СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Химия» (Г.Е.Рудзитис и Ф.Г.Фельдман) 9 класс на 2017 - 2018 учебный год

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.                                                                                                                                                        

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Химия» (Г.Е.Рудзитис и Ф.Г.Фельдман) 9 класс на 2017 - 2018 учебный год»

бюджетное общеобразовательное учреждение

Вашкинского муниципального района

«Андреевская основная школа»



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания МО Приказ руководителя ОУ

от .08.2017г. № от .08. 2017г.





Рабочая программа

курса

«Химия»

(Г.Е.Рудзитис и Ф.Г.Фельдман)

9 класс

на 2017 - 2018 учебный год







Составитель/Разработчик

программы Грушина О.А.

учитель первой квалификационной категории

Педагогический стаж 7 года












2017г.

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Нормативные правовые документы:

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании РФ»

  2. Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  3. Примерные программы по образовательным предметам

  4. Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Химия: Неорганическая химия. Органическая химия: учебник для 9 класса общеобразова­тельных учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд., перераб. - М.: «Просвещение», 2009

Место предмета в базисном учебном плане:

Настоящая рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в IX классе. Она рассчитана на 68 часов – два учебных часа в неделю. Изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду.

Изучение химии направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

В качестве диагностики результативности работы по программе может использоваться оценка контрольных и самостоятельных работ, а также творческих работ (проектов, рефератов, докладов, результатов исследований и т. д.)

Перечень учебно-методического обеспечения

методические пособия для учителя:

1. Гора, Н. Н. Химия. Уроки в 9 классе: пособие для учителя / Н. Н. Гара. - М. : «Просвеще­ние», 2009. - 95 с.

2. Горковенко, М. Ю. Химия. 9 класс: поурочные разработки к учебникам / М. Ю. Горковенко -М.: ВАКО, 2004. - 368 с. - (В помощь школьному учителю).

3. Настольная книга учителя химии / авт.-сост. Н. Н. Гара, Р. Г. Иванова, А. А. Каверина. - М.: ACT : «Астрель», 2002. - 190 с.

Дополнительная литература для учителя

1. Гара, Н. Н. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы: пособие для учащихся обще-образоват. учреждений / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. - М.: «Просвещение», 2009. - 96 с.

2. Гаршин, А. П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, формулах, химиче­ских реакциях / А. П. Гаршин. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: «Лань», 2006. - 288 с.

3. Гузей, Л. С. Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8-9 кл. : учеб. пособие для общеобра­зовательных учреждений / Л. С. Гузей, Р. П. Суровцева. - М.: «Дрофа», 2001. - 288 с.: ил.

4. Леенсон, И. А. 100 вопросов и ответов по химии: материалы для школьных рефератов, фа­культативных занятий и семинаров : учеб. пособие / И. А. Леенсон. - М.: ACT : «Астрель», 2002. -347 с.

5. Павлов, К Н. Общая и неорганическая химия / Н. Н. Павлов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дрофа», 2002. - 448 с.: ил.

6. Химия. 8-9 кл. : контрольные работы к учебникам Л. С. Гузея, В. В. Сорокина, Р. П. Су­ровцевой «Химия - 8» и «Химия - 9». - М.: «Дрофа», 2001. - 192 с.

7. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы / под ред. Е. С. Егорова. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.-768 с.

8. Хомченко, И. Г. Решение задач по химии. 8-11 / И. Г. Хомченко. - М.: ООО «Издательство Новая волна», 2007. - 256 с.

Дополнительная литература для учащихся

1. Габрусева, Н. И, Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Габрусева. - М.: «Просвещение», 2009. - 79 с.

2. Гара, Н. Н. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы: пособие для учащихся обще­образоват. учреждений / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. - М.: «Просвещение», 2009. - 96 с.

3. Решение задач по химии: справочник школьника / Е. В. Шипуло, Л. Б. Кузнецова. - М.: «Филологическое общество «Слово», 1999. - 468 с.

4. Хомченко, И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы / И. Г. Хом­ченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ООО «Издательство Новая волна» : Издатель Умеренков - 2003.-214 с.

Содержание программы

Тема 1. Теория электролитической диссоциации 14 ч

Сущность процесса электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, ще­лочей и солей

Диссоциация кислот, ще­лочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень дис­социации

Реакции ион­ного обмена. Гидролиз солей. Окислительно-восстанови­тельные реакции

Демонстрация:

Испытание веществ и их растворов на их электрическую проводимость. Электролиз хлорида меди (II). Электролиз слабого электролита. Определение реакции среды в растворах разных солей.

Лабораторные опыты:

  • Реакции обмена между растворами электролитов.

  • Качественная реакция на хлорид-ион

Практикум:

Решение экспериментальных задач по теме « Теория электролитической диссоциации»

Тема 2. Подгруппа кислорода. Основные закономерности химических реакций. Производство серной кислоты. 4 + 7 ч

Положение кислорода и серы в Пе­риодической таблице хи­мических элементов, строение их атомов. Строение простых ве­ществ. Алло­тропия. Аллотропные видоизменения кислорода и серы.Сера. Фи­зические свойства и химические свойства се­ры. Приме­нение серы. Сероводород. Сульфиды. Оксид серы (IV). Серни­стая кислота. Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. Технология производства серной кислоты.

Скорость химических реакции и ее зависимость от условий протекания. Химическое равновесие.

Расчетные задачи.

Вычисления по химиче­ским уравне­ниям реак­ций массы, количества вещества или объема по известной массе, коли­честву веще­ства или объ­ему одного из вступив­ших или по­лучающихся в реакции веществ

Демонстрация:

Горение серы в кислороде. Аллотропия серы. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры.

