СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
бюджетное общеобразовательное учреждение
Вашкинского муниципального района
«Андреевская основная школа»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания МО Приказ руководителя ОУ
№ от .08.2017г. № от .08. 2017г.
Рабочая программа
курса
«Химия»
(Г.Е.Рудзитис и Ф.Г.Фельдман)
9 класс
на 2017 - 2018 учебный год
Составитель/Разработчик
программы Грушина О.А.
учитель первой квалификационной категории
Педагогический стаж 7 года
2017г.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Нормативные правовые документы:
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании РФ»
Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Примерные программы по образовательным предметам
Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Химия: Неорганическая химия. Органическая химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд., перераб. - М.: «Просвещение», 2009
Место предмета в базисном учебном плане:
Настоящая рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в IX классе. Она рассчитана на 68 часов – два учебных часа в неделю. Изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду.
Изучение химии направлено на достижение следующих целей и задач:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
В качестве диагностики результативности работы по программе может использоваться оценка контрольных и самостоятельных работ, а также творческих работ (проектов, рефератов, докладов, результатов исследований и т. д.)
Перечень учебно-методического обеспечения
методические пособия для учителя:
1. Гора, Н. Н. Химия. Уроки в 9 классе: пособие для учителя / Н. Н. Гара. - М. : «Просвещение», 2009. - 95 с.
2. Горковенко, М. Ю. Химия. 9 класс: поурочные разработки к учебникам / М. Ю. Горковенко -М.: ВАКО, 2004. - 368 с. - (В помощь школьному учителю).
3. Настольная книга учителя химии / авт.-сост. Н. Н. Гара, Р. Г. Иванова, А. А. Каверина. - М.: ACT : «Астрель», 2002. - 190 с.
Дополнительная литература для учителя
1. Гара, Н. Н. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы: пособие для учащихся обще-образоват. учреждений / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. - М.: «Просвещение», 2009. - 96 с.
2. Гаршин, А. П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, формулах, химических реакциях / А. П. Гаршин. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: «Лань», 2006. - 288 с.
3. Гузей, Л. С. Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8-9 кл. : учеб. пособие для общеобразовательных учреждений / Л. С. Гузей, Р. П. Суровцева. - М.: «Дрофа», 2001. - 288 с.: ил.
4. Леенсон, И. А. 100 вопросов и ответов по химии: материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров : учеб. пособие / И. А. Леенсон. - М.: ACT : «Астрель», 2002. -347 с.
5. Павлов, К Н. Общая и неорганическая химия / Н. Н. Павлов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дрофа», 2002. - 448 с.: ил.
6. Химия. 8-9 кл. : контрольные работы к учебникам Л. С. Гузея, В. В. Сорокина, Р. П. Суровцевой «Химия - 8» и «Химия - 9». - М.: «Дрофа», 2001. - 192 с.
7. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы / под ред. Е. С. Егорова. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.-768 с.
8. Хомченко, И. Г. Решение задач по химии. 8-11 / И. Г. Хомченко. - М.: ООО «Издательство Новая волна», 2007. - 256 с.
Дополнительная литература для учащихся
1. Габрусева, Н. И, Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Габрусева. - М.: «Просвещение», 2009. - 79 с.
2. Гара, Н. Н. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. - М.: «Просвещение», 2009. - 96 с.
3. Решение задач по химии: справочник школьника / Е. В. Шипуло, Л. Б. Кузнецова. - М.: «Филологическое общество «Слово», 1999. - 468 с.
4. Хомченко, И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы / И. Г. Хомченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ООО «Издательство Новая волна» : Издатель Умеренков - 2003.-214 с.
Содержание программы
Тема 1. Теория электролитической диссоциации 14 ч
Сущность процесса электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, щелочей и солей
Диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации
Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные реакции
Демонстрация:
Испытание веществ и их растворов на их электрическую проводимость. Электролиз хлорида меди (II). Электролиз слабого электролита. Определение реакции среды в растворах разных солей.
Лабораторные опыты:
Реакции обмена между растворами электролитов.
Качественная реакция на хлорид-ион
Практикум:
Решение экспериментальных задач по теме « Теория электролитической диссоциации»
Тема 2. Подгруппа кислорода. Основные закономерности химических реакций. Производство серной кислоты. 4 + 7 ч
Положение кислорода и серы в Периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Строение простых веществ. Аллотропия. Аллотропные видоизменения кислорода и серы.Сера. Физические свойства и химические свойства серы. Применение серы. Сероводород. Сульфиды. Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. Технология производства серной кислоты.
Скорость химических реакции и ее зависимость от условий протекания. Химическое равновесие.
Расчетные задачи.
Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ
Демонстрация:
Горение серы в кислороде. Аллотропия серы. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры.
Лабораторные опыты:
Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфидов).
Распознавание сульфит- и сульфид-ионов в растворе.
Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфатами)
Распознавание сульфат-иона в растворе.
Практикум:
Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»
Тема 3. Подгруппа азота 11ч
Положение азота и фосфора в Периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Азот. Физические и химические свойства азота, получение применение. Аммиак и его свойства. Синтез аммиака.
Соли аммония. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее свойства. Соли азотной кислоты.
