«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Председатель МС Директор гимназии
_________/Балавинцева Н.Н./ ___________/Лебединец Е.В. ____________/Кулинченко П.В./
Протокол № _____от Протокол №_____от Приказ №________от
«_____»____________2016 г. «_____»____________2016 г. «______»___________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
НОУ
«ЮНЫЙ ФИЛОЛОГ»
(для учащихся 2 и 3 ступени обучения, срок реализации – 1 год)
учителя
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
города Ростова-на-Дону «Гимназия №76»
НЕРЧИНСКОЙ ЛЮБОВИ ИВАНОВНЫ,
высшей квалификационной категории

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______от
«____» ___________2016 г.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой исследовательской
работе.
А.Н.Колмогоров
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для этой цели в МАОУ «Гимназия № 76» создано научное общество учащихся «Юный филолог».
Основанием для создания НОУ явилось с одной стороны - насущная потребность гимназии в учащихся, умеющих самостоятельно добывать знания, владеющих навыками исследовательской деятельности, с другой стороны – недостаточная подготовка учащихся основной школы к исследовательской деятельности.
На занятиях НОУ ребята вместе с руководителем определяют тему исследования и этапы работы над темой. Руководитель проводят консультирование с учащимися по проводимым исследованиям согласно утвержденному плану работы, учебу членов научного общества по правилам ведения научно - исследовательской работы. Результаты своих исследований школьники представляют на ежегодной научно-практической конференции обучающихся в гимназии, на районной и городской краеведческой конференции, на осенней и весенней сессиях Донской академии наук юных исследователей (ДАНЮИ).
Какое значение для учащихся имеют занятия в научном обществе? Они дают возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомят с методами научной и творческой работы, развивают познавательный интерес, любознательность, учат общению со сверстниками и единомышленниками, дают возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Успешность в овладении исследовательскими умениями способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения. Умения подобного рода, как показывает практика, значимы и в дальнейшем вузовском обучении учащегося.
Программа НОУ «Юный филолог» нацелена на совместную работу разновозрастных групп обучающихся, желающих проявить и развить свои способности в сфере познания и творчества.
Цель НОУ «Юный филолог» — предоставить возможность школьникам развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей; способствовать овладению учащимися умениями и навыками написания учебного исследования.
Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить учащихся с теоретическим обоснованием структуры исследования и видами исследовательских работ.
Способствовать овладению учащимися методами проведения исследования.
Сочетать теоретическую подготовку учащихся с практической деятельностью по отработке каждого элемента структуры исследовательской работы.
Стимулировать исследовательскую деятельность учащихся посредством различного рода презентаций.
Дать школьнику системные знания об окружающем мире в соответствии с его возрастом и способностями.
Развивающие:
Развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую).
Развить творческие и коммуникативные способности учащихся.
Научить правильно оформлять результаты работы, защищать ее.
Повышать общий интеллектуальный уровень подростков.
Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Формировать навыки дискуссии в процессе участия в научных экспериментах и исследованиях.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.
Воспитывать потребность в общении с книгой, желание заниматься исследовательской работой.
Формировать общественную активность.
В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобретают следующие навыки:
видеть проблему;
самостоятельно ставить задачи;
работать с литературными источниками;
планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;
овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления.
Современное образование не может существовать без новых информационных технологий. Поэтому часть времени отводится знакомству обучающихся с программами Microsoft Office. В результате школьники не только овладевают навыками работы с текстовым редактором, но и учатся строить графики, таблицы, диаграммы и создавать слайдовые презентации, необходимые для защиты любой формы исследовательской работы. На занятиях НОУ гимназисты работают с компьютером и интерактивной доской.
Содержание и формы работы НОУ «Юный филолог»:
составление программ и разработка проектов и тем исследований;
удовлетворение персонального спроса участников НОУ на изучение интересующих их проблем;
участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, турнирах, интеллектуальных играх, выставках;
проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
выступление с докладами, сообщениями, творческими отчетами;
встречи с учеными, изобретателями, сотрудниками музеев, архивов, библиотек;
подготовка исследовательских работ, публикаций в школьные научные сборники.