Лабораторные опыты:

  • Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфидов).

  • Распознавание сульфит- и сульфид-ионов в растворе.

  • Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфатами)

  • Распознавание сульфат-иона в растворе.

Практикум:

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Тема 3. Подгруппа азота 11ч

Положение азота и фос­фора в Пе­риодической таблице хи­мических элементов, строение их атомов. Азот. Физиче­ские и хими­ческие свой­ства азота, получение применение. Аммиак и его свойства. Синтез аммиака.

Соли аммония. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее свойства. Соли азотной кислоты.

Фосфор, его физиче­ские и хими­ческие свой­ства, получение применение. Оксид фос­фора (V).

Ортофосфорная кислота и ее свойства. Ортофосфаты. Мине­ральные удобрения.

Демонстрация:

Свойства азотной кислоты. Качественная реакция на нитраты

Лабораторные опыты:

Взаимодействие солей аммония с щелочами. Распознавание солей аммония.

Практикум:

Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомиться со свойствами водного раствора аммиака.

Тема 4. Подгруппа углерода 7 ч

Положение углерода и кремния в Периодиче­ской таблице химических элементов, строение их атомов. Адсорбция. Уг­лерод, его физиче­ские и хими­ческие свой­ства, получение применение. Оксид угле­рода (II). Оксид угле­рода (IV). Угольная ки­слота и ее со­ли. Кругово­рот углерода в природе. Кремний и его свойст­ва.

Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Сили­катная про­мышленность. Стекло. Виды стекла.

Демонстрация:

Поглощение углем растворенных веществ и газов. Виды стекла. Затвердевание цемента при смешивании с водой.

Лабораторные опыты:

  • Ознакомление с различными видами топлива.

  • Ознакомление со свойствами и взаимопревращением карбонатов и гидрокарбонатов.

  • Ознакомление с природными силикатами.

  • Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией)

Практикум:

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Тема 5. Общие свойства металлов. Металлы главных подгрупп 1-3 групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Железо – представитель элементов побочных подгрупп. Металлургия 15 ч

Положение металлов в Периодической таблице и особенности строения их атомов. Фи­зические свойства металлов. Характерные химические свойства ме­таллов. Нахождение металлов в природе и общие спо­собы их по­лучения. Понятие о металлур­гии. Метал­лы в совре­менной тех­нике. Сплавы. Про­изводство чугуна. Про­изводство стали. Характери­стика щелоч­ных металлов. Положение магния и кальция в периодической таблице химиче­ских элементов, строение их атомов. Кальций и его соединения. Алюминий. Положение железа в Пе­риодической таблице хи­мических элементов и строение его атома. Свой­ства железа. Соединения железа.

Расчетные задачи:

Вычисления по химиче­ским уравне­ниям массы, объема или количества вещества од­ного из про­дуктов реак­ции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определен­ную долю примесей.

Демонстрация:

Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция. Рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты:

Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами

Практикум:

Решение экс­перимен­тальных за­дач по теме «Соединений металлов и изучение их свойств»

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах. Органическая химия 7 ч

Органиче­ская химия. Основные по­ложения тео­рии строения органических соединений А. М. Бутле­рова. Упро­щенная клас­сификация органических соединений

Предельные (насыщен­ные) углево­дороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредель­ные (нена­сыщенные) углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Циклические углеводоро­ды. Природ­ные источни­ки углеводо­родов. Нефть и природный газ.

Демонстрация:

Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Образцы нефти и продуктов переработки.

Лабораторные опыты:

Этилен, его получение, свойства.

Расчетные задачи:

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое воздействие на организм. Применение. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Демонстрация:

Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Сложные эфиры. Жиры Роль жиров в процессе обмена веществ в организме.

Демонстрация:

Получение и свойства уксусной кислоты.

Углеводы. Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Крахмал. Целлюлоза. Применение.

Демонстрация:

Качественная реакция на глюкозу и крахмал.

Аминокислоты. Белки. Роль белков в питании. Полимеры - высокомолекулярные соединения. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид. Применение полимеров.

Демонстрация:

Ознакомление с образцами изделий из полимеров: полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

Практикум «Изготовление моделей углеводородов»

Тема 7. Химия и жизнь 4 ч

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота)

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, це­мент)

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в пов­седневной жизни. Хими­ческое за­грязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводоро­дов. Нефть и природ­ный газ.

Демонстрация:

Ознакомление с образцами лекарственных препаратов, упаковок пищевых продуктов с консервантами ознакомление с образцами строительных и поделочных материалов.

Практикум:

Знакомство с образцами лекарственных препаратов

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены

Планируемые результаты

В результате изучений данного предмета в 9 классе учащиеся должны

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид -, сульфат -, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.

Владеть

Фактическим материалом, применять его практически

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

Учебно-тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов (всего)

Из них(количество часов)


Контрольные работы



Лабораторные и практические работы



Проектные, тестовые, творческие, экскурсии и т.д.(учитывая специфику предмета)

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса

1




2

Теория электролитической диссоциации

14

1

3


3

Подгруппа кислорода


4


1


4

Основные закономерности химических реакций. Производство серной кислоты.

