Новиков В. С.
Рабочая программа
Личность. Межличностные отношения. Взаимодействие учителей ОБЖ с участниками образовательных отношений
2017 г.
Рецензент – доктор педагогических наук, профессор А.К. Маренго
© Новиков В.С., 2017
Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,
Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.
Подписано в печать 10 января 2017 г.
Заказ № Тираж 100 экз.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целесообразность в разработке данного курса явилась следствием недостаточности у учителей ОБЖ знаний, навыков и умений в области межличностного общения, их пожеланиями более глубоко познать структуру личности, методы изучения личности, функции общения, коммуникативные барьеры, межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия, психологические приемы, формирующие симпатию, причины возникновения конфликтов в коллективах, классификацию конфликтов, функции конфликта, психологическую структуру конфликтов, динамику конфликта, пять основных тактик (стилей) управления конфликтами в коллективе, пути предупреждения конфликтов, структуру конфликтоустойчивости, алгоритм социально-психологического анализа конфликта, виды малых групп, виды преступных групп. Это реально невозможно сделать в силу различных объективных причин в свободное от занятий время, а также профессиональная подготовка учителей ОБЖ к осознанному и ответственному взаимодействию учителей ОБЖ с участниками образовательных отношений. Учителя ОБЖ научатся самостоятельно ставить цели, определять пути их достижения и разрешать межличностные конфликты.
Министерство здравоохранения России: в школах будет преподаваться психология в рамках учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности
В рамках курса ОБЖ в российских школах будет преподаваться психология, заявил главный психиатр Министерства здравоохранения России Зураб Кекелидзе.
«В Минздраве принято решение о введении предмета «Психология», он будет преподаваться в рамках учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ) в течение 20 часов ежегодно», — сказал главный психиатр Министерства здравоохранения России Зураб Кекелидзе. По его словам, в данный момент среди 40% учащихся школ была зафиксирована школьная дезадаптация, а у 70% — пограничные психические расстройства. Кекелидзе отметил, что психология будет преподаваться в 3–11 классах, а преподаватели будут проходить курс по основам психологии детского и подросткового возраста. Преподавать основы психологии школьникам, у 70% которых отмечаются пограничные психические расстройства, будут в рамках курса ОБЖ. Одной из задач нового курса станет обучение детей противостоянию манипуляции ими со стороны взрослых. Нагружают ребенка по максимуму, но при этом не заботятся о его психологическим состоянии. Поэтому лучший защитник для ребенка — он сам, но вооруженный знаниями и умением противостоять разным видам манипуляций, — считает Зураб Кекелидзе. На написание школьных учебников уйдет около двух лет, но черновые варианты материалов для третьего класса уже готовы. Создание учебников согласовано с министерством образования, за ним и остается выработка конкретного порядка введения предмета в школах, добавил специалист. В российских школах уже в 2018 году может появиться новый обязательный предмет — «Психология». Об этом в интервью Дождю сообщила руководитель Лаборатории психогигиены центра имени Сербского Вера Булыгина. Статьи, которые предлагает автор, направлены на повышение психологической компетентности учителей основ безопасности жизнедеятельности. Чтобы все-таки мы повышали свой уровень стрессоустойчивости, психологической защищенности психологической компетентности.
Курс предполагает поддержку таких предметов, как право1 и ОБЖ.
Курс ориентирован на учителей ОБЖ, видящих своё профессиональное будущее в должности учителя ОБЖ. Знания, навыки и умения, приобретенные в результате изучения курса, помогут учителем ОБЖ в дальнейшем изучении дисциплины «ОБЖ».
Решая задачу предметной компетенции курс знакомит учителей ОБЖ с основными понятиями по данной проблематике. При этом учителя ОБЖ будут уметь устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан, выступать публично, разрешать конфликты.
Основными целями курса являются:
- помочь учителям ОБЖ познать структуру личности, структуру межличностного общения, структуру конфликта;
- овладеть учителям ОБЖ навыками и умениями самостоятельно критически осмысливать информацию добываемую от различных категорий граждан, систематизировать, обобщать, анализировать эту информацию;
- овладеть учителям ОБЖ навыками, умениями и способами добывания информации, необходимой для установления психологического контакта с различными категориями граждан;
- оказать помощь учителям ОБЖ в формировании навыков и умений выступать публично и разрешать конфликты.
