СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа литературное чтение умк "Гармония"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  литературное чтение 3 класс УМК "Гармония"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа литературное чтение умк "Гармония"»



Ростовская область, Милютинский район, х.Степано-Савченский





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Степано-Савченская основная общеобразовательная школа.





Утверждаю.

Директор МБОУ Степано-Савченской ООШ

Приказ № ___от ____________2016 год.

________________Т.Н.Буряченко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по______ литературному чтению__________

Уровень общего образования (класс):___начальное общее,

3 класс________________



Количество часов: ___________136 часа_____________-

Учитель : Хандакова Татьяна Дмитриевна

Программа разработана на основе:

авторской программы по «Литературному чтению» для учащихся начальной школы

О. В. Кубасовой (учебно-методический ком­плект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век»).


(указать примерную программу/ программы, издательство, год издания при наличии)







2016 -2017год




Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы 3 класса являются важнейшим механизмом реализации требований ФГОС к качеству образования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют школьники к концу 3 класса.

Предметные результаты

Школьники научатся:

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию.

Личностные универсальные учебные действия

У школьника будут сформированы:

внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы;

ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;

готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;

осознание себя как гражданина России, россиянина, как представителя одного из её народов с определённой культурой; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

эстетические чувства, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении, в творческом, созидательном процессе;

основы экологической культуры, бережное отношение к природе;

установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

Школьник научится:

принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;

планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;

действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т.д.

выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

адекватно оценивать свои достижения

Познавательные универсальные учебные действия

Школьник научится:

анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;

осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);

анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана;

сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.

владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;

проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;

осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов;

под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;

использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;

кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;

декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Школьник научится:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

создавать высказывания для решения различных коммуникативных задач, адекватно использовать в них разнообразные средства языка;

оперировать в речи языком предметной области (филологии, математики, естествознания, технологии), правильно (адекватно) использовать соответствующие понятия (лингвистические, математические, естественнонаучные и др.);

стараться уважать позицию партнёра в процессе совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем, принимать и реализовывать общее решение;

проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, оказывать помощь взрослым и сверстникам для достижения общего успеха.





Основное содержание учебного предмета

Труд человека кормит, а лень портит. 12 ч.

Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»*; С.Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; африканская сказка «Лентяйка»; Р. Сеф «Странное дело».

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца. 8 ч.

Русские народные сказки «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Кир Булычев «Авгиева лаборатория».

Унылая пора! Очей очарованье!.. 7 ч.

К. Бальмонт «Осень»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А. Пушкин «Осень»*; М. Лермонтов «Осень»; А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный....».

Много хватать — свое потерять. 5 ч.

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат», Дж. Родари «Солнце и туча».

Тайное всегда становится явным. 5 ч.

B. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».

Ежели вы вежливы... 3 ч.

C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».

Снег летает и сверкает... 8 ч.

С. Есенин «Береза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. Пушкин «Зимний вечер»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; A. Александрова «Снежок»*; Саша Черный «На коньках»; B. Драгунский «Кот в сапогах»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает...».

Каждый свое получил. 19 ч.

Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звездочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».

Жизнь дана на добрые дела. 8 ч.

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая Елка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».

За доброе дело стой смело. 8 ч.

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселева «Мальчик-Огонек»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. 15 ч.

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; адыгейская сказ­ка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; A. Платонов «Разноцветная бабочка».

Весна идет, весне дорогу!.. 9 ч.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; B.Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»), «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной».

Любовь — волшебная страна. 15 ч.

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; Братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и чудовище»; X. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Перышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*; И. Тургенев «Воробей».

Чудесное — рядом. 7 ч.

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю березу русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»; белорусская сказка «Музыка-чародейник»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковер»,Шефнер В.С. «Миг».





+

Тематическое планирование.

п/п

Наименование темы.

Количество часов.

1.

Труд человека кормит, а лень портит.

12

2.

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца


8

3.

Унылая пора! Очей очарованье!..

7

4.

Много хватать — своё потерять

4

5.

Тайное всегда становится явным

11

6.

Ежели вы вежливы…

3

7.

Снег летает и сверкает...

8

8.

Каждый своё получил

19

9.

Жизнь дана на добрые дела

8

10.