Фосфор, его физические и химические свойства, получение применение. Оксид фосфора (V).
Ортофосфорная кислота и ее свойства. Ортофосфаты. Минеральные удобрения.
Демонстрация:
Свойства азотной кислоты. Качественная реакция на нитраты
Лабораторные опыты:
Взаимодействие солей аммония с щелочами. Распознавание солей аммония.
Практикум:
Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомиться со свойствами водного раствора аммиака.
Тема 4. Подгруппа углерода 7 ч
Положение углерода и кремния в Периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Адсорбция. Углерод, его физические и химические свойства, получение применение. Оксид углерода (II). Оксид углерода (IV). Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. Кремний и его свойства.
Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Силикатная промышленность. Стекло. Виды стекла.
Демонстрация:
Поглощение углем растворенных веществ и газов. Виды стекла. Затвердевание цемента при смешивании с водой.
Лабораторные опыты:
Ознакомление с различными видами топлива.
Ознакомление со свойствами и взаимопревращением карбонатов и гидрокарбонатов.
Ознакомление с природными силикатами.
Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией)
Практикум:
Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 5. Общие свойства металлов. Металлы главных подгрупп 1-3 групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Железо – представитель элементов побочных подгрупп. Металлургия 15 ч
Положение металлов в Периодической таблице и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Характерные химические свойства металлов. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Сплавы. Производство чугуна. Производство стали. Характеристика щелочных металлов. Положение магния и кальция в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Кальций и его соединения. Алюминий. Положение железа в Периодической таблице химических элементов и строение его атома. Свойства железа. Соединения железа.
Расчетные задачи:
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Демонстрация:
Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция. Рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты:
Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами
Практикум:
Решение экспериментальных задач по теме «Соединений металлов и изучение их свойств»
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах. Органическая химия 7 ч
Органическая химия. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Упрощенная классификация органических соединений
Предельные (насыщенные) углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.
Демонстрация:
Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Образцы нефти и продуктов переработки.
Лабораторные опыты:
Этилен, его получение, свойства.
Расчетные задачи:
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое воздействие на организм. Применение. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
Демонстрация:
Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Сложные эфиры. Жиры Роль жиров в процессе обмена веществ в организме.
Демонстрация:
Получение и свойства уксусной кислоты.
Углеводы. Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Крахмал. Целлюлоза. Применение.
Демонстрация:
Качественная реакция на глюкозу и крахмал.
Аминокислоты. Белки. Роль белков в питании. Полимеры - высокомолекулярные соединения. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид. Применение полимеров.
Демонстрация:
Ознакомление с образцами изделий из полимеров: полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
Практикум «Изготовление моделей углеводородов»
Тема 7. Химия и жизнь 4 ч
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота)
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент)
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.
Демонстрация:
Ознакомление с образцами лекарственных препаратов, упаковок пищевых продуктов с консервантами ознакомление с образцами строительных и поделочных материалов.
Практикум:
Знакомство с образцами лекарственных препаратов
Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены
Планируемые результаты
В результате изучений данного предмета в 9 классе учащиеся должны
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид -, сульфат -, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Владеть
Фактическим материалом, применять его практически
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения химии ученик должензнать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов (всего) | Из них(количество часов) | ||||
Контрольные работы | Лабораторные и практические работы |
Проектные, тестовые, творческие, экскурсии и т.д.(учитывая специфику предмета) | |||||
1 | Повторение основных вопросов курса 8 класса | 1 |
| |
| ||
2 | Теория электролитической диссоциации | 14 | 1 | 3 |
| ||
3 | Подгруппа кислорода
| 4 | | 1 | | ||
4 | Основные закономерности химических реакций. Производство серной кислоты. | 7 | 1 | | | ||
5 | Подгруппа азота | 11 | 1 | 3 | | ||
6 | Подгруппа углерода | 7 | 1 | 2 | | ||
7 | Общие свойства металлов | 3 | | | | ||
8 | Металлы главных подгрупп 1-3 групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева | 5 | | 1 | | ||
9 | Железо – представитель элементов побочных подгрупп
| 2 | | 1 | | ||
10 | Металлургия
| 3 | | | | ||
11 | Первоначальные представления об органических веществах. Органическая химия | 7 | | 3 | | ||
12 | Химия и жизнь
| 4 | 1 | 1 | | ||
В нижней части таблицы часы суммируются | |||||||
| Итого: | 68 | 5 | 15 | |
Схема календарно-тематического планирования по химии за 9 класс на учебный год
№ | Тема | Календ. срок | Химический эксперимент | Базовые единицы (ЗУН) |
| ||||||||
Тема 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса (1 час) |
| ||||||||||||
1 | Основные классы неорганических соединений |
|
