СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочных занятий "Я - пешеход и пассажир"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочных занятий для 2 класса « Я – пешеход и пассажир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Я – пешеход и пассажир», разработанной Н.Ф.Виноградовой  для внеурочных занятий с учащимися  1-4 классов  на основе сборника программ внеурочной  деятельности, автор  Н.Ф. Виноградова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочных занятий "Я - пешеход и пассажир"»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочных занятий

« Я - пешеход и пассажир»

(спортивно - оздоровительное направление)

срок реализации 1 год

Возраст обучающихся 8-9 лет






Учитель Босенко Е.Б.










2013-2014


«Я — пешеход и пассажир»


Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочных занятий для 2 класса « Я – пешеход и пассажир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Я – пешеход и пассажир», разработанной Н.Ф.Виноградовой для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов на основе сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: « Вентана - Граф», 2011 г.- 192с.

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

В программу включены: темы, содержание работы, рекомендуемые формы и методы занятий. Рабочая программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-9 лет, второй год обучения.

Актуальность программы: на дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий во внеурочной деятельности в начальной школе.

Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Основные принципы реализации  программы:

 1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Формы обучения:

- тематические занятия;

- игровые уроки;

- практические занятия;

- конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;

- подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;

- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

- просмотр видеоматериалов по ПДД;

- организация экскурсий на улицу.

Содержание программы «Я — пешеход и пассажир» отличается своей развернутостью, личностной ориентацией и экзоцентрическим подходом.

Место в учебном плане. Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.

Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).

Исходя из условий деятельности образовательного учреждения, реализация программы возможна в следующих вариантах:

- в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1 – 4 классов;

- в рамках обязательного курса «Окружающий мир» как дополнение к программе по данному учебному предмету.

В рамках внеурочной деятельности занятия проводятся один раз в неделю.


Программа ««Я — пешеход и пассажир», автор Н.Ф. Виноградова, рассчитана на 30 часов, но в соответствии с Учебным планом для учащихся 2 класса предусмотрено 33 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена 33 часа, 1 час в неделю.


Изменения, внесенные в авторскую программу:




Название темы

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

22-23

Перекресток.

1

2

24-25

Регулировщик

1

2

26-28

Мы-пассажиры

2

3









Содержание программы « Я – пешеход и пассажир»

Содержание программы

2 класс (33ч)

Ориентировка в окружающем мире

  • Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко – ближе, далеко – дальше, рядом, перед, за и т.д.)

  • Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко – близко; медленно – быстро, рядом, около).

  • Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

  • Транспорт личный и общественный (отличие и классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

  • Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

  • Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

  • Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасности. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям)

Ты — пешеход

  • Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих знаков.

  • Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.


Ты — пассажир

  • Правила поездки в транспортном средстве: в легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На переднем сиденье ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.


Тематическое планирование (2 класс, 1 час в неделю)

ДАТА

занятия

Тема

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа


по плану

факти-ческая

Теория

Практика

02.09

09.09

02.09

09.09

1-2

О транспорте

2


1


1

Формировать представление учащихся о разнообразии видов транспорта

16.09

23.09

30.09

16.09

23.09

30.09


3-5

Дорога

3

2

1

Формирование навыков безопасного поведения на дороге. Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах»

07.10

07.10

6

Дорога за городом

1

0,5

0,5

Формирование навыков безопасного поведения на дороге за городом. Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом»

14.10

14.10

7

Части дороги

1

0,5

0,5

Знакомство с частями догори, ознакомить с разметкой дороги.

21.10

11.11

21.10

11.11

8-9

Дорожные знаки

2

1

1

Сформировать представление о безопасности дорожного движения, о значении и функции дорожных знаков.

18.11

25.11

02.12

09.12

18.11

25.11

02.12

09.12

10-13

Внимание! Опасность!

4

2

2

Сформировать умение предвидеть возможные опасности в реальной обстановке

16.12

16.12

14

Мы здесь живем

1

0,5

0,5

Правила безопасного поведения во дворе

23.12

23.12

15

Будем уважать людей!

