СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 8 класса «За страницами учебника математики. Подготовка к ГИА»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена для учащихся 8 класса с целью организовать систематизацию знаний и начать подготовку к экзамену. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 8 класса «За страницами учебника математики. Подготовка к ГИА»»

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности для учащихся 8 класса

«За страницами учебника математики. Подготовка к ГИА»





Форма организации: кружок

Направление: обще-интеллектуальное

Срок реализации: 1 год

Программа составлена: Синельниковой М. В.















2016 г









Пояснительная записка

       Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

     Достижению данных целей способствует организация внеурочной занятости, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеурочная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

         Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

          При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:

-  доступности,

- преемственности,

- перспективности,

- развивающей направленности,

- учёта индивидуальных способностей,

- органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

           Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.

         

Цели:

1. формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи.

2. Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике.


Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

-   учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;

-   учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения  решения задач;

Развивающие:

    -   повышать интерес к математике

-   развивать мышление через  усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

     - формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;

    -  развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;

    - формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.

Воспитательные:

- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие .

- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;

  - формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.

        - стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через  организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.

           Программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Кружок рассчитан для учащихся 8 класса


Ожидаемые результаты:

учащийся должен

знать/понимать:

· существо понятия тестов; примеры решения тестовых заданий;

· как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

· как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

· значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности

уметь:

Применять общие и универсальные приемы и подходы к решению заданий ГИА;

решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть);

Выработать умения:

    • самоконтроль времени выполнения заданий;

    • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

    • прикидка границ результатов;

    • прием «спирального движения» (по тесту).

иметь опыт (в терминах компетентностей):

· работы в группе, как на занятиях, так и вне,

· работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса :

Обучение по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

  2. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

  4. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

  5. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

    1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    3. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

    4. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    5. развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

    6. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

    7. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

    8. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

    9. умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

      1. умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

      2. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

        1. осознание значения математики для повседневной жизни человека;

        2. представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

        3. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

        4. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

        5. систематические знания о функциях и их свойствах;

        6. практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:

  • выполнять вычисления с действительными числами;

  • решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;

  • использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;

  • проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;

  • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • выполнять операции над множествами;

  • исследовать функции и строить их графики;

  • читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);

  • решать простейшие комбинаторные задачи.

Основные методические особенности курса:
  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;

  2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;

  3. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;

  4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;

  5. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Функции кружка:

· ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

· компенсация недостатков обучения по математике.


Методы и формы обучения


Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения:

-использование различных технологий : критического мышления, ИКТ-технологии, игровой технологии, метод краткосрочных проектов.

- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);

- личностно-деятельностный подход, большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие.

Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки.

Формы контроля

№п/п

Контроль

Форма контроля

1.

Решение задач

Участие в олимпиаде

2.

Подготовка к ГИА

Пробные ГИА

3.

Разработка викторин, математических праздников, игр, математических марафонов и т.д.

Декада математики







 Учебно – тематическое планирование

№п/п

Название раздела

Число часов

Класс

1

Числа и операции над ними

5

5,7,8,9

2

Подготовка к олимпиадам, математической декаде.

5

7-9

3

Геометрические фигуры. Свойства геометрических фигур. Подготовка к ГИА

5

5,7-9

4

Текстовые и логические задачи. Подготовка к ГИА

9

5,7-9

5

Чётность. Подготовка к ГИА

4

7-9

6

Делимость натуральных чисел. Подготовка к ГИА

5

5,7,8,9

7

Подведение итогов работы математического кружка

1

5,7-9

ИТОГО :

34








































Календарно – тематическое планирование :

№п/п

Общая тема

Тема занятия

Дата

Теория

Практика

Числа и операции над ними (5ч)

1


Из истории чисел. Арифметика каменного века. Лабиринты



2


Бесконечность натуральных чисел. Кроссворды.


0,5ч

0,5 ч

3


Логические задания с числами. Магические квадраты



4


Математические ребусы, головоломки, цепочки закономерностей.



1 ч

5


Игра «Математическая перестрелка».



Подготовка к олимпиадам, математической декаде (5 ч)

6


Решение задач конкурса « Кенгуру»



7


Решение олимпиадных задач.



