Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23 города Димитровграда Ульяновской области»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю:
на заседании МО учителей начальных классов Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СШ №23»
протокол № _________ ________________Старухина Н.П. ______________Хуртина М.П.
_____________________Фомина Л. «______»__________________20____г. «______»_______________20___г.
от ________________ 20_______ г.
Рабочая программа
УМК «Перспективная начальная школа»
Наименование курса: математика
Класс : 4Б
Уровень общего образования: базовый
Учитель начальных классов: Календарова Анжелика Алексеевна
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 140 часов в год, в неделю 4 часа
Планирование составлено на основе программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» /Сост. Р.Г.Чуракова. -5-е изд. –М.:Академкнига/Учебник, 2013. – 204 с.
Учебники и учебные пособия:
Чекин, А. Л. Математика: 4 класс: учебник : в 2 ч. / А. Л. Чекин ; под ред. Р. Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2014;
Захарова, О. А. Математика в вопросах и заданиях : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. А. Захарова, Е. П. Юдина ; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2015.
Чекин, А. Л. Математика : 4 класс : метод. пособие / А. Л. Чекин. – М. : Академкнига/Учебник, 2014.
технические средства (компьютер)
Рабочую программу составила ___________ Календарова Анжелика Алексеевна
МАТЕМАТИКА
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе является формирования следующих умений:
Обучающийся научится проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам;
в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Выпускник получит возможность для формирования:
гуманистического сознания;
социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным норма;.
начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.
В области регулятивных УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы (задачи);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Выпускник получит возможность для формирования:
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
В области познавательных УУД:
подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений;
проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
выполнять действия по заданному алгоритму;
строить логическую цепь рассуждений.
Выпускник получит возможность для формирования:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
В области коммуникативных УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Выпускник получит возможность для формирования:
аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Обучающийся научится:
называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;
сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,
сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,
устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
выполнять изученные действия с величинами;
решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;
определять вид многоугольника;
определять вид треугольника;
изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;
изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;
измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;
вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;
распознавать многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар); находить модели этих фигур в окружающих предметах;
решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема (вместимости));
измерять вместимость в литрах;
выражать изученные величины в разных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);
распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;
понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;
проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
различать рациональный и нерациональный способ решения задачи;
выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);
решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);
решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;
решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;
проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;
измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел;
понимать и использовать особенности построения системы мер времени;
решать отдельные комбинаторные и логические задачи;
использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;
читать простейшие круговые диаграммы.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа;
сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,
сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,
решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;
определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;
измерять вместимость в различных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);
понимать связь вместимости и объема;
понимать связь между литром и килограммом;
понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;
проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы;
находить рациональный способ решения задачи (где это возможно);
решать задачи с помощью уравнений;
видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей;
использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;
читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;
осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;
строить простейшие круговые диаграммы;
понимать смысл термина «алгоритм»;
осуществлять построчную запись алгоритма;
записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.
2. Содержание учебного предмета
Натуральные и дробные числа
Новая разрядная единица - миллион (1 000 000 ). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.
Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
Действия над числами и величинами
Алгоритм письменного умножения многозначных чисел столбиком.
Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.
Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.
Сложение и вычитание однородных величин.
Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.
Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.
Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.
Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.
Деление величины на однородную величину как измерение.
Величины и их измерение
Единица времени – секунда. Соотношение между минутой и секундой (1 мин=60с), часом и секундой (1 ч=3600с).
Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.
Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с отношениями между соответствующими единицами длины.
Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим сантиметром, между литром и кубическим дециметром.
Элементы геометрии
Диагональ многоугольника. Разбиение многоугольника на несколько треугольников. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника.
Площадь прямоугольников треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника. Определение площади треугольника с помощью разбиения его на два прямоугольных треугольника.
Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).
Арифметические сюжетные задачи
Текстовые задачи на пропорциональную зависимость величин: скорость-время-расстояние, цена- количество- стоимость, производительность- время работы- объем работы. Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема. Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.
Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.
Элементы алгебры
Буквенные выражения. Знакомство с понятием переменной величины. Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение. Корень уравнения. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе свойств зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.
Основные виды учебной деятельности обучающихся в процессе освоения курса «Математика»
Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).
Описание явлений и событий с использованием величин.
Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.
Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.
Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
Выполнение геометрических построений.
Выполнение арифметических вычислений.
Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.
Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.
Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.
Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.
Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков
Контрольных работ – 7
Самостоятельных работ – 14
3. Календарно-тематическое планирование по математике
№ урока | Сроки проведения | Тема урока | Количество часов |
План | Факт |
1. | | | Повторение 4ч. Повторение нумерации многозначных чисел и действий с ними | 1ч. |
2. | | | Повторение знаний геометрического материала | 1ч. |
3. | | | Решение арифметических задач | 1ч. |
4. | | | Самостоятельная работа №1 по теме: «Повторение» | 1ч. |
5-6 | | | 2.Задачи на разностное и кратное сравнение 6 ч. Когда известен результат разностного сравнения. | 2ч. |
7-8 | | | Когда известен результат кратного сравнения. | 2ч. |
9 | | | Входная контрольная работа | 1ч. |
10 | | | Работа над ошибками. Задачи на разностное и кратное сравнение | 1ч. |
11-12 | | | 3.Класс миллионов. Буквенные выражения 11 ч. Алгоритм умножения столбиком. | 2ч. |
13 | | | Тысяча тысяч, или миллион. | 1ч. |
14 | | | Разряд единиц миллионов и класс миллионов. | 1ч. |
15 | | | Самостоятельная работа №2 по теме:«Класс миллионов» | 1ч. |
16 | | | Работа над ошибками. Сравнение многозначных чисел и арифметические действия с ними | 1ч. |
17 | | | Постоянная и переменная величина | 1ч. |
18 | | | Буквенное выражение | 1ч. |
19 | | | Зависимость между величинами | 1ч. |
20 | | | Нахождение значений зависимых величин | 1ч. |
21 | | | Самостоятельная работа №3 по теме:«Класс миллионов. Буквенное выражение» | 1ч. |
22-23 | | | Величины и их измерение. Задачи «купли-продажи». 7 ч. Стоимость единицы товара, или цена. |
2ч. |
24 | | | Решение задач на нахождение цены, стоимости, количества товара | 1ч. |
25 | | | Решение задач, когда цена постоянна | 1ч. |
26 | | | Задача на «куплю-продажу» | 1ч. |
27 | | | Контрольная работа №2 по теме: «Задачи на куплю – продажу» | 1ч. |
28 | | | Работа над ошибками. Решение задач «на куплю-продажу» | 1ч. |
29-30 | | | Действия над числами. Деление с остатком 16 ч Деление на целое и деление с остатком. | 2ч. |
31-32 | | | Неполное частное и остаток. | 2ч. |
33-34 | | | Остаток и делитель | 2ч. |
35 | | | Когда остаток равен 0. | 1ч. |
36 | | | Когда делимое меньше делителя. | 1ч. |
37 | | | Деление с остатком и вычитание | 1ч. |
38 | | | Четные и нечетные числа | 1ч. |
39 | | | . Запись деления с остатком столбиком | 1ч. |
40 | | | Способ поразрядного нахождения результата деления | 1ч. |
41-43 | | | Деление с остатком столбиком | 3ч. |
44 | | | Самостоятельная работа №4 по теме«Деление с остатком. | 1ч. |
45 | | | Величины и их измерение. Задачи на движение 7 ч. Час, минута и секунда. | 1ч. |
46 | | | Кто или что движется быстрее? | 1ч. |
47 | | | Длина пути в единицу времени, или скорость. | 1ч. |
48 | | | Задачи на определение скорости движения | 1ч. |
49-50 | | | Решение задач на движение | 1ч. |
51 | | | Самостоятельная работа №5 по теме:«Задачи на движение» | 1ч. |
52 | | | Величины и их измерение. Объем. 13 ч. Вместимость предметов | 1ч. |
53 | | | Единицы вместимости: литр | 1ч. |
54 | | | Вместимость и объем. | 1ч. |
55 | | | Единицы объема: кубический сантиметр | 1ч. |
56 | | | Кубический дециметр и кубический сантиметр. | 1ч. |
57 | | | Кубический дециметр и литр. | 1ч. |
58 | | | Литр и килограмм. | 1ч. |
59 | | | Контрольная работа №3 | 1ч. |
60-61 | | | Работа над ошибками. Решение задач на нахождение объема | 1ч. |
62 | | | Определение объема фигур | 1ч. |
63 | | | Самостоятельная работа №6 по теме:«Объем» | 1ч. |
64 | | | Обобщающий урок по разделам | 1ч. |
65 | | | Задачи о работе7 ч. Объем выполненной работы | 1ч. |
66 | | | Производительность – это скорость выполнения работы. | 1ч. |
67 | | | Решение задач на определение производительности, времени работы, объёма работы | 1ч. |
68 | | | Самостоятельная работа №7 по теме:«Задачи о работе» | 1ч. |
69 | | | Контрольная работа №4 по теме: «Задачи на движение и о работе» | 1ч. |
70 | | | Работа над ошибками. Диагональ многоугольника | 1ч. |
71 | | | Разбиение многоугольника на треугольники | 1ч. |
72-73 | | | Действия над числами. Деление столбиком 13 ч. Деление на однозначное число столбиком. | 2ч. |