1

1


Воспитывать уважительное отношение к людям

13.01

20.01

27.01

03.02

10.02

17.02

13.01

20.01

27.01

03.02

10.02

17.02

16-21

Мы-пешеходы

6

2

4

Формирование представления о безопасности дорожного движения.

24.02

03.03

24.02

03.03

22-23

Перекресток

2

1

1

Формирование умений движения с ориентировкой на дорожные знаки

10.03

17.03

10.03

17.03

24-25

Регулировщик

2

1

1

Формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения регулировщиком. Ознакомить с жестами регулировщика.


31.03

07.04

14.04

31.03

07.04

14.04

26-28

Мы-пассажиры

3

1

2

Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом.

21.04

21.04

29

Будем уважать водителей

1

0,5

0,5

Формирование умения оценивать свое поведение со стороны, воспитывать уважительное отношение к труду водителя.

28.04

28.04

30

Мы едем на машине

1

0,5

0,5

Создание памяток « Мы едим на машине»

05.05

12.05

05.05

12.05

31-32

Мы покупаем велосипед

2

1

1

Формирование знаний и представлений о безопасном движении велосипедистов на дорогах

19.05

19.05

33

Проверим себя

1

1


Закрепление знаний и умений по всем темам программы



Итого: 33 часа

17

16



Содержание программы


Темы 1-2. О транспорте

Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посети­тели, экскурсоводы.

Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро».

Задания на классификацию транспорта по признакам: городской - сельский, воздушный — водный — наземный — подземный, пассажир­ский — грузовой.

Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстра­тивным материалом).

Темы 3-5. Дорога

Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы «Какие бывают дороги».

Конструирование дороги из строительного материала (лего). Со­ставление памятки «Как нужно вести себя на дорогах».

Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах».


Тема 6. Дорога за городом

Рассказ учителя «Если мы находимся на загородном шоссе». Рас­сматривание и обсуждение рисунка-схемы (часть загородной дороги): поиск ошибок.

Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом».

Тема 7. Части дороги

Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские и ...»; «Городская дорога имеет следующие части:...»; «Проезжая часть - это ...»; «Тротуар — это ...» и т. д.

Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе».

Темы 8-9. Дорожные знаки

Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения».

Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. Рассказ- объяснение учителя о значении запрещающих, предупреждающих, пред­писывающих, информационных знаков.

Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по значению и функциям.

Темы 10-13. Внимание! Опасность!

Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстра­тивного материала).

Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?».

Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспе­шишь — людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши мед­ленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да оглядывайся».

Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблю­дении ПДД).

Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!».

Тема 14. Мы здесь живём

Рассказы детей «Мой дом и мой двор».

Беседа «Где и как играть во дворе». Создание графического макета «Наш двор» с учётом ПДД.

Тема 15. Будем уважать людей!

Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и за­ботливым?».

Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?».

Темы 16-21. Мы — пешеходы

Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...».

Ролевая игра «К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы».

Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Объясним ма­лышам, как нужно переходить улицу».

Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пеше­ходный переход», разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!».

Тема 22-23. Перекрёсток

Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток». Коллективное разгадывание кроссворда.

Тема 24-25. Регулировщик

Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулиров­щик». Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (прово­дится в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель.)

Темы 26-28. Мы — пассажиры

Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи ма­лышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спраши­ваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте.

Тема 29. Будем уважать водителей

Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?».

Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться. Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», « На улице туман», «Тёмное время суток».

Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».

Тема 30. Мы едем на машине

Рассматривание схемы «Салон автомобиля». Рассказ учителя «По­чему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного по­ведения?».

Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».

Темы 31-32. Мы покупаем велосипед

Упражнение на классификацию знаков дорожного движения.

Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием иллю­стративного материала). Роли: покупатель, продавец. Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде». Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде».

Тема 33. Проверим себя

Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

В результате освоения программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных

опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего

поведения.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— сравнивать предметы по их положению в пространстве;

— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко – медленно; близко – быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко – далеко, ближе – дальше, рядом, около и пр.);

— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие);

— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по видам: общественный, личный.


Средства контроля

  • - организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

  • - проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

Учебно-методические средства обучения

Для педагога:

1. «Юный пешеход»- диск

2. «Игровой модульный курс по ПДД», издательство ВАКО, 2014 г.

Для детей:

1. Презентации