СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Обучению грамоте и письму для 1 класса на 2017 – 2018 учебный год
ка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№17»
(МАОУ СОШ)
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения учителей начальных классов /____________ А.М. Токмакова подпись Протокол №______ от «___» ____________2017 г | | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №17 __________/_И.Ю.Номогоева подпись Приказ №__________ от «___» ____________2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
(обучение грамоте)
для 1 «б» класса
на 2017– 2018 учебный год
Составитель программы:
Максимова И.Е..,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по русскому языку и авторской программы Н.В.Нечаевой «Русский язык» (Система развивающего обучения Л.В.Занкова) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. – Самара: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2012; Нечаева Н.В.,
2.Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю! Тетради к Азбуке. Самара: Издательский дом «Фёдоров».- Изд « Учебная литература»,2014г.
3.Нечаева и др. Тетради по письму. 4 части: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2014
4. Методические рекомендации (Нечаева Н. В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, тетрадям по чтению и тетрадям по письму. – Самара: Корпорация «Федоров», 2011).
5. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.
Цель курса - освоение учащимися коммуникативной функции языка.
Задачи периода обучения грамоте:
активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;
научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;
развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.
Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико - синтетическом звукобуквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом мен их звуков. Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками мен звуков - основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные. В этот период дети на коротких, простых по составу словах осваивают способ чтения и письма, наблюдают букву и как показатель мягкости согласных. Затем изучаются все парные согласные по глухости - звонкости, и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт чтения и фонетического анализа слов, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные согласные, мягкий и твердый знаки. Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч и щ с другими согласными, кроме л, и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.
Основной метод обучения письму: анализ, сравнение схожих и противоположных случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия. Способ написания наклонный, безотрывный и отрывный.
Существенно ускоряет навык качественного чтения и письма включение в программу позиций по смысловому анализу текста, смысловому и грамматическому анализу предложений и слов, что обеспечивает естественное многократное возвращение ребенка к прочитанному, а также введение опосредованного чтения и работы по развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе процедур чтения и письма.
Объем и сроки изучения
Данный учебный предмет «Обучение грамоте» рассчитан на 207 учебных часов в год, в том числе:
- обучение грамоте (чтение) – 92 часов;
- обучение грамоте (письмо) –115 часов.
Количество часов в неделю – 9.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачетов. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.
Текущий контроль проводится в форме проверочной работы после изучения раздела.
Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год.
Система оценки достижений учащихся: безотметочное обучение
Содержание программы
Развитие речи
Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная о письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие. Ознакомление с историей возникновения речи.
Устная речь (слушание, говорение)
Осознание цели и ситуации устного общения. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и пр. выбор языковых и внеязыковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель). Инсценировка. Адекватное восприятие звучания речи.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя. Инсценировки.
Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения.
Письменная речь (чтение, письмо)
Ориентировка в Азбуке и тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные: художественные, научные, научно-популярные.
Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои.
Сказки. Их возникновение. Способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.
Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и пр. доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.
Составление небольших рассказов повествовательного типа с опорой на рисунок (рисунки), по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Фонетика
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сравнение значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких парных и непарных, звонких и глухих парных и непарных, шипящих. Определение места ударения.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы, не обозначающие звуков (ъ, ь). Ознакомление с позиционным способом обозначения звуков буквами. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Непарные твердые согласные (ж, ш, ц). Непарные мягкие согласные (ч, щ). Звонкие и глухие непарные согласные звуки.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение
Формирование аналитико-синтетического звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанного и выразительного чтения на материале небольших прозаических и стихотворных текстов.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Упражнение психофизиологических функций, необходимых для чтения, усвоение правильного дыхания, составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений, узнавание голосов детей, актеров, работа со схемами, планами и пр.
Письмо
Усвоение гигиенических требований при письме. Ориентировка на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Письмо под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Упражнение психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, графический диктант, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, составление схем слов и предложений под диктовку и пр.
Слово и предложение
Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова. Наблюдение единства в слове звучания и значения. Практическое ознакомление с этимологией (на примере мотивированных названий). Представление о многозначных словах.
Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению.
Различение предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Наблюдение смысловой и интонационной закономерности предложений при сравнении со словом.
Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интонации конца предложения – соответствующие знаки в письменной речи). Ознакомление с оформлением предложения: большая буква в начале предложения. Знаки (. ? !) в конце. Объединение слов в предложения, выделение предложения из текста. Сравнение смысла предложений при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов.
Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность.
Орфография
Определение сильной и слабой позиции гласных и парных согласных в слове.
Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания (. ? !) в конце предложения
Календарно — тематическое планирование уроков обучения грамоте (чтение)
Дата | № урока | Тема | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся (варианты) | |
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | ||||
1 этап (подготовительный)-16ч. | |||||
01.09 | 1 | День знаний
| Общие сведения о речи Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная, деловая, художественная). История возникновения речи. Понимание устной речи. Различие устной и письменной речи Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения в школе, на улице и дома. Театр, правила поведения в театре. Представление о своей родине, о столице, о родном городе. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика речи, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения, интонационная выразительность. Составление предложений в форме схемы и пиктограммы. Знакомство с многозначностью слов (без введения понятий) Письменная речь Ориентировка в азбуке: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные; художественные, научные, научно - популярные. Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках, высказываться в устной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию. | Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок: определять последовательность; устанавливать правильную последовательность при ее нарушении; составлять рассказы с опорой на картинки. Реконструировать события и объяснять ошибки художника; составлять рассказы после внесения изменений в последовательность картинок. Сочинять небольшие рассказы повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания) Определять предметы по их числу. Различать устную и письменную речь звук и букву. Знать признаки предложения, гласных и согласных звуков, мягких и твёрдых согласных звуков. Оформлять предложения (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков .?! Моделировать звуковой состав слова (с использованием схемы слова).
|
02.09 | 2 | История обучения. Знакомство с учебником | |||
04.09 | 3 | История речи. Речь устная и письменная. | |||
06.09 | 4 | Мир, Россия, Родина, семья. Средства устного общения. | |||
07.09 | 5 | Звук и его письменный знак. Схема слова | |||
08.09 | 6 | Звуки гласные и согласные. Звуковой анализ. | |||
11.09 | 7 | Звук [а], буква Аа. Звук [у], буква Уу. | |||
13.09 | 8 | Чтение схем слов и предло -жений. Сочетание слов по смыслу | |||
14.09 | 9 | Фестиваль сказочных героев. | |||
15.09 | 10 | Звук [о], буква Оо. Звук [э], буква Ээ. | |||
18.09 | 11 | Театр – антракт – театр. Большая буква в именах. | |||
20.09 | 12 | Чтение пиктограмм. Одно слово – несколько значений. | |||
21.09 | 13 | Большая буква в именах. Число имен существитель. | |||
22.09 | 14 | Такой- другой. Антонимы | |||
25.09 | 15 | Звуки [ы], [и],буквы ы, Ии. Твердые и мягкие согласные | |||
27.09 | 16 | Единственное число, мно- жественное число. Сравне- ние стихотворных форм | |||
| | «Я читаю»- мир знаков; чтение схем предложений и схем слов, сопровождаемых рисунками; чтение пиктограмм, расшифровка ребусов; состав рассказа «Книга о лесе». | |||
2 этап-17ч. | |||||
28.09 | 17 | Звуки [л], [л’], [м], [м’], буквы Лл, Мм. | Звуки - буквы. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Звуки гласные, согласные, слог, согласные звуки мягкие, твердые, звонкие, глухие. Вывод об отсутствии специальных букв для обозначения мягких и твердых согласных. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Ударение в слове. Его смыслоразличительная роль. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Безударные гласные. Твердые и мягкие парные звуки. Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам без стечения согласных. Предложение. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Членение речи на предложения и слова. Наблюдение смысловой и интонационной законченности различных по структуре предложений (односоставных и двусоставных - без введения понятий) при сопоставлении со словом. Общее представление о словообразовании. Систематизация слов, обозначающих наименования предметов, созданных человеком и природой. Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов. Имена собственные. Дифференциация вопросов кто? что? Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Чтение вслух, жужжащее чтение. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинноследственные связи, строить рассуждения об объекте. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи. | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Классифицировать звуки по заданному основанию (твердые - мягкие согласные звуки). Определять наличие заданного звука в слове. Группировать слова по первому (последнему) звуку. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие. Характеризовать особенности гласных, согласных звуков. Моделировать звуковой состав слова (с использованием фишек разного цвета). Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных. Сравнивать модели звукового состава слов: находить сходства и различия. Пользоваться монологической и диалогической формой речи Соотносить звук и соответствующую ему букву. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости - мягкости предшествующих согласных звуков. |
29.09 | 18 | Позиционные особенности букв в словах. Имена собст- венные | |||
02.10 | 19 | Понятие «ударение». Удар -ные и безударные гласные. | |||
04.10 | 20 | Твёрдые и мягкие соглас- ные. Ударные и безударные гласные. | |||
05.10 | 21 | Звуки и буквы л и м. Работа над текстом. | |||
