СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся коррекционного класса ( начальная школа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с программой по русскому языку коррекционной школы 8 вида.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся коррекционного класса ( начальная школа)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Берёзовская средняя общеобразовательная школа”

663845 Красноярский край, Нижнеингашский район, п. Канифольный,

ул. Школьная, д. 2, тел. 39171-32- (4-73), email: [email protected]

РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета Протокол №____от_____

«28» августа 2015

СОГЛАСОВАНО

Заместитель Директора школы по УВР ________ Е.В. Тюхтеева

«30» августа 2015

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Березовская СОШ» _________ Е.Н.. Куксенко

«10 » сентября 2015












Адаптированная образовательная

программа логопедической коррекции





Класс 1,2,4

Составитель Сазонова Ольга Викторовна

Учебный год 2015-2016


п. Канифольный

  1. Пояснительная записка

Логопедическая работа в коррекционном классе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития обучающихся  с ОВЗ.

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи обучающихся. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Нарушения речи у большинства обучающихся, поступивших в коррекционный класс, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:

-   нарушение звукопроизношения;

-   недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

-   аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

-   нарушение сложных форм словообразования;

-   недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

-   нарушение чтения;

-   нарушение письма.

Исходя из этого, логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации воспитанников.

Основные задачи программы:

1.      Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

2.      Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3.      Обогащать и активизировать словарный запас воспитанников, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

4.      Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

  1. Методологические и теоретические основы программы.

Программа логопедической  коррекции для обучающихся 12,4 классов  имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:

- принцип гуманизма — вера в возможности обучающегося, позитивный подход;                 

-  принцип системности — рассмотрение воспитанника как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта;. рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

-     принцип реалистичности - учёт реальных возможностей воспитанника, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

-      принцип деятелъностного подхода — опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

-         принцип индивидуально-дифференцированного подхода — изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанника, целей работы;

-     принцип системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Pay и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

 

  1. Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи обучающихся с умственной отсталостью требует организации специальной логопедической работы.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся. В первом классе группа комплектуется только из обучающихся первого класса, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет 2 — 4 обучающихся.

На занятие с группой обучающихся отводится 25 - 30 минут, на индивидуальное занятие - 20 минут на каждого воспитанника.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала воспитанниками.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза). В структуру занятия могут входить:

-   упражнения для развития артикуляционной моторики;

-   упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

-   дыхательная гимнастика;

-   коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

-   формирование фонематических процессов;

-   работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

-   работа над предложением;

-   обогащение и активизация словарного запаса;

-   развитие связной речи.


Программа рассчитана в 1 классе- 68 часов; во 2, 4 классе- 68 часов.

  1. Требования к знаниям и умениям обучающихся


1   класс.

Обучающиеся должны уметь:

-   различать звуки на слух и в произношении;

-   анализировать короткие слова по звуковому составу, составлять слова из букв разрезной азбуки;

-   читать по слогам слова, предложение, короткие тексты;

-   слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

-   писать строчные и прописные буквы.

2   класс.

Обучающиеся должны уметь:

-анализировать слова по слоговому и звуковому составу;

-   различать гласные и согласные звуки;

-   различать твердые и мягкие согласные;

-   читать по слогам короткие тексты;

-   слушать небольшую сказку, рассказ;

-   списывать с рукописного и печатного текста.


4   класс.

Обучающиеся должны уметь:

-   анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

-   составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложения;

-   списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

-   писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).


  1. Содержание программы учебного курса

1 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

Содержание темы

1

Фронтальное обследование

2

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи), состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи

(импрессивной).

2.

Коррекционная работа

64

Подготовительный этап ( 5 часов)

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.(5 часов)

Согласные  звуки и буквы.(34 часа)

Гласные звуки и буквы второго ряда.(4 часа)

Дифференцирование гласных первого и второго ряда.(3 часа)

Твёрдые и мягкие согласные.(13 часов)

3

Фронтальное обследование обучающихся за год.


2

Состояние звукопроизношения. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи), состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной).Проверка техники чтения.

2 класс


п/п

Тема

Кол-во

часов

Содержание темы

1

Фронтальное обследование

2

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи), состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи

(импрессивной).

2.

Коррекционная работа

64

Подготовительный этап ( 7 часов)

Звуки и буквы.(15 часов)

Слоговой состав слова. (6 часов)

Дифференцирование твердых и мягких согласных звуков, имеющих артикуляционно – акустическое сходство. (8 часов)

Дифференцирование свистящих и шипящих согласных. (17 часов)

Слово (7 часов)

Предложение (4 часа)

3

Фронтальное обследование обучающихся за год.


2

Состояние звукопроизношения. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи), состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной).Проверка техники чтения.


4 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

Содержание темы

1

Фронтальное обследование

2

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи), состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи

(импрессивной).

2.

Коррекционная работа

64

Подготовительный этап( 7 часов)

Звуки и буквы.(17 часов)

Слоговой состав слова. (6 часов)

Дифференцирование звонких и глухих согласных звуков, имеющих артикуляционно – акустическое сходство. ( 8 часов)

Дифференцирование свистящих и шипящих согласных. ( 15 часов)

Слово( 7 часов)

Предложение. ( 4 часа)

3

Фронтальное обследование обучающихся за год.


2

Состояние звукопроизношения. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи), состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной).Проверка техники чтения.


