СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Основы научно – исследовательской и проектной деятельности» ДЛЯ 7-8 класса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может быть использована для проектной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Основы научно – исследовательской и проектной деятельности» ДЛЯ 7-8 класса»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



курса «Основы научно – исследовательской и проектной деятельности»

ДЛЯ 7-8 класса


СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 2 года


НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество часов:

всего 68 часов

в неделю 1 час


Составитель программы Паршина Л.А.


Программа «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности»» создана в соответствии с учебным планом ГБОУ Школа №744. Программа рассчитана на 68 часов для учащихся 7-8 классов. На проектную деятельность в 7-8 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часов в 7 классе, 34 часов – 8 классе.




Москва, 2017 г.

Результаты освоения курса проектной деятельности.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать; наблюдать;

проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у учащихся должны быть сформированы следующие способности:

1.Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

2.Целеполагать (ставить и удерживать цели);

3.Планировать (составлять план своей деятельности);

4.Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

5.Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

6.Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



Личностные и метапредметные результаты

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

1.формирование у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.

2.развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

1.учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

2.планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

3 осуществлять итоговый и пошаговый контроль за резуль­татом;

1.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

2.преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

3.проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

1.умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

2.добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

3.осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

4.учиться основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

5.осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

1.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

1.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2.умение координировать свои усилия с усилиями других.

3.формулировать собственное мнение и позицию;

4.договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

5.задавать вопросы;

6.допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

7.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

1.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

2.понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

3.аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

4.продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

5.с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия



Содержание рабочей программы ДЛЯ 7 КЛАССА

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». 1 ЧАС

Тема 2. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». 2 ЧАСА

Тема 3. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. 1 ЧАС

Тема 4. Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах. 2 ЧАСА

Тема 5. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. 2 ЧАСА

Тема 6. Планирование работы. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». 2 ЧАСА

Тема 7 . Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. 2 ЧАСА

Тема 8. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. 2 ЧАСА

Тема 9. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. 2 ЧАСА

Тема 10. Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. 3 ЧАСА

Тема 11. Исследование объектов. Практ. занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся. 2 ЧАСА

Тема 12 . Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. 1 ЧАС

Тема 13. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. 2 ЧАСА

Тема 14. Как сделать сообщение о результатах исследования. Составление плана работы. Требования к сообщению.

1 ЧАС

Тема 15. Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок и т.п. 2 ЧАСА

Тема 16. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации.

2 ЧАСА

Тема 17. Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. 2 ЧАСА

Тема 18. Анализ исследовательской деятельности. Анализ своей проектной деятельности. 1 ЧАС



Календарно-тематическое планирование учебного предмета (курса)



Тема

Формы проведения и виды деятельности

Дата

1

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

1.09-10.09.17

2-3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

11.09-17.09.17

18.09-24.09.17

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

25.09-30.09.17

5-6

Какими могут быть проекты?

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

9.10-15.10.17

16.10-22.10.17

7-8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

23.10.-29.10.17

30.10 – 4.11.17

9-10

Планирование работы.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

13.11 -19.11.17

20.11-26.11.17

11-13

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

27.11 -3.12.17

4.12- 10.12.17

11.12 -17.12.17

14-15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

18.12 -24.12.17

25.12 -30.12.17

16-18

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

31.12 -10.01.18

11.01.-19.01.18

11.01.-19.01.18

19-21

Анализ прочитанной литературы.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

22.01.-28.01.18

29.01-3.02.18

5.02 – 11.02.18

22-23

Исследование объектов.

Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

12.02 -17.02.18

26.02 -4.03.18

24

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

5.03 -11.03.18


25-26

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задани, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

12.03 -18.03.18

19.03. -25.03.18

27

Как сделать сообщение о результатах исследования

Составление плана работы. Требования к сообщению.

26.03.-1.04.18

28-29

Оформление работы.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

2.04 -7.04.18

16.04 -22.04.18

30-31

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

Работа на компьютере – создание презентации.

23.04 -29.04.18

30.04 -6.05.18

32-33

Мини конференция по итогам собственных исследований

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

7.05 -13.05.18

14.05 -20.05.18

34

Анализ своей проектной деятельности.


21.05 -27.05.18





Содержание рабочей программы ДЛЯ 8 КЛАССА

Раздел 1. Подготовительная работа – 8 часов.

Тема 1.1. Формы представления исследовательских работ

Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Тема 1.2. Типы и виды учебных исследований

Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного познания.

Тема 1.3. Выбор темы

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. Соответствие цели и задач теме исследования.

Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.

Тема 1.4. Организация исследования. Контроль по процессу

Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы.

Практическое занятие. Составление исследовательских операций.

