Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Тюменской области
«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
УТВЕРЖДАЮ:
И.о. заместителя директора
по учебно-методической работе
____________Н.А. Хоробрых
«____» ___________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебная дисциплина МДК 01.02. Информационное обеспечение перевозочного процесса(по видам транспорта)
специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам)
Тюмень 2016
Рабочая программа учебной дисциплины (МДК) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Рассмотрена на заседании ПЦК
Дисциплин профессионального цикла (отделение автоматики и сервиса)
протокол № _____ от «___» ______________ 2016 г.
Председатель ПЦК ____________ /Сваткова Н.В./
Организация – разработчик: ГАПОУ ТО «ТКТТС»
Разработчик: Болярских Галина Николаевна , преподаватель ГАПОУ ТО «ТКТТС».
| Должность | Ф.И.О | Подпись | Дата |
Эксперты | Техническая экспертиза ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» | Бадамшина Т.Ю. | | |
Содержательная экспертиза Тюменской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций Свердловской дирекции по управлению терминально-складским комплексом СП СДН – филиала ОАО «РЖД» | Лебедев С.В | | |
Рецензенты | ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» | Бадамшина Т.Ю. | | |
Тюменской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций Свердловской дирекции по управлению терминально-складским комплексом СП СДН – филиала ОАО «РЖД» | Лебедев С.В | | |

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
| Паспорт программы междисциплинарного курса | 4 |
-
| Структура и содержание междисциплинарного курса | 5 |
-
| Условия реализации программы междисциплинарного курса | 9 |
-
| Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса | 10 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ междисциплинарного курса
1.1. Область применения программы
Рабочая программа междисциплинарного курса является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО технического профиля 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)» (базовая подготовка).
Рабочая программа междисциплинарного курса может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке специалистов технического профиля по направлению 23.02.01.Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 года № 376;
1.2. Место междисциплинарного курса в структуре основной профессиональной образовательной программы: междисциплинарный курс МДК. 01.02. Информационное
обеспечение перевозочного процесса (по видам транспорта) является частью профессионального модуля ПМ.01 Организация перевозочного процесса (по видам транспорта) в профессиональном цикле.
1.3. Цели и задачи междисциплинарного курса – требования к результатам освоения междисциплинарного курса:
В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен уметь:
уметь:
анализировать документы, регламентирующие работу транспорта в целом и его
объектов в частности;
использовать программное обеспечение для решения транспортных задач;
применять компьютерные средства.
знать:
- оперативное планирование, формы и структуру управления работой на транспорте
(по видам транспорта);
основы эксплуатации технических средств транспорта (по видам транспорта);
систему учета, отчета и анализа работы;
основные требования к работникам по документам, регламентирующим
безопасность движения на транспорте;
состав, функции и возможности использования информационных и
телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы междисциплинарного курса:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 118 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
2.1. Объем междисциплинарного курса и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 118 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические занятия | 40 |
теория | 38 |
курсовая работа | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
Реферат Домашние работы Презентации | 10 20 10 |
Итоговая аттестация в форме – экзамена (4 семестр). |
Тематический план и содержание междисциплинарного курса МДК. 01.02. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 3. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности | | 118 (в т.ч. 40 часов самост. работа) | |
МДК.01.02. Информационное обеспечение перевозочного процесса (по видам транспорта) | | 118 (в т.ч. 40 часов самост. работа) | |
Тема 3.1. Информационные технологии в управлении перевозочным процессом | Содержание | 14 | |
1 | Общая характеристика комплекса задач управления перевозками Классификация задач, решаемых с помощью ЭВМ. | 8 | 2 |
2 | Современные информационно-управляющие системы в управлении перевозками Понятие единой комплексной автоматизированной информационно-управляющей компьютерной системы управления эксплуатационной работой железной дороги. Основные функции системы: прогноз, планирование, управление, реализация, контроль, анализ. Автоматизированные информационные системы (АИС). | 2 |