  1. Средства контроля


Вид и тема контроля

Дата проведения

план

факт

1

Вводный диктант 2 кл

03. 09.15


2

Вводный диктант 4 кл

02.09.15


3

Лист динамики речевого развития

04.09.15



  1. Календарно-тематический план


1 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Словарь


Дата

план

Дата факт

I.Фронтальное обследование (2 часа)

1


Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций.

Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи.

Воспроизведение звукослоговой структуры слова.

Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи), состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной).

1



01.09


2

Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи.

Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

2



03.09


Коррекционная работа (64часа)

Подготовительный этап ( 6 часов)

3

Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.

1

Квадрат

Дары Фребеля

17.09


4

Обводка трафаретов.

Штриховка фигур.

1

треугольник

Дары Фребеля

22.09


5

Распознавание неречевых звуков.

Игры со звучащими музыкальными игрушками:

-узнавание игрушки по звучанию;

-воспроизведение звука на музыкальном инструменте.

Узнавание предмета по характерному для него шуму, звуку.

1

колокольчик

Дары Фребеля

24.09


6

Узнавание голосов животных.

Дидактическая  игра «Кто как кричит?»

Подражание голосам животных.

1

лошадь


29.09


7

Артикуляционный аппарат (органы речи).

Знакомство с артикуляционным аппаратом. Дыхательные упражнения. Артикуляционные упражнения.

1

море


01.10


8

Распознавание речевых звуков.

1.Узнавание голосов друзей

2.Выполнение инструкций учителя - логопеда.

1

друг

Дары Фребеля

06.10


Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.(5 часов)

9

Звук а. Буква а.

Анализ звукового состава слова.

1

Арка

автомобиль

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр13

08.10


10

Звук у. Буква у. Выделение первого и последнего звука в коротких трехбуквенных и четырехбуквенных словах.

1

волнушки

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 16

13.10


11

Звук м. Буква м. Определение количества звуков в словах (Маша, мама, Оля, утка, Аня, шар, кот, мир).

1

Морозко


15.10


12

Звук о. Буква о.

Звуки а, у, о, м.

Буквы а, у, о, м.

Чтение слогов и слов.

1

дупло

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 19

20.10


13

Звук с. Буква с. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

сокол


22.10


Согласные  звуки и буквы.( 34 часа)

14

Звук х. Буква х. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

хобот


27.10


15

Звук ш. Буква ш. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

шапокляк

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 129

29.10


16-17

Дифференцирование звуков с - ш. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

2

пешеход

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 54-55

10.11-17.11


18

Звук л. Буква л. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

юла


19.11


19

Гласный звук ы. Буква ы. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

ноты

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 25

24.11


20

Звук н. Буква н. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

наст

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 51

26.11


21

Звук р. Буква р. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

рысь


01.12


22

Дифференцирование звуков л – р. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

Рыба-молот

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 46

03.12


23

Звук к. Буква к. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

колокол


08.12


24

Звук п. Буква п. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

пост


10.12


25

Звук т. Буква т. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

табурет


15.12


26

Дифференцирование звуков п - т. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

галоп

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 3 стр 39

Мазанова Е.В. Логопедия Оптическая дисграфия РТ стр 13

17.12


27

Дифференцирование звуков к – т. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

котище


22.12


28

Звук и. Буква и. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

калитка

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 28

24.12


29

Дифференцирование звуков и – ы. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

кит

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 23-24

12.01


30

Звук з. Буква з. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

зобок


14.01


31

Дифференцирование звуков з – с. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

нарцисс

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 72

19.01


32

Звук в. Буква в. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

веретено


21.01


33

Звук ж. Буква ж. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

крыжовник

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 123,126

26.01


34

Правописание жи

1



28.01


35

Дифференцирование звуков ш – ж. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

шов

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 77

02.02


36

Звук б. Буква б. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

борозда


04.02


37

Дифференцирование звуков п – б. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

брошка

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 54

09.02


38

Звук г. Буква г. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

горошек


11.02


39

Дифференцирование звуков г – к. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

маркиз

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 58

16.02


40

Звук д. Буква д. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

дуб


18.02


41

Дифференцирование звуков т – д. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

долото

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 67

25.02


42

Звук й. Буква й. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

чайка


01.03


43-44

Дифференцирование звуков и-й. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

2

чайник


03.03- 10.03


45-46

Буква ь. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

2

лось

Мазанова Е.В. Логопедия № 1 стр 27

15.03-17.03


Гласные звуки и буквы второго ряда.(4 часа)

47

Звук е. Буква е. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

теремок

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 38

22.03


48

Звук ё. Буква ё. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

сверток

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 42

24.03


49

Звук я. Буква я. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

ярмарка

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 31

05.04


50

Звук ю. Буква ю. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

юнга

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 34

07.04


Дифференцирование гласных первого и второго ряда.(3 часа)

51

Дифференцирование гласных а – я. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

паяц

Мазанова Е.В. Логопедия РТ №1 стр 10

12.04


52

Дифференцирование гласных о – ё. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

ковер

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 19

14.04


53

Дифференцирование гласных е – ю. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

полет

Мазанова Е.В. Логопедия РТ №1 стр 19

19.04


Твёрдые и мягкие согласные.(13 часов)

