г. Комсомольска – на Амуре
Молчанова Е.В.
высшая кв. категория
Программа соответствует обязательному профильному содержанию для основной школы и требованиям к уровню подготовки. На изучение биологии в 10 профильном классе отводится - 105 часов в год, 3 часа в неделю включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников Пономаревой И.Н.
Биология: 10 класс: профильный уровень: учеб. для учащихся общеобразоват.
учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Программа разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии для профильного уровня (М., МОРФ, 2004). Она направлена на развитие у школьников компетенции в области биологии, осознание величайшей ценности жизни и ценности биологического разнообразия, становления экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе.
Программа ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.
Программа по биологии 10–11 классов построена с учётом таких ведущих ориентиров, как:
формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом.
Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на выявление фундаментальных явлений и закономерностей живой природы, на сохранение окружающей среды и здоровья человека, экологизацию содержания учебного предмета. При этом особое внимание уделено развитию у молодёжи экологической, валеологической и профессионально-биологической культуры. Это позволяет рассматривать биологическое образование как элемент общей культуры человека, как систему усвоения фундаментальных основ науки биологии и как средство компетентностного развития личности учащегося в процессе обучения.
Программа курса биологии 10–11 классов ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры.
1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;
2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
5) сформированность убеждённости в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.
№ | Тема урока | Основное содержание темы, термины и понятия | Этапы учебной деятельности. Формы работы | Характеристика основных видов деятельности |
Раздел 1. Введение в курс биологии 10-11 классов Биология как наука и ее прикладное значение 4 часа |
1 | Биология и ее связи с другими науками | Биологические науки и их разделы – эволюция, анатомия, микология, цитология, физиология | Вводный урок - постановка учебной задачи. Продвинутая лекция. Проведение стартовой работы. | Объясняют понятия «Биология - комплексная наука». Называют вклад ученых в развитие биологии. |
2 | Биологическое разнообразие как проблема науки биологии | Разнообразие видов. Описательный метод. Систематизация видов | Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний". | Сравнивают царства органического мира |
3 | Осознание ценности изучения биологических видов | Система живых организмов. Формы биологического разнообразия | Эвристическая беседа, групповая дискуссия | Приводят примеры роли видов в природе |
4 | Практическая биология и ее значение | Прикладная биология. Интродукция, акклиматизация, биотехнология, бионика | Деловая игра, мозговая атака | Объясняют понятия «Биология - комплексная наука». Называют вклад ученых в развитие биологии. Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. |
Общие биологические явления и методы их исследования 13 часов |
5 | Основные свойства жизни | Признаки живых систем. Обмен веществ, раздражимость, наследственность, изменчивость | Групповая работа с учебником. | Называют основные свойства жизни и объясняют их. |
6 | Определение понятия «жизнь» | Биология. Жизнь. Живые системы и экосистемы. Хиральность | Письменный опрос | Выявляют существенную роль обмена веществ, роста, развития, наследственности, изменчивости. |
7 | Общие свойства живых систем -биосистем | Обратная связь – отрицательная и положительная, открытая природная система | Групповая работа с учебником. Эвристическая беседа | Называют общие свойства биосистем |
8 | Структурные уровни организации жизни | Молекулярный, клеточный, органный, организменный, популяционно-видовой | Теоретическое исследование | Сравнивают уровни организации жизни, называют их особенности |
9 | Методы биологических исследований Лабораторная работа № 1 «Наблюдение за живой клеткой» | Наблюдения, сравнение, описание, измерения, эксперимент | Лабораторное исследование, практикум | Соблюдают правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. |
10 | Определение видов растений и животных | Систематика, определители | Эвристическая беседа, дискуссия | Объясняют, как работать с определителями животных и растений |
11 | Лабораторная работа № 2 «Методика работы с определителями растений и животных» | Систематика, определительная карточка, теза, антитеза | Лабораторное исследование, практикум | Работают с определителями растений и животных |