3 | Автоматизированная система организации вагонопотоков Организация вагонопотоков- одна из первых форм применения ЭВМ на железнодорожном транспорте. Автоматизация расчетов по организации вагонопотоков на уровне сети и регионов. Подготовка информационной и нормативной базы с оптимизацией исходных параметров. | 2 |
4 | Автоматизация построения графика движения поездов Постановка задачи, формирование правил. Информационное обеспечение задачи: исходная информация о расчетном участке, о раздельных пунктах и перегонах, о поездах, результаты тяговых расчетов. Принципы пропускной способности с помощью ЭВМ. | 2 |
5 | Автоматизация технического нормирования эксплуатационной работы Технические нормативы отделений, дорог, сети. Роль нормативов. Исходные данные для расчета технических норм. Автоматизированная интегрированная система обработки данных и формирование выходных форм с нормативными показателями, выдаваемыми на мониторы пользователей и на печать, а также в виде баз данных установленного формата. | 2 |
| Практические занятия | 6 | |
1 | Прокладка линий хода поездов на графике с помощью ЭВМ |
2 | Расчет показателей графика движения поездов |
3 | Расчет технических норм эксплуатационной работы отделения дороги на ЭВМ |
Тема 3.2. Информационная база и функции системы «Экспресс» | Содержание | 16 | |
1 | Технические средства «Экспресс-3» Технические показатели «Экспресс-3», средства подготовки и сбора данных. Средства и скорость передачи данных. Средства отображения и выдачи информации. Режимы ввода и выдачи решений. Виды и назначение терминального оборудования. Состав терминального оборудования. | 8 | 2 |
2 | Информационное обеспечение системы «Экспресс-3» База данных для управления пассажирскими перевозками. Основные требования, предъявляемые к базам данных. Базы данных для оперативной обработки данных. Базы данных для справочно-аналитического обслуживания. Архив-база. Обмен данными между базами, поддерживаемыми различными системами управления базами данных. Информационные объекты. | 2 |
3 | Технологическое обеспечение системы «Экспресс-3» Технологический процесс обработки информации: порядок подготовки исходной информации и ввод ее в вычислительный комплекс. Автоматическая обработка заказов. Выдача отчетов и аналитических данных. Содержание исходной информации. Схема обработки заказов в системе «Экспресс-3». Оперативная информация. Задача системы «Населенность». | 2 |
Практические занятия | 8 | |
1 | Подготовка данных |
2 | Передача данных |
3 | Обработка информации и ввод ее в вычислительный комплекс |
4 | Изучение терминального оборудования системы «Экспресс-3» |
Тема 3.3. Автоматизированные рабочие места (АРМ) | Содержание | 30 | |
1 | АРМ билетного кассира Пункты продажи. Назначение и функции билетного кассира. Перечень видов работ и их кодирование. Порядок работы при оформлении заказа. Виды бланков. Режимы продажи проездных документов. Порядок возврата и гашения бланков. Отчет о работе билетного кассира за смену. Документы финансовой и статистической отчетности. | 14 | 2 |
| АРМ багажного кассира Назначение и функции АРМ багажного кассира. Перечень видов работ и их кодирование. Порядок работы при оформлении перевозочных документов. Виды бланков. Выдача сдаточных списков и пропусков на получение багажа. Отчет о работе багажного кассира за смену. Документы финансовой и статистической отчетности. | 2 |
2 | АРМ товарного кассира Назначение и функциональные возможности АРМ товарного кассира. Порядок оформления перевозочных документов в электронном виде. | 2 |
Практические занятия | 16 | |
1 | Изучение терминального оборудования системы «Экспресс-3» |
2 | Порядок подготовки терминала к работе и формирование заказа |
3 | Оформление проездных документов |
4 | Оформление перевозочных документов |
5 | Порядок получения оперативных справок и составление отчета за смену |
6 | Оформление отчетов ГУ-3, ГУ-4 |
Тема 3.4. Автоматизированное рабочее место оператора справочной службы | Содержание | 18 | |
1 | АРМ оператора справочной службы Каналы связи. Принцип передачи справочной информации и способы их отражения. Характеристика информационных устройств и принцип их действия (терминалы, киоски, информаторы, табло). Оборудование рабочего места оператора-информатора. АРМ диктора. | 8 | 2 |
1 | Ввод и вывод информации | 10 | |
2 | Определение видов работ |
3 | Порядок выдачи справок |
4 | Формирование звуковой информации |
5 | Действия оператора-информатора в нестандартных ситуациях |
Самостоятельная работа при изучении раздела Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Текстовые процессоры Электронные таблицы Системы управления базами данных Графические редакторы Подготовка сообщения по теме: Информационно-поисковые системы | 40 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы междисциплинарного курса 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация междисциплинарного курса требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением – 13 шт.;
- мультимедиа проектор – 1 шт.;
- принтер, сканер, копер – 1 шт.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники:
1.Автоматизированные системы управления в эксплуатационной работе учебник для техникумов и колледжей ж.д. транспорта под редакцией Е. Н. Сидорова –М Маршрут 2005-560с.