06.10 | 22 | Магазин. Правила поведе -ния в магазине. | |||
09.10 | 23 | Твёрдые и мягкие согласные звуки [н], [р]. Род, число. | |||
11.10 | 24 | Твёрдые и мягкие согласные звуки [н], [р]. Главные члены предложения. | |||
12.10 | 25 | Твёрдые и мягкие согласные звуки [н] и [р]. Омонимы. Главные члены предложе-ния | |||
13.10 | 26 | Интонация в предложениях. Роль жестов в различных ситуациях | |||
16.10 | 27 | Фестиваль сказочных героев. Животные в сказках, животные зоопарка. | |||
18.10 | 28 | Звук [й'], буква Йй. Чтение слов. Звуковой и звуко -буквенный анализ. | |||
19.10 | 29 | Роль фонемы в образовании слов. Многозначность слов. | |||
20.10 | 30 | Такой – другой, такой – такой же. Звуковой и звукобуквенный анализ. | |||
23.10 | 31 | Наблюдение сильной и слабой позиции фонем. Сравнение предложений | |||
25.10 | 32 | Слог. | |||
26.10 | 33 | Практическое пользование при чтении изученными буквами. Анализ слов. | |||
| |
«Я читаю» буквы Л,л, М,м, Н,н, Р,р; театральная страница, язык жестов, решение ребусов; логическое ударение, многозначность слов, единственное и множественное число. | |||
3 этап-28ч. | |||||
27.10 | 34 | Звуки [б], [б’] и [в], [в’] и буквы Бб, Вв. | Общие сведения о речи Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя. Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и проч. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, согласных твёрдых и мягких. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Чтение вслух, жужжащее чтение. Графика. Техника письма Списывание слов, записанных письменным и печатным шрифтом с доски и тетради для письма. Письмо под диктовку слов. Слово. Наблюдение внутреннего единства лексического, грамматического значения и звукового (буквенного) состава слова. Наблюдение за изменением семантического значения слова или его формы при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка в слове, замене одной фонемы, при перемещении ударения. Общее представление о словообразовании. Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов. Имена собственные. Дифференциация вопросов кто? что? Непарные твердые согласные (ж, ш, ц). Звуки - буквы. Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков. Алфавит и его значение. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Предложение. Наблюдения смысловой зависи -мости содержания предложений от изменения форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно -следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку). Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
| Объяснять случаи употребления заглавной буквы. Оформлять начало и конец предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Различать слово и обозначаемый им предмет. Объяснять значение слов с опорой на контекст. Различать слова с точки зрения их грамматического значения. Анализировать текст: находить в нем слова с буквосочетаниями, жи - ши, выписывать слова с данными буквосочетаниями. Соблюдать пробелы между словами. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Дифференцировать буквы, имеющие графическое сходство о_а, и_у, п_т, л_м, х_ж, ш_т, в_д и т.д. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико - артикуляционным признакам согласные звуки (с_з, ш_ж, с_ш, з_ж, р_л, ц_ч и т.д.) Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. В совместной работе обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников. Моделировать звуковой состав слова (с использованием схемы слова). Чтение Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, определять главную мысль. |
30.10 | 35 | Роль фонемы в образовании слов. Слова-указатели. | |||
08.11 | 36 | Понимание смысла предло –гов. | |||
09.11 | 37 | Фестиваль сказочных героев. Культура общения. | |||
10.11 | 38 | Звуки [г], [г’] и буква Гг. Различие слово – слог. | |||
13.11 | 39 | Звуки [д], [д’] и буква Дд. Продолжение рассказа | |||
15.11 | 40 | Роль фонемы в образовании слова. Продолжение расска- за | |||
16.11 | 41 | Многозначные слова. Силь- ная и слабая позиция согласного звука | |||
17.11 | 42 | Анализ рифмы. Сравнение загадок. Правила поведения | |||
20.11 | 43 | Звук [ж], буква Жж. Роль фонемы в образовании слов. | |||
22.11 | 44 | Звуки [з], [з’], буква Зз. Словообразование. | |||
23.11 | 45 | Слова, слова… Практическое пользование изученными буквами. | |||
24.11 | 46 | Переносный смысл слов. Зависимость смысла предло- жения. | |||
27.11 | 47 | Звук [ж] – всегда твёрдый согласный звук. | |||
29.11 | 48 | Парные глухие согласные. Звуковой и звукобуквенный анализ | |||
30.11 | 49 | Парные звонкие и глухие согласные. Культура общения. | |||
01.12 | 50 | Удивительное -ка – звуко -вой анализ слов. Фестиваль сказок. | |||
04.12 | 51 | Звуки [к], [к’], [п], [п’]. Практическое пользование изученными буквами. | |||
06.12 | 52 | Звуки [к], [к’], [п], [п’]. Зву -кобуквенный анализ.Книги. | |||
07.12 | 53 | Зависимость смысла предло-жения от предлогов. Транс-порт. | |||
08.12 | 54 | Звуки [с], [с’], [т], [т’] и буквы Сс, Тт. | |||
13.12 | 55 | Звуки [с], [с’], [т], [т’] и буквы Сс, Тт. Как бывает и как не бывает | |||
14.12 | 56 | Признаки предметов. Согласование слов по смыслу. | |||
15.12 | 57 | Сильная и слабая позиция звуков. Понимание смысла текста. | |||
18.12 | 58 | Театр. Тематические группы слов | |||
20.12 | 59 | Звуки [ф], [ф’], [ш], буквы Фф, Шш. Парные звонкие и глухие согласные. | |||
20.12 | 60 | Практическое пользование изученными буквами. Приз- нак предмета, действие предмета. | |||
21.12 | 61 | Особенности звуков [ж], [ш] Правило жи-ши | |||
| |
«Я читаю.» 5ч.
