Рабочая программа
Окружающий мир. 2 класс
УМК: Школа России
предметная линия учебников А.А. Плешакова
количество часов: 68
Личностные
У учащегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Учащийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Учащийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные
Учащийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание тем учебного курса «Окружающий мир»
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Проект«Родное село» Проверочная работа
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Р.К. Экскурсия:В гости к осени. Осенние изменения в природе. Р.К. Природные богатства нашего края. Р.К. Редкие животные и растения Омутинского района Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» Практические работы:Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Проверочная работа
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Проект «Профессии" Р.К. Экономика нашего края Р.К.Что строят в нашем селе Р.К. Учреждения культуры и образования Омутинского района Р.К. Экскурсия:В гости к зиме.Зимние изменения в природе. Проверочная работа
.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Р.К. Дорожные знаки в нашем селе. Р.К. Ядовитые ягоды и грибы в наших лесах Практические работы: Составление своего режима дня. Отработка правил перехода улицы. Отработка действий при сигнале «Внимание всем!» Проверочная работа
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Проект «Родословная» Практическая работа:Отработка основных правил этикета.Проверочная работа
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Р.К. Характеристика земной поверхности нашего края. Р.К. Водоемы родного края. Экскурсия: Р.К. В гости к весне. Весенние изменения в природе. Практические работы:Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.Проекты «Города России», «Страны мира» Проверочная работа
Требования к знаниям и умениям концу изучения раздела «Где мы живем» Учащиеся должны - знать названия нашей страны и ее столицы; - различать город и село; - различать объекты природы и предметы, созданные человеком; уметь - находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России; - называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся; - различать государственные символы России — флаг, герб, гимн; - приводить примеры народов России; -сравнивать город и село, городской и сельский дома;
Требования к знаниям и умениям концу изучения раздела «Природа»Учащиеся должны - знать, что относится к неживой и живой природе; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; уметь - различать изученные группы растений и животных; - распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); - вести наблюдения в природе под руководством учителя; - выполнять правила поведения в природе; - находить связи в природе, между природой и человеком.
Требования к знаниям и умениям концу изучения раздела « Жизнь города и села» Учащиеся должны - владеть основными сведениями о своем городе (селе); - знать домашний адрес; наиболее распространенные профессии; уметь - различать изученные виды транспорта, объяснять их назначение; - вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей; - различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь; - приводить примеры учреждений культуры и образования.
Требования к знаниям и умениям концу изучения раздела «Здоровье и безопасность»Учащиеся должны - знать и уметь применять на практике: - правила поведения в природе; - правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; - правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Требования к знаниям и умениям концу изучения раздела «Общение» Учащиеся должны знать и уметь применять на практике: - имена и отчества родителей; - использовать основные формы приветствия, просьбы благодарности, извинения, прощания и т. д. в отношениях с другими людьми; уметь - оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников; - приводить примеры семейных традиций.
Требования к знаниям и умениям концу изучения раздела « Путешествия» Учащиеся должны - знать и определять основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса, основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки; - приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других городов России; - названия нескольких стран мира; государственные символы России; уметь - различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору; - различать водоёмы, узнавать их по описанию; - читать карту и план, правильно показывать на настенной карте; - находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны; - различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Где мы живем | 4 |
1 | Родная страна | 1 |
2 | Город и село Проект «Родное село» | 1 |
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 |
Природа | 20 |
5 | Неживая и живая природа | 1 |
6 | Явления природы Практическая работа | 1 |
7 | Что такое погода | 1 |
8 | Экскурсия. В гости к осени. Осенние изменения в природе | 1 |
9 | В гости к осени. | 1 |
10 | Звездное небо | 1 |
11 | Заглянем в кладовые земли Практическая работа Природные богатства нашего края | 1 |
12 | Про воздух и про воду | 1 |
13 | Про воздух и про воду | 1 |
14 | Какие бывают растения | 1 |
15 | Какие бывают животные | 1 |
16 | Невидимые нити | 1 |
17 | Дикорастущие и культурные растения | 1 |
18 | Дикие и домашние животные | 1 |
19 | Комнатные растения Практическая работа | 1 |
20 | Животные живого уголка | 1 |
21 | Про кошек и собак | 1 |
22 | Красная книга Редкие животные и растения Омутинского района | 1 |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 |
Жизнь города и села | 10 |
25 | Что такое экономика Экономика нашего края | 1 |
26 | Из чего что сделано | 1 |
27 | Как построить домЧто строят в нашем селе. | 1 |
28 | Какой бывает транспорт | 1 |
29 | Культура и образование Учреждения культуры и образования Омутинского района | 1 |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 |
31 | В гости к зиме (экскурсия) Зимние изменения в природе | 1 |
32 | В гости к зиме | 1 |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 |
34 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | 1 |
Здоровье и безопасность | 9 |
35 | Строение тела человека | 1 |
36 | Если хочешь быть здоров Практическая работа | 1 |
37 | Берегись автомобиля | 1 |
38 | Школа пешехода Практическая работа Дорожные знаки в нашем селе | 1 |
39 | Домашние опасности | 1 |
40 | Пожар Практическая работа | 1 |
41 | На воде и в лесу. Ядовитые ягоды и грибы в наших лесах | 1 |
42 | Опасные незнакомцы | 1 |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 |
Общение | 7 |
44 | Наша дружная семья | 1 |
45 | Проект «Родословная» | 1 |
46 | В школе | 1 |
47 | Правила вежливости | 1 |
48 | Ты и твои друзья Практическая работа | 1 |
49 | Мы – зрители и пассажиры | 1 |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 |
Путешествия | 18 |
51 | Посмотри вокруг | 1 |
52 | Ориентирование на местности | 1 |
53 | Ориентирование на местности Практическая работа | 1 |
54 | Формы земной поверхности Характеристика земной поверхности нашего края | 1 |
55 | Водные богатства Водоемыродного края | 1 |
56 | В гости к весне (экскурсия) Весенние изменения в природе. | 1 |
57 | В гости к весне | 1 |
58 | Россия на карте Практическая работа | 1 |
59 | Проект «Города России» | 1 |
60 | Путешествие по Москве | 1 |
61 | Московский Кремль | 1 |
62 | Город на Неве | 1 |
63 | Путешествие по планете | 1 |
64 | Путешествие по материкам | 1 |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 |
66 | Впереди лето | 1 |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 |
| Итого | 68 |