СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса ОРКСЭ 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  курса ОРКСЭ 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса ОРКСЭ 4 класс»

13


Пояснительная записка


В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010 г.), примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».


Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.




Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс играет важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Концепция построения модулей курса ОРКСЭ, комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов религии и этики базируется на принципе общеобразовательного, светского характера курса.

Преподавание курса преподаётся на основе системно-деятельностного подхода и информационно-коммуникативных технологий.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, будут использоваться следующие методы:

  • Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов.

  • Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

  • Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

  • Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

И соответственно следующие формы и варианты проведения уроков и их этапов:

  • эвристические беседы;

  • различные виды дискуссий

  • учебные и социальные проекты;

  • уроки-экскурсии;

  • деловые и ролевые игры;

  • практикумы;

  • различные викторины и другие конкурсные события;

  • творческие мастерские.

  • театрализация

  • интервью

  • составление словаря-глоссария

  • сочинения, эссе

Методическое обеспечение курса позволяет использовать следующие формы работы с учащимися: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся), и индивидуальную. А также предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов учащихся на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных.

В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания;

  • групповые и индивидуальные консультации;

  • мастер-классы;

  • открытые уроки;

  • беседы;

  • совместные праздники и мероприятия.


Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают, как совместную, так и самостоятельную работу учащихся.

Общее количество часов на изучение предмета – 34 часа, из них на изучение предмета – 31, на оформление и защиту проекта – 3 часа.


Результаты изучения учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,

  • развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса являются универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

- совместно с учителем составлять план решения задачи;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

- слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

- договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • осознание ценности человеческой жизни.


Содержание учебного предмета

Содержание учебный курс курса «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя следующие модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Учащимися изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.




Основное содержание учебного модуля «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре

Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Календарно-тематическое планирование курса уроков по ОРКСЭ

модуль «Основы светской этики»

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во час.

1.

Россия - наша Родина

Знакомятся с общественными нормами

нравственности и морали

1 час

2.

Что такое светская этика

Знакомятся с общественными нормами

нравственности и морали

1 час

3.

Мораль и культура

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

1 час

4.

Особенности морали

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

1 час

5-6.

Добро и зло.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

2 часа

7-8.

Добродетель и порок.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

2 часа

9.

Свобода и моральный выбор человека.

Знакомятся с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

1 час

10-12.

Свобода и ответственность.

Знакомятся с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

3 час

13.

Моральный долг.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, религиозных традициях.

1 час

14.

Справедливость.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, религиозных традициях.

1 час

15.

Альтруизм и эгоизм.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, религиозных традициях.

1 час

16.

Дружба.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, религиозных традициях.

1 час

17.

Что значит быть моральным?

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, религиозных традициях.

1 час

18.

Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

1 час

19.

Нравственный поступок.

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

1 час

20.

Золотое правило нравственности.

Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали.

1 час

21.

Стыд, вина и извинения

Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.

1 час

22.

Честь и достоинство

Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

1 час

23.

Совесть.

Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.

1 час

24-

25.

Нравственные идеалы

Знакомство с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни.

2час

26.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Знакомство с примерами проявления высокой нравственности в истории, в произведениях литературы и искусства.

1 час

27.

Этикет.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения.

1 час

28.

Семейные праздники.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя с нормами разных культурных традиций.

1 час

29

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя с нормами разных культурных традиций

1 час

30

Любовь и уважение к Отечеству.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя с нормами разных культурных традиций

1 час

31.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений.

1 час

32-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Осуществляют поиск необходимой информации, участвуют в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. Готовят сообщения по выбранной теме.

3 часа




Формы контроля уровня достижений обучающихся


Текущие формы контроля:

- устные ответы на уроках;

- понятийные диктанты;

- тестирование;

- мини-проекты.