За доброе дело стой смело

8

11.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает


15

12.

Весна идет, весне дорогу!..

9

13.

Любовь — волшебная страна

15

14.

Чудесное — рядом

7


Итого за год.

133







Календарно – тематическое планирование (170 часов)

3 класс

урока

Наименование раздела,главы,темы, кол. час.

Тема урока

Формирование УУД

Виды уч-исслед. заданий

Форма контроля

Дата по плану


1 четверть - 36 часов.


Труд человека кормит, а лень портит - 10ч.

1

Сеф.Р. Лопата. Карганова Е. Лекарство без рецепта.

личностные: – формировать положительную

мотивацию к обучению и к чтению, сферу смыслообразования,

– развивать эмпатию; регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; познавательные: –ориентироваться в тексте

–анализировать произведение c точки зрения эмоционального характера; коммуникативные: -умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; -аргументировать свое предложение, умение и убеждать и уступать.


Тестовые задания.

Сентябрь

2


2

Ушинский К. Как рубашка в поле выросла.


Устный опрос.

5


3

Входная проверка техники чтения


проверка техники чтения

6


4

Благинина Е. Не мешайте мне трудиться. Баруздин С. Бревно.

Творческий проект «Пословицы о труде».

Устный опрос.

7


5

Русская народная сказка «Кому горшок мыть».


Тестовые задания.

9


6

Маршак С.Я. «Старуха, дверь закрой!»


Устный опрос.

12


7

Шварц Е. Сказка о потерянном времени.


Интерактивные задания.

Устный опрос.

13


8

Шварц Е. Сказка о потерянном времени. Инсценировка.

Задание исследовательского характера.

Устный опрос.

14


9

Крылов И. Стрекоза и Муравей.


Тестовые задания.

16


10

Лентяйка. Африканская сказка. Р.Сеф. Странное дело.

Викторина по сказкам.

Устный опрос.

19



Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца - 7ч.

11

Дочь - семилетка. Русская народная сказка.

личностные: – формировать нравственно-

этическую ориентацию;

– развивать эмпатию; регулятивные: – развивать навык контроля и самоконтроля при чтении - принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

познавательные: –ориентироваться в тексте, книге; –анализировать произведение c точки зрения эмоционального характера; коммуникативные: –соблюдать правила учебного сотрудничества

- аргументировать свое предложение, умение и убеждать и уступать.


Устный опрос.

20


12

Дочь - семилетка. Русская народная сказка. Инсценировка.


Тестовые задания.

21


13

Морской царь и Василиса Премудрая. Русская народная сказка.


Пересказ по картинному плану.

23


14

Морской царь и Василиса Премудрая. Русская народная сказка. Пересказ.

Интерактивные задания.

Устный опрос.

26


15

Армянская сказка «Золотое яблоко»


Кроссворд.

27


16

Булычёв К. Авгиева лаборатория.


Тестовые задания.

28


17

Булычёв К. Авгиева лаборатория. Пересказ.


Творческий пересказ.


30





" Унылая пора! Очей чарование"- 7ч.

18

Бальмонт К. Осень.

личностные: -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков людей; регулятивные: -учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей; познавательные: -учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, основам смыслового восприятия художественных текстов, осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию; коммуникативные: -учитывать разные мнения; -формулировать собственное мнение; -учить строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, учить задавать вопросы.

Конкурс чтецов.

Устный опрос.

октябрь

3


19

Соколов -Микитов И. Листопадничек.


Тестовые задания.



4



20

Тютчев Ф. Листья. Фет А. Ласточки пропали.

Интерактивные задания.

Устный опрос.



5


21

Паустовский К. Барсучий нос.


Кроссворд.

7


22

Паустовский К. Барсучий нос. Подробный пересказ.


Устный опрос.

10


23

Пушкин А. Осень. Лермонтов М. Осень.


Устный опрос.

11


24

Толстой А.К. "Осень! Обсыпается весь наш бедный сад..." Некрасов Н. " Славная осень!"

Радиоспектакль.

Радиоспектакль

12



Много хватать - своё потерять-3ч.

25

Английская сказка. Женщина, которая жила в бутылке.

