РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочных занятий
« Я - пешеход и пассажир»
(спортивно - оздоровительное направление)
срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 8-9 лет
Учитель Босенко Е.Б.
2013-2014
«Я — пешеход и пассажир»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочных занятий для 2 класса « Я – пешеход и пассажир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Я – пешеход и пассажир», разработанной Н.Ф.Виноградовой для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов на основе сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: « Вентана - Граф», 2011 г.- 192с.
Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
В программу включены: темы, содержание работы, рекомендуемые формы и методы занятий. Рабочая программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-9 лет, второй год обучения.
Актуальность программы: на дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий во внеурочной деятельности в начальной школе.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Основные принципы реализации программы:
1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Формы обучения:
- тематические занятия;
- игровые уроки;
- практические занятия;
- конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;
- подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;
- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- просмотр видеоматериалов по ПДД;
- организация экскурсий на улицу.
Содержание программы «Я — пешеход и пассажир» отличается своей развернутостью, личностной ориентацией и экзоцентрическим подходом.
Место в учебном плане. Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.
Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).
Исходя из условий деятельности образовательного учреждения, реализация программы возможна в следующих вариантах:
- в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1 – 4 классов;
- в рамках обязательного курса «Окружающий мир» как дополнение к программе по данному учебному предмету.
В рамках внеурочной деятельности занятия проводятся один раз в неделю.
Программа ««Я — пешеход и пассажир», автор Н.Ф. Виноградова, рассчитана на 30 часов, но в соответствии с Учебным планом для учащихся 2 класса предусмотрено 33 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена 33 часа, 1 час в неделю.
Изменения, внесенные в авторскую программу:
| Название темы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
22-23 | Перекресток. | 1 | 2 |
24-25 | Регулировщик | 1 | 2 |
26-28 | Мы-пассажиры | 2 | 3 |
Содержание программы « Я – пешеход и пассажир»
Содержание программы
2 класс (33ч)
Ориентировка в окружающем мире
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко – ближе, далеко – дальше, рядом, перед, за и т.д.)
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко – близко; медленно – быстро, рядом, около).
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
Транспорт личный и общественный (отличие и классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасности. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям)
Ты — пешеход
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих знаков.
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты — пассажир
Тематическое планирование (2 класс, 1 час в неделю)
ДАТА | № занятия | Тема | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
по плану | факти-ческая | Теория | Практика |
02.09 09.09 | 02.09 09.09 | 1-2 | О транспорте | 2 | 1 | 1 | Формировать представление учащихся о разнообразии видов транспорта |
16.09 23.09 30.09 | 16.09 23.09 30.09 | 3-5 | Дорога | 3 | 2 | 1 | Формирование навыков безопасного поведения на дороге. Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах» |
07.10 | 07.10 | 6 | Дорога за городом | 1 | 0,5 | 0,5 | Формирование навыков безопасного поведения на дороге за городом. Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом» |
14.10 | 14.10 | 7 | Части дороги | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с частями догори, ознакомить с разметкой дороги. |
21.10 11.11 | 21.10 11.11 | 8-9 | Дорожные знаки | 2 | 1 | 1 | Сформировать представление о безопасности дорожного движения, о значении и функции дорожных знаков. |
18.11 25.11 02.12 09.12 | 18.11 25.11 02.12 09.12 | 10-13 | Внимание! Опасность! | 4 | 2 | 2 | Сформировать умение предвидеть возможные опасности в реальной обстановке |
16.12 | 16.12 | 14 | Мы здесь живем | 1 | 0,5 | 0,5 | Правила безопасного поведения во дворе |
23.12 | 23.12 | 15 | Будем уважать людей! | 1 | 1 | | Воспитывать уважительное отношение к людям |
13.01 20.01 27.01 03.02 10.02 17.02 | 13.01 20.01 27.01 03.02 10.02 17.02 | 16-21 | Мы-пешеходы | 6 | 2 | 4 | Формирование представления о безопасности дорожного движения. |
24.02 03.03 | 24.02 03.03 | 22-23 | Перекресток | 2 | 1 | 1 | Формирование умений движения с ориентировкой на дорожные знаки |
10.03 17.03 | 10.03 17.03 | 24-25 | Регулировщик | 2 | 1 | 1 | Формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения регулировщиком. Ознакомить с жестами регулировщика. |
