СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа курса ОРКСЭ 4 класс
13
Пояснительная записка
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010 г.), примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс играет важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Концепция построения модулей курса ОРКСЭ, комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов религии и этики базируется на принципе общеобразовательного, светского характера курса.
Преподавание курса преподаётся на основе системно-деятельностного подхода и информационно-коммуникативных технологий.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, будут использоваться следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
И соответственно следующие формы и варианты проведения уроков и их этапов:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
театрализация
интервью
составление словаря-глоссария
сочинения, эссе
Методическое обеспечение курса позволяет использовать следующие формы работы с учащимися: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся), и индивидуальную. А также предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов учащихся на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных.
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Формы работы с родителями:
родительские собрания;
групповые и индивидуальные консультации;
мастер-классы;
открытые уроки;
беседы;
совместные праздники и мероприятия.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают, как совместную, так и самостоятельную работу учащихся.
Общее количество часов на изучение предмета – 34 часа, из них на изучение предмета – 31, на оформление и защиту проекта – 3 часа.
Результаты изучения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,
развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса являются универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
- совместно с учителем составлять план решения задачи;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
- слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
Содержание учебный курс курса «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя следующие модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Учащимися изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Основное содержание учебного модуля «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Календарно-тематическое планирование курса уроков по ОРКСЭ
модуль «Основы светской этики»
№ | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во час. |
1. | Россия - наша Родина | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали |
1 час |
2. | Что такое светская этика | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали |
1 час |
3.
| Мораль и культура
| Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. |
1 час |
4. | Особенности морали | Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. |
1 час |
5-6.
| Добро и зло. | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. | 2 часа |
7-8. | Добродетель и порок. | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. | 2 часа |
9. | Свобода и моральный выбор человека. | Знакомятся с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. | 1 час |
10-12. | Свобода и ответственность. | Знакомятся с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. | 3 час |
13. | Моральный долг. | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, религиозных традициях. | 1 час |
14. | Справедливость. | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, религиозных традициях. | 1 час |
15. | Альтруизм и эгоизм. | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, религиозных традициях. | 1 час |
16. | Дружба. | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, религиозных традициях. | 1 час |
17. | Что значит быть моральным? | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, религиозных традициях. | 1 час
|
18. | Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества | Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. | 1 час |
19. | Нравственный поступок. | Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. | 1 час |
20. | Золотое правило нравственности. | Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали. | 1 час |
21. | Стыд, вина и извинения | Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. | 1 час |
22. | Честь и достоинство | Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | 1 час |
23. | Совесть. | Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. | 1 час |
24- 25. | Нравственные идеалы
| Знакомство с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни. | 2час |
26. | Образцы нравственности в культуре Отечества. | Знакомство с примерами проявления высокой нравственности в истории, в произведениях литературы и искусства. | 1 час |
27. | Этикет. | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения. | 1 час |
28. | Семейные праздники. | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя с нормами разных культурных традиций. | 1 час |
29 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя с нормами разных культурных традиций | 1 час |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя с нормами разных культурных традиций | 1 час |
31. | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений. | 1 час |
32-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | Осуществляют поиск необходимой информации, участвуют в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. Готовят сообщения по выбранной теме. | 3 часа |
Формы контроля уровня достижений обучающихся
Текущие формы контроля:
- устные ответы на уроках;
- понятийные диктанты;
- тестирование;
- мини-проекты.
В течение года планируется провести три диагностических работы. Стартовая диагностика проводится в начале прохождения курса с целью выявления стартовых знаний по предмету в форме анкетирования. Текущая диагностика проводится в конце первого полугодия в форме творческих работ с целью выявления уровня полученных знаний. Итоговая диагностика проходит в конце учебного года в форме защиты творческих работ учащихся.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский.
Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них
Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.
Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей.
Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.
Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для ученика:
Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник. Издательство «Просвещение». Москва, 2012г.
2. Для учителя
Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник. Издательство «Просвещение». Москва, 2012г.;
Электронное приложение к учебнику CD-диск к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.;
Данилюк А.Я. Программы. 4-5. Москва, Просвещение, 2012.;
Данилюк А.Я. Книга для родителей. Москва, Просвещение, 2012.;
энциклопедическая и справочная литература;
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса.
