Рассмотрено на заседании методического объединения Председатель МО _______________ /Петренко Л.В./ «____»__________________2017 год | Согласовано Заместитель директора поУВР __________/ Шлыкова С. В./ «____»____________2017 год | Утверждено Руководитель образовательного учреждения _______________ /Бабина Г. В./ «____»____________2017 год |
Рабочая программа
Учебного курса
«Мокшанский язык»
4 класс
Составитель: Елисеева И.В.
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение предмета «Мокшанский язык» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.
Рабочая учебная программа по мокшанскому языку для 4 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Мокшанский язык» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основании примерной программы по изучению мокшанского языка в 4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся. (Учебное пособие:Мокшанский язык. 4 класс. Третий год обучения: учебное пособие для русскоязычных учащихся / В.П. Гришунина, В.Ф. Рогожина.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2010. – 144 с.)
В курс 4 класса включены следующие темы: «Лето», «Пришла осень», «Школьные дела», «Семья», «Дела в деревне и в городе», «Зимние забавы, заботы, игры», «Мир вокруг нас», «Защита Отечества», «Женский праздник», «Знаменитые люди Мордовии», «Весна придет-все оживет».
Программа подготовлена для учащихся, не владеющих мордовским языком, которым предстоит изучать мокшанский язык. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Цель: - совершенствование и дальнейшее развитие способности и готовности школьников осуществлять элементарное общение на мокшанском языке в рамках ограниченного числа наиболее распространенных стандартных ситуаций общения, а так же их воспитание и развитие средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, развитие мотивации к изучению мокшанского языка, интереса к страноведческой информации, развитие чувств и эмоций и в определенной мере ценностных ориентаций и творческого патенциала.
Задача:показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения и расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык.
Общая характеристика учебного предмета «Мокшанский язык»
Четвёртый год обучения. Происходит усложнение устной и письменной речи по сравнению с начальными годами обучения. Устные высказывания строятся как на основе прочитанного, так и на основе прослушанного текста. При этом более последовательно проводится работа по развитию у учащихся умений выражать личностное отношение куслышанному. Дети воспринимают мокшанскую разговорную речь в предложенной им тематике и правилах, разговаривают и понимают речь учителя и собеседников.
Значительно усиливается направление на чтение и письмо. Языковой материал доводится до понимания учеников через применение разговорных и произносительных упражнений. Характерными особенностями чтения являются прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и запоминание содержания для последующего пересказа. Необходимо соблюдать интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного предложений. Задачи письма определяются выработкой таких умений и навыков, как:
-списывание с печатного текста с дополнительными заданиями;
-выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений;
-письмо по памяти;
-письмо под диктовку;
-самостоятельное письменное высказывание (5-10 предложений)
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мокшанский язык» является необходимым компонентом общего образования школьников. Рабочая учебная программа по мокшанскому языку для 4 класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Молочницкой ООШ».
Предмет «Мокшанский язык» изучается в 4 классе в объеме 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Преподавание ведется по учебному пособию «Мокшанский язык»: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. / В.П. Гришунина, В.Ф. Рогожина.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2010. – 144 с.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты
-представление о своей этнической принадлежности;
-развитие чувства любви к Родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние мордовского народа — мордовский язык;
-представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
-осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
-осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
-представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
-положительное отношение к языковой деятельности;
-заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
-понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
-развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
-представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
-принимать и сохранять цель и учебную задачу;
-высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
-планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
-проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
-понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Предметные результаты
-усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;
-правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
-понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;
-уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;
-называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;
-давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;
-рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
-составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
-усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО РАЗДЕЛА
«Мокшанский язык. 4 класс»
Кизось. (Лето) 2 часа
Слова обозначающие уход за растениями и домашними животными, летние игры.
Вспомнить стихотворения, песни, рассказы, сказки, которые учили в 3 классе.
Вопросы: кие? кит? мезе? месть? ков? коза? коса? кодама? кодапт?
Речевые образцы: Кизось пара. Мазыста морайхть нармоттне. Панчфне панжихть. Вага лии меш. Шись вяре. Ушеса пси. Яфодсь варманя.
Сась сёксесь. (Пришла осень) 3 часа
Слова обозначающие дела в школе и дома, в огороде, в саду, во дворе.
Погода осенью. Рассказ об осени, как его провести.
Счёт до 100.
Послелоги: меле, инголе, вакса, фтала, маласа.
