Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Первоклассная газета
Для детей 7-11 лет
Курс рассчитан на 1 год обучения
Пояснительная записка
Основополагающим умением, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не только его академические успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни.
За последнее десятилетие благодаря международным сравнительным исследованиям PIRLS и PISA взгляд на чтение кардинально изменился. Теперь чтение является одним из важных метапредметных навыков, приобретаемых в общеобразовательной школе, и неразрывно связывается с понятием «текст». Что же следует понимать под читательской грамотностью?
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Младший школьный возраст— это наиболее благоприятный период для формирования индивидуальных способов восприятия информации, развития природных задатков работы с текстом. Следовательно, процесс развития читательской грамотности можно использовать и как средство интеллектуального воспитания младших школьников.
Применяя журналы и газеты во внеурочной деятельности по развитию читательской грамотности учащихся, педагог создает условия для целого комплекса действий: чтение для осведомления о чем-нибудь, пополнение сведений; чтение для нравственного воздействия на душу — воодушевляющее чтение; чтение как важное и необходимое средство для расширения своего кругозора и опыта, для углубления мировоззрения, мыслей, чувств; чтение как источник самообразования.
Ведь газета— это не просто текст, это текст медийный, текст-посредник, работа с которым приводит и к пониманию информации, и к ее эмоциональной оценке. В отличие от текстов учебных или художественных, газетные тексты приближают читателя к общественно значимой ситуации, что немаловажно в плане мотивации читательского труда. В газетах содержатся оперативные и актуальные сведения практически по любой теме. На страницах печатных изданий обучающиеся знакомятся с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, таблица, диаграмма, схема, карта). Педагог добивается того, что обогащает познавательную мотивацию младшего школьника в направлении чтения.
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.
Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность и может быть реализована через систему внеурочных развивающих занятий, ориентированных прежде всего на формирование духовно- нравственной и социально ценной личности. Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий.
Актуальность программы
В Национальной программе поддержки и развития чтения говорится, что «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры» («Национальная программа поддержки и развития чтения до 2020» Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ).
О кризисных явлениях в сфере чтения сейчас задумываются во всём мире. Чтение пронизывает практически все сферы нашей жизни. И проблемы чтения затрагивают также все аспекты: уровень грамотности и культуры граждан, занятость и рынок труда, безопасность общества и многие другие.
Чтение и «читательская» грамотность (или читательская культура личности), сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом. В современном обществе возрастает потребность в людях, умеющих отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно использовать её в личных и общественных целях, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования, на основе предметного курса авторов Гордеевой А.В., Пинженина П.С..
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
С целью достижения качественных результатов при помощи мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Цель программы – формирование у обучающихся школы первого уровня умений по работе с информацией.
Задачи:
сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению,
расширить кругозор школьников,
укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями,
развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску,
способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников,
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Программа базируется на следующих общих методологических принципах (Э.А.Орлова):
принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками;
принцип межпредметной интеграции;
принцип диалогичности при работе с текстом;
принцип активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению (другими словами, обучение должно осуществляться на основе деятельностного подхода);
принцип непрерывности обучения чтению, а также сохранения преемственности между ступенями образования;
принцип дифференциации при обучении чтению разных категорий читателей;
принцип оптимального соотношения технологического и культурно- символического аспектов обучения.
Особенности реализации программы
Объём: программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1-го - 4-го класса. Обучающимся предложены занятия «Первоклассная газета» 1 раз в неделю.
Формы занятий:
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, ролевая игра, деловая игра.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, мониторинговые занятия, комбинированные формы занятий
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения), метод проектов.
Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2-4 классы – 40 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Дидактический материал: курс поддержан подпиской номеров «Первоклассной газеты». Каждый номер представляет собой 4 страницы формата А4 и включает обложку, информационные блоки с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией. Задания направлены на разные умения работы с информацией и предполагают разный формат ответа. Одна подписка содержит 30 тематических выпусков.
Формы подведения итогов реализации программы: тесты, кроссворды, викторины, выставки рисунков, создание коллажей, презентация продуктов проектной деятельности.
В работе с газетой используются следующие виды чтения:
Углубленное чтение. При таком чтении происходит понимание того, какую проблему решает автор, какова его точка зрения и выводы. Для этого необходимо произвести осмысление структуры текста, сопоставление выводов автора с собственными рассуждениями. При этом особое внимание обращается на детали текста, производится их анализ и оценка. В результате текст должен быть полностью усвоен, вся информация переработана.
Ознакомительное чтение. Целью такого чтения является общее знакомство с содержанием текста. При этом не столько важен анализ текста, сколько его информативная сторона. Здесь, как правило, внимание уделяется только основной информации.