| Знать определения основных классов соединений, их классификацию, состав и свойства Уметь классифицировать вещества по классам, определять характер соединений, записывать уравнения химических реакций, составлять формулы по валентности, называть вещества |
| ||||||||
Тема 2. Теория электролитической диссоциации (14 часов) Основные задачи изучения темы: Углубить и систематизировать знания учащихся о веществах и химических реакциях с точки зрения теории электролитической диссоциации; Дать представление об электролитах, электролитической диссоциации, реакциях ионного обмена. Научить учащихся записывать уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, применять эти знания для характеристики химических свойств кислот, оснований, солей. Закрепить практические навыки в решении расчетных задач (вычисления по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке). Продолжить формирование мировоззренческих знаний: показать зависимость свойств веществ от их состава и строения (свойства ионов определяют свойства растворов электролитов), диалектический характер химических процессов. Раскрыть значение теории электролитической диссоциации для развития науки, использование в практике. С целью развития патриотического воспитания показать роль русских ученых в создании теории электролитической диссоциации (Д.И. Менделеев, И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский и др.). Способствовать дальнейшему развитию логического мышления (умения сравнивать, выделять главное). Продолжить изучение и углубление ранее изученных понятий и представлений (строение атомов, ионов, виды химической связи, типы кристаллических решеток, окислительно - восстановительные реакции, классификация неорганических соединений). |
| ||||||||||||
1 (2) | Элекролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью |
| Лабораторные эксперименты Электропроводность твёрдых, жидких в-в, растворов с различными видами связи | Знать понятия эл-ты, неэлектролиты, электролиты, диссоциация. Уметь объяснить электропроводность водных растворов. |
| ||||||||
2 (3)
| Кислоты и основания |
|
| Знать определение кислот, оснований, амфолитов с точки зрения ТЭД, уметь составлять уравнения их диссоциации |
| ||||||||
3 (4)
| Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты |
| Электропроводность концентрированных и разбавленных расстворов | Знать определение понятий слабые и сильные электролиты, уметь составить уравнение диссоциации к-т, солей, оснований. |
| ||||||||
4 (5) | Реакции ионного обмена |
| Реакции обмена между растворами электролитов, качественная реакция на хлорид-ион | Знать условия необратимых ионных реакций, уметь писать молекулярное полное и сокращённое ионное уравнение хим.реакций, идущей до конца. |
| ||||||||
5 (6) | Кислоты как электролиты |
| Демонстрационные опыты, характеризующие химические св-ва к-т в свете ТЭД | Знать хим.св-ва к-т, уметь описать хим.св-ва к-т в свете ТЭД, знать кач. р-ии на соляную и серную кислоты. |
| ||||||||
6 (7) | Основания как электролиты |
| Демонстрационные опыты, характеризующие химические св-ва оснований в свете ТЭД | Знать хим.св-ва оснований, уметь писать ионные уравнения с участием оснований, знать кач. р-ию на ОН-ион. |
| ||||||||
7 (8) | Соли как электролиты |
| Демонстрация качественных реакций на ионы солей | Знать хим. св-ва солей, уметь писать ионные уравнения с участием растворов солей в свете ТЭД, знать кач. р-ии на Ag+,Ca+2,PO4-3 и др. ионы (по табл. 3, с. 21) |
| ||||||||
8 (9) | Основные положения ТЭД. Упражнения в написании полных и сокращенных ионных уравнений |
|
| Знать положения теории электролитической диссоциации, роль ученых в ее создании, уметь записывать уравнения в свете ТЭД |
| ||||||||
9 (10) | Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке |
|
| Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи |
| ||||||||
10 (11) | Окислительно-восстановительные реакции |
|
| Знать определение о-в реакции, окислитель, восстановитель Уметь определять о-в реакции, составлять схему электронного баланса, схемы полуреакций |
| ||||||||
11 (12) | Решение экспериментальных задач по теме:»ТЭД» П/р № 1 «Ионные реакции» |
|
| Знать свойства веществ с точки зрения ТЭД, реакции ионного обмена Уметь применять знания для описания химических свойств веществ, выполнять сам. Опыты, делать выводы |
| ||||||||
12 (13) | П/р № 2 « Условия протекания химической реакции между растворами электролитов до конца |
|
|
|
| ||||||||
13 (14)
| П/р № 3 «Решение экспериментальных задач» |
|
|
|
| ||||||||
14 (15) | Контрольная работа №1 по теме «ТЭД» |
|
| Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач |
| ||||||||
Тема 3. Подгруппа кислорода (4 часа) Основные задачи изучения темы: продолжить формирование понятий: «химический элемент», «простое вещество», «химическая реакция»; закрепить и углубить знания о периодической системе (характеристика группы, главной подгруппы), строении вещества, электролитической диссоциации; закрепить умения и навыки в выполнении химических опытов; способствовать дальнейшему развитию мировоззренческих знаний о причинно - следственной связи между составом, строением, свойствами и применением веществ (на примере серы, серной кислоты); подтвердить общие и особенные свойства серной кислоты, сделать вывод о единстве окислительно - восстановительных процессов в природе. Продолжить формирование логического мышления: умение сравнивать химический элемент и простое вещество (кислород и серу), их свойства, аллотропные видоизменения (указав причины аллотропии), делать выводы в процессе наблюдений за химическим экспериментом. |
| ||||||||||||
1 (16) | Общая характеристика подгруппы кислорода |
|
| Знать план общей характеристики группы, электронное строение атомов, формулы соединений элементов с кислородом, водородом, гидроксиды, их характер, уметь объяснять изменение свойств соединений. |
| ||||||||