Каждая исследовательская работа школьников должна содержать обобщения и выводы с приложением списков использованной литературы, рисунков, чертежей, фотоснимков, карт, графиков и рецензий научного руководителя, соответствовать требованиям к оформлению научных работ.
Что же является исследовательской работой учащихся?
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы:
1. Изучение теоретического материала.
2. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.
3. Формулировка рабочей гипотезы.
4. Освоение методики исследования.
5. Сбор собственного экспериментального материала
6. Обработка материала.
7. Обобщение, анализ, выводы.
8. Представление исследовательской работы.
Формы работы:
индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух направлениях: 1) отдельные задания; 2) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в подготовке авторских сборников, рубрик гимназической газеты);
групповая: подборка материала для исследовательской работы, к дискуссиям;
массовая: встреча с известными людьми, с ветеранами, участие в конференциях, семинарах, посещение музеев, библиотек, театров, выставок.
Целесообразно большую часть занятий проводить в форме групповой работы, что способствует формированию навыков общения, дискуссии, воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки.
По итогам прохождения программы необходимо проведение защиты тех проектов и исследовательских работ, которые созданы обучающимися в течение года. Защита подразумевает не просто публичное выступление школьников в форме доклада или слайдовой презентации, но и активное обсуждение результатов с выявлением сильных и слабых сторон выполненной работы.
Ожидаемые результаты
В результате апробации программы научного общества «Юный филолог» и организации его работы предполагаются следующие результаты:
привлечение к занятиям в научном обществе заинтересованных в исследованиях ребят;
формирование у учащихся проблемной компетенции;
развитие информационной компетенции;
развитие коммуникативной компетенции;
развитие компетенции по работе в сотрудничестве (кооперативная компетенция);
формирование у ребят умения оформлять проделанную работу в форме мини-проектов, проектов, реферативных и исследовательских работ;
участие детей в различных конференциях и конкурсах.
Учащиеся должны знать:
основные понятия и термины, применяемые в процессе работы;
основные виды исследовательских работ;
методы исследовательской работы.
Учащиеся должны уметь:
составлять план научно-исследовательской работы;
составлять схему выполнения научного исследования;
проводить простейшие научные исследования;
представлять результаты научного исследования.
Подходы к занятиям в НОУ основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
Принцип добровольности (зачисление ребёнка в НОУ возможно только по его желанию).
Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Принцип ориентации на успех.
Принцип взаимоуважения.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
Принцип креативности (творчества) и коллективности в кружке.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный.
Репродуктивный.
Поисково-исследовательский.
Метод интерактивного обучения.
Обеспечение программы
Занятия НОУ проводятся в кабинете русского языка и литературы, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, учебные, познавательные фильмы. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.
Программа предназначена для обучающихся 5 - 9 классов и рассчитана на 3 часа в неделю – 102 часа в год.
Литература
Баринова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум М, 2001.
Обухов А. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – «Народное образование» №2 2004 год, стр. 146-148.
Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. – М., 1993.
Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы. - // «Воспитание школьников», 1993.