7

1



5

Подгруппа азота

11

1

3


6

Подгруппа углерода

7

1

2


7

Общие свойства металлов


3




8

Металлы главных подгрупп 1-3 групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева

5


1


9

Железо – представитель элементов побочных подгрупп


2


1


10

Металлургия


3




11

Первоначальные представления об органических веществах. Органическая химия

7


3


12

Химия и жизнь


4

1

1


В нижней части таблицы часы суммируются


Итого:

68

5

15









Схема календарно-тематического планирования по химии за 9 класс на учебный год


Тема

Календ. срок

Химический эксперимент

Базовые единицы (ЗУН)


Тема 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса (1 час)


1

Основные классы неорганических соединений



Знать определения основных классов соединений, их классификацию, состав и свойства

Уметь классифицировать вещества по классам, определять характер соединений, записывать уравнения химических реакций, составлять формулы по валентности, называть вещества


Тема 2. Теория электролитической диссоциации (14 часов)

Основные задачи изучения темы:

Углубить и систематизировать знания учащихся о веществах и химических реакциях с точки зрения теории электролитиче­ской диссоциации;

Дать представление об электролитах, электролитической диссоциации, реакциях ионного обмена.

Нау­чить учащихся записывать уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, применять эти знания для характеристики химических свойств кислот, оснований, солей. Закрепить практические навыки в решении расчетных задач (вычисления по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке).

Продолжить формирование мировоззренческих знаний: показать зависимость свойств веществ от их состава и строения (свойства ионов определяют свойства растворов электролитов), диалектический характер химических процессов. Раскрыть значение теории электролитической диссоциации для развития науки, использование в практике.

С целью развития патриотического воспитания показать роль русских ученых в создании теории электролитической диссо­циации (Д.И. Менделеев, И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский и др.).

Способствовать дальнейшему развитию логического мышления (умения сравнивать, выделять главное).

Продолжить изучение и углубление ранее изученных понятий и представлений (строение атомов, ионов, виды химической связи, типы кристаллических решеток, окислительно - восстановительные реакции, классификация неорганических соедине­ний).


1 (2)

Элекролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью


Лабораторные эксперименты

Электропроводность твёрдых, жидких в-в, растворов с различными видами связи

Знать понятия эл-ты, неэлектролиты, электролиты, диссоциация. Уметь объяснить электропроводность водных растворов.


2 (3)


Кислоты и основания



Знать определение кислот, оснований, амфолитов с точки зрения ТЭД, уметь составлять уравнения их диссоциации


3 (4)


Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты


Электропроводность концентрированных и разбавленных расстворов

Знать определение понятий слабые и сильные электролиты, уметь составить уравнение диссоциации к-т, солей, оснований.


4 (5)

Реакции ионного обмена


Реакции обмена между растворами электролитов, качественная реакция на хлорид-ион

Знать условия необратимых ионных реакций, уметь писать молекулярное полное и сокращённое ионное уравнение хим.реакций, идущей до конца.


5 (6)

Кислоты как электролиты


Демонстрационные опыты, характеризующие химические св-ва к-т в свете ТЭД

Знать хим.св-ва к-т, уметь описать хим.св-ва к-т в свете ТЭД, знать кач. р-ии на соляную и серную кислоты.


6 (7)

Основания как электролиты


Демонстрационные опыты, характеризующие химические св-ва оснований в свете ТЭД

Знать хим.св-ва оснований, уметь писать ионные уравнения с участием оснований, знать кач. р-ию на ОН-ион.


7 (8)

Соли как электролиты


Демонстрация качественных реакций на ионы солей

Знать хим. св-ва солей, уметь писать ионные уравнения с участием растворов солей в свете ТЭД, знать кач. р-ии на Ag+,Ca+2,PO4-3 и др. ионы (по табл. 3, с. 21)


8 (9)

Основные положения ТЭД. Упражнения в написании полных и сокращенных ионных уравнений



Знать положения теории электролитической диссоциации, роль ученых в ее создании, уметь записывать уравнения в свете ТЭД


9 (10)

Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке



Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи


10 (11)

Окислительно-восстановительные реакции



Знать определение о-в реакции, окислитель, восстановитель

Уметь определять о-в реакции, составлять схему электронного баланса, схемы полуреакций


11 (12)

Решение экспериментальных задач по теме:»ТЭД» П/р № 1 «Ионные реакции»



Знать свойства веществ с точки зрения ТЭД, реакции ионного обмена

Уметь применять знания для описания химических свойств веществ, выполнять сам. Опыты, делать выводы


12 (13)

П/р № 2 « Условия протекания химической реакции между растворами электролитов до конца








13 (14)


П/р № 3 «Решение экспериментальных задач»






14 (15)

Контрольная работа №1 по теме «ТЭД»



Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач


Тема 3. Подгруппа кислорода (4 часа)

Основные задачи изучения темы:

продолжить формирование понятий: «химический элемент», «простое вещество», «химическая реакция»; закрепить и углу­бить знания о периодической системе (характеристика группы, главной подгруппы), строении вещества, электролитической диссоциации;

закрепить умения и навыки в выполнении химических опытов; способствовать дальнейшему развитию миро­воззренческих знаний о причинно - следственной связи между составом, строением, свойствами и применением веществ (на примере серы, серной кислоты); подтвердить общие и особенные свойства серной кислоты, сделать вывод о единстве окис­лительно - восстановительных процессов в природе.

Продолжить формирование логического мышления: умение сравнивать химический элемент и простое вещество (кислород и серу), их свойства, аллотропные видоизменения (указав причины алло­тропии), делать выводы в процессе наблюдений за химическим экспериментом.


1 (16)

Общая характеристика подгруппы кислорода



Знать план общей характеристики группы, электронное строение атомов, формулы соединений элементов с кислородом, водородом, гидроксиды, их характер, уметь объяснять изменение свойств соединений.


