РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Основы научно – исследовательской и проектной деятельности»
ДЛЯ 7-8 класса
СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 2 года
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов:
всего 68 часов
в неделю 1 час
Составитель программы Паршина Л.А.
Программа «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности»» создана в соответствии с учебным планом ГБОУ Школа №744. Программа рассчитана на 68 часов для учащихся 7-8 классов. На проектную деятельность в 7-8 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часов в 7 классе, 34 часов – 8 классе.
Москва, 2017 г.
Результаты освоения курса проектной деятельности.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у учащихся должны быть сформированы следующие способности: 1.Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); 2.Целеполагать (ставить и удерживать цели); 3.Планировать (составлять план своей деятельности); 4.Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); 5.Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; 6.Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Личностные и метапредметные результаты
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
личностные | 1.формирование у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии. 2.развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
регулятивные | 1.учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 2.планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане 3 осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом; | 1.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; 2.преобразовывать практическую задачу в познавательную; 3.проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | 1.умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. 2.добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. 3.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; 4.учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; 5.осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | 1.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
коммуникативные | 1.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 2.умение координировать свои усилия с усилиями других. 3.формулировать собственное мнение и позицию; 4.договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 5.задавать вопросы; 6.допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; 7.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | 1.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; 2.понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; 3.аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 4.продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; 5.с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Содержание рабочей программы ДЛЯ 7 КЛАССА
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». 1 ЧАС
Тема 2. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». 2 ЧАСА
Тема 3. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. 1 ЧАС
Тема 4. Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах. 2 ЧАСА
Тема 5. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. 2 ЧАСА
Тема 6. Планирование работы. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». 2 ЧАСА
Тема 7 . Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. 2 ЧАСА
Тема 8. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. 2 ЧАСА
Тема 9. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. 2 ЧАСА
Тема 10. Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. 3 ЧАСА
Тема 11. Исследование объектов. Практ. занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся. 2 ЧАСА
Тема 12 . Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. 1 ЧАС
Тема 13. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. 2 ЧАСА
Тема 14. Как сделать сообщение о результатах исследования. Составление плана работы. Требования к сообщению.
1 ЧАС
Тема 15. Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок и т.п. 2 ЧАСА
Тема 16. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации.
2 ЧАСА
Тема 17. Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. 2 ЧАСА
Тема 18. Анализ исследовательской деятельности. Анализ своей проектной деятельности. 1 ЧАС
Календарно-тематическое планирование учебного предмета (курса)
№ | Тема | Формы проведения и виды деятельности | Дата |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». | 1.09-10.09.17 |
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». | 11.09-17.09.17 18.09-24.09.17 |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. | 25.09-30.09.17 |
5-6 | Какими могут быть проекты? | Знакомство с видами проектов. Работа в группах. | 9.10-15.10.17 16.10-22.10.17 |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. | 23.10.-29.10.17 30.10 – 4.11.17 |
9-10 | Планирование работы. | Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». | 13.11 -19.11.17 20.11-26.11.17 |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. | 27.11 -3.12.17 4.12- 10.12.17 11.12 -17.12.17 |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. | 18.12 -24.12.17 25.12 -30.12.17 |
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. | 31.12 -10.01.18 11.01.-19.01.18 11.01.-19.01.18 |
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. | 22.01.-28.01.18 29.01-3.02.18 5.02 – 11.02.18 |
22-23 | Исследование объектов. | Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся. | 12.02 -17.02.18 26.02 -4.03.18 |
24 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. | 5.03 -11.03.18 |
25-26 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | Игра «Найди ошибки художника». Практическое задани, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. | 12.03 -18.03.18 19.03. -25.03.18 |
27 | Как сделать сообщение о результатах исследования | Составление плана работы. Требования к сообщению. | 26.03.-1.04.18 |
28-29 | Оформление работы. | Выполнение рисунков, поделок и т.п. | 2.04 -7.04.18 16.04 -22.04.18 |
30-31 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | Работа на компьютере – создание презентации. | 23.04 -29.04.18 30.04 -6.05.18 |
32-33 | Мини конференция по итогам собственных исследований | Выступления учащихся с презентацией своих проектов. | 7.05 -13.05.18 14.05 -20.05.18 |
34 | Анализ своей проектной деятельности. | | 21.05 -27.05.18 |
Содержание рабочей программы ДЛЯ 8 КЛАССА
Раздел 1. Подготовительная работа – 8 часов.
Тема 1.1. Формы представления исследовательских работ
Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым сопровождением.
Тема 1.2. Типы и виды учебных исследований
Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного познания.
Тема 1.3. Выбор темы
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. Соответствие цели и задач теме исследования.
Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.
Тема 1.4. Организация исследования. Контроль по процессу
Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы.
Практическое занятие. Составление исследовательских операций.