личностные: - формировать ценностные ориентиры;

- развивать эмоционально-личностную децентрацию; регулятивные:

- развивать навыки контроля и

самоконтроля при чтении

- принимать и выполнять поставленную учебную задачу;

познавательные: -ориентироваться в тексте

-ориентироваться в книгах

-анализировать текст для выявления причинно-следственных связей; коммуникативные: -вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

-аргументировать своё мнение.


Устный опрос.

14


26

Английская сказка. Женщина, которая жила в бутылке. Пересказ.


Тестовые задания.

17


27

Аким Я.Л. Жадина. Зотов В.В. Бабушкин халат. Родари Дж. Солнце и туча.

Инсценировка.

Устный опрос.

18



Тайное всегда становится явным - 5ч.

28

Драгунский В.Ю. Тайное становится явным.

личностные:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес;

-готовность преодолевать школьные затруднения; регулятивные:

-выполнять инструкции учителя, действовать по предложенному плану, ориентироваться на общий способ действия; -контролировать действия (чужие и свои);

-оценивать свои достижения, осознавать трудности и стараться преодолевать их;

-принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

познавательные:

-находить нужную информацию в материалах учебника, пользоваться ею;

-анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, классифицировать, моделировать, обобщать материал.


Интерактивные задания.

Устный опрос.

19


29

НосовН.Н. Огурцы.


Кроссворд.

21


30

Осеева В.А. Почему.


Устный опрос.

24


31

Принцесса лгунья. Шведская сказка.


Тестовые задания.

25


32

Пантелеев Л. Честное слово.


Кроссворд.

26



«Ежели вы вежливы..» - 4ч.

33

Маршак С.Я. Урок вежливости. Пивоварова И.М. Вежливый ослик.


Интерактивные задания.

Устный опрос.

28


34

Проверка темпа чтения



Проверка темпа чтения.

31.10


35

Заходер Б.В. Очень вежливый индюк.



Викторина.

1


36

Осеева В.А. Волшебное слово.


Тестовые задания.

2


2 четверть – 28 часов.

Снег летает и сверкает… - 6ч.

37

Есенин С.А. Берёза. Пришвин М.М. Деревья в лесу. Никитин И.С. Весело сияет.

личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- сознательное отношение к своей речи, контроль за ней, понимание необходимости говорить понятно;

познавательные:

формулирование познавательной цели, анализ объектов, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение;

коммуникативные:

- выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, участвовать в совместных действиях, задавать вопросы;

регулятивные:

принимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия.

Конкурс чтецов.

Устный опрос.

Ноябрь

11



38

Пушкин А.С. Зимний вечер. Блок А.А. Ветхая избушка. Суриков Детство.


Тестовые задания.

14


39

Александрова З..А. Снежок. С.Чёрный на коньках.


Кроссворд.

15


40

Драгунский В.Ю. Кот в сапогах.


Тестовые задания.

16


41

Драгунский В.Ю. Кот в сапогах. Инсценировка.

Интерактивные задания.

Инсценировка произведения.

18


42

Дрожжин С.Д. Снег летает и сверкает… Бальмонт К.Д. Снежинка. Есенин. Стихи.


Устный опрос.

21



Каждый своё получил - 20ч.

43

Каждый своё получил. Эстонская сказка. Два брата. Латышская сказка.

личностные:

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес;

-готовность преодолевать школьные затруднения; регулятивные:

-выполнять инструкции учителя, действовать по предложенному плану, ориентироваться на общий способ действия; -контролировать действия (чужие и свои);

-оценивать свои достижения, осознавать трудности и стараться преодолевать их;

-принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

познавательные:

-находить нужную информацию в материалах учебника, пользоваться ею;

-анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, классифицировать, моделировать, обобщать материал.


Создание картинного плана.

Пересказ по картинному плану.

22


44

Ярмыш.Ю. Добрый клён. Озеро.


Устный опрос.

23


45

Черепаха и скорпион. Узбекская сказка.


Тестовые задания.

25


46

Крылов И. Чиж и Голубь. Толстой Л. Белка и волк. Комар и лев.


Кроссворд.

28


47

Проверка осознанности чтения


Проверка осознанности чтения.

29.11


48

Ладонщиков Г. Старые сказки.

Интерактивные задания.

Викторина.

30


49

Баба Яга. Русская народная сказка.


Пересказ по картинному плану.

Декабрь

2



50

Падчерица и мачехина дочка. Русская народная сказка.


