Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Тюменской области
«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УПР
____________Н.Ф. Борзенко
«____» ___________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебная дисциплина МДК. 04.01 Технология выполнения работ кассира билетного
специальность Кассир билетный
Тюмень 2017
Рабочая программа учебной дисциплины (МДК) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) Кассир билетный
Рассмотрена на заседании ПЦК
Дисциплин профессионального цикла (отделение автоматики и сервиса)
протокол № _____ от «___» ______________ 2017 г.
Председатель ПЦК ____________ /Бадамшина Т.Ю./
Организация – разработчик: ГАПОУ ТО «ТКТТС»
Разработчик: Болярских Галина Николаевна , преподаватель ГАПОУ ТО «ТКТТС».
| Должность | Ф.И.О | Подпись | Дата |
Эксперты | Техническая экспертиза ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» | Бадамшина Т.Ю. | | |
Содержательная экспертиза Тюменской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций Свердловской дирекции по управлению терминально-складским комплексом СП СДН – филиала ОАО «РЖД» | Лебедев С.В | | |
Рецензенты | ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» | Бадамшина Т.Ю. | | |
Тюменской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций Свердловской дирекции по управлению терминально-складским комплексом СП СДН – филиала ОАО «РЖД» | Лебедев С.В | | |
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
| Паспорт программы междисциплинарного курса | 4 |
-
| Структура и содержание междисциплинарного курса | 5 |
-
| Условия реализации программы междисциплинарного курса | 9 |
-
| Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса | 11 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ междисциплинарного курса
1.1. Область применения программы
Рабочая программа междисциплинарного курса является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО технического профиля 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта) (базовая подготовка).
Рабочая программа междисциплинарного курса может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке специалистов технического профиля по направлению 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 года № 376;
1.2. Место междисциплинарного курса в структуре основной профессиональной
образовательной программы: междисциплинарный курс МДК. 04.01 Технология
выполнения работ кассира билетного Кассир билетный.
1.3. Цели и задачи междисциплинарного курса – требования к результатам освоения междисциплинарного курса:
В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен уметь:
уметь:
- оформлять и продавать пассажирам проездные и перевозочные документы на
железнодорожном транспорте вручную и с использованием билетопечатающих машин и аппаратов;
- обеспечивать выполнение заявок на билеты, в т.ч. от организаций и учреждений на
групповые перевозки пассажиров;
- оформлять проездные документы инвалидам, участникам ВОВ.
знать:
правила перевозок пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте;
- тарифы, порядок расчета стоимости проезда;
- схемы расположения мест в вагонах;
- схему железных дорог;
- расписание движения поездов;
- инструкции по получению, хранению и сдаче денежных средств;
- установленную отчетность;
- правила взаимодействия с клиентами;
- правила ведения оперативного учета;
- технологию обработки проездных и перевозочных документов;
- нормативные основы и требования к деятельности кассиров билетных и кассиров
багажных, товарных (грузовых);
- порядок оформления документов для информационно-вычислительных центров,
станций, финансовой службы дорог и отделения банка, порядок составления отчетности;
- правила технической эксплуатации компьютеров, видеотерминалов и других
счетно-суммирующих машин;
- правила проезда инвалидов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы междисциплинарного курса:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 186 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часов;
самостоятельной работы обучающегося 62 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
2.1. Объем междисциплинарного курса и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 186 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 124 |
в том числе: | |
практические занятия | 48 |
Лабораторные работы | |
теория | 76 |
курсовая работа | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 62 |
в том числе: | |
Оформить практические работы Подготовить доклад Подготовить презентацию | 48 |
Итоговая аттестация в форме – экзамена |
Тематический план и содержание междисциплинарного курса МДК. 01.02. Тарифное регулирование
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
1 | 2 |
Раздел 1 ПМ 04. Изучение технологии выполнения работ кассира билетного | |
МДК. 04.01 Технология выполнения работ кассира билетного | |
Тема 1.1 Состав и назначение оборудования системы «Экспресс» | Содержание |
1. | Правила перевозок пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте. Схема железных дорог. Правила технической эксплуатации компьютеров, видеотерминалов и других счётно-суммирующих машин. Характеристика автоматизированной системы управления «Экспресс». Нормативные основы и требования к деятельности кассиров билетных и кассиров багажных, товарных (грузовых). Правила взаимодействия с клиентами |
