Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 25 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Согласовано: зам. директора по ВР: _____/Ефимьянова Н.Н. от "__" ________ 2015 г. | Согласовано: зам. директора по УМР: ____/Бурянина Ю.А. от "__" ________ 2015 г. | Утверждаю: Директор Школы-интерната №25 ОАО "РЖД" _______/Ивановскас Т.Н. от "__" ________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности по математике
«В мире чисел»
5-а класс
Составитель: учитель математики
Беляева Оксана Юрьевна
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № ___
от « __»_______2015 г.
____/Антипина В.Е.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе курса внеурочной деятельности
«В мире чисел» для 5-а класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире чисел» для обучающихся 5-а класса разработана на основе программы внеурочной деятельности «В мире чисел», составитель Беляева О.Ю., утвержденная методическим советом Школы-интерната №25 ОАО «РЖД», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Образовательной программой ООО и положением о рабочих программах Школы – интерната №25 ОАО «РЖД».
В соответствии с Образовательной программой ООО Школы-интерната № 25 ОАО «РЖД» на реализацию программы внеурочной деятельности в 5-а классе отводится 35 часов в год, 1 час в неделю (при 35 учебных неделях). Данная рабочая программа рассчитана на 33 часа в связи с праздничными днями (23 февраля, 8 марта).
Цели и задачи курса:
- развитие личности ребёнка, его математических способностей, внимания, мышления, памяти, воображения; мотивации к дальнейшему изучению математики;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- понимание значимости математики для общественного прогресса;
- обучение умению самостоятельно устанавливать необходимые ассоциации и отношения между предметами и явлениями;
- обучение умению ориентироваться в проблемных ситуациях, решению нестандартных задач;
- развитие логико-математического языка, мышления, пространственного воображения;
- приобщение школьников к новому социальному опыту: историческое развитие математики как науки в России и в других странах;
- развитие эмоциональной сферы школьников в процессе обучающих игр, математических конкурсов, викторин, КВН.
Общая характеристика программы
Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий учащихся 5 классов. Программа рассчитана на проведение практических занятий. Содержание программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 5 класса. Занятия содержат исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу.
Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека. Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы.
Изучение материала программы способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Подобранный материал программы развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны
иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные
возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной
программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать,
думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу
Планируемые результаты
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
1) регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
составлять план и последовательность действий;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов.
Общее содержание курса
Числа и вычисления
Как люди научились считать. Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. О происхождении арифметики. Арифметика Магницкого. Великие математики из народа: Иван Петров. Решение занимательных задач, связанных со счетом предметов. Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов. Задачи на смекалку. Решение олимпиадных задач. Математические фокусы.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся получит возможность:
- познакомиться со счётом у первобытных людей;
- иметь представление о первых счётных приборах у разных народов, русских счётах, о древних вычислительных машинах;
- владеть информацией о происхождении арифметики, письменной нумерации, цифры у разных народов, об использовании букв и знаков в арифметике;
- познакомиться с великими математиками из народа. Арифметикой Магницкого;
-познакомиться с приёмами устного счета;
- научиться решать задачи на смекалку, олимпиадные задачи;
- понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;
2. Наглядное представление данных
Диаграммы. Составление диаграмм для наглядного представления данных. Создание проекта на составление различных диаграмм: опрос общественного мнения, представление результата в виде диаграмм.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся получит возможность:
- научиться объяснять, в каких случаях для представления информации используются круговые, а в каких столбчатые диаграммы;
- научиться извлекать и интерпритировать информацию из готовых диаграмм, выполнять несложные вычисления по данным, представленным на диаграмме;
- строить в несложных случаях столбчатые и круговые диаграммы по данным, представленным в табличной форме;
- проводить исследования простейших социальных явлений, развивать поисковую деятельность.
3. Наглядная геометрия
Проверка наблюдательности, сопоставление фигур. Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи на развитие воображения, геометрические головоломки.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся получит возможность:
- распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги, куб, прямоугольный параллелепипед);
- знать старинные меры измерения длин, площадей;
- уметь разделять фигуры на части по заданному условию и из частей
конструировать различные фигуры;
- уметь решать задачи на нахождение площади и объёма фигур, отгадывать
геометрические головоломки.
4. Применение математики для решения практических задач
Задачи на движение. Логические задачи. Задачи на переливание. Задачи на перекладывание предметов. Задачи на взвешивание. Проверка наблюдательности. Задачи на комбинации и расположения. Графы в решении задач. Принцип Дирихле. Задачи из книги Магницкого. Забава Магницкого. Задачи на проценты. Проект: «Умение планировать бюджет».