В течение года планируется провести три диагностических работы. Стартовая диагностика проводится в начале прохождения курса с целью выявления стартовых знаний по предмету в форме анкетирования. Текущая диагностика проводится в конце первого полугодия в форме творческих работ с целью выявления уровня полученных знаний. Итоговая диагностика проходит в конце учебного года в форме защиты творческих работ учащихся.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

  • Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский.

  • Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них

  • Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие.

  • Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.

  • Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность.

  • Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей.

  • Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.

  • Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки;
    строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам.


Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

  1. Для ученика:

  • Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник. Издательство «Просвещение». Москва, 2012г.

2. Для учителя

  • Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник. Издательство «Просвещение». Москва, 2012г.;

  • Электронное приложение к учебнику CD-диск к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.;

  • Данилюк А.Я. Программы. 4-5. Москва, Просвещение, 2012.;

  • Данилюк А.Я. Книга для родителей. Москва, Просвещение, 2012.;

  • энциклопедическая и справочная литература;

  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

  • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса.

3. Специфическое оборудование

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  • наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

  • печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России

4. Электронно-программное обеспечение :

• компьютер;

• презентационное оборудование;

• выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);

5. Список образовательных цифровых и интернет ресурсов:

  • www. nachalka.com

  • www.4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы

  • www.abvgdeyka.ru Познавательный портал для учащихся 1-4 классов

  • www.solnet.ru Детский образовательный портал «Солнышко»:

  • кроссворды, игры, задачки Интернет - ресурсы

  • http://fcior.edu.ru/

  • http://school-collection.edu.ru/

  • www. prochkolu.ru Интернет-портал «ProШколу.ru»






Тематическое планирование учебного модуля «Основы светской этики»



Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

Основные термины

и понятия


Домашнее задание, привлечение родителей

Средства наглядности

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)


1

Россия - наша Родина.

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Россия, родина, патриот,

отечество, столица, президент, Знать: основные сведения о населении и географии родной страны, родного края. Значение Родины в жизни человека, что такое патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России; названия древних городов России, их основные памятники культуры. Понимать: смысл понятий Родина, Россия, Российская Федерация государственные символы.


Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.

выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.

II.

Основы светской этики (27 час)

2

Что такое светская этика?

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

культура, мораль, этика

Знать: понятия этики и этикета; назначение этики, ее категории; происхождение и назначение этикета; содержание современных правил поведения, что такое манеры поведения. Понимать: что такое нравственная культура учащихся, культурное и вежливое общение в коллективе; в чем польза добрых дел

Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика?


3

Мораль и культура

1

мораль, культура. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.


Приведи примеры материальной и духовной культуры. Объясни, почему возникла мораль. Вместе с родителями составь свод моральных норм, принятых в вашей семье.

произведения культурного наследия

4

Особенности морали

1

культура, материальная культура, духовная культура, мораль

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Подумай и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведи примеры


5

Добро и зло

2

беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

добро и зло как основные этические понятия

Знать: значение понятий: вежливость, уважение, правила вежливости и этикета. Понимать: назначение вежливых слов в различных жизненных ситуациях; необходимость доброжелательного отношения к окружающим; значение дружеского общения одноклассников; необходимость соблюдения правил этики и этикета на улице, в школе, дома. Уметь: неформально соблюдать правила этики и этикета.

Назови поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения. Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи.

выставка книг

6

7

Добродетели и пороки

2

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Добро, зло, добродетель, порок.

Узнают, что такое добродетельный человек, приводят примеры добродетельности. Классифицируют положительные и отрицательные качества человека. Узнают, как понимал добродетель Аристотель, какое чувство нужно сохранять при стремлении к добродетели. Анализируют мудрые изречения древних философов

Расспросите родителей, бабушек дедушек, чем знамениты Лев Яшин, Чулпан Хаматова, Юрий Гагарин, Ирина Слуцкая. Почему они могут служить примером для подражания?

иллюстрации в пособии для учащихся.


