СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Межпредметный модуль «Крылатые слова и выражения в произведениях русской литературы» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета; обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Межпредметный модуль «Крылатые слова и выражения в произведениях русской литературы» 4 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Калининграда гимназия № 32


«Рассмотрено»

на заседании кафедры

_____/_Чащухина О.В._/

ФИО

Протокол № _9__ от

__18.05.2016___г.

«Согласовано»

на заседании НМС

МАОУ гимназии № 32


Протокол № __10_ от

__18.05.2016___г.


Разрешена к применению приказом

директора МАОУ гимназии № 32

_________/Белякова В.Н._/


Приказ № __72/3_ от

__18.05.2016___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Межпредметный модуль «Крылатые слова и выражения в произведениях русской литературы» 4 класс

Предмет, класс




Количество часов на год: 24 часа

Уровень__базовый_____


Составители:

Норкене В.В.
























2016 - 2017 учебный год


г. Калининград



Программа

межпредметного вариативного модуля

«Крылатые слова и выражения в произведениях русской литературы»


Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России

от 26.11.2010 N 1241,от 22.09.2011 N 2357) ;

  • Образовательная программа начального общего образования МАОУ гимназии №32;

  • Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов МАОУ гимназии № 32;

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. –М.: Просвещение, 2010.



Пояснительная записка

Цель программы: овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета; обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову; формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм; развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.


  1. Описание места межпредметного вариативного модуля в учебном плане

Программа рассчитана на 24 учебных часа: из них теоретические занятия - 2 часа, практические занятия - 18 часов, занятия с применением ИКТ–4часа.

Форма организации: Программа предусматривает проведение занятий с целым классом, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.

Занятия проводятся 1 раз в месяц по 4 часа. Проектная деятельность включает проведение исследований, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, словарях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители здравоохранения, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Сроки реализации программы: 1 год (4 класс).


II. Описание учебно-методического комплекта



  1. Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2006.

  2. Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург : Авалон; Азбука-классика, 2005.

  3. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005.





III. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные УУД

Должны быть сформированы:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия –умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое написанное слово.


Что должен знать учащийся:

– требования техники безопасности во время экскурсии, прогулки на природу;

– изобразительно-выразительные возможности и культурное значение слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;

- назначение слов и фразеологизмов в речи, особенности употребления однозначных и многозначных слов, слов в прямом и переносном значении, исконно русских и заимствованных слов, синонимов, антонимов;


- формулы и правила речевого этикета, основные речевые этикетные ситуации;

- общие представления о проекте: определение, особенности работы, виды проектов и их отличительные черты, особенности групповой, поисковой, исследовательской работы, этапы работы над проектом (создание проектного продукта), способы работы с источниками информации и обработка собранного материала, методы подготовки устного выступления;

– основные понятия проектно-исследовательской деятельности: цель, задачи, организация деятельности, дисциплина и свобода выбора.


Что должен уметь учащийся:

– соблюдать правила техники безопасности во время занятий;

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы;

– находить в фольклорных текстах, в текстах художественной, научной, научно-популярной и занимательной литературы лексико-фразеологические единицы с культурным компонентом значения, разъяснять их смысл и роль в тексте;

- разъяснять написание слов, постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами;


- находить нужные слова и фразеологизмы в толковых словарях, словарях иностранных слов, синонимов, антонимов, многозначных слов и др., извлекать нужную информацию из словарной статьи.

– закреплять знания, полученные в ходе занятий, с помощью решения

занимательных заданий, викторин, кроссвордов, шарад, отгадывания загадок;

– определять основные понятия проектно-исследовательской деятельности: цель, задачи, организация деятельности, дисциплина и свобода выбора.


IV. Содержание изучаемого курса

Введение в проект. Понятие «групповой проект». Организация проектной деятельности: соединение дисциплины и свободы выбора. Сочинение «Назначение слов в языке и речи» (1 час)

Выбор своих тем (подтем) для исследования. Обсуждение содержания тем. Информационный материал по теме. Определение значимости предлагаемой темы для учащихся, лично для каждого.

Тема Вглубь слова (1 час)


Назначение слов в языке и речи. Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько. Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов. О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги.


Тема Слова родные и слова гости. (1 час)


Жизнь исконно русских слов в языке. Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке.


Тема Национально окрашенные слова в языке. (1час)


Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта: печь, изба, щи, каша, кисель, блины, сарафан, валенки, гармошка, балалайка, хоровод, частушка, сени, коса, сноп и др.

Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа: тройка символ быстроты, простора, удали; берёза – символ женственности; лебедь – символ красоты и верности и др.


Тема Диалектные слова. Говор донских казаков. (1 час)


Фонетические особенности: аканье и яканье табе, нясу и др. Фрикативный звук [г], смягчение согласных, употребление одних звуков вместо других:


освободить – ослобонить, вишня – вышня и др.


