Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2006.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник З.Н.Смирновой и Г.М.Гусевой «Книга для чтения». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение»,2002.
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
Учить самостоятельно работать с книгой.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Особенности организации учебного процесса по предмету
Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить
детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно
воспринимать прочитанное.
У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и
выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества,
классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика
произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу
текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального
развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора,
воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее
прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на
каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию
навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу
особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что
затрудняет понимание содержания прочитанного.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать
про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается
с 3 класса.
Систематическое формирование выразительного чтения
начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа
произведений. При этом очень важна система работы по установлению
причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид
деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание
работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств
формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции
недостатков их развития.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской
самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению,
знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской
литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг,
читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по
интересу.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Уроки | Контрольные работы |
1 | Здравствуй школа | 4 ч | 4 | |
2 | Люби все живое | 8 ч | 8 | |
3 | Великая радость работы | 4ч | 4 | |
4 | Славная осень | 5 ч | 5 | |
5 | Что такое хорошо | 11 ч | 11 | |
6 | Народные сказки | 3 ч | 3 | |
7 | Вот пришли морозы и зима настала | 13ч | 13 | |
8 | И в шутку и всерьез | 4 ч | 4 | |
9 | Весна в окно стучиться | 11 ч | 11 | |
10 | Лето красное идет | 5 ч | 5 | |
Всего | | 68 ч | 68 | |
Содержание программы
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
наизусть 5—8 стихотворений.
Учебник:
Авторы - составители З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева «Чтение» Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Москва «Просвещение», 2006г.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
Здравствуй, школа! -4ч. |
1. | С.Михалков «Важный день». | 1 | |
2. | Т.Чинарёва «Здравствуйте!» | 1 | |
3. | В.Берестов «Где право, где лево». | 1 | |
4. | В.Драгунский «Что любит Мишка». | 1 | |
Люби всё живое. - 8ч. |
5. | Л. Толстой «Котёнок». | 1 | |
6. | В.Орлов «Учёный кот». | 1 | |
7. | Л. Толстой «Птичка». | 1 | |
8. | М.Пришвин «Ребята и утята». | 1 | |
9. | Г.Снегирёв «Берёза». Презентация. | 1 | |
10. | Р.Фраерман «Мальчик в лесу». | 1 | |
11. | А.Барков «Шустрик». | 1 | |
12. | Обобщение по разделу «Люби всё живое». | 1 | |
Великая радость - работа. — 4ч. |
13. | С.Михалков «Важные дела». | 1 | |
14. | По В.Крупину «Как Ваня грядки полол». | 1 | |
15. | По Е.Пермяку «Смородинка». | 1 | |
16. | А.Маркуша «Важная профессия». | 1 | |
Славная осень. - 5ч. |
17. | И.Соколов-Микитов «Осень в лесу». | 1 | |
18 | И.Соколов-Микитов «Улетают журавли». | 1 | |
19. | В.Катаев «Грибы». | 1 | |
20. | А.Прокофьев «В лес по грибы». | | |
21 | Н.Сладков «Эхо». | 1 | |
Что такое хорошо... 11ч. |
22. | М.Басина «Удивительная верёвка». | 1 | |
23. | А.Барто «Уехали». | 1 | |
24 | К.Киршина «Вот какая история». | 1 | |
25 | Л.Воронкова «Что сказала бы мама». | 1 | |
26. | По Я.Пинясову «Кем быть и кем не быть?» | 1 | |
27 | Н.Носов «Огурцы». | 1 | |
28. | В.Осеева «Волшебное слово». | 1 | |
29 | Е.Пермяк «Бумажный змей». | 1 | |
30. | А.Котовщиков «Как же так получилось?» | 1 | |
31 | Л.Пантелеев «Трус». | 1 | |
32. | По Л.Пантелееву «Честное слово». | 1 | |
Народные сказки.-Зч. |
33 | Р.н.с. «Лиса и журавль». | 1 | |
34 | Мордовская сказка «Как мужик волка спас». | 1 | |
35 | Татарская сказка «Три сестры». | 1 | |
Вот пришли морозы - и зима настала-13ч. |
36 | И.Суриков «Зима». Презентация. | 1 | |
37 | А.Чехов «Первый снег». Презентация. | 1 | |
38. | В.Орлов «Никто не обижается». | 1 | |
39 | Н Сладков Воробьиный термометр». Презентация. | 1 | |
40 | Н. Носов «На горке». Презентация. | 1 | |
41 | Д.Мамин - Сибиряк «Река стала». Презентация. | 1 | |
42 | А.Пушкин «Зимнее утро». Презентация. | 1 | |
43 | К. Ушинский «Проказы старухи Зимы». | 1 | |
44 | В.Лебедев-Кумач «Здравствуй, ёлка!» Презентация. | 1 | |
45. | Е.Пермяк «Знакомые следы». | 1 | |
46 | В.Бианки «Колхозный календарь». Презентация. | 1 | |
47 | По Г.Скребицкому «Дружба». | 1 | |
48 | А.Барков «Кот в сапогах». | 1 | |
И в шутку, и всерьёз -4ч. |
49 | К.Чуковский «Путаница». Презентация. | 1 | |
50 | С. Маршак «Вот какой рассеянный». Презентация. | 1 | |
51. | Н. Носов «Живая шляпа». Презентация. | 1 | . |
52 | Б.Заходер «Хрюк на ёлке». Презентация. | 1 | |
Весна в окно стучится -11ч. |
53 | Ф. Тютчев «Весна в окно стучится». Презентация. | 1 | |
54 | К.Паустовский «Однажды утром..» Презентация. | 1 | |
55 | А.Плещеев «Весна». Презентация. | 1 | |
56 | Э.Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце». Презентация. | 1 | |
57 | Н.Артюхова «Большая берёза». Презентация. | 1 | |
58 | Я.Колас «Песня о весне». Презентация. | 1 | |
59 | По В. Бианки «Последняя льдина».. | 1 | |
60 | В.Орлов «Что случилось?» Презентация. | 1 | |
61 | М.Матусовский «Скворцы прилетели».. | 1 | |
62 | А.Барков «Голубой апрель». Презентация. | 1 | |
63 | В.Орлов «Когда на планете хозяева дети». | 1 | |
Лето красное идёт...(5ч.) |
64. | В.Фетисов «Что такое лето?» Презентация. | 1 | |
65. | А.Толстой «Колокольчики мои».. | 1 | |
66 | И Соколов-Микитов «Лето в лесу». Презентация. | 1 | |
67 | Л.Толстой «Гроза в лесу».. | 1 | |
68 | По В.Бианки «Купание медвежат». | 1 | |
7