2 (17) | Строение простых веществ. Аллотропия
Сера, строение молекул, физические и химические свойства |
| Ознакомление с образцами серы и ее соединениями и характеристика их по плану | Знать нахождение серы в природе, хим. и физ. св-ва серы, применение серы, уметь писать уравнения с участием серы, формулы соединений серы с О и Н. |
| ||||||||
3 (18)
| Серная кислота, состав, строение, свойства, применение. Оксиды серы, серная и сероводородная кислоты и их свойства |
| Распознавание сульфат - иона в растворе | Знать строение и свойства серной кислоты; области ее применения, качественную реакцию на сульфат-ион. Уметь доказывать свойства серной кислоты (разбавленной и концентрированной): записывать уравнения химических реакции в молекулярном, ионном и окислительно -восстановительном виде |
| ||||||||
4 (19) | П/р № 4. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода» |
|
| Уметь выполнять экспериментальные задачи по определению веществ, доказывать наличие в растворе сульфат-иона, предполагать признаки химических реакций, проверять их экспериментально, делать самостоятельно выводы на основе наблюдений |
| ||||||||
Тема 4. Основные закономерности химических реакций. Производство серной кислоты. (7 часов) Основные задачи изучения темы: познакомить учащихся с основными закономерностями протекания и управления химическими реакциями на примере производства серной кислоты (дать понятие о скорости химической реакции и химическом равновесии). Показать значение этих понятий для управления различными производственными процессами. Познакомить учащихся с общими научными принципами производства: комплексное использование сырья, принцип оптимальных условий, принцип автоматизации к механизации, принцип теплообмена и другие. Продолжить формирование мировоззренческих знаний на примере данной темы. Указать на связь теории с практикой. Продолжить экологическое образование учащихся: познакомить с основными перспективными направлениями в развитии производства серной кислоты, способствующими охране окружающей среды. Познакомить учащихся с основными рабочими профессиями химического производства. |
| ||||||||||||
1 (20) | Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям
|
|
| Знать определение теплового эффекта химической реакции, экзотермической и эндотермической реакций, определять термохимические уравнения. Уметь определять по тепловому эффекту экзотермическую или эндотермическую реакции, уметь проводить расчеты по термохимическим уравнениям, составлять термохимические уравнения по массе исходного вещества и количеству теплоты |
| ||||||||
2 (21) | Скорость химических реакций |
| Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры. Лабораторные опыты: изучение влияния условий на скорость химической реакции | Знать определение скорости химической реакции; зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, от поверхности соприкосновения, от концентрации, от температуры, от катализатора. Уметь объяснять влияние различных условий на скорость химической реакции, решать задачи
|
| ||||||||
3 (22) | Химическое равновесие, условия его смещения принцип Ле-Шателье. |
|
| Знать определение химиче-ского равновесия, понятие определение принципа Ле-Шателье. Уметь объяснять на примерах условия смещения равновесия в зависимости от условий химических реакций |
| ||||||||
4(23) | Производство серной кислоты контактным способом (три стадии производства). Охрана окружающей среды |
| Демонстрации: модель установки для получения серной кислоты | Знать химизм производства серной кислоты, условия их осуществления, общие научные принципы, лежащие в основе этого производства, устройство и работу аппаратов по производству серной кислоты. Знать основные профессии серно-кислотного производства, перспективы развития данного производства; условия охраны труда и защиты окружающей среды. Уметь разъяснять на примере данного производства условия, влияющие на скорость реакций, смещение химического равновесия. Уметь объяснять значение серной кислоты для развития народного хозяйства |
| ||||||||
5 (24) | Вычисление массы продукта реакции, если известна массовая доля выхода продукта реакции по сравнению с теоритически возможным. Подготовка к контрольной работе. |
|
| Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи |
| ||||||||
6 (25) | Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, содержащего определенную массу примесей. Подготовка к контрольной работе. |
|
| Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи |
| ||||||||
7 (26) | Контрольная работа №2 по темам «ТЭД», «Подгруппа кислорода», «Основные закономерности химической реакции. Производство серной кислоты» |
|
| Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач
|
| ||||||||
Тема 5. Подгруппа азота (11 часов) Основные задачи изучения темы: углубить и расширить знания учащихся о периодическом законе и периодической системе химических элементов, строении атомов на примере характеристики элементов пятой группы главной подгруппы, строении и свойствах: простых веществ к соединений, образованных азотом и фосфором. Продолжить формирование знаний об электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных реакциях на примере свойств соединений азота и фосфора, показать зависимость свойств о веществ от строения. Закрепить практические навыки по выполнению химического эксперимента. Способствовать дальнейшему закреплению навыков в решении расчетных задач (определение массовой, объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного). Раскрыть связь науки с производством: продолжить формирование знаний об основных закономерностях протекания химических реакций в зависимости от различных условий на примере производства азотной кислоты и аммиака. Продолжить знакомство с общими научными принципами, рабочими профессиями на примере данных производств. Способствовать развитию экологического воспитания учащихся.