2 (17)

Строение простых веществ. Аллотропия


Сера, строение молекул, физические и химические свойства


Ознакомление с образцами серы и ее соединениями и характеристика их по плану

Знать нахождение серы в природе, хим. и физ. св-ва серы, применение серы, уметь писать уравнения с участием серы, формулы соединений серы с О и Н.


3 (18)







Серная кислота, состав, строение, свойства, применение. Оксиды серы, серная и сероводородная кислоты и их свойства


Распознавание сульфат - иона в растворе

Знать строение и свойства серной кислоты; области ее применения, качественную реакцию на сульфат-ион. Уметь доказывать свойства серной кислоты (разбавленной и концентри­рованной): записывать уравнения химических реакции в молекулярном, ионном и окислительно -восстановительном виде


4 (19)

П/р № 4. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»



Уметь выполнять экспери­ментальные задачи по опре­делению веществ, доказы­вать наличие в растворе сульфат-иона, предполагать признаки химических реак­ций, проверять их экспери­ментально, делать самосто­ятельно выводы на основе наблюдений


Тема 4. Основные закономерности химических реакций. Производство серной кислоты. (7 часов)

Основные задачи изучения темы:

познакомить учащихся с основными закономерностями протекания и управления химическими реакциями на примере про­изводства серной кислоты (дать понятие о скорости химической реакции и химическом равновесии).

Показать значение этих понятий для управления различными производственными процессами.

Познакомить учащихся с общими научными принципами производства: комплексное использование сырья, принцип оптимальных условий, принцип автоматизации к ме­ханизации, принцип теплообмена и другие.

Продолжить формирование мировоззренческих знаний на примере данной темы.

Указать на связь теории с практикой.

Продолжить экологическое образование учащихся: познакомить с основными пер­спективными направлениями в развитии производства серной кислоты, способствующими охране окружающей среды. По­знакомить учащихся с основными рабочими профессиями химического производства.


1 (20)

Тепловой эффект химической ре­акции. Расчеты по термохимиче­ским уравнениям




Знать определение тепло­вого эффекта химической реакции, экзотермической и эндотермической реак­ций, определять термохи­мические уравнения. Уметь определять по тепло­вому эффекту экзотерми­ческую или эндотермичес­кую реакции, уметь прово­дить расчеты по термохи­мическим уравнениям, сос­тавлять термохимические уравнения по массе исход­ного вещества и количеству теплоты


2 (21)

Скорость хими­ческих реакций


Опыты, выясняющие зави­симость скорости химиче­ской реакции от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры. Лабораторные опыты: изучение влияния условий на скорость химической ре­акции

Знать определение скоро­сти химической реакции; зависимость скорости реак­ции от природы реагирую­щих веществ, от поверхно­сти соприкосновения, от концентрации, от темпера­туры, от катализатора. Уметь объяснять влияние различных условий на ско­рость химической реакции, решать задачи



3 (22)

Химическое равновесие,

условия его смещения принцип Ле-Шателье.



Знать определение химиче-ского равновесия, понятие определение принципа

Ле-Шателье.

Уметь объяснять на приме­рах условия смещения рав­новесия в зависимости от условий химических реак­ций


4(23)

Производство серной кислоты контактным спо­собом (три ста­дии производст­ва). Охрана окру­жающей среды


Демонстрации:

модель установки для полу­чения серной кислоты

Знать химизм производства серной кислоты, условия их осуществления, общие на­учные принципы, лежащие в основе этого производст­ва, устройство и работу ап­паратов по производству серной кислоты. Знать основные профессии серно-кислотного производ­ства, перспективы развития данного производства; усло­вия охраны труда и защиты окружающей среды. Уметь разъяснять на при­мере данного производства условия, влияющие на ско­рость реакций, смещение химического равновесия. Уметь объяснять значение серной кислоты для разви­тия народного хозяйства


5 (24)

Вычисление массы продукта реакции, если известна массовая доля выхода продукта реакции по сравнению с теоритически возможным. Подготовка к контрольной работе.



Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи


6 (25)

Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, содержащего определенную массу примесей. Подготовка к контрольной работе.



Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи


7 (26)

Контрольная работа №2 по темам «ТЭД», «Подгруппа кислорода», «Основные закономерности химической реакции. Производство серной кислоты»



Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач




Тема 5. Подгруппа азота (11 часов)

Основные задачи изучения темы:

углубить и расширить знания учащихся о периодическом законе и периодической системе химических элементов, строении атомов на примере характеристики элементов пятой группы главной подгруппы, строении и свойствах: простых веществ к соединений, образованных азотом и фосфором.

Продолжить формирование знаний об электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных реакциях на примере свойств соединений азота и фосфора, показать зависимость свойств о веществ от строения. Закрепить практические навыки по выполнению химического эксперимента. Способствовать даль­нейшему закреплению навыков в решении расчетных задач (определение массовой, объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного).

Раскрыть связь науки с производством: продолжить формирование знаний об основных зако­номерностях протекания химических реакций в зависимости от различных условий на примере производства азотной кислоты и аммиака. Продолжить знакомство с общими научными принципами, рабочими профессиями на примере данных произ­водств.

Способствовать развитию экологического воспитания учащихся.



1 (27)









Общая характеристика элементов 5 группы

главной подгруппы. Физические и химические свойства азота.



