СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Общая биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  для  10  профильного  медицинского  класса  составлена на основе 

  1. Авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы профильный уровень, разработанной   авторами И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Общая биология»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа» № 3

г. Комсомольска – на Амуре


«Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

методического объединения учителей» протокол № ____,

«____» ___________2016 год

«Утверждена педагогическим советом протокол №_______ «______»__________2016 год»

«Утверждаю»

Директор _______________ Приказ №_______

«____»_____________2016 год










Рабочая программа

по биологии

для 10 А класса (Профильный уровень)

на 2016 – 2017 учебный год







Сведения о составителе:

Молчанова Е.В.

учитель биологии

высшая кв. категория













2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с:

  1. Федеральным Законом «Об образовании» № 273 от 29.12.12,

  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994, 01.02.2012 г. № 74);

  3. Региональный базисный учебный план (утвержден приказом министерства образования Хабаровского края от 21 апреля 2006 г. № 316 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для учреждений среднего (полного) общего образованиям Хабаровского края»;

  4. Примерная программа для среднего (полного) общего образования на профильном уровне. Биология – М.: Просвещение , 2010г.

  5. Авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы профильный уровень, разработанной авторами И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой.



Программа соответствует обязательному профильному содержанию для основной школы и требованиям к уровню подготовки. На изучение биологии в 10 профильном классе отводится - 105 часов в год, 3 часа в неделю включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников Пономаревой И.Н.

Биология: 10 класс: профильный уровень: учеб. для учащихся общеобразоват.

учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова. - М.: Вентана-Граф, 2010.



Программа разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии для профильного уровня (М., МОРФ, 2004). Она направлена на развитие у школьников компетенции в области биологии, осознание величайшей ценности жизни и ценности биологического разнообразия, становления экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе.

Программа ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.

Программа по биологии 10–11 классов построена с учётом таких ведущих ориентиров, как:

  • культурологическая парадигма образования, системный, интегративно- дифференцированный и личностно-деятельностный подходы;

  • принцип развивающего личностно-ориентированного обучения биологии;

  • концепция компетентностного подхода в обучении;

  • концепция единства биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и их основных идей;

  • тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического разнообразия, историзме явлений в природе и понимании биологии как науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности человечества;

  • ориентация образовательного процесса на воспитание экологической культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний,

формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом.

Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на выявление фундаментальных явлений и закономерностей живой природы, на сохранение окружающей среды и здоровья человека, экологизацию содержания учебного предмета. При этом особое внимание уделено развитию у молодёжи экологической, валеологической и профессионально-биологической культуры. Это позволяет рассматривать биологическое образование как элемент общей культуры человека, как систему усвоения фундаментальных основ науки биологии и как средство компетентностного развития личности учащегося в процессе обучения.


Программа курса биологии 10–11 классов ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте ее исторического развития и на уровне профильного обучения школьников; овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;

  • формирование научного миропонимания как компонента научного и природосообразного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;

  • развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на компетентностном уровне.


























Планируемые предметные результаты предмета биология,

курса «Общая биология» профильный уровень


«Биология» (профильный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса биологии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;

2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;

3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;

5) сформированность убеждённости в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.




























Содержание предмета биология, курса «Общая биология» 10 класс указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности


Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Этапы учебной деятельности. Формы работы

Характеристика основных видов деятельности

Раздел 1. Введение в курс биологии 10-11 классов

Биология как наука и ее прикладное значение 4 часа

1

Биология и ее связи с другими науками

Биологические науки и их разделы – эволюция, анатомия, микология, цитология, физиология


Вводный урок - постановка учебной задачи. Продвинутая лекция. Проведение стартовой работы.


Объясняют понятия «Биология - комплексная наука».

Называют вклад ученых в развитие биологии.

2

Биологическое разнообразие как проблема науки биологии

Разнообразие видов. Описательный метод. Систематизация видов

Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний".