12 | Обобщающий урок по теме «Общие биологические явления и методы их исследования». | Анализ, сравнение, синтез | Семинар. Взаимоконтроль | Дают полный развернутый ответ на вопрос по теме: Общие биологические явления и методы их исследования, анализируют свои затруднения |
13 | Контрольная работа № 1 по разделу «Введение в курс общей биологии». | Разделы биологии, методы исследования. Общие признаки живого, уровни организации жизни | Проведение стартового среза знаний. Письменная контрольная работа | Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов, построение проекта коррекции выявленных затруднений |
Раздел 2 Биосферный уровень организации жизни. Учение о биосфере 4 часа |
14 | Функциональная структура биосферы. | Среда жизни- источник веществ, энергии и информации. Наземно-воздушная, водная, почвенная среда жизни. Биосфера. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере, границы и свойства биосферы | Вводный урок по разделу - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Называют основные среды жизни живых организмов. Характеризуют среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов. Указывают фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы. Называют состав, свойства и границы биосферы. |
15 | Учение В.И. Вернадского о биосфере. | Границы биосферы. Живое вещество, косное, биокосное, биогенное | Групповая работа с учебником и дополнительным материалом | Называют границы биосферы, положения учения Вернадского о биосфере |
16 | Функции живого вещества в биосфере | Газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая, биогеохимическая | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выявляют типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. |
17 | Обобщающий урок по теме «Учение о биосфере». | Биосфера, ее границы, структура биосферы | Семинар | Дают полный развернутый ответ на вопрос: Учение о биосфере, анализируют свои затруднения |
Происхождение живого вещества 8 часов |
18 | Гипотезы происхождения живого вещества на Земле. | Гипотеза, абиогенез, биогенез, панспермия, самозарождение. | Вводный урок - постановка учебной задачи. Активная лекция | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения. |
19 | Современные гипотезы возникновения жизни | Гипотеза Опарина, химическая, предбиологическая и биологическая эволюция | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Выделяют и формулируют познавательную цель. |
20 | Предыстория происхождения живого на Земле. | Астрономия, газо-пылевое облако, коацерваты. Первичная атмосфера, первичный океан | Теоретическое исследование, мозговая атака | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. |
21 | Физико-химическая эволюция планеты Земля. | Суперконтинент Пангея, химические процессы на ранней Земле | Теоретическое исследование | Сравнивают этапы развития жизни на Земле |
22 | Этапы возникновения жизни на Земле. | Биопоэз, преджизнь, протобионты | Комплексное применение ЗУН и СУД. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового | Называют основные эры и периоды в развитии жизни, описывают условия жизни каждой эры, сравнивать их, выявляют основные ароморфозы на ранних этапах развития жизни. |
23 | Биологическая эволюция в развитии биосферы. | Прокариоты, гетеротрофы, анаэробы, риния | Дискуссия. Взаимоконтроль | Объясняют причины и условия возникновения жизни на Земле |
24 | Хронология развития жизни на Земле. | Фанерозой, криптозой, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой | Определение границы знания и незнания, фиксация задач в форме "карты знаний". | Называют основные эры и периоды в развитии жизни, описывают условия жизни каждой эры, сравнивать их, выявляют основные ароморфозы мезозоя и кайнозоя. |
25 | Обобщающий урок по теме «Происхождение живого вещества». | Первичный океан и атмосфера, коацерваты. Теория Опарина | Семинар. Взаимоконтроль | Дают развернутый ответ по теме: Происхождение живого вещества, анализируют свои затруднения |
Биосфера как глобальная экосистема 5 часов |
26 | Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. | Система, биосистема, экосистема, продуценты, консументы, редуценты | Теоретическое исследование. Эвристическая беседа | Сравнивают понятия система, биосистема, экосистема |
27 | Круговорот воды в биосфере. | Круговорот, поток вещества, биогенные вещества | Теоретическое исследование | Объясняют роль круговорота воды в биосфере |
28 | Примеры круговорота веществ в биосфере. | Потоки энергии и вещества в экосистемах, пищевые цепи и сети, пирамиды численности и биомассы. Трофическая структура сообщества | Представление результатов самостоятельной работы. Коррекция знаний и способов действий. | Дают характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах и количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям. |