Знать физические и химические свойства азота. Уметь давать характеристику подгруппы элементов (подгруппы азота) по плану, исходя из положения в пе­риодической системе и строению атомов; уметь доказывать химические свойства азота - составлять уравнения химических ре­акций в свете представле­ний об окислительно - восстановительных реакциях и закономерностях протека­ния химических реакций


2 (28)

Аммиак. Строе­ние молекулы, физические и химические свойства


Демонстрации:

1) растворение аммиака в воде; 2) получение хлорида ам­мония

Знать строение молекулы аммиака (тип связи, тип кристаллической решетки), физические и химические свойства. Уметь доказывать химиче­ские свойства аммиака: за­писывать уравнения реак­ций аммиака с кислородом, водой, кислотами и рассмат­ривать их с точки зрения теории электролитической диссоциации и окислитель­но - восстановительных процессов


3 (29)

Производство аммиака, его применение


Демонстрация:

модель установки для получения аммиака

Знать производство аммиака, основные области его применения, устройство и работу установки по производству аммиака, общие принципы химического производства. Уметь составлять уравне­ние химической реакции, лежащей в основе производ­ства аммиака, объяснять за­кономерности ее протекания


4 (30)

Получение ам­миака и опыты с ним. Ознакомле­ние со свойства­ми водного рас­твора аммиака. П/р № 5 «Получение аммиака и изучение его свойств»



Знать лабораторный способ получения аммиака и метод его определения. Уметь практически полу­чать аммиак и доказывать опытным путем его нали­чие; проводить опыты с ам­миаком, записывать уравне­ния реакции в молекуляр­ном и ионном виде, анали­зировать результаты прово­димых опытов, делать вы­воды


5 (31)

Азотная кислота, строение, свой­ства, применение


Демонстрации

свойства азотной кислоты (взаимодействие с медью)

Знать строение, свойства и применение азотной кисло­ты, особые свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами). Уметь доказывать общие и особые химические свойст­ва азотной кислоты, запи­сывать уравнения химиче­ских реакций в свете пред­ставлений об электролити­ческой диссоциации и окис­лительно- восстановитель­ных процессах


6 (32)

Соли аммония, нитраты


Лабораторные опыты:

взаимодействие солей аммо­ния со щелочами. Демонстрации: Качественная реакция на нитраты (сухие и растворы)

Знать состав, строение, свойства и применение со­лей аммония и нитратов. Уметь доказывать общие свойства солей на примере солей аммония и нитратов, записывать уравнения хими­ческих реакций в молеку­лярном, ионном, окисли­тельно - восстановительном виде. Уметь доказывать особые свойства солей аммония и нитратов


7 (33)

Производство азотной кислоты. Круговорот азота


Демонстрация

модель установки для получения азотной кислоты

Знать основные стадии производства азотной кислоты, перспективы разви­тия, круговорот азота в при­роде. Уметь записывать уравне­ния химических реакций, лежащих в основе произ­водства азотной кислоты, объяснять закономерности их протекания


8 (34)

Фосфор и его соединения: оксид фосфора, ортофосфорная кислота и её соли (краткая харак­теристика)



Знать характеристику фос­фора как химического эле­мента и как простого веще­ства, знать строение и свой­ства соединений фосфора (оксида, кислот и солей). Уметь доказывать химиче­ские свойства фосфора, как простого вещества и его соединений (оксида, кисло­ты, соли); записывать урав­нения химических реакций, разъяснять эти свойства в свете теории электролити­ческой диссоциации и окис­лительно - восстановитель­ных процессов


9 (35)

Минеральные удобрения

П/р № 6 «Минеральные удобрения»


Лабораторный опыт: ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями

Знать классификацию минеральных удобрений, условия их хранения, рационального использования, время внесения и особенно­сти их влияния на растения (при недостатке или избыт­ке удобрений). Знать состав, строение, свойства, получение неко­торых представителей азот­ных, фосфорных и калий­ных удобрений. Уметь записывать состав и получение основных видов азотных и фосфорных удоб­рений. Знать основные на­правления химизации на­родного хозяйства


10 (36)

П/р № 7 «Решение экспериментальных задач по теме "Подгруппа азота"»



Уметь доказывать опытным путем состав изученных веществ (соли аммония, нитраты, сульфаты и др.), проводить реакции между веществами в растворе, по-


11 (37)

Контрольная работа №3 по темам «Подгруппа кислорода», «Основные закономерности химических реакций. Производство серной кислоты», «Подгруппа азота»



Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач





Тема 6. Подгруппа углерода (7 часов)

Основные задачи изучения темы:

способствовать дальнейшему закреплению знаний о периодической системе, периодическом законе и строении атома на примере характеристики элементов IV группы главной подгруппы. Ознакомить учащихся с составом, строением и свойства­ми простых и сложных веществ, образованных элементами подгруппы углерода. Закрепить знания о кристаллической ре­шетке, аллотропии на примере углерода и кремния.

Показать причинно - следственную зависимость между составом, строе­нием, свойствами и применением этих веществ и их соединений.

Способствовать развитию умений решать качественные задачи по определению и получению веществ. Научить учащихся решать расчетные задачи на определение массы или объе­ма продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. Познакомить учащихся с круговоротом углерода в природе, его значением. Продолжить формирование навыков логического мышления: сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.


1 (38)

Общая характе­ристика подгруппы углерода



Знать общую характеристику подгруппы элементов 6 группы главной подгруппы, исходя из положения в периодической системе и строения атома. Знать характеристику простых веществ, образованных этими элементами, их состав, свойства, характер соединений, образованных данными элементами. Знать причину изменения свойств элементов, простых веществ и их соединений в группе с увеличением относительной атомной массы


2 (39)

Характеристика

химических элементов и простых веществ

углерода и кремния в сравнении

Химические

свойства углерода

Адсорбция. Алмаз. Графит.


