СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « В гостях у сказки» для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на его духовно – нравственное воспитание. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности « В гостях у сказки» для 5 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 им. 9-ой Гвардейской

Краснознаменной стрелковой дивизии»







Рабочая программа курса внеурочной деятельности


« В гостях у сказки»

для 5 класса











Составил: учитель технологии

Родичева Е.В .










2017 – 2018 учебный год


Пояснительная записка


Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на его духовно – нравственное воспитание. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Особенность данной программы состоит в том, что школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Предлагаемое тематическое планирование интегрированного курса кружковых занятий, включающего в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство, составлено на учебный год из расчета 0,5 часа в неделю, всего 18 часов.

Целью интегрированного курса является нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника среднего звена.

Задачи интегрированного курса:

- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие прикладных умений и навыков;

- развитие устной речи, навыков общения;

- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.

Принципы интегрированного курса:

- интеграция;

- систематичность;

- наглядность;

- деятельностный подход;

- личностно-ориентированный подход.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся. Она определяет содержание и организацию кружка и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся:

- социализация как адаптация к существующим социальным условиям, обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума;

- перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.

Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.

Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

В 5 классе достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов обеспечивается формой над понятием инициативного участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми.

В основе реализации кружковой программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- обеспечение преемственности в школьном образовании;

- обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Цель кружковой программы участие в социальной деятельности учащихся - формирование у них в процессе создания образов и презентации проектов способности управления культурным пространством своего существования.

Задачи программы:

- осознание ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;

- формирование понимания и поддержания таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к труду учителя, забота о младших товарищах, ответственность за другого человека;

- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия.




Учебно-тематический план

(кол-во часов в неделю –0,5, кол-во часов всего- 18, резерв- 0 часов)

n/n

Название темы


Количество часов

Всего

Уроки

Лаборат.

работа

Контрольная работа

Экзамен, зачет

1

Вводное занятие

1

1




2

Сказка как вид прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность).

17

17






Содержание тем учебного курса

Введение.

Сказка как вид прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка).

Народные и авторские сказки. Волшебные сказки. Сказка «Спящая красавица» Ш. Перро. Показ спектакля «Спящая красавица».

Сказки о животных. Сказка «Волк и лиса» Братья Гримм. Показ спектакля «Волк и лиса».

Бытовые сказки. Русская народная сказка «Горшок каши». Показ спектакля «Горшок каши».

Проектная деятельность «Мир сказки – мой мир».

Уметь: характеризовать различные виды сказок; знать структуры сказок (диалогичность пьесы, приёмы сказки, персонажи); слушать и обсуждать сказочных героев; наблюдать за особенностями театрального творчества, спецификой технических средств в театре, рассуждать о различии театра для взрослых и детей, о драматургическом замысле.






Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование

раздела (темы)

программы (с указанием

общ. кол-ва часов)

Тема

урока

Кол-

во

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Демон

страции

Требования

к уровню

подг. уч-ся

Вид

контроля

Элементы

дополнительного

содержания

УУД

Дата

план

факт

1

Вводное занятие

(1 ч)

Введение

1

Усвоение новых знаний

Знакомство с жанром сказки

Иллюстрации

Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок.

Понимать: значение сказок в жизни народа.

Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам

Составление плана

Аллегория, мифология

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Родине, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

Познавательные:

понимание ключевых проблем , затрагиваемых в сказках.

Коммуникативные:

отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Регулятивные:

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

.


2

Сказка как вид прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка)(17 ч)

Народные и авторские сказки

1

Комбинированный

Темы народных сказок. Темы авторских сказок. Сходство и отличие

Мульти

медийная презентация.

Знать: отличительные особенности народных и авторских сказок.

Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при рассказывании характерные речевые обороты.

Чтение сказок «Золушка» и «Каша из топора» по ролям. Определение смысла.

Литота, мудрость, хитрость.

Личностные:

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

Познавательные:

понимание ключевых проблем , затрагиваемых в сказках.

Коммуникативные:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.

Регулятивные

умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

.


3


Волшебные сказки

1

Комбинированный

Отличительные признаки волшебных сказок. Авторские и народные волшебные сказки.

Иллюстрации, презентация

Знать: признаки волшебной авторской и народной сказки.

