Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №5
Рассмотрено Утверждено
на заседании кафедры приказом директора
_______________________ от «___»____________2014 года
от «___»________2014 года № __________
протокол № ____________ _________________А.В. Дорохин
Руководитель кафедры
Никитина О.В.
Рабочая программа
учебного предмета
«литература»
6 класса
Составитель:
Раевская Ольга Викторовна
учитель русского языка и литературы
Березовский городской округ 2014 год
Раздел I Пояснительная записка
Статус документа
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (М., 2011), на основе Программы для основной школы в рамках образовательной программы Школа 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой и др. (М., Баласс», 2012).
Структура документа
Программа составлена в соответствии со структурой средней школы: 1–4-й классы, 5–9-й классы, 10–11-й классы. Содержание программы на основной и старшей ступенях образования определяется кругом интересов учащихся, общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе. Ориентация разделов программы для 5–8-го кл. в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет ее значительное обновление по сравнению с ныне действующими программами.
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;
эмоциональная ценность произведения;
опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы, учащихся определенной возрастной группы.
Цели обучения по программе литературы
Рабочая программа имеет целью воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления и способствует решению следующих задач изучения литературы на ступени основного общего образования:
Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Линии, общие с курсом «Русский язык»:
Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литература».
Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс. На изучение программного материала в 6 классе выделяется 105 часов; в неделю – 3 часа. Программой предусмотрено проведение: сочинений – 6, контрольных работ – 2.
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.
В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Школа 2100».
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса (1–11-й классы). Курс литературы в 5-ом классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
В программе для 5-го класса выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При определении подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для текстуального изучения рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения для обзорного изучения читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся.
Требования к результату освоения обучающимися учебного предмета «Литература»
Личностными результатами изучения предмета «Литература» в 6 классе являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» в 5 классе является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Раздел II Содержание учебного предмета
Введение.
Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.
Раздел 1. Пролетая над снами…
Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.
Для текстуального изучения.
В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе.
А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.
М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.
Для обзорного изучения.
А.С. Пушкин «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»).
А.П. Чехов «Страшная ночь».
Истоки мистического в литературе. П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).
Ги де Мопассан «Орля» (в сокращении).
Философский смысл новеллы и повести. Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка.
Раздел 2. Сказки для взрослых.
«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.
Для текстуального изучения.
В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).
Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.
Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.
Для обзорного изучения.
Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.
А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.
М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.
В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.
Теория литературы.
Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная cказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».
Раздел 3. Следы во времени.
Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.
Для текстуального изучения.
Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.
Для обзорного изучения.
Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.
Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.
Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).
Эпос разных народов.
Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».
Из абхазских сказаний о нартах.
Из киргизского эпоса «Манас».
Из якутского эпоса «Олонхо».
Из карело-финского эпоса «Калевала».
Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.
Теория литературы.
Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.
Раздел 4. Открывая мир вокруг.
Многообразие реального и художественного миров. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».
И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк».
Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.
К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».
Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.
Для обзорного изучения.
М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.
А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.
О’Генри «Последний лист». Герои О. Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.
Теория литературы.
Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.
Раздел 5. Смеясь сквозь слезы…
Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.
Для текстуального изучения.
И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.
Для обзорного изучения.
Эзоп. Басни.
Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».
И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».
Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.
Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы).
Теория литературы.
Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приемы создания комического.
Раздел 6. Стихи из заветной тетради.
Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.
Для текстуального и обзорного изучения.
С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.
Теория литературы.
Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.
Обобщение.
Мир твоей литературы.