54

Звук ц. Буква ц. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

цапля

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 3 стр 70

Мазанова Е.В. Логопедия Опт. дисграфия стр 23

21.04


55

Звук ч Буква ч. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

четверть


26.04


56

Звук щ. Буква щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

щегол

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 3 стр 73

Мазанова Е.В. Логопедия Опт. дисграфия РТ стр 26

28.04


57

Дифференцирование звуков ц – ч. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

царевна

03.05


58-59

Дифференцирование  звуков ч-щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

2

Щелкунчик


Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 68

05.05


60-61

Дифференцирование звуков ш –щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

2

помещение

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 3 стр 58

Мазанова Е.В. Логопедия Опт. дисграфия РТ №1 стр 21

10.05


62

Звук ф. Буква ф. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

фазан


12.05


63

Дифференцирование звуков в – ф. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

аквариум

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 64

17.05


64

Звук э. Буква э. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

эмблема

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 22

19.05


65

Дифференцирование звуков э – е. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1

элеватор


24.05


66

Повторение пройденного за год. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

1


Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 85

26.05


67-68 Фронтальное обследование обучающихся за год. Проверка техники чтения.




2 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Словарь


Дата

план

Дата факт

  1. Фронтальное обследование обучающихся. (2 часа)

  1. Коррекционная работа.

Подготовительный этап ( 7 часов)

3

Артикуляционные упражнения.

Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.

1

Школьные принадлежности

Дары Фребеля

03.09


4

Артикуляционные упражнения.

Развитие и уточнение пространственных представлений.

1

Вверх, вниз, влево, вправо

Дары Фребеля

08.09


5

Артикуляционные упражнения.

Развитие и уточнение временных представлений.

1

Раньше, позже, старше, младше

Дары Фребеля

10.09


6

Артикуляционные упражнения.

Артикуляционный аппарат (органы речи). Развитие кинестетических ощущений (положение губ, языка, зубов, участие голосовых связок).

1

Широкий, узкий

Дары Фребеля

15.09


7

Предложение и его схема.

Составление предложения по схеме.

1

Точка, запятая, начало, конец

Дары Фребеля

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 4 стр 9

17.09


8

Распространение предложений

Работа с деформированным предложением

1

признак

Дары Фребеля

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 4 стр 11

22.09


9

Слово.

Слог - часть слова

1

Овощи

фрукты

Дары Фребеля

Мазанова Е.В. Логопедия рт № 1 стр 43

Мазанова Е.В. Логопедия РТ №1 стр 90

24.09


Звуки и буквы.(17 часов)

10

Звуковой состав слова.

Гласные и согласные звуки.

1

Иволга

Мазанова Е.В. Логопедия рт № 1 стр 34-35

29.09


11

Выделение из слов гласных первого ряда.

1

Ласточка

Мазанова Е.В. Логопедия рт № 1 стр 37,38,41

01.10


12

Слогообразующая роль гласных.


семья

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 92

Мазанова Е.В. Логопедия рт № 1 стр 44, 45, 46

06.10


13

Образование гласных второго ряда.

1

актёр

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 16

08.10


14

Буквы А-Я. Выделение из слов гласных второго ряда.

1

ястреб

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 19

13.10


15

Буквы У-Ю. Выделение из слов гласных второго ряда.

1

утюг

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 23

15.10


16

Дифференцирование гласных первого и второго ряда О-Ё в слогах и словах.

1

осётр

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 27

20.10


17

Дифференцирование гласных И – Ы  в предложениях и текстах.

1

Выл

вил

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 36

22.10


18

Правописание сочетаний жи – ши.

1

машина


29.10


19

Дифференцирование гласных а – я  в слогах, словах, предложениях и текстах.

1

пасмурная

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 20

10.11


20-21

Правописание сочетаний ча – ща.

2

часто


12.11-17.11


22

Дифференцирование гласных У – Ю в слогах, словах, предложениях, текстах.

1

надеваю

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 25

19.11


23-24

Правописание сочетаний чу – щу.

2

Лечу

ищу


24.11-26.11


25

Дифференцирование гласных О – Ё.

1

осел

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 30

01.12


26

Дифференцирование гласных Э – Е.

1

этажерка


03.12


Слоговой состав слова. (6 часов)

27-28

Понятие «слог». Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение в 1-2-х сложных словах

2

Лед

зима

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 95

08.12-10.12


29

3-х сложные слова с простым открытым слогом. Ударный слог. Безударная гласная.

1

Декабрь

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 98

15.12


30-31

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове. Правила переноса

2

Забава

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 100

17.12-22.12



31

Согласные звуки. Дифференцирование гласных и согласных звуков.

1

конюшня


24.12


Дифференцирование твердых и мягких согласных звуков, имеющих артикуляционно – акустическое сходство. (8 часов)

32-33

Дифференцирование звуков р – л, р΄-л΄.

2

развлечение

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 142, 146

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 75-76

12.01-14.01


34-35

Дифференцирование звуков п – б, п΄– б΄

2

Почка- бочка

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 53-59

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 10-13

19.01

21.01


36-37

Дифференцирование звуков в – ф, в΄– ф΄.

2

кузовок

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 64-70

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 20-25

26.01-28.01


38

Дифференцирование звуков г– к, к΄–г΄.

1

Галька-калька

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 76-80

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 30-31

02.02-


39

Дифференцирование звуков д – т, д.΄– т.΄

1

долото

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 92-96

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр37-39

04.02


Дифференцирование свистящих и шипящих согласных. (15 часов)

40

Дифференцирование звуков с – з.

1

зоосад

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 113

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 45-47

09.02


41

Дифференцирование звуков ш – ж.