Понимать: отношение народа к героям сказки.

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной сказки

Чтение по ролям

«Спящая красавица» и «Марья Моревна».


Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, эстетическое восприятие жанра сказки, формирование эстетического вкуса.

Познавательные:

понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос сказок, характеризовать героев, сопоставлять героев понимание ключевых проблем , затрагиваемых в сказках.

Коммуникативные:

отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Регулятивные:

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.




4


Сказка «Спящая красавица» Ш. Перро

1

Практическое занятие

Сказка «Спящая красавица»

Слайды с костюмами к спектаклю, музыка из балета

«Спящая красавица»

Определять место данной сказки в мировой худ. литературе; уметь характеризовать сказочный образ спящей красавицы в русской поэзии и музыке.

Распределение ролей. Подготовка к инсценировке сказки «Спящая красавица»

«Сказка о мертвой царевне…» А.С. Пушкин

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Познавательные:

понимание образной природы сказки как явления словесного искусства; эстетическое восприятие жанра сказки; формирование эстетического вкуса.

Коммуникативные:

отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Регулятивные:

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.




5


Сказка «Спящая красавица» Ш. Перро

1

Практическое занятие

Сказка «Спящая красавица»

Слайды с костюмами к спектаклю, музыка из балета

«Спящая красавица»

Уметь создавать образы сказочных героев

Генеральная репетиция


Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Познавательные:

понимание образной природы сказки как явления словесного искусства; эстетическое восприятие жанра сказки; формирование эстетического вкуса.

Коммуникативные:

отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Регулятивные:

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.








.


6


Показ спектакля «Спящая красавица»

1

Практическое занятие

Демонстрация сказки «Спящая красавица» под музыку из балета

Костюмы, реквизиты.


Подведение итогов, вручение подарков


Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, к культурам других народов.

Познавательные:

понимание ключевых проблем , затрагиваемых в сказках.

Коммуникативные:

создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Регулятивные:

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.



7


Сказки о животных

1

Усвоения новых знаний

Сказки о животных как один из видов

Народные представления о справедливости в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки «Журавль и цапля». Животные как герои сказок. Сюжеты и реальная основа сказок о животных.

Иллюстрации к сказкам

Уметь: объяснить отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) от волшебной

Чтение сказок о животных


Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, к культурам других народов.

Познавательные:

понимание ключевых проблем , затрагиваемых в сказках о животных.

Коммуникативные:

создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Регулятивные:

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.





8


Сказка

«Волк и лиса» Братья Гримм

1

Практическое занятие

Сказка

«Волк и лиса» Братья Гримм

Слайды с костюмами к спектаклю.

Уметь читать по ролям и характеризовать образы сказочных героев,

Чтение по ролям. Распределение ролей к спектаклю.


Личностные:

воспитание уважительного отношения к жанру сказок о животных.

Познавательные:

понимание ключевых проблем , затрагиваемых в сказках о животных.

Коммуникативные:

восприятие на слух жанров сказок о животных, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Регулятивные:

умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных, формулировать выводы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.























9


Сказка

«Волк и лиса» Братья Гримм

1

Практическое занятие

Сказка

«Волк и лиса» Братья Гримм

Иллюстрации к сказке

Определять место данной сказки в мировой худ. литературе; уметь характеризовать сказочный образ героев данной сказки

Подготовка к инсценировке сказки

«Волк и лиса»


Личностные:

воспитание уважительного отношения к жанру сказок о животных.

Познавательные:

понимание ключевых проблем , затрагиваемых в сказках о животных.

Коммуникативные:

восприятие на слух жанров сказок о животных, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Регулятивные:

умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных, формулировать выводы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.





.


10


Сказка

«Волк и лиса» Братья Гримм

1

Практическое занятие

Сказка

«Волк и лиса» Братья Гримм

Иллюстрации к сказке

Уметь создавать образы сказочных героев

Генеральная репетиция


Личностные:

воспитание уважительного отношения к жанру сказок о животных.

Познавательные:

понимание ключевых проблем , затрагиваемых в сказках о животных.

Коммуникативные:

восприятие на слух жанров сказок о животных, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Регулятивные:

умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных, формулировать выводы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

















.