Демонстрации1) поглощение углем растворенных веществ и газов

2)восстановление меди и

оксида меди (П) углем

Знать характеристику химических элементов и простых веществ углерода и кремния в сравнении; знать понятие адсорбции, применение углерода и кремния. Уметь сравнивать по строению атомов, строению простых веществ (тип связи, кристаллической решетки), физические и химические

свойства углерода и кремния. Уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства углерода и кремния.


3 (40)

Оксиды углерода (угарный и углекислый газы)

и кремния.

Состав, строе-

ние, свойства,

применение.

П/р № 8 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»


Демонстрации

1) получение оксида угле-

рода (VI) и взаимодейст-

вие его с водой, раство

рами щелочи;

2) изучение устройства и

принципа действия огнетушителя на модели

Знать состав, строение,свойства, применение окси-

дов углерода (П и IV) и кремния.

Уметь сравнивать состав и строение оксидов углерода и кремния, указывать причины их сходства и отличия.

Уметь доказывать химические свойства оксидов углерода (П и IV) и кремния, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно – восстановительном виде


4 (41)

Угольная и

кремниевая ки

слоты.

Карбонаты, си

ликаты. Круговорот угле­рода в природе


Демонстрации

получение кремниевой

кислоты.

Лабораторные опыты:

1)ознакомление со свойствами и взаимопревраще­ниями карбонатов и гидрокарбонатов; 2) качественная реакция на карбонат-ион,' 3) ознакомление с образца­ми природных силикатов

Знать состав, строение и применение угольной и кремниевой кислот и их солей. Знать качественную реакцию на карбонат-ион, круго­ворот углерода в природе. Уметь доказывать химиче­ские свойства угольной и кремниевой кислот и их солей, записывать уравне­ния реакций в молекулярном и ионном виде. Уметь сравнивать по свой­ствам угольную и кремние­вую кислоты, карбонаты и силикаты, указывать причи­ны их сходства и отличия


5 (42)

Силикатная промышленность


Демонстрации

1) виды стекла; 2) затвердевание цемента при смешивании с водой. Лабораторные опыты: ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией "Стекло и изделия из стек­ла")

Знать определение сили­катной промышленности и основные виды строитель­ных материалов, выпускае­мых ею. Знать сырье, используемое в силикатной промышленно­сти , свойства цемента, стекла, бетона; получение стекла и цемента в промыш­ленности, основные области применения стекла, цемен­та, бетона, керамики


6 (43)

Обобщение и повторение ос­новных вопросов, изученных в 3-й четверти

П/р № 9 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ».



Уметь применять знания и умения, полученные при изучении темы, решать задачи нового типа


7 (44)

Контрольная работа №4 за 3-ю четверть




Знать понятия тем, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач



Тема 7. Общие свойства металлов (3 часа)

Основные задачи изучения темы:

Познакомить учащихся со строением и общими свойствами металлов, исходя из положения их в периодической системе и строения атома.

Дать понятие о металлической связи и металлической кристаллической решетке,

Сформировать представление об электролизе и коррозии металлов,

Рассмотреть их с точки зрения окислительно - восстано­вительных процессов.

Показать значение металлов и сплавов, коррозии и электролиза для развития народного хозяйства.

Продолжить формирование мировоззренческих взглядов: умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами металлов, доказывать переход количественных в качественные, выявлять общее и единичное при рассмотрении свойств металлов.


1 (45)

Общая характе-

ристика метал-

лов.

Физические и

химические

свойства


Демонстрации

образцы металлов, изучение их электрической проводимости. Модели кристаллических решеток металлов;

взаимодействие металлов с

неметаллами и водой.

Лабораторные опыты:

рассмотрение образцов ме-

талов

Знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, способы получения металлов.

Уметь давать общую характеристику металлов по положению в периодической системе и строению атомов; уметь объяснять физические свойства металлов, исходя из строения решетки металлов и металлической связи.

Уметь доказывать химические свойства металлов; записывать уравнения химических реакций в молекулярном и окислительно -восстановительном виде


2 (46)

Электролиз


Демонстрации

электролиз раствора хлорида меди (П)

Знать определение элек­тролиза, области примене­ния его в промышленности. Уметь записывать схемы электролиза растворов и расплавов солей


3 (47)

Коррозия метал­лов


Демонстрации

опыты по коррозии металлов и защите их от коррозии

Знать определение корро­зии, ее виды, способы защи­ты от коррозии. Уметь записывать химизм процесса коррозии, объяснять сущность химической и электрохимической корро­зии. Знать условия, способст­вующих и препятствующих коррозии


Тема 8. Металлы главных подгрупп 1-3 групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (5 часов)

Основные задачи изучения темы:

Расширить и углубить знания учащихся о характеристике химических элементов и образуемых ими простых веществ на примере металлов I - Ш групп главных подгрупп.

Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами металлов I - Ш групп главных подгрупп, а также со свойствами соединений, образованных этими металлами.

Дать понятие жесткости воды и способов ее устранения.

Закрепить понятие амфотерности на примере алюминия и его соединений. Продолжат:, формирование умений прогнозировать свойства веществ, исходя из их состава и строения.

Закрепить навыки учащихся в решении расчетных и практических задач, показать связь химии с жизнью.