3. Специфическое оборудование
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России
4. Электронно-программное обеспечение :
• компьютер;
• презентационное оборудование;
• выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);
5. Список образовательных цифровых и интернет ресурсов:
www. nachalka.com
www.4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы
www.abvgdeyka.ru Познавательный портал для учащихся 1-4 классов
www.solnet.ru Детский образовательный портал «Солнышко»:
кроссворды, игры, задачки Интернет - ресурсы
http://fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
www. prochkolu.ru Интернет-портал «ProШколу.ru»
Тематическое планирование учебного модуля «Основы светской этики»
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Основные термины и понятия
| Домашнее задание, привлечение родителей | Средства наглядности |
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
| |||||
1 | Россия - наша Родина. | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, Знать: основные сведения о населении и географии родной страны, родного края. Значение Родины в жизни человека, что такое патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России; названия древних городов России, их основные памятники культуры. Понимать: смысл понятий Родина, Россия, Российская Федерация государственные символы.
| Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи. | выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д. |
II. | Основы светской этики (27 час) | |||||
2 | Что такое светская этика? | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | культура, мораль, этика Знать: понятия этики и этикета; назначение этики, ее категории; происхождение и назначение этикета; содержание современных правил поведения, что такое манеры поведения. Понимать: что такое нравственная культура учащихся, культурное и вежливое общение в коллективе; в чем польза добрых дел | Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика? |
|
3 | Мораль и культура | 1 | мораль, культура. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.
| Приведи примеры материальной и духовной культуры. Объясни, почему возникла мораль. Вместе с родителями составь свод моральных норм, принятых в вашей семье. | произведения культурного наследия | |
4 | Особенности морали | 1 | культура, материальная культура, духовная культура, мораль Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. | Подумай и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведи примеры |
| |
5 | Добро и зло | 2 | беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | добро и зло как основные этические понятия Знать: значение понятий: вежливость, уважение, правила вежливости и этикета. Понимать: назначение вежливых слов в различных жизненных ситуациях; необходимость доброжелательного отношения к окружающим; значение дружеского общения одноклассников; необходимость соблюдения правил этики и этикета на улице, в школе, дома. Уметь: неформально соблюдать правила этики и этикета. | Назови поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения. Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи. | выставка книг |
6 | ||||||
7 | Добродетели и пороки | 2 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Добро, зло, добродетель, порок. Узнают, что такое добродетельный человек, приводят примеры добродетельности. Классифицируют положительные и отрицательные качества человека. Узнают, как понимал добродетель Аристотель, какое чувство нужно сохранять при стремлении к добродетели. Анализируют мудрые изречения древних философов | Расспросите родителей, бабушек дедушек, чем знамениты Лев Яшин, Чулпан Хаматова, Юрий Гагарин, Ирина Слуцкая. Почему они могут служить примером для подражания? | иллюстрации в пособии для учащихся.
|
8 | Добродетели и пороки | Обсуди с родителями, какие качества главных героев сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», вы назвали бы добродетельными, а какие - порочными. | иллюстрации в пособии для учащихся.
| |||
9 | Свобода и моральный выбор человека | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт. Узнают, как связана свобода с моральным выбором, анализируют ситуации, в которых чаще всего оказывается человек; приводят примеры морального выбора из художественных произведений с опорой на иллюстрации, приводят примеры из собственной жизни. | Обсуди с родителями герои каких сказок представляют добро, а какие- зло. |
|
10 11 12 | Свобода и ответственность | 3 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа | Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Узнают, при каких условиях возможно ответственное поведение .Приводят примеры. Анализируют высказывания писателей. Классифицируют преднамеренные и непреднамеренные поступки | Выберите дела, за которые отвечаете вы: выполнение дом. заданий, наведение порядка на своём столе, покупка продуктов, прогулка с собакой, стирка, уборка квартиры. |
|
13 | Моральный долг | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации | Моральный долг. Моральная обязанность. Узнают, в чём особенность морального долга, какие моральные обязанности есть у человека. Приводят примеры. | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. |
|
14 | Справедливость | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа | Основные термины и понятия: Справедливость Узнают, по каким признакам можно судить о справедливости, какие моральные правила нужно при этом соблюдать. Приводят примеры, устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют изречения мудрых людей. | Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке | иллюстрации в пособии для учащихся.
|
15 | Альтруизм и эгоизм | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм Знакомятся с новыми понятиями. Анализируют примеры с опорой на иллюстрацию. Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. | Посоветуйся с родителями и приведи примеры разумного эгоизма. | иллюстрации в пособии для учащихся.
|
16 | Дружба | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Добродетельные отношения. Дружба Знать: проявления дружбы и порядочности в повседневной жизни; правила поведения в гостях. Понимать: важность выполнения правил дружбы, норм морального кодекса школьника, этики. Уметь: соблюдать правила дружбы; дружески общаться с одноклассниками; проявлять доброжелательность в школе, дома, в гостях. Вести учебные записи в тетради. Учебник | Написать рассказ о своём друге | иллюстрации в пособии для учащихся.