Вопросы: мезе тии? месенди? Мезе тиихть? месендихть? мзяроце?
Речевые образцы: Вов сась сёксесь. Ушеса ърдаз. Менельсь вельхтяф коволса. Моли пизем. Уфай якшама варма. Нармоттне тусть лямбе шири. Мон рисовандан сёксеть эса. Тя шуфта. Тя лопа. Менельсь сенем. Шуфтсь тюжя.
Школьные дела. (Школань тефне) 3 часа
Вспомнить слова, обозначающие приветствие, прощание, времена года, состояние природы, её признаки.
Вспомнить слова и грамматические конструкции: члены семьи, как к ним обратиться, цвета, название цветов.
Слова обозначающие школьные принадлежности, предметы окружающие ребёнка в школе.
Дни недели: атяньжи, шавши, вержи, шуваланя, пяденця, ёткши, недляши.
Новые слова: исяк, тячи, ванды, шобдава, шингучка, илять, ве, удомс, стямс.
Речевые образцы: Исяк ульсь атяньжи. Тячи шавши. Тячи содамошинь праздник. Сембода пяк учихть тя шить васенце классонь тонафнихне.
Семьясь. (Семья) 3 часа
Вспомнить слова, обозначающие членов семьи: тядя, аля, баба, атя, ака, щава, щятя. Кем работают члены семьи.
Новые слова: исяк, тячи, теенза, тейть.
Речевые образцы: Тядязе работай столовайса. Сон ярхцамбялень пиди. Монь мялезе работамс врачекс.
Тефне велеса и ошса. (Дела в деревне и в городе) 3 часа
Слова, обозначающие домашние дела в городе и в деревне, встреча гостей, старинная посуда и пища в старину, отдых детей.
Вопросы: кода? кинди?
Новые слова: перьфкя, видепяли кержипяли перьфпяле.
Речевые образцы: Мон эрян ошса (велеса). Атязень мархта бабазе кельгсазь унокснон.
Тялонь налхкоматне, заботатне, праздникне. (Зимние забавы, заботы, игры)
3 часа
Слова, обозначающие приход зимы, зимние забавы и заботы, игры и праздники.
Вопрос: мезьса?
Новые слова: азорхне, цюкорхт, пярякат, од-ташта.
Речевые образцы: Сась тялось. Уфай варма. Сембе модать вельхтязе ловсь. Шабаттне кенярьдихть.
Кодама мазы пичесь. Пичеть кувакат салмоксонза. Иттне кенярьдихть Од кизоть саманцты. Сась якшама тялось. Вяшки кельме вармась. Серихть ловонь фальхне.
Перьфпяльденьэряфсь. Кудонь и вирень жувататне. (Мир вокруг нас. Дикие и домашние животные) 3 часа
Вспомнить слова, обозначающие диких и домашних животных, уход за ними, повадки.
Вопросы: кида? мезьда? кинь эшка? мезьшка? конашка?
Новые слова: сивомс, сявомс, бороцямс, араламс, кувака, нюрьхкяня, ярхцамбяль.
Речевые образцы: Тракссь максы лофца. Тувось максы сиволь. Алязе арды алашаса.
Мордовияса эряйхть мокшет, эрзят, руст, татархт и лият. Сембе нароттне эряйхть ладязь.
Кудонь жувататне и нармоттне максыхть лезкс ломаттненди.
Дикай зверьхне эряйхть вирьса. Нармоттне – минь ялганьке.
Минь Родинаньконь защитниконза. (Защита Отечества) 3 часа
Вспомнить членов семьи, которые защищали Родину. Слова, обозначающие человека, его здоровье, занятие спортом.
Вопросы: мъзярда? мъзяроксть?
Речевые образцы: тя ломань, ломанть кафта кяденза, кафта пильгонза, фкя пряц. Шаманц лангса шалхкоц, кургоц, кафта сельмонза. Монь сельмоне сенепт. Монь шяярьне акшет. А тонь кодапт шяярьхне? Мон анокан армияв служама. Касан оцюста и улян таза.
Авань праздниксь. (Женский праздник) 2 часа
Вспомнить названия предметов женской одежды: панар, сапоня, коняфкст, каркс, кямот и т.д.
Беседа на тему: «Старинные праздники мордвы».
Новые слова: васьфнемс, пъцтай, каземс, сембонди, паваз.
Речевые образцы: 8 Мартсь – авань праздник. Сонь васьфнесазь пъцтай сембе мирса. Тя шиня аватненди казендихть казнет. Мон пяк кельгса тядязень и бабазень. Теест каказян панчфт.