|
| ||||||||||||
1 (27)
| Общая характеристика элементов 5 группы главной подгруппы. Физические и химические свойства азота. |
|
| Знать физические и химические свойства азота. Уметь давать характеристику подгруппы элементов (подгруппы азота) по плану, исходя из положения в периодической системе и строению атомов; уметь доказывать химические свойства азота - составлять уравнения химических реакций в свете представлений об окислительно - восстановительных реакциях и закономерностях протекания химических реакций |
| ||||||||
2 (28) | Аммиак. Строение молекулы, физические и химические свойства |
| Демонстрации: 1) растворение аммиака в воде; 2) получение хлорида аммония | Знать строение молекулы аммиака (тип связи, тип кристаллической решетки), физические и химические свойства. Уметь доказывать химические свойства аммиака: записывать уравнения реакций аммиака с кислородом, водой, кислотами и рассматривать их с точки зрения теории электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных процессов |
| ||||||||
3 (29) | Производство аммиака, его применение |
| Демонстрация: модель установки для получения аммиака | Знать производство аммиака, основные области его применения, устройство и работу установки по производству аммиака, общие принципы химического производства. Уметь составлять уравнение химической реакции, лежащей в основе производства аммиака, объяснять закономерности ее протекания |
| ||||||||
4 (30) | Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака. П/р № 5 «Получение аммиака и изучение его свойств» |
|
| Знать лабораторный способ получения аммиака и метод его определения. Уметь практически получать аммиак и доказывать опытным путем его наличие; проводить опыты с аммиаком, записывать уравнения реакции в молекулярном и ионном виде, анализировать результаты проводимых опытов, делать выводы |
| ||||||||
5 (31) | Азотная кислота, строение, свойства, применение |
| Демонстрации свойства азотной кислоты (взаимодействие с медью) | Знать строение, свойства и применение азотной кислоты, особые свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами). Уметь доказывать общие и особые химические свойства азотной кислоты, записывать уравнения химических реакций в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно- восстановительных процессах |
| ||||||||
6 (32) | Соли аммония, нитраты |
| Лабораторные опыты: взаимодействие солей аммония со щелочами. Демонстрации: Качественная реакция на нитраты (сухие и растворы) | Знать состав, строение, свойства и применение солей аммония и нитратов. Уметь доказывать общие свойства солей на примере солей аммония и нитратов, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном, окислительно - восстановительном виде. Уметь доказывать особые свойства солей аммония и нитратов |
| ||||||||
7 (33) | Производство азотной кислоты. Круговорот азота |
| Демонстрация модель установки для получения азотной кислоты | Знать основные стадии производства азотной кислоты, перспективы развития, круговорот азота в природе. Уметь записывать уравнения химических реакций, лежащих в основе производства азотной кислоты, объяснять закономерности их протекания |
| ||||||||
8 (34) | Фосфор и его соединения: оксид фосфора, ортофосфорная кислота и её соли (краткая характеристика) |
|
| Знать характеристику фосфора как химического элемента и как простого вещества, знать строение и свойства соединений фосфора (оксида, кислот и солей). Уметь доказывать химические свойства фосфора, как простого вещества и его соединений (оксида, кислоты, соли); записывать уравнения химических реакций, разъяснять эти свойства в свете теории электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных процессов |
| ||||||||
9 (35) | Минеральные удобрения П/р № 6 «Минеральные удобрения» |
| Лабораторный опыт: ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями | Знать классификацию минеральных удобрений, условия их хранения, рационального использования, время внесения и особенности их влияния на растения (при недостатке или избытке удобрений). Знать состав, строение, свойства, получение некоторых представителей азотных, фосфорных и калийных удобрений. Уметь записывать состав и получение основных видов азотных и фосфорных удобрений. Знать основные направления химизации народного хозяйства |
| ||||||||
10 (36) | П/р № 7 «Решение экспериментальных задач по теме "Подгруппа азота"» |
|
| Уметь доказывать опытным путем состав изученных веществ (соли аммония, нитраты, сульфаты и др.), проводить реакции между веществами в растворе, по- |
| ||||||||
11 (37) | Контрольная работа №3 по темам «Подгруппа кислорода», «Основные закономерности химических реакций. Производство серной кислоты», «Подгруппа азота» |
|
| Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач
|
| ||||||||
Тема 6. Подгруппа углерода (7 часов) Основные задачи изучения темы: способствовать дальнейшему закреплению знаний о периодической системе, периодическом законе и строении атома на примере характеристики элементов IV группы главной подгруппы. Ознакомить учащихся с составом, строением и свойствами простых и сложных веществ, образованных элементами подгруппы углерода. Закрепить знания о кристаллической решетке, аллотропии на примере углерода и кремния. Показать причинно - следственную зависимость между составом, строением, свойствами и применением этих веществ и их соединений. Способствовать развитию умений решать качественные задачи по определению и получению веществ. Научить учащихся решать расчетные задачи на определение массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. Познакомить учащихся с круговоротом углерода в природе, его значением. Продолжить формирование навыков логического мышления: сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы. |
| ||||||||||||
1 (38) | Общая характеристика подгруппы углерода |
|
