Математика
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения( Приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009г. « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,в редакции от 29.12.2014 №1643) программой авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. «Математика» из сборника рабочих программ «Школа России» 1-4 классы (ФГОС). М.: «Просвещение», 2011г.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, в неделю – 4 часа.
Общая характеристика предмета
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
В процессе изучения курса математики у обучающихся формируется представление о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствиями с правилами порядка выполнения арифметических действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего ми различного во внешних признаках (форма, размер), а так же в числовых характеристиках (периметр, площадь). Чтобы математические знания воспринимались учащимися как личностно значимые, т.е. действительно нужные ему, требуется постановка проблем, актуальных для ребенка данного возраста, удовлетворяющих его потребности в познании окружающего мира.
На уроках математики младшие школьники учатся выявлять изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливать зависимость между ними в процессе измерений, осуществлять поиск решения текстовых задач, проводить анализ информации, определять с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимости отношений). Обучающиеся используют при этом простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с помощью математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Методическое содержание позволяет развивать и организационные умения, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математики школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Содержание курса
1.Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 1 до 100. Десятичные единицы счета. Разряды и классы. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочивание чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: деньги (рубль, копейка); время (минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
2.Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Переместительное свойство сложения и умножения.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления двузначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной типа а+28, 8*в, с :2вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
3.Работа с текстовыми задачами.
Задача. Структура задачи.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и другое. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и другое.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Решение задач разными способами. Представление текста задачи в виде: рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, таблицы.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, луч, ломаная, угол, многоугольник (треугольник, прямоугольник, квадрат, четырехугольник) окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Использование чертежных инструментов (линейка, угольник) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
5.Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
6.Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы
В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования:
- научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- овладевают основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
- научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
- получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
- познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
- приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
«Числа и величины»
- Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
- устанавливать закономерность – правило по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
- группировка числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать, записывать и сравнивать величину (массу, время, длину, площадь, скорость) используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм-грамм; час-минута, минута-секунда; километр-метр, метр-дециметр, дециметр-сантиметр, метр- сантиметр, сантиметр- миллиметр)
Выпускник получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
«Арифметические действия»
- выполнять письменные действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножении и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий ( в том числе деления с остатком)
- выполнять устно сложение и вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 ( в том числе с 0 и числом 1)
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без)
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений ( с помощью обратного действия, прикидки и оценки результатов действий)
«Работа с текстовыми задачами»
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом ( в 1-2 действия);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
Выпускник получит возможность научиться:
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- решать задачи в 3-4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
«Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные предметы с моделями геометрических фигур
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
«Геометрические величины»
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр прямоугольника, квадрата, площадь прямоугольника, квадрата;
Оценивать размеры геометрических объектов, расстояние приближенно (на глаз)
Выпускник получит возможность научиться:
- вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
«Работа с информацией»
- устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;
- - читать несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
- - читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие связки и слова («…и…», «если…, то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
- составлять, записывать и выполнять инструкцию, план поиска информации;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и предоставлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную пи проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы)
Учебно - тематический план по математике во 2 классе (136ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
Контрольные работы | Контрольный устный счет |
1. | Нумерация. | 16ч | 1 | |
2. | Сложение и вычитание. | 70ч | 3 | 2 |
3. | Умножение и деление. | 39ч | 1 | 1 |
4. | Итоговое повторение. Проверка знаний. | 10ч 1ч | 1 | 1 |
| Итого: | 136ч | 6 | 4 |
| | | | |
Содержание рабочей программы
2 класс (136 часов)
«Числа от 1 до 100. Нумерация» (16ч)
Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними. Длина ломаной.
Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
«Сложение и вычитание» (70ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6. Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора.
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
«Умножение и деление» (39ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
«Итоговое повторение»(10ч) «Проверка знаний»(1ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы.
Решение задач изученных видов.
Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
-использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
-использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
-осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
-использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.
-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
-осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
-решать простые задачи:
раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
использующие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…»;
на разностное и кратное сравнение;
-находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
-измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
-узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
-узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
-различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства)
-находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу 2 класса учащиеся должны :
Знать:
---названия и последовательность чисел от 1 до 100;
---названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
---таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;
---правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---названия и обозначение действий умножения и деления.
Уметь:
---читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
---находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;
---находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
---чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
---находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Основное содержание предмета.
Обучение математике по программе «Школа России» представлено разделами:
1.«Числа и величины»,
2.«Арифметические действия»,
3.«Текстовые задачи»,
4.«Пространственные отношения.
5. «Геометрические фигуры»,
6.«Геометрические величины»,
7.«Работа с информацией». Новый раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики.
Методическое обеспечение.
Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник:2 класс: В 2 ч. М. «Просвещение», 2012
Яценко, Ситникова: Поурочные разработки по математике. 2 класс. К УМК М.И. Моро. М.: «Вако» 2012г
Контрольно-измерительные материалы. Математика 2 класс. ФГОС
Светлана Волкова: Проверочные работы к учебнику "Математика. 2 класс" М.: «Просвещение», 2012
Светлана Волкова: Математика. Контрольные работы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010
Моро М.И. Математика: рабочая тетрадь 2 класс в 2 частях/М.И. Моро, С.И. Волкова- М.: Просвещение, 2015
Электронное приложение к учебнику «Математика, 2 класс» М.И. Моро и др.(CD).
Учитель: Рачек О.В.
Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс
Количество часов в год – 136 ч
Количество часов в неделю – 4 ч
№ урока | Раздел. Тема. | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
| Нумерация (16ч) I четверть (36часов) | | | |
1. | Знакомство с учебником. Повторение изученного в 1 классе. Числа от 1 до20. | 1 | | |
2. | Повторение изученного в 1 классе. Числа от 1 до20. | 1 | | |
3. | Десяток. Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. | 1 | | |
4. | Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. | 1 | | |
5. | Поместное значение цифр. | 1 | | |
6. | Однозначные и двузначные числа. Число 100. | 1 | | |
7. | Единицы длины. Миллиметр. | 1 | | |
8. | Миллиметр. Закрепление. | 1 | | |
9. | Единицы длины. Метр. Таблица единиц длины. | 1 | | |
10. | Входная контрольная работа №1. | 1 Контрольная работа № 1. | | |
11. | Анализ и работа над ошибками. | 1 | | |
12. | Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 30, 35 -5. | 1 | | |
13. | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 | | |
14. | Рубль. Копейка. Соотношение между ними. | 1 | | |
15. | Повторение изученного. «Что мы узнали? Чему научились?». «Страничка для любознательных». | 1 | | |
16. | Проверочная работа. «»Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 Проверочная работа. | | |
| Сложение и вычитание (70 часов) | | | |
17. | Задачи обратные данной. | 1 | | |
18. | Сума и разность отрезков. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | | |
19. | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 | | |
20. | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. | 1 | | |
21. | Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам. | 1 | | |
22. | Длина ломаной. | 1 | | |
23. | Порядок выполнения действий. Скобки. | 1 | | |
24. | Числовое выражение. | 1 | | |
25. | Сравнение числовых выражений. | 1 | | |
26. | Периметр многоугольника. | 1 | | |
27. | Свойства сложения. Контрольный устный счет. | 1 | | КУС №1 |
28. | Использование свойств сложения для выполнения вычислений удобным способом. | 1 | | |
29. | «Страничка для любознательных». Задания творческого характера. | 1 | | |
30. | Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание». Решение задач, изученных видов. | 1 | | Проверочная работа. |
31. | Анализ и работа над ошибками. Работа на вычислительной машине. | 1 | | |
32. | Повторение пройденного. «Что мы узнали? Чему научились?» | 1 | | |
33. | Повторение и закрепление изученных тем. | 1 | | |
34. | Контрольная работа №2. | 1 | | Контрольная работа №2. |
35. | Анализ и работа над ошибками. | 1 | | |
36. | Повторение пройденного. Проект «Математика вокруг нас». | 1 | | |
37. | Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания | 1 | | II четверть (28 часов) |
38. | Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18. | 1 | | |
39. | Приёмы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20. | 1 | | |
40. | Приёмы вычислений для случаев сложения вида 26 + 4. | 1 | | |
41. | Приёмы вычислений для случаев вычитания вида 30 – 7. | 1 | | |
42. | Приёмы вычислений для случаев вычитания вида 60 - 24. | 1 | | |
43. | Решение задач. | 1 | | |
44. | Закрепление устных приемов вычислений. Решение задач. | 1 | | |
45. | Закрепление. Решение задач. | 1 | | |
46. | Приемы вычислений для случаев сложения вида 26+7. | 1 | | |
47. | Приемы вычислений для случаев вычитания вида 35-7 | 1 | | |
48. | Закрепление приемов сложения и вычитания вида 26+7, 35-7. | 1 | | |
49. | Повторение изученного. Страничка для любознательных. | 1 | | |
50. | Проверочная работа по теме: «Устные вычисления в пределах 100». | 1 | | Проверочная работа. |
51. | Анализ и работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | | |
52. | Буквенные выражения. | 1 | | |
53. | Буквенные выражения. Закрепление. | 1 | | |
53. | Проверка и оценка достижений. | 1 | | |
54. | Закрепление изученного. Контрольный устный счет. | 1 | | КУС №2 |
55. | Уравнение. Решение уравнений методом подбора неизвестного числа. | 1 | | |
56. | Уравнение. Закрепление решений уравнений. | 1 | | |
57. | Контрольная работа №3. | 1 | | Контрольная работа №3 |