Мокшень и эрзянь содаф ломаттне. Заповеднай васттне. (Знаменитые люди Мордовии. Заповедные места) 2 часа
Знакомство детей с изветными людьми Мордовии: художниками, писателями, поэтами, скульпторами, героями и т.д.
Беседа о заповедниках Мордовии.
Новые слова: юмамс, нолямс, ванфтомс, шуроста, сидеста.
Речевые образцы: Мордовияса лама художникта, конат эсь рисовандамаснон мархта няфтихть минь Родинаньконь мазышинц.
Мордовиянь содаф художникне: Ф. Сычков, В. Попков, В. Беднов, В. Илюхин, Макаров и лиятне.
Мокшень содаф писательхне: Я. Пинясов, А. Ежов, Н. Голенков, В. Мишанина, А. Кудашкин и лиятне.
Мокшень содаф композиторхне: Л. Кирюков, Н. Кошелева, Г. Вдовин и лиятне.
Мокшень кяльса морафттама идень книганят, журналхт, газетат.
Тундась сай – сембось живондай (Весна придёт – всё оживёт). 2 часа
Вспомнить слова, обозначающие приход весны, времена года. Весной в лесу, в поле, в деревне.
Новые слова: пижелды, кизоньберьф, шоподемс, валдашкодомс.
Речевые образцы: Сась тундась. Шитне манихть. Шись эжди модать эса. Ловсь солай. Куттнень лангса эйзюрот. Шудихть шудерькст. Нармоттне морайхть морот. Сембе кенярдсть тундать саманцты.
Монь страназе – Россиясь. Монь эрямавастозе - Мордовиясь. (Моя страна – Россия. Моя Родина – Мордовия) 2 часа
Закрепить знания о Родине, о стране.
Речевые образцы: Саранск ошсь – республиканьконь столицац. Саранскяйса лама заводта, фабрикада, театрада и спорткомплекста. Саранскяйса куттне серихть, ульцятне аруфт. Минь флагоньке ащи колма тюсста: шобдаякстерьста, акшеста, шобдасенемста. Мордовияса сисем ошт, комськафтува районда.
Киза, киза, кизоня, лямбоня да пиженя (Ожидание лета). 3 часа
Приход лета, погода летом, занятия, работа, отдых и т.д.
Закрепление всего пройденного материала.
Речевые образцы: Кизонда мон тядянень – алянень мархта якань Равжа морять шири. Веть лияста лисендеме ушу тяшттнень лангсв анома. Мон тядязень мархта якань вири инезиень кочкама. Монь ули пяк цебярь ялгазе.
Тематическое планирование по дисциплине
«Мокшанский язык. 4 класс»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Развитие речи, практические работы, ч. | Контрольная тестовая работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельная работа, ч. |
1. | Лето. | 2 | - | - | - | - |
2. | Пришла осень. | 3 | - | - | - | 1 |
3. | Школьные дела. | 3 | | 1 | - | - |
4. | Семья. | 3 | - | - | | 1 |
5. | Дела в деревне и в городе. | 3 | - | - | - | - |
6. | Зимние забавы, заботы, игры. | 3 | - | 1 | - | - |
7. | Мир вокруг нас. Дикие и домашние животные и птицы. | 3 | - | - | - | - |
8. | Защита Отечества | 3 | - | - | - | 1 |
9. | Женский праздник. | 2 | - | - | - | - |
10. | Знаменитые люди Мордовии. Заповедные места. | 2 | - | 1 | - | - |
11. | Весна придет-все оживет. | 2 | - | - | - | - |
12. | Моя страна-Россия. Моя Родина-Мордовия. | 2 | - | - | - | 1 |
13. | Ожидание лета. | 3 | - | 1 | - | - |
Календарно - тематический планирование
по мокшанскому языку 4 класс
(1ч. в неделю –34 ч.)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Самостоятельные работы, ч | Дата проведения занятия |
Развитие речи, практические работы, ч. | Контрольные работы, ч. |
1 | Лето. | 2 | - | - | - | |
1.1 | Лето. Воспоминания о лете. | 1 | | | | |
1.2 | Летом в лесу, в поле. За земляникой. | 1 | | | | |
2 | Пришла осень. | 3 | - | - | 1 | |
2.1 | Пришла осень. Осенние заботы. | 1 | | | | |
2.2 | Природа осенью. | 1 | | | | |
2.3 | Самостоятельная работа на тему: «Времена года» | | | | 1 | |
3 | Школьные дела. | 3 | - | 1 | - | |
3.1 | Школьные дела. Режим дня. | 1 | | | | |