|
17 | Что значит быть моральным? | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы Узнают, что такое мораль, познакомятся с моральными нормами нашего государства
| Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» | иллюстрации в пособии для учащихся.
|
18 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи | Род. Семья. Фамилия. Родословная Знать: высшие нравственные ценности семьи; происхождение имен и фамилий; родословие семьи; смысл понятий: род, родословие, семья, фамилия. Понимать: важность сохранения и укрепления семьи, свой вклад в сохранение добрых отношений в семье; роль родителей и детей в современной семье. Уметь: соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. Учебник | Вместе с родителями составьте свою родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи. | образец родового древа, родового герба. |
19 | Нравственный поступок | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. Знакомятся с новым понятием – поступок. Узнают об особых признаках поступка.
| Выбрать и проанализировать поступок любимого героя литературного произведения | иллюстрации в пособии для учащихся.
|
20 | Золотое правило нравственности | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Золотое правило нравственности. Заучить золотое правило нравственности, научиться правильно применять его в жизни | Оценить поступок героя сказки с точки зрения золотого правила нравственности | иллюстрации в пособии для учащихся. |
21 | Стыд, вина и извинение | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи | Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. Узнают, что такое стыд, чувство стыда. Научатся различать понятия стыд и вина. Научатся преодолевать чувство вины | Подготовьте вопросы к тексту в учебнике. | иллюстрации в пособии для учащихся. |
22 | Честь и достоинство | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи | Честь. Достоинство. Кодекс чести | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о чести и достоинстве |
|
23 | Совесть | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля | Обсудите с родителями, что значит испытывать муки совести. |
|
24-25 | Нравственные идеалы | 2 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка. | Подготовить рассказ на тему «Нравственный образец богатыря» Подготовить рассказ на тему «Джентльмен и леди» | картина В.М. Васнецова «Три богатыря» |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации | джентльмен, леди | Ответить на вопрос «Кого из современников можно назвать героями защитниками Отечества?» |
|
27 | Этикет | 1 | Этикет. Образец. Правила этикета. | Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник. | иллюстрации в пособии для учащихся | |
28 | Семейные праздники | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
| Подготовить рассказ о семейном празднике. | иллюстрации в пособии для учащихся |
III | Духовные традиции многонационального народа России (6 часов) | |||||
29 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. | Подготовить рассказ на тему «Жизнь человека – высшая нравственная ценность» |
|
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ. | Рассказать членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина | фрагменты видеофильмов |
31 | Любовь и уважение к Отечеству Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. | ||
32 33 34 | Итоговая презентация творческих проектов | 3 | работа с творческими работами уч-ся. презентациями, проектами детей | закрепление базовых понятий учебного курса |
|
|
| Всего | 34 |
|
|
|
|
Тематическое планирование
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
№ п/п | Тема урока | Цели урока | Основные понятия | Методика, виды работ | Методы и формы контроля, рефлексии | Требуемые Ресурсы | Домашнее задание, Привлечение родителей |
1. | Россия – наша Родина
| Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные символы, культурные традиции. | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Президент. Государственные символы. Духовный мир. Культурные традиции. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи | Творческая работа «Составление пословиц со словами семья, Родина, Россия, Отечество.
| ПК, выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д. | Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? |
2. | Культура и религия. | Формирование у обучающихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества
| Культура. Религия. Ритуалы. | Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия» | Тесты на диске «Основы мировых религиозных культур». | Фотографии и изображения священных книг разных религий
|
3. | Культура и религия. | Культура. Религия | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия, христианство, православие» |
| - Ответь на вопросы на странице 7; - Вместе со взрослыми найди на карте, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Узнай, какие религии они исповедуют.
| |
4. | Возникновение религий.
| Знакомство с представлениями и верованиями людей древнего мира | Пантеон. Многобожие. Завет. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Презентации «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий»; | Термины учить. Узнать и рассказать о богах Греции, Рима, славянских богах, Индийских богах (на выбор).
|
5. | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | Знакомство с основными мировыми религиями, их основателями. | Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана. Ступы. Буддизм. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы |
6. | Священные книги религий мира. | Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.