Выборочное чтение. Стратегия выборочного чтения используется, если в тексте нужно найти определенную информацию (например, описание какого-то факта и т. п.) или познакомиться с новостью. При этом можно не анализировать весь материал, содержащийся в тексте, а достаточно понять, что нового, важного и полезного для вас содержится в нем.
Чтение-просмотр. Чтение-просмотр— разновидность выборочного чтения. Этот способ используется для предварительного ознакомления с книгой, журналом, газетой. Он заключается в том, что читается оглавление (предисловие), по оглавлению выбираются наиболее важные положения автора, читаются рубрики. Цель такого чтения — определение того, следует ли купить это печатное издание, заказать в библиотеке и т. п.
Сканирование. Чтение-сканирование— другой вид выборочного чтения. Сканирование— это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска слова, фактов, фамилии и т. п. При этом глаза движутся, как правило, в вертикальном направлении по центру страницы. Зрение работает избирательно: читающий имеет установку найти только интересующие его данные. Человек, обученный этому способу, может использовать его в два-три раза быстрее, чем читающий традиционно.
Организуя работу младших школьников с газетой, учитываем, что в газете, в отличие от книг, разрешается (и приветствуется) делать пометки: подчеркивать, отчеркивать, писать на полях, разделять текст на отдельные смысловые части. Можно даже делать вырезки, формировать папки, составлять коллажи. Для пометок можно использовать условные графические знаки, принятые самим читателем, например, используются символы: «!«— это важно; «?«— нужно уточнить; «V»— относится к моей теме и другие. Все это, стимулируя моторику ученика, приобщает его к аналитическому восприятия информации, что, в свою очередь, выступает основным источником читательской грамотности. Делая пометки, ребенок реализует свою значимость, примеряя на себя роль эксперта. Это своего рода игра.
Еще одной формой работы с младшими школьниками над содержанием газеты может стать составление тематических подборок, вырезок. Вырезки должны быть компактны, занимать мало места. Когда по одной теме накапливаются вырезки, они помещаются в один альбом, определяется последовательность расположения их в альбоме, возможно составление содержания, рубрикация.
Изготовление коллажей из газетных вырезок непременно заинтересует учащихся, склонных к визуализации, предпочитающих усваивать информацию посредством визуальных каналов. В рамках работы с коллажом можно устроить конкурс по разным номинациям. Например, «Самый яркий коллаж», «Самый аккуратный коллаж», «Коллаж-справка», «Коллаж— информационная карта» и др.
Структура занятия (практикум)
Работу с «Первоклассной газетой» можно разделить на этапы: введение, разминка, чтение текста, работа с текстом, закрепление материала, рефлексия, работа с заданиями. Учитель может выбирать упражнения для каждого этапа самостоятельно.
Введение
Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газеты» озвучивается тема, рубрика номера, имя сказочного героя.
Разминка
Для разминки предлагаем использовать упражнения, которые можно провести перед началом работы с текстом для снятия трудностей. При желании учитель может использовать собственные упражнения.
Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении каждого слова/выражения, о смысле слов, подбираются синонимы.
Чтение текста
Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры занятия, его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:
Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения учитель задаёт вопросы по содержанию текста.
Чтение по цепочке. Дети читают текст газеты вслух по очереди, один за другим. Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел) – по выбору учителя.
Работа в мини-группах. Учитель делит класс на мини-группы. Дети в группах читают определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме.
Работа с текстом
На этапе работы с текстом предлагается использовать упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного.
Дискуссия
Ролевая игра
Обсуждение
Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы / темы, связанной с содержанием газеты. Дети по очереди высказывают свою точку зрения, каждый последующий может согласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе обсуждения учитель может задавать вопросы.
Работа с заданиями
Каждый выпуск газеты имеет не менее пяти заданий, нацеленных преимущественно на формирование умений работы с информацией. Работа с заданиями может проходить как в классе, так и самостоятельно (или с родителями) дома.
Рефлексия
Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Предложить детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.
Учитель выносит фрагмент текста на слайд. Это может быть как самый интересный, так и самый трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Учащиеся заменяют выделенные в тексте слова синонимами и произносят их вслух хором.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью преподавателя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение о возможном варианте решения проблемного задания.
Учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в оглавлении.
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от преподавателя.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные объекты.
осуществление расширенного поиска информации с использование ресурсов библиотек и Интернета;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Грамотно формулировать и оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Совместно договариваться о правилах общения и на занятии.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Мониторинг
В основе курса «Первоклассная газета» лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Развитие личностных УУД учащихся реализуется через рубрики «Первоклассной газеты».