Тема 1.2 Порядок работы при оформлении проездных документов | Содержание |
1. | Тарифы, порядок расчёта стоимости проезда. Схемы расположения мест в вагонах. Оформление проездных документов. Правила проезда детей и школьников. Расписание движения поездов. Характеристика бланков строгой отчётности. Характеристика бланков нестрогой отчётности. Получение начального и конечного отчётов кассира. Содержание начального отчёта. Содержание конечного отчёта |
Практические занятия |
1. | Освоение порядка получения универсальной справки о наличии мест и стоимости проезда. |
2. | Освоение порядка получения справки о курсировании поездов |
3. | Освоение порядка оформления полных проездных документов |
4. | Освоение порядка оформления детских проездных документов |
5. | Освоение порядка оформления школьных проездных документов |
6. | Освоение порядка получения начального отчёта |
7. | Освоение порядка получения конечного отчёта |
Тема 1.3 Порядок оформления испорченных и неиспользованных проездных документов | Содержание |
1. | Технология обработки проездных и перевозочных документов. Гашение испорченных проездных документов. Условия гашения. Гашение следующим заказом. Гашение с использованием штрих кодов. Ускоренное гашение. Порядок оформления погашенного проездного документа. Возврат неиспользованных проездных документов. Установленная отчётность. Сроки возврата неиспользованных проездных документов во внутригосударственном и межгосударственном сообщении. Порядок оформления неиспользованных проездных документов при выполнении операции «возврат». Правила ведения оперативного учета. Порядок получения бланков строгой отчетности со склада. Ведение книги запаса. Инструкция по получению, хранению и сдаче денежных средств. Порядок оформления документов для информационно-вычислительных центров, станций, финансовой службы дорог и отделения банка, порядок составления отчётности. Основные принципы финансового учёта в системе «Экспресс» |
Практические занятия |
1. | Освоение порядка гашения проездного документа пол( ным набором. |
2. | Освоение порядка оформления операции «возврат» по виду работ Р 20 |
3. | Освоение порядка оформления операции «возврат» по виду работ Р 22 |
4. | Освоение порядка оформления операции «возврат» по виду работ Р 23 |
5. | Освоение порядка оформления операции «возврат» по виду работ Р 21 |
Тема 1.4 Оформление проезда военнослужащих | Содержание |
1. | Правила проезда военнослужащих. Оформление проезда по воинскому требованию. Сроки годности воинского требования. Порядок гашения воинского требования при оформлении проездного документа. Отчетность билетного кассира за оформление проезда по воинским требованиям |
Практические занятия |
1. | Освоение порядка оформления проездных документов военнослужащим. |
2. | Освоение порядка оформления проездных документов детям военнослужащих |
Тема 1.5 Оформление проезда железнодорожников | Содержание |
1. | Правила оформления проезда железнодорожников. Компостирование транспортных требований. Формы транспортных требований. Срок годности транспортного требования. Отчётность билетного кассира за оформление проезда по транспортным требованиям |
Практические занятия |
1. | Освоение порядка оформления проездных документов по транспортным требованиям работникам ОАО«РЖД». |
2. | Освоение порядка оформления проездных документов по транспортным требованиям иждивенцам |
Содержание |
Тема 1.6 Оформление проезда инвалидов | | Правила проезда инвалидов, участников ВОВ. Порядок предоставления льгот. Внутригосударственные льготы. Межгосударственные льготы. Правила проезда Героев. Представительские льготы. Отчётность билетного кассира за оформление льготного (бесплатного) проезда |
| Практические занятия |
1. | Освоение порядка оформления проезда инвалидов и участников ВОВ. |
2. | Освоение порядка оформления проезда инвалидов, участников ВОВ во внутригосударственном сообщении |
3. | Освоение порядка оформления проезда инвалидов, участников ВОВ в межгосударственном сообщении |
4. | Освоение порядка заполнения книги ЛУ 8 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Стоимость проезда пассажиров в пригородном сообщении. 2. Стоимость проезда в зависимости от рода вагона. 3. Страховой сбор. Страховая выплата. 4. Применение багажных и грузобагажных тарифов. 5. Льготы для индивидуальных пассажиров. 6. Тарифы для оформления льготных и бесплатных про¬ездных документов. | 62 | |
Итого Экзамен | 186 6 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы междисциплинарного курса 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация междисциплинарного курса требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением – 13 шт.;
- мультимедиа проектор – 1 шт.;
- принтер, сканер, копер – 1 шт.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники:
1.Автоматизированные системы управления в эксплуатационной работе учебник для техникумов и колледжей ж.д. транспорта под редакцией Е. Н. Сидорова –М Маршрут 2010-560с.