Для достижения поставленных целей в курсе реализуются следующие задачи:
- практическая - учителя ОБЖ будут иметь реальную возможность самостоятельно познать личность, влиять на подструктуру направленности личности;
- социокультурная – учителя ОБЖ смогут углубить и расширить объём знаний о методах изучения личности, коммуникативной компетентности личности, конфликтологической компетентности личности;
- учебно-познавательская – курс способствует расширению кругозора учителей ОБЖ, обогащению словарного запаса, углублению системы психологических знаний, формированию навыков и умений по данной проблематике, умению самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан.
Курс способствует развитию у учителей ОБЖ познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, представления, воображение, память, мышление и речь), формированию у них волевых психических свойств (самостоятельность, целеустремлённость, уверенность, решительность, мужество, храбрость, смелость, настойчивость, выдержка, самообладание, терпение, дисциплинированность, организованность).
Курс представляет собой углублённый вариант тем «Психология в рамках учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности».
Формы организации учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия, зачёты.
Для реализации целей и задач курса используются: научные статьи, лекции, учебные пособия, монографии по данной проблематике.
При оценке результатов изучения данного курса используется текущий и итоговый контроль.
Результаты изучения курса «Личность. Межличностные отношения. Взаимодействие учителей ОБЖ с участниками образовательных отношений»:
Личностными результатами обучения являются:
- направленность на бесконфликтное взаимодействие в общественной и государственной жизни;
- формирование ответственного отношения к изучению общей и социальной психологии, психологической готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию вышеуказанных учебных дисциплин;
- освоение психологически грамотных правил, психотехник и психотехнологий взаимодействия с различными категориями граждан, формальных и неформальных социальных ролей, формальных и неформальных социальных статусов и способов взаимодействия в формальных и неформальных группах;
- формирование информационной, коммуникативной и конфликтологической компетентности;
- воспитание отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты обучения проявляются в:
- умении самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя близкие, средние и далекие перспективные цели самообразования;
- умении самостоятельно планировать пути достижения близких, средних и далеких перспективных целей самообразования;
- умении самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан;
- умении самостоятельно соотносить свои близкие, средние и далекие перспективные цели самообразования с планируемыми результатами;
- умении самостоятельно психологически грамотно разрешать конфликты на основе согласования мнений и учета интересов личности, общества и государства;
- умении самостоятельно психологически грамотно аргументировать и отстаивать свое мнение при разрешении конфликтов;
- умении сознательно организовать свою познавательную деятельность;
- умении самостоятельно психологически грамотно анализировать причины возникновения конфликтов;
- способности самостоятельно психологически грамотно анализировать конфликтные ситуации, выбирать адекватные способы разрешения конфликтов и модели поведения в конфликтной ситуации;
- овладении различными способами "выхода" накопившихся отрицательных эмоций;
- приобретении опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора психологической информации в целях разрешения конфликтов;
- развитии умений самостоятельно психологически грамотно выражать свои мысли и способности признать права и свободы другого человека и его право на иное мнение;
- формировании умений самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан, играть различные социальные роли в формальных и неформальных группах.
Предметными результатами обучения являются:
- формирование убеждения в необходимости изучать общую и социальную психологию;
- формирование навыков и умений самостоятельно изучать психологическую структуру личности, влиять на подструктуру направленности личности;
- формирование навыков и умений самостоятельно критически оценивать информацию, которую сообщают различные категории граждан;
- понимание роли государства и действующего законодательства РФ в обеспечении информационной безопасности личности, общества и государства;
- формирование навыков и умений самостоятельно устанавливать психологические контакты, разрешать конфликты, выступать публично;
- понимание значения правил, психотехник и психотехнологий общения в межличностном общении;
- формирование навыков и умений самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан, вести диалог, участвовать в дискуссии.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Элективный курс «Личность. Межличностные отношения. Взаимодействие учителей ОБЖ с участниками образовательных отношений».
Учебный процесс по курсу спланирован в двух вариантах различной продолжительности: 34/17 часов.
Общеобразовательная организация выбирает тот или иной вариант исходя из задач обучения (обязательный минимум знаний – 17 ч., углубленное изучение – 34 ч.) и нагрузки.