Рубрика | Задачи рубрик «Первоклассной газеты» | Личностные УУД | Диагностический инструментарий |
Общество | Рассказ об общественных явлениях, практическое руководство. | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. | Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой. |
Краеведение | Воспитание у учащихся осознания своей этнической принадлежности. |
Современная наука | Развитие у школьников интереса к естественнонаучным дисциплинам. |
Страноведение | Расширение кругозора учащихся, знакомство с природными особенностями, культурой и менталитетом других стран. |
Спорт | Привитие интереса к спорту и активному отдыху. | Установка на здоровый образ жизни. |
Здоровье | Мотивация на заботу о здоровье, отказ от вредных привычек. |
Бизнес | Использование знаний, приобретённых в школе, за её пределами. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Методика «Незаконченные предложения» Н.Е. Богуславская |
Этикет | Воспитание достойного поведения в обществе. | Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. |
Экстремальные явления | Рассказ о природных катаклизмах и о том, как нужно себя вести. | ОБЖ | |
Экология | Воспитание бережного отношения к природе. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Мини-проект «Мое домашнее животное» |
Домашние животные | Воспитание ответственности и гуманного отношения к животным. |
Проведение мониторинговых исследований сформированности навыков чтения обучающихся, отслеживание предметных, метапредметных и личностных результатов можно проводить при помощи «Комплексных работ». (Учебно-методическое пособие./Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В. Пинженина – Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2014.)
Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Выполнение заданий оценивается в баллах (от 0 до 2) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Учитывается полнота и правильность выполнения задания.
Основой для комплексной работы выбраны несплошные тексты. Содержание текстов включает разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться детям в реальной действительности.
Комплексная работа отличается от других видов проверочных работ по структуре, она включает текст и несколько заданий на межпредметной основе. Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Поэтому в формулировках заданий указаны разные виды деятельности обучающихся: прочитай, запиши, допиши, вставь, отметь, соедини и другие. Выполнение двенадцати заданий к тексту предполагает возможность проанализировать способность обучающихся действовать в разных предлагаемых ситуациях.
Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение всей работы. Минимальный критерий в 50 % от максимального балла означает, что у ученика недостаточно сформированы умения, обеспечивающие качество умения учиться. Можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных предметов в начальной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для успешного продолжения образования. В течение года проводятся замеры в форме комплексных работ (КР) составленных из заданий различного типа к тексту.
КР1 | КР2 | КР3 | КР4 | КР5 |
сентябрь | ноябрь | декабрь | март | май |
Контрольный замер | Промежуточные замеры | Контрольный замер | Промежуточные замеры | Контрольный замер |
Для оценивания индивидуального прогресса используется портфолио с подборкой детских работ, которые демонстрируют нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии (альбомы, схемы, иллюстрации, таблицы, документы об участии в конкурсах, фестивалях)
Содержание курса «Первоклассная газета»
Работа курса построена исключительно на использовании пособия «Первоклассная газета». Тематика занятий на учебный год соответствует выпускам газет на 2014-2015 уч. год
Вводное занятие -1ч
«Краеведение» - 4ч
Томская область. Памятники Томска. Изобретение томских учёных. Сибирское хлебосольство.
Ростовская область. Дон. Ростовские подземелья. Остров водный. Крепость Святой Анны.
Амурская область. Журавли. Норский заповедник. Эпилахна. Кладбище динозавров. Города-побратимы.
Республика Карелия. Сосна лённрота. Калитки. Парк «Рускеала». Гусиная столица. Рыбник.
«Спорт» - 4ч
Фрисби. Как появилась игра. Игры с летающим диском. Правила безопасности. Мировые рекорды фрисби.
Спидвей. Мотоцикл. Вариации спидвея. Экипировка.
Картинг. Карт. Картодром. Экипировка. Гонщик.
Парапланеризм. Параплан. Снаряжение парапланериста. Какими бывают парапланы. Парапланерист.
«Профессии» - 4ч
Ветеринар. Карьерная лестница. Личные качества. Какие бывают ветеринары.
Дирижёр. Карьерная лестница. Дирижёрская палочка. Самый юный и пожилой дирижёр.
Спелеолог. Карьерная лестница. Личные качества. Пещера гигантских кристаллов.
Ландшафтный дизайнер. Карьерная лестница. Профессиональные качества.
«Чудеса природы» - 4ч
Радуга. Поверье славян. Радуга дома. Лунная радуга. Туманная радуга.
Мираж. Как возникает мираж. Какие бывают миражи. Фата-Моргана.
Полярное сияние. Природный магнетизм. Поверье эскимосов. Полярное сияние на разных планетах.
Пугающие природные явления. Дождь из животных. Красный дождь. Брокенский призрак.
«Бизнес» - 4ч
Коммуникабельность. Как помогает коммуникабельность. Как стать коммуникабельным. Самые общительные нации.
Изобретательность. Кому нужна изобретательность. Изобретательность среди животных. Самые изобретательные народы в мире.
