Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Котовская основная общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
Рассмотрено на ШМО Согласовано: Утверждаю:
физкультуры, ОБЖ, зам. директора по УВР директор школы
искусства и технологии. ______(В.И.Вагина) _____ (Л.Е.Петрова)
Протокол № _____
от _________ 2016 г. Приказ № _____
Руководитель ШМО от «__» ____2016 г.
____(Н.М. Кавыршина)
Рабочая программа
курса по выбору
«Волшебное слово»
по русскому языку
для 9 класса
общеобразовательной школы
О.А.Казначеева, учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
2016 год
Курс по выбору «Волшебное слово»
9 класс
Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Волшебное слово» для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009).
Цели и задачи курса по выбору
Теоретические:
освоение знаний о языке и речи: литературных нормах языка, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
Практические:
совершенствование коммуникативных умений;
овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
умение адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
умение логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
умение совершенствовать и редактировать текст;
умение применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.
Воспитательные:
воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить учащегося размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Особенности программы
Теоретической основой данного курса является:
- лингвистический, стилистический анализ текста;
- система языковых понятий и функционирование;
- различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
- проектная технология;
- технология мастерских;
- технологии проблемного обучения.
Данная программа построена на основе пособия «Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения» / авт. – сост. Л.А.Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008.
Приоритетные формы и методы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу, виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа); наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; письмо под диктовку; комментарии орфограмм и пунктограмм.
Формы контроля:
лингвистический и стилистический анализ текста,
тестирование,
опрос,
сочинение-рассуждение на основе текста,
тематические тесты,
зачёт.
Место курса по выбору «Волшебное слово»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение курса по русскому языку в 9 классе за счёт компонента образовательного учреждения в размере 0,5 час внеделю. Данная программа предполагает изучение русского языка в объёме 17 часов (34 учебных недели в год)
Планируемые результаты
В результате обучения написания творческой работе по данной программе ученик должен
иметь представление
о коммуникативной функции языка;
о литературном языке как основе художественной литературы;
о языковых нормах и их признаках
знать
смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
стили речи и их признаки;
особенности жанра рассуждения;
признаки текста и его функционально смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка
уметь
различать стили речи;
проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлением окружающей действительности;
подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
использовать на практике полученные знания и умения; извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;
Требования к уровню подготовки учащихся предполагают овладение общими умениями, навыками и способами деятельности:
- коммуникативными (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальными (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационными (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационными (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, его сжатия, составления собственного текста на основе прочитанного.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.
Учебная программа данного курса сочетается с внеучебной деятельностью: олимпиадами, исследовательской деятельностью, индивидуальными и групповыми консультациями, а также с внеклассными мероприятиями в форме диспутов.
Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, так как домашние задания предполагается совмещать с заданиями для учащихся по русскому языку.
Тема № 1. (2 часа) Текст как продукт речевой деятельности.
Смысловая и композиционная целостность текста. Комплексный анализ текста.
Текст. Стили речи. Типы речи. Лингвистический анализ текста
Тема № 2. (1 час) Средства выразительности речи. Комплексный анализ текста.
Стили речи. Типы речи. Лингвистический анализ текста. Понятие о средствах выразительности речи и их роли.
Тема № 3. (1 час) Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
Текст. Лингвистический анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте.
Тема № 4. (1 час) Сочинение-рассуждение.
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема № 5. (1 час) Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Критерии и нормативы оценки творческой работы.
Тема № 6. (1 час) Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема № 7. (2 часа) Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема № 8. (1 час) Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема № 9. (2 час) Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах.
Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема № 10. (1 час) Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема № 11. (2 час) Обучающее очинение-рассуждение по словам мудрых людей.
Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема № 12. (2 час) Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей.
Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | Примечание |
1-2. | Тема 1.Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Комплексный анализ текста. | 2 | | |
3. | Тема 2. Средства выразительности речи. Комплексный анализ текста. | 1 | | |
4. | Тема 3. Виды и средства связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текста | 1 | | |
5. | Тема 4. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы. | 1 | | |
6. | Тема 5. Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. | 1 | | |
7. | Тема 6. Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров. | 1 | | |
8-9. | Тема 7. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. | 2 | | |
10. | Тема 8. Рецензирование и редактирование собственной творческой работы | 1 | | |
11-12. | Тема 9. Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах. | 2 | | |
13. | Тема 10. Рецензирование и редактирование собственной творческой работы | 1 | | |
14-15. | Тема 11. Обучающее сочинение-рассуждение по словам мудрых людей о нравственности | 2 | | |
16-17. | Тема 12. Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей. | 2 | | |