1

шуруп

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 132

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 51-52

11.02


42-43

Правописание жи – ши.

2

Стрижи

камыши


16.02-18.02


44

Дифференцирование звуков с – ш.

1

Колосочек

горшочек

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 152

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 54-55

25.02


45

Дифференцирование звуков ш – щ.

1

Щавель

Шляпа


01.03


46

Дифференцирование звуков з – ж.

1

Лужайка

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 159

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 58-59

03.03


47

Дифференцирование звуков ч – щ.

1

черепашка

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 167

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 68-69

10.03


48-49

Правописание сочетаний  ча – ща, чу – щу.

2

часовщик


15.03-17.03


50

Дифференцирование звуков ц – ч.

1

учительница


22.03


51

Обозначение мягкости согласных буквой ь.

1

Кульки

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 41

24.03-05.04


52

Обозначение мягкости согласных буквой ь в середине слова.

1

карась

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 44

07.04-12.04


53

Разделительный ь. Звуковой анализ слов.

1

щавель

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 50

14.04-19.04


Слово (7 часов)

54

Слова, которые обозначают предметы. Различие по вопросам  кто? что?

1

ракушка

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 3 стр 19-20

21.04


55

Имена собственные. Большая буква в именах собственных (имена, фамилии людей, клички животных).

1

Буратино

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 4 стр16

26.04


56

Предлоги. Правописание предлогов (в, из, на, у, с).

2

Трамвай

дуб

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 3 стр 42,43,49-50

28.04-03.05


57

Единственное и множественное число слов, обозначающих предметы. Группировка предметов по темам.

1

жеребята

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 3 стр 21,23, 27,29

05.05


58


Слова, которые обозначают действия предметов. Название предметов действий по вопросам: что делает? что делают? что делал?

Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подаёт, кто как передвигается).

1

Виляет

мелькает

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 3 стр 31, 32

10.05


59

Умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

1

Рожь поспевала

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 3 стр 33, 34

12.05


Предложение (4 часа)

61

Построение простого предложения. Составление предложений по вопросам, по картинкам.

1

варенье

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 3 стр 38, 49

17.05


62

Заканчивание начатого предложения.

Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку.

1

конура

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 3 стр 50

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 4 стр 15

19.05


63

Выделение предложения из текста.

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

1

Пятачок

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 4 стр 19

24.05


64

Проверочная работа.

Повторение пройденного за год.


1



27.05


III Фронтальное обследование устной и письменной речи обучающихся. (2 часа)












4 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Словарь


Дата

план

Дата факт

  1. Фронтальное обследование обучающихся. (2 часа)

  1. Коррекционная работа.(64 часа)

Подготовительный этап( 7 часов)

3

Артикуляционные упражнения.

Органы речи. Звуки речи. Развитие кинестетических ощущений. Положение губ, языка, зубов, участие голосовых связок.

1

Десны


03.09


4

Артикуляционные упражнения.

Развитие и уточнение пространственных представлений.

1

Влево

Вправо

Далеко

близко


08.09


5

Артикуляционные упражнения.

Развитие и уточнение временных представлений.

1

Поздно

рано


10.09


6

Предложение и его схема.

Составление предложения по схеме.

1

хворост

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 4 стр 10

15.09


7

Распространение предложений

Работа с деформированным предложением

1

водопой

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 4 стр 12

17.09


8

Слово. Слог - часть слова

1

степи

Мазанова Е.В. Логопедия рт № 1 стр 45

22.09


9

Слогообразующая роль гласных.

1

парашютист

Мазанова Е.В. Логопедия рт № 1 стр 44

24.09


Звуки и буквы.(17 часов)

10

Звуковой состав слова.

Гласные и согласные звуки.

1

рыболов

Мазанова Е.В. Логопедия рт № 1 стр 36, 38,39,42

29.09


11

Алфавит. Образование гласных второго ряда.

1

пасмурная

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 16

01.10


12

Дифференцирование гласных звуков А-Я, имеющих акустическое сходство.

1

замещаю

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 20

06.10


13

Дифференцирование гласных звуков У-Ю, имеющих акустическое сходство.

1

Тёк- тюк

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 25

08.10


14

Дифференцирование гласных звуков О-Ё имеющих акустическое сходство.

1

слякоть

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 30

13.10


15

Дифференцирование гласных звуков Е–Ё, имеющих акустическое сходство.

1

медальон

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 31

15.10


16

Дифференцирование звуков С – Ш

1

Малыш

Карлсон


20.10


17

Дифференцирование звуков Ш – Ж

1

волнушка


22.10


18

Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи – ши

1

Шиповник

ежиха


29.10


19

Дифференцирование согласных Ч – Щ

1

танцовщица


10.11


20-21

Сочетание гласных с шипящими. Правописание ча – ща,

2

чаща


12.11-17.11


22

Дифференцирование фонем, имеющих акустическо – артикуляционное сходство С – Щ

1

сокровища


19.11


23-24

Правописание сочетаний чу – щу.

2

чудовище


24.11-26.11


25

Дифференцирование согласных С – Ч

1

силач


01.12


26

Дифференцирование согласных Ч – Ц

1

сачок


03.12


Слоговой состав слова. (6 часов)

27-28

Деление слов на слоги. Ударение. Различение ударных и безударных гласных.

Правописание безударных гласных путём изменения формы слова  или подбора по образцу родственных слов. 

