Управление образования и науки Липецкой области
Управление образования и науки Липецкой области
ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГОБПОУ «Усманский
многопрофильный колледж»
_______________ Небогин А.В.
«____» ________________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа МДК.01.03
Подготовка педагога дополнительного
образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс)
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
2017г.
Рабочая программа МДК.01.03 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс), разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Усманский многопрофильный колледж»
Разработчик:
Смольянинов О. А. преподаватель музыки.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно - цикловой комиссии педагогики, психологии и частных методик.
Протокол №__________ от «________» ______________________ 2017 г.
Председатель предметно - цикловой комиссии _______________________ (Минаева О.В.)
Роспись ФИО
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ МДК | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание МДК | 6 |
условия реализации примерной программы МДК | 15 |
Контроль и оценка результатов Освоения МДК | 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК
МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс)
1.1 Область применения программы
Рабочая программа МДК является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования базовой подготовки.
Рабочая программа МДК может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в рамках специальности 050130 Музыкальное образование на базе среднего (полного) общего образования, на базе основного общего образования.
Место МДК в структуре основной профессиональной образовательной программы: МДК.01.03 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс) относится к профессиональному модулю основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи МДК - требования к результатам освоения МДК:
Цель: профессиональное овладение навыками исполнительской деятельности и методикой вокального искусства, обеспечивающими профессиональную подготовку молодых специалистов - будущих музыкальных руководителей, учителей музыки общеобразовательных школ, и организаторов внеклассной кружковой работы в школах и центрах эстетического воспитания; формирование исполнительской культуры студента - будущего учителя музыки.
Задачи:
- средствами вокального искусства сформировать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения вокального искусства и певческое мастерство;
- формировать и воспитывать правильные представления об акустически полноценном звучании певческого голоса, добиваться осознанного владения голосом;
- дать основы знаний по развитию и охране певческого детского голоса в пределах, необходимых для полноценной работы в учебных заведениях;
- подготовить студентов к самостоятельной работе по совершенствованию певческого и педагогического мастерства в условиях практической деятельности;
- развить личностные и профессиональные качества, познавательные интересы, внимание, наблюдательность, память, мышление, воображение, волю, творчество.
- воспитать навыки сознательного восприятия каждого исполнительского приема, развивать умение работать над голосом и музыкальным мастерством внеклассных занятий.
- овладеть умением подчинять вокально-технические стороны художественно-исполнительским задачам, осмысленно и выразительно передавать содержание произведения.
В результате освоения МДК обучающийся должен уметь:
- находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;
- определять цели, задачи занятия в области музыкальной деятельности;
- разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области музыкальной деятельности;
- педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приёмы обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;
- демонстрировать способы, приёмы деятельности в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;
- стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;
- создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;
- выявлять и поддерживать одаренных в музыкальной деятельности детей;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями;
- использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, освоения программы дополнительного образования;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам проведения;
- вести учебную документацию.
знать:
- технологические основы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей;
- психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;
- особенности дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;
- теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной деятельности дополнительного образования детей;
- принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;
- методы, методики и технологии организации деятельности детей в музыкальной деятельности дополнительного образования;
- основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей;
- способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности;
- педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности;
- основные виды технических средств обучения (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальной деятельности;
- виды документации, требования к ее оформлению.
1.4. Количество часов на освоение программы МДК:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 441 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 294 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 147 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК
Объем МДК и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 441 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 294 |
в том числе: | |
теоретические занятия | - |
практические занятия | 294 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 147 |
В том числе: | |
Подготовка к практическим занятиям | 147 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена, дифференцированного зачёта. |
2.2 Тематический план и содержание МДК.01.03 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов: | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. 1. Человеческий голос как музыкальный инструмент. 2. Дирижерский аппарат. | | 124 | |
Тема 1.1. 1. Строение голосового аппарата. 2.Основы дирижерской техники. | Содержание учебного материала. | - | 2 |
Практические занятия | 30 | |
