работа № 16 «Создание библиографического списка, оглавления и титульного листа»
Практическая работа № 17 «Создание стандартного письма, резюме, визитной карточки»
Практическая работа № 18 «Создание структурных схем»
Практическая работа № 19 «Использование редактора формул»
Практическая работа № 20 «Перевод с использованием компьютерных словарей»
Практическая работа № 21 «Оптическое распознавание документов в формате изображений»
Учащиеся должны знать/понимать:
технологии обработки текстовой информации;
приемы редактирования и форматирования текстовых документов в текстовом процессоре;
инструменты текстового процессора при создании рефератов.
Учащиеся должны уметь:
редактировать и форматировать тексты большой сложной структуры;
использовать системы проверки орфографии и грамматики;
использовать системы распознавания текстов.
Основные термины по разделу:
CMYK | Система цветопередачи, палитра цветов которой формируется путем сложения голубой, пурпурной, желтой и черной краски |
DOCX | Формат сохранения документов в текстовом процессоре Microsoft Office Word 2007 |
ODT | Формат сохранения документов в текстовом процессоре OpenOffice.org Writer |
PDF (Portable Document Format) | Универсальный формат для представления в электронном виде полиграфической продукции |
RGB | Система цветопередачи, палитра цветов которой формируется путем сложения красного, зеленого и синего цветов |
SLA | Формат сохранения документов в настольной издательской системе Scribus |
Цветоделение | В современной полиграфии - процесс подготовки цветных изображений к печати несколькими красками |
Технологии хранения, поиска и сортировки информации – 16 час. (9+7)
Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД).
Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).
Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 22 «Создание структуры табличной базы данных»
Практическая работа № 23 «Ввод и редактирование данных»
Практическая работа № 24 «Поиск и сортировка данных»
Практическая работа № 25 «Создание многотабличной реляционной базы данных» (2ч)
Практическая работа № 26 «Запросы и отчеты»
Практическая работа № 27 «Создание генеалогического дерева семьи»
Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
создавать и заполнять базы данных;
пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; использовать базы данных в различных областях профессиональной деятельности;
осуществлять поиск, отбор и анализ информации.
Основные термины по разделу:
Запись | Столбец таблицы базы данных, соответствующий некоторому атрибуту объектов предметной области, содержащий значения этого атрибута |
Первичный ключ | Поле (группа полей), значение которого однозначно определяет запись в таблице |
Поле | Строка таблицы базы данных, соответствующая некоторому объекту моделируемой предметной области, содержащий набор значений атрибута этого объекта |
Система управления базами данных (СУБД) | Комплекс программ, позволяющий создавать базы данных, а также обеспечивающий обработку данных (в том числе дополнение, отбор, модификацию данных) |
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации – 13 час. (8+5)
Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов.
Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования.
Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Создание и преобразование звуковых и аудиовизуальных объектов. Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 28 « Растровая и векторная графика»
Практическая работа № 29 «Системы управления цветом»
Практическая работа № 30 «Создание и обработка графических объектов»
Практическая работа № 31 «Создание и обработка звуковых объектов»
Практическая работа № 32 «Мультимедийная презентация».
Учащиеся должны знать/понимать:
форматы растровых и векторных графических файлов;
технологию рисования графических примитивов;
понятие мультимедийного продукта;
наиболее распространенные программы для подготовки мультимедийного продукта;
этапы создания мультимедийного продукта;
критерии оценивания мультимедийного продукта.
Учащиеся должны уметь:
создавать, редактировать растровые и векторные графические объекты;
представлять информацию в виде мультимедийных объектов с системой ссылок;
готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране.
Основные термины по разделу:
Муаровый узор | Узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков |
Палитра CMY | Способ описания отраженного света (печать на бумаге) (Cyan – голубой, Magenta – пурпурный, Yellow – желтый) |
Палитра RGB | Способ описания излучаемого света (экран монитора) (Red – красный, Green – зеленый, Blue – синий) |
Коммуникационные технологии – 16 час. (8+8)
Глобальная компьютерная среда Интернет. Адресация в Интернете. Доменная система имен. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.
Язык HTML для создания Web-страниц. Топология сайта. Меню. Цветовое оформление и вставка изображений. Интерактивные формы для получения информации от посетителей сайта. Размещение сайта в Интернете.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 33 « IP-адрес в различных форматах. География» Интернета.»
Практическая работа № 34 « Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы»
Практическая работа № 35 «Работа с файловыми архивами»
Практическая работа № 36 « Общение в Интернете в реальном времени. Покупки в Интернет-магазинах»
Практическая работа № 37 «Создание Web-страниц» (3 ч)
Практическая работа № 38 «Размещение готового сайта в Интернете»
Учащиеся должны знать/понимать:
основы функционирования сети Интернет;
основные теги и атрибуты языка HTML;
инструменты создания информационных объектов для Интернет;
методы и средства создания и сопровождения сайта.