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся получит возможность:
- научиться решать сложные задачи на движение;
- научиться решать логические задачи;
- научиться применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов;
- научиться применять графы и принцип Дирихле при решении задач;
- познакомиться с задачами из книги Магницкого;
- научиться решать сложные задачи на проценты, выполнять практические расчёты;
- решать занимательные задачи;
- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие,
моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков,
графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать
полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Формы контроля и критерии оценивания достижений обучающихся
Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- защита проектов;
- результаты математических викторин, конкурсов
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
Также возможно проведение рефлексии самими учащимися. Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:
№ занятия | Определение уровня трудности занятия | Настроение | Самооценка работы на занятии |
легкое | среднее | трудное |
| | | | | |
Литература для учителя
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
2. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.
3. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.: Просвещение, 2009. – 287 с.
4. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000. -79 с.
5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М.: Прсвещение, 2001. -96 с.
6. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.
7. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2001. -77с.
8. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2007. – 92 с.
9. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2005. – 98 с.
10. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М.: «Наука». 1965
Литература для учащихся
1. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.
2. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.: Просвещение, 2009. – 287 с.
3. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000. -79 с.
4. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.
5. Крысин А.Я. и др. Поисковые задачи по математике (5- 6 классы). - М.: Просвещение, 1999. – 95 с.
6. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2005. – 98 с.
7. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 360
8. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. – М.: «Просвещение», 1996. -464с.
9. Клименченко Д.В. Задачи по математике для любозннательных. – М.: .: «Просвещение», 1992. -192с.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 час в неделю, всего 35 часов за год)
№ | Тема | Формы и виды деятельности | Кол-во часов |
ЧИСЛА И ВЫЧИСЛЕНИЯ. 10 часов | |
1 | Как люди научились считать. Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. | Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа. Поиск информации. Доклады. | 1 |
2 | О происхождении арифметики. Арифметика Магницкого. Великие математики из народа: Иван Петров. Решение занимательных задач, связанных со счетом предметов. | Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа. Поиск информации. Доклады. | 2 |
3 | Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов. Проект: «Приемы быстрого счета» | Эвристическая беседа. Индивидуальная и коллективная работа Выбор кандидатуры для индивидуальной работы по теме проекта. | 2 |
| Задачи на смекалку. Загадки, связанные с натуральными числами. | Игра Групповая работа. | 1 |
4 | Решение олимпиадных задач. | Индивидуальная и коллективная работа | 2 |
5 | Математические фокусы. | | 2 |
2. НАГЛЯДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ. 4 часа | |
6 | Диаграммы. Составление диаграмм для наглядного представления данных. | Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа. | 1 |
7 | Создание проекта (краткосрочный) на составление различных диаграмм: опрос общественного мнения; представление результата в виде диаграмм. | Практикум. Поиск информации. Групповая работа по теме проекта. | 3 |
3. НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ. 6 часов | |
8 | Проверка наблюдательности, сопоставление фигур | Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа. | 1 |
9 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | Практикум. Индивидуальная и групповая работа. | 2 |
10 | Задачи на развитие воображения | Практикум. Индивидуальная и групповая работа. | 2 |
11 | Геометрические головоломки. Решение задач. | Работа в парах | 1 |
4. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. 15 часов | |
12 | Задачи на движение. Логические задачи. | Практикум. Индивидуальная и групповая работа. | 2 |
13 | Задачи на переливание. | Практикум. Индивидуальная и работа в парах. | 1 |
14 | Задачи на перекладывание предметов. | Практикум. Индивидуальная и работа в парах | 1 |
15 | Задачи на взвешивание. | Практикум. Индивидуальная и работа в парах | 1 |
16 | Проверка наблюдательности. Задачи на комбинации и расположения. | Практикум. Индивидуальная и работа в парах | 2 |
17 | Графы в решении задач. | Коллективная и групповая работа | 2 |