| Знать общую характеристику подгруппы элементов 6 группы главной подгруппы, исходя из положения в периодической системе и строения атома. Знать характеристику простых веществ, образованных этими элементами, их состав, свойства, характер соединений, образованных данными элементами. Знать причину изменения свойств элементов, простых веществ и их соединений в группе с увеличением относительной атомной массы |
| ||||||||
2 (39) | Характеристика химических элементов и простых веществ углерода и кремния в сравнении Химические свойства углерода Адсорбция. Алмаз. Графит. |
| Демонстрации1) поглощение углем растворенных веществ и газов 2)восстановление меди и оксида меди (П) углем | Знать характеристику химических элементов и простых веществ углерода и кремния в сравнении; знать понятие адсорбции, применение углерода и кремния. Уметь сравнивать по строению атомов, строению простых веществ (тип связи, кристаллической решетки), физические и химические свойства углерода и кремния. Уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства углерода и кремния. |
| ||||||||
3 (40) | Оксиды углерода (угарный и углекислый газы) и кремния. Состав, строе- ние, свойства, применение. П/р № 8 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов» |
| Демонстрации 1) получение оксида угле- рода (VI) и взаимодейст- вие его с водой, раство рами щелочи; 2) изучение устройства и принципа действия огнетушителя на модели | Знать состав, строение,свойства, применение окси- дов углерода (П и IV) и кремния. Уметь сравнивать состав и строение оксидов углерода и кремния, указывать причины их сходства и отличия. Уметь доказывать химические свойства оксидов углерода (П и IV) и кремния, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно – восстановительном виде |
| ||||||||
4 (41) | Угольная и кремниевая ки слоты. Карбонаты, си ликаты. Круговорот углерода в природе |
| Демонстрации получение кремниевой кислоты. Лабораторные опыты: 1)ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов; 2) качественная реакция на карбонат-ион,' 3) ознакомление с образцами природных силикатов | Знать состав, строение и применение угольной и кремниевой кислот и их солей. Знать качественную реакцию на карбонат-ион, круговорот углерода в природе. Уметь доказывать химические свойства угольной и кремниевой кислот и их солей, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Уметь сравнивать по свойствам угольную и кремниевую кислоты, карбонаты и силикаты, указывать причины их сходства и отличия |
| ||||||||
5 (42) | Силикатная промышленность |
| Демонстрации 1) виды стекла; 2) затвердевание цемента при смешивании с водой. Лабораторные опыты: ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией "Стекло и изделия из стекла") | Знать определение силикатной промышленности и основные виды строительных материалов, выпускаемых ею. Знать сырье, используемое в силикатной промышленности , свойства цемента, стекла, бетона; получение стекла и цемента в промышленности, основные области применения стекла, цемента, бетона, керамики |
| ||||||||
6 (43) | Обобщение и повторение основных вопросов, изученных в 3-й четверти П/р № 9 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ». |
|
| Уметь применять знания и умения, полученные при изучении темы, решать задачи нового типа |
| ||||||||
7 (44) | Контрольная работа №4 за 3-ю четверть |
|
| Знать понятия тем, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач
|
| ||||||||
Тема 7. Общие свойства металлов (3 часа) Основные задачи изучения темы: Познакомить учащихся со строением и общими свойствами металлов, исходя из положения их в периодической системе и строения атома. Дать понятие о металлической связи и металлической кристаллической решетке, Сформировать представление об электролизе и коррозии металлов, Рассмотреть их с точки зрения окислительно - восстановительных процессов. Показать значение металлов и сплавов, коррозии и электролиза для развития народного хозяйства. Продолжить формирование мировоззренческих взглядов: умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами металлов, доказывать переход количественных в качественные, выявлять общее и единичное при рассмотрении свойств металлов. |
| ||||||||||||
1 (45) | Общая характе- ристика метал- лов. Физические и химические свойства |
| Демонстрации образцы металлов, изучение их электрической проводимости. Модели кристаллических решеток металлов; взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Лабораторные опыты: рассмотрение образцов ме- талов | Знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, способы получения металлов. Уметь давать общую характеристику металлов по положению в периодической системе и строению атомов; уметь объяснять физические свойства металлов, исходя из строения решетки металлов и металлической связи. Уметь доказывать химические свойства металлов; записывать уравнения химических реакций в молекулярном и окислительно -восстановительном виде |
| ||||||||
2 (46) | Электролиз |
| Демонстрации электролиз раствора хлорида меди (П) | Знать определение электролиза, области применения его в промышленности. Уметь записывать схемы электролиза растворов и расплавов солей |
| ||||||||
3 (47) | Коррозия металлов |
| Демонстрации опыты по коррозии металлов и защите их от коррозии | Знать определение коррозии, ее виды, способы защиты от коррозии. Уметь записывать химизм процесса коррозии, объяснять сущность химической и электрохимической коррозии. Знать условия, способствующих и препятствующих коррозии |
| ||||||||
Тема 8. Металлы главных подгрупп 1-3 групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (5 часов) Основные задачи изучения темы: Расширить и углубить знания учащихся о характеристике химических элементов и образуемых ими простых веществ на примере металлов I - Ш групп главных подгрупп. Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами металлов I - Ш групп главных подгрупп, а также со свойствами соединений, образованных этими металлами. Дать понятие жесткости воды и способов ее устранения. Закрепить понятие амфотерности на примере алюминия и его соединений. Продолжат:, формирование умений прогнозировать свойства веществ, исходя из их состава и строения. Закрепить навыки учащихся в решении расчетных и практических задач, показать связь химии с жизнью. |