29 | Механизмы устойчивости биосферы. | Устойчивость биосфере | Продвинутая лекция | Объясняют причины и роль устойчивости биосферы, раскрывают механизм устойчивости |
30 | Обобщающий урок по теме «Биосфера как глобальная биосистема». Условия жизни на Земле | Система, биосистема, экосистема, устойчивость. Среды жизни | Семинар. Письменный опрос | Дают развернутый ответ по теме: Биосфера как глобальная экосистема, анализируют свои затруднения |
Условия жизни в биосфере 6 часов |
31 | Экологические факторы и их значение | Абиотические, биотические, антропогенные факторы. Закон Либиха | Проведение стартовой работы. Вводный урок - постановка учебной задачи. | Извлекают необходимую информацию из прочитанного материала. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи |
32 | Человек как житель биосферы. | Место и роль человека в биосфере. Ноосфера | Теоретическое исследование | Раскрывают роль человека в биосфере |
33 | Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. Лабораторная работа № 3 «Условия жизни в биосфере». | Живая материя, роль живого вещества в биосфере | Практикум, лабораторное исследование | Выдвигают гипотезы, определяют цель работы, делают выводы |
34 | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы | Виды взаимоотношений человека и природы. Экологическая культура | Теоретическое исследование | Извлекают необходимую информацию из прочитанного материала. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи |
35 | Обобщающий урок по теме «Условия жизни в биосфере». | Условия жизни в биосфере | Семинар. Письменный опрос | Дают развернутый ответ по теме: Условия жизни в биосфере, анализируют свои затруднения |
36 | Контрольная работа № 2 по разделу «Биосферный уровень организации жизни» | Биосфера, экосистема | Письменная контрольная работа | Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов, построение проекта коррекции выявленных затруднений |
Раздел 3 Биогеоценотический уровень организации жизни. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема 17 часов |
37 | Биоценоз как биосистема и экосистема | Биоценоз, его примеры | Проведение стартовой работы. Вводный урок - постановка учебной задачи | Называют виды биогеоценозов |
38 | Концепция экосистемы. | Экосистемная организация живой природы. | Представление результатов самостоятельной работы. Коррекция знаний и способов действий. | Характеризуют природные сообщества, их основные свойства и задачи, важнейшие компоненты экосистем и их классификацию |
39 | Природное сообщество в концепции биогеоценоза. | Биоценоз и биогеоценоз Надорганизменная биосистема | Теоретическое исследование. Групповая работа | Объясняют роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Знают границы биогеоценоза. |
40 | Другие характеристики биогеоценоза. | Устойчивость, замкнутый круговорот | Эвристическая беседа | Имеют представление о совокупности природных экосистем Земли (биосфере) |
41 | Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы). | Потоки энергии и вещества в экосистемах, пищевые цепи и сети, пирамиды численности и биомассы. Трофическая цепь и сеть | Представление результатов самостоятельной работы. | Дают характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах и количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям. |
42 | Экологические пирамиды чисел. | Пирамида чисел, биомассы, энергии. | Коррекция знаний и способов действий. | Приводят примеры пирамид численности и биомассы. Называют группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества. Составляют цепи и сети питания |
43 | Строение биогеоценоза (экосистемы). | Экотоп, биотоп, ярусность | Дискуссия | Объясняют взаимосвязь компонентов биоценоза |
44 | Экологические ниши в биогеоценозе. | Экологическая ниша, жизненные формы | Групповая работа с учебником и ресурсами Интернет | Приводят примеры экологических ниш, объясняют взаимосвязь строения и функции |
45 | Совместная жизнь видов в биоценозах | Взаимосвязи в биогеоценозе, адаптации, коэволюцонные отношения | Теоретическое исследование | Характеризуют роль биоценозов в эволюции видов |
46 | Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. | Типы биотических связей, аменсализм, комменсализм, мутуализм | Эвристическая беседа | Объясняют причины способности видов к совместной жизни в биогеоценозе |
47 | Лабораторная работа № 4 «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе». | Агрессия, симбиоз, полупаразитизм, хищничество | Лабораторное исследование, практикум | Доказывают роль совместного обитания растений и животных в сообществе как результат их свойств приспособленности |
48 | Условия устойчивости биоценозов | Жизненное пространство вида, средообразующие свойства видов | Групповая дискуссия | Перечисляют охранные мероприятия по сохранению экосистем. |