1 (48)

Общая характе­ристика металлов 1-Ш группы главных под­групп


Лабораторные опыты:

ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия, кальция

Уметь давать общую харак­теристику металлов I - Ш групп главных под­групп в сравнении на осно­вании положения в периоди­ческой системе и строения атомов. Уметь предсказывать и до­казывать химические свой­ства металлов главной под­группы, 1-Ш групп, нахо­дить общее и отличное, знать причины этого. Уметь записывать уравне­ния химических реакций, доказывать свойства этих металлов. Знать области применения металлов главных подгрупп 1-Шгрупп


2 (49)

Кальций, строе­ние, свойства Соединения кальция


Демонстрациивзаимодействие кальция с водой; взаимодействие оксида кальция с водой; качественная реакция на ионы кальция и бария

Знать качественные реакции на ион кальция, области при­менения кальция и его соединений, превращение сое­динений кальция в природе. Уметь давать характеристи­ку кальцию как химическому элементу и простому веще­ству. Уметь записывать уравне­ния реакций, доказывающие химические свойства каль­ция и его соединений (оксида, гидроксида, соли) в молекулярном, ионном и окислительно - восстанови­тельном виде


3 (50)

Жесткость воды и способы ее устранения


Демонстрации:

устранение жесткости воды

Знать понятие жесткости воды, ее виды. Знать, чем обусловлена же­сткость, способы устранения временной и постоянной жесткости воды в промыш­ленности и быту. Уметь объяснять способы устранения жесткости, запи­сывать химические уравне­ния в молекулярном и ион­ном виде


4 (51)

Алюминий, строение, свой­ства. Соединения алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида.


Демонстрации: взаимодействие алюми­ния с кислородом водой, кислотами, солями; механическпрочность оксидной пленки алюми­ния. Лабораторный опыт: ознакомление с образцами алюминия и его сплавов

Уметь давать характеристи­ку алюминия как химическо­го элемента и простого ве­щества в сравнении с метал­лами I и П групп главных подгрупп. Уметь записывать уравне­ния, доказывающие химиче­ские свойства алюминия и его соединений (оксида и гидроксида) в молекулярном, ионном и окислительно - вос­становительном виде


5 (52)

П/р № 10. «Качественные реакции на ионы металла»



Уметь давать сравнитель­ную характеристику элемен­тов (металлов) I - Ш групп главных под­групп, указывая причину сходства и отличия; уметь применять полученные зна­ния при решении качествен­ных и расчетных задач Уметь определять соедине­ния металлов I - П групп главных подгрупп по анио­нам, осуществлять превра­щения Уметь проводить опыты между веществами в раство­рах, наблюдать, делать вы­воды, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде


Тема 9. Железо – представитель элементов побочных подгрупп (2 часа)

Основные задачи изучения темы:

Познакомить учащихся с элементом побочной подгруппы периодической системы - железом, его строением и свойствами На основе имеющихся знаний продолжить формирование умений учащихся самостоятельно делать выводы и строить пред­положения о строении и свойствах соединений железа (П и Ш - валентного).

Продолжить формирование практических умений и навыков по проведению химических опытов, работе с приборами и реактивами.

Показать значение соединений железа для развития народного хозяйства и промышленности.


1 (53)

Железо, строение, свойства. Соединения железа. Оксиды и гидроксиды, соли железа


Демонстрация: горение железа в кислороде, получение гидроксидов железа (2 и 3)

Знать нахождение железа в природе, способы его получения, применение, физические свойства. Уметь доказывать химические свойства железа, как элемента побочной подгруппы, свойства соединений железа, записывать уравнения в свете ТЭД, о/в виде


2 (54)

Сплавы железа. Применение же­леза и его соеди­нений

П/р № 11 «Железо и его соединения»


Лабораторные опыты:

ознакомление с образцами чугуна и стали

Знать понятие о сплавах, особенности состава и свойств чугуна и стали, знать основные области применения железа, его сплавов и соединений в народном хозяйстве

Уметь доказывать химические свойства железа экспериментально (взаимодействие с неметал­лами и кислотами); записывать уравнения хи­мических реакций в моле­кулярном и окислитель­но -восстановительном ви­де.

Уметь получать и доказы­вать химические свойства гидроксидов железа (П, Ш); записывать уравнения хи­мических реакций в моле­кулярном и ионном виде.

Уметь вести наблюдения, делать выводы, соблюдать правила по технике безо­пасности


Тема 10. Металлургия (3 часа)

Основные задачи изучения темы:

Познакомить учащихся с основными промышленными способами получения металлов.

Дать понятие о металлургки, как отрасли химического производства, показать перспективы ее развития.

Продолжить знакомство с общими научными прин­ципами химического производства, закономерностями протекания химических реакций на примере производства чугуне к стали.

Продолжить формирование экономических знаний учащихся, умения делать выводы, на конкретных примерах пока­зать решение проблемы безотходных производств, охраны окружающей среды. Показать значение химической науки в раз­витии доменного производства и производства стали, познакомить с профессиями работников металлургических произ­водств.

Показать роль металлургической промышленности для развития других производств.


1 (55)

Понятие о металлургии. Металлы

в современной

технике.

Основные способы промышленного получения

металлов



Знать определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских ученых в развитии металлургии.

Знать понятие руды и пустой породы, основные стадии получения металла.