Сравнивают царства органического мира

3

Осознание ценности изучения биологических видов

Система живых организмов. Формы биологического разнообразия

Эвристическая беседа, групповая дискуссия

Приводят примеры роли видов в природе

4

Практическая биология и ее значение

Прикладная биология. Интродукция, акклиматизация, биотехнология, бионика

Деловая игра, мозговая атака

Объясняют понятия «Биология - комплексная наука».

Называют вклад ученых в развитие биологии. Объясняют роль биологии в практической деятельности людей.


Общие биологические явления и методы их исследования 13 часов

5

Основные свойства жизни

Признаки живых систем. Обмен веществ, раздражимость, наследственность, изменчивость

Групповая работа с учебником.

Называют основные свойства жизни и объясняют их.

6

Определение понятия «жизнь»

Биология. Жизнь. Живые системы и экосистемы. Хиральность

Письменный опрос

Выявляют существенную роль обмена веществ, роста, развития, наследственности, изменчивости.

7

Общие свойства живых систем -биосистем

Обратная связь – отрицательная и положительная, открытая природная система

Групповая работа с учебником. Эвристическая беседа

Называют общие свойства биосистем

8

Структурные уровни организации жизни

Молекулярный, клеточный, органный, организменный, популяционно-видовой

Теоретическое исследование

Сравнивают уровни организации жизни, называют их особенности

9

Методы биологических исследований Лабораторная работа № 1 «Наблюдение за живой клеткой»

Наблюдения, сравнение, описание, измерения,

эксперимент


Лабораторное исследование, практикум

Соблюдают правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

10

Определение видов растений и животных

Систематика, определители

Эвристическая беседа, дискуссия

Объясняют, как работать с определителями животных и растений

11

Лабораторная работа № 2 «Методика работы с определителями растений и животных»

Систематика, определительная карточка, теза, антитеза

Лабораторное исследование, практикум

Работают с определителями растений и животных

12

Обобщающий урок по теме «Общие биологические явления и методы их исследования».

Анализ, сравнение, синтез

Семинар. Взаимоконтроль

Дают полный развернутый ответ на вопрос по теме: Общие биологические явления и методы их исследования, анализируют свои затруднения

13

Контрольная работа № 1 по разделу «Введение в курс общей биологии».

Разделы биологии, методы исследования. Общие признаки живого, уровни организации жизни

Проведение стартового среза знаний. Письменная контрольная работа

Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов, построение проекта коррекции выявленных затруднений

Раздел 2 Биосферный уровень организации жизни. Учение о биосфере 4 часа

14

Функциональная структура биосферы.

Среда жизни- источник веществ, энергии и информации. Наземно-воздушная, водная, почвенная среда жизни. Биосфера. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере, границы и свойства биосферы

Вводный урок по разделу - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Называют основные среды жизни живых организмов. Характеризуют среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов.

Указывают фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы. Называют состав, свойства и границы биосферы.

15

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Границы биосферы. Живое вещество, косное, биокосное, биогенное

Групповая работа с учебником и дополнительным материалом

Называют границы биосферы, положения учения Вернадского о биосфере

16

Функции живого вещества в биосфере

Газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая, биогеохимическая

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выявляют типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

17

Обобщающий урок по теме «Учение о биосфере».

Биосфера, ее границы, структура биосферы

Семинар

Дают полный развернутый ответ на вопрос: Учение о биосфере, анализируют свои затруднения

Происхождение живого вещества 8 часов

18

Гипотезы происхождения живого вещества на Земле.

Гипотеза, абиогенез, биогенез, панспермия, самозарождение.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Активная лекция

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения.

19

Современные гипотезы возникновения жизни

Гипотеза Опарина, химическая, предбиологическая и биологическая эволюция

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

20

Предыстория происхождения живого на Земле.

Астрономия, газо-пылевое облако, коацерваты. Первичная атмосфера, первичный океан

Теоретическое исследование, мозговая атака

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

21

Физико-химическая эволюция планеты Земля.

Суперконтинент Пангея, химические процессы на ранней Земле

Теоретическое исследование

Сравнивают этапы развития жизни на Земле

22

Этапы возникновения жизни на Земле.