Раздел 2. Работа с научной литературой

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

Тема 2.1. Информационное обеспечение исследования – 1 час.

Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература.

Тема 2.2. Конспектирование источников – 1 час.

Виды, формы, технологические приемы конспектирования. Критерии конспекта.

Тема 2.3. Обработка содержания научных текстов. Контроль по результату – 1 час.

Использование научной терминологии. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.

Практическая часть. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.

Раздел 3. Проектирование исследования

Предварительная разработка научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности.

Тема 3.1. Общие положения – 1 час.

Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология.

Тема 3.2. Проектирование исследования – 1 час.

Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования (стратегия).

Тема 3.3. Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль – 1 час.

Рассмотрение действий, направленных на достижение поставленной цели исследования.

Практическое занятие. Составление операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.

Раздел 4. Графические материалы в исследовании

Тема 4.1. Общие положения – 2часа.

Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала.

Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

Тема 4.2. Размещение графических материалов – 1 час.

Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.

Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских работ – 5 часов.

Правила написания, содержание, оформление исследовательских работ.

Тема 5.1. Структура исследовательских работ – 2 часа.

Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.

Тема 5.2. Требования к оформлению исследовательских работ – 2часа.

Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.

Практическое занятие. Работа с выполненным материалом.

Тема 5. 3. Анализ результатов исследования – 1 час.

Формирование выводов, обобщений.

Раздел 6. Культура выступления – 7 часов.

Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.

Тема 6.1. Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. – 2часа.

Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления.

Тема 6.2. Аргументация – 1 час.

Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной аудитории.

Практическое занятие. Аргументация тезисов.

Тема 6.3. Понятие информационной речи – 1 час.

Правила подготовки информационной речи. Виды информационных выступлений.

Тема 6.4. Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний – 1 час.

Понятия воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего выступлений.

Практическая часть. Работа с текстом убеждающего выступления.

Тема 6.5. Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование) – 4 часа.

Направленность сознания (психики). Характеристика продуктивности памяти. Развитие мыслительной деятельности. Мысленное воспроизведение, фантазия.

Практическое занятие. Тестирование учащихся. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок.

Раздел 7. Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно- исследовательских работ – 3 часа.

Тема 7.1. Подготовка к защите исследования – 1 час.

Рекомендации изложения материала научно-исследовательской работы.

Тема 7.2. Защита научно- исследовательских работ – 2 часа.



Календарно-тематическое планирование учебного предмета (курса)

Тема

Формы проведения и виды деятельности

Дата

Раздел 1. Подготовительная работа – 8 часов.

1

Введение

беседа


2

Формы представления исследовательских работ.

Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым сопровождением.



3-4

Типы и виды учебных исследований.

Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного познания.


5-6

Выбор темы.

Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.


7-8

Организация исследования.

Контроль по процессу.

Практическое занятие. Составление исследовательских операций.



Раздел 2. Работа с научной литературой – 3 часа.

9

Информационное обеспечение исследования.

Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература.


10

Конспектирование источников.

Виды, формы, технологические приемы конспектирования. Критерии конспекта.


11

Обработка содержания научных текстов.

Контроль по результату.

Практическая часть. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.


Раздел 3. Проектирование исследования – 3 часа.

12

Общие положения.

Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология.


13

Проектирование исследования.

Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования (стратегия).


14

Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль.

Практическое занятие. Составление операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.


Раздел 4. Графические материалы в исследовании – 3 часа.

15-16

Общие положения.

Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.


17

Размещение графических материалов.

Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.


Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских работ - 5 часов

18-19

Структура исследовательских работ.

Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.


20-21

Требования к оформлению исследовательских работ.

Практическое занятие. Работа с выполненным материалом.


22

Анализ результатов исследования.

Формирование выводов, обобщений.


Раздел 6. Культура выступления – 7 часов.

23-24

Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление.

Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления.


25

Аргументация.

Практическое занятие. Аргументация тезисов.


26

Понятие информационной речи.

Правила подготовки информационной речи. Виды информационных выступлений.


27

Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний.

Практическая часть. Работа с текстом убеждающего выступления.


28-31

Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование).

Практическое занятие. Тестирование учащихся. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок.


Раздел 7. Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно- исследовательских работ – 3 часа.

32

Подготовка к защите исследования.

Практическое занятие.


33-34

Защита научно-исследовательских работ.

Конференция проектов




Виды контроля: контроль по результату; контроль по процессу; опережающий контроль. Учащиеся имеют возможность выступать со своими докладами, сообщениями и другими видами исследовательского творчества в классах, секционных заседаниях. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на секции, при наличии положительного отзыва экспертного совета, к участию в школьной научно-практической конференции.