Кроссворд.

5


51

Заходер Б. Серая Звёздочка.


Тестовые задания.

6


52

Заходер Б. Серая Звёздочка. Пересказ.


Тестовые задания.

7


53

Хромая Молли. Английская сказка.


Творческий пересказ с

изменением концовки текста.

9


54

Хромая Молли. Английская сказка. План текста.

Викторина по сказкам.

Викторина.

12


55

Златовласка. Чешская сказка.

Интерактивные задания.

Радиоспектакль

13


56

Златовласка. Чешская сказка. Сжатый пересказ.


Сжатый пересказ.

14


57

Дары феи Кренского озера. Итальянская сказка.


Викторина.

16


58

Дары феи Кренского озера. Итальянская сказка. Составление плана.


Тестовые задания.

19


59

Административная проверка техники чтения


Административная проверка техники чтения..

20


60

Дары феи Кренского озера. Итальянская сказка. Пересказ.


Творческий пересказ.

21


61

Мориц. Песенка про сказку.


Инсценировка произведения.

23


Жизнь дана на добрые дела - 6ч.

62

Мориц Ю. Разговаривали вещи.

личностные:

-уважение личности и ее достоинства;

-доброжелательное отношение к окружающим

позитивная моральная самооценка;

регулятивные:

-сличают свой способ действия с эталоном;

-вносят коррективы и дополнения в составленные планы;


Инсценировка.

Инсценировка.

26


63

Андерсен Г.Х. Пятеро из одного стручка.


Тестовые задания.

27


64

Андерсен Г.Х. Ель.


Устный опрос.

28


3 четверть

65

Андерсен Г.Х. Ель. Пересказ.

познавательные:

-осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

коммуникативные:

-умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

-регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.


Пересказ по картинному плану.

29





66

Пермяк Е. Некрасивая ёлка.


Тестовые задания.

Январь

13


67

Пермяк Е. Некрасивая ёлка. План текста.


Творческая работа.

16


68

Клюев Е.В. Сказки простого карандаша.

Проект. Книжка- раскладушка

Устный опрос.

17



За доброе дело стой смело - 9ч.

69

Клюев Е.В. Сказки простого карандаша.

личностные:

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес;

-готовность преодолевать школьные затруднения; регулятивные:

-выполнять инструкции учителя, действовать по предложенному плану, ориентироваться на общий способ действия; -контролировать действия (чужие и свои);

-оценивать свои достижения, осознавать трудности и стараться преодолевать их;

-принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

познавательные:

-находить нужную информацию в материалах учебника, пользоваться ею;

-анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, классифицировать, моделировать, обобщать материал.


Интерактивные задания.

Радиоспектакль

18


70

Иван - крестьянский сын и чудо - юдо. Русская народная сказка. Пересказ.


Пересказ по картинному плану.

20


71

Артюхова Н. Трусиха. Киселёва Э. Мальчик-Огонек.


Инсценировка произведения.

23


72

Полевой Б. Последний день Матвея Кузьмина.


Радиоспектакль

24


73

Полевой Б. Последний день Матвея Кузьмина. Анализ текста.


Тестовые задания.

25


74

Проверка техники чтения


Проверка техники чтения.

27


75

Высотский В. Он не вернулся из боя. Баруздин С. Страшный клад.

Конкурс чтецов.

Устный опрос.

30


76

Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.


Устный опрос.

31


77

Маршак С. Рассказ о неизвестном герое. Инсценировка.


Инсценировка.

Февраль

1




Кто родителей почитает, тот вовек не погибает - 17ч.

78

Осеева В. Печенье. Лекарство.

личностные:

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

-положительное отношение к учению, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

регулятивные:

-умение контролировать свою деятельность по результату;

-способность к волевому усилию.

познавательные: -ориентироваться в тексте произведения;

– анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей;

коммуникативные:

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-уметь слушать и слышать учителя; -использовать речь для регуляции своих действий.




Тестовые задания.

3


79

Емельянов Б. Мамины руки.


Пересказ по картинному плану.

6


80

Яковлев Л.В. Альбом фотографий.

Интерактивные задания.

Тестовые задания.

7


81

Квитко Л.М. Бабушкины руки.


Творческая работа.

8


82

Драгунский В.Ю. Бы.


