СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс)»

Управление образования и науки Липецкой области


Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»






УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГОБПОУ «Усманский

многопрофильный колледж»

_______________ Небогин А.В.

«____» ________________ 20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММа МДК.01.04

Подготовка педагога дополнительного

образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс)


44.02.03 Педагогика дополнительного образования


















2017г.


Рабочая программа МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс), разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Усманский многопрофильный колледж»


Разработчик:

Смольянинов О. А. преподаватель музыки.




Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно - цикловой комиссии педагогики, психологии и частных методик.

Протокол №__________ от «________» ______________________ 2017 г.


Председатель предметно - цикловой комиссии _______________________ (Минаева О.В.)

Роспись ФИО






































СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ МДК


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание МДК


6

  1. условия реализации примерной программы МДК


13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения МДК


14










1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК

МДК.01.04. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс)


1.1 Область применения программы

Рабочая программа МДК является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования базовой подготовки.

Рабочая программа МДК может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в рамках специальности 050130 Музыкальное образование на базе среднего (полного) общего образования, на базе основного общего образования.


  1. Место МДК в структуре основной профессиональной образовательной программы: МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс) относится к профессиональному модулю основной профессиональной образовательной программы.


1.3. Цели и задачи МДК - требования к результатам освоения МДК:

Цель: профессиональное овладение навыками исполнительской деятельности и методикой игры на инструменте (аккордеон, баян), обеспечивающими профессиональную подготовку молодых специалистов - будущих музыкальных руководителей, учителей музыки общеобразовательных школ, и организаторов внеклассной кружковой работы в школах и центрах эстетического воспитания.

Задачи:

- развитие комплекса музыкально-творческих способностей (музыкальный слух, память, чувство ритма, художественно-образное мышление);

- развитие технических средств музыкального исполнения;

- чтение с листа;

- подбор мелодии по слуху, гармонизация и транспонирование;

- умение анализировать структуру произведения и качество исполнения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;

- определять цели, задачи занятия в области музыкальной деятельности;

- разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области музыкальной деятельности;

- педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приёмы обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;

- демонстрировать способы, приёмы деятельности в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;

- выявлять и поддерживать одаренных в музыкальной деятельности детей;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями;

- использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, освоения программы дополнительного образования;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам проведения;

- вести учебную документацию.

знать:

- технологические основы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей;

- психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- особенности дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- методы, методики и технологии организации деятельности детей в музыкальной деятельности дополнительного образования;

- основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей;

- способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности;

- педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности;

- основные виды технических средств обучения (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальной деятельности;

- виды документации, требования к ее оформлению.

1.4. Количество часов на освоение программы МДК:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 405 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 270 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 135 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК

  1. Объем МДК и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

405

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

270

в том числе:


теоретические занятия

-

практические занятия

270

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

135

В том числе:


Подготовка к практическим занятиям

135

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта.

2.2 Тематический план и содержание МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

(проект)

Объем

часов:

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Формирование первоначальных навыков игры на инструменте.


32


Тема 1.1.

Устройство инструмента (аккордеон).

Содержание учебного материала.

-

2

Практические занятия

2


1.

Вводное занятие.

2.

Знакомство с инструментом. История его возникновения. Разновидности современных инструментов (аккордеон)

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.2.

Постановка

исполнительского

аппарата.

Содержание учебного материала

-

2

Практические занятия

4


1.

Понятие «исполнительский аппарат». Правила посадки, установки инструмента, регулировки ремней и постановки рук. Краткие анатомо-физиологические сведения об исполнительском аппарате.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

8

1.

Упражнения для выработки рациональной постановки рук, свободы и гибкости всей руки. Специальные упражнения за инструментом с учетом специфики игровых условий и движений левой руки.

Тема 1.3.

Особенности

звукоизвлечения.


Содержание учебного материала

-

2

Практические занятия:

26


1.

Основы звукоизвлечения. Основные способы открытия клапанов, типовые виды туше. Правила ведения меха и смены его движения. Понятие «штрих» и «приемы звукоизвлечения». Основные виды штрихов. Динамические тембровые средства аккордеона. Основные принципы применения регистров.

2.

Гаммы: До мажор каждой рукой в одну октаву штрихами legato, non legato, staccato; тонические трезвучия и их обращения правой рукой.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

8

1.

Знание обозначений в тексте музыкальных произведений основных приемов звукоизвлечения, их реализация в игре. Работа над основными штрихами на гаммах и арпеджио, а также упражнениях. Динамические оттенки.

Раздел 2. Развитие

исполнительской техники.


40

Тема 2.1.

Основные технические формулы.

Содержание учебного материала

-

2

Практические занятия

40


1.

Понятие «исполнительская техника». Работа над позициями руки на клавиатуре. Этюды и упражнения на разные виды техники. Методы работы над этюдами и упражнениями.

2.