Учащиеся должны уметь:
Основные термины по разделу:
DNS-сервер | Сервер доменных имён (сокр. от domain name server) |
HTML | Hyper Text Markup Language – язык разметки гипертекстовых документов |
IP | Internet Protocol – протокол обмена пакетами между узлами разных сетей |
IP-адрес | Сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP |
IP-пакет | Форматированный блок информации, передаваемый по вычислительной сети |
TCP | Transmission Control Protocol – транспортный протокол, обеспечивающий обмен между программами |
Маршрутизация | Процесс определения маршрута следования информации в сетях связи. Маршрутизация IP-пакетов обеспечивает доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю |
Информационное общество – 4 час. (4+0)
Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся должны знать/понимать:
нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;
влияние информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций, с соблюдением требований информационной безопасности, информационной этики и права.
Основные термины по разделу:
Авторское право | Комплекс правовых норм, направленных на защиту результатов творческих произведений от копирования, исполнения или распространения без разрешения |
Сетевой этикет | Правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство |
Повторение, подготовка к ЕГЭ – 36 час. (36+0)
Тематическое планирование по дисциплине «Информатика и ИКТ» 10 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная, ч. |
1 | Архитектура компьютера | 10 | 6 | 3 | | 1 |
2 | Информация. Системы счисления | 27 | 17 | 5 | 1 | 4 |
3 | Основы логики и логические основы компьютера | 18 | 8 | 7 | 1 | 2 |
4 | Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование | 66 | 33 | 27 | | 6 |
5 | Защита информации | 8 | 4 | 3 | | 1 |
6 | Повторение, подготовка к ЕГЭ | 7 | 5 | | | 2 |
| Итого | 136 | 73 | 45 | 2 | 16 |
11 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная, ч. |
1 | Моделирование и формализация | 36 | 19 | 15 | 1 | 1 |
2 | Технологии создания и обработки текстовой информации | 15 | 6 | 8 | | 1 |
3 | Технологии хранения, поиска и сортировки информации | 16 | 8 | 7 | | 1 |
4 | Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации | 13 | 7 | 5 | | 1 |
5 | Коммуникационные технологии | 16 | 6 | 8 | | 2 |
6 | Информационное общество | 4 | 3 | | | 1 |
7 | Повторение, подготовка к ЕГЭ | 36 | 27 | | 2 | 7 |
| Итого | 136 | 76 | 43 | 3 | 14 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
логическую символику;
основные конструкции языка программирования;
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
уметь:
выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска и отбора информации, в частности, относящейся к личным познавательным интересам, связанной с самообразованием и профессиональной ориентацией;
представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
Перечень учебно-методического обеспечения
I. Учебно-методический комплект
10 класс
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2010.
2. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: http://infcd.metodist.ru (дата обращения: 14.07.10).
11 класс
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: http://infcd.metodist.ru (дата обращения: 14.07.10).
II. Литература для учителя
1. Авторская презентация УМК Угриновича Н. Д. (113 Мб, с видео и звуком). URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/IIKT8-11_2009.zip (дата обращения: 14.07.10).
2. Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
3. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc (дата обращения: 14.07.10).
4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
5. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: http://infcd.metodist.ru (дата обращения: 14.07.10).
6. ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2010 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2010, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm (дата обращения: 14.07.10).
III. Технические средства обучения
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Наушники (рабочее место ученика).
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Микрофон (рабочее место учителя).
Проектор.
Лазерный принтер черно-белый.
Лазерный принтер цветной.
Сканер.
Цифровая фотокамера.
Цифровая видеокамера.
Модем ADSL
Локальная вычислительная сеть.
IV. Программные средства
Операционная система Windows ХР, 7, 8 или Linux.
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы) или его аналог для Linux.
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы) или его аналог для Linux.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access. (или приложение OpenOffice.org)
Свободно распространяемая программная поддержка курса (Windows-CD1):
программы тестирования компьютера SiSoft Sandra, CPU-Z, SIV;
файловый менеджер Total Commander;
архиватор 7-Zip;
программу записи CD- и DVD-дисков DeepBurner;
браузеры SeaMonkey, Mozilla, Opera;
антивирусные программы avast! и Antivir Personal Editor;
программу удаления рекламных и шпионских программ Ad-Aware;
программу восстановления системы CCleaner;
межсетевой экран Outpost Firewall;
компьютерные калькуляторы Wise Calculator и NumLock Calculator;
программу перевода единиц измерения различных величин Versaverter;
электронные таблицы OpenOffice.org Calc;
текстовый редактор OpenOffice.org Writer;
настольная издательская система Scribus;
редактор электрических и логических схем sPlan;
конструктор электрических схем Начала электроники;
программа MyHeritage Family Tree Builder.
Система объектно-ориентированного программирования Lazarus;
Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
Программа создания и редактирования файлов в формате PDF Adobe Acrobat Professional.
Система векторной графики CorelDraw.
Система растровой графики Adobe Photoshop или GIMP.
Список литературы
1. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3. Программы профильного курса «Информатика и ИКТ» и элективного курса «Исследование информационных моделей» (10–11 классы) (Н. Д. Угринович) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
4. Тематическое планирование профильного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне / Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010-2015.
6. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010-1014.
7. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL:http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc (дата обращения: 14.07.10).
Аннотация
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения к учебнику Н.Д.Угриновича
2016-2017/2017-2018 учебные годы. Составитель: учитель информатики Чернышова Е.И.
Изменения
календарно-тематического плана изучения информатики и ИКТ, принятые МО
№ | № и дата протокола заседания МО | Содержание изменения | Подпись председателя МО |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
1 Приложение к методическому пособию: Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.