Уметь записывать уравнения реакций получения металлов с точки зрения тео­рии электролитической дис­социации и учения об окис­лительно - восстановитель­ных процессах


2 (56)

Производство стали, чугуна



Знать сущность производ­ства стали, способы получе­ния: кислородно - конвер­торный и электродуговой. Уметь давать характеристику производства по пла­ну, записывать уравнения реакций, лежащих в основе получения стали; сравни­вать различные способы получения стали по эконо­мическим показателям. Знать основные профессии рабочих металлургических производств, общие науч­ные принципы производст­ва, вопросы охраны окру­жающей среды

Знать сущность доменного процесса - производства чугуна, его значение. Уметь давать характери­стику доменного производ­ства по плану; записывать уравнения реакций, отра­жающие химизм доменного производства; которые ре­шают проблему безотход­ных производств и вопросы охраны окружающей среды


3 (57)

Заключительный урок по курсу неорганической химии



Уметь применять знания и умения, решать задачи


Тема 11. Первоначальные представления об органических веществах.

Органическая химия (7 часов)

Основные задачи изучения темы:

Познакомить учащихся с основами органической химии, с тем, что изучает данная наука, чем органическая химия отличается от неорганической химии. Дать основные понятия органической химии: «гомологический ряд», «изомерия», «структурная формула», «номенклатура». Познакомить с классификацией органических веществ, иметь представление об основных классах органических соединений, особенностями их строения, а так же иметь пред­ставление о природ­ных источниках уг­леводородов. Уметь записывать полные и сокращен­ные структурные формулы органиче­ских соединений, давать им названия. Показать некоторые причины многообразия органических веществ, значение органических соединений и их роль в жизни общества.


1 (58)

Органиче­ская химия. Основные по­ложения тео­рии строения органических соединений А. М. Бутле­рова. Упро­щенная клас­сификация органических соединений



Знать определение органичес-кой химии, углеводородов, их классификацию, ос­новные положения теории А. М. Бутле­рова, определение изомеров, некоторые свойства углеводо-родов, что изучает данная наука, раз­личия между орга­ническими и неорга­ническими вещест­вами, особенности строения и свойств органичес-ких ве­ществ; иметь представле-ние о природ­ных источниках уг­леводородов. Уметь записы-вать полные и сокращен­ные структурные формулы органиче­ских соединений, давать им названия


2 (59)

Предельные (насыщен­ные) углево­дороды. Метан. Этан.



Знать определение органической химии, что изучает данная наука, определение изомеров, некоторые свойства углеводо­родов; иметь пред­ставление о природ­ных источниках уг­леводородов. Уметь записы-вать полные и сокращен­ные структурные формулы органиче­ских соединений, некоторые уравне­ния химических ре­акций, характери­зующие химические свойства углеводо­родов, давать им на­звания


3 (60)

Непредель­ные (нена­сыщенные) углеводороды. Этилен.

П/р № 12 «Получение этилена»



Знать определение органической химии,
что изучает данная наука, определение
изомеров, некоторые свойства углеводо­родов, качественные реакции. Иметь представле­ние о природных источниках углево­дородов. Уметь записывать полные и сокращен­ные структурные формулы органиче­ски соединений, некоторые уравне­ния химических ре­акций, характери­зующие химические свойства углеводо­родов, давать им на­звания


4 (61)

Циклические углеводоро­ды. Природ­ные источни­ки углеводо­родов. Нефть и природный газ. Их применение.



Знать определение органической химии, что изучает данная наука, определение изомеров, некоторые свойства углеводо­родов, качественные реакции.

Иметь представле­ние о природных источниках углево­дородов. Уметь записывать полные и сокращен­ные структурные формулы органиче­ских соединений, некоторые уравне­ния химических ре­акций, характери­зующие химические свойства углеводо­родов, давать им на­звания


5 (62)

Спирты (метанол, этанол, глицерин)

Карбоновые кислоты (уксусная, стеариноывая). Сложные эфиры. Жиры



Знать понятие о кислородсодержа­щих органических веществах (спиртах), их классификацию, определение, их свойства, области применения. Уметь записывать некоторые структур­ные формулы спиртов

Знать понятие о кислородсодержа­щих органических веществах (карбоно-вых кислотах, жи­рах), их классифика­цию, определение, их свойства, области применения, нахож­дение в природе. Уметь записывать некоторые структур­ные формулы карбо-новых кислот, жиров


6 (63)

Углеводы

П/р № 13 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»



Знать понятие «углеводы», их классификацию, определение, свойства, области применения, нахождение в природе.Уметь записывать некоторые структурные формулы углеводов


7 (64)

Аминокислоты. Белки. Полимеры.

П/р № 14. «Распознавание волокон и пластмасс»



Знать понятие «белки» их классификацию, определение, свойства, области применения, нахож­дение в природе, биологическое зна­чение.

Уметь записывать некоторые структур­ные формулы бел­ков, полимеров


Тема 12. Химия и жизнь (4 часа)


1 (65)

Химия и здоровье. Лекарственные препараты: проблемы связанные с их применением.

П/р №15 «Знакомство с образцами лекарственных препаратов, химических средств санитарии и гигиены»



Уметь проводить химический экспе­римент, ознакомить­ся с образцами ле­карственных препаратов, с образцами химических средств санитарии и гигиены, делать выводы, соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов


2 (66)

Химия и пища. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота). Калорийность жиров, белков, углеводов



Знать понятие «консервант», их роль в приготовлении пищи, Калорийность жиров, белков, углеводов, их биологическую роль,



3 (67)

Химические вещества, как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). Проблемы безопасного использования веществ в повседневной жизни. Токсические, горючие и взрывчатые вещества. Бытовая химическая грамотность



вещества как строительные и поделочйные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент), знать проблемы безопасного использования веществ в повседневной жизни.


4 (68)

Итоговая контрольная ра­бота №5 по хи­мии за курс 9 класса



Уметь применять знания, умения и навыки, получен­ные при изучении курса химии 9 класса












24