МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕРЕЩАГИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ОДОБРЕНО на заседании методической цикловой комиссии ОБД ЕН Протокол №_1_, дата «30»_августа_2016 г. Председатель комиссии ________/________ | УТВЕРЖДАЮ: Зам.директора по учебной работе ______________________________ Л.П.Морозова «___»_________________201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 01. МАТЕМАТИКА
основной образовательной программы СПО
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Верещагино
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от. 02.08.2013 года № 675
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной образовательной программы по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Верещагинский многопрофильный техникум»
Составитель:
Дорофеева Марина Владимировна, преподаватель математики ГБПОУ «ВМТ»
Утверждена Методическим советом ГБПОУ «Верещагинский многопрофильный техникум»
Протокол Методического совета № ______ от «____»___________201__г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 7 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 8 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01 МАТЕМАТИКА
1.1. Область применения рабочей программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина математического и общего естественнонаучного цикла
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1-решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1-значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
З2-основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
З3-основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
З4-основы интегрального и дифференциального исчисления.
Результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с целью основной профессиональной образовательной программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности (таблица)
Код компетенции | Компетенции | Результат освоения |
Общие компетенции | |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Уметь: -определять социальную значимость профессиональной деятельности; -перспективы развития в профессиональное сфере |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Уметь: -находить способы реализации самостоятельной деятельности; Знать: - ресурсы необходимые для организации деятельности |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Уметь: -решать стандартные и нестандартные задачи; Знать: - основные математические методы решения стандартных и нестандартных задач; |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Уметь: -осуществлять поиск информации в различных формах; Знать: -закономерность представления информации в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения. |
ОК 5. | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. | Уметь: -анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. Знать: -информационно-коммуникационных технологии для решения задач |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Уметь: - уметь грамотно и этично выражать мысли Знать: - как создавать благоприятные условия для высокопроизводительной работы персонала |
1.5. Элемент матрицы соответствия компетенций учебной дисциплине
для ППССЗ:
ОК 1 | ОК 2 | ОК 3 | ОК 4 | ОК 5 | ОК 6 | ОК 7 | ОК8 | ОК9 |
+ | + | + | + | + | + | | | |
1.6. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
| по специальностям СПО (ППССЗ) |
Максимальной учебной нагрузки обучающегося | 125 часа |
в том числе: | |
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося | 85 часов |
практика | 40 часов |
- самостоятельной работы обучающегося | 40 часов |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
ППССЗ |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 125 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 85 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 35 |
практические занятия | 40 |
контрольные работы | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
Создание сообщение, рефератов | 20 |
Решение примеров | 20 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Наименование разделов и тем | № пары | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
теор., к.р. | пр., лаб. | сам. раб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 1. ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА | 24 | |
Тема 1.1. Матрицы. Действия с матрицами. Определитель матрицы | 1-6 | Содержание учебного материала | 12 |
1 | Матрицы. Действия с матрицами | 2 | | | 1-2 |
2 | Матрицы. Действия с матрицами. Определитель матрицы. Теорема Лапласа | 2 | | | |
3 | Практические работы № 1 Матрицы. Действия с матрицами. | | 2 | |
4 | Практические работы № 2 Матрицы. Действия с матрицами. | | 2 | |
5 | Практические работы № 3 Определитель матрицы. | | 2 | |
| 6 | Контрольные работы № 1 | 2 | | |
Самостоятельная работа обучающихся Приготовить реферат или сообщение по теме связанной с историей развития линейной алгебры | 6 | |
Тема 1.2. Решение систем линейных уравнений методом Крамера, Гаусса | 7-12 | Содержание учебного материала | 12 | |
1 | Решение систем линейных алгебраических уравнений методом Крамера | 2 | | | 1-2 |
|
2 | Решение систем линейных уравнений методом Гаусса | 2 | | |
3 | Практические работы № 4 Определитель матрицы. | | 2 | |
4 | Практические работы № 5 Определитель матрицы. | | 2 | |
5 | Практические работы № 6 Определитель матрицы. | | 2 | |
| 6 | Контрольные работы № 2 | 2 | | |
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельно решить системы линейных уравнений методом Крамера и Гаусса из методички и оформить в рабочей тетради. | 6 | |
Раздел 2. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛОВ | 14 | |
Тема 2.1. Определение предела функции, предела функции в точке. Бесконечно большие и бесконечно малые величины. Теоремы о пределах, свойства. Виды неопределённости | 13-19 | Содержание учебного материала | 14 | |
1 | Определение предела функции, предела функции в точке. Бесконечно большие и бесконечно малые величины. | 2 | | | 1-2 |
2 | Теоремы о пределах, свойства. Виды неопределѐнности | 2 | | | |
3 | Предел функции. Бесконечно большие и бесконечно малые функции. Виды неопределѐнности | 2 | | |
-
| Практические работы № 7 Предел функции. Неопределѐнности. | | 2 | |
6 | Практические работы № 8 Предел функции. Неопределѐнности. | | 2 | |
7 | Практические работы № 9 Предел функции. Неопределѐнности. | | 2 | |
| 5 | Контрольные работы № 3 | 2 | | |
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельно решить пределы из методички и оформить в рабочей тетради. | 6 | |