| ||||||||||||
1 (48) | Общая характеристика металлов 1-Ш группы главных подгрупп |
| Лабораторные опыты: ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия, кальция | Уметь давать общую характеристику металлов I - Ш групп главных подгрупп в сравнении на основании положения в периодической системе и строения атомов. Уметь предсказывать и доказывать химические свойства металлов главной подгруппы, 1-Ш групп, находить общее и отличное, знать причины этого. Уметь записывать уравнения химических реакций, доказывать свойства этих металлов. Знать области применения металлов главных подгрупп 1-Шгрупп |
| ||||||||
2 (49) | Кальций, строение, свойства Соединения кальция |
| Демонстрациивзаимодействие кальция с водой; взаимодействие оксида кальция с водой; качественная реакция на ионы кальция и бария | Знать качественные реакции на ион кальция, области применения кальция и его соединений, превращение соединений кальция в природе. Уметь давать характеристику кальцию как химическому элементу и простому веществу. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства кальция и его соединений (оксида, гидроксида, соли) в молекулярном, ионном и окислительно - восстановительном виде |
| ||||||||
3 (50) | Жесткость воды и способы ее устранения |
| Демонстрации: устранение жесткости воды | Знать понятие жесткости воды, ее виды. Знать, чем обусловлена жесткость, способы устранения временной и постоянной жесткости воды в промышленности и быту. Уметь объяснять способы устранения жесткости, записывать химические уравнения в молекулярном и ионном виде |
| ||||||||
4 (51) | Алюминий, строение, свойства. Соединения алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида. |
| Демонстрации: взаимодействие алюминия с кислородом водой, кислотами, солями; механическпрочность оксидной пленки алюминия. Лабораторный опыт: ознакомление с образцами алюминия и его сплавов | Уметь давать характеристику алюминия как химического элемента и простого вещества в сравнении с металлами I и П групп главных подгрупп. Уметь записывать уравнения, доказывающие химические свойства алюминия и его соединений (оксида и гидроксида) в молекулярном, ионном и окислительно - восстановительном виде |
| ||||||||
5 (52) | П/р № 10. «Качественные реакции на ионы металла» |
|
| Уметь давать сравнительную характеристику элементов (металлов) I - Ш групп главных подгрупп, указывая причину сходства и отличия; уметь применять полученные знания при решении качественных и расчетных задач Уметь определять соединения металлов I - П групп главных подгрупп по анионам, осуществлять превращения Уметь проводить опыты между веществами в растворах, наблюдать, делать выводы, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде |
| ||||||||
Тема 9. Железо – представитель элементов побочных подгрупп (2 часа) Основные задачи изучения темы: Познакомить учащихся с элементом побочной подгруппы периодической системы - железом, его строением и свойствами На основе имеющихся знаний продолжить формирование умений учащихся самостоятельно делать выводы и строить предположения о строении и свойствах соединений железа (П и Ш - валентного). Продолжить формирование практических умений и навыков по проведению химических опытов, работе с приборами и реактивами. Показать значение соединений железа для развития народного хозяйства и промышленности. |
| ||||||||||||
1 (53) | Железо, строение, свойства. Соединения железа. Оксиды и гидроксиды, соли железа |
| Демонстрация: горение железа в кислороде, получение гидроксидов железа (2 и 3) | Знать нахождение железа в природе, способы его получения, применение, физические свойства. Уметь доказывать химические свойства железа, как элемента побочной подгруппы, свойства соединений железа, записывать уравнения в свете ТЭД, о/в виде |
| ||||||||
2 (54) | Сплавы железа. Применение железа и его соединений П/р № 11 «Железо и его соединения» |
| Лабораторные опыты: ознакомление с образцами чугуна и стали | Знать понятие о сплавах, особенности состава и свойств чугуна и стали, знать основные области применения железа, его сплавов и соединений в народном хозяйстве Уметь доказывать химические свойства железа экспериментально (взаимодействие с неметаллами и кислотами); записывать уравнения химических реакций в молекулярном и окислительно -восстановительном виде. Уметь получать и доказывать химические свойства гидроксидов железа (П, Ш); записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде. Уметь вести наблюдения, делать выводы, соблюдать правила по технике безопасности |
| ||||||||
Тема 10. Металлургия (3 часа) Основные задачи изучения темы: Познакомить учащихся с основными промышленными способами получения металлов. Дать понятие о металлургки, как отрасли химического производства, показать перспективы ее развития. Продолжить знакомство с общими научными принципами химического производства, закономерностями протекания химических реакций на примере производства чугуне к стали. Продолжить формирование экономических знаний учащихся, умения делать выводы, на конкретных примерах показать решение проблемы безотходных производств, охраны окружающей среды. Показать значение химической науки в развитии доменного производства и производства стали, познакомить с профессиями работников металлургических производств. Показать роль металлургической промышленности для развития других производств. |
| ||||||||||||
1 (55) | Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Основные способы промышленного получения металлов |
|
| Знать определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских ученых в развитии металлургии. Знать понятие руды и пустой породы, основные стадии получения металла. Уметь записывать уравнения реакций получения металлов с точки зрения теории электролитической диссоциации и учения об окислительно - восстановительных процессах |
