Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи РК «Школа №28»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей МБОУ г.Керчи РК «Школа №28» | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МБОУ г.Керчи РК «Школа №28» | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ г.Керчи РК «Школа №28» |
протокол № _______ от «____» _______________ 201___г. | _____________________З.С. Шульман «____» __________________ 201___г. | _________________ В.В. Завгородний приказ № _________________ от «____» ________________ 201___г. |
Рабочая программа
по обществознанию
(базовый уровень)
для 8 класса
Шупульника Станислава Геннадьевича
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений основного общего образования.
Общее количество часов, предусмотренное на изучение курса обществознания в 8 классе общеобразовательного учреждения – 34 часа.
Данная рабочая программа по обществознанию разработана для 8 класса на основе следующих нормативно-правовых актов и документов:
Федеральный закон Российской федерации от 29.12.2013 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ МО РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ МО РФ от 08.06.2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
Федеральный государственный стандарта основного общего образования;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (утвержден Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004);
Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2.2821-10, зарегистрированные в Минюсте РФ 3 марта 2011г. регистрационный № 199939;
Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год;
Примерная программа основного общего образования по обществознанию для 8 класса;
Учебный план МБОУ г. Керчи РК «Школа №28» на 2015/2016 учебный год;
Основная образовательная программа МБОУ г. Керчи РК «Школа №28» основного общего образования на 2015/ 2019 учебный год;
Авторская программа:
Цели и задачи учебного предмета
Главная цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления социального опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания об обществе в учебной и социальной деятельности.
Основными задачами изучения обществознания в 8 классе являются:
развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным Конституцией РФ;
освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, позитивных качествах личности, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений. Отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Изучение курса реализуется через УМК:
Учебник: Обществознание. 8 класс / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – М.: «Просвещение», 2014.
При составлении рабочей программы используются авторские программы:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Обществознания» ученик 8 класса должен
Знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома
I РАЗДЕЛ – ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (6ч)
Что делает человека человеком?
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека. Ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Человек, общество, природа.
Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и вселенная.
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Развитие общества.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Как стать личностью.
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности.
Практикум по теме «Личность и общество».
II РАЗДЕЛ – СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (8ч)
Сфера духовной жизни.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта соверменного мира. Тенеднции развития духовной культуры в современной России.
Мораль.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия морали. Критерии морального поведения.
Долг и совесть.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор – это ответственность.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.
Образование.
Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука в современном обществе.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры.
Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Практикум по теме «Сфера духовной культуры».
III РАЗДЕЛ – СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (5ч)
Социальная структура общества.
Социальная неоднородность общества. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты.
Социальные статусы и роли.
Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия. Изменения статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями.
Нации и межнациональные отношения.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому. Взаимодействие людей в многонациональном обществе.
Отклоняющееся поведение.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма. Социальная значимость здорового образа жизни.
Практикум по теме «социальная сфера».
IV РАЗДЕЛ – ЭКОНОМИКА (13ч)
Экономика и ее роль в жизни общества.
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость.
Главные вопросы экономики.
Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем.
Собственность.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рыночная экономика.
Рынок, Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство – основа экономики.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги.
Распределение доходов.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление.
Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Инфляция и семейная экономика.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Сбережения граждан. Банки.
Безработица, ее причины и последствия.
Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Востребованность профессий.
Мировое хозяйство и мировая торговля.
Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Практикум по теме «Экономика».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (1ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
№ РАЗДЕЛА И ТЕМЫ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | УЧЕБНЫЕ ЧАСЫ | КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ |
ВВЕДЕНИЕ | Введение | 1 | - | - |
I РАЗДЕЛ | ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО | 6 | - | 1 |
01 Тема | Что делает человека человеком? | 1 | - | - |
02 Тема | Человек, общество, природа. | 1 | - | - |
03 Тема | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | - | - |
04 Тема | Развитие общества. | 1 | - | - |
05 Тема | Как стать личностью. | 1 | - | - |
ПРАКТИКУМ | Практикум по теме «Личность и общество». | 1 | - | 1 |
II РАЗДЕЛ | СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | 8 | - | 1 |
01 Тема | Сфера духовной жизни. | 1 | - | - |
02 Тема | Мораль. | 1 | - | - |
03 Тема | Долг и совесть. | 1 | - | - |
04 Тема | Моральный выбор – это ответственность. | 1 | - | - |
05 Тема | Образование. | 1 | | |
06 Тема | Наука в современном обществе. | 1 | - | - |
07 Тема | Религия как одна из форм культуры. | 1 | - | - |
ПРАКТИКУМ | Практикум по теме «Сфера духовной культуры». | 1 | - | 1 |
III РАЗДЕЛ | СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА | 5 | - | 1 |
01 Тема | Социальная структура общества. | 1 | - | - |
02 Тема | Социальные статусы и роли. | 1 | - | - |
03 Тема | Нации и межнациональные отношения. | 1 | - | - |
04 Тема | Отклоняющееся поведение. | 1 | - | - |
ПРАКТИКУМ | Практикум по теме «Социальная сфера». | 1 | - | 1 |
IV РАЗДЕЛ | ЭКОНОМИКА | 13 | - | 1 |
01 Тема | Экономика и ее роль в жизни общества. | 1 | - | - |
02 Тема | Главные вопросы экономики. | 1 | - | - |
03 Тема | Собственность. | 1 | - | - |
04 Тема | Рыночная экономика. | 1 | - | - |
05 Тема | Производство – основа экономики. | 1 | - | - |
06 Тема | Предпринимательская деятельность. | 1 | - | - |
07 Тема | Роль государства в экономике. | 1 | - | - |
08 Тема | Распределение доходов. | 1 | - | - |
09 Тема | Потребление. | 1 | - | - |
10 Тема | Инфляция и семейная экономика. | 1 | - | - |
11 Тема | Безработица, ее причины и последствия. | 1 | - | - |
12 Тема | Мировое хозяйство и мировая торговля. | 1 | - | - |
ПРАКТИКУМ | Практикум по теме «Экономика». | 1 | - | 1 |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание. 8 класс» | 1 | 1 | - |
ИТОГО | РАЗДЕЛОВ – 4 ТЕМ – 28 | 34 | 1 | 5 |