Устный опрос.

10


83

АртюховаН.М. Трудный вечер.


Пересказ по картинному плану.

13


84

Зощенко М.М. Золотые слова.

Конкурс пословиц.

Радиоспектакль

14


85

Зощенко М.М. Золотые слова. Анализ текста.


Творческая работа.

15


86

Адыгейская сказка. Девочка- птичка.


Тестовые задания.

17


87

Адыгейская сказка. Девочка- птичка. Пересказ.


Творческий пересказ с

изменением концовки текста.

20


88

Птица- правда. Испанская сказка.


Тестовые задания.

21


89

Птица- правда. Испанская сказка. Подробный пересказ.


Подробный пересказ.

22


90



Платонов А. Разноцветная бабочка.

Викторина по сказкам.

Проверка правильности и выразительности чтении.

24



91

Платонов А. Разноцветная бабочка. План текста.

Интерактивные задания.

План текста.



27


92

Подземные царства. Русская народная сказка.


Тестовые задания.

28


93

Подземные царства. Русская народная сказка. План текста.


Устный опрос.

Март

1



Весна идёт, весне дорогу! - 14ч.

94

Тютчев Ф. Зима недаром злится.

личностные:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес;

-готовность преодолевать школьные затруднения; регулятивные:

-выполнять инструкции учителя, действовать по предложенному плану, ориентироваться на общий способ действия; -контролировать действия (чужие и свои);

-оценивать свои достижения, осознавать трудности и стараться преодолевать их;

-принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

познавательные:

-находить нужную информацию в материалах учебника, пользоваться ею;

-анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, классифицировать, моделировать, обобщать материал.


Конкурс чтецов.

Устный опрос.

3


95

Пришвин. Капля и камень.


Тестовые задания.

6


96

Железников В.К. Три ветки мимозы.

Интерактивные задания.

Кроссворд.

7


97

Северянин И. Отчего? Новицкая Г.М. Подснежник. Берестов В.Д. Мать- и- мачеха.


Тестовые задания.

10


98

Гоголь Н. "Весна, долго задерживаемая холодами…" Плещеев А. Весна.


Устный опрос.

13


99

Паустовский К. Стальное колечко.

Конкурс чтецов.

Пересказ по картинному плану.

14


100

Паустовский К. Г. Стальное колечко. Составление плана.


Радиоспектакль

15


101

Майков А. "Ласточка примчалась".


Инсценировка.

17


102

Проверка осознанности чтения

Толстой А.К. Звонче жаворонка пенье.

Интерактивные задания.

Проверка осознанности чтения.

Пересказ по картинному плану.

20







Радиоспектакль.

103

Фет А. "Я пришёл к тебе с приветом…"

личностные: – формировать ценностные ориентиры;

– развивать эмоционально-личностную децентрацию; регулятивные:

– развивать навыки контроля и

самоконтроля при чтении;

– принимать и выполнять поставленную учебную задачу; познавательные: – ориентироваться в тексте;

– ориентироваться в книгах;

– анализировать текст для выявления причинно-следственных связей; коммуникативные: – вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

– аргументировать своё мнение.


Инсценировка.

21


104

Чехов А.П. Весной.


Викторина.

22


105

Аким Я. Л. Апрель, Блок А. А. Вербочки.


Устный опрос.



23



106

Чарская Л. А. Дивные звуки. Благинина Е. А. Черемуха.

Проект «Твори добро».

Устный опрос.

Апрель

3



Любовь - волшебная страна -15ч.

107

Берестов В.Д. Вечер. В мокрых цветах подоконник…

личностные:

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

-положительное отношение к учению, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

регулятивные:

-умение контролировать свою деятельность по результату;

-способность к волевому усилию;

познавательные: -ориентироваться в тексте произведения;

– анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей;

коммуникативные:

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-уметь слушать и слышать учителя; использовать речь для регуляции своих действий.



Интерактивные задания.

Пересказ по картинному плану.

4


108

Вагнер Н. Сказка.


Инсценировка

5


109

Вагнер Н. Сказка. Анализ текста.


Анализ текста.

7


110

Братья Гримм. Рапунцель.


Тестовые задания.

10


111

Братья Гримм. Красавица и Чудовище.

Викторина по сказкам.

Викторина.

