Управление образования и науки Липецкой области
Управление образования и науки Липецкой области
ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГОБПОУ «Усманский
многопрофильный колледж»
_______________ Небогин А.В.
«____» ________________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (хоровое пение и практика работы с хором)
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
2017г.
Рабочая программа МДК.01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (хоровое пение и практика работы с хором), разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Усманский многопрофильный колледж»
Разработчик:
Смольянинов О. А. преподаватель музыки.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно - цикловой комиссии педагогики, психологии и частных методик.
Протокол №__________ от «________» ______________________ 2017 г.
Председатель предметно - цикловой комиссии _______________________ (Минаева О.В.)
Роспись ФИО
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ МДК | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание МДК | 6 |
условия реализации примерной программы МДК | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения МДК | 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК
МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (хоровое пение и практика работы с хором)
1.1 Область применения программы
Рабочая программа МДК является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования базовой подготовки.
Рабочая программа МДК может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в рамках специальности 050130 Музыкальное образование на базе среднего (полного) общего образования, на базе основного общего образования.
Место МДК в структуре основной профессиональной образовательной программы: МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (хоровое пение и практика работы с хором) относится к профессиональному модулю основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи МДК - требования к результатам освоения МДК:
Цель: обучение основам хорового искусства, хормейстерская подготовка студентов к работе в учреждениях дополнительного образования детей, в общеобразовательной школе на уроке музыки и во внеурочное время (хоровое, ансамблевое и массовое пение).
Задачи:
- Создание учебного хорового коллектива с достаточно высоким исполнительским уровнем.
- Обучение певческому искусству в специфических условиях хорового пения.
- Воспитание художественного вкуса при помощи эстетически ценного музыкального материала.
- Изучение разных стилей и жанров хоровой музыки, знакомство с принципами подбора репертуара.
- Формирование хормейстерского мышления.
- Совершенствование профессиональных коммуникативных и музыкальных навыков.
- Обучение методике и практике работы с хором.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;
- определять цели, задачи занятия в области музыкальной деятельности;
- разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области музыкальной деятельности;
- педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приёмы обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;
- демонстрировать способы, приёмы деятельности в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;
- стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;
- создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;
- выявлять и поддерживать одаренных в музыкальной деятельности детей;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями;
- использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, освоения программы дополнительного образования;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам проведения;
- вести учебную документацию.
знать:
- технологические основы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей;
- психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;
- особенности дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;
- теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной деятельности дополнительного образования детей;
- принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;
- методы, методики и технологии организации деятельности детей в музыкальной деятельности дополнительного образования;
- основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей;
- способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности;
- педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности;
- основные виды технических средств обучения (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальной деятельности;
- виды документации, требования к ее оформлению.
1.4. Количество часов на освоение программы МДК:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 441 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 294 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 147 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК
Объем МДК и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 441 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 294 |
в том числе: | |
теоретические занятия | - |
практические занятия | 294 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 147 |
В том числе: | |
Подготовка к практическим занятиям | 147 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена, дифференцированного зачёта. |
2.2 Тематический план и содержание МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (хоровое пение и практика работы с хором)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов: | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Элементы хорового пения. Овладение хоровым мастерством. | | 124 | |
Тема 1.1. Разделение функций хоровых партий | Содержание учебного материала. | 30 | 2 |
Практические занятия | |
1. | - Регистровое строение голосов - Технологические приспособления как средство работы над тембральными красками хоровых партий - Тембровый ансамбль - Эталон звучания хора как условие его вокальной настройки |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 21 |
1. | - Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану; - Игра фортепианного сопровождения; - Интонирование своей партии a cappella сольфеджио; - Пение своей партии с произнесением текста a cappella. - Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella; - Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения; - Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе. |
Тема 1.2. Сущность эстетики академического пения как соотношение стационарных и переходных процессов | Содержание учебного материала. | 30 |
Практические занятия |
1 | - Дыхание в пении и его специфика в хоре - Соотношение речевой и певческой артикуляции - Природа и роль певческого вибрато - Энергетический, акустический и вибрационный аспекты понятия «высокая позиция пения», применение в хоре - Разные виды певческой атаки как здоровьесберегающее и выразительное средство - Особенности звуковедения в хоре и его разновидности как средство выразительности - Особенности дикции и орфоэпии в хоровом исполнительстве |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 21 |
1. | - Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану; - Игра фортепианного сопровождения; - Интонирование своей партии a cappella сольфеджио; - Пение своей партии с произнесением текста a cappella. - Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella; - Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения; - Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе. |
Тема 1.3. Строй в хоре | Содержание учебного материала. | 32 |
Практические занятия |
1. | - Специфика развития мелодического и гармонического слуха - Навык чтения с листа - Двигательный ансамбль - Ритмический ансамбль - Динамический ансамбль |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 21 |
1. | - Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану; - Игра фортепианного сопровождения; - Интонирование своей партии a cappella сольфеджио; - Пение своей партии с произнесением текста a cappella. - Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella; - Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения; - Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе. |
Тема 1.4. Эмоционально-образная природа музыкально-певческого исполнительства | Содержание учебного материала. | 32 |
Практические занятия |
1. | - Хоровые партии, как персонажи драматургии хоровой музыки - Культурные традиции европейского академического хорового пения - Технологические средства соответствия основным стилистическим направлениям хорового исполнительства |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 21 |
1. | - Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану; - Игра фортепианного сопровождения; - Интонирование своей партии a cappella сольфеджио; - Пение своей партии с произнесением текста a cappella. - Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella; - Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения; - Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе. |
Раздел 2. Практическая работа с хором. | | 170 | |
Тема 2.1. Координация между дирижерским жестом и звучанием хора. | Содержание учебного материала | 80 | 2,3 |
Практические занятия | |
1. | - Динамические оттенки - Мануальные движения в работе дирижёра. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 21 |
1. | - Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану; - Игра фортепианного сопровождения; - Интонирование своей партии a cappella сольфеджио; - Пение своей партии с произнесением текста a cappella. - Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella; - Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения; - Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе. |
Тема 2.2. Репертуарная стратегия развития учебного хорового коллектива | Содержание учебного материала. | 51 |
Практические занятия |
1. | - Подбор, разучивание, концертные исполнения |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающихся | 21 |
1. | - Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану; - Игра фортепианного сопровождения; - Интонирование своей партии a cappella сольфеджио; - Пение своей партии с произнесением текста a cappella. - Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella; - Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения; - Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе. |
Тема 2.3. Коллективный характер работы в хоре. | Содержание учебного материала. | 39 |
Практические занятия |
1. | - Манера формирования тембра и при помощи «затемнения» или «осветления», округления или открытости звука. - Психологическое единомыслие певцов. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 21 |
1. | - Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану; - Игра фортепианного сопровождения; - Интонирование своей партии a cappella сольфеджио; - Пение своей партии с произнесением текста a cappella. - Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella; - Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения; - Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе. |
Всего: | | 441 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МДК
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы МДК требует наличия аудитории с фортепиано.
Оборудование учебного кабинета: музыкальные инструменты (фортепиано), пюпитры, комплект нотной литературы, посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место для преподавателя.
Информационное обеспечение обучения
Учебники, учебные пособия, методическая литература, нотный материал.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы (примерный репертуар для изучения).
1. Адлер Е. "Тихо вечер догорает". Ст. Ф.Тютчева. "Колокольчики мои". Ст. А.Толстого. "Бушует полая вода". Ст. И.Бунина.
2. Бортнянский Д. "Трехголосная литургия".
3. Бриттен Б. "Рождественские песнопения". "Missa brevis in D".
4. Гречанинов А. "Весна идет". Ст. Ф.Тютчева.
5. Григоренко А. "Савка и Гришка". Обр. белорусской песни.
6. Даргомыжский А. "На севере диком". Ст. М.Лермонтова. "Свет Наташа". Ст. А.Пушкина. ""Зимний вечер". Ст. А.Пушкина.
7. Ипполитов-Иванов М. "Утро". Ст. А.Пушкина.