Варианты изучения элективного курса
№ п/п | Наименование тем | Количество учебных часов в двух вариантах |
1 вариант | 1 и 2 варианты | 2 вариант |
Лекции | Семинары | Практические занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Структура личности | 2 | 0/1 | |
2 | Личность преступника | 1 | 0/1 | |
3 | Межличностное общение | 7 | 1/6 | 1 |
4 | Межличностные конфликты | 3 | 0/2 | 1 |
5 | Криминальные конфликты | 2 | 0/2 | 1 |
6 | Малые группы | 1 | 0/1 | |
7 | Преступные группы | 1 | 0/1 | |
Всего часов по курсу | 17 | 0/14 | 3 |
Количество учебных часов по курсу в двух вариантах | 17 | | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Тема 1. Структура личности
Понятие личности. Признаки личности. Структура личности. Основные подструктуры личности. Виды формирования структуры личности. Иерархия основных первичных и вторичных потребностей любой личности. Направленность личности. Подструктура опыта личности. Подструктура форм управления и самоуправления личности. Биологическая подструктура личности. Характер и способности личности.
Основные принципы изучения психологического потенциала личности. Методы познания психологической структуры личности. Основные и вспомогательные методы изучения психологического потенциала личности. Методы психологии и методы ОРД.
Тема 2. Личность преступника
Криминальная психология. Психологическая структура личности преступника. Типология личности преступника. Признаки личности преступника.
Основные и вспомогательные методы изучения личности преступника. Принципы изучения личности преступника. Методы психологии и методы ОРД.
Тема 3. Межличностное общение
Этапы развития коммуникативной компетентности личности. Понятие общения. Функции общения: интеллектуальная, влияния друг на друга и информационная.
Межличностные механизмы взаимовосприятия (взаимопонимания): эмпатия, рефлексия, идентификация, стереотипизация и обратная связь. Психологическая структура общения. Типичные ошибки непонимания, возникающие при проникновении во внутренний мир человека в бесконфликтных ситуациях взаимодействия. Психологические приемы, формирующие симпатию в процессе общения.
Виды и функции речи. Этапы подготовки устного выступления. Общие свойства профессиональной речи.
Тема 4. Межличностные конфликты
Понятия: конфликт, конфликтная ситуация, ситуация конфликта, инцидент. Причины возникновения конфликтов в коллективах. Субъекты и участники конфликта.
Классификация конфликтов. Внутриличностные конфликты. Основные типы межличностных конфликтов. Функции конфликтов. Психологическая структура конфликтов. Динамика конфликта. Межличностные методы (стили) управления конфликтами в коллективе. Способы "выхода" накопившихся отрицательных эмоций. Универсальная схема возникновения спровоцированного конфликта. Пути предупреждения спровоцированных конфликтов. Структура конфликтоустойчивости. Принципы разрешения конфликта. Основные модели поведения человека в конфликте. Типы конфликтных личностей. Алгоритм социально-психологического анализа конфликта.
Тема 5. Криминальные конфликты
Понятия: криминальный конфликт, конфликтная ситуация, ситуация криминального конфликта, инцидент. Причины возникновения криминальных конфликтов. Субъекты и участники криминального конфликта.
Классификация криминальных конфликтов. Функции криминальных конфликтов. Психологическая структура криминальных конфликтов. Динамика криминального конфликта. Универсальная схема возникновения спровоцированного криминального конфликта. Структура конфликтоустойчивости. Общие черты криминальных конфликтов. Стили разрешения криминального конфликта. Динамика криминальных конфликтов, связанных с освобождением заложников. Динамика стресса у субъектов и участников криминального конфликта в ситуации захвата заложников.
Тема 6. Малые группы
Классификация групп. Роль формальных и неформальных лидеров при возникновении социальных групп.
Признаки малой формальной группы. тапы формирования коллектива. Признаки коллектива.
Тема 7. Преступные группы
Виды преступных групп. Формы соучастия. Юридических признака организованной преступной группы. Криминальный профессионализм. Признаки преступных сообществ (преступных организаций).