1. | Вводное занятие. Основные этапы развития певческого голоса. Строение голосового аппарата: -органы дыхания, -органы звукообразования, -органы звукоформирования. Певческая установка: -положение корпуса, головы. -свобода мышц лица, шеи и всего артикуляционного аппарата. Навыки нижнереберного-диафрагматического дыхания. Атака звука. Певческая «опора» («столб воздуха» в груди, сильное натяжение мышц брюшного пресса и поясницы). |
2. | Основы дирижерской техники: -дирижерский аппарат (положение корпуса, головы, рук; мимика). -дирижерская плоскость. -свобода, ритмичность и точность дирижерских движений. -тактирование в размерах 2/4,3/4,4/4. -характер звуковедения legato. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 20 |
1. | -закрепление приобретенных навыков. -разбор музыкального материала. |
Тема 1.2. 1. Воспитание вокального слуха. 2. Основы мануальной техники. | Содержание учебного материала | - | 2 |
Практические занятия | 30 | |
1. | Специфика голосообразования в пении и в речи. Воспитание вокального слуха: -формирование умения контролировать чистоту и качество интонации. -зонный строй певческого голоса. -навыки формирования гласных и согласных в пении. -освоение навыков пения песен детского сада под собственный аккомпанемент. |
2. | Основы мануальной техники: -дирижерская доля (слабая и сильная доли; дирижерская точка, отдача). -ауфтакт. -момент внимания - дыхания - вступления. -выдержанные длительности. -снятия (комбинированные и подготовленные). -нюансы (подвижные и неподвижные). |
3. | -закрепление приобретенных навыков. -1-2 вокализа. -2-3 вокальных произведения (в том числе р.н.п.). -хоровая партитура. Проф. реп. -произведение 1-3 класса школы. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 20 |
1. | -уметь слушать, контролировать исполнение музыкальных произведений. -использовать нюансировку произведений, как средства музыкальной выразительности. -грамотно выучивать музыкальный материал (ритм, метр, характер, звуковедение и т.д.). -самостоятельно отрабатывать элементы мануальной техники. |
Тема 1.3. 1. Развитие вокального слуха. 2. Основные вопросы хороведения. | Содержание учебного материала | 30 | 2 |
Практические занятия: | |
1. | Стилистические особенности различных вокальных жанров развитие вокального слуха: -совершенствование владения певческим дыханием и «опорой» звука. -высокая и низкая певческая форманта. -закрепление навыков высокой (головной) позиции звучания голоса. -работа над расширением диапазона. -закрепление навыков вокально-речевой артикуляции. -освоение навыков кантиленного пения. |
2. | Музыкально-теоретический анализ (объяснение и расшифровка основных понятий хороведения). Продолжение работы над элементами дирижерской техники: -дробленое вступление (после основной метрической доли). -пунктирный ритм. -размеры 6/8,6/4. -прием дирижирования alia breve. -характер звуковедения non legato. |
3. | -Закрепление вокальных и дирижерских навыков. - 1-2 вокализа. -песня современного автора. -русская народная песня. -хоровое произведение (5 класс). Проф. реп. -песня детского сада (старшая группа) под собственный аккомпанемент. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 18 |
1. | -творческий подход к изучению музыкального материала. -умение грамотно сделать музыкально-теоретический анализ произведения. |
Тема 1.4. 1. Резонаторы. 2.Средства музыкальной выразительности. | Содержание учебного материала | 34 |
Практические занятия | |
1. | Различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки Резонаторы - органы звукоформирования: головной резонатор; грудной резонатор; микст. -выравнивание регистров. Самооценка качества звучания голоса (анализ певческого процесса). Развитие вокально-исполнительских навыков. Навыки пения a cappella. |
2. | Средства музыкальной выразительности: -пауза. -синкопа. -фермата. -фразировка. -контрастная динамика. |
3. | Контроль за чистотой и качеством певческой интонации. -развитие исполнительских навыков. - 1-2 вокализа. -р.н.п. (без сопровождения). -классическое произведение. -хоровое произведение (4-5 класс). Проф. реп. -песня детского сада (подготовительная группа) под собственный аккомпанемент. |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающихся | 18 |
1. | -качественное, осознанное выучивание музыкальных произведений. -поиск собственного варианта исполнения произведения на основе приобретенных знаний. |
Раздел 2. 1. Развитие вокальных и дирижерских навыков. 2. Применение знаний по вокалу и дирижированию на практике. | | 170 |
Тема 2.1. 1.Развитие подвижности голоса (фиоритура). 2.Агогика-наука о темпах. | Содержание учебного материала | 40 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Жанровые особенности вокальной музыки. Использование средств выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам развитие подвижности голоса: -совершенствование механизма певческого дыхания. -филирование звука. -музыкальная формула: ритм-пульс-вдохновение. -достижение декламационной выразительности при качественном вокальном звучании. -тембр. -фальцетное звучание (для юношей). |
2. | Агогика. -показ разнохарактерных темпов; смена темпов. -подвижные темпы (замедление, ускорение). -характер звуковедения staccato. -размеры 5/4, 5/8 (основная схема и alia breve). |
3. | -решение творческих задач в музыкальных произведениях с помощью нюансировки, фразировки, пульса, филировки, тембра. -1-2 вокализа. -1-2 классическое произведение. -хоровая партитура. Проф. реп. -произведение хоровой практики (5-6 класс): •музыкально-теоретический анализ; •исполнение под собственный аккомпанемент или с гармонической поддержкой. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 17 |
1. | -добиваться более точного и тонкого исполнения произведений на основе средств музыкальной выразительности. -детально изучать музыкальный и литературный язык произведения для хоровой практики. -подготовить письменную аннотацию на произведение по хоровой практике. |
Тема 2.2. 1. Применение знаний и умений на педагогической практике. 2. Грамотное и выразительное управление хоровым коллективом | Содержание учебного материала | 40 | 2,3 |
Практические занятия | |
1. | Методические основы работы над детским песенным репертуаром. Исполнение вокальных произведений с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения . Освоение умения проводить методико-педагогический анализ певческого процесса. Совершенствовать навыки пения: -без сопровождения. -под собственный аккомпанемент. Приобретение навыков пения в ансамбле (дуэт, трио и т.д.) |