3.2 | В библиотеке. Поздняя осень. Счет до 100 | 1 | | | | |
3.3 | Контрольная работа на тему: «Осень» | | | 1 | | |
4 | Семья. | 3 | - | - | 1 | |
4.1 | Семья. Семейные обязанности. Семейные увлечения. | 1 | | | | |
4.2 | Охрана здоровья. Профессии. | 1 | | | | |
4.3 | Самостоятельная работа на тему: «Семья». | | | | 1 | |
5 | Дела в деревне и в городе. | 3 | - | - | - | |
5.1 | Дом. Домашние дела. | 1 | | | | |
5.2 | Старинная посуда, пища в старину. | 1 | | | | |
5.3 | Дела в деревне и в городе. Отдых. | 1 | | | | |
6 | Зимние забавы, заботы, игры. | 3 | - | 1 | - | |
6.1 | Приход зимы. | 1 | | | | |
6.2 | Контрольная работа на тему: «Пришла зима». | | | 1 | | |
6.3 | Зимние игры. Зимние праздники. | 1 | | | | |
7 | Мир вокруг нас. Дикие и домашние животные и птицы. | 3 | - | - | - | |
7.1 | Мир вокруг нас. Дикие и домашние животные и птицы. | 1 | | | | |
7.2 | Уход за домашними животными. Домашние животные и птицы в селе, городе. | 1 | | | | |
7.3 | Уход за домашними животными зимой. | 1 | | | | |
8 | Защита Отечества. | 3 | | | 1 | |
8.1 | Защита Отечества. Человек и его здоровье. | 1 | | | | |
8.2 | Спорт. Охрана здоровья. | 1 | | | | |
8.3 | Самостоятельная работа на тему: «Защита Отечества». | 1 | | | 1 | |
9 | Женский праздник. | 2 | - | - | - | |
9.1 | Женский праздник. | 1 | | | | |
9.2 | Старинные праздники мордвы. Женская одежда. Утварь. Обычаи. | 1 | | | | |
10 | Знаменитые люди Мордовии. Заповедные места. | 2 | - | 1 | - | |
10.1 | Знаменитые люди Мордовии. Адмирал Ф.Ф.Ушаков. Заповедные места. | 1 | | | | |
10.2 | Контрольная работа на тему: «Знаменитые люди Мордовии». | | | 1 | | |
11 | Весна придёт- всё оживёт. | 2 | - | - | - | |
11.1 | Весна придет – всё оживёт. Природа весной. | 1 | | | | |
11.2 | Весной в поле. Весенние цветы. | 1 | | | | |
12 | Моя страна – Россия. Моя Родина – Мордовия. | 2 | - | - | 1 | |
12.1 | Моя страна – Россия. Моя Родина – Мордовия. Саранск – столица Мордовии. Река Сура. | 1 | | | | |
12.2 | Самостоятельная работа на тему: «Моя Родина - Мордовия». | | | | 1 | |
13 | Ожидание лета. | 3 | - | 1 | - | |
13.1 | Ожидание лета. Природа летом. Летние заботы. Летом в лесу. | 1 | | | | |
13.2 | Контрольная работа на тему «Лето». | | | 1 | | |
13.3 | Повторение всего изученного материала. | 1 | | | | |
| ИТОГО: | 34 | | 4 | 4 | |
Учебно-методическое обеспечение предмета
Учебное пособие:Мокшанский язык. 4 класс: учебное пособие для русскоязыч. учащихся / В.П. Гришунина, В.Ф. Рогожина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2010. – 144 с.
Нормативные документы и программы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Обобразовании в РоссийскойФедерации"
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.04. 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального, основного общего, среднего образования»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
4.Мокшанский язык. 4 класс: учебное пособие для русскоязыч. учащихся / В.П. Гришунина, В.Ф. Рогожина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2010. – 144 с.
дополнительная учебно-методическая литература и источники
литература, рекомендованная для учителя:
1.Рогожина В.Ф., Гришунина В.П. Программа по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (третий год обучения – 4 класс), 2009. – Саранск.
2.Кочеваткина О.В., Ивлюшкина Н.И. Программа по изучению эрзянского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (третий год обучения – 4 класс), 2009. – Саранск.
3.Осовский, Е.Г. Рассказы из истории Мордовии / Е.Г. Оссовский, Л.Г. Филатов. _ Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983.