8


Решение олимпиадных задач



9


Подготовка к декаде математики. Конкурс задач.



10.


Подготовка к математической декаде, подготовка к защите творческих проектов. Выпуск стенгазет.



Геометрические фигуры. Свойства геометрических фигур (5 ч)

11


Старинные меры измерений.

Подготовка к ГИА



0,5ч

0,5 ч

12


Длина. Измерения. Исследовательская работа


1 ч


13


Преобразования геометрических фигур на плоскости по заданной программе. Свойства треугольников.



14


Конструирование геометрических фигур.



15


Китайская головоломка « ТАНГРАМ».



Текстовые и логические задачи (9 ч)

16


Задачи, решаемые по действиям.

Подготовка к ГИА



0,5ч

0,5 ч

17


Задачи на составление уравнений.

Подготовка к ГИА



1 ч

18.


Задачи на движение. ИКТ


0,5

0,5 ч

19


Задачи на движение. ИКТ. Подготовка к ГИА



1 ч

20


Задачи на работу. ИКТ. Подготовка к ГИА


0,5 ч

0,5ч

21.


Решение логических задач Графическое моделирование



22


Решение логических задач с помощью таблицы и дерева возможностей.



23


Решение задач на проценты. Подготовка к ГИА


0,5ч

0,5ч

24


Решение задач на процентный состав. Подготовка к ГИА



Чётность (4 ч)

25


Свойства чётности. Примеры решения задач.


0,5

0,5

26


Задачи на чётность натуральных чисел

Подготовка к ГИА



0,5ч

0,5ч

27


Решение конкурсных и олимпиадных задач



28


Игра «Математическая перестрелка»



Делимость натуральных чисел (5 ч)

29


Свойства делимости натуральных чисел


0,5ч

0,5 ч

30


Решение конкурсных и олимпиадных задач



31


Признаки делимости на 2,3,4,5, 9,10,25


0,5ч

0,5 ч

32


Признаки делимости на 7,11.


0,5 ч

0,5 ч

33


Математическая игра. Блиц - турнир



34


Подведение итогов работы математического кружка





Учебно– методическая литература:

1. Алгебра. 8 класс: учебник и задачник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. Г. Мордкович. 2014.

2. Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс./под.ред. Ф.Ф.Лысенко- Ростов-на-Дону:Легион 2007. – 151 с.

3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 7-8 классы, 2004.

4. Глазков Ю. А. Алгебра. 8 класс. Тесты / Ю.А. Глазков, М.Я. Гаиашвили. – М.: Экзамен, 2011. – 112 с.

5. Дудницын Ю. П. Алгебра. Тематические тесты. 8 класс / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Просвещение, 2010.

6. Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2007.

7.Лысенко Ф. Ф., Кулабухов С. Ю. ГИА-9. Математика, 9 класс. Тематические тесты. Ростов на Дону «Легион»-М. 2011

8. Баврин И. И. ГИА 2011. Геометрия. 9 класс: Серия: Готовимся к экзаменам. ГИА. – М.: Дрофа, 2011.- 160 с.

9. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011.  Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю.   Ростов на/Д: Легион-М, 2010 - 224 с.

10. Ященко И.В., Шестаков С.А.,  Трепалин А.С.,  Семенов А.В., Захаров П.И. ГИА. Математика (с геометрией и теорией вероятностей). Типовые тестовые задания. - М.: "Экзамен", 2011. - 63 с.

11. Н.В.Заболотнева .Задачи для подготовки к олимпиадам. Волгоград : Учитель,2007,99с

12. Л.М.Лоповок . Математика на досуге. М., ПРОСВЕЩЕНИЕ,1981г

13. Л.Ф.Пичурин. За страницами учебника алгебры. М, ПРОСВЕЩЕНИЕ,1990г

14. З.А.Скопец . Геометрические миниатюры.М,: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990

15. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы.- М.:Фйрис – пресс, 2012.

16. И.Ф.Шарыгин.Л.Н.Ерганжиева « Наглядная геометрия» ДРОФА, Москва- 2008

17. Школьная олимпиада по математике 2010 в АМР



Интернет – ресурсы:



• Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru

• Тестирование online: 5 – 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo

• Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main

• Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru

• Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru

• сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/

• досье школьного учителя математики: http://www.mathvaz.ru/

. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.