СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Волшебное слово" по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа построена на основе пособия «Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения» / авт. – сост. Л.А.Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Волшебное слово" по русскому языку»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Котовская основная общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области




Рассмотрено на ШМО Согласовано: Утверждаю:

физкультуры, ОБЖ, зам. директора по УВР директор школы

искусства и технологии. ______(В.И.Вагина) _____ (Л.Е.Петрова)

Протокол № _____

от _________ 2016 г. Приказ № _____

Руководитель ШМО от «__» ____2016 г.

____(Н.М. Кавыршина)






Рабочая программа

курса по выбору

«Волшебное слово»

по русскому языку

для 9 класса

общеобразовательной школы





О.А.Казначеева, учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория










2016 год



Курс по выбору «Волшебное слово»

9 класс



Пояснительная записка

Программа курса по выбору «Волшебное слово» для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009).



Цели и задачи курса по выбору

Теоретические:

  • освоение знаний о языке и речи: литературных нормах языка, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

  • развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

  • совершенствование коммуникативных умений;

  • овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

  • умение адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

  • умение логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

  • умение совершенствовать и редактировать текст;

  • умение применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.

Воспитательные:

  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;


Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить учащегося размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.






Особенности программы

Теоретической основой данного курса является:

- лингвистический, стилистический анализ текста;

- система языковых понятий и функционирование;

- различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

- комплексный подход при разработке занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- научность, связь теории и практики;

- преемственность;

- наглядность;

- систематичность и последовательность;

- прочность полученных знаний;

- активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

- проектная технология;

- технология мастерских;

- технологии проблемного обучения.

Данная программа построена на основе пособия «Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения» / авт. – сост. Л.А.Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008.





Приоритетные формы и методы обучения:

обобщающая беседа по изученному материалу, виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа); наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; письмо под диктовку; комментарии орфограмм и пунктограмм.



Формы контроля:

  • лингвистический и стилистический анализ текста,

  • тестирование,

  • опрос,

  • сочинение-рассуждение на основе текста,

  • тематические тесты,

  • зачёт.




Место курса по выбору «Волшебное слово»

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение курса по русскому языку в 9 классе за счёт компонента образовательного учреждения в размере 0,5 час внеделю. Данная программа предполагает изучение русского языка в объёме 17 часов (34 учебных недели в год)



Планируемые результаты

В результате обучения написания творческой работе по данной программе ученик должен

иметь представление

  • о коммуникативной функции языка;

  • о литературном языке как основе художественной литературы;

  • о языковых нормах и их признаках

знать

  • смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;

  • стили речи и их признаки;

  • особенности жанра рассуждения;

  • признаки текста и его функционально смысловые типы;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка

уметь

  • различать стили речи;

  • проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

  • определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлением окружающей действительности;

  • подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;

  • свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

  • создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

  • осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

использовать на практике полученные знания и умения; извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;

Требования к уровню подготовки учащихся предполагают овладение общими умениями, навыками и способами деятельности:

- коммуникативными (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальными (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

- информационными (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

  • организационными (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, его сжатия, составления собственного текста на основе прочитанного.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.

Учебная программа данного курса сочетается с внеучебной деятельностью: олимпиадами, исследовательской деятельностью, индивидуальными и групповыми консультациями, а также с внеклассными мероприятиями в форме диспутов.

Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, так как домашние задания предполагается совмещать с заданиями для учащихся по русскому языку.



Тема № 1. (2 часа) Текст как продукт речевой деятельности.

Смысловая и композиционная целостность текста. Комплексный анализ текста.

Текст. Стили речи. Типы речи. Лингвистический анализ текста

Тема № 2. (1 час) Средства выразительности речи. Комплексный анализ текста.

Стили речи. Типы речи. Лингвистический анализ текста. Понятие о средствах выразительности речи и их роли.

Тема № 3. (1 час) Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

Текст. Лингвистический анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте.

Тема № 4. (1 час) Сочинение-рассуждение.

Композиция сочинения-рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема № 5. (1 час) Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

Критерии и нормативы оценки творческой работы.

Тема № 6. (1 час) Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров.

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема № 7. (2 часа) Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема № 8. (1 час) Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема № 9. (2 час) Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах.

Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема № 10. (1 час) Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема № 11. (2 час) Обучающее очинение-рассуждение по словам мудрых людей.

Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема № 12. (2 час) Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей.

Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.









Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

Примечание

1-2.

Тема 1.Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Комплексный анализ текста.

2



3.

Тема 2. Средства выразительности речи. Комплексный анализ текста.

1



4.

Тема 3. Виды и средства связи предложений в тексте.

Лингвистический анализ текста

1



5.

Тема 4. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы.

1




6.

Тема 5. Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

1



7.

Тема 6. Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров.

1




8-9.

Тема 7. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

2



10.

Тема 8. Рецензирование и редактирование собственной творческой работы

1



11-12.

Тема 9. Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах.

2



13.

Тема 10. Рецензирование и редактирование собственной творческой работы

1



14-15.

Тема 11. Обучающее сочинение-рассуждение по словам мудрых людей о нравственности


2



16-17.

Тема 12. Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей.

2