8

Добродетели и пороки

Обсуди с родителями, какие качества главных героев сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», вы назвали бы добродетельными, а какие - порочными.

иллюстрации в пособии для учащихся.


9

Свобода и моральный выбор человека

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Узнают, как связана свобода с моральным выбором, анализируют ситуации, в которых чаще всего оказывается человек; приводят примеры морального выбора из художественных произведений с опорой на иллюстрации, приводят примеры из собственной жизни.

Обсуди с родителями герои каких сказок представляют добро, а какие- зло.


10

11

12

Свобода и ответственность

3

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа

Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

Узнают, при каких условиях возможно ответственное поведение .Приводят примеры. Анализируют высказывания писателей. Классифицируют преднамеренные и непреднамеренные поступки

Выберите дела, за которые отвечаете вы: выполнение дом. заданий, наведение порядка на своём столе, покупка продуктов, прогулка с собакой, стирка, уборка квартиры.


13

Моральный долг

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации

Моральный долг. Моральная обязанность. Узнают, в чём особенность морального долга, какие моральные обязанности есть у человека. Приводят примеры.

Подобрать пословицы, в

которых говорилось бы

о долге человека.


14

Справедливость

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Справедливость Узнают, по каким признакам можно судить о справедливости, какие моральные правила нужно при этом соблюдать. Приводят примеры, устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют изречения мудрых людей.

Придумать рассказ о

справедливом и

несправедливом

человеке

иллюстрации в пособии для учащихся.


15

Альтруизм и эгоизм

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм

Знакомятся с новыми понятиями. Анализируют примеры с опорой на иллюстрацию. Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Посоветуйся с родителями и приведи примеры разумного эгоизма.

иллюстрации в пособии для учащихся.


16

Дружба

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Добродетельные отношения. Дружба

Знать: проявления дружбы и порядочности в повседневной жизни; правила поведения в гостях. Понимать: важность выполнения правил дружбы, норм морального кодекса школьника, этики. Уметь: соблюдать правила дружбы; дружески общаться с одноклассниками; проявлять доброжелательность в школе, дома, в гостях. Вести учебные записи в тетради.

Учебник

Написать рассказ о

своём друге

иллюстрации в пособии для учащихся.


17

Что значит быть моральным?

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации

Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы

Узнают, что такое мораль, познакомятся с моральными нормами нашего государства


Подготовиться к

сочинению «Что такое

добро и зло»

иллюстрации в пособии для учащихся.


18

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Род. Семья. Фамилия. Родословная Знать: высшие нравственные ценности семьи; происхождение имен и фамилий; родословие семьи; смысл понятий: род, родословие, семья, фамилия. Понимать: важность сохранения и укрепления семьи, свой вклад в сохранение добрых отношений в семье; роль родителей и детей в современной семье. Уметь: соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.

Учебник

Вместе с родителями составьте свою родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи.

образец родового древа, родового герба.

19

Нравственный поступок

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. Знакомятся с новым понятием – поступок. Узнают об особых признаках поступка.


Выбрать и проанализировать поступок любимого героя литературного произведения

иллюстрации в пособии для учащихся.


20

Золотое правило нравственности

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Золотое правило нравственности.

Заучить золотое правило нравственности, научиться правильно применять его в жизни

Оценить поступок героя сказки с точки зрения золотого правила нравственности

иллюстрации в пособии для учащихся.

21

Стыд, вина и извинение

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

Узнают, что такое стыд, чувство стыда. Научатся различать понятия стыд и вина. Научатся преодолевать чувство вины

Подготовьте вопросы к тексту в учебнике.

иллюстрации в пособии для учащихся.

22

Честь и достоинство

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

Честь. Достоинство. Кодекс чести

Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о чести и достоинстве


23

Совесть

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля

Обсудите с родителями, что значит испытывать муки совести.