Биопоэз, преджизнь, протобионты

Комплексное применение ЗУН и СУД. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового

Называют основные эры и периоды в развитии жизни, описывают условия жизни каждой эры, сравнивать их, выявляют основные ароморфозы на ранних этапах развития жизни.

23

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

Прокариоты, гетеротрофы, анаэробы, риния

Дискуссия. Взаимоконтроль

Объясняют причины и условия возникновения жизни на Земле

24

Хронология развития жизни на Земле.

Фанерозой, криптозой, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой

Определение границы знания и незнания, фиксация задач в форме "карты знаний".

Называют основные эры и периоды в развитии жизни, описывают условия жизни каждой эры, сравнивать их, выявляют основные ароморфозы мезозоя и кайнозоя.

25

Обобщающий урок по теме «Происхождение живого вещества».

Первичный океан и атмосфера, коацерваты. Теория Опарина

Семинар. Взаимоконтроль

Дают развернутый ответ по теме: Происхождение живого вещества, анализируют свои затруднения

Биосфера как глобальная экосистема 5 часов

26

Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Система, биосистема, экосистема, продуценты, консументы, редуценты

Теоретическое исследование. Эвристическая беседа

Сравнивают понятия система, биосистема, экосистема

27

Круговорот воды в биосфере.

Круговорот, поток вещества, биогенные вещества

Теоретическое исследование

Объясняют роль круговорота воды в биосфере

28

Примеры круговорота веществ в биосфере.

Потоки энергии и вещества в экосистемах, пищевые цепи и сети, пирамиды численности и биомассы. Трофическая структура сообщества


Представление результатов самостоятельной работы. Коррекция знаний и способов действий.

Дают характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах и количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям.

29

Механизмы устойчивости биосферы.

Устойчивость биосфере

Продвинутая лекция

Объясняют причины и роль устойчивости биосферы, раскрывают механизм устойчивости

30

Обобщающий урок по теме «Биосфера как глобальная биосистема».

Условия жизни на Земле

Система, биосистема, экосистема, устойчивость.


Среды жизни

Семинар. Письменный опрос

Дают развернутый ответ по теме: Биосфера как глобальная экосистема, анализируют свои затруднения

Условия жизни в биосфере 6 часов

31

Экологические факторы и их значение

Абиотические, биотические, антропогенные факторы. Закон Либиха

Проведение стартовой работы. Вводный урок - постановка учебной задачи.

Извлекают необходимую информацию из прочитанного материала. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

32

Человек как житель биосферы.

Место и роль человека в биосфере. Ноосфера

Теоретическое исследование

Раскрывают роль человека в биосфере

33

Особенности биосферного уровня

живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. Лабораторная работа № 3 «Условия жизни в биосфере».

Живая материя, роль живого вещества в биосфере

Практикум, лабораторное исследование

Выдвигают гипотезы, определяют цель работы, делают выводы

34

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

Виды взаимоотношений человека и природы. Экологическая культура

Теоретическое исследование

Извлекают необходимую информацию из прочитанного материала. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

35

Обобщающий урок по теме «Условия жизни в биосфере».

Условия жизни в биосфере

Семинар. Письменный опрос

Дают развернутый ответ по теме: Условия жизни в биосфере, анализируют свои затруднения

36

Контрольная работа № 2 по разделу «Биосферный уровень организации жизни»

Биосфера, экосистема

Письменная контрольная работа

Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов, построение проекта коррекции выявленных затруднений

Раздел 3 Биогеоценотический уровень организации жизни.

Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема 17 часов

37

Биоценоз как биосистема и экосистема

Биоценоз, его примеры

Проведение стартовой работы. Вводный урок - постановка учебной задачи

Называют виды биогеоценозов

38

Концепция экосистемы.

Экосистемная организация живой природы.

Представление результатов самостоятельной работы. Коррекция знаний и способов действий.

Характеризуют природные сообщества, их основные свойства и задачи, важнейшие компоненты экосистем и их классификацию

39

Природное сообщество в концепции биогеоценоза.