Определение организованной преступности. Криминальная субкультура. Уровни развития организованной преступности. Признаки организованных преступных групп.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Тема: «Личность. Межличностные отношения. Взаимодействие учителей ОБЖ с участниками образовательных отношений» |
1 | Тема лекции «Понятие и принципы изучения личности» | | |
2 | Тема лекции «Основные методы изучения личности» | | |
3 | Тема семинара «Вспомогательные методы изучения личности» | | |
4 | Тема лекции «Личность преступника» | | |
5 | Тема семинара «Методы изучения личности преступника» | | |
6 | Тема лекции «Функции общения» | | |
7 | Тема лекции «Межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия» | | |
8 | Тема лекции «Структура общения» | | |
9 | Тема лекции «Ориентировка в ситуации взаимодействия» | | |
10 | Тема лекции «Коммуникативные барьеры» | | |
11 | Тема лекции «Приемы формирования симпатии» | | |
12 | Тема лекции «Прием «приятное зеркало» | | |
13 | Тема семинара «Факторы, влияющие на успешность взаимодействия» | | |
14 | Тема семинара «Расстояние взаимодействия между собеседниками» | | |
15 | Тема семинара «Факторы, влияющие на процесс формирования навыков и умений устанавливать психологический контакт» | | |
16 | Тема семинара «Три рода имен человека» | | |
17 | Тема семинара «Доверительное общение» | | |
18 | Тема семинара «Прием «первая фраза» | | |
19 | Тема практического занятия «Подготовка к устному выступлению» | | |
20 | Тема лекции «Основные понятия, характеризующие конфликт» | | |
21 | Тема лекции «Виды конфликтов» | | |
22 | Тема лекции «Динамика конфликта» | | |
23 | Тема семинара «Функции, структура конфликта» | | |
24 | Тема семинара «Причины возникновения конфликтов» | | |
25 | Тема практического занятия «Алгоритм анализа конфликта» | | |
26 | Тема лекции «Структура, функции и типология криминальных конфликтов» | | |
27 | Тема лекции «Динамика криминальных конфликтов» | | |
28 | Тема семинара «Спровоцированные криминальные конфликты» | | |
29 | Тема семинара «Стили разрешения криминальных конфликтов» | | |
30 | Тема практического занятия «Алгоритм анализа криминальных конфликтов» | | |
31 | Тема лекции «Классификация групп» | | |
32 | Тема семинара «Стадии формирования новой группы» | | |
33 | Тема лекции «Виды преступных групп» | | |
34 | Тема семинара «Понятие и признаки организованных преступных групп» | | |
| Тест по курсу «Личность. Межличностные отношения. Взаимодействие учителей ОБЖ с участниками образовательных отношений» | | |
| Итого | 34 часа | |
ЛИТЕРАТУРА
КО ВСЕМ ТЕМАМ
Официальные документы и нормативные акты
Конституция (Основной закон) РФ, - М., 1993.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".
Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168).
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 года № Пр-271.
Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 февраля 2011 г. N 187 г. Москва "Об утверждении программы подготовки медиаторов".
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.10 г. № 761н, зарегистрированный в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Монографии, учебники, учебные пособия.
Аникеева Н. П. Психологический климат в коллектива. – М., 1989.
Андреева Г.М. Социальная психология. -М., 2000.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. –М., 1999.
Атватер И. Я Вас слушаю: советы руководителю, как правильно слушать собеседника. -М., 1988.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М., 1999.
Васильев В.Л. Юридическая психология. -М., 2000.
Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. –М., 1990.
Дулов А.В. Судебная психология. -Минск, 1975.
Еникеев М.И. Юридическая психология. -М., 1999.
Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Часть 1. –М., 1996.
Илларионов В.П. Переговори с преступниками. -М., 1993.
Китов А.И. Психология управления. -М., 1979.
Котик М.А. Психология и безопасность. -Таллин, 1981
Криминология /Под общ. ред. Миньковского Г.М. –М., 1994.
Криминология /Под общ. ред. Н.Ф. Кузнецовой. –М., 1998.
Личность преступника /Под общ. ред. Кузнецова В.Н. –М., 1975.
Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.
Новиков В.С. Психология и педагогика профессиональной деятельности. -М., 1999.
Новиков В.С. Психология и педагогика профессиональной деятельности. –М., 2000.
Новиков В.С., Кубаев М.Д. Концепция профессиональной психолого-педагогической подготовки заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений. ГУП МО «Клинская типография», Московская область, г.Клин, ул. Ленина, д.7, –Клин, 2011.
Новиков В.С., Гроссу Н.И. Концепция профессиональной психолого-педагогической подготовки заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера. Части 1,2,3,4 и 5. ООО Рекламная компания «Солдиз» Московская область, г. Солнечногорск, д.8,оф.11, – Солнечногорск, 2011.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Формирование правовой культуры в образовательном учреждении.–М., 2011.
Общая психология /Под общ. ред. Петровского А.В. –М., 1986.
Обществознание. 10 кл. профил.уровень /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова -М., 2011.
Обществознание. 11 кл. профил.уровень /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова -М., 2011.
Овчинский В.С. Стратегия борьбы с мафией. –М., 1993.