Учебно-тематический план
№ | Дата | Тема | Вид деятельности | Планируемая презентация |
1 2 3 | | Цели и задачи НОУ «Юный филолог». Права и обязанности его членов. | Основные направления работы. | |
4 5 6 | | Что такое научное исследование? Подготовка к участию в конкурсе творческих работ о Ростове | Общие требования к исследовательским работам. Этапы работы над научным исследованием. Исследовательские умения, необходимые школьнику для написания научно-исследовательской работы. | Презентация, подготовленная руководителем НОУ |
7 8 9 | | Виды исследовательских работ. | Составление памятки «Виды исследовательских работ». |
10 11 12 | | Тема и вид исследования. | Выбор темы исследования и вида исследовательской работы. Выбор методов сбора и обработки фактического материала к конкретной теме, составление личного плана исследования. | Обсуждение выбранных для исследования тем. |
13 14 15 | | Структура исследовательской работы. Общее представление. | Знакомство с памяткой «Требования к содержанию научной работы». | Сбор и представление информации по избранной теме |
16 17 18 | | Введение. Элементы введения. | Ознакомление с элементами введения по предложенным учителем образцам. Собеседование, написание введения по теме своего исследования. | Анализ готовых работ (образцов). |
19 20 21 | | Введение. Элементы введения. Актуальность, цель, задачи. |
22 23 24 | | Введение. Объект, предмет исследования. Подготовка к участию в международном конкурсе «Русский медвежонок» | Выделение объекта и предмета применительно к теме своего исследования. | |
25 26 27 | | Введение. Гипотеза исследования. Подготовка к конференции «Отечество» | Способ выдвижения гипотезы. Словесное оформление. | |
28 29 30 | | Понятие о методах исследования. | Выявление методов в теме индивидуального исследования. Составление библиографического списка по теме исследования. Составление личного каталога исследователя. Применение методов исследования на практике целесообразно выбранной теме. Посещение библиотеки и музея с целью выявления материалов по теме исследования. | Представление написанного введения и его последующая коррекция. Памятка «Работа с литературными источниками. Этапы работы». |
31 32 33 | | Понятие о методах исследования. |
34 35 36 | | Понятие о методах исследования. |
37 38 39 | | Введение. Анализ источников, используемых при написании исследовательской работы. | Знакомство с видами литературных источников. Правильное оформление ссылок на источник в исследовательской работе. |
40 41 42 | | Основная часть исследовательской работы. | Написание теоретического обоснования работы, использование теоретических выводов для проведения исследования. Написание исследовательской части работы. | Представление основной части исследовательской работы членам кружка с последующей коррекцией. Индивидуальные консультации по содержанию исследования. |
43 44 45 | | Основная часть исследовательской работы. |
46 47 48 | | Основная часть исследовательской работы. |
49 50 51 | | Основная часть исследовательской работы. |
52 53 54 | | Основная часть исследовательской работы. |
55 56 57 | | Заключение. Правила написания. | Ознакомление с написанными заключениями, написание заключения. Написание заключения по индивидуальной теме работы. Оформление результатов исследования общепринятым языком. Соответствие собранного материала теме и целям исследования. Научная речь. | Представление написанного заключения к своей работе, анализ сделанных выводов с последующей коррекцией. |
58 59 60 | | Заключение. Правила написания. Заключение. Правила написания. |
61 62 63 | | Оформление литературы и приложений. | Соотнесение текста исследовательской работы с приложением, ссылки на литературный источник. | Представление приложений к исследовательской работе. Анализ оформления ссылок на литературные источники. |
64 65 66 | | Оформление литературы и приложений |
67 68 69 | | Как подготовить компьютерную презентацию. | Требования к компьютерной презентации. Правила оформления презентаций. | Представление презентаций по теме исследовательской работы с последующей коррекцией. |
70 71 72 | | Как подготовить компьютерную презентацию. |
73 74 75 | | Защита исследовательской работы. | Выделение ключевых элементов исследовательской работы при написании тезисов на защиту. Пробная защита исследовательской работы. Оппоненты. Правила дискуссии. Роль речевых умений в представлении научной работы. | Выступление перед участниками кружка. Практическая часть: Защита своей исследовательской работы. |
76 77 | | Защита исследовательской работы. |
78 79 80 | | Защита исследовательской работы. |
81 82 83 | | Подготовка тезисов выступления | Правила оформления тезисов. | Представление тезисов работы. |
84 85 86 | | Основные требования к представляемым для участия в конференции работам. | Формы представления проектов: научная статья, доклад, стендовый доклад, реферат проблемного характера, компьютерная программа, видео- и аудиоматериалы. | Выступление перед участниками НОУ. Защита работы на научно-практической конференции учащихся. Отбор исследовательских работ для участия в ДАНЮИ и краеведческой конференции «Отечество». Издание газеты «Слово». |
87 88 89 | | Основные требования к представляемым для участия в конференции работам. |
90 91 92 93 94 95 | | Подготовка к научно-практической конференции учащихся. | Культура выступления. Критерии оценки работ. Анализ подготовленных исследовательских работ. Написание рецензий на работы. |
96 97 98 99 100 101 102 | | Проведение научно-практической конференции школьников. Анализ итогов конференции. Подведение итогов работы НОУ «Юный филолог» за год. | Результаты гимназической научно-практической конференции и подготовка к районной и городской конференции. |