Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нестеровская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____________/Кравченко М.М../ «__»____________2012г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ г. Нестерова _____________/Макеева Т.А./ Приказ № ___ от «__»________2012г. |
Рабочая программа 8 вида
обучения на дому 2 класс
по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Петкун Татьяна Николаевна, первая квалификационная категория
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой.
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования в классах VIII вида и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
обогащать словарный запас обучающихся.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
совершенствование связной речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные формы, используемые учителем:
Индивидуальная форма обучения.
Основные методы обучения, используемые учителем:
Наглядный, словесный, практический, работа с книгой, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля,
На уроках применяю здоровье - сберегающие технологии: физминутки для глаз, кисти рук, осанки, смена видов деятельности, освещение и проветривание кабинета, создание ситуации успешного обучения.
Контроль, виды и формы контроля, используемые учителем:
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, самоконтроль, индивидуальные задания, домашняя работа, тестирование.
Формы контроля: контроль учителя (фронтальный опрос, контрольные работы, практические работы, срезы, зачёты), самоконтроль.
Методы контроля: устный и письменный.
Всего 34 часа, 1 час в неделю.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
Уроки | Экскурсии | контрольные работы | |
1 | Сезонные изменения в природе | 8 | 4 | 4 | | |
2 | Школа. | 2 | | | | |
3 | Дом. | 1 | | | | |
4 | Семья. | 1 | | | | |
5 | Одежда.Обувь. | 2 | | | | |
6 | Овощи, фрукты. | 4 | | | | |
7 | Растения. | 3 | | | | |
8 | Животные. | 4 | | | | |
9 | Охрана здоровья | 3 | | | | |
10 | Правила поведения | 2 | | | | |
11 | Игры и забавы | 2 | | | | |
12 | Итогово-обобщающий | 2 | | | | |
| Итого | 34 | 30 | 4 | | |
Содержание тем учебного курса
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Примерная тематика
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Повторение.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия изученных групп предметов.
Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Лето прошло. | 1 | 03.09. |
2 | Основные правила поведения на улицах и дорогах | 1 | 10.09. |
3 | Наша школа. Пришкольный участок. | 1 | 17.09. |
4 | Дорога в школу и домой. | 1 | 24.09. |
5 | Экскурсия «Осенние изменения» | 1 | 01.10. |
6 | Осень наступила. | 1 | 08.10. |
7 | Осень наступила. Поздняя осень. | 1 | 15.10. |
8 | Деревья: берёза, клён. | 1 | 22.10. |
9 | Обобщение знаний по теме «Осень» | 1 | 29.10. |
10 | Овощи: морковь, репа, лук. | | 12.11. |
11 | Фрукты: лимон, апельсин. | 1 | 19.11. |
12 | Овощи и фрукты. | 1 | 26.11. |
13 | Семья. | 1 | 03.12 |
14 | Дом. Квартира. | 1 | 10.12 |
15 | Экскурсия «Зимние изменения» | 1 | 17.12. |
16 | Обобщение знаний по теме «Овощи и фрукты» | 1 | 24.12. |
17 | Признаки зимы. | 1 | 14.01. |
18 | Зимние забавы детей. | 1 | 21.01. |
19 | Одежда. Виды одежды. Уход за одеждой. | 1 | 28.01. |
20 | Обувь. Виды обуви. Уход за обувью. | 1 | 04.02. |
21 | Дикие животные: заяц. | 1 | 11.02. |
22 | Домашние животные: кролик. | 1 | 18.02. |
23 | Комнатные растения: фикус, бегония. | 1 | 25.02. |
24 | Экскурсия «Весенние изменения» | 1 | 04.03. |
25 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 11.03. |
26 | Признаки весны. | 1 | 18.03. |
27 | Раннецветущие растения: медуница, мать –и – мачеха. | 1 | 01.04. |
28 | Птицы: ворона, воробей. | 1 | 08.04. |
29 | Насекомые: жуки, бабочки. | 1 | 15.04. |
30 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 22.04. |
31 | Строение тела человека. | 1 | 29.04. |
32 | Правила гигиены: волосы, кожа, ногти. Охрана здоровья. | 1 | 06.05. |
33 | Экскурсия «Здравствуй лето!» | 1 | 13.05. |
34 | Обобщение по теме «строение тела человека». | 1 | 20.05. |
6