Раздел 2. Работа с научной литературой
Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.
Тема 2.1. Информационное обеспечение исследования – 1 час.
Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература.
Тема 2.2. Конспектирование источников – 1 час.
Виды, формы, технологические приемы конспектирования. Критерии конспекта.
Тема 2.3. Обработка содержания научных текстов. Контроль по результату – 1 час.
Использование научной терминологии. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.
Практическая часть. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.
Раздел 3. Проектирование исследования
Предварительная разработка научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности.
Тема 3.1. Общие положения – 1 час.
Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология.
Тема 3.2. Проектирование исследования – 1 час.
Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования (стратегия).
Тема 3.3. Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль – 1 час.
Рассмотрение действий, направленных на достижение поставленной цели исследования.
Практическое занятие. Составление операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.
Раздел 4. Графические материалы в исследовании
Тема 4.1. Общие положения – 2часа.
Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала.
Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.
Тема 4.2. Размещение графических материалов – 1 час.
Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.
Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских работ – 5 часов.
Правила написания, содержание, оформление исследовательских работ.
Тема 5.1. Структура исследовательских работ – 2 часа.
Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Тема 5.2. Требования к оформлению исследовательских работ – 2часа.
Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.
Практическое занятие. Работа с выполненным материалом.
Тема 5. 3. Анализ результатов исследования – 1 час.
Формирование выводов, обобщений.
Раздел 6. Культура выступления – 7 часов.
Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.
Тема 6.1. Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. – 2часа.
Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления.
Тема 6.2. Аргументация – 1 час.
Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной аудитории.
Практическое занятие. Аргументация тезисов.
Тема 6.3. Понятие информационной речи – 1 час.
Правила подготовки информационной речи. Виды информационных выступлений.
Тема 6.4. Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний – 1 час.
Понятия воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего выступлений.
Практическая часть. Работа с текстом убеждающего выступления.
Тема 6.5. Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование) – 4 часа.
Направленность сознания (психики). Характеристика продуктивности памяти. Развитие мыслительной деятельности. Мысленное воспроизведение, фантазия.
Практическое занятие. Тестирование учащихся. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок.
Раздел 7. Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно- исследовательских работ – 3 часа.
Тема 7.1. Подготовка к защите исследования – 1 час.
Рекомендации изложения материала научно-исследовательской работы.
Тема 7.2. Защита научно- исследовательских работ – 2 часа.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета (курса)
№ | Тема | Формы проведения и виды деятельности | Дата |
Раздел 1. Подготовительная работа – 8 часов. |
1 | Введение | беседа | |
2 | Формы представления исследовательских работ. | Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым сопровождением. | |
3-4 | Типы и виды учебных исследований. | Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного познания. | |
5-6 | Выбор темы. | Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования. | |
7-8 | Организация исследования. Контроль по процессу. | Практическое занятие. Составление исследовательских операций. | |
Раздел 2. Работа с научной литературой – 3 часа. |
9 | Информационное обеспечение исследования. | Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература. | |
10 | Конспектирование источников. | Виды, формы, технологические приемы конспектирования. Критерии конспекта. | |
11 | Обработка содержания научных текстов. Контроль по результату. | Практическая часть. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений. | |
Раздел 3. Проектирование исследования – 3 часа. |
12 | Общие положения. | Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология. | |
13 | Проектирование исследования. | Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования (стратегия). | |
14 | Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль. | Практическое занятие. Составление операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность. | |
Раздел 4. Графические материалы в исследовании – 3 часа. |
15-16 | Общие положения. | Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования. | |
17 | Размещение графических материалов. | Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов. | |
Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских работ - 5 часов |
18-19 | Структура исследовательских работ. | Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение. | |
20-21 | Требования к оформлению исследовательских работ. | Практическое занятие. Работа с выполненным материалом. | |
22 | Анализ результатов исследования. | Формирование выводов, обобщений. | |
Раздел 6. Культура выступления – 7 часов. |
23-24 | Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. | Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления. | |
25 | Аргументация. | Практическое занятие. Аргументация тезисов. | |
26 | Понятие информационной речи. | Правила подготовки информационной речи. Виды информационных выступлений. | |
27 | Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний. | Практическая часть. Работа с текстом убеждающего выступления. | |
28-31 | Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование). | Практическое занятие. Тестирование учащихся. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок. | |
Раздел 7. Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно- исследовательских работ – 3 часа. |
32 | Подготовка к защите исследования. | Практическое занятие. | |
33-34 | Защита научно-исследовательских работ. | Конференция проектов | |
Виды контроля: контроль по результату; контроль по процессу; опережающий контроль. Учащиеся имеют возможность выступать со своими докладами, сообщениями и другими видами исследовательского творчества в классах, секционных заседаниях. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на секции, при наличии положительного отзыва экспертного совета, к участию в школьной научно-практической конференции.