58. | Анализ и работа над ошибками. | 1 | | |
59. | Проверка сложения. | 1 | | |
60. | Проверка вычитания. | 1 | | |
61. | Проверка сложения и вычитания. Закрепление. | 1 | | |
62. | Повторение пройденного. Решение уравнений, примеров, задач, изученных видов. | 1 | | |
63. | Повторение пройденного. «Что узнали? Чему научились?» | 1 | | |
64. | Тестовая работа:»Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 | | Тест |
65. | Письменный прием вычисления вида 45+23. | 1 | | III четверть (40 часов) |
66. | Письменный прием вычисления вида57-26. | 1 | | |
67. | Проверка сложения и вычитания. | 1 | | |
68. | Решение примеров и задач изученных видов. | 1 | | |
69. | Угол. Виды углов (прямой, тупой, острый). | 1 | | |
70. | Решение задач. | 1 | | |
71. | Письменный прием сложения вида 37+48. | 1 | | |
72. | Письменный прием сложения вида 37+53. | 1 | | |
73. | Прямоугольник. | 1 | | |
74. | Письменный прием сложения вида 87+13. | 1 | | |
75. | Решение примеров и задач изученных видов. | 1 | | |
76. | Письменный прием сложения вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8. | 1 | | |
77. | Письменный прием вычитания вида 52-24. | 1 | | |
78. | Закрепление. «Страничка для любознательных». | 1 | | |
79. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
80. | Проверочная работа по теме: «Письменные приемы сложения и вычитания». | 1 | | Проверочная работа |
81. | Решение задач и примеров изученных видов. | 1 | | |
82. | Свойство противоположных сторон прямоугольника. | 1 | | |
83. | Квадрат. | 1 | | |
84. | Проект «Оригами». | 1 | | |
85. | Контрольная работа №4 по теме: «Письменные приемы сложения и вычитания». | 1 | | Контрольная работа №4 |
86. | Анализ и работа над ошибками. | 1 | | |
| Умножение и деление (39 часов) | | | |
87. | Конкретный смысл действия умножения. | 1 | | |
88. | Закрепление знаний по раскрытию смысла действия умножения. Знак умножения. | 1 | | |
89. | Прием умножения с помощью сложения. | 1 | | |
90. | Задачи на нахождение произведения. | 1 | | |
91. | Периметр прямоугольника. | 1 | | |
92. | Приемы умножения на 1 и 0. | 1 | | |
93. | Названия компонентов и результата умножения. | 1 | | |
94. | Контрольный устный счет. Решение задач. | 1 | | КУС №3 |
95. | Переместительное свойство умножения. | 1 | | |
96. | Конкретный смысл действия деления. | 1 | | |
97. | Решение задач и примеров. | 1 | | |
98. | Решение задач, раскрывающих смысл действия деление. | 1 | | |
99. | Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части). | 1 | | |
100. | Название компонентов и результата деления. | 1 | | |
101. | Контрольная работа №5 за 3 четверть. | 1 | | Контрольная работа №5 |
102. | Анализ и работа над ошибками. | 1 | | |
103. | «Страничка для любознательных». Повторение. «Что мы узнали. Чему научились». | 1 | | |
104. | Проверка знаний. Тестовая работа. | 1 | | Тест. |
105. | Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 | | IV четверть (32 часа) |
106. | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатами умножения. | 1 | | |
107. | Прием умножения и деления на 10. | 1 | | |
108. | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | | |
109. | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | 1 | | |
110. | Решение задач и примеров изученных видов. | 1 | | |
111. | Проверочная работа. «Что мы узнали. Чему научились». | 1 | | Проверочная работа. |
112. | Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2. | 1 | | |
113. | Умножение числа 2 и на 2. | 1 | | |
114. | Приемы умножения числа 2. | 1 | | |
115. | Деление на 2. | 1 | | |
116. | Деление на 2. Закрепление. | 1 | | |
117. | Решение задач и примеров изученных видов. | 1 | | |
118. | Повторение изученного. «Что мы узнали. Чему научились». | 1 | | |
119. | Умножение числа 3 и на 3. | 1 | | |
120. | Умножение числа 3 и на 3. Закрепление. | 1 | | |
121. | Деление на 3. | 1 | | |
122. | Деление на 3. Закрепление. | 1 | | |
123. | Повторение изученного. «Что мы узнали. Чему научились». | 1 | | |
124. | Проверочная работа. «Что мы узнали. Чему научились». Тестовая работа. | 1 | | Тест |
125. | Анализ и работа над ошибками. Закрепление пройденного. | 1 | | |
| Итоговое повторение (10 часов) проверка знаний(1 час) | | | |
126. | Повторение. Нумерация. Числа от 1 до 100. | 1 | | |
127. | Контрольный устный счет. Числовые и буквенные выражения. | 1 | | КУС №4 |
128. | Равенства, неравенства, уравнения. | 1 | | |
129. | Свойства сложения. Сложение и вычитание. | 1 | | |
130. | Итоговая контрольная работа за 2 класс №6. | 1 | | Контрольная работа № 6 |
131. | Анализ и работа над ошибками. | 1 | | |
132. | Решение задач. | 1 | | |
133. | Длина отрезка. Единицы длины. | 1 | | |
134. | Геометрические фигуры. | 1 | | |
135. | Таблица сложения и вычитания. | 1 | | |
136. | Обобщение изученного во 2 классе. | 1 | | |