8. Калинников В. "Во царствии твоем". "Жаворонок". Ст. В.Жуковского.
9. Калистратов В. "Плач невесты - сироты". Сл. народные. "Тальянка". "Молитва матери" Ст.С.Есенина.
10. Кюи Ц. "Весеннее утро". "Всюду снег". "Весенняя песня".Ст. Н.Белоусова. "Задремали волны". Ст. К.Романова.
11. Лассо О. "Виланелла". Рус.текст Я.Серпина.
12. Леонтович Н. "Пливе човен". "Женчичок-бренчичок". "Щедрик". "Дударик". Мурадели В. "Сны-недотроги".
13. Парцхаладзе М. "Скоро осень". Ст. Е.Авдиенко. "Море спит". Ст. Л.Кондра¬шенко. "Ночь". Пер. с груз. Е.Николаевской. "У вечного огня" (вокализ). Попатенко Т. "Береза". Ст. С.Есенина.
14. Попов В. "Не летай, соловей". "Милый мой хоровод".
15. Рахманинов С. "Шесть хоров для женских голосов" на ст. русских поэтов. Ребиков В. "Горные вершины".Ст. Лермонтова."Люблю грозу". Ст.Ф.Тютчева. Римский-Корсаков Н. "Ночевала тучка золотая". Ст. М.Лермонтова.
16. Рубцов Ф. "Веники". Обр. рус. нар. песни.
17. Соколов В. "Повянь, повянь, бурь-погодушка". "Из-за лесу темного". "Таусень", "Пойду ль я". "Я пойду ли, молоденька". Обр. рус.песен. "Журавель". Обр. укр. песни. Свешников А. "Как по морю".
18. Свиридов Г. "Ты запой мне ту песню". Ст Есенина
19. Стравинский И. "Подблюдные песни".
20. Григоренко А. "Савка и Гришка". Обр. белорусск.песни
21. Кюи Ц. "Задремали волны". Ст. К.Романова
22. Шебалин В. "Подснежник". "Ландыш". "Фиалка". "Незабудка". "Лютик". "Одуванчик". "Гвоздика". - на стихи Серовой.
23. Шуберт Ф. "Весенняя песня". Русс. текст М.Павловой.
24. Щедрин Р. "Утро" Ст. А.Пушкина.
25. Чайковский П. "Без поры да без времени" Ст. Цыганова.
26. Чесноков П. Фрагменты "Всенощного бдения", ор.9: "Благослови душе моя Господа", "Блажен муж", "Хвалите Имя Господне" "Душе моя", "Покаяния отверзи мне двери", "Взбранной воеводе". "Цикл женских хоров с сопровождением фортепиано".
27. Произведения из Хрестоматий 1-8 класса Программы «Музыка» для общеобразовательной школы.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК
Контроль и оценка результатов освоения МДК осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговая аттестация в форме экзамена, дифференцированного зачёта.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
должен уметь: - находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям; - определять цели, задачи занятия в области музыкальной деятельности; - разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области музыкальной деятельности; - педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приёмы обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей; - демонстрировать способы, приёмы деятельности в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей; - стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к области музыкальной деятельности дополнительного образования детей; - создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования; - выявлять и поддерживать одаренных в музыкальной деятельности детей; - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями; - использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе; - контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, освоения программы дополнительного образования; - осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам проведения; - вести учебную документацию. знать: - технологические основы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей; - психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования детей в музыкальной деятельности; - особенности дополнительного образования детей в музыкальной деятельности; - теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной деятельности дополнительного образования детей; - принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в музыкальной деятельности; - методы, методики и технологии организации деятельности детей в музыкальной деятельности дополнительного образования; - основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей; - способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности; - педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности; - основные виды технических средств обучения (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе; - педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальной деятельности; - виды документации, требования к ее оформлению. | Текущий контроль: -оценка результатов обучения на занятии; - оценка результатов обучения в ходе выполнения практических задач; - проверка и оценка всех видов самостоятельной работы; - участие в концертах. |