49 | Лабораторная работа № 5 «Свойства экосистем». | Перекрывающиеся формы связей | Лабораторное исследование, практикум | Исследуют основные процессы, совершающиеся в экосистемах и влияющие на их устойчивость |
50 | Зарождение и смена биогеоценозов. | Экологическая сукцессии, ее природы и механизмы, стадий сукцессии (первичная, вторичная), значение сукцессий. | Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. | Характеризуют экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывают значение сукцессий. |
51 | Суточные и сезонные изменения биогеоценозов. | Циклические изменения, биоритмы, циркадные ритмы | Групповая работа с учебником и ресурсами Интернета | Объясняют причины биоритмов и их значение |
52 | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. | Компоненты биоценоза – экотоп, биотоп | Эвристическая беседа | Сравнивают биогеоценотический уровень организации живой природы с биосферным |
53 | Обобщающий урок по теме «Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема». | Экосистема, ее устойчивость, коренная экосистема, временная | Семинар, письменный опрос | Дают развернутый ответ по теме: Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема, анализируют свои затруднения |
Многообразие биогеоценозов и их значение 9 часов |
54 | Многообразие биоценозов (экосистем) | Гидроценоз, планктон, бентос, нектон | Групповая работа с учебником, виртуальная экскурсия | Выделяют сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Дают характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторов в экологических системах |
55 | Многообразие биогеоценозов суши. | Биогеоценозы суши, ландшафтно-географическая зона, | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Имеют представление о связи биогеоценозов с географической зональностью. Объясняют ценность биогеоценозов суши в поддержании баланса биосферы. |
56 | Искусственные биогеоценозы –агробиоценозы. | Агроценозы, агроэкосистемы -искуственные экосистемы. | Теоретическое исследование | Сравнивают естественный и искусственные биогеоценозы |
57 | Лабораторная работа № 6 «Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе». | Экологическое стояние территории | Лабораторное исследование, практикум | Знакомятся с доступными методами оценки состояния природной территории, делают выводы на основе наблюдений и сбора информации |
58 | Сохранение разнообразия биогеоценозов | Заповедник, национальный парк, памятники природы | Деловая игра | Выступают с подготовленными сообщениями, проектами |
59 | Природопользование в истории человечества | Культурное, научное и промышленное освоение природы. Красная книга | Эвристическая беседа | Высказывают свое мнение по вопросу, в чем губительное влияние человека на природу, |
60 | Экологические законы природопользования | Рациональное природопользование. Законы Коммонера | Групповая дискуссия | Высказывают свою позицию на положение: нельзя покорять природу, надо быть с ней в гармонии. |
61 | Обобщающий урок по теме «Многообразие биогеоценозов и их значение». | Экологические законы природопользования | Семинар, письменный опрос | Обсуждают проблему в классе, высказывают свое мнение, анализируют свои затруднения |
62 | Контрольная работа по разделу «Биогеоценотический уровень организации жизни». | Гидроценоз, агроценоз, заказник, заповедник, | Письменная контрольная работа | Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов, построение проекта коррекции выявленных затруднений |
Раздел 4 Популяционно-видовой уровень жизни. Вид и видообразование 13 часов |
63 | Вид его критерии и структура | Вид. Критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический) | Постановка учебной задачи. Проведение стартовой работы. | Характеризуют критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Раскрывают биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами. |
64 | Лабораторная работа № 7 «Характеристики вида». | Описание, морфологический критерий вида | Лабораторное исследование, практикум | Наблюдают морфологию на примере комнатных растений, сравнивают, делают выводы на основе наблюдений |
65 | Популяция как форма существования вида. | Вид - основная систематическая единица. Признаки вида. Популяция -элементарная единица эволюции. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Характеризуют элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывают роль популяций в экологических системах. |
66 | Популяция как структурная единица вида | Географический, экологический, элементарный вид популяций | Теоретическое исследование | Проводят сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы |
67 | Популяция как структурный компонент биогеоценоза | Эдификатор, популяция и экологическая ниша | Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. | Характеризуют популяцию как структурный компонент биогеоценоза |
68 | Популяция как основная единица эволюции. | Генофонд популяции, генетическая гетерогенность, дивергенция | Групповая работа, взаимоконтроль | Доказывают, что популяция – единица эволюции |
69 | Микроэволюция и факторы эволюции. | Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Характеризуют формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивают стабилизирующий и движущий отбор. |
70 | Движущий и направляющий фактор эволюции. | Естественный отбор | Продвинутая лекция | Объясняют действие естественного отбора |
71 | Формы естественного отбора. | Формы естественного отбора. Движущий Стабилизирующий, дизруптивный | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Характеризуют виды изменчивости и их роль в эволюции. Приводят примеры приспособлений животных и растений как результата эволюции. |
72 | Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле. | Искусственный отбор, порода, сорт, штамм | Теоретическое исследование | Сравнивают естественный и искусственный отбор, приводят примеры известных сортов культурных растений и пород домашних животных |
73 | Лабораторная работа № 8 «Значение искусственного отбора». | Творческая роль искусственного отбора | Лабораторное исследование, практикум | Описывают морфологические признаки у объектов наблюдения, сравнивают, делают выводы |
74 | Видообразование - процесс возникновения новых видов на Земле. | Изолирующие механизмы. Географическая изоляция. Пространственная изоляция | Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий. | Характеризуют процесс микроэволюции. Доказывают, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции. |
75 | Обобщающий урок по теме « Вид и видообразование». | Биологическое разнообразие, вид, популяция, критерии вида, факторы эволюции | Семинар, письменный опрос | Характеризуют роль в видообразовании различных механизмов изоляции, анализируют свои затруднения |
Происхождение и этапы эволюции человека 7 часов |
76 | Происхождение человека | Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Методы изучения организма человека. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Знают основные этапы антропогенеза, рассказывают методы и результаты палеонтологических исследований. Объясняют последовательность и причины эволюционных изменений человека. |
77 | История становления вида Homo sapiens | Антропогенез, понгиды, гоминиды | Эвристическая беседа, групповая дискуссия, виртуальная экскурсия | Характеризуют место человека в системе органического мира |
78 | Особенности эволюции человека | Природная и социальная среда обитания человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. | Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний. | Дают определение терминам. Приводят примеры биологических и социальных факторов эволюции человека. Объясняют их взаимосвязь и значение в ходе антропогенеза. |
79 | Человек как уникальный вид живой природы. | Популяционные основы антропогенеза | Теоретическое исследование | Характеризуют социальные факторы антропогенеза |
80 | Расы и гипотезы их происхождения. | Расоведение, расы, гипотезы происхождения рас | Групповая дискуссия | Объясняют основы формирования человеческих рас |
81 | Палеолитические находки на территории России. | Архантропы, палеоантропы, неоантропы | Деловая игра | Объясняют влияние природных условий на процесс антропогенеза |
82 | Обобщающий урок по теме «Происхождение и этапы эволюции человека». | Антропогенез, гоминиды, понгиды, австралопитек, неандерталец, кроманьонец | Семинар, письменный опрос | Обсуждают проблему антропогенеза, высказывают свою позицию на эту тему, анализируют свои затруднения |
Учение об эволюции и его значение 12 часов |
83 | История развития эволюционных идей. | Креационизм, трансформизм, теория Ламарка | Активная лекция, дискуссия, взаимоконтроль | Характеризуют общие философские концепции происхождения и развития органического мира |
84 | Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение. | Предпосылки теории Дарвина | Эвристическая беседа, работа в группах | Перечисляют предпосылки возникновения теории Дарвина, объясняют движущие сила эволюции по Дарвину |
85 | Современное учение об эволюции. | Синтетическая теория эволюции, изоляция, мутационный процесс, дрейф генов | Теоретическое исследование | Сравнивают теорию Ламарка, Дарвина и синтетическую теорию эволюции |
86 | Доказательства эволюции живой природы | Макроэволюция, палеонтология, эмбриология, филогенетические ряды, биогенетический закон, рудименты, атавизмы | Пресс - конференция | Поясняют роль палеонтологии, филогенетических рядов, эмбриологии, сравнительно анатомии в доказательстве эволюции |