2. Основы эксплуатационной работы железных дорог учебное 0-75 пособие для студентов учреждений сред. проф.
образования под редакцией В.А .Кудрявцева -М. : Академия 2005-352с.
3. Системы автоматизации и информационные технологии управления перевозками на железных дорогах учебник для
Вузов ж.д. транспорта (В.А. Гапанович, А.А. Грачев) под ред. В. И .Ковалева, А. Т. Осминина, Г. М .Грошева М.
Маршрут,2006-544с.
4. Основы организации Билетно-кассовой работы учебное пособие М ГОУ Учебно- методический центр по образованию
на железнодорожном транспорте,2007-184с.
5. Диспетчерские центры и технология управления перевозочным процессом: учебное пособие./ Левин Д.Ю.: Маршрут, -
2005-760с.
6.Продажа и оформление проездных документов во внутреннем железнодорожном сообщении с использованием АСУ
Экспресс учебное пособие –М. Маршрут 2005-309с под ред. Кормаков Н.А., Павликова А. Г. Трофимова Е.Н.
Справочники и справочные пособия:
- Атанов М.А. Основы организации билетно-кассовой работы: учеб. пособие./ ГОУ УМЦ по образованию на ЖДТ. – 2010.
Дополнительные источники
Учебники и учебные пособия:
1. Типовой технологический процесс работы вокзала.
2. АСУУП АСУ Экспресс 2008г. А. В. Комиссаров
3. Организация железнодорожных пассажирских перевозок: учеб. пособие для студентов СПО./ Кудрявцева В.А.: ИЦ «Академия», - 2013. – 256 с.
4. Основы эксплуатационной работы железных дорог: учеб. пособие для студентов СПО./ Кудрявцева В.А.: ИЦ «Академия», - 2013.
Интернет-ресурсы:
- Официальный сайт ОАО РЖД http://www.rqd.ru/;
- Официальный сайт ОАО РЖД http: //www.vsqd.ru/.
- Государственная публичная научно-техническая библиотека России http://library.gpntb.ru/cgi/irbis64r/cgiirbis_64.exe
4. Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса
Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | Показатели оценки результата |
1 | 2 | |
УМЕНИЯ: |
У1. Анализировать документы, регламентирующие работу транспорта в целом и его объектов в частности. | - Определяет общую характеристику комплекса задач управлении ж.д. перевозками. - Строит на ЭВМ график движения поездов. - Прокладывает линии хода поездов на графике. - Рассчитывает показатели графика движения поездов. - Рассчитывает технические нормы эксплуатационной работы региона на ЭВМ. ПР №1 ПР №2 ПР №3 | Текущий контроль в форме защиты практических занятий |
У2.Использовать программное обеспечение для решения транспортных задач; | - Называет информационные технические, технологические функции системы «ЭКСПРЕСС» - выбирает подготовка данных и передачу данных - готовит обработку информации и ввод ее в вычислительный комплекс - называет состав терминального оборудования. ПР№4 ПР№5 ПР№6 ПР№7 | Текущий контроль в форме защиты практических занятий |
У3. Применять компьютерные средства. | - Называет автоматизированные рабочие места (АРМ) - Перечисляет перечень видов работ и их кодирование - Называет режимы продажи проездных документов, порядок и гашения бланков. -Называет порядок подготовки терминала к работе и формирование заказа. -Оформляет проездные документы -Оформляет перевозочные документы -Перечисляет порядок получения оперативных справок и составление отчета за смену. -Составляет оформление отчетности - Называет порядок ввода и вывода информации - Определяет виды работ, порядок выдачи справок -Формирует звуковую информацию ПР№8 ПР№9 ПР№10 ПР№11 ПР№14 ПР№15 ПР№16 ПР№17 ПР№18 | Текущий контроль в форме защиты практических занятий |
ЗНАЕТ: | |
З. 1. Оперативное планирование, формы и структуру управления работой на транспорте (по видам транспорта); | - Называет общую характеристику комплекса задач в управлении перевозками. -перечисляет современные информационно-управляющие системы в управлении перевозками | |
З.2 Систему учета, отчета и анализа работы; | - Называет систему учета, отчета и анализа работы управлении перевозками. ПР№12 ПР№13 | |
З.3 Состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. | - Называет АРМ АСЭТРАН, АС ЭКСПРЕСС, АРМ ДИКТОРА СПРАВОЧНОЙ СЛУЖБЫ - Выбирает наиболее подходящий АРМ для оформления документов. -Оформляет перевозочные документы | |
Результаты обучения (развитие общих компетенций) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | Показатели оценки результата |