| |||
4 этап-28ч | |||||
22.12 | 62 | Гласные буквы е, ё, ю, я. Продолжение ленты букв | Устная речь Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя. Письменная речь Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворе -ние, загадка, частушка, скороговор -ка, чистоговорка, поговорка, считал- ка, дразнилка, закличка и проч. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов. Практическое ознаком -ление с этимологией, многознач –ностью ,с омонимами, синонимами, антонимами, с устаревшими словами. Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои. Техника чтения и письма Составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письмен -ных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, усвоение правильного дыхания, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений, умение сливать звуки при чтении, работа со схемами, выкройками и планами и проч. Упражнения для руки, раскраска заданных контуров, прохлопывание и проговаривание ритма, определе -ние рифмы, нахождение рифмую -щихся слов, узнавание голосов детей, актеров, составление схем слов и предложений под диктовку Графика. Техника письма Списывание слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом с доски и тетради для письма. Письмо под диктовку слов, предложений, текстов. Слово. Наблюдение связей слов в предложении по роду (женский, мужской, средний) и числу (единственное, множественное). Различение слов - названий и указателей названий - местоимений (он, она, они, мой...) (понятие использует учитель). Общее представление о словообразовании. Твердые и мягкие парные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Непарные твердые согласные (ж, ш, ц). Непарные мягкие соглас- ные (ч, щ). Написание и, а, у после согласных ж, ч, ш. Звонкие и глухие непарные согласные звуки. Предложение. Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и пред- логи, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность. Связи слов в предложении (по вопросам). Алфавит и его значение. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно - следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку). Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи | Выполнять упражнения психофизиологических функций, необходимых для чтения и письма. Сравнивать: соотносить прочитанное слово (предложение) и соответствующую картинку. Наблюдать: соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, определять главную мысль. Использовать алфавит для упорядочивания слов при пользовании словарем. Объяснять случаи употребления заглавной буквы. Оформлять начало и конец предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Объяснять значение слов с опорой на контекст. Различать слова с точки зрения их грамматического значения. Объяснять функцию буквы Ъ. Объяснять функцию буквы Ь. Выполнять звукобуквенный анализ слова. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости - мягкости предшествующих согласных звуков.
|
25.12 | 63 | Практическое пользование изученными буквами. Е,Ё | |||
27.12 | 64 | Праздник «Новый год». Чтение со всеми буквами алфавита | |||
28.12 | 65 | Чудеса русского языка. Практическое пользование изученными буквами. | |||
29.12 | 66 | Из истории языка. Буквы Е,Ё. Пробел как знак препинания | |||
15.01 | 67 | Буквы Яя, Юю. Роль фонемы в образовании слов | |||
17.01 | 68 | Узнавание предмета по его описанию. Как мы общаемся | |||
18.01 | 69 | Многозначность слов. Выразительное чтение. Что такое язык? | |||
19.01 | 70 | Культура общения. Этика письма. | |||
22.01 | 71 | Мягкий знак – показатель мягкости. | |||
24.01 | 72 | Двузвучные гласные буквы после согласных с мягким знаком | |||
25.01 | 73 | Времена года. Словооб- разование. | |||
26.01 | 74 | Выразительное чтение. К. Чуковский «Путаница» и страшилки. | |||
29.01 | 75 | Звуки [х], [х’], [ц], буквы Хх, Цц. Согласные звуки звонкие, глухие. | |||
31.01 | 76 | Загадки, заклички. Путани- цы.Узнавание предмета по признакам | |||
01.02 | 77 | Скороговорки. Однокорен- ные слова. Работа над звуками [с], [т], [ц] | |||
02.02 | 78 | Словообразование. Значение фонемы в образовании слов. | |||
05.02 | 79 | Юмористические загадки. Интонация. Описание пред-мета | |||
07.02 | 80 | Звуки [ч’], [щ’] – всегда мягкие, глухие звуки. Буквы Чч, Щщ. | |||
08.02 | 81 | Словообразование. Звуковой и звукобуквенный анализ. | |||
09.02 | 82 | Практическое пользование изученными буквами. Поня- тие «время». Значение слов. | |||
12.02 | 83 | Разделительные ъ и ь. | |||
14.02 | 84 | Разделительный ь и ь-показатель мягкости предшествующего согласного | |||
15.02 | 85 | Что читали в букваре ваши прабабушки и прадедушки | |||
16.02 | 86 | Что читали в букваре ваши прабабушки и прадедушки | |||
19.02 | 87 | Произведения современных писателей и поэтов | |||
21.02 | 88 | Удивительный русский язык. Обобщение знаний | |||
22.02 | 89 | Контроль и учет знаний. Проверка техники чтения | |||