24-25

Нравственные идеалы

2

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

Подготовить рассказ на тему «Нравственный образец богатыря» Подготовить рассказ на тему «Джентльмен и

леди»

картина В.М. Васнецова «Три богатыря»

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации

джентльмен, леди

Ответить на вопрос «Кого из современников можно назвать героями защитниками Отечества?»


27

Этикет

1

Этикет. Образец. Правила этикета.

Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.

иллюстрации в пособии для учащихся

28

Семейные праздники

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.


Подготовить рассказ о семейном празднике.

иллюстрации в пособии для учащихся

III

Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)

29

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.

Подготовить рассказ на тему «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»


30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

Рассказать членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина

фрагменты видеофильмов

31

Любовь и уважение к Отечеству

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.

32

33

34

Итоговая презентация творческих проектов

3

работа с творческими работами уч-ся. презентациями, проектами детей

закрепление базовых понятий учебного курса




Всего

34





















Тематическое планирование

Модуль «Основы мировых религиозных культур»


п/п

Тема

урока

Цели

урока

Основные

понятия

Методика, виды

работ

Методы и формы контроля, рефлексии

Требуемые

Ресурсы

Домашнее задание,

Привлечение родителей

1.

Россия – наша Родина


Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные символы, культурные традиции.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Президент.

Государственные символы.

Духовный мир.

Культурные традиции.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

Творческая работа «Составление

пословиц со словами семья, Родина, Россия, Отечество.


ПК, выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.


Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

2.

Культура и

религия.

Формирование у обучающихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества



Культура. Религия. Ритуалы.

Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия»

Тесты на диске «Основы мировых религиозных культур».

Фотографии и изображения священных книг разных религий


3.

Культура и

религия.

Культура. Религия

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия,

христианство, православие»


- Ответь на вопросы на странице 7;

- Вместе со взрослыми найди на карте, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Узнай, какие религии они исповедуют.


4.

Возникновение религий.


Знакомство с представлениями и верованиями людей древнего мира

Пантеон. Многобожие. Завет.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему


Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Презентации «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий»;

Термины учить.

Узнать и рассказать о богах Греции, Рима, славянских богах, Индийских богах (на выбор).


5.

Возникновение религий.

Религии

мира и их

основатели.

Знакомство с основными мировыми религиями, их основателями.

Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана.

Ступы. Буддизм.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему


Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Прочитать статью из

пособия, ответить на вопросы

6.

Священные

книги религий мира.

Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.


.


Веды, Авеста, Типитака

Урок актуализации знаний.

Беседа, работа с текстом

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку


Диск «Основы мировых религиозных культур»

Прочитать статью из

пособия, ответить на вопросы

7.

Священные

книги религий мира.

Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки

Урок актуализации знаний.

Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

ПК, мультимедиа, раздаточный материал.

8.

Хранители

предания в религиях

мира

Знакомство с хранителями преданий в религиях мира

Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник.

Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха.

Ламы

Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур», иллюстрации «Хранители предания в религиях мира»

Рассказать членам семьи

и друзьям о мировых

религиях.

9.

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, воздаяния

Знакомство с нравственными нормами бытия, развитие понятий о добре и зле.

Формирование умений составления рассказа по теме, с использованием плана, ключевых слов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий.

Добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние, покаяние

Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.

Подготовьте пословицы о добре и зле.


10.

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, воздаяния

Добро, зло, грехопадение, раскаяние, воздаяние. Рай и ад, традиции

Подготовка рассказа на тему

Самостоятельная работа


Подготовиться к

сочинению «Что такое

добро и зло»

11

Человек в

религиозных традициях

мира


Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная

культура.

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации

Творческая работа «Продолжить

предложение «Молитва – это…».

Заполнение таблицы

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить рассказ на

тему «Что говорит о

человеке … культура »

12.

Священные

сооружения.

Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Развитие навыка составления таблицы.

Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

Заполнение таблицы

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Написать, какие

священные сооружения

ты встречал в своём

городе.

13.