.
| Веды, Авеста, Типитака | Урок актуализации знаний. Беседа, работа с текстом | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
| Диск «Основы мировых религиозных культур» | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы |
7. | Священные книги религий мира. | Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки | Урок актуализации знаний. Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | ПК, мультимедиа, раздаточный материал. | ||
8. | Хранители предания в религиях мира | Знакомство с хранителями преданий в религиях мира | Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. Ламы | Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Диск «Основы мировых религиозных культур», иллюстрации «Хранители предания в религиях мира» | Рассказать членам семьи и друзьям о мировых религиях. |
9. | Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, воздаяния | Знакомство с нравственными нормами бытия, развитие понятий о добре и зле. Формирование умений составления рассказа по теме, с использованием плана, ключевых слов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий. | Добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние, покаяние | Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле. Подготовьте пословицы о добре и зле.
|
10. | Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, воздаяния | Добро, зло, грехопадение, раскаяние, воздаяние. Рай и ад, традиции | Подготовка рассказа на тему | Самостоятельная работа |
| Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» | |
11 | Человек в религиозных традициях мира |
| Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная культура. | Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации | Творческая работа «Продолжить предложение «Молитва – это…». Заполнение таблицы | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить рассказ на тему «Что говорит о человеке … культура » |
12. | Священные сооружения. | Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. Развитие навыка составления таблицы. | Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Написать, какие священные сооружения ты встречал в своём городе. |
13. | Священные сооружения | Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Написать, какие священные сооружения ты встречал в своём городе | |
14. | Искусство в религиозной культуре | Знакомство с исторической иконописью, составление устного рассказа на основе увиденного. Знакомство с буддизмом и его символами. | Икона. Каллиграфия. Арабески. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Напиши небольшой рассказ «Мои впечатления от иконы (семисвечника, изображения Будды, каллиграфически написанной книги, арабесок)»
|
15. | Искусство в религиозной культуре | Семисвечник. Способы изображения Будды. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить рассказ «Мои впечатления от …» | |
16. | Творческие работы учащихся | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, развитие творческих способностей |
| Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | Использование мультимедийных средств | Подготовка творческих работ по выбору уч-ся |
17. | Презентация творческих работ | Развитие способностей и умений в работе с мультимедийными средствами |
| Защита творческих работ | Презентации творческих работ |
|
|
18 | История религии в России | Формирование уважения к мировым религиям как к ценностям культуры человечества.
| Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты. Церкви | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | мультимедийная установка, презентация, репродукции картин И.Эггинка «Великий князь Владимир выбирает веру» и В.Васнецова «Крещение Руси»
| По выбору 1 задание: составить тест по теме «Религии России». 2 задание: составить таблицу «Священные сооружения, символы религий».
|
19 | История религии в России | Подготовить устный рассказ о вкладе в историю страны людей разных религий | |||||
20 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Формирование представлений о религиозных ритуалах мировых религий, их возникновении. | Обряды. Ритуалы. Таинства.
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить сообщение об обрядах |
21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Вопросы с.57 | |||||
22. | Паломничества и святыни | Формирование представлений о паломничестве, о главных святынях мировых религий. | Паломничества: хадж, накхор | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.
|
| Диск «Основы мировых религиозных культур» | Вопросы с.61 |
23 | Праздники и календари | Систематизация и обобщение знаний о праздниках в религиях мира
| Песах, Шавуот, Суккот, Рождество, Пасха , Курбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид, Дончод, Сагаалган | Самостоятельная работа с источниками информации | Самостоятельная работа | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам |
24 | Праздники и календари | Групповая исследовательская работа | Исследование |
| |||
25. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Знакомство с нравственными заповедями мировых религий, формирование расширения понятий – добро и зло. | Притча | Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Эссе |
26. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Бодхисаттва | Групповая работа с источниками информации | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
| УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | ||
27. | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь | Формированию ценностного отношения к окружающему миру, понимания и осознания учащимися нравственной ценности «милосердие» | Милосердие | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, работа с толковым словарём, работа в малых группах, выполнение коллективной творческой работы |
| УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Вместе с родителями узнать о благотворительных фондах в России в настоящее время. Чем они занимаются, кому помогают и Есть ли они в г.Петрозаводске? |
28. | Семья | Формирование у обучающихся понятия «семья» и «семейные ценности».
| Семья | Беседа, комментированное чтение | Мини - сочинение | Диск «Основы мировых религиозных культур», краевой диск | Мини - сочинение |
29. | Долг, свобода, ответственность, труд | Формирование у обучающихся понятия о долге, свободе, ответственности и труде, особенности отношения к этим понятиям в разных религиях. | Ответственность | Беседа, комментированное чтение |
| Диск «Основы мировых религиозных культур» | Сочинение |
30. | Любовь и уважение к Отечеству.
|
| Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Великая сила нравственности. Народ | Беседа | Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ. | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить сообщение об одной из конфессий. |
31/ 32. | Подготовка творческих проектов. | Формирование умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий. |
| Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.
| Использование мультимедий- ных средств | Подготовка творческих работ по выбору уч-ся |
33/ 34. | Презентации творческих проектов | Защита творческих работ | Презентации творческих работ |