Биоценоз и биогеоценоз Надорганизменная биосистема

Теоретическое исследование. Групповая работа

Объясняют роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Знают границы биогеоценоза.

40

Другие характеристики биогеоценоза.

Устойчивость, замкнутый круговорот

Эвристическая беседа

Имеют представление о совокупности природных экосистем Земли (биосфере)

41

Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы).

Потоки энергии и вещества в экосистемах, пищевые цепи и сети, пирамиды численности и биомассы. Трофическая цепь и сеть


Представление результатов самостоятельной работы.

Дают характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах и количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям.

42

Экологические пирамиды чисел.

Пирамида чисел, биомассы, энергии.

Коррекция знаний и способов действий.

Приводят примеры пирамид численности и биомассы. Называют группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества. Составляют цепи и сети питания

43

Строение биогеоценоза (экосистемы).

Экотоп, биотоп, ярусность

Дискуссия

Объясняют взаимосвязь компонентов биоценоза

44

Экологические ниши в биогеоценозе.

Экологическая ниша, жизненные формы

Групповая работа с учебником и ресурсами Интернет

Приводят примеры экологических ниш, объясняют взаимосвязь строения и функции

45

Совместная жизнь видов в биоценозах

Взаимосвязи в биогеоценозе, адаптации, коэволюцонные отношения

Теоретическое исследование

Характеризуют роль биоценозов в эволюции видов

46

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах.

Типы биотических связей, аменсализм, комменсализм, мутуализм

Эвристическая беседа

Объясняют причины способности видов к совместной жизни в биогеоценозе

47

Лабораторная работа № 4 «Приспособленность организмов к

совместной жизни в биогеоценозе».

Агрессия, симбиоз, полупаразитизм, хищничество

Лабораторное исследование, практикум

Доказывают роль совместного обитания растений и животных в сообществе как результат их свойств приспособленности

48

Условия устойчивости биоценозов

Жизненное пространство вида, средообразующие свойства видов

Групповая дискуссия

Перечисляют охранные мероприятия по сохранению экосистем.

49

Лабораторная работа № 5 «Свойства экосистем».

Перекрывающиеся формы связей

Лабораторное исследование, практикум

Исследуют основные процессы, совершающиеся в экосистемах и влияющие на их устойчивость

50

Зарождение и смена биогеоценозов.

Экологическая сукцессии, ее природы и механизмы, стадий сукцессии (первичная, вторичная), значение сукцессий.

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях.

Характеризуют экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывают значение сукцессий.

51

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.

Циклические изменения, биоритмы, циркадные ритмы

Групповая работа с учебником и ресурсами Интернета

Объясняют причины биоритмов и их значение

52

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

Компоненты биоценоза – экотоп, биотоп

Эвристическая беседа

Сравнивают биогеоценотический уровень организации живой природы с биосферным

53

Обобщающий урок по теме «Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема».

Экосистема, ее устойчивость, коренная экосистема, временная

Семинар, письменный опрос

Дают развернутый ответ по теме: Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема, анализируют свои затруднения

Многообразие биогеоценозов и их значение 9 часов

54

Многообразие биоценозов (экосистем)

Гидроценоз, планктон, бентос, нектон

Групповая работа с учебником, виртуальная экскурсия

Выделяют сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Дают характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторов в экологических системах

55

Многообразие биогеоценозов суши.

Биогеоценозы суши, ландшафтно-географическая зона,

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Имеют представление о связи биогеоценозов с географической зональностью. Объясняют ценность биогеоценозов суши в поддержании баланса биосферы.

56

Искусственные биогеоценозы –агробиоценозы.

Агроценозы, агроэкосистемы -искуственные экосистемы.


Теоретическое исследование

Сравнивают естественный и искусственные биогеоценозы

57

Лабораторная работа № 6 «Оценка экологического состояния

территории, прилегающей к школе».