2

дымоход

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 100

Мазанова Е.В. Логопедия рт № 1 стр 48-49

08.12-10.12


29

Ударный слог. Безударная гласная. Правописание безударных гласных путём изменения формы слова  или подбора по образцу родственных слов. 

1

гражданин

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 103

15.12


30-31

Правописание безударных гласных путём изменения формы слова  или подбора по образцу родственных слов. 

2

зимовка

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 107

17.12-22.12



31

Правописание безударных гласных (проверочная работа)

1



24.12


Дифференцирование звонких и глухих согласных звуков, имеющих артикуляционно – акустическое сходство. ( 8 часов)

32-33

Дифференцирование звуков р – л, р΄-л΄.

2

Лосось

сардина

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 146-149

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 77-78

12.01-14.01


34-35

Дифференцирование звуков п – б, п΄– б΄

2

Белоснежка

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 59-61

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 16

19.01

21.01


36-37

Дифференцирование звуков в – ф, в΄– ф΄.

2

фонарь

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 64-70

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 2 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр7

26.01-28.01


38

Дифференцирование звуков г– к, к΄–г΄.

2

кладовая

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 84-87

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 34

02.02-


39

Дифференцирование звуков д – т, д.΄– т.΄


грустный

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 98-102

41

04.02


Дифференцирование свистящих и шипящих согласных. ( 15 часов)

40

Дифференцирование звуков с – з.

1

Австралия

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 113

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 49

09.02


41

Дифференцирование звуков ш – ж.

1

кружева

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 132

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 53

11.02


42-43

Правописание жи – ши.

2

жимолость


16.02-18.02


44

Дифференцирование звуков с – ш.

1

светлячок

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 156

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 56-57

25.02


45

Дифференцирование звуков ш – щ.

1

Щелкунчик


01.03


46

Дифференцирование звуков з – ж.

1

мерзлота

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 159

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 60-61

03.03


47

Дифференцирование звуков ч – щ.

1

щелка

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 167

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 68-69

10.03


48-49

Правописание сочетаний  ча – ща, чу – щу.

2

Чувство

ощущение


15.03-17.03


50

Дифференцирование звуков ц – ч.

1

Царевна

Чиполино


22.03


51-52

Разделительный  твёрдый знак перед гласными е, ё, ю, я, и.

2

объявление

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 41

24.03-05.04


55-53

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце и в середине слова.

2

мель

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 44

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 50

07.04-12.04


54-55

Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

2

вьюга

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 47

14.04-19.04


Слово( 7 часов)

56

Слова, которые обозначают предметы. Умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто?что?  Родственные слова.

Общая часть родственных слов – корень.

1

гроздья

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 4 стр 18,21, 22


21.04


57

Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

1

товарищи

Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 4 стр 20

26.04


58-59

Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Употребление в речи слов, обозначающих названия предметов в форме косвенных падежей, отвечающих на вопросы: кого? чего? кем? чем?

2

валежник

Мазанова Е.В. Логопедия РТ №4 стр 14,17

Мазанова Е.В. Логопедия РТ №3 стр 27

28.04-03.05


60

Уточнение словарного запаса. Группировка предметов по темам:

Город- Деревня.

Почта- Аптека.

Употребление в речи слов, обозначающих названия предметов в форме косвенных падежей, отвечающих на вопросы:  кому? чему? кого? что? о ком? о чём?

1

телеграмма

Мазанова Е.В. Логопедия РТ №3 стр 25, 28, 29


05.05


61

Слова, обозначающие действия предметов. Умение находить их в тексте, различать по вопросам. Правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Разделительный  твёрдый знак.

1


Мазанова Е.В. Логопедия РТ №3 стр 33-34

10.05


62

Слова, обозначающие признаки предметов. Название признака данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? Нахождение слов, обозначающих признаки в тексте.

Согласование слов, обозначающих предметы, со словами, обозначающими признаки предметов.

1


Мазанова Е.В. Логопедия РТ №3 стр 38-41

12.05


Предложение. ( 4 часа)

63

Упражнения в составлении предложений. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.

Распространение предложений.

Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Составление небольшого рассказа по сюжетной картинке и подробным вопросам.

1

полярный

Мазанова Е.В. Логопедия РТ №4 стр 20-21

17.05


64

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Выделение в предложениях слов о ком или о чём говорится в предложении, что говорится. Восстановление деформированного текста по вопросам.

1


Мазанова Е.В. Логопедия РТ №4 стр 13, 15

19.05


65

Членение речи на предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). Описание несложных знакомых предметов по плану.

1


Мазанова Е.В. Логопедия РТ №4 стр 19,22

24.05


66

Проверочная работа.

Повторение пройденного

за год.

1



27.05


III Фронтальное обследование устной и письменной речи обучающихся.






Перечень учебно-методического обеспечения логопедических занятий.

1.     Материал для обследования устной и письменной речи учащихся.

2.     Дидактический материал для работ над звуками.

3.     Дидактический материал на дифференцирование звуков.

4.     Дидактический материал для уточнения словарного запаса и обобщения слов- предметов по теме.

5.     Дидактические игры «Четвертый лишний», «Помоги Незнайке», «Узнай букву», «Подскажи словечко», «Слоговое лото», «Найди пару», «Один - много» и др.

6.     Набор шероховатых букв

10.Загадки, кроссворды, ребусы.

11 .Слоговые таблицы.

12.Методическая      литература.