87 | Основные направления эволюции. | Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация | Теоретическое исследование | Сравнивают между собой термины «ароморфоз» и «арогенез», «ароморфоз» и «дегенерацию». |
88 | Лабораторная работа № 9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов» | Ароморфоз, идиоадаптация | Лабораторное исследование, практикум | Работают с гербариями, наблюдают признаки, описывают их, делают выводы на основе наблюдений |
89 | Лабораторная работа № 10 Выявление идиоадаптаций на примере насекомых» | идиоадаптация | Лабораторное исследование, практикум | Работают с коллекциями насекомых, наблюдают признаки, делают выводы на основе наблюдений |
90 | Основные закономерности и результаты эволюции | Результаты эволюции: многообразие видов, адаптации общие и частные, мимикрия, непредсказуемость эволюции, необратимый характер | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Характеризуют основные закономерности эволюции, объясняют взаимосвязь строения и функции |
91 | Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле. | Основные систематические (таксономические) категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных) | Практикум, дискуссия | Характеризуют основные систематические категории, знают признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных). Определяют таксономическую принадлежность растений и животных |
92 | Новая система органического мира. | Естественная и искусственная систематика | Эвристическая беседа | Характеризуют роль систематики в науке биологии, объясняют основы построения новой системы живого мира |
93 | Особенности популяционно-видового уровня жизни. | Специфика надорганизменного уровня организации жизни | Деловая игра | Называют основные характеристики популяционно-видового уровня жизни |
94 | Обобщающий урок по теме «Учение об эволюции и его значение». | Биологическая эволюция, дивергенция, систематика, движущие силы эволюции, результаты эволюции | Семинар, письменный опрос | Высказывают свою точку зрения по теме: биологическая эволюция, обсуждают проблему: почему СТЭ была сформулирована только в середине XX века, анализируют свои затруднения |
Общие биологические явления и методы их исследования 11 часов |
95 | Значение изучения популяций и видов. | Дикие виды, уничтоженные виды и находящиеся под угрозой гибели | Ролевая игра | Высказывают свое мнение о роли ценности биологических ресурсов. |
96 | Генофонд и охрана видов. | Генофонд, редкие виды растений и животных | Теоретическое исследование, виртуальная экскурсия | Объясняют почему необходимо изучать дикие виды живых организмов, оценивают свое поведение в природе |
97 | Редкие и исчезающие виды растений и животных | Современное состояние биоразнообразия | Виртуальная экскурсия | Показывают на примерах необходимость сохранения диких видов растений и животных |
98 | Экскурсия «Выявление разнообразия растений и животных в природе» | Значение биологического разнообразия как результат эволюции. | Экскурсия, пресс-конференция | Наблюдают в природе видовое разнообразие, объясняют его причины, проводят камеральные работы, делают выводы |
99 | Заповедники, заказники, национальные парки | Охраняемые территории | Представление результатов самостоятельной работы. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Сравнивают заповедники заказники. Называют их роль и значение |
100 | Проблема утраты биологического разнообразия. | Первоцветы, причины гибели видов | Виртуальная экскурсия, пресс-конференция | Доказывают и приводят примеры, что разнообразие видов это результат эволюционных процессов. |
101 | Всемирная стратегия охраны природных видов. | Проблема сохранения видов, Красная книга | Теоретическое исследование | Объясняют причины сокращения биологического разнообразия и предлагают пути выхода из этой ситуации |
102 | Обобщающий урок по теме «Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества». | Редкие виды, охраняемые виды, исчезающие виды, Красная книга | Семинар, письменный опрос | Дают развернутый ответ по теме: сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества, анализируют свои затруднения |
103 | Контрольная работа по разделу «Популяционно-видовой уровень жизни». | Биологическая эволюция, антропогенез, охрана диких видов | Письменная контрольная работа | Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов |
104 | Итоговое тестирование по курсу биологии 10 класса. | Эволюция, экология, надорганизменный уровень жизни | Письменная контрольная работа | Построение проекта коррекции выявленных затруднений |
105 | Обобщение и повторение курса 10 класса. | Гипотезы возникновения жизни, человека | Эвристическая беседа, деловая игра | Отработка умений и рефлексия |