| ||||||||
2 (56) | Производство стали, чугуна |
|
| Знать сущность производства стали, способы получения: кислородно - конверторный и электродуговой. Уметь давать характеристику производства по плану, записывать уравнения реакций, лежащих в основе получения стали; сравнивать различные способы получения стали по экономическим показателям. Знать основные профессии рабочих металлургических производств, общие научные принципы производства, вопросы охраны окружающей среды Знать сущность доменного процесса - производства чугуна, его значение. Уметь давать характеристику доменного производства по плану; записывать уравнения реакций, отражающие химизм доменного производства; которые решают проблему безотходных производств и вопросы охраны окружающей среды |
| ||||||||
3 (57) | Заключительный урок по курсу неорганической химии |
|
| Уметь применять знания и умения, решать задачи |
| ||||||||
Тема 11. Первоначальные представления об органических веществах. Органическая химия (7 часов) Основные задачи изучения темы: Познакомить учащихся с основами органической химии, с тем, что изучает данная наука, чем органическая химия отличается от неорганической химии. Дать основные понятия органической химии: «гомологический ряд», «изомерия», «структурная формула», «номенклатура». Познакомить с классификацией органических веществ, иметь представление об основных классах органических соединений, особенностями их строения, а так же иметь представление о природных источниках углеводородов. Уметь записывать полные и сокращенные структурные формулы органических соединений, давать им названия. Показать некоторые причины многообразия органических веществ, значение органических соединений и их роль в жизни общества. |
| ||||||||||||
1 (58) | Органическая химия. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Упрощенная классификация органических соединений |
|
| Знать определение органичес-кой химии, углеводородов, их классификацию, основные положения теории А. М. Бутлерова, определение изомеров, некоторые свойства углеводо-родов, что изучает данная наука, различия между органическими и неорганическими веществами, особенности строения и свойств органичес-ких веществ; иметь представле-ние о природных источниках углеводородов. Уметь записы-вать полные и сокращенные структурные формулы органических соединений, давать им названия |
| ||||||||
2 (59) | Предельные (насыщенные) углеводороды. Метан. Этан. |
|
| Знать определение органической химии, что изучает данная наука, определение изомеров, некоторые свойства углеводородов; иметь представление о природных источниках углеводородов. Уметь записы-вать полные и сокращенные структурные формулы органических соединений, некоторые уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства углеводородов, давать им названия |
| ||||||||
3 (60) | Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этилен. П/р № 12 «Получение этилена» |
|
| Знать определение органической химии, |
| ||||||||
4 (61) | Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ. Их применение. |
|
| Знать определение органической химии, что изучает данная наука, определение изомеров, некоторые свойства углеводородов, качественные реакции. Иметь представление о природных источниках углеводородов. Уметь записывать полные и сокращенные структурные формулы органических соединений, некоторые уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства углеводородов, давать им названия |
| ||||||||
5 (62)
| Спирты (метанол, этанол, глицерин) Карбоновые кислоты (уксусная, стеариноывая). Сложные эфиры. Жиры |
|
| Знать понятие о кислородсодержащих органических веществах (спиртах), их классификацию, определение, их свойства, области применения. Уметь записывать некоторые структурные формулы спиртов Знать понятие о кислородсодержащих органических веществах (карбоно-вых кислотах, жирах), их классификацию, определение, их свойства, области применения, нахождение в природе. Уметь записывать некоторые структурные формулы карбо-новых кислот, жиров |
| ||||||||
6 (63) | Углеводы П/р № 13 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ» |
|
| Знать понятие «углеводы», их классификацию, определение, свойства, области применения, нахождение в природе.Уметь записывать некоторые структурные формулы углеводов |
| ||||||||
7 (64) | Аминокислоты. Белки. Полимеры. П/р № 14. «Распознавание волокон и пластмасс» |
|
| Знать понятие «белки» их классификацию, определение, свойства, области применения, нахождение в природе, биологическое значение. Уметь записывать некоторые структурные формулы белков, полимеров |
| ||||||||
Тема 12. Химия и жизнь (4 часа) |
| ||||||||||||
1 (65) | Химия и здоровье. Лекарственные препараты: проблемы связанные с их применением. П/р №15 «Знакомство с образцами лекарственных препаратов, химических средств санитарии и гигиены» |
|
| Уметь проводить химический эксперимент, ознакомиться с образцами лекарственных препаратов, с образцами химических средств санитарии и гигиены, делать выводы, соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов |
| ||||||||
2 (66) | Химия и пища. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота). Калорийность жиров, белков, углеводов |
|
| Знать понятие «консервант», их роль в приготовлении пищи, Калорийность жиров, белков, углеводов, их биологическую роль,
|
| ||||||||
3 (67) | Химические вещества, как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). Проблемы безопасного использования веществ в повседневной жизни. Токсические, горючие и взрывчатые вещества. Бытовая химическая грамотность |
|
| вещества как строительные и поделочйные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент), знать проблемы безопасного использования веществ в повседневной жизни. |
| ||||||||
4 (68) | Итоговая контрольная работа №5 по химии за курс 9 класса |
|
| Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении курса химии 9 класса |
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
24