4.Голенков, Н.Б. Говорим по-мокшански: Разговорник / Н.Б.Голенков, Г.С. Иванова. – Саранск: Изд. дом «Книга», 2009. – 80 с.
5.Журнал «Якстерьтяштеня»
6.Журнал «Мокша»
1) сайт Министерства образования и науки Российской Федерации:
http://www.mon.gov.ru ;
2) сайт «Государственные образовательные стандарты второго
поколения»: http://www.standart.edu.ru;
3) сайт журнала «Вестник образования»: http://www.vestnik.edu.ru ;
4) сайт «Учительской газеты»: http://www.ug.ru ;
5) сайт журнала «Начальная школа»: http://www.n-shkola.ru ;
6) сайт журнала «Современный урок: начальная школа»: http://www.ppoisk.com;
7) портал компании «Кирилл и Мефодий»: http://www.km.ru;
8) «Все для учителей начальной школы»: http://www.nsc.1september.ru ;
литература, рекомендованная для учащихся:
1.Мордовский народный костюм: Альбом / Сост. и авт. текста Т.П. Прокина, М.И. Сурина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. – 384 с.
2.Голенков, Н.Б. Говорим по-мокшански: Разговорник / Н.Б.Голенков, Г.С.Иванова. – Саранск: Изд. дом «Книга», 2009. – 80 с.
3.Древняя мордва, или Что нашли археологи: рассказы о древней мордве для мален. читателей / В. Вихляев. – Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007. – 49 с – 200 с.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
www.standart.ru
www.edurm.ru
www.miromar@yandex.ru
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Аудиоцентр/магнитофон.
- Мультимедийный проектор
- Экспозиционный экран
- Компьютер
- Фотокамера цифровая
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
- Диски:Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии».Словарь наиболее употребляемых слов (русско-мокшанский, мокшанско-русский).Мы – Мордва!Портреты:Писатели и поэты Мордовии.Мокшеньефкст.
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Планируемые предметные результаты изучения курса мокшанского языка
в 4 классе:
Познать:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
-формирование умения объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории мордовского края, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
-формирование умения понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-использования знаний об историческом пути и традициях народов мордовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Метапредметные результаты: уметь
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
Говорение. Диалогическая речь. Вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального характера и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета.
Говорение. Монологическая речь. Рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения.
Аудирование. Относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения; понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.
Чтение. Читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения.
Письмо и письменная речь. Писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.
Произносительная сторона речи. Знать основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия.
Лексическая сторона речи. Овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 100 лексических единиц. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами - суффиксацией.
- применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний;
- ориентироваться в письменном и аудиотексте на мокшанском языке;
- выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников;
- понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих особенности мордовской культуры;
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;
- давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.
Фонетика и орфография
чётко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания мокшанского языка;
произносить мягко мягкие согласные;
оглушать согласные в конце слога, слова;
не смягчать согласные перед гласными переднего ряда [и], [э];
правильно писать и выговаривать [о].
Учащиеся должны знать основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия, владеть основными правилами мокшанской орфографии.
Лексическая сторона речи
овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 60-70 лексических единиц (с учетом словарного минимума начального звена обучения);
знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами - суффиксацией (образование новых слов при помощи суффиксов).
Морфология
Изучение имени существительного:
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами-ня, -кя.
Изучение имени прилагательного:
- образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами-ня, -кя;
- образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов -у, -ю, -в (качественных), -нь (относительных).
Изучение послелогов:
значение послелогов;
использование послелогов в словосочетаниях и предложениях. Изучение глагола:
время (настоящее, прошедшее, будущее);
лицо (первое, второе, третье);
число (единственное, множественное);
образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов -мс, -ма, -мда;
вид (однократный, многократный).
Синтаксис
Словосочетание:
Основные типы мокшанского простого предложения, отражающего структурный минимум:
предложения с простым глагольным сказуемым;
предложения с составным глагольным сказуемым;
предложения с простым именным сказуемым;
предложения с составным именным сказуемым. Коммуникативные типы предложения:
утвердительные;
вопросительные;
отрицательные.
Обучение диалогической речи
утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения;
возражать, используя отрицательные предложения;
выражать предположение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова.
Монологическая речь
Письмо
письменно фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания, отвечать на заданные вопросы и т.д.;
вести мокшанско-русский и русско-мокшанский словарик;
составлять письма по образцу.