Священные

сооружения

Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Написать, какие

священные сооружения

ты встречал в своём

городе

14.

Искусство в

религиозной

культуре

Знакомство с исторической иконописью, составление устного рассказа на основе увиденного.

Знакомство с буддизмом и его символами.

Икона. Каллиграфия. Арабески.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Напиши небольшой рассказ «Мои впечатления от иконы (семисвечника, изображения Будды, каллиграфически написанной книги, арабесок)»


15.

Искусство в

религиозной

культуре

Семисвечник. Способы изображения Будды.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить рассказ

«Мои впечатления от

…»

16.

Творческие

работы

учащихся

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, развитие творческих способностей


Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой

работы.

Использование мультимедийных средств

Подготовка творческих работ по выбору уч-ся

17.

Презентация

творческих

работ

Развитие способностей и умений в работе с мультимедийными средствами


Защита творческих работ

Презентации творческих работ



18

История религии в России

Формирование уважения к мировым религиям как к ценностям культуры

человечества.



Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты.

Церкви

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

мультимедийная установка, презентация, репродукции картин И.Эггинка «Великий князь Владимир выбирает веру» и В.Васнецова «Крещение Руси»


По выбору

1 задание: составить тест по теме «Религии России».

2 задание: составить таблицу «Священные сооружения, символы религий».


19

История религии в России

Подготовить устный рассказ о вкладе в историю страны людей разных религий

20

Религиозные ритуалы.

Обычаи и

обряды.

Формирование представлений о религиозных ритуалах мировых религий, их возникновении.

Обряды. Ритуалы. Таинства.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить сообщение об обрядах

21

Религиозные ритуалы.

Обычаи и

обряды.

Вопросы с.57

22.

Паломничества и святыни

Формирование представлений о паломничестве, о главных святынях мировых религий.

Паломничества: хадж, накхор

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.



Диск «Основы мировых религиозных культур»

Вопросы с.61

23

Праздники и календари

Систематизация и обобщение знаний о праздниках в религиях мира


Песах, Шавуот, Суккот, Рождество, Пасха , Курбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид, Дончод, Сагаалган

Самостоятельная работа с источниками информации

Самостоятельная работа

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам

24

Праздники и календари

Групповая исследовательская работа

Исследование


25.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях

мира

Знакомство с нравственными заповедями мировых религий, формирование расширения понятий – добро и зло.

Притча

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Эссе

26.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях мира

Бодхисаттва

Групповая работа с источниками информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.


УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

27.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Формированию ценностного отношения к окружающему миру, понимания и осознания учащимися нравственной ценности «милосердие»

Милосердие

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, работа с толковым словарём, работа в малых группах, выполнение коллективной творческой работы


УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Вместе с родителями узнать о благотворительных фондах в России в настоящее время. Чем они занимаются, кому помогают и Есть ли они в г.Петрозаводске?

28.

Семья

Формирование у обучающихся понятия «семья» и «семейные ценности».


Семья

Беседа, комментированное чтение

Мини - сочинение

Диск «Основы мировых религиозных культур», краевой диск

Мини - сочинение

29.

Долг, свобода, ответственность, труд

Формирование у обучающихся понятия о долге, свободе, ответственности и труде, особенности отношения к этим понятиям в разных религиях.

Ответственность

Беседа, комментированное чтение


Диск «Основы мировых религиозных культур»

Сочинение

30.

Любовь и

уважение к

Отечеству.



Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Великая сила нравственности. Народ

Беседа

Самостоятельная работа «Составить

предложения со словами Отечество, любовь

к Родине, уважение, Отечество, патриотизм,

народ.

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить сообщение

об одной из конфессий.

31/

32.

Подготовка

творческих

проектов.

Формирование умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий.





Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой

работы.


Использование мультимедий-

ных средств

Подготовка творческих работ по выбору уч-ся

33/

34.

Презентации

творческих

проектов

Защита творческих работ

Презентации творческих работ