Раздел 3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ | 14 | |
Тема 3.1. Производные функции | 20-26 | Содержание учебного материала | 14 | |
-
| Производная и дифференциал функции. Формулы дифференцирования основных функций. Основные правила дифференцирования. | 2 | | | 1-2 |
-
| Производная и дифференциал функции. Формулы дифференцирования основных функций. Основные правила дифференцирования. | 2 | | | |
-
| Производная сложной функции. Производные высших порядков. | 2 | | |
-
| Практические работы № 10 Производная сложной функции. Нахождение производных. | | 2 | |
-
| Практические работы № 11 Производная сложной функции. Нахождение производных. | | 2 | |
-
| Практические работы № 12 Нахождение производной, дифференциала высших порядков. | | 2 | |
| -
| Контрольные работы № 4 | 2 | | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Приготовить реферат или сообщение по теме связанной с историей развития дифференциального исчисления, биография учѐных. 2. Самостоятельно найти производные из методички и оформить в рабочей тетради. | 6 | |
Раздел 4. ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ | 12 | |
Тема 4.1. Неопределенный и определенный интеграл | 27-32 | Содержание учебного материала | 12 | |
-
| Неопределенный интеграл. Элементарный метод решения интегралов. | 2 | | | ** |
-
| Определенный интеграл. Элементарный метод решения интегралов. Формула Ньютона-Лейбница | 2 | | | |
-
| Практические работы № 13 Неопределенный интеграл .Метод непосредственного интегрирования. | | 2 | |
-
| Практические работы № 14 Решение интегралов. | | 2 | |
-
| Практические работы № 15 Решение неопределѐнных интегралов методом непосредственного интегрирования. | | 2 | |
| -
| Контрольные работы № 5 | 2 | | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Приготовить реферат или сообщение по теме связанной с историей развитии интегрального исчисления, биография учѐнных. 2. Самостоятельно решить интегралы из методички и оформить в рабочей тетради. | 6 | |
Раздел 5. ТЕОРИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ | 8 | |
Тема 5.1. Теория комплексных чисел | 33--36 | Содержание учебного материала | 8 | |
-
| Алгебраическая форма комплексных чисел. Действия над числами. Тригонометрическая форма комплексных чисел | 2 | | | ** |
-
| Алгебраическая и тригонометрическая формы комплексных чисел. Действия над комплексными числами | 2 | | | |
-
| Практические работы № 16 Переход от алгебраической формы к тригонометрической и показательной и обратно | | 2 | |
-
| Практические работы № 17 Действие над комплексными числами в тригонометрической и показательной форме | | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Приготовить реферат или сообщение по теме связанной с историей развития комплексного числа | 4 | |
Раздел 6. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ | 13 | |
Тема 6.1. Классическое и статистическое определения вероятности. Теоремы сложения и умножения вероятностей. | 37-43 | Содержание учебного материала | 13 | |
1 | Классическое и статистическое определения вероятности. Теоремы сложения и умножения вероятностей. | 2 | | | ** |
2 | Методы решения задач по теории вероятностей. Регрессионный анализ | 2 | | | |
4 | Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов | 2 | | |
5 | Треугольник Паскаля | 1 | | |
6 | Практические работы № 18 Решение задач по теории вероятностей | | 2 | |
| 7 | Практические работы № 19Решение задач по теории вероятностей | | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Приготовить реферат или сообщение по теме связанной с историей развития теории вероятности и математической статистики | 6 | |
Дифференцированный зачет | 2 | | | |
Всего: | 45 | 40 | 40 | |
ИТОГО: | 125 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места - 30;
-рабочее место преподавателя - 1;
Технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины;
- видеоуроки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Башмаков М.И. Математика: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений реализации программ СПО. – М.: Академия, 2014. - 256 с.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Математика (книга), Шабунин М.И., БИНОМ. Лаборатория знаний. Дл школ и колледжей, 2012г - 696 с. «IPRbooks»
Математика в примерах и задачах. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Л.И. Майсеня [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2014.— 359 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35494.— ЭБС «IPRbooks»
Математика в примерах и задачах. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Л.И. Майсеня [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2014.— 431 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35495.— ЭБС «IPRbooks»
Башмаков М.И. Математика: кн. для преподавателя: метод. пособие. — М., 2013
Башмаков М.И., Цыганов Ш.И. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ. — М., 2011.
Интернет-ресурсы
www. fcior. edu. ru (Информационные, тренировочные и контрольные материалы).
www. school-collection.edu.ru (Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов).
4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (сообщений и презентаций).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | Практические работы Самостоятельные работы Контрольные работы Дифференцированный зачет |
Знания: З1-значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ; З2-основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; З3-основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; З4-основы интегрального и дифференциального исчисления. | Текущий контроль Практические работы Самостоятельные работы Контрольные работы Дифференцированный зачет |
4.2.НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО МАТЕМАТИКЕ
При текущей аттестации устанавливается как качественная («зачтено», «не зачтено»), так и бальная (5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно») система оценок.
Оценка устных ответов обучающихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся
Оценка письменных практически работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 76 – 89 %;
«3» - 50 – 75 %;
«2» - менее 50 %.
Оценка зачетных работ
Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.
Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:
1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;
2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.
Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.