Основы военной психологии и педагогики /Под ред. А.В. Барабанщикова. -М., 1988.
Основы борьбы с организованной преступностью /Под общ. ред. Овчинского В.С. и др. –М., 1996.
Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М., 1990.
Педагогика. Психология. Этика /Под общ. ред. Наумкина Ю.В. –М., 1999.
Пирожков В.Ф. Криминальная психология. –М., 1998.
Попов В.И. Рецидив и организованная преступность. –М., 1998.
Потеряхин А.Л. Психология управления. Основы межличностного общения. –Киев, 1999.
Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.
Право. 11 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М., 2010.
Прикладная юридическая психология /Под общ. ред. А.М. Столяренко –М., 2001.
Раинкин СЕ. Психология общения. -М., 1993.
Романов В.В. Юридическая психология. -М., 1998
Руденский Е.В. Основы психотехологии менеджера. –М., 1997.
Столяренко А.М. Юридическая педагогика. -М., 2000.
Социальная психология. –М., 1994
Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. -М., 1998.
Шевардин Н.И. Социальная психология в образовании. Часть 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. –М., 1995.
Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. -М., 1998.
Юридическая конфликтология /Отв. ред. Кудрявцев В.Н. –М., 1995.
Юридическая психология /Под общ. ред. Пономарева И.Б. -М., 1994.
Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.
Право. 11 класс /Под общ.ред. Л.Н. Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М., 2010.
Критерии оценки учителей ОБЖ за устные ответы по курсу «Личность. Межличностные отношения. Взаимодействие учителей ОБЖ с участниками образовательных отношений»
При оценивании ответа учителя ОБЖ на теоретические вопросы используются следующие критерии:
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учитель ОБЖ демонстрирует глубокое понимание сущности программного учебного материала, логично его излагает, используя знания, навыки и умения, приобретенные в процессе изучения конкретного занятия.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании программного учебного материала.
Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание программного учебного материала в процессе изучения конкретного занятия.
Критерии оценки учителей ОБЖ за устные ответы по курсу «Личность. Межличностные отношения. Взаимодействие учителей ОБЖ с участниками образовательных отношений»
При оценивании ответа учителя ОБЖ на теоретические вопросы используются следующие критерии:
«5» ставится, если учитель ОБЖ:
- полностью усвоил программный учебный материал курса;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы .
«4» ставится, если учитель ОБЖ:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы.
«3» ставится, если учитель ОБЖ:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» ставится, если учитель ОБЖ:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов.
Министерство здравоохранения России: в школах будет преподаваться психология в рамках учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности
В рамках курса ОБЖ в российских школах будет преподаваться психология, заявил главный психиатр Министерства здравоохранения России Зураб Кекелидзе.
«В Минздраве принято решение о введении предмета «Психология», он будет преподаваться в рамках учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ) в течение 20 часов ежегодно», — сказал главный психиатр Министерства здравоохранения России Зураб Кекелидзе. По его словам, в данный момент среди 40% учащихся школ была зафиксирована школьная дезадаптация, а у 70% — пограничные психические расстройства. Кекелидзе отметил, что психология будет преподаваться в 3–11 классах, а преподаватели будут проходить курс по основам психологии детского и подросткового возраста. Преподавать основы психологии школьникам, у 70% которых отмечаются пограничные психические расстройства, будут в рамках курса ОБЖ. Одной из задач нового курса станет обучение детей противостоянию манипуляции ими со стороны взрослых. Нагружают ребенка по максимуму, но при этом не заботятся о его психологическим состоянии. Поэтому лучший защитник для ребенка — он сам, но вооруженный знаниями и умением противостоять разным видам манипуляций, — считает Зураб Кекелидзе. На написание школьных учебников уйдет около двух лет, но черновые варианты материалов для третьего класса уже готовы. Создание учебников согласовано с министерством образования, за ним и остается выработка конкретного порядка введения предмета в школах, добавил специалист. В российских школах уже в 2018 году может появиться новый обязательный предмет — «Психология». Об этом в интервью Дождю сообщила руководитель Лаборатории психогигиены центра имени Сербского Вера Булыгина. Статьи, которые предлагает автор, направлены на повышение психологической компетентности учителей основ безопасности жизнедеятельности. Чтобы все-таки мы повышали свой уровень стрессоустойчивости, психологической защищенности психологической компетентности.
1 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан от 4 мая 2011 г.(п.2 и 3 ст.15, п.1,2 и 5ст.18).
14