11


112

Братья Гримм. Красавица и Чудовище. Инсценировка.


Инсценировка.

12


113

Андерсен Г.Х. Ромашка.

Интерактивные задания.

Устный опрос.

14


114

Сильверстейн Ш. Щедрое дерево.


Устный опрос.

17


115

Пёрышко Финиста - ясна сокола. Русская народная сказка.

Викторина по сказкам.

Творческий пересказ с

изменением концовки текста.

18


116

Административная проверка техники чтения за год.


Административная проверка техники чтения.

19


117

Пёрышко Финиста - ясна сокола. Русская народная сказка. Анализ текста.

Интерактивные задания.

Анализ текста.

21


118

Каменный принц и прекрасная Померанца. Польская сказк


Сжатый пересказ.

24


119

Фет А. "Облаком волнистым…!


Устный опрос.

25


120

Тургенев И. Воробей.

Конкурс чтецов.

Пересказ по картинному плану.

26



Чудесное - рядом - 13ч.

121

Сеф Р. Чудо. Прокофьев А. "Люблю берёзку русскую..."

личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- сознательное отношение к своей речи, контроль за ней, понимание необходимости говорить понятно;

познавательные:

формулирование познавательной цели, анализ объектов, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение;

коммуникативные:

- выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, участвовать в совместных действиях, задавать вопросы;

регулятивные:

принимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия.



Творческая работа.



28



122

Паустовский К. Г. Заботливый цветок.


Викторина.

Май 2


123

Жуковский В. "Родного неба милый свет..." Маршак С. О том, как хороша природа.


Тестовые задания.

3


124

Абрамцева Н.К. Радуга.


Устный опрос.

5


125

Могутин Ю.Н. Берег бродячих камешков.

Инсценировка.

Устный опрос.


8



126

Пришвин М.М. Дятел.


Кроссворд.

10


127

Астафьев В.П. Стрижонок Скрип.


Устный опрос.

12


128

Астафьев В.П. Стрижонок Скрип. План текста.


План текста.

15


129

Дриз О.О. Счастье.


Тестовые задания.

16


130

Заходер Б. Что красивей всего?

Проект «Сказки».

Устный опрос.

17


131

Белорусская сказка Музыка - чародейник.


Тестовые задания.

19


132

Итальянская сказка. Тайна Флорио.

Интерактивные задания.

Радиоспектакль

22


133

Мазнин И.А. Давайте дружить. Ким Ю.Ч. Летучий ковёр. Шефнер В.С. Миг.


Викторина.

23 24



Итого: 133ч.
























Результаты и система их оценки.

Критерии оценивания


Оценка за устный ответ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

- показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала, полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;

- самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы, устанавливать межпредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;

- последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал, давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии, делать собственные выводы;

- формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя;

- самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу;

- самостоятельно, уверено и безошибочно применять полученные знания в решении проблем на творческом уровне, допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя, имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу.

Оценка «4» ставится, если ученик:

- показывает знания всего изученного программного материала, даёт полный и правиль-ный ответ на основе изученных теорий;

- материал излагает в определённой логической последовательности, допуская при этом одну не грубую ошибку или не более двух недочётов, может их исправить самостоятельно;

- делает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определений, понятий;

- допускает небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи;

- применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использует научные термины;

- не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируются, но работает медленно), допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.


Оценка «3» ставится, если ученик:

- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений, выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;

- допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии;

- не использует в качестве выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов.

- отвечает неполно на вопросы учителя;

-обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении теста учебника.


Оценка «2» ставится, если ученик:

- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

- не делает выводов и обобщений;

- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

- имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

- при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя

Темп и оценивание техники чтения


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 четверть


30-45 слов

50-55 слов

70-75 слов

2 четверть

(1 полугодие)


35-40 слов

55-60 слов

75-80 слов

3 четверть


40-45 слов

60-65 слов

80-85 слов

4 четверть

(2 полугодие)

25-30 слов

45-50 слов

65-70 слов

85-90 слов



3 класс: Обязательный уровень:

Чтение наизусть - 10-12 стихотворений, 1-3 отрывка из прозы




Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст


Выразительное чтение стихотворения

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение


Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям


Чтение по ролям

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно


Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям


Пересказ


Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Контрольно-измерительные материалы

Техника чтения, 3 класс

Входной контроль техники чтения.