|
| | |||
Всего: 89ч+2 ч резерв
|
Календарно — тематическое планирование уроков обучения грамоте (письмо)
Дата |
№ урока | Тема | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся (варианты) | |
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | | |||
|
1 этап (подготовительный) 22ч. | ||||
01.09 | 1 | День знаний | Общие сведения о речи Ознакомление в конкретной речевой ситуации с поняти- ями: речь устная и письмен -ная; разные функции речи: общение, сообщение, воздей -ствие; речь разговорная, книжная (научная, деловая, художественная). История возникновения речи. Понимание устной речи. Различие устной и письмен -ной речи. Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения в школе, на улице и дома. Представление о своей родине, о столице, о родном городе Улан-Удэ. Письменная речь Ориентировка в тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, зада- ния, условные знаки. Книги учебные и неучебные; художественные, научные, научно - популярные. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Техника письма Упражнения психофизиоло- гических функций, необхо –димых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнис- тых линий, воспроизведение рисунков,узоров по памяти и под диктовку, составление схем слов и предложений под диктовку и проч. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках, высказываться в устной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию. | Составлять рассказы с опорой на картинки. Реконструировать события объяснять ошибки художника; составлять рассказы после внесения изменений в последовательность картинок. Составлять предложения повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания) Выполнять упражнения для психофизиологических функций, необходимых для письма Определять предметы по их числу. Различать устную и письменную речь звук и букву. Знать признаки предложения, гласных и согласных звуков, мягких и твёрдых согласных звуков. Моделировать звуковой состав слова (с использованием схемы слова). Классифицировать элементы букв по началу их написания Определять наличие заданного звука в слове. Группировать элементы букв по способу их написания Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие. Характеризовать особенности гласных, согласных звуков. Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных. Пользоваться монологической и диалогической формой речи
|
02.09 | 2 | Правила письма. Знакомство с рабочей тетрадью | |||
04.09 | 3 | Мы и наша речь. Письменные знаки | |||
05.09 | 4 | Подготовка к письму. Росчерки. Штриховка | |||
06.09 | 5 | Узоры. Элементы букв | |||
07.09 | 6 | Прямая линия. Части предметов. | |||
08.09 | 7 | Наклонная линия. Элементы букв | |||
11.09 | 8 | Наклонные и прямые линии | |||
12.09 | 9 | Росчерки. Прямые длинные линии с закруглением внизу | |||
13.09 | 10 | Буквы печатные и письменные | |||
14.09 | 11 | Разлиновка тетради | |||
15.09 | 12 | Прямая наклонная линия | |||
18.09 | 13 | Линия с закруглением внизу | |||
19.09 | 14 | Линия с закруглением внизу и вверху | |||
20.09 | 15 | Овалы большие и маленькие | |||
21.09 | 16 | Письмо изученных элементов букв | |||
22.09 | 17 | Длинная наклонная линия с закруглением внизу влево | |||
25.09 | 18 | Длинная наклонная линия с петлей вверху и внизу | |||
26.09 | 19 | Слово и предложение. Письмо изученных элементов | |||
27.09 | 20 | Длинная наклонная линия с закруглением внизу влево | |||
28.09 | 21 | Полуовалы большие и маленькие | |||
29.09 | 22 | Росчерки | |||
|
2 этап (основной, букварный) 24ч. |
02.10 | 23 | Буквы О о | Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, согласных твёрдых и мягких. Графика. Техника письма Списывание слов, записанных письменным и печатным шрифтом с доски и тетради для письма. Письмо под диктовку слов. Слово. Наблюдение внутреннего единства лексического, грамматического значения и звукового (буквенного) состава слова. Наблюдение за изменением семантического значения слова или его формы при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка в слове, замене одной фонемы, при перемещении ударения. Наблюдение существенных признаков имен существительных (предметность), глаголов (действие предмета), прилагательных (признак предмета). Наблюдение связей слов в предложении по роду (женский, мужской, средний) и числу (единственное, множественное). Общее представление о словообразовании. Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов. Имена собственные. Дифференциация вопросов кто? что? Твердые и мягкие парные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Непарные твердые согласные (ж, ш, ц). Непарные мягкие согласные (ч, щ). Написание и, а, у после согласных ж, ч, ш. Звонкие и глухие непарные согласные звуки. Звуки - буквы. Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков. Алфавит и его значение. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Слог. Деление слов на слоги. Предложение. Наблюдения смысловой зависимости содержания предложений от изменения форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов. Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку). Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