13.Игрушки,    настольные игры, кубики с буквами.

14.Настенное     зеркало и индивидуальные зеркала.

15.Зонды и шпатели для индивидуальной работы.

16.Дидактический     материал по темам.

17.Толковый    и орфографический словари.

18.Пособия    для изучения тем по русскому языку.

19.Букварь,    дополнительные тесты для чтения.

20.Программы     по русскому языку специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

21.Программы     начальной школы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.


Список литературы.

1.Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю.

«Организация логопедической работы в школе». М.2007.

2.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта образовательного учреждения»

3.Стрельникова Н.В. «Программа логопедической коррекции для специальной (коррекционной) образовательной школы». Ж «Школьный логопед» №2. 2008

4.Программа подготовительного и 1-4 классов коррекционных   образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.  М «Просвещение», 2008.

5.Андреева Н.Г. «Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма». Ж «Школьный логопед» 2008

6.Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» М.Владос.1998

7.Садовников И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» М.Владос.1997                                                                                              

8.Ястребова А.В. Бессонова Т.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». М.АРКТИ 2014.


4.5. Критерии и нормы оценки знаний

В качестве оценки используется лист динамики речевого развития. Оценивается один раз в полугодие.

Формирование письменной речи (чтение, письмо) по результатам на уроках чтения, письма. Лист успешности.


4.6. Тексты контрольно-измерительных материалов

1 - й КЛАСС

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ

Кот(Ш-Ж)

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были дру­зья. (20 слов)

Снежная баба (С3)

Была зима. Выпало много снега. Дети слепили снеж­ную бабу. Хорошая вышла снежная баба. (15 слов)

Зима (Твердые и мягкие согласные)

Машина привезла много угля. Углем мы топим печку. Из трубы идет дымок. Зимой метут метели. А дома всегда тепло. (20 слов)

Осень (Твердые и мягкие согласные)

Наступила осень. Часто идет дождь. Дует ветер.


Улетели на юг ласточки и журавли. Надсадами кричат галки. В школу идут школьники. (22 слова)

Зимние забавы (ТД)

Пришла зима. В саду сделали каток. Дети катились на коньках по льду. Весело звучали их голоса в морозном воздухе. (21 слово)

Кормушка (ШЖ)

Мороз, холод. Снег замел все дорожки. Коля взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на боль­шой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зерна и i крошки. (28 слов)

Пришла весна (3Ж)

Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Зажурчали звонкие ручьи. С юга летят гуси. Показались первые жу­равли. (18 слов)


ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Весна (Ц—Ч)

На улицах журчат ручейки. Прилетели грачи и кричат в роще. На яблоне уже набухли почки. У крыльца большие лужи. Дети целый день пускают кораблики. (25 слов)

Собака Боб (П—Б)

Однажды загорелся один дом. В доме была маленькая девочка. Пожарные послали в огонь собаку Боба. Через минуту Боб вынес из дома девочку. Мать ребенка плакала .от радости. (29 слов


2 КЛАСС

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Осень (Проверочный в начале учебного года)

Быстро летит время. Уже пожелтели березки. Вода в реке потемнела. Ветер оборвал листья и унес их. Солнце мало греет. Небо покрылось темными облаками. Часто моросит дождь. На юг улетели перелетные птицы. (32 слова)

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Твердые и мягкие согласные звуки

Звери и птицы в лесу (Мягкий знак в конце слова)

На ель сел дятел. Волк — опасный зверь. Медведь любит мед. На сосне сидит рысь. По кустам бродит лось. На пень сел поползень. На болоте скрипит коростель. По ночам жутко кричит выпь. (36 слов)

Пузырь, Соломинка и Лапоть (Мягкий знак в конце слова)

Пузырь, Соломинка и Лапоть очень дружили. Пошли они гулять. Дошли до речки. Протянулась Соломинка с берега на берег. Пошел по ней Лапоть, а Соломинка сло-

малась. Упал Лапоть в воду и утонул. Стал Пузырь хохо­тать, да и лопнул. (41 слово)


На катке (Мягкий знак в середине слова)

Утром зазвонил будильник. Коля встал и вышел на крыльцо. Какой сильный мороз! Каток замерз. Коля взял коньки и пошел на каток. Там уже были мальчики и девочки. На льду было очень скользко. У малыша замерзли пальцы. (39 слов)


На елке (Мягкий знак в середине слова)

В школе елка. На елке огоньки. Дети танцуют польку. Мальчики и девочки в масках водят хоровод вокруг елки. Дед Мороз и Снегурочка раздают кульки с подарками. В кульках большие апельсины, печенье, конфеты. (34 сло­ва)


Ребята играли (А—Я)

Вася читал сказку. Ваня играл с мячиком. Варя и Катя играли в прятки. Надя взяла санки и пошла гулять. Таня катала в коляске куклу. Валя в парке каталась на лыжах. (32 слова)


Во дворе (О—Ё)

Во дворе дома много народа. Коля ждет Сережу. Воло­дя поет веселую песню. Во двор вышел Алеша. У Алеши новые галоши. На веревке висят мокрые пеленки. Стоит воз дров. Его привез дядя Леня. (34 слова)


Тетерка (О—Ё)

По поляне бежал зверек, похожий на кошку. Это был хорек. Вдруг хорек заметил тетерку. Тетерка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала. Так она от­водила хорька от своих птенцов. Хорек бросился за ней. Но тетерка улетела. Хорек злобно посмотрел ей вслед. (43 слова)

