Рабочая программа
курса внеурочной деятельности для учащихся 8 класса
«За страницами учебника математики. Подготовка к ГИА»
Форма организации: кружок
Направление: обще-интеллектуальное
Срок реализации: 1 год
Программа составлена: Синельниковой М. В.
2016 г
Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Достижению данных целей способствует организация внеурочной занятости, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеурочная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:
- доступности,
- преемственности,
- перспективности,
- развивающей направленности,
- учёта индивидуальных способностей,
- органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.
Цели:
1. формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи.
2. Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
- учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;
- учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач;
Развивающие:
- повышать интерес к математике
- развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;
- развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.
Воспитательные:
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие .
- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;
- формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.
- стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.
Программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Кружок рассчитан для учащихся 8 класса
Ожидаемые результаты:
учащийся должен
знать/понимать:
· существо понятия тестов; примеры решения тестовых заданий;
· как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
· как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
· значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
уметь:
Применять общие и универсальные приемы и подходы к решению заданий ГИА;
решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть);
Выработать умения:
самоконтроль времени выполнения заданий;
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
прикидка границ результатов;
прием «спирального движения» (по тесту).
иметь опыт (в терминах компетентностей):
· работы в группе, как на занятиях, так и вне,
· работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса :
Обучение по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
выполнять операции над множествами;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
решать простейшие комбинаторные задачи.
Основные методические особенности курса:
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Функции кружка:
· ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
· компенсация недостатков обучения по математике.
Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения:
-использование различных технологий : критического мышления, ИКТ-технологии, игровой технологии, метод краткосрочных проектов.
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);
- личностно-деятельностный подход, большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки.
Формы контроля
№п/п | Контроль | Форма контроля |
1. | Решение задач | Участие в олимпиаде |
2. | Подготовка к ГИА | Пробные ГИА |
3. | Разработка викторин, математических праздников, игр, математических марафонов и т.д. | Декада математики |
Учебно – тематическое планирование
№п/п | Название раздела | Число часов | Класс |
1 | Числа и операции над ними | 5 | 5,7,8,9 |
2 | Подготовка к олимпиадам, математической декаде. | 5 | 7-9 |
3 | Геометрические фигуры. Свойства геометрических фигур. Подготовка к ГИА | 5 | 5,7-9 |
4 | Текстовые и логические задачи. Подготовка к ГИА | 9 | 5,7-9 |
5 | Чётность. Подготовка к ГИА | 4 | 7-9 |
6 | Делимость натуральных чисел. Подготовка к ГИА | 5 | 5,7,8,9 |
7 | Подведение итогов работы математического кружка | 1 | 5,7-9 |
ИТОГО : | 34 | |
Календарно – тематическое планирование :
№п/п | Общая тема | Тема занятия | Дата | Теория | Практика |
Числа и операции над ними (5ч) |
1 | | Из истории чисел. Арифметика каменного века. Лабиринты | | 1ч | |
2 | | Бесконечность натуральных чисел. Кроссворды. | | 0,5ч | 0,5 ч |
3 | | Логические задания с числами. Магические квадраты | | | 1ч |
4 | | Математические ребусы, головоломки, цепочки закономерностей. | | | 1 ч |
5 | | Игра «Математическая перестрелка». | | | 1ч |