18 | Принцип Дирихле. Задачи из книги Магницкого. Забава Магницкого. | Коллективная и групповая работа | 1 |
19 | Задачи на проценты | Коллективная и групповая работа | 2 |
20 | Проект (краткосрочный): «Умение планировать бюджет». | Коллективная и групповая работа. Поиск информации по плану. Работа над проектом. | 3 |
Тематический план на 2015 – 2016 учебный год
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Числа и вычисления. | 9 |
2. | Наглядное представление данных | 4 |
3. | Наглядная геометрия | 6 |
4. | Применение математики для решения практических задач. | 14 |
| Итого: | 33 |
Тематическое планирование на 2015 – 2016 учебный год
№ | Дата проведения занятия | Содержание (тема занятия) | Планируемые результаты обучения | Примечание |
По плану | Факти чески |
| | | Числа и вычисления. 9 ч. | | |
| | | I четверть . 9 часов. | | |
1 | 1.09 | | Как люди научились считать. Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. | Обучающийся получит возможность: - познакомиться со счётом у первобытных людей; -иметьпредставление о первых счётных приборах у разных народов, русских счётах, о древних вычислительных машинах; - владеть информацией о происхождении арифметики, письменной нумерации, цифры у разных народов, об использовании букв и знаков в арифметике; - познакомиться с великими математиками из народа. Арифметикой Магницкого; -познакомиться с приёмами устного счета; - научиться решать задачи на смекалку, олимпиадные задачи; | |
2 | 8.09 | | О происхождении арифметики. Арифметика Магницкого. Великие математики из народа: Иван Петров | |
3 | 15.09 | | Решение занимательных задач, связанных со счетом предметов. | |
4 | 22.09 | | Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов. Проект: «Приемы быстрого счета» (выбор кандидатуры для индивидуальной работы по теме проекта) | |
5 | 29.09 | | Задачи на смекалку. Загадки, связанные с натуральными числами. | |
6 | 06.10 | | Решение олимпиадных задач. | |
7 | 13.10 | | Решение олимпиадных задач. | |
8 | 20.10 | | Математические фокусы. | |
9 | 27.10 | | Математические фокусы. | |
| | | II четверть. 7 часов. | | |
| | | Наглядное представление данных. 4 ч. | | |
10 | 10.11 | | Диаграммы. Составление диаграмм для наглядного представления данных. | Обучающийся получит возможность: - научиться объяснять, в каких случаях для представления информации используются круговые, а в каких столбчатые диаграммы; - научиться извлекать и интерпритировать информацию из готовых диаграмм, выполнять несложные вычисления по данным, представленным на диаграмме; - строить в несложных случаях столбчатые и круговые диаграммы по данным, представленным в табличной форме; -проводить исследования простейших социальных явлений, развивать поисковую деятельность. | |
11 | 17.11 | | Создание проекта (краткосрочный) на составление различных диаграмм: выбор темы проекта | |
12 | 24.11 | | Создание проекта (краткосрочный) на составление различных диаграмм: опрос общественного мнения; | |
13 | 01.12 | | Создание проекта (краткосрочный) на составление различных диаграмм: представление результата в виде диаграмм. | |
| | | Наглядная геометрия. 6 ч. | | |
14 | 08.12 | | Проверка наблюдательности, сопоставление фигур | Обучающийся получит возможность: - распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги, куб, прямоугольный параллелепипед); - знать старинные меры измерения длин, площадей; - уметь разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры; - уметь решать задачи на нахождение площади и объёма фигур, отгадывать геометрические головоломки. | |
15 | 15.12 | | Задачи на разрезание и складывание фигур. | |
16 | 22.12 | | Задачи на разрезание и складывание фигур. | |
| | | III четверть. 9 часов. | |
17 | 12.01 | | Задачи на развитие воображения | |
18 | 19.01 | | Задачи на развитие воображения | |
19 | 26.01 | | Геометрические головоломки. Решение задач. | |
| | | Применение математики для решения практических задач. 14 ч. | | |
20 | 02.02 | | Задачи на движение. Логические задачи. | Обучающийся получит возможность: - научиться решать сложные задачи на движение; - научиться решать логические задачи; - научиться применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов; - научиться применять графы и принцип Дирихле при решении задач; - познакомиться с задачами из книги Магницкого; - научиться решать сложные задачи на проценты, выполнять практические расчёты; - решать занимательные задачи; - анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | |
21 | 09.02 | | Задачи на переливание. | |
22 | 16.02 | | Задачи на перекладывание предметов. | |
23 | 01.03 | | Задачи на взвешивание. | |
24 | 15.03 | | Проверка наблюдательности. Задачи на комбинации и расположения. | |
25 | 22.03 | | Проверка наблюдательности. Задачи на комбинации и расположения. | |
| | | IV четверть. 8 часов. | |
26 | 05.04 | | Графы в решении задач. | |
27 | 12.04 | | Графы в решении задач. | |
28 | 19.04 | | Принцип Дирихле. Задачи из книги Магницкого. Забава Магницкого. | |
29 | 26.04 | | Задачи на проценты | |
30 | 03.05 | | Задачи на проценты | |
31 | 10.05 | | Проект (краткосрочный): «Умение планировать бюджет». | |
32 | 17.05 | | |
33 | 24.05 | | |
Итого: 33 часа |