2. | Управление хоровым коллективом: -выразительность в показе звуковедения, фразировки и нюансировки. -точность в показе дирижерских элементов (внимание, дыхание, вступление, выдержанные длительности, снятие). -освоить навыки работы с песней: •тактирование голосов; •гармоническая поддержка мелодии; •звуковысотное тактирование мелодии; •транспонирование мелодии. -прием дирижирования «на раз» |
3. | -закрепление навыков методико-педагогического анализа. - 1-2 вокализа. -классическое произведение. -ансамбль. -хоровая партитура. Проф. реп. -песня (7-8 класс) под аккомпанемент концертмейстера. -произведение хоровой практики. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 18 |
1. | Работа над музыкальным материалом с применением детального самоанализа вокально-хорового исполнения. |
Тема 2.3. 1.Закрепление совершенствования вокально-технических и художественны навыков студентов на основе развития их вокального слуха. 2.Консультация и визирование песенного репертуара для практики в школе. | Содержание учебного материала | 51 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар. Закрепление навыков: -звукообразования. -звукоформирования. -дыхания. Дальнейшее развитие подвижности голоса и расширение диапазона. Тембровое выравнивание звучания голоса по всему диапазону. Работа над словом по принципу «поющие гласные в золотой оправе согласных» Станиславский. |
2. | Работа над песенным материалом для педагогической практики в школе (визирование конспектов). Сведения о гигиене и охране детского голоса. Сложные размеры 3/2, 9/8, 12/8. |
3. | -Закрепление певческих и дирижерско-хоровых навыков. - 1-2 вокализа. -романс. -классическое произведение крупной формы. Проф. реп. -визирование песенного репертуара школьной практики. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 18 |
1. | -качественная домашняя подготовка к практической работе в школе. -изучение основ гигиены и охраны детского голоса. |
Тема 2.4. Совершенствование навыков разучивания и исполнения песен детского и школьного репертуара. | Содержание учебного материала | 39 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент. Требования к охране и гигиене голоса. Дальнейшее развитие: -вокального слуха, вокально-технических, исполнительских и методических навыков и умений. Методика разучивания детского и школьного репертуара. Совершенствование навыков художественного исполнения детских и школьных песен: -взаимодействие голоса и музыкального сопровождения -драматургия. -эмоциональность. -искренность. -музыкальное чутье и вкус. |
2. | -работа над песенным репертуаром (исполнение и методический анализ). -1-2 вокализа. -1-2 классическое произведение. Проф. реп. -визирование произведения школьной практики. -работа над песнями из альтернативных программ. | |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 18 |
1. | достижение полной исполнительской свободы в произведениях для практики в школе. |
Всего: | | 441 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МДК
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы МДК требует наличия учебного кабинета для индивидуальных занятий музыкой.
Оборудование учебного кабинета: музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон), пюпитры, комплект нотной литературы, посадочное место для учащегося, рабочее место для преподавателя.
Информационное обеспечение обучения
Учебники, учебные пособия, методическая литература, нотный материал.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Сборники вокализов и упражнений Ф. Абта, Г. Зейдлера, Дж. Конконе, И. Велинской.
2. Романсы и песни зарубежных композиторов
3. Народные песни
4. Современные песни
5. Русские народные песни без сопровождения
6. Детские песни современных и зарубежных композиторов
7. Романов Л. В. Школа эстрадного вокала: Учебное пособие. – СПб.:Издтельство «Лань». 2014.-40 с.
Дополнительные источники:
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. «Феникс». 2009.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. «Музыка». 2010.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. «Лань» 2010.
Рауль Юссон Певческий голос. «Музыка» 2009.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК
Контроль и оценка результатов освоения МДК осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговая аттестация в форме экзамена, дифференцированного зачёта.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
должен уметь: - находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям; - определять цели, задачи занятия в области музыкальной деятельности; - разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области музыкальной деятельности; - педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приёмы обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей; - демонстрировать способы, приёмы деятельности в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей; - стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к области музыкальной деятельности дополнительного образования детей; - создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования; - выявлять и поддерживать одаренных в музыкальной деятельности детей; - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями; - использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе; - контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, освоения программы дополнительного образования; - осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам проведения; - вести учебную документацию. знать: - технологические основы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей; - психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования детей в музыкальной деятельности; - особенности дополнительного образования детей в музыкальной деятельности; - теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной деятельности дополнительного образования детей; - принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в музыкальной деятельности; - методы, методики и технологии организации деятельности детей в музыкальной деятельности дополнительного образования; - основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей; - способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности; - педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности; - основные виды технических средств обучения (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе; - педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальной деятельности; - виды документации, требования к ее оформлению. | Текущий контроль: -оценка результатов обучения на уроке; - оценка результатов обучения в ходе выполнения практических задач; - проверка и оценка всех видов самостоятельной работы; - участие в концертах. |