Подорожник.


Отгадайте, что за доктор Айболит у дороги сидит?

Подорожник.

Трава такая незаметная. И незаметная, и терпеливая, и живучая.

Растёт, где придётся. На булыжной дороге, между камней. На сухой утоптанной тропинке, где земля растрескалась.

Наступишь на него – вытерпит.

Проедет по нему тележное колесо – вытерпит.

Грузовик по листьям прокатит – всё равно вытерпит. Приподнимутся листья, расправят жилочки, разгладятся.

Сам себя лечит подорожник.

А недавно я ногу поцарапал, и заболела у меня нога.

- Подорожник вылечи!

- Давай вылечу.

Сорвал я листочек подорожника. Приложил к больному месту.

Всё и зажило. (84 слова)



  • Что ты узнал о «докторе Айболите», который у дороги сидит?

  • Чем подорожник полезен людям?


С утра до вечера.


Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

- А, ты так со мной!- сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.

Мышей у меня было много. Я слышал – ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей. (100 слов)



  • Что ты узнал о еже

Контроль техники чтения за первую четверть.

3 класс

Брат и младшая сестра.


Идут Санька и Варька из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

11

- Что ж ты, Санька… - говорит бабушка. – Маленькая – то больше набрала!

20

- Ещё бы! – отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала.

31

Во второй раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

48

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет…

61

68

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки – меньше.

77

Встречается бабушка.

79

- Что же ты, - говорит, - Саша? Малина-то высоко растёт!

87

- Высоко, - соглашается Санька.

90

- Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

98

- Ещё бы! – отвечает Санька.- Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!


111

114

  • В каких словах особенно проявляется забота брата о младшей сестре?




ЁЖ.


Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустиком заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал :тук-тук. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

- А, ты так со мной! – сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.

Мышей е меня было много. Я слышал – ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей. ( 100 слов)


  • Расскажи о встрече писателя с ёжиком.


  • Что ты узнал о еже?



  • С какой целью ёжика взяли жить в дои?

Контроль техники чтения за первое полугодие.


Петух и наседка.


Во дворе наседка водит за собой цыплят.

Она теперь не просто курица. Она мамаша большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей.

Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распушилась. Вдвое себя толще.

Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет.

Приблизился было к цыплятам петух, главный куриный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги. Изогнутые шпоры на лапах.

Этот петух никогда и людей-то не боялся. Орёл!

А тут приблизился к цыплятам. И моргнуть не успел, как налетела наседка да клювом его – тюк, тюк, тюк!

Присел петух на свои шпоры, квакнул совсем по- лягушачьи: «Куа–а–ак!...»

И стремглав под забор.

(100 слов)


  • Когда обычную курицу называют наседкой»»?

  • Какой она становится по внешнему виду, характеру?

  • Расскажи, как она расправилась с петухом?

7

18

22

31

33

45

48

58

60

61

69

71

77

86

100




Слон сильный и умный.


Слон большой, слон сильный и умный, это все знают.

Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.

А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удаётся. А у слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.

Бывает, у слоновой тропы свернётся кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Слонёнок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет, топчет питона, как будто пляшет на нём. А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от слонихи-мамы, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.


  • Какую работу может выполнять домашний слон?


  • Как слоны оберегают своих детей


9

20

23

36

48

58

69

79

93

110

113





Контроль техники чтения за третью четверть.

3 класс

Томка


У охотника я увидел пёсика.



5

Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

12

Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте

20

помогает, и умный-то, и не грязнуля. От этого пёсика, говорит,

30

есть щенки. Приходите – поглядите.

34

И мы с ним пошли.

39

Щенки небольшие – только что научились ходить.

45

«Который-то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте.

54

Как узнать – кто толковый, а кто не годится?»

62

Вот один щенок - ест да спит. Из него лентяй получится.

72

Вот злой щенок - сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И

83

его не возьму – не люблю злых собак.

90

А вот ещё хуже – он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а

103

лижется.

104

Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал

114

от него. Почует он её или не почует?

122

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал – не у них ли

133

деревяшка? Нет, не нашёл.

137


И вот он стал нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал.

151

Почуял.

152

Я обрадовался. «Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и

162

дичь не спрячется».