11


Показ спектакля «Волк и лиса»

1

Практическое занятие

Демонстрация сказки «Волк и лиса» под музыку из балета

Костюмы, реквизиты.


Подведение итогов, вручение подарков


Личностные:

воспитание уважительного отношения к жанру сказок о животных.

Познавательные:

понимание ключевых проблем , затрагиваемых в сказках о животных.

Коммуникативные:

восприятие на слух жанров сказок о животных, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Регулятивные:

умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных, формулировать выводы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.



12


Бытовые сказки

1

Урок усвоения новых знаний

Бытовые сказки как один из видов сказок.

Народные представления о справедливости в бытовых сказках. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных

Мультипликационный фильм

Знать: сатирическую подоплеку бытовой сказки Уметь: характеризовать героев бытовых сказов

Чтение сказок.

Беседа по вопросам

Сатира, юмор, ирония, гротеск

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Родине, уважительного отношения к людям, нетерпимости к человеческим порокам .

Познавательные:

понимание ключевых проблем , затрагиваемых в бытовых сказках.

Коммуникативные:

отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Регулятивные:

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
















13


Русская народная сказка «Горшок каши»

1

Практическое занятие

Сатира в сказке «Горшок каши»

Иллюстрации к сказке

Уметь: объяснить отличие бытовой сказки (отражен быт, повседневная жизнь) от сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и от волшебной

Чтение по ролям. Распределение ролей


Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Родине, уважительного отношения к людям, нетерпимости к человеческим порокам .

Познавательные:

понимание ключевых проблем , затрагиваемых в бытовых сказках.

Коммуникативные:

отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Регулятивные:

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

















14


Русская народная сказка «Горшок каши»

1

Практическое занятие

Репетиция отдельных сцен сказки. Подготовка костюмов, реквизитов

Иллюстрации к сказке

Определять место данной сказки в устном народном творчестве; уметь характеризовать сказочный образ героев данной сказки

Подготовка к инсценировке сказки

«Волк и лиса»


Личностные:

воспитание чувства любви к Родине, уважительного отношения к русской народной литературе.

Познавательные:

понимание ключевых проблем , затрагиваемых в сказках.

Коммуникативные:

Аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Регулятивные:

уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.



15


Русская народная сказка «Горшок каши»

1

Практическое занятие

Русская народная сказка «Горшок каши»

Иллюстрации, костюмы, реквизиты

Уметь создавать образы сказочных героев

Генеральная репетиция


Личностные:

воспитание чувства любви к Родине, уважительного отношения к русской народной литературе.

Познавательные:

понимание ключевых проблем , затрагиваемых в сказках.

Коммуникативные:

аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Регулятивные:

уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.



16


Показ спектакля «Горшок каши»

1

Практическое занятие

Демонстрация русской народной сказки «Горшок каши»

Иллюстрации, костюмы, реквизиты


Подведение итогов, вручение подарков


Личностные:

воспитание чувства любви к Родине, уважительного отношения к русской народной литературе.

Познавательные:

понимание ключевых проблем , затрагиваемых в бытовых сказках.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Регулятивные:

уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

.


17


«Мир сказки – мой мир»

1

Практическое занятие

Проектная деятельность «Мир сказки – мой мир»



Оформление проектов


Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Родине, уважительного отношения к русской народной литературе, к культурам других народов.

Познавательные:

понимание ключевых проблем , затрагиваемых в сказках.

Коммуникативные:

монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Регулятивные:

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.





18


Конкурс рисунков на тему «Моя любимая сказка»

1

Практическое занятие

Конкурс рисунков на тему «Моя любимая сказка»



Подведение итогов.


Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Родине, уважительного отношения к русской народной литературе, к культурам других народов.

Познавательные:

создавать образы сказочных героев

Коммуникативные:

осмысленное и адекватное восприятие сказочных героев

Регулятивные:

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

.



Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

К концу обучения учащиеся должны знать:

- признаки сказки как жанра;

- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

- правила работы в драматическом театре

К концу обучения учащиеся должны уметь:

- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

- иллюстрировать услышанное или прочитанное;

- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.




Перечень учебно-методического обеспечения

1.Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. – Волгоград: учитель, 2009

2. «Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009




Список литературы (основной и дополнительной)

1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.