Гаммы: До, Соль мажор двумя руками в одну октаву основными штрихами; тонические трезвучия и их обращения, короткие арпеджио в тех же тональностях правой рукой.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

15

1.

Игра гамм, арпеджио, аккордов. Упражнения на основные элементы техники. Работа над этюдами. Выбор целесообразной аппликатуры, определение позиций, опоры.

Раздел 3. Работа над музыкальным произведением.


48

Тема 3.1.

Ознакомление с произведением.

Содержание учебного материала

-

2

Практические занятия

14


1.

Знакомство с музыкальным произведением, прослушивание произведения. Сведения о композиторе. Анализ произведения. Тематический материал и гармония. Определение стилистических особенностей. Анализ формы. Тональный план. Особенности темпов, агогика. Метр и ритм. Фразировка и общий динамический план. Определение основной и частных кульминаций. Характер штрихов и артикуляций. Аппликатура. Формирование исполнительского замысла. Определение жанра музыкального произведения (пьеса композиторов-классиков и современных авторов, обработка народных песен и танцев).

2.

Гаммы: До, Соль, Фа мажор двумя руками в одну - две октавы основными штрихами; тонические трезвучия и их обращения; короткие арпеджио в тех же тональностях правой рукой.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

6

1.

Самостоятельный разбор музыкального текста. Ритмические трудности. Выбор аппликатуры и технических приемов в отдельных фрагментах пьесы. Проставление смены меха с последующей корректировкой преподавателем в классе.

Тема 3.2.

Детальная работа над музыкальным произведением.


Содержание учебного материала

-

2

Практические занятия

16


1.

Реализация исполнительского замысла. Соотношение частей и целого произведения. Принцип логического членения на элементы формы: часть, период, предложение, фраза, мотив. Работа над интонационной основой элементов формы. Работа над фактурой. Стадия относительной готовности произведения. Работа над аккомпанементом. Медленная игра всего произведения с точным выполнением исполнительского замысла.

2.

Гаммы мажорные до трёх знаков в ключе основными штрихами и штриховыми вариантами двумя руками в одну - две октавы; короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях; ля, ми минор (натуральный) каждой рукой отдельно в одну октаву.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

9

1.

Тщательный разбор нотного текста.

Тема 3.3.

Исполнение произведения в целом.

Содержание учебного материала

-

2

Практические занятия

18


1.

Соединение элементов формы в целое. Работа над звуком, динамикой. Стабилизация и совершенствование технических приемов. Игра наизусть в авторских темпах с полным эмоциональным «накалом».

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

10

1.

Осознание исполнительских задач. Самовоспитание воли и чувства ответственности за качество исполнения. Исполнение музыкальных произведений на педагогической практике в школе.

Раздел 4. Работа над детским репертуаром.


60

Тема 4.1.

Музыка для слушания.

Содержание учебного материала

-

2

Практические занятия

16


1.

Подбор музыкального материала по слушанию для детей. Работа над музыкально-художественным образом.

2.

Гаммы: мажорные до трёх знаков в ключе основными штрихами и штриховыми вариантами двумя руками в две октавы; ля минор (натуральный) в одну - две октавы двумя руками; тонические трезвучия и их обращения; короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях; хроматическая гамма.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

10

1.

Самостоятельный разбор нотного текста. Сведения об авторах произведений. Применение приобретенных качеств ансамблевого исполнения в практической деятельности.

Тема 4.2.

Произведения для музыкально-ритмических движений.

Содержание учебного материала

-

2

Практические занятия

20


1.

Назначение - музыка для музыкально-ритмических движений. Важнейшие жанры музыкальных произведений, предназначенных для выявления и подчеркивания четкости, яркости и выразительности движений. Особенности работы над маршами и танцами.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

10

1.

Подбор музыкального материала для музыкально-ритмических движений. Работа над характером, четкостью, выразительностью исполнения.

Тема 4.3.

Песни для детей.

Содержание учебного материала

-

2

Практические занятия

24


1.

Жанры детской песни - шуточные, лирические, хороводные, плясовые и другие. Основные требования к разучиванию песен детского репертуара. Значение словесного текста песни, как обязательное условие его освоения. Способы разучивания школьной песни. Разновидности аккомпанемента в песнях.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

10

1.

Подбор песен. Самостоятельное выучивание словарного и музыкального текста. Работа над ансамблевым соотношением пения и аккомпанемента. Составление плана разучивания песни и репетиционной работы.

Раздел 5. Формирование музыкальных творческих навыков.


51

Тема 5.1.

Составление аккомпанемента побуквенно, цифровым обозначением аккордов.

Содержание учебного материала

-

2

Практические занятия

17


1.

Гармонизация мелодии побуквенно-цифровым обозначением аккордов. Налаживание и укрепления слуховых и двигательных ощущения в процессе составления аккомпанементов.

2.