завитки. Посмотрела Наташа в окно. На дворе от снега все бело. (43 слова)


Весна-красна (С—3)

Наступила радостная весна. Целый день светит яркое солнце. Деревья проснулись от зимнего сна. Появились почки и нежные зеленые листочки. Скоро зацветут в пло­довых садах деревья. На лугах запестреет много ранних цветов. Какое это прекрасное время года! (38 слов)


Испугались волка (К—Г)

Ходили дети по лесу за грибами. Они набрали полные корзины грибов. Вышли дети на поляну, сели у копны и стали считать грибы. В лесу кто-то завыл. Дети забыли про грибы. Они бросили свои грибы у копны и убежали домой. (43 слова)


Пришла весна (Ш—Ж)

К нам воротилась весна. Солнце льет с небес золоты­ми лучами. Зажурчали по камешкам веселые ручьи. За­цвели цветы по лугам. Одуванчик поднял свою желтую головку. Расцвели в лесу подснежники. (30 слов)


Зима (Ш—Ж)

Долго стояла хмурая дождливая осень. Неожиданно выпал первый снег. За одну ночь снег покрыл пушистым ковром всю землю. Мороз сковал льдом речку. Первыми высыпали на двор ребятишки. Хорошо покататься на лы­жах и санках с горы. (36 слов)



Еж (ШЖ, сильная позиция, оглушение)

У меня в доме жил еж. Сначала он мирно пил молоко вместе с котом Данилом из одного блюдца. Но потом стал тихонечко теснить кота. Тогда я решил проучить ежа. Я поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение. Да­нила мог легко пить молоко, а ежу никак не дотянуться. Еж бегал вокруг, а Данила спокойно пил молоко. Он не обращал внимания на злого ежа. (62 слова)


На пруду (Глухие и звонкие согласные, оглушение)

Летом мы поехали за город на пруд. Пруд был широк и глубок. Низко над водой склонилась гибкая ива. На бере­гу рос высокий могучий дуб. Около пруда низкая беседка. Вдали был глубокий овраг. К нему вела узкая дорожка. За оврагом рос редкий лес. Там были дубки, березки, липки. (49 слов)


Зимой (Оглушение)

На дворе сильный мороз. На полях и лугах лежит белый снег. У дома намело большой сугроб. На пруду скользкий лед. Залег в берлогу медведь. Спит в норе ко­лючий еж. Птицы давно улетели на юг. (35 слов)


ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Свистящие и шипящие, аффрикаты

Птицы зимой (С—Ш)

Холодно на дворе. Снег покрыл землю и крыши до­мов. Мороз разрисовал белыми узорами стекла. Снеж­ные шапки повисли на соснах и елях. Прыгают по веткам клесты, шелушат шишки. Нахохлились от холода, распушились воробьи и синицы. Подбирают они крошки в кормушках. Холодно и голодно птицам зимой. (46 слов)


Первый снег (С—Ш)

Пришла зима. Первые снежинки закружились в возду­хе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чашу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там! (44 слова)


На заводе (СШ)

У Саши отец рабочий. Завод, где работает отец Саши, очень большой. На заводе делают разные машины: грузо­вики, самосвалы и сильные вездеходы. Каждый рабочий на заводе делает свою работу. Отец Саши собирает мо­торы. Моторы нужны машинам. Без мотора машина не работает. (42 слова)



Птицы (С—Ц)

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам го­лодно. Они ищут себе пишу. Дети кладут в кормушку хле­ба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай. (34 слова)


Скворцы (СЦ)

Была середина марта. Весна в этом году выдалась ров­ная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди.

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад прилетят скворцы. Скворцы — милые, веселые, общительные пти­цы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. (40 слов)


Весна (Ц—Ч)

Вот и зиме пришел конец. Как-то сразу все измени­лось. Ветер пригнал низкие тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый дождь. А потом тучи разошлись, показалось солнце, пригрело землю.

Раньше других отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков. (52 слова)


Находчивость (ЦЧ) *

Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Про­изошел обвал и перегородил путь овцам. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспе­шили на помощь. Овцы были спасены.

Правильно говорят, что собака — друг человека. (44 слова)


Насекомые (ЦЧ)

Мухи, жуки, стрекозы и бабочки —- насекомые. Ба­бочка кладет яички. Из яичка выходит гусеница. Гусеница превратится в куколку, а куколка — в бабочку.

Бабочки красивы, но гусеницы их вредны. Гусеницы объедают листья и почки на деревьях. (35 слов)

Весной в роще (ЧЩ)

Был теплый солнечный денек. Ребятишки пошли в бе­резовую рощу. Девочки ищут ландыши и щавель. Маль­чики нашли в кустах ежика. Долго бродили ребята в лесу. Они возвращались домой поздно вечером. (32 слова)

Летнее утро (Свистящие — шипящие)

Наступило чудесное утро. Дул теплый весенний ве­терок. В овраге журчал чистый быстрый ручеек. Ласточ­ки гонялись за насекомыми. Слышалась звонкая пес­ня жаворонка. По небу поднималось яркое солнышко. (28 слов)

Сонорные согласные звуки

Черепаха и орел (РЛ)

Черепаха просила орла научить ее летать. Не совето­вал орел черепахе учиться. Она продолжала его просить. Взял тогда орел черепаху в когти, поднял вверх и бросил. Черепаха упала на камни и разбилась. (34 слова)

Лен (Р—Л)

Раньше люди тратили много времени и сил, чтобы вы­растить лен и наткать холста. Прежде все делали руками. Теперь работают машинами. Особые машины отсекают головки льна от стебля, очищают льняное семя от сорня­ков. Для обработки стебля есть другие машины.