74 | | | Число цифр в записи неполного частного. | 1ч. |
75-76 | | | Деление на двузначное число столбиком. | 2ч. |
77-78 | | | Алгоритм деления столбиком. | 2ч. |
79 | | | Сокращенная форма записи деления столбиком. | 1ч. |
80 | | | Деление многозначный чисел столбиком | 1ч. |
81 | | | Самостоятельная работа №8 по теме: «Деление столбиком» | 1ч. |
82 | | | Деление многозначный чисел столбиком | 1ч. |
83 | | | Контрольная работа №5 по теме: «Деление многозначного числа» | 1ч. |
84 | | | Работа над ошибками. Обобщение пройденного материала | 1ч. |
85 | | | Действия над числами 11 ч. Сложение и вычитание величин. | 1ч. |
86 | | | Умножение величины на число и числа на величину. | 1ч. |
87 | | | Деление величины на число. | 1ч. |
88 | | | Нахождение доли от величины и величины по ее доле. | 1ч. |
89 | | | Нахождение части от величины. | 1ч. |
90 | | | Нахождение величины по ее части | 1ч. |
91 | | | Нахождение величины по ее части | 1ч. |
92 | | | Деление величины на величину. | 1ч. |
93 | | | Обыкновенные дроби. Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями или числителями | 1ч. |
94 | | | Величины и действия с ними | 1ч. |
95 | | | Самостоятельная работа №9 по теме:«Действия над величинами» | 1ч. |
96 | | | Движение нескольких объектов (9 ч.) Когда время движения одинаковое. | 1ч. |
97 | | | Когда длина пройденного пути одинаковая. |
98 | | | Движениев одноми том же направлении. | 1ч. |
99 | | | Движение в противоположных направлениях. | 1ч. |
100 | | | Контрольная работа №6 по теме «Действия с величинами. Решение задач величинами» | 1ч. |
101 | | | Работа над ошибками Решение задач с величинами | 1ч. |
102 | | | Решение задач на движение | 1ч. |
103 | | | Самостоятельная работа №10 по теме:«Задачи на движение нескольких объектов» | 1ч. |
104 | | | Обобщающий урок по теме « Решение задач на движение» | 1ч. |
105 | | | Задачи о работе нескольких объектов (7 ч.) Когда время работы одинаковое. | 1ч. |
106 | | | Когда объем выполненной работы одинаков. | 1ч. |
107 | | | Производительность при совместной работе. | 1ч. |
108 | | | Время совместной работы. | 1ч. |
109 | | | Решение задач на работу | 1ч. |
110 | | | Самостоятельная работа №11 по теме: «Задачи на работу нескольких объектов» | 1ч. |
111 | | | Работа над ошибками Решение задач на работу | 1ч. |
112 | | | Решение задач.Задачи на куплю-продажу (5 ч.) Когда количество одинаковое. | 1ч. |
113 | | | Когда стоимость одинаковая. | 1ч. |
114 | | | Цена набора товаров. | 1ч. |
115 | | | Самостоятельная работа №12 по теме:«Задачи на покупку нескольких товаров» | 1ч. |
116 | | | Решение задач на куплю-продажу | 1ч. |
117 | | | Решение задач.Логические задачи (4 ч.) Как в математике применяют союз «и» и союз «или». | 1ч. |
118 | | | Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого. Не только одно, но и другое. | 1ч. |
119 | | | Логическая связка «не только» Решение логических задач | 1ч. |
120 | | | Самостоятельная работа №13 по теме:«Логические задачи» | 1ч. |
121 | | | Геометрические фигуры и тела(5 ч.) Квадрат и куб. | 1ч. |
122 | | | Круг и шар. | 1ч. |
123 | | | Площадь и объем. | 1ч. |
124 | | | Нахождение площади и объема | 1ч. |
125 | | | Самостоятельная работа №14 по теме:«Задачи на нахождение площади и объема» Повторение(11ч.) Уравнение. Решение задач с помощью уравнений | 1ч. |
127 | | | Натуральные числа и число 0 Алгоритмы вычисления столбиком | 1ч. |
128 | | | Действия с величинами. Решение арифметических задач | 1ч. |
129 | | | Геометрические фигуры и их свойства | 1ч. |
130 | | | Буквенные выражения и уравнения | 1ч. |
131 | | | Итоговая контрольная работа | 1ч. |
132 | | | Работа над ошибками Решение старинных задач | 1ч. |
133 | | | Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событийИКТ | 1ч. |
134 | | | Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности.ИКТ | 1ч. |
135 | | | Построение круговых диаграмм.ИКТ | 1ч. |
136 | | | Алгоритм. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.ИКТ | 1ч. |
137-140 | | | Повторение изученного | 3ч. |