Гаммы: мажорные до трёх знаков в ключе основными штрихами и штриховыми вариантами двумя руками в две октавы; минорные до 2-х знаков в ключе (натуральный) в одну - две октавы двумя руками; тонические трезвучия и их обращения; короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях; хроматическая гамма.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

15

1.

Гармонизация мелодии. Подбор аккомпанемента в зависимости от характера произведения.

Тема 5.2.

Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование.

Содержание учебного материала

-

2

Практические занятия

34


1.

Чтение с листа, игра по слуху и транспонирование, как метод развития музыкальных способностей. Его важность для музыкально-воспитательной работы с детьми. Способы и приемы транспонирования музыкального материала.

Самостоятельная работа обучающихся:

14

1.

Чтение с листа, игра по слуху и транспонирование.

Раздел 6. Подготовка к профессиональной деятельности.


39

Тема 6.1.

Освоение музыкального материала для практики в школе.

Содержание учебного материала

-

2

Практические занятия

15


1.

Осознание роли музыкальных занятий в формировании духовной культуры ребенка. Принципы подхода к изучению музыкального материала по практике в школе. Выявления средств художественного воплощения авторского замысла.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

7

1.

Работа над выразительностью музыкально-художественного образа произведений.

Тема 6.2.

Повышение

исполнительского

мастерства.

Содержание учебного материала

-

2

Практические занятия

16


1.

Репетиционный период. Интеллектуально-творческая интерпретация произведений. Участие в концертах. Ознакомление с новой музыкальной литературой, адресованной детям. Изучение методической литературы по повышению мастерства. Ансамблевое исполнение как вид исполнительского искусства.

2.

Гаммы: мажорные до трёх знаков в ключе основными штрихами и штриховыми вариантами двумя руками в две октавы; минорные до 2-х знаков в ключе (3-х видов) в одну - две октавы двумя руками; тонические трезвучия и их обращения; короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях; хроматическая гамма.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

5

1.

Анализ и самооценка собственного исполнения. Подготовка к участию в концертных мероприятиях.

Тема 6.3

Ансамблевое исполнение как вид исполнительского искусства.

Содержание учебного материала

-

2

Практические занятия

8


1.

Техническое освоение произведений, формирование двигательных навыков. Особенности исполнения музыкального произведения коллективом. Звуковое соотношение партий как основное условие качества ансамблевого исполнения.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

8

1.

Работа над ритмом - фактором ансамблевого единства. Формирование музыкального образа. Работа над штрихами, динамикой темпом.

Всего:


405



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МДК


    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы МДК требует наличия учебного кабинета для индивидуальных занятий музыкой.


Оборудование учебного кабинета: музыкальные инструменты (аккордеон), пюпитры, посадочное место для учащегося, рабочее место для преподавателя.


    1. Информационное обеспечение обучения

Учебники, учебные пособия, методическая литература, нотный материал.


    1. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:

  1. Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне - М. 2009

  2. Басурманов А. Справочник баяниста - М. 2010.

  3. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. М. 2009

  4. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне аккордеоне М. 2010

  5. Вельяминов Б. Гаммы и ежедневные упражнения баянистов -М.Л. 2010

  6. Имханицкий М., Новое об артикуляции и штрихах на баяне - М. 2012

  7. Лисовская Л.И. «Баян» Москва 2009

  8. Липе ф. Искусство игры на баяне - М. 2008

  9. Лушников В.В. Самоучитель игры на аккордеоне М. 2010

  10. Лондонов П.П. Школа игры на аккордеоне 2008

  11. Мирек А.М. Самоучитель игры на аккордеоне М. 2011

  12. Панайотов Л.В. Самоучитель игры на аккордеоне М. 2009

  13. Платонов В. Чтение нот с листа. Пособие для баянистов - М. 2008.


Дополнительные источники:

  1. Алексеев А. Методика обучения на аккордеоне. - М. 2011

  2. Браудо И. Артикуляция - Л. 2009

  3. Теплов Б. Психология музыкальных способностей - М.Л. 2013

  4. Петрушин В. Музыкальная психология - М. 2009


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК

Контроль и оценка результатов освоения МДК осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  1. должен уметь:

- находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;

- определять цели, задачи занятия в области музыкальной деятельности;

- разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области музыкальной деятельности;

- педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приёмы обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;

- демонстрировать способы, приёмы деятельности в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;

- выявлять и поддерживать одаренных в музыкальной деятельности детей;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями;

- использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, освоения программы дополнительного образования;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам проведения;

- вести учебную документацию.

знать:

- технологические основы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей;

- психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- особенности дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- методы, методики и технологии организации деятельности детей в музыкальной деятельности дополнительного образования;

- основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей;

- способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности;

- педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности;

- основные виды технических средств обучения (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальной деятельности;

- виды документации, требования к ее оформлению.


Текущий контроль:

-оценка результатов обучения на уроке;

- оценка результатов обучения в ходе выполнения практических задач;

- проверка и оценка всех видов самостоятельной работы;

- участие в концертах детского репертуара.