165

Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

172




  • Расскажи, как охотник выбирал щенка.


  • Какого щенка он выбрал и почему?


Контроль техники чтения за второе полугодие.


Дружок


Один раз мы с Мишкой сидели дома.



7

Вдруг кто-то постучал в дверь. Мишка побежал отворять.

15

Оказался почтальон. Мишка, радостный вбежал в комнату с

23

письмом в руках.

26

- Может быть, это про нашего Дружка. – сказал он и стал

36

разбирать на конверте адрес, который был написан

43

неразборчивыми каракулями.

45

Весь конверт был усеян штампелями и наклейками с

63

надписями.

64

- Это не нам письмо, - сказал, наконец, Мишка. – Это маме.

73

Какой- то шибко грамотный человек писал. В одном слове

81

две ошибки сделал: вместо «Песчаная» улица написал

88

«Печная». Видно, письмо долго по городу ходило, пока куда

97

надо дошло… Мама! – закричал Мишка. – Тебе письмо от

105

какого-то грамотея!

107

- Что за грамотей?

110

- А вот почитай письмо.

114

Мама разорвала конверт и стала читать вполголоса:

121

- «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького.

128

Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень

141

люблю…» Что это? – говорит мама. – Это ведь ты писал!

150

Я засмеялся и посмотрел на Мишку. А он покраснел, как

160



  • Почему Мишка не узнал своего письма?


  • Как чувствовал себя Мишка, после того как мама прочитал


Встреча со змеёй.


Я вышел на полянку. Над пёстрыми цветами кружились пчёлы, мухи, жуки.

11

Устав, я лёг на душистую траву.

17

Моё внимание привлёк зелёный кузнечик. Он сидел на травинке и звонко стрекотал.

28

29

Но вот кузнечик высоко подпрыгнул и исчез. Что-то его спугнуло.

39

Заинтересовавшись, я стал всматриваться в траву. У большого пня, где фонариками горели красные ягоды, свернувшись, лежала змея.

49

56

Она грелась на солнышке.

60

«Так вот кого испугался кузнечик!»

65

От этой неожиданной встречи я растерялся. Кувшин выпал из рук… Почуяв опасность, змея зло зашипела и стала быстро разворачивать длинное чешуйчатое тело. Сплюснутая головка медленно закачалась в воздухе. В раскрытой пасти были видны острые, как иглы, зубы. Маленькие агатовые крупинки глаз ярко сверкали.

76

86

96

107

108

Я попятился…

110

Змея, переливаясь на солнце чешуйками, заскользила по траве.

118



  • Какие чувства испытывает человек при встрече со змеёй.


  • Как надо вести себя в этой ситуации?





Я очень люблю эти простые цветы - весёлые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.

Всё лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов. (75 слов)


Серебряное блюдечко и наливное яблочко.


Жили – были крестьянин с женой. У них было три дочери, все три красавицы. Старшие две – ленивые да нарядчицы, всё бы им сидеть да охорашиваться. А третья, младшая, Алёнушка – работящая и скромная. Краше всех сестёр была Алёнушка.

13

25

35

36

Обо всём заботиться Алёнушка: и избу приберёт, и обед сготовит, и огород выполет, и воды принесёт. С родителями была она ласкова, к людям приветлива. Любили её отец с матерью больше всех дочерей. А от этого старших сестёр зависть брала.

48

60

73

75

Раз уехали отец с матерью в поле. Подошла к дому бедная старушка и попросила хлеба. Старшие сёстры и говорить с ней не захотели, а Алёнушка вынесла старушке калач и проводила её за ворота.

89

101

108

- Спасибо тебе, девица, - сказала старушка.

113

За доброту твою вот тебе совет: поедет твой батюшка на ярмарку, попроси купить его тебе для забавы серебряное блюдечко да наливное яблочко. А коль случится нужда у тебя, девицы, - помогу тебе.

139

151

157

Помни: живу я на краю леса дремучего, и идти до моей избушки ровно три дня и три ночи.

173

175





Постарайся доказать, что Алёнушка была другая, чем её сестрицы.














Согласовано Согласовано

Протокол заседания заместитель директора по методического совета учебно-воспитательной

МБОУ Степано-Савченской ООШ работе

от___________2015 г №______ ----------------Коношко О.В.

______________Ефименко Л.Г. ----------------2015г.