Раздел III Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки | Основное содержание | Требования к результату | средства | Виды контроля |
предметные | метапредметные | личностные | | |
1 | Пролетая над снами | 27 | Сентябрь-ноябрь | В.А. Жуковский «Светлана», И.В. Гете «Лесной царь», Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.С. Пушкин «Бесы», из цикла «Песни западных славян», А.П. Чехов «Стращная ночь», П. Мериме «Венера Илльская», М. Метерлинк «Синяя птица» | Предметные знания Содержание прочитанных литературных произведений. Изученные теоретико- литературные понятия: Литература – искусство слова; Понятие о литературном герое; Портретная характеристика героя; Предметные умения Осознавать разницу между литературой и фольклором. Различать в произведении автора и рассказчика. | Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. Пользоваться словарями, справочниками. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;устойчивый познаватель-ный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерант-ность;потребность в самовыраже-нии через слово;устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. | Доска, мел, презентации, учебник-хрестоматия, тетрадь | Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста |
2 | Сказки для взрослых | 19 | Ноябрь-декабрь | В. Гауф «Маленький Мук», Н.Д. Телешов «Белая цапля», Гофман «Щелкунчик», Андерсен «Русалочка», А.Н. Толстой «Русалка», М.Ю. Лермонтов «Русалка», В.В. Вересаев «Состязание» | Предметные знания Содержание прочитанных литературных произведений. Изученные теоретико- литературные понятия: Литература – искусство слова; Понятие о литературном герое; Портретная характеристика героя; Предметные умения Осознавать разницу между литературой и фольклором. Различать в произведении автора и рассказчика. | Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. Пользоваться словарями, справочниками. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;устойчивый познаватель-ный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерант-ность;потребность в самовыраже-нии через слово;устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. | Доска, мел, презентации, учебник-хрестоматия, тетрадь | Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста |
3 | То времена, то деяния | 24 | Декабрь-февраль | «Вольга и Микула», «Илья муромец», «Урал-Батыр», Абхазские сказания, Киргизский эпос, Карело-финский эпос, Лонгфелло «Песнь о Гайавате», Н.А. Кун Легенды и мифы Древней Греции, Гомер «Одиссей у циклопов» | Предметные знания Содержание прочитанных литературных произведений. Изученные теоретико- литературные понятия: Литература – искусство слова; Понятие о литературном герое; Портретная характеристика героя; Предметные умения Осознавать разницу между литературой и фольклором. Различать в произведении автора и рассказчика. | Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. Пользоваться словарями, справочниками. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;устойчивый познаватель-ный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерант-ность;потребность в самовыраже-нии через слово;устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. | Доска, мел, презентации, учебник-хрестоматия, тетрадь | Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста |
4 | Открывая мир вокруг | 17 | Февраль-апрель | К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете», И.С. Тургенев «Муму», «Записки охотника», «Бирюк», Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце», М.Ю. Лермонтов «Сон», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики», К. Симонов «Жди меня», М. Петровых «Апрель 1942 года», Б. Слуцкий «Лошади в океане», А. Грин «Четырнадцать футов», О. Генри «Последний лист», А.С. Пушкин «Выстрел», «Дубровский» | Предметные знания Содержание прочитанных литературных произведений. Изученные теоретико- литературные понятия: Литература – искусство слова; Понятие о литературном герое; Портретная характеристика героя; Предметные умения Осознавать разницу между литературой и фольклором. Различать в произведении автора и рассказчика. | Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. Пользоваться словарями, справочниками. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;устойчивый познаватель-ный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерант-ность;потребность в самовыраже-нии через слово;устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. | Доска, мел, презентации, учебник-хрестоматия, тетрадь | Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста |
5 | Смеясь сквозь слезы | 15 | Апрель-май | Басни Эзопа, И.А. Крылова, М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик…», рассказы А.П. Чехова, Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей», Р. Бернс «Эпиграммы и эпитафии», И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола», Джером К. Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки» | Предметные знания Содержание прочитанных литературных произведений. Изученные теоретико- литературные понятия: Литература – искусство слова; Понятие о литературном герое; Портретная характеристика героя; Предметные умения Осознавать разницу между литературой и фольклором. Различать в произведении автора и рассказчика. | Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. Пользоваться словарями, справочниками. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;устойчивый познаватель-ный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерант-ность;потребность в самовыраже-нии через слово;устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. | Доска, мел, презентации, учебник-хрестоматия, тетрадь | Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста |
Раздел IV Требования к уровню результатов освоения основной образовательной программы по предмету «Литература»
Обучающиеся 6 класса должны знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей;
основные теоретико-литературные понятия;
определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте;
работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;
понимать связь изученного произведения со временем его написания;
грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения различных жанров.
Обучающиеся 6 класса должны уметь:
воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;
давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
понимать связь изученного произведения со временем его написания;
выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
выполнять письменные работы различного характера,
писать сочинения разных жанров;
работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
Раздел V Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации целей и задач обучения литературе по данной программе используется УМК по литературе Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»):
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литература». Учебники в 3-х частях для 6-го («Год после детства»), М., Баласс, 2012.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Тетрадь по литературе» для 6 класса, М., Баласс, 2012
Е.С. Барова и др. Методические рекомендации по литературе к учебнику для 6 класса, М., Баласс, 2012
Технические средства обучения:
1.Компьютер
2.Экран
3.Мультимедийный проектор
Печатные пособия:
1.Портреты для кабинета литературы «Русские писатели 18-19веков»
2.Портреты для кабинета литературы «Русские писатели 20 века»
3. Таблицы «Теория русской литературы в таблицах»
4. Толковые словари В.И. Даля и Д.Н. Ушакова
Информационно-коммуникационные средства:
Газета «Литература»
http://lit.1september.ru
http://litera.edu.ru
http://www.bibliogid.ru
http://kidsbook.narod.ru
http://metlit.nm.ru
Раздел VI Критерии оценки достижений учащихся
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочинений
Сочинения на литературные и свободные темы — основные формы проверки знаний текстов художественный произведений, теории литературы, умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений по литературе проверяются:
знание текста художественного произведения, проблематики, авторской позиции, особенностей жанра, характеров героев, и т.д.
умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии оценки
Оценка «5»
Содержание и речь
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно. -
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.
Грамотность
Оценка «4»
Содержание и речь
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов.
Грамотность
Оценка «3»
Содержание и речь
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
17