Рабочая программа НОУ «Эрудит»
для основного общего образования
(34 часа, 1 час в неделю)
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
| Закон РФ «Об образовании», от 29. 12. 2012г № 273 - ФЗ |
| СанПиН, 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) |
| Приказ МО и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования » |
| Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11.05. 2006 года № 500», № 1012 от 17.06.2011 г. |
| Образовательная программа Муниципального бюджетного учреждения общеобразовательной школы-интерната «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования». |
| Учебный план Муниципального бюджетного учреждения общеобразовательной школы-интерната «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования». |
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной и исследовательской деятельности. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
В Программе раскрывается модель становления учащихся на путь научно-исследовательской работы в рамках как школьного, так и вне школьного обучения. Учащиеся, прошедшие данный курс, помимо теоретических знаний и практических умений социологического характера получают общенаучные навыки и умения научно-исследовательского характера.
Цель: через обращение к духовной и материальной культуре способствовать гуманизации школьного образования. Формирование у школьников системы ценностей, которая позволила бы им жить в современном мире, не утрачивая нравственных ориентиров через осмысление системы общечеловеческих ценностей и достижений.
Задачи курса:
-объединить всех желающих заняться историко-социологической работой;
- развить интеллект детей, творческие индивидуальные способности;
- расширить кругозор, круг общения;
- вывести учащихся даже сельской местности на уровень сотрудничества с отдельными учеными, высшими учебными и исследовательскими заведениями;
- дать начало для широкого пути в научной работе путем самостоятельного добывания знаний в разных источниках;
- подготовить школьников к более высокому уровню восприятия открытий сегодняшнего дня;
- обеспечить сопричастность учащихся великим открытиям современности;
- позволить учащимся путем повышения научного сознания воспринимать учебный процесс с повышенным интересом;
Многообразие задач позволяет использовать одновременно или выборочно следующие основные направления деятельности.
Научная работа:
-изучение документов и архивов различного уровня;
- исследовательская работа:
- оформление записей для научного доклада, сообщения, написания реферата, исследовательской работы.
Творческая работа:
- формирование раздаточного материала;
- составление сценариев проведения мероприятий и интеллектуальных игр;
- проведение заседаний, конкурсов, праздников.
Агитационная работа:
-выпуск тематических газет;
- подготовка публикаций в средства массовой информации различных жанров (заметка, репортаж, информация, очерк);
-выпуск буклетов, брошюр, создание аудио- и видеозаписей. - создание игровых пособий, дидактического материала.
Методическая работа:
- создание пособий;
- выступления с исследованиями перед учащимися школы.
Основные принципы курса
Системность
Воспитывающий и развивающий характер
Доступность
Индивидуализация, дифференциация
Учет уровня развития интересов учащихся и возрастных особенностей.
Механизм реализации программы
1.Подготовительный этап.
Утверждение курса.
Агитационная работа: выпуск листовок, беседы,имеющие эмоционально окрашенный интригующий характер.
Выступление на родительских собраниях или индивидуальная работа с родителями.
Набор групп.
Входная диагностика.
2. Основной этап.
Знакомство с Программой, корректирование плана работы по необходимости (юбилейные даты, уровень подготовки учащихся и т.п.).
Изучение основ курса по календарно-тематическому планированию.
Промежуточное тестирование.
Корректирование в соответствии с итогами тестирования.
Подготовка исследований.
3. Заключительный этап
Защита исследовательских работ.
Участие в школьных политических дебатах.
Публикация материала в школьных СМИ.
Участие в областных и Всероссийских конкурсах.
Экскурсионная поездка по тем или иным изученным объектам
Место учебного курса в учебном плане.
.На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34часа в год
.
Сроки реализации программы - 2015-2016гг.
Ожидаемый результат:
Реализация данной программы рассчитана на получение трех уровней результатов: Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. ( Достигается взаимодействием ученика со своим учителем)
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. (Достигается взаимодействием школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. (Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.)
Тематическое планирование.
| Тема занятий | Форма занятий | Содержание | Колл-во часов |
1 | Вводное занятие. | Беседа | Познавательно-коммуникативная работа. Формирование состава, знакомство. Обсуждение плана работы. | 1 |
2 | Понятие команды и группы. | Игра, тренинг | коммуникативная игра, тренинг на установление телесно-ориентированного контакта и определения зоны комфорта Практическая часть: тренинг на определение и присвоение командных ролей, игра «Наклеивание ярлыков» Как работать вместе. Методы ведения продуктивного группового взаимодействия. | 4 |
3 | Выбор тем для исследования | Беседа, лекция Консультации по отдельным темам. | Научно-исследовательская работа, творческая Выявление проблемы, определение объекта и предмета, представление гипотез исследования. | 3 |
4 | Определение методов проведения исследования, в том числе подбор и изучение литературы и источников | Индивидуальная (собеседование, консультация). | Научно-исследовательская работа. Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. | 3 |
5 | Различные источники информации. | Индивидуальная (собеседование, консультация). Групповая | Работа с интернет-ресурсами. Самостоятельная работа с научными источниками по индивидуальным темам. Сбор материала по темам исследования, индивидуальные консультации. | 3 |
6 | Работа с собранной информацией | Лекция Практика | Систематизация материала: групповая работа | 3 |
7 | Оформление исследовательской работы, оформление проектной работы, оформление реферата | Коллективная (беседа, лекция) Индивидуальная (собеседование, консультация). | Познавательно-коммуникативная работа. Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты. | 3 |
8 | Оформление презентаций Возможности PowerPoint | Коллективная (беседа, лекция) Индивидуальная (собеседование, консультация). | Познавательно-коммуникативная, творческая деятельность. Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности. | 3 |
9 | Подготовка доклада | Индивидуальная (собеседование, консультация). Практическая работа: составление конкурсов, игр, КВН. | Познавательно-коммуникативная работа. Воспитательная работа. Учимся обобщать собранную информацию. Правильно оформляем тезисы исследовательской работы. | 3 |
10 | Подготовка к защите. Основы риторики. | Коллективная (беседа, лекция) Индивидуальная (собеседование, консультация). Тренинг. | Воспитательная, познавательно-коммуникативная работа Правила публичного выступления. Умение слушать и задавать вопросы. «Управление эмоциями». | 3 |
11 | Проведение открытой школьной конференции | Коллективная (беседа, лекция) Индивидуальная (собеседование, консультация). | Познавательно-коммуникативная работа. Представление исследовательских работ. Приобретение опыта публичного выступления. | 3 |
12 | Рефлексия. | Беседа, дебаты или диспут | Оценка собственной деятельности и деятельности других участников. Ярмарка идей для последующего взаимодействия | 2 |