Шифр | Наименование |
ОК 1. | Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Самооценка, направленная на самостоятельную оценку студентом результатов деятельности. | |
ОК 2. | Организовывает собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Экспертная оценка - направлена на оценку сформированности компетенций, проявленных в ходе практической работы. Обратная связь - направлена на анализ и обсуждение результатов деятельности, выявление сильных/слабых компетенций студента. | |
ОК 3. | Принимает решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Диагностика - направлена на выявление типовых способов принятия решений. Кейс – метод - направлен на оценку способностей к анализу, контролю и принятию решений | |
ОК 4. | Осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Количественная оценка - направлена на оценку количественных результатов практической деятельности. Качественная оценка - направлен на оценку качественных результатов практической деятельности. | |
ОК 5. | Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Практическая работа - направлена на оценку практических навыков. | |
ОК 6. | Работает в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Взаимооценка - направлена на взаимную оценку индивидуальных и групповых результатов участников. Социометрия - направлена на оценку командного взаимодействия и ролей участников. | |
ОК 7. | Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Метод обобщения независимых характеристик - направлен на оценку данных, полученных в результате наблюдения за деятельностью студента в различных ситуациях. | |
ОК 8. | Самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации. | Деловая характеристика - направлен на оценку и фиксацию достигнутого уровня общих компетенций. Анализ достижений - направлен на анализ результатов деятельности за определенный период, выявления зоны ближайшего развития студента. | |
ОК 9. | Ориентируется в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Качественная оценка - направлена на оценку уровня общих компетенций по таким параметрам как уровень сложности решаемых задач, отбор методов решения задач, соотнесение идеального и реального конечного результата деятельности. Приемы решения задач – направлены на оценку навыков решения задач с использованием инновационных приемов и методов. | |
ПК 1.1 | Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками. | - Текущий контроль в форме: - защиты практических занятий; | - формулирование основных принципов и структуры управления работой на железнодорожном транспорте; - демонстрация теоретических знаний в области оперативного регулирования и координации деятельности; - грамотность рекомендаций применения ресурсосберегающих технологий при организации перевозок и управлении на транспорте; - самостоятельный поиск необходимой информации. |
ПК 1.2 | Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций. | - Оформляет и заполняет накладную перевозки грузов в соответствии с законодательством РФ, - Оформляет и заполняет акт об отказе терминального оборудования. - Оформляет и отчеты билетного кассира. Кабинет организации перевозочного процесса ПР №10 ПР №18 | - качество рекомендаций по обеспечению безопасности перевозок; - демонстрация правил документального оформления перевозок пассажиров и багажа; - формулирование действующих положений по организации перевозок. |
ПК 1.3. | Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса. | - Оформляет проездные, перевозочные документы - Оформляет отчеты ГУ-3,ГУ-4 ПР№9 ПР№11 ПР№13 | - качество рекомендаций по организации работы персонала; - точность и грамотность оформления технологической документации; - грамотность оформления проездной документации. |
Разработчик: Болярских Г.Н., преподаватель ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
Эксперты:
Бадамшина Т.Ю. преподаватель высшей категории ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
Рецензент: Лебедев С.В., зам. нач. Тюменской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций Свердловской дирекции по управлению терминально-складским комплексом СП СДН – филиала ОАО «РЖД»