Подготовка к олимпиадам, математической декаде (5 ч) |
6 | | Решение задач конкурса « Кенгуру» | | | 1ч |
7 | | Решение олимпиадных задач. | | | 1ч |
8 | | Решение олимпиадных задач | | | 1ч |
9 | | Подготовка к декаде математики. Конкурс задач. | | | 1ч |
10. | | Подготовка к математической декаде, подготовка к защите творческих проектов. Выпуск стенгазет. | | | 1ч |
Геометрические фигуры. Свойства геометрических фигур (5 ч) |
11 | | Старинные меры измерений. Подготовка к ГИА | | | 0,5ч 0,5 ч |
12 | | Длина. Измерения. Исследовательская работа | | 1 ч | |
13 | | Преобразования геометрических фигур на плоскости по заданной программе. Свойства треугольников. | | | 1ч |
14 | | Конструирование геометрических фигур. | | | 1ч |
15 | | Китайская головоломка « ТАНГРАМ». | | | 1ч |
Текстовые и логические задачи (9 ч) |
16 | | Задачи, решаемые по действиям. Подготовка к ГИА | | | 0,5ч 0,5 ч |
17 | | Задачи на составление уравнений. Подготовка к ГИА | | | 1 ч |
18. | | Задачи на движение. ИКТ | | 0,5 | 0,5 ч |
19 | | Задачи на движение. ИКТ. Подготовка к ГИА | | | 1 ч |
20 | | Задачи на работу. ИКТ. Подготовка к ГИА | | 0,5 ч | 0,5ч |
21. | | Решение логических задач Графическое моделирование | | | 1ч |
22 | | Решение логических задач с помощью таблицы и дерева возможностей. | | | 1ч |
23 | | Решение задач на проценты. Подготовка к ГИА | | 0,5ч | 0,5ч |
24 | | Решение задач на процентный состав. Подготовка к ГИА | | | 1ч |
Чётность (4 ч) |
25 | | Свойства чётности. Примеры решения задач. | | 0,5 | 0,5 |
26 | | Задачи на чётность натуральных чисел Подготовка к ГИА | | | 0,5ч 0,5ч |
27 | | Решение конкурсных и олимпиадных задач | | | 1ч |
28 | | Игра «Математическая перестрелка» | | | 1ч |
Делимость натуральных чисел (5 ч) |
29 | | Свойства делимости натуральных чисел | | 0,5ч | 0,5 ч |
30 | | Решение конкурсных и олимпиадных задач | | | 1ч |
31 | | Признаки делимости на 2,3,4,5, 9,10,25 | | 0,5ч | 0,5 ч |
32 | | Признаки делимости на 7,11. | | 0,5 ч | 0,5 ч |
33 | | Математическая игра. Блиц - турнир | | | 1ч |
34 | | Подведение итогов работы математического кружка | | | 1ч |
Учебно– методическая литература:
1. Алгебра. 8 класс: учебник и задачник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. Г. Мордкович. 2014.
2. Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс./под.ред. Ф.Ф.Лысенко- Ростов-на-Дону:Легион 2007. – 151 с.
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 7-8 классы, 2004.
4. Глазков Ю. А. Алгебра. 8 класс. Тесты / Ю.А. Глазков, М.Я. Гаиашвили. – М.: Экзамен, 2011. – 112 с.
5. Дудницын Ю. П. Алгебра. Тематические тесты. 8 класс / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Просвещение, 2010.
6. Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2007.
7.Лысенко Ф. Ф., Кулабухов С. Ю. ГИА-9. Математика, 9 класс. Тематические тесты. Ростов на Дону «Легион»-М. 2011
8. Баврин И. И. ГИА 2011. Геометрия. 9 класс: Серия: Готовимся к экзаменам. ГИА. – М.: Дрофа, 2011.- 160 с.
9. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Ростов на/Д: Легион-М, 2010 - 224 с.
10. Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И. ГИА. Математика (с геометрией и теорией вероятностей). Типовые тестовые задания. - М.: "Экзамен", 2011. - 63 с.
11. Н.В.Заболотнева .Задачи для подготовки к олимпиадам. Волгоград : Учитель,2007,99с
12. Л.М.Лоповок . Математика на досуге. М., ПРОСВЕЩЕНИЕ,1981г
13. Л.Ф.Пичурин. За страницами учебника алгебры. М, ПРОСВЕЩЕНИЕ,1990г
14. З.А.Скопец . Геометрические миниатюры.М,: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990
15. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы.- М.:Фйрис – пресс, 2012.
16. И.Ф.Шарыгин.Л.Н.Ерганжиева « Наглядная геометрия» ДРОФА, Москва- 2008
17. Школьная олимпиада по математике 2010 в АМР
Интернет – ресурсы:
• Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru
• Тестирование online: 5 – 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
• Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
• Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru
• Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
• сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/
• досье школьного учителя математики: http://www.mathvaz.ru/
. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.