| Объяснять случаи употребления заглавной буквы. Оформлять начало и конец предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Различать слово и обозначаемый им предмет. Объяснять значение слов с опорой на контекст. Различать слова с точки зрения их грамматического значения. Анализировать текст: находить в нем слова с буквосочетаниями, жи – ши, выписывать слова с данными буквосочетаниями. Выполнять упражнения для психофизиологических функций, необходимых для письма Соблюдать пробелы между словами. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Дифференцировать буквы, имеющие графическое сходство о_а, и_у, п_т, л_м, х_ж, ш_т, в_д и т.д. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с_з, ш_ж.) Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. В совместной работе обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников. Классифицировать элементы букв по началу их написания Моделировать звуковой состав слова (с использованием схемы слова). | ||||||
03.10 | 24 | Буквы Э э
| |||||||||
04.10 | 25 | Строчная буква а
| |||||||||
05.10 | 26 | Заглавная буква А
| |||||||||
06.10 | 27 | Строчная буква у
| |||||||||
09.10 | 28 | Заглавная буква У
| |||||||||
10.10 | 29 | Письмо изученных букв
| |||||||||
11.10 | 30 | Строчная буква и
| |||||||||
12.10 | 31 | Заглавная буква И
| |||||||||
13.10 | 32 | Строчная буква ы
| |||||||||
16.10 | 33 | Соединения букв, списы- вание сочетаний букв
| |||||||||
17.10 | 34 | Заглавные буквы Л, М
| |||||||||
18.10 | 35 | Письмо строчных букв л, м
| |||||||||
19.10 | 36 | Письмо слогов, слов с изученными буквами
| |||||||||
20.10 | 37 | Письмо строчной буквы н
| |||||||||
23.10 | 38 | Письмо заглавной буквы Н
| |||||||||
24.10 | 39 | Письмо слогов и слов с изученными буквами
| |||||||||
25.10 | 40 | Письмо строчной буквы р
| |||||||||
26.10 | 41 | Письмо заглавной буквы Р
| |||||||||
27.10 | 42 | Диагностическая работа за 1 четверть
| |||||||||
30.10 | 43 | Письмо строчной буквы й
| |||||||||
31.10 | 44 | Письмо заглавной буквы Й
| |||||||||
01.11 | 45 | Письмо изученных букв, слогов, слов
| |||||||||
02.11 | 46 | Письмо изученных букв, слогов, слов | |||||||||
3 ЭТАП-30ч. | |||||||||||
03.11 | 47 | Строчная буква б
| Развитие речевой деятельности Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения. Способы передачи сообщений, переносное значение слов. Язык жестов (мимика, интонация, поза). Портретная речевая характеристика героев. Сравнение текстов по цели. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, согласных твёрдых и мягких. чтение. Графика. Техника письма Ориентировка в тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюст- рации, задания, условные знаки. Списывание слов, записанных письменным и печатным шрифтом с доски и тетради для письма. Упражнения психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, воспроизведение рисунков, узоров по памяти и под диктовку, нанизывание петель на спицы. Общее представление о словообразовании. Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов. Имена собственные. Дифференциация вопросов кто? что? Непарные твердые согласные (ж, ш, ц). Практическое ознакомление с этимологией, многозначностью, с омонимами, синонимами, антонимами, с устаревшими словами. Звуки - буквы. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Звукобуквенный анализ слов. Парные звонкие и глухие согласные Предложение. Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность. Связи слов в предложении (по вопросам). | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно - следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку). Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
| Применять знания о делении слов на слоги. Объяснять случаи употребления заглавной буквы. Оформлять начало и конец предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Различать слово и обозначаемый им предмет. Объяснять значение слов с опорой на контекст. Различать слова с точки зрения их грамматического значения. Анализировать текст, пересказывать его содержание. Соблюдать пробелы между словами. Дифференцировать буквы, имеющие графическое сходство о_а, и_у, п_т, л_м, х_ж, ш_т, в_д и т.д. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико - артикуляционным признакам согласные звуки (с_з, ш_ж, с_ш, з_ж.) Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. В совместной работе обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников Соотносить схему слова с названием предмета. Читать слова с изученными буквами, исполнять роли некоторых героев, выражать жестами некоторые слова. Пользоваться средствами выразительности.