С помощью машин можно собирать богатые урожаи льна. (47 слов)

4-й КЛАСС

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Осень (Проверочный в начале учебного года)

Летучие мыши забрались в дупло. Еж прикрылся су­хими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и починила гнездо. Лисица в норе себе из листьев сделала постель.Утром я с ружьем и с собакой отправился в рощу. Сто­яла чудесная тишина. За сто шагов я слышал, как белка прыгала по сухим сучкам. Воздух свежий, пахучий при­ятно щипал глаза и щеки. (65 слов)


Осень (Словоизменение имен существительных)

Ударили холодные сумерки. На некоторых листьях ли­ству, как ножом, срезало. С деревьев дождем посыпались листья.

Бабочки, мухи, жуки спрятались в коре деревьев. Пев­чим перелетным птицам стало холодно. Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи. В осенние дни слышали ребята, как курлыкали в небе пролетные журавли. Тихо пролетели на теплый юг гуси.

Не жалуются на бескормицу только дрозды.. Они ста­ями накинулись на гроздья спелой рябины.

В оголенном лесу засвистел холодный ветер. Дере­вья погрузились в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно. (83 слова)


ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Поход (Словоизменение имен прилагательных)

Ранним утром мы отправились в поход. День был мо­розным, ясным. Ребята весело побежали по гладкому снежному ковру. На горе за глубоким оврагом был тем­ный лес. Подъем в гору был крутым. По глубокому снегу мы въехали в лес и скоро вышли на поляну. Все деревья были покрыты серебристым инеем. Мы залюбовались чудесным видом. (53 слова).


Неудачная охота (Словоизменение глаголов)

Было поздно. Мороз крепчал. Луна освещала лесную поляну. Охотник Степан шел домой. Лыжи легко сколь­зили по снегу. Рядом бежала собака Альма. Добыча была плохая: за спиной у Степана был только один заяц.

Вдруг большая лиса выбежала на поляну и заметила человека. Она насторожилась. Степан выстрелил и про­махнулся. Лиса быстро убежала в чашу. (54 слова)


Летняя гроза (Прошедшее время глаголов)

Было душно. Солнце нещадно жгло землю. Листья бе­рез завяли. Вдали показалось темное облако. Оно быстро надвигалось на рощу. Скоро скрылось солнце. Все небо потемнело. Приближалась летняя гроза. Налетел ветер, заклубилась пыль, застонали березы, задрожали стекла в окнах. Вот блеснула яркая молния, загрохотал гром. Туча пролилась ливнем. Через полчаса гроза промчалась. Небо очистилось. Вновь выглянуло солнце. (56 слов)



Серая Шейка (Прошедшее время глаголов)

Стаи уток и гусей улетели в теплые края. Осталась на реке молоденькая уточка. У нее было сломано крыло.

Место было очень глухое. Пугали Серую Шейку вол­ки да лисицы. Но больше всего боялась она, что замерз­нет река.

Скоро пришла зима. Мороз сковал болота и реки. Но полынья еще не замерзла. В ней и спасалась уточка от лисы. (58 слов)


ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ

Вьюжная зима (Однокоренные слова)

Уже пролетело жаркое лето. Прошла золотая, осень. • Выпал снег. Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья, только ели и сосны стали еще зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать снег.

По первой пороше охотники ушли на охоту. Целыми днями слышался в лесу заливистый лай собак. (48 слов)


Март (Однокоренные слова)

Еще вчера снежный ковер был белым и пушистым. Только слепящие лучи мартовского солнца напоминали о весне, а сегодня снег потемнел, стал тяжелым от воды. Размякла лесная дорога.

Побежали ручейки. Они не журчат пока по-весенне­му, громко. По ночам морозу иногда удается остановить веселый бег.

Посветлел лес. Он стал каким-то воздушным и про­зрачным. Прилетели грачи. Они важно расхаживают по проталинам. Не сегодня — завтра запоют за окном сини­цы. Властно будит весна природу. (70 слов)


Васька (Уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, ноготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая. Ласкается кот, вы­гибается, хвостиком виляет. Глазки закрывает, песенку поет. А попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные. (44 слова)


Лес (Приставки)

Лес приносит человеку большую пользу. Деревья защищают землю от знойных лучей солнца и от ветров. Прохлада и сырость сохраняются долго в тени лесов. Вес­ной снег в лесу тает постепенно, и влага в лесу долго со­храняется.

Люди любят и берегут родные леса. Они охраняют старые леса и выращивают новые. Разводят леса там, где часто бывает засуха. (56 слов)


Отважный поступок (Приставки и предлоги)

Был теплый летний день. Ярко светило солнце. Высо­ко в небе пели жаворонки. Петя шел из школы домой. До­рога проходила берегом реки. Вдруг Петя услышал гром­кий крик. Он взглянул в сторону реки и увидел, что тонет маленький мальчик. Мальчик катался на плоту и упал в воду.

Петя быстро разделся и бросился в воду. Он умел хо­рошо плавать. Он спас мальчика.

На другой день в школе узнали о смелом поступке Пети. Мальчику объявили благодарность. (74 слова)