Особенности лексики: карша, шумнуть, башлык, грубка, патлы и др.


Тема Крылатые слова (1 час)

Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле. Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова: А ларчик просто открывался. А Васька слушает да ест. Без драки попасть в большие забияки. Да только воз и ныне там. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймёт и др.

Тема Золотые россыпи народной мудрости (1час)

Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности. Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи. Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей.

Тема Жизнь слова во фразеологизме (1 час).


Культурный смысл фразеологизмов. Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением.

Фразеологизмы с постоянными сравнениями: как с гуся вода; как рыба в воде; как грибы после дождя; льёт как из ведра; видно как на ладони и др. Фразеологизмы с названиями животных: заячья душа, медвежья услуга, не в коня корм, волчий аппетит, куриная память, собачий холод, пуганая ворона и др.


Тема Слово поэтическое (1 час).


Образность и вдохновенность поэтического слова. Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке.


Тема Звучащее слово (1часа).


Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний. Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др.

Тема Слово сквозь призму написания (1 час)


Зри в корень: загадки правописания в корне слова. Постоянство и непостоянство приставок. Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.

Тема Речевой этикет (1час)


Речевой этикет гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа. Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. Проявление средствами речевого этикета уважительности, почтения, приветливости, радушия, учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе. Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации: приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, комплимента, одобрения, утешения, прощания и др.

Правила речевого этикета. Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии и др.



Тема «Давайте говорить друг другу комплименты…» (1 час)


Комплимент как форма этикета. Значение комплимента в общении.


Как правильно сказать комплимент и как правильно его принять.

Изучение правил оформления текста (образец). Обмен опытом по сбору информации. Оформление совместной работы. Основные правила оформления творческих работ. Индивидуальные и групповые консультации. ( 4 часа)

Использование ИКТ (Обработка статистических и опытных данных в виде таблиц, графиков. Работа с компьютером. Текст, сохранение работы.)

(3 часа)

Защита своего проекта. (4 часа)


V. Практическая часть

Ожидаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, приобретение теоретических знаний):

приобретение школьниками знаний об изобразительно-выразительных возможностях и культурном значении слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;

о назначении слов и фразеологизмов в речи, особенности употребления однозначных и многозначных слов, слов в прямом и переносном значении, исконно русских и заимствованных слов, синонимов, антонимов;


формулы и правила речевого этикета, основные речевые этикетные ситуации;

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом, обучение практическим навыкам поиска информации):

Развитие ценностных отношений: ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия, создание собственной проектной работы):

приобретение школьником опыта осуществления общения с использованием формул речевого этикета, выразительных средств речи и богатств русского языка.

Итоги реализации программы могут быть представлены через экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, презентации и защиту исследовательских работ, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, создание книжки, буклета по истории и использованию слов, фразеологизмов и крылатых выражений.


Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.


Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

В списке ниже можно найти темы исследовательских проектов в начальной школе 4 класс.



Крылатые слова.

Вглубь слова.

Слова родные и слова-гости.

Национально окрашенные слова в языке.

Зри в корень: загадки правописания в корне слова.

Слово как изобразительное средство в стихотворении.

Речевой этикет и т.д






























Приложение 1(образец)


ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Крылатые Крыловские слова

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение с. …

  2. Основная часть

Исследование проблемы путем изучения литературных произведений И.Крылова.

Практические исследования. Работа с произведениями И.Крылова, со словарями. с. …

  1. Заключение

Общие выводы и рекомендации с. …

Библиографический список с. …

Приложение

Гипотеза: крылатые слова и афоризмы из басен И. А. Крылова обогащают речь человека красочными, яркими оборотами, украшают ее, делая выразительной, образной, меткой.

Актуальность : изучая, зная смысл крылатых слов и афоризмов в баснях И.А. Крылова, мы не только украшаем и обогащаем свою речь, но можем воздействовать на собеседника, умело употребляя эти выражения в повседневной жизни.

Цели проекта :

- обогатить словарный запас, способствовать повышению грамотности учащихся;

- сформировать представление о языке как развивающемся явлении;

- воспитать любовь к родному языку и русской классической литературе;

- развить творческие способности;


- выявить умения учащихся пользоваться техническими средствами.

Задачи :

- выяснить, что такое крылатые слова и афоризмы;

- найти их в баснях И. А. Крылова;

- объяснить значение;

- раскрыть характерные особенности выражений;

- уметь применять их в повседневной жизни;

- создать презентацию по теме проекта.

Предмет и объект исследования:

- предмет – изучение крылатых слов (выражений) и афоризмов в контексте басен И. А. Крылова;

- объект – басни И. А. Крылова; афоризмы и крылатые слова (выражения) в баснях.

Ожидаемые результаты:

- обогатить свой словарный запас, повысить грамотность;

- сформировать навыки бережного отношения к родному языку;

- осознать ценность произведений русской классической литературы;

- научиться работать с различными источниками информации;

- проявить интерес к исследовательской деятельности;

- выработать умение общаться с учителями и сверстниками;

- развить свои творческие способности;

- научиться пользоваться техническими средствами.