| ||||||
13.11 | 48 | Заглавная буква Б
| |||||||||
14.11 | 49 | Строчная буква д | |||||||||
15.11 | 50 | Заглавная буква Д
| |||||||||
16.11 | 51 | Письмо изученных букв. Слабая и сильная позиция | |||||||||
17.11 | 52 | Строчная буква в. письмо изученных букв. Слабая и сильная позиция | |||||||||
20.11 | 53 | Заглавная буква В
| |||||||||
21.11 | 54 | Заглавная и строчная буква Г г. | |||||||||
22.11 | 55 | Строчная буква з
| |||||||||
23.11 | 56 | Заглавная буква З
| |||||||||
24.11 | 57 | Строчная буква ж. Заглавная буква Ж
| |||||||||
27.11 | 58 | Письмо изученных букв. Деформированный текст | |||||||||
28.11 | 59 | Строчные буквы п, т
| |||||||||
29.11 | 60 | Заглавные буквы П, Т
| |||||||||
30.11 | 61 | Письмо изученных букв. Звукобуквенный анализ | |||||||||
01.12 | 62 | Заглавная и строчная буква Ф ф | |||||||||
04.12 | 63 | Строчная буква к
| |||||||||
05.12 | 64 | Заглавная буква К
| |||||||||
06.12 | 65 | Строчная и заглавная буква ш Ш | |||||||||
07.12 | 66 | Письмо изученных букв. Слабая и сильная позиция | |||||||||
08.12 | 67 | Письмо изученных букв. Буквы, обозначающие твердость согласных звуков | |||||||||
13.12 | 68 | Заглавные и строчные Ж ж, С с | |||||||||
14.12 | 69 | Письмо букв и соедине -ний. Большая буква в именах | |||||||||
14.12 | 70 | Письмо букв и соедине -ний. Письмо предложений | |||||||||
15.12 | 71 | Парные звонкие и глухие согласные. Письмо букв и соединений | |||||||||
15.12 | 72 | Письмо изученных букв. Письмо предложений | |||||||||
18.12 | 73 | Диагностическая работа за I полугодие | |||||||||
19.12 | 74 | Письмо изученных букв. Письмо под диктовку | |||||||||
20.12 | 75 | Закрепление написания изученных букв | |||||||||
21.12 | 76 | Проверочная работа | |||||||||
4 ЭТАП – 24 ч. | |||||||||||
22.12 | 77 | Строчные буквы е, ё
| Упражнения психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, воспроизведение рисунков, узоров по памяти и под диктовку, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, составление схем слов и предложений под диктовку Слово. Различение предмета, явления и слов, их называющих. Наблюдение существенных признаков имен существительных (предметность), глаголов (действие предмета), прилагательных (признак предмета), наречий (признак действия). Корень. Родственные слова. Начальное (с опорой на рисунки) разведение понятий: разные (родственные) слова, формы одного слова. Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам без стечения согласных. Графика. Техника письма Письмо соединений, сочетаний, слогов, слов и предложений Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. начальное наблюдение детьми трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического; наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов; родственных слов и их форм; слов с проверяемыми написаниями в корне (нора _ норы, снега _ снег) и написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши); наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся целью высказывания и интонацией, формами слов, служебными словами, порядком слов.
| Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия на уровне ретро -оценки, вносить корректи -вы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смысло -вого чтения текста, анали- зировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно - следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку). Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собствен –ное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть моноло -гической и диалогической формой речи
| Характеризовать звуки речи. Различать гласные и согласные звуки и буквы. Находить в ряду слов родственные слова. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Пользоваться монологической и диалогической формой речи Анализировать текст и находить в нем буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Различать сходные по начертанию буквы, на слух звуки речи. Пользоваться знанием алфавита. Контролировать написание букв, слов с правилами каллиграфии и орфографии. Объяснять функцию буквы Ъ. Объяснять функцию буквы Ь. Различать прямой и переносный смысл слов.