Экологическое стояние территории

Лабораторное исследование, практикум

Знакомятся с доступными методами оценки состояния природной территории, делают выводы на основе наблюдений и сбора информации

58

Сохранение разнообразия биогеоценозов

Заповедник, национальный парк, памятники природы

Деловая игра

Выступают с подготовленными сообщениями, проектами

59

Природопользование в истории человечества

Культурное, научное и промышленное освоение природы. Красная книга

Эвристическая беседа

Высказывают свое мнение по вопросу, в чем губительное влияние человека на природу,

60

Экологические законы природопользования

Рациональное природопользование. Законы Коммонера

Групповая дискуссия

Высказывают свою позицию на положение: нельзя покорять природу, надо быть с ней в гармонии.

61

Обобщающий урок по теме «Многообразие биогеоценозов и их значение».

Экологические законы природопользования

Семинар, письменный опрос

Обсуждают проблему в классе, высказывают свое мнение, анализируют свои затруднения

62

Контрольная работа по разделу «Биогеоценотический уровень организации жизни».

Гидроценоз, агроценоз, заказник, заповедник,

Письменная контрольная работа

Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов, построение проекта коррекции выявленных затруднений

Раздел 4 Популяционно-видовой уровень жизни. Вид и видообразование 13 часов

63

Вид его критерии и структура

Вид. Критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический)

Постановка учебной задачи. Проведение стартовой работы.

Характеризуют критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Раскрывают биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами.

64

Лабораторная работа № 7 «Характеристики вида».

Описание, морфологический критерий вида

Лабораторное исследование, практикум

Наблюдают морфологию на примере комнатных растений, сравнивают, делают выводы на основе наблюдений

65

Популяция как форма существования вида.

Вид - основная систематическая единица. Признаки вида. Популяция -элементарная единица эволюции.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Характеризуют элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывают роль популяций в экологических системах.

66

Популяция как структурная единица вида

Географический, экологический, элементарный вид популяций

Теоретическое исследование

Проводят сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы

67

Популяция как структурный компонент биогеоценоза

Эдификатор, популяция и экологическая ниша

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях.

Характеризуют популяцию как структурный компонент биогеоценоза

68

Популяция как основная единица эволюции.

Генофонд популяции, генетическая гетерогенность, дивергенция

Групповая работа, взаимоконтроль

Доказывают, что популяция – единица эволюции

69

Микроэволюция и факторы эволюции.

Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Характеризуют формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивают стабилизирующий и движущий отбор.

70

Движущий и направляющий фактор эволюции.

Естественный отбор

Продвинутая лекция

Объясняют действие естественного отбора

71

Формы естественного отбора.

Формы естественного отбора. Движущий Стабилизирующий, дизруптивный

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Характеризуют виды изменчивости и их роль в эволюции. Приводят примеры приспособлений животных и растений как результата эволюции.

72

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле.

Искусственный отбор, порода, сорт, штамм

Теоретическое исследование

Сравнивают естественный и искусственный отбор, приводят примеры известных сортов культурных растений и пород домашних животных

73

Лабораторная работа № 8 «Значение искусственного отбора».

Творческая роль искусственного отбора

Лабораторное исследование, практикум

Описывают морфологические признаки у объектов наблюдения, сравнивают, делают выводы

74

Видообразование - процесс возникновения новых видов на Земле.

Изолирующие механизмы. Географическая изоляция. Пространственная изоляция

Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий.

Характеризуют процесс микроэволюции. Доказывают, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции.

75

Обобщающий урок по теме « Вид и видообразование».

Биологическое разнообразие, вид, популяция, критерии вида, факторы эволюции

Семинар, письменный опрос

Характеризуют роль в видообразовании различных механизмов изоляции, анализируют свои затруднения

Происхождение и этапы эволюции человека 7 часов

76

Происхождение человека

Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Методы изучения организма человека.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Знают основные этапы антропогенеза, рассказывают методы и результаты палеонтологических исследований. Объясняют последовательность и причины эволюционных изменений человека.

77

История становления вида Homo sapiens

Антропогенез, понгиды, гоминиды

Эвристическая беседа, групповая дискуссия, виртуальная экскурсия

Характеризуют место человека в системе органического мира

78

Особенности эволюции человека

Природная и социальная среда обитания человека. Биологическая природа и социальная сущность человека.

Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний.

Дают определение терминам. Приводят примеры биологических и социальных факторов эволюции человека. Объясняют их взаимосвязь и значение в ходе антропогенеза.

79

Человек как уникальный вид живой природы.

Популяционные основы антропогенеза

Теоретическое исследование

Характеризуют социальные факторы антропогенеза

80

Расы и гипотезы их происхождения.

Расоведение, расы, гипотезы происхождения рас

Групповая дискуссия

Объясняют основы формирования человеческих рас

81

Палеолитические находки на территории России.

Архантропы, палеоантропы, неоантропы

Деловая игра

Объясняют влияние природных условий на процесс антропогенеза

82

Обобщающий урок по теме «Происхождение и этапы эволюции человека».

Антропогенез, гоминиды, понгиды, австралопитек, неандерталец, кроманьонец

Семинар, письменный опрос

Обсуждают проблему антропогенеза, высказывают свою позицию на эту тему, анализируют свои затруднения

Учение об эволюции и его значение 12 часов

83

История развития эволюционных идей.

Креационизм, трансформизм, теория Ламарка

Активная лекция, дискуссия, взаимоконтроль

Характеризуют общие философские концепции происхождения и развития органического мира

84

Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение.

Предпосылки теории Дарвина

Эвристическая беседа, работа в группах

Перечисляют предпосылки возникновения теории Дарвина, объясняют движущие сила эволюции по Дарвину

85

Современное учение об эволюции.

Синтетическая теория эволюции, изоляция, мутационный процесс, дрейф генов

Теоретическое исследование

Сравнивают теорию Ламарка, Дарвина и синтетическую теорию эволюции

86

Доказательства эволюции живой природы

Макроэволюция, палеонтология, эмбриология, филогенетические ряды, биогенетический закон, рудименты, атавизмы

Пресс - конференция

Поясняют роль палеонтологии, филогенетических рядов, эмбриологии, сравнительно анатомии в доказательстве эволюции

87

Основные направления эволюции.

Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Теоретическое исследование

Сравнивают между собой термины «ароморфоз» и «арогенез», «ароморфоз» и «дегенерацию».

88

Лабораторная работа № 9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов»

Ароморфоз, идиоадаптация

Лабораторное исследование, практикум

Работают с гербариями, наблюдают признаки, описывают их, делают выводы на основе наблюдений

89

Лабораторная работа № 10 Выявление идиоадаптаций на примере насекомых»

идиоадаптация

Лабораторное исследование, практикум

Работают с коллекциями насекомых, наблюдают признаки, делают выводы на основе наблюдений

90

Основные закономерности и результаты эволюции

Результаты эволюции: многообразие видов, адаптации общие и частные, мимикрия, непредсказуемость эволюции, необратимый характер

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Характеризуют основные закономерности эволюции, объясняют взаимосвязь строения и функции

91

Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле.

Основные систематические (таксономические) категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных)

Практикум, дискуссия

Характеризуют основные систематические категории, знают признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных). Определяют таксономическую принадлежность растений и животных

92

Новая система органического мира.

Естественная и искусственная систематика

Эвристическая беседа

Характеризуют роль систематики в науке биологии, объясняют основы построения новой системы живого мира

93

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Специфика надорганизменного уровня организации жизни

Деловая игра

Называют основные характеристики популяционно-видового уровня жизни

94

Обобщающий урок по теме «Учение об эволюции и его значение».

Биологическая эволюция, дивергенция, систематика, движущие силы эволюции, результаты эволюции

Семинар, письменный опрос

Высказывают свою точку зрения по теме: биологическая эволюция, обсуждают проблему: почему СТЭ была сформулирована только в середине XX века, анализируют свои затруднения

Общие биологические явления и методы их исследования 11 часов

95

Значение изучения популяций и видов.

Дикие виды, уничтоженные виды и находящиеся под угрозой гибели

Ролевая игра

Высказывают свое мнение о роли ценности биологических ресурсов.

96

Генофонд и охрана видов.