Основная часть

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М Исаковский.

Название «…Крылатые крыловские слова» ему дали строчки из стихотворения Михаила Исаковского, которые стали эпиграфом к презентации. На первом этапе нашей работы мы поняли: проблема заключается в том, что наши сверстники мало читают произведений классической русской литературы и плохо умеют использовать полученные знания в сегодняшней жизни. Поэтому мы предположили, что крылатые слова и афоризмы из басен Крылова обогащают речь человека красочными, яркими оборотами, украшают ее, делая выразительной, образной, меткой.

Мы решили, что необходимо обогащать словарный запас, повышать свою грамотность. Нужно любить свой родной язык и больше читать русскую классическую литературу. Решили, что работа над проектом разовьет наши творческие способности и научит пользоваться различными техническими средствами.


Исследование проблемы практическим путём.

Словарик. Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

«Толковый словарь» С.И. Ожегова.

Крылатые слова (или выражения) – меткие, характерные слова, выражения, изречения, цитаты, ставшие широкоупотребительными, ходовыми.

«Словарь русского языка».

Эпиграф – изреченье, которое писатель … выставляет в заголовке своего сочиненья.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля.

Эзоп – полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в YI веке до н.э. Был ли Эзоп историческим лицом – сказать невозможно. Истории жизни Эзопа не существовало. Историки писали лишь то, что Эзоп был рабом на острове Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит.

Откровенно осуждать людские пороки он не мог, поэтому он обратился к басням, в которых излагал свои мысли не прямо, а при помощи затейливых иносказаний: говорится про лисицу и виноград, а подразумевать надо человека и предмет его устремлений.

Его басни давно прославлены на весь мир, и все позднейшие баснописцы испытывали на себе влияние его таланта.

Под именем Эзопа сохранился сборник басен в прозе. Басни Эзопа были переведены на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Лафонтеном и Крыловым.

Эзоп считается родоначальником басни как жанра, а также создателем художественного языка иносказаний – эзопова языка, который не утратил своей актуальности с античных времён до наших дней.

Самые известные басни Эзопа – «Черепаха и Заяц», «Мальчик, который кричал «Волки!»», «Волк в овечьей шкуре».

 Крылов в басне «Свинья под дубом» обличает неблагодарность человека.

Мораль:

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Басня «Стрекоза и Муравей». Крылов высмеивает ветреность и праздность.

Мораль:

Ты все пела? Это дело:

Так поди же попляши!

Крылов в басне «Осел и Соловей» высмеивает глупость

Мораль:

Избави, Бог, и нас от этаких судей.

Басня «Листы и корни»

Крылов высмеивает лентяев, хвастунов, лицемеров, жадных и трусливых людей.

Мораль:

А если корень иссушится,-

Не станет дерева, ни вас.

В басне «Демьянова уха» Крылов показал, что чрезмерная услужливость, даже с добрыми намерениями, не приводит к добру.

Мораль:

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:

Но если помолчать во время не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь:

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.


Заключение

В ходе работы над проектом мы использовали тексты басен Ивана Андреевича Крылова не только из учебника, но и из других печатных изданий, находили в них крылатые слова и выражения. Также мы пользовались различными словарями и справочниками, чтобы найти значение непонятных слов, например, «Толковым словарем» Ожегова. Мы старались раскрыть характерные особенности крылатых выражений из басен, показать связь их с сегодняшним временем. Для поиска иллюстративных материалов пользовались услугами Интернет ресурсов, учились фотографировать.

«А Васька слушает, да ест» - эти крылатые слова мы находим в басне «Кот и повар». Они означают, что один человек стыдит, убеждает, а другой не обращая внимания, продолжает делать что-то свое. «Демьянова уха» -это выражение возникло из басни И.А. Крылова «Демьянова уха»

«А вы друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» - иллюстрация. Крылатые слова из басни «Квартет» (и много др. примеров)

Язык басен писателя очень богат крылатыми словами и афоризмами. Они очень меткие, образные. Зная значение каждого, мы понимаем смысл, содержание басни. Понимаем, о каких человеческих пороках говорит великий баснописец. Употребляя их в своей речи, мы делаем ее более выразительной, богатой и эмоциональной».

Библиографический список

Крылов И.А. Басни; Пьесы /И.А. Крылов. – М.: Мир книги, Литература, 2006.-400с.

Крылов И.А. Басни/ И.А. Крылов.- М.: Просвещение,2005.–192с.,ил.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т.4 / В. Даль – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955.- с.

Словарь русского языка: в 4 т. Т.2 / Г.П. Князькова [и др.] – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958.- с.

Школьный толковый словарь русского языка / М.С. Лапатухин [и др.] – М.: Просвещение., 2011.- 463 с.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.-М.:Аз;Изд.3-е,стер.,1996г.-928с.