| ||||||
25.12 | 78 | Закрепление написания букв е,ё. Звуковой анализ | |||||||||
26.12 | 79 | Закрепление написания изученных букв | |||||||||
27.12 | 80 | Заглавные буквы Е, Ё
| |||||||||
28.12 | 81 | Заглавные буквы Е, Ё. Закрепление
| |||||||||
29.12 | 82 | Строчная буква ю
| |||||||||
15.01 | 83 | Заглавная буква Ю
| |||||||||
16.01 | 84 | Строчная буква я
| |||||||||
17.01 | 85 | Заглавная буква Я
| |||||||||
18.01-19.01 | 86-87 | Закрепление написания ра-нее изученных букв. Звукобуквенный анализ | |||||||||
22.01 | 88 | Закрепление ранее изученных букв. Работа с текстом | |||||||||
23.01 | 89-90 | Мягкий знак. Работа с текстом | |||||||||
24.01 | 91-92 | Мягкий знак-показатель мягкости согласных | |||||||||
25.01 | 93-94 | Мягкий знак. Работа с деформированным текстом | |||||||||
26.01 | 95 | Заглавная и строчная буквы Хх | |||||||||
29.01 | 96 | Строчная буква ц
| |||||||||
30.01 | 97 | Заглавная буква Ц
| |||||||||
31.01 | 98 | Заглавная и строчная буквы Чч | |||||||||
01.02 | 99 | Заглавная и строчная буквы Щщ | |||||||||
02.02 | 100-101 | Сочетания ча-ща, чу-щу
| |||||||||
05-06
| 102-103 | Обозначения гласных после шипящих ч,щ, ж, ш | |||||||||
7-8-9.02 | 104-105 | Письмо букв, обозначаю –щих мягкость согласных звуков. Письмо слов с изученными буквами | |||||||||
12.0213.02 | 106-107 | Твердый знак
| |||||||||
14.02 | 108 | Проверочная работа | |||||||||
| |
| |||||||||
15-16.02 | 109-110 | Готовимся к изучению русского языка |
|
| |||||||
| | 5 уроков резервных |
|
| |||||||
Всего: 115 часов |
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения грамоте.
Обучающиеся должны иметь представление о следующих связях:
- между целью, адресатом, местом общения и формой общения;
- между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными);
- между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов);
- о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов;
- о родственных словах и корне слов;
-владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
- группировать языковой материал по заданным основаниям;
-подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук _ гласный, согласный, гласный - ударный, безударный);
- соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
- адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;
- слушать и отвечать на заданный вопрос;
- пользоваться учебными книгами;
Знать/понимать:
- признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);
- оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ?!;
- звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
- признаки гласных и согласных звуков;
- признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;
- написание гласных а, и, у после согласных ж, ш, ч, щ;
- алфавит;
Уметь:
- голосом показывать различия в цели высказывания (правильно интонировать несложные предложения);
- читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-25 слов в минуту; за правильное считается чтение незнакомого текста, состоящего из знакомых слов, без ошибок и с 1 ошибкой на 30 слов;
- отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного;
- разграничивать реальные предметы окружающего мира и слова, их обозначающие;
- различать на слух границы слов и предложений;
- списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;
- писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включающий слова, написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами, и пунктограммы (оформление предложения, сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, обозначение
мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с й, большая буква в именах собственных);
- соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, записывать схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложений, соответствующих одной схеме;
- различать на слух звуки речи;
- различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
- определять место ударения в двусложных словах;
- делить слова на слоги;
- находить в ряду слов родственные слова;
- применять правило написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, переносить слова по слогам, писать с большой буквы имена собственные, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (. ?!).
Основная литература для учителя:
Нечаева Н. В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, тетрадям по чтению и тетрадям по письму. – Самара: Корпорация «Федоров», 2009
Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. – Самара: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2011;
Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю! Тетради к Азбуке. Самара: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2014;
Нечаева и др. Тетради по письму. 4 части: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2014
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010.
Дополнительная литература для учителя:
Бетенькова Н. М, Орфография, грамматика в рифмовках занимательных. – М.:
Просвещение, 1995
Ватрушева Т. Диктанты по русскому языку. – М.:АСТ ПРЕСС,1998.
Ватрушева Т., Попова Е. Сборник упражнений по русскому языку. – М.:АСТ ПРЕСС,1998.
Волина В. В, Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
Волина В. В, Русский язык в рассказах, сказках, стихах. М.:АСТ,1996.
Волина В. В, Русский язык. Учимся, играя. – Екатеринбург: ТОО «АРГО», 1996.
Нефедова Е.А., Узорова О. В.Справочное пособие о русскому языку для начальной школы. – М.: Аквариум, 2006.
Семенова Е. Е, Занимательная грамматика.- М.: Омега, 1996.
Синицын В. А. Путь к слову. – М.: АО «Столетие», 1999.
Основная литература для ученика:
1. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. – Самара: Издательский дом «Фёдоров».-
Издательство « Учебная литература», 2010;
2. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю! Тетради к Азбуке. Самара: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2014;
3. Нечаева и др. Тетради по письму. 4 части: Издательский дом «Фёдоров».-
Издательство « Учебная литература», 2014
Дополнительная литература для ученика:
Волина В. В, Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
Волина В. В, Русский язык в рассказах, сказках, стихах. М.:АСТ,1996.
Волина В. В, Русский язык. Учимся, играя. – Екатеринбург: ТОО «АРГО», 1996.
Нефедова Е.А., Узорова О. В.Справочное пособие о русскому языку для начальной школы. – М.: Аквариум, 2006.