Генофонд, редкие виды растений и животных

Теоретическое исследование, виртуальная экскурсия

Объясняют почему необходимо изучать дикие виды живых организмов, оценивают свое поведение в природе

97

Редкие и исчезающие виды растений и животных

Современное состояние биоразнообразия

Виртуальная экскурсия

Показывают на примерах необходимость сохранения диких видов растений и животных

98

Экскурсия «Выявление разнообразия растений и животных в природе»

Значение биологического разнообразия как результат эволюции.


Экскурсия, пресс-конференция

Наблюдают в природе видовое разнообразие, объясняют его причины, проводят камеральные работы, делают выводы

99

Заповедники, заказники, национальные парки

Охраняемые территории

Представление результатов самостоятельной работы. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Сравнивают заповедники заказники. Называют их роль и значение

100

Проблема утраты биологического разнообразия.

Первоцветы, причины гибели видов

Виртуальная экскурсия, пресс-конференция

Доказывают и приводят примеры, что разнообразие видов это результат эволюционных процессов.


101

Всемирная стратегия охраны природных видов.

Проблема сохранения видов, Красная книга

Теоретическое исследование

Объясняют причины сокращения биологического разнообразия и предлагают пути выхода из этой ситуации

102

Обобщающий урок по теме «Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества».

Редкие виды, охраняемые виды, исчезающие виды, Красная книга

Семинар, письменный опрос

Дают развернутый ответ по теме: сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества, анализируют свои затруднения

103

Контрольная работа по разделу «Популяционно-видовой уровень жизни».

Биологическая эволюция, антропогенез, охрана диких видов

Письменная контрольная работа

Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов

104

Итоговое тестирование по курсу биологии 10 класса.

Эволюция, экология, надорганизменный уровень жизни

Письменная контрольная работа

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

105

Обобщение и повторение курса 10 класса.

Гипотезы возникновения жизни, человека

Эвристическая беседа, деловая игра

Отработка умений и рефлексия


Календарно-тематическое планирование


№ урока

Дата

Тема урока

Домашнее задание

параграф

1


Биология и ее связи с другими науками

1

2


Биологическое разнообразие как проблема науки биологии. Экскурсия Многообразие видов

2

3


Осознание ценности изучения биологических видов. Экскурсия Сезонные изменения в природе.

3

4


Практическая биология и ее значение

4

5


Основные свойства жизни

5

6


Определение понятия «жизнь». Тест

6

7


Общие свойства живых систем -биосистем

7

8


Структурные уровни организации жизни

8

9


Методы биологических исследований

Лабораторная работа № 1 «Наблюдение за живой клеткой»


9

10


Определение видов растений и животных

10

11


Лабораторная работа № 2 «Методика работы с определителями растений и животных»


Повторить 1-10

12


Обобщающий урок по теме «Общие биологические явления и методы их исследования».

Повторить 1-10

13


Контрольная работа № 1 по разделу «Введение в курс общей биологии».


14


Функциональная структура биосферы.

11

15


Учение В.И. Вернадского о биосфере.

12

16


Функции живого вещества в биосфере.

13 повторить11-12

17


Обобщающий урок по теме «Учение о биосфере».


18


Гипотезы происхождения живого вещества на Земле.

14

19


Современные гипотезы возникновения жизни.

15

20


Предыстория происхождения живого на Земле.

16

21


Физико-химическая эволюция планеты Земля.

17

22


Этапы возникновения жизни на Земле.

18

23


Биологическая эволюция в развитии биосферы.

19

24


Хронология развития жизни на Земле.

20 повторить 14-19

25


Обобщающий урок по теме «Происхождение живого вещества».


26


Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

21

27


Круговорот воды в биосфере.

22

28


Примеры круговорота веществ в биосфере.

23

29


Механизмы устойчивости биосферы.

24 повторить 22-23

30


Обобщающий урок по теме «Биосфера как глобальная биосистема».

Условия жизни на Земле

25

31


Экологические факторы и их значение.

26

32


Человек как житель биосферы.

27

33


Особенности биосферного уровня

живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. Лабораторная работа № 3 «Условия жизни в биосфере».