Компромиссность. Как найти компромисс? Научись идти на взаимные уступки.
Упорство и терпение. Терпеливый человек. Упорный человек. Самый терпеливый зверь. Самый терпеливый народ.
«Современная наука» - 4ч
Небоскребы. Самые высокие небоскребы в мире. Прошлое, настоящее, будущее.
Планетарий. Изобретатель. Прошлое, настоящее, будущее. Самые выдающиеся планетарии мира.
Виртуальная реальность. Учёные. Настоящее, прошлое, будущее.
Грибы. Плесень. Удивительные грибы. Учёный. Прошлое, настоящее, будущее.
«Общество» - 1ч
«Здоровье» - 1ч
«Страноведение» - 4ч
Венесуэла. Индейцы. Гора Рорайма. Водопад Анхель. Колибри.
Сомали. Верблюды. Рыболовство. Пираты.
Румыния. Трансильвания. Деньги. Мэрцишор. Румынский сфинкс.
Доминиканская республика. Сиеста. Петушиные бои. Защита ламантинов. Самоцветы.
Учебно-тематический план
Подписка собрана так, что сложные и простые номера чередуются. Кроме этого, чередуются разные рубрики. За трудными темами идут лёгкие. Более длинные тексты появляются в поздних номерах. Лучше выдавать номера по порядку.
Выпуск | Название темы | Рубрики |
-
| Вводное занятие. Урок – игра «Крестики-нолики» | |
-
| Томская область | «Краеведение» |
-
| Фрисби | «Спорт» |
-
| Ветеринар (Занятие-экскурсия) | «Профессии» |
-
| Радуга (Занятие рисования по памяти) | «Чудеса природы» |
-
| Изобретательность (Занятие-конкурс) | «Бизнес» |
-
| Венесуэла (Виртуальная экскурсия) | «Страноведение» |
-
| Небоскрёбы | «Современная наука» |
-
| Мираж | «Чудеса природы» |
-
| Дирижёр | «Профессии» |
-
| Коммуникабельность | «Бизнес» |
-
| Ростовская область | «Краеведение» |
-
| Сомали (Виртуальная экскурсия) | «Страноведение» |
-
| Планетарий (Занятие-экскурсия) | «Современная наука» |
-
| Пугающие природные явления | «Чудеса природы» |
-
| Здоровый сон | «Здоровье» |
-
| Спидвей | «Спорт» |
-
| Спелеолог | «Профессии» |
-
| Полярное сияние (Занятие рисования по представлению) | «Чудеса природы» |
-
| Картинг | «Спорт» |
-
| Компромиссность | «Бизнес» |
-
| Румыния (Виртуальная экскурсия) | «Страноведение» |
-
| Виртуальная реальность | «Современная наука» |
-
| Амурская область | «Краеведение» |
-
| Презентация проекта «Я-путешественник» | |
-
| Парапланеризм | «Спорт» |
-
| Ландшафтный дизайнер (Занятие-экскурсия) | «Профессии» |
-
| Республика Карелия | «Краеведение» |
-
| Упорство и терпение | «Бизнес» |
-
| Доминиканская республика | «Страноведение» |
-
| Грибы (Викторина) | «Современная наука» |
-
| Права гражданина | «Общество» |
-
| Презентация проекта «Стихийные бедствия» | |
-
| Урок – отчёт «Моя любимая страничка» | |
Учебно – методическая литература для учителя
Примерная программа курса внеурочной деятельности по формированию информационных умений учащихся начальной школы «Первоклассная газета» авторов Гордеевой А.В., Пинженина П.С
Комплект из 30 тематических выпусков.
Комплексные работы. Рабочая тетрадь ученика 1-2 , 3-4классов. Учебно-методическое пособие./Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В. Пинженина – Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2014.
Комплексные работы. Методическое пособие для учителей и родителей. Учебно-методическое пособие. Н.Н.Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В.Пинженина – Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2014 г. – 17 с.
Планируемые результаты изучения курса
Обучающийся научится:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
•вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Список литературы
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Журова Л. Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». – М.: Вентана – Граф, 2002
Ковалёва Г. Е. «Как дети читают и понимают текст» М., «Народное образование» 2006, № 5, 71-76.
Лифинцева Н. И. «Самостоятельная читательская деятельность младших школьников», «Народное образование» 2006, №5, 71-76.
Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской», «Материалы X межрегиональной научно – практической конференции.Ч.1», под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010
Светловская Н. Н. «Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиции теории формирования читательской самостоятельности». «Начальная школа» 2000, № 2, 24-27
Обнорская О. А. «Почему мои дети любят читать», «Начальная школа», 2000, № 2, 34-37
Оморокова М. И., Васильева М. С. «Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах». – М., 1997
Оморокова М. И. и др. «Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Кн. для учителя». – М.: Просвещение, 1990