31.03 07.04 14.04 | 31.03 07.04 14.04 | 26-28 | Мы-пассажиры | 3 | 1 | 2 | Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. |
21.04 | 21.04 | 29 | Будем уважать водителей | 1 | 0,5 | 0,5 | Формирование умения оценивать свое поведение со стороны, воспитывать уважительное отношение к труду водителя. |
28.04 | 28.04 | 30 | Мы едем на машине | 1 | 0,5 | 0,5 | Создание памяток « Мы едим на машине» |
05.05 12.05 | 05.05 12.05 | 31-32 | Мы покупаем велосипед | 2 | 1 | 1 | Формирование знаний и представлений о безопасном движении велосипедистов на дорогах |
19.05 | 19.05 | 33 | Проверим себя | 1 | 1 | | Закрепление знаний и умений по всем темам программы |
| | Итого: 33 часа | 17 | 16 | |
Содержание программы
Темы 1-2. О транспорте
Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы.
Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро».
Задания на классификацию транспорта по признакам: городской - сельский, воздушный — водный — наземный — подземный, пассажирский — грузовой.
Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстративным материалом).
Темы 3-5. Дорога
Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы «Какие бывают дороги».
Конструирование дороги из строительного материала (лего). Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах».
Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах».
Тема 6. Дорога за городом
Рассказ учителя «Если мы находимся на загородном шоссе». Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы (часть загородной дороги): поиск ошибок.
Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом».
Тема 7. Части дороги
Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские и ...»; «Городская дорога имеет следующие части:...»; «Проезжая часть - это ...»; «Тротуар — это ...» и т. д.
Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе».
Темы 8-9. Дорожные знаки
Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения».
Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. Рассказ- объяснение учителя о значении запрещающих, предупреждающих, предписывающих, информационных знаков.
Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по значению и функциям.
Темы 10-13. Внимание! Опасность!
Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала).
Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?».
Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь — людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да оглядывайся».
Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении ПДД).
Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!».
Тема 14. Мы здесь живём
Рассказы детей «Мой дом и мой двор».
Беседа «Где и как играть во дворе». Создание графического макета «Наш двор» с учётом ПДД.
Тема 15. Будем уважать людей!
Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?».
Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?».
Темы 16-21. Мы — пешеходы
Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...».
Ролевая игра «К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы».
Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу».
Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!».
Тема 22-23. Перекрёсток
Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток». Коллективное разгадывание кроссворда.
Тема 24-25. Регулировщик
Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулировщик». Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель.)
Темы 26-28. Мы — пассажиры
Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте.
Тема 29. Будем уважать водителей
Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?».
Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться. Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», « На улице туман», «Тёмное время суток».
Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».
Тема 30. Мы едем на машине
Рассматривание схемы «Салон автомобиля». Рассказ учителя «Почему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного поведения?».
Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».
Темы 31-32. Мы покупаем велосипед
Упражнение на классификацию знаков дорожного движения.
Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием иллюстративного материала). Роли: покупатель, продавец. Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде». Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде».
Тема 33. Проверим себя
Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
В результате освоения программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных
опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего
поведения.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко – медленно; близко – быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко – далеко, ближе – дальше, рядом, около и пр.);
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по видам: общественный, личный.
Средства контроля
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
Учебно-методические средства обучения
Для педагога:
1. «Юный пешеход»- диск
2. «Игровой модульный курс по ПДД», издательство ВАКО, 2014 г.
Для детей:
1. Презентации