2. Системы автоматизации и информационные технологии управления перевозками на железных дорогах учебник для Вузов ж.-д. транспорта (В.А. Гапанович, А.А. Грачев) под ред. В. И. Ковалева, А. Т. Осминина, Г. М. Грошева М. Маршрут,2010-544с.
3. Основы организации Билетно-кассовой работы учебное пособие М ГОУ Учебно- методический центр по образованию
на железнодорожном транспорте, под редакцией Атанов М.А. 2010-184с.
4. Продажа и оформление проездных документов во внутреннем железнодорожном сообщении с использованием АСУ
Экспресс учебное пособие – М. Маршрут 2010-309с под ред. Кормаков Н.А., Павликова А. Г. Трофимова Е.Н.
5. Организация пассажирских перевозок учебник для техникумов Соловейчик М.З. Сотникова Т.А. М-Транспорт 2009г.-239с.
6. Организация железнодорожных пассажирских перевозок 0-75 учебное пособие для учреждений сред. проф. образования
А.А.Авдовский,, А.С. Бадаев, ,К.А.Белов под редакцией В.А.Кудряацева –М –Академия 2010—256с.
Справочники и справочные пособия:
Атанов М.А. Основы организации билетно-кассовой работы: учеб. пособие. / ГОУ УМЦ по образованию на ЖДТ. – 2010.
Дополнительные источники:
1.Учебники и учебные пособия:
- Продажа и оформление проездных документов во внутреннем железнодорожном сообщении с использованием АСУ «Экспресс»: учеб. пособие. / Кормаков Н.А.: Маршрут, - 2010.
- Организация транспортного обслуживания пригородных и пригородном-городских пассажиропотоков железнодорожным, автомобильным и наземным городским транспортом в периоды перерывов в движении пригородных поездов: учеб. пособие. / С. П. Вакуленко [и др.]. - М.: МИИТ. - 2012. - 77 с.
- АСУУП АСУ Экспресс 2008г. А. В. Комиссаров
- Основы эксплуатационной работы железных дорог: учеб. пособие для студентов СПО.
Кудрявцева В.А.: ИЦ «Академия», - 2013.
Нормативно-техническая документация:
Прейскурант 10-01Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами руководящая литература ж.-д. транспорта.
Типовой технологический процесс работы вокзала.
Тарифное руководство №4 книга 1.2.3 руководящая литература ж.-д. транспорта.
2. Мультимедийный программный продукт:
- Контролирующая мультимедийная компьютерная программа «Приём и отправление поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ и связи»;
- Контролирующая мультимедийная компьютерная программа «Движение поездов при телефонных средствах связи».
3. Электронные версии печатных изданий учебников:
- Автоматизированные системы управления в эксплуатационной работе учебник для техникумов и колледжей ж.д. транспорта под редакцией Е. Н. Сидорова –М Маршрут 2005-560с.
Интернет-ресурсы:
- Энциклопедия железных дорог: http://www.jd-enciklopedia.ru/17-nadezhnost/17-- nadezhnost-zheleznodorozhnogo-transporta/;
- СЦЕБИСТ:http://scbist.com/ekspluataciya-zheleznyh-dorog/2216-knigi-dvizhencam.html;
- Официальный сайт ОАО РЖД http://www.rqd.ru/;
- Официальный сайт ОАО РЖД http: //www.vsqd.ru/.
4. Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса
Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | Показатели оценки результата |
1 | 2 | 3 |
УМЕНИЯ: |
У1. Оформлять и продавать пассажирам проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте вручную и с использованием билетопечатающих машин и аппаратов; | Текущий контроль в форме защиты практических занятий. | Текущий контроль в форме защиты практических занятий. Оформляет пригородные проездные билеты. - Производит расчет тарифных расстояний. - Определяет льготы для особых пассажиров - Определяет выбор необходимого маршрута. |
У2. Обеспечивать выполнение заявок на билеты, в т.ч. от организаций и учреждений на групповые перевозки пассажиров; | Текущий контроль в форме защиты практических занятий. | Оформляет выполнение заявок на билеты, в т.ч. от организаций и учреждений на групповые перевозки пассажиров; |
У3. Оформлять проездные документы инвалидам, участникам ВОВ. | Текущий контроль в форме защиты практических занятий. | Производит оформление документов инвалидам, участникам ВОВ.; |
ЗНАЕТ: | |
З 1. Правила перевозок пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте; | Текущий контроль в форме защиты практических занятий. | Называет правильность перевозок пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте |
З.2 Порядок оформления (переоформления) перевозочной документации; | Текущий контроль в форме защиты практических занятий. | Оформляет штрафную квитанцию по перевозкам. - Оформление абонементного пригородного билета - Оформляет квитанции для безналичных расчетов за перевозки. - Оформляет возращенные перевозочные документы и отчеты. |
Результаты обучения (развитие общих компетенций) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Шифр | Наименование |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Демонстрирует интерес к будущей профессии | Подготовка докладов Устный опрос |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Формулирует цели и задач предстоящей деятельности, Умеет представить конечный результат деятельности в полном объеме, Планирует предстоящей деятельности, Обосновывает выбор типовых методов и способов выполнения плана, умеет проводить рефлексию (оценивать и анализировать процесс и результат) | Индивидуальная работа Подготовка презентации Практическая работа Семинар Тестовая работа |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Определяет проблемы в профессионально-ориентированных ситуациях, Излагает способы и варианты решения проблемы, оценка ожидаемого результата, планирует поведения в профессионально ориентированных проблемных ситуациях | Индивидуальная работа Практическая работа Устный опрос Семинар |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Умеет самостоятельно работать с информацией, понимать замысел текста, Демонстрирует навыков пользования словарями, справочной литературой, Умеет отделять главную информацию от второстепенной. | Количественная оценка - направлена на оценку количественных результатов практической деятельности. Качественная оценка - направлен на оценку качественных результатов практической деятельности. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Демонстрирует навыки использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности | Практическая работа - направлена на оценку практических навыков. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Умеет грамотно ставить и задавать вопросы, Способен координировать свои действия с другими участниками общения, Способен контролировать свое поведение, эмоции и настроение, Умеет воздействовать на партнера общения. | Взаимооценка - направлена на взаимную оценку индивидуальных и групповых результатов участников. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Проявляет ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий. | Практическая работа Устный опрос |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации. | Демонстрирует стремления к самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию, Определяет своих потребностей в изучении дисциплины, Владеет методикой самостоятельной работы над совершенствованием умений, Осуществляет самооценки и самоконтроля через наблюдение за собственной деятельностью, Умеет осознанно ставить цели овладения различными аспектами профессиональной деятельности, определяет соответствующий конечный продукт, реализует поставленной цели в деятельности | Устный опрос Практическая работа |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Качественная оценка - направлена на оценку уровня общих компетенций по таким параметрам как уровень сложности решаемых задач, отбор методов решения задач, соотнесение идеального и реального конечного результата деятельности. | Количественная оценка - направлена на оценку количественных результатов практической деятельности. Качественная оценка - направлен на оценку качественных результатов практической деятельности. |
ПК 4.1 | Оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте | - демонстрация точности и скорости чтения проездных документов; - обоснование способа оформления документов; - изложение последовательности действия при оформлении проездных и перевозочных документов | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения |
ПК 4.2. | Принимать проездные и перевозочные документы от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращать им деньги | - изложение последовательности возврата неиспользованных проездных документов; - демонстрация навыков использования оборудования при выполнении различных операций; - определение выплат при возврате неиспользованных проездных документов; - изложение последовательности действий при выполнении различных операций с неиспользованными проездными документами | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения |
ПК 4.3. | Получать, хранить и сдавать денежные средства и бланки строгой отчётности в установленном порядке | - ведение книги продаж пассажирских билетов; - демонстрация навыков получения начального и конечного отчётов за смену; - демонстрация точности и скорости чтения информации с бланка «Отчёт кассира»; - изложение правил обращения с бланками строгой отчётности | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения |
Разработчик: Болярских Г.Н., преподаватель ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
Эксперты:
Бадамшина Т.Ю. преподаватель высшей категории ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
Рецензент: Логунова Я.А.,. начальник товарной конторы. Тюменской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций Свердловской дирекции по управлению терминально-складским комплексом СП СДН – филиала ОАО «РЖД»