28

34


Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. Экскурсия. Живой мир вокруг нас

29 повторить 25-28

35


Обобщающий урок по теме «Условия жизни в биосфере». Экскурсия Приемы описания живого покрова около школы

Повторить 21-29

36


Контрольная работа № 2 по разделу «Биосферный уровень организации жизни»


37


Биогеоценоз как биосистема и экосистема.

30

38


Концепция экосистемы.

31

39


Природное сообщество в концепции биогеоценоза.

32

40


Другие характеристики биогеоценоза.

33

41


Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы).

34

42


Экологические пирамиды чисел.

35

43


Строение биогеоценоза (экосистемы).

36

44


Экологические ниши в биогеоценозе.

37

45


Совместная жизнь видов в биогеоценозах.

38

46


Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах.

39

47


Лабораторная работа № 4 «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе».


48


Условия устойчивости биогеоценозов.

40

49


Лабораторная работа № 5 «Свойства экосистем».


50


Зарождение и смена биогеоценозов.

41

51


Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.

42

52


Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

43

53


Обобщающий урок по теме «Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема».

Повторить 30-43

54


Многообразие биогеоценозов (экосистем).

44

55


Многообразие биогеоценозов суши.

45

56


Искусственные биогеоценозы –агробиоценозы.

46

57


Лабораторная работа № 6 «Оценка экологического состояния

территории, прилегающей к школе».


58


Сохранение разнообразия биогеоценозов.

сообщения

59


Природопользование в истории человечества.

47

60


Экологические законы природопользования

48 повторить 44-46

61


Обобщающий урок по теме «Многообразие биогеоценозов и их значение».

Повторить 30-48

62


Контрольная работа по разделу «Биогеоценотический уровень организации жизни».


63


Вид его критерии и структура

49

64


Лабораторная работа № 7 «Характеристики вида».


65


Популяция как форма существования вида.

50

66


Популяция как структурная единица вида

51

67


Популяция как структурный компонент биогеоценоза

52

68


Популяция как основная единица эволюции.

53

69


Микроэволюция и факторы эволюции.

54

70


Движущий и направляющий фактор эволюции.

55

71


Формы естественного отбора.

56

72


Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле.

57

73


Лабораторная работа № 8 «Значение искусственного отбора».



74


Видообразование - процесс возникновения новых видов на Земле.

58 повторить 49-57

75


Обобщающий урок по теме « Вид и видообразование».


76


Происхождение человека

59

77


История становления вида Homo sapiens


60

78


Особенности эволюции человека

61

79


Человек как уникальный вид живой природы.

62

80


Расы и гипотезы их происхождения.


63

81


Палеолитические находки на территории России.

64 сообщения повторить 59-63

82


Обобщающий урок по теме «Происхождение и этапы эволюции человека».


83


История развития эволюционных идей.

65

84


Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение.

66

85


Современное учение об эволюции.

67

86


Доказательства эволюции живой природы.

68

87


Основные направления эволюции.



69

88


Лабораторная работа № 9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов»



89


Лабораторная работа № 10 Выявление идиоадаптаций на примере насекомых»


90


Основные закономерности и результаты эволюции

70

91


Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле.

71

92


Новая система органического мира.

72

93


Особенности популяционно-видового

уровня жизни.

73 повторить 65-72

94


Обобщающий урок по теме «Учение об эволюции и его значение».


95


Значение изучения популяций и видов.

74

96


Генофонд и охрана видов.

75

97


Редкие и исчезающие виды растений и животных

сообщения

98


Экскурсия Выявление разнообразия растений и животных в природе

Задания в тетради

99


Заповедники, заказники, национальные парки

сообщения

100


Проблема утраты биологического разнообразия.

76

101


Всемирная стратегия охраны природных видов.

77 повторить 74-76

102


Обобщающий урок по теме «Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества».

Повторить 49-77

103


Контрольная работа по разделу «Популяционно-видовой уровень жизни».


104


Итоговое тестирование по